Научная статья на тему 'Выявление психологических закономерностей формирования стратегического мышления у студентов вузов'

Выявление психологических закономерностей формирования стратегического мышления у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ / КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА / UNCERTAINTY OF THE ENVIRONMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / REFLECTIVE ANALYSIS / CREATIVE MANAGEMENT / STRATEGIC THINKING / MODEL OF INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова О. М.

В статье рассмотрены вопросы выявления психологических закономерностей формирования стратегического мышления у студентов вузов. Автором статьи определены и описаны уровни сформированности данного типа мышления. На основании проведенного эксперимента построена модель влияния составляющих структуры интеллекта по Р. Атмхауэру на уровень развития стратегического мышления. Данная модель может быть положена в основу разработки педагогических условий формирования стратегического мышления у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN ARTICLE CONSIDERED QUESTIONS OF DETECTION OF PSYCHOLOGICAL REGULARITIES OF FORMATION OF STRATEGIC THINKING AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The author of article defined and described levels of a sformirovannost of this type of thinking. On the basis of the carried-out experiment the model of influence of components of structure of intelligence according to R. Atmhauer on a level of development of strategic thinking is constructed. This model can be based on development of pedagogical conditions of formation of strategic thinking at students of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Выявление психологических закономерностей формирования стратегического мышления у студентов вузов»

УДК 159.9:35

Kulikova O.M. IN ARTICLE CONSIDERED QUESTIONS OF DETECTION OF PSYCHOLOGICAL REGULARITIES OF FORMATION OF STRATEGIC THINKING AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The author of article defined and described levels of a sformirovannost of this type of thinking. On the basis of the carried-out experiment the model of influence of components of structure of intelligence according to R. Atmhauer on a level of development of strategic thinking is constructed. This model can be based on development of pedagogical conditions of formation of strategic thinking at students of higher education institutions.

Key words: uncertainty of the environment, strategic management, reflective analysis, creative management, strategic thinking, model of intelligence.

О.М. Куликова, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВПО Сибирская гос. автомобильно-дорожная академия,

E-mail: [email protected]

ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье рассмотрены вопросы выявления психологических закономерностей формирования стратегического мышления у студентов вузов. Автором статьи определены и описаны уровни сформированности данного типа мышления. На основании проведенного эксперимента построена модель влияния составляющих структуры интеллекта по Р Атмхауэру на уровень развития стратегического мышления. Данная модель может быть положена в основу разработки педагогических условий формирования стратегического мышления у студентов вузов.

Ключевые слова: неопределенность внешней среды, стратегическое управление, рефлексивный анализ, креативный менеджмент, стратегическое мышление, модели интеллекта.

Сегодня одной из актуальных проблем современной науки является разработка методов формирования стратегического мышления у студентов вузов - будущих руководителей организаций. Это обусловлено повышением уровня неопределенности внешней среды и развитием инновационных подходов в стратегическом менеджменте. В настоящее время стратегическое управление ориентировано на поиск новых возможностей и адаптивных форм поведения сложных систем в динамично изменяющейся внешней среде, что позволяет повысить эффективность деятельности организаций. Также в задачи стратегического управления входит определение способов реакции системы на текущие изменения во внешней среде.

Поскольку изменения во внешней среде происходят спонтанно и неравномерно, то в рамках данного управления разрабатываются модели поведения системы для настоящего момента времени, позволяющие повысить устойчивость и эффективность функционирования организаций в стремительно меняющихся условиях.

Стратегия в данном случае рассматривается как совокупность моделей поведения организации при различных сценариях развития ситуации, повышающие ее устойчивость и эффективность функционирования. Для каждого сценария развития ситуации разрабатывается своя сценарная стратегия [3].

Чтобы обеспечить эффективность развития организации менеджеры различных уровней управления должны обладать сформированным стратегическим мышлением, позволяющим строить достоверные прогнозы и разрабатывать оптимальные модели поведения сложных динамических систем в условиях высокой неопределенности. Для построения оптимальных методик формирования стратегического мышления у студентов вузов необходимо выявить закономерности формирования данного типа мышления.

Цель исследования. Определить уровни сформированно-сти стратегического мышления и построить модель влияния составляющих структуры интеллекта по Р. Атмхауэру на уровень развития стратегического мышления.

Материалы и методы исследования. Исследование по выявлению закономерностей формирования стратегического мышления проводилось среди студентов вузов г. Омска. Исследовалось влияние составляющих структуры интеллекта по Р. Атмхауэру на уровень развития стратегического мышления. Автором статьи разработана методика создания моделей влияния внешних и внутренних факторов на состояние системы. В основе данной методики лежит построение диаграмм «состав - свойство» в барицентрической системе координат с применением регрессионного анализа [4]. Кратко опишем данную методику.

На первом этапе определяется структура модели. В данную структуру входят эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы. Введем следующие обозначения:

Х{ - экзогенный фактор; Хэ - эндогенный фактор; у - результирующий признак;

Эндогенные факторы взаимосвязаны между собой функциональной зависимостью:

X = 1

Ъ

(1)

Значения данных эндогенных факторов лежат в диапазоне

0 £ Х1Э < 1 (2)

(данный диапазон может быть сокращен исходя из особенностей функционирования системы).

Экзогенные факторы не связаны между собой. Результирующий признак показывает смену состояний системы под воздействием экзогенных и эндогенных факторов.

На следующем этапе строится система уравнений:

У = f(Х1, Х2 , ^3 ,..., xn , Х1э , Х2э , Х3э,..., Хпэ-1 ) Х1э + Х2э + Х3э + ... + Хпэ = 1

а1 < x1 < в1

а2 < Х2 < в2

а3 < Х3 < в3

а < Х < в

n

0 < Хь < 1

0 < Х2э < 1 (3)

0 < Хзэ < 1

0 < Хпэ < 1

í < y < m

где у - результирующий признак, получаемый из уравнения регрессии;

а1, а2, а3,..., ап - нижние пределы допустимого диапазона значений экзогенных факторов;

в1,в2в3,...,вп - верхние пределы допустимого диапазона значений экзогенных факторов;

I, т - верхний и нижний диапазоны значений результирующего признака.

На последнем этапе определяется размерность геометрической фигуры, которая опишет изменение состояния системы под воздействием эндогенных и экзогенных факторов. Размерность геометрической фигуры определяется количеством факторов, описывающих смену состояний системы во времени.

На рис. 1 приведена пространственная диаграмма «состав - свойство» для системы, на изменение состояния которой влияют три эндогенных фактора.

Рис. 2. Определение координат точки, задающей состав трехкомпонентной системы

Выделим три уровня сформированности стратегического мышления:

- Низкий (студент способен только выделять ключевые эндогенные и экзогенные факторы и оценивать их влияние на внутреннюю и внешнюю среду организации с применением стандартных эвристических методов);

- Средний (студент способен выделять ключевые факторы, оценивать их влияние на устойчивость и эффективность деятельности организации, строить прогнозы и применять стандартные модели поведения сложных систем в различных ситуациях);

- Высокий (студент способен применять различные инновационные методы исследования внешней и внутренней среды организации, в том числе и методы имитационного моделирования, на основании полученных результатов может разрабатывать нестандартные модели поведения организаций во внешних условиях, оценивать эффективность и риски).

Уровень сформированности стратегического мышления определялся с применением разработанного авторского теста.

На основании проведенных исследований среди студентов вузов построена система уравнений:

Рис. 1. Диаграмма «состав - свойство» для трехкомпонентной системы

Значение эндогенных факторов определяются в системе барицентрических координат (рис. 2) [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Проведено исследование по изучению влияния составляющих структуры интеллекта Р. Атмхауэра на эффективность формирования стратегического мышления у студентов вузов.

Под стратегическим мышлением понимается способность индивида системно и комплексно анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, прогнозировать их изменение и разрабатывать эффективные модели поведения сложных динамических систем в условиях высокой неопределенности, позволяющие сохранять их устойчивость в любой ситуации [3].

(4)

где х1э - математический интеллект; х2э - вербальный интеллект; х^ - пространственный интеллект; у - уровень сформированности стратегического мыш-

Статистические характеристики уравнения регрессии

Таблица 1

Зависимая переменная: у;

Метод построения уравнения: МНК; Количество наблюдений: 156;

переменная коэффициент стандартная ошибка t - статистика p - уровень

a 0,28022 0.005550 12.00951 0.0000

Х1э 0.60094 0.003750 9.766715 0.0000

Хзэ 1.3045 0.096662 18.00951 0.0000

Коэффициент детерминации 0,811595 Скорректированный коэффициент детерминации 0,804485 Стандартная ошибка регрессионного уравнения 0,232587 Сумма квадратов остатков 2,867125 F - критерий 114,1541 Р - уровень 0,000000

Рис. 3. Диаграмма «состав - свойство», показывающая влияние составляющих интеллекта по Р. Атмхауэру на уровень сформированности стратегического мышления

Статистические характеристики уравнения регрессии приведены в таблице 1.

Диапазон значений от 0,1 до 0,5 соответствует низкому уровню сформированности стратегического мышления, от 0,51 до 0,7 - среднему, от 0,71 до 1 - высокому.

Построенная в ходе эксперимента диаграмма «состав -свойство», показывающая влияние составляющих интеллекта по Р. Атмхауэру на уровень сформированности стратегического мышления приведена на рисунке 3. Серым цветом показаны неБиблиографический список

рабочие зоны модели. Первая зона соответствует низкому уровню сформированности стратегического мышления, вторая -среднему, третья - высокому.

Вывод. Построенная модель влияния составляющих структуры интеллекта по Р. Атмхауэру позволит разработать модель педагогическую формирования стратегического мышления у студентов вузов и определить условия, при которых этот процесс станет эффективным.

1. Анастази, А.Н. Психологическое тестирование. - М., 1982. - Т. 1.

2. Афиногенов, Ю.П. Фазовые диаграммы многокомпонентных систем. - М., 2001.

3. Куликова, О.М. Проект программного комплекса для построения сценарных стратегий проектных команд ситуационных центров вузов // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3 [Э/р]. - Р/д: http://search.rae.ru/ ?string=%EA%F3%EB%E8%EA%EE%E2%E0+%EE&type=author&mode=search&selino=1

4. Куликова, О.М. Геометрическое моделирование процесса усвоение знания студентами - один из путей оптимизации учебного процесса в ВТУЗах // Межвузовский сборник трудов молодых ученых, аспирантов и студентов. - Омск, 2006. - Вып. 3. - Ч. 2.

5. Сизикова, Т.Э. Рефлексивное управление в организации [Э/р]. - Р/д: http://quality.petrsu.ru/files/file/f_file/145.pdf

Bibliography

1. Anastazi, A.N. Psikhologicheskoe testirovanie. - M., 1982. - T. 1.

2. Afinogenov, Yu.P. Fazovihe diagrammih mnogokomponentnihkh sistem. - M., 2001.

3. Kulikova, O.M. Proekt programmnogo kompleksa dlya postroeniya scenarnihkh strategiyj proektnihkh komand situacionnihkh centrov vuzov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2011. - № 3 [Eh/r]. - R/d: http://search.rae.ru/ ?string=%EA%F3%EB%E8%EA%EE%E2%E0+%EE&type=author&mode=search&selino=1

4. Kulikova, O.M. Geometricheskoe modelirovanie processa usvoenie znaniya studentami - odin iz puteyj optimizacii uchebnogo processa v VTUZakh // Mezhvuzovskiyj sbornik trudov molodihkh uchenihkh, aspirantov i studentov. - Omsk, 2006. - Vihp. 3. - Ch. 2.

5. Sizikova, T.Eh. Refleksivnoe upravlenie v organizacii [Eh/r]. - R/d: http://quality.petrsu.ru/files/file/f_file/145.pdf

Статья поступила в редакцию 11.12.12

УДК 159.955

Lubochnikov P.G. FEATURES CROSS TECHNOLOGY AS PSYCHOSOCIAL FACTORS FORMATION STRATEGIC THINKING. The paper deals with the implementation of cross-technology as a socio-psychological factors of strategic thinking. Describes the main concepts and developed structural-functional model of cross-technology in the context of its social and psychological impact on the development of strategic thinking. Key words: strategic thinking, cross-technology, Situation Centre.

П.Г. Лубочников, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского гос. технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.