Научная статья на тему 'Стратегическое мышление как фактор профессиональной востребованности дизайнера'

Стратегическое мышление как фактор профессиональной востребованности дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИЗАЙНЕР / ПСИХОДИАГНОСТИКА / DEMAND / STRATEGIC THINKING / DESIGNER / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская В. С., Судоргина А. В.

В работе описаны обоснование значимости стратегического мышления для профессионального образования будущего дизайнера, экспериментальный план исследования и результаты сопоставления востребованности дизайнеров и уровня их стратегического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявская В. С., Судоргина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC THINKING AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEMAND DESIGNER

The paper describes the rationale importance of strategic thinking for professional education of future designer, pilot plan research and the results of matching demand for designers and their level of strategic thinking.

Текст научной работы на тему «Стратегическое мышление как фактор профессиональной востребованности дизайнера»

С заниженным уровнем эмпатийных способностей было выявлено 80% испытуемых. Данные респонденты часто испытывают затруднения в установлении контактов с людьми; неуютно чувствуют себя в большой компании; эмоциональные проявления окружающих часто кажутся им непонятными и лишенными смысла; при недостаточном внимании окружающих, чувствуют свою отчужденность.

Очень низкий уровень эмпатийных способностей был выявлен у 5% испытуемых. Данные респонденты «слепы» к чувствам и мыслям окружающих, их больше интересуют собственные выводы; им часто ошибочно кажется, что они хорошо знают и понимают других; взаимопонимание с окружающими затруднено.

Библиографический список

Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства юношей эмпатийные способности развиты слабо. У них недостаточно развито понимание категорий радость, грусть, сострадание, которые отражают эмоциональное отношение к другому. Они не умеют выражать свои желания, чувства, мнения так, чтобы они были понятны окружающим, и принимать их точку зрения. Им сложно найти достойный выход из конфликтной ситуации. Все это затрудняет их взаимодействие с окружающими и говорит о необходимости организации коррекционноразвивающей работы в данном направлении.

1. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. - 2005. - № 2.

2. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). - СПб., 1995.

3. Диагностика уровня эмпатических способностей // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособ. / ред. и сост.

Д.Я. Райгородский - Самара, 2001.

4. Абрамова, Г.С. Практическая психология. - М., 2005.

Bibliography

1. Gavrilova, T.P. Ponyatie ehmpatii v zarubezhnoyj psikhologii. Istoricheskiyj obzor i sovremennoe sostoyanie problemih // Voprosih psikhologii. - 2005. - № 2.

2. Yusupov, I.M. Psikhologiya ehmpatii (Teoreticheskie i prikladnihe aspektih). - SPb., 1995.

3. Diagnostika urovnya ehmpaticheskikh sposobnosteyj // Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: uchebnoe posob. / red. i sost.

D.Ya. Rayjgorodskiyj - Samara, 2001.

4. Abramova, G.S. Prakticheskaya psikhologiya. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 29.05.13

УДК 159.95 Chernjavskaja VS., Sudorgina A.V. STRATEGIC THINKING AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEMAND DESIGNER. The paper describes the rationale importance of strategic thinking for professional education of future designer, pilot plan research and the results of matching demand for designers and their level of strategic thinking.

Key words: demand, strategic thinking, designer, psychological diagnostics.

В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail:valstan13@mail.ru; А.В. Судоргина, студентка специальности «Психология» Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, Владивосток,

E-mail: hennesy90@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ДИЗАЙНЕРА

В работе описаны обоснование значимости стратегического мышления для профессионального образования будущего дизайнера, экспериментальный план исследования и результаты сопоставления востребованности дизайнеров и уровня их стратегического мышления.

Ключевые слова: востребованность, стратегическое мышление, дизайнер; психодиагностика.

Анализ психологических и смежных с проблематикой исследования работ показал, что в последнее время отечественная наука проявляет интерес к изучению феномена стратегического мышления и востребованности. Настоящая работа отражает определенную часть задания выполненного в рамках государственного задания Министерства Образования и науки на 2012-2013 год «Механизмы формирования востребованности выпускников рынком труда на примере направления «Дизайн».

Мышление является высшим познавательным процессом, оно представляет собой процесс и результат порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Рассматривая имеющиеся предпосылки к исследованию стратегического мышления в психологической науке, мы приняли определение В.К. Тарасова о том, что стратегическое мышление представляет собой способность и готовность субъекта мыслить, как правило, нестандартно, давая нетипичные интерпретации действительному и потенциальному, используя при этом различные типы стратегий [1].

Анализ профессиональной деятельности дизайнера, анализ профессионального образовательного стандарта последних поколений подтвердили особую значимость стратегического мышления для будущего дизайнера [2]. Дизайн, как профессио-

нальная деятельность является формой организованности художественно-проектной деятельности, производящей потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления. Мышлению дизайнера присущ инновационный характер, поскольку одна из задач дизайнера - через объекты своего проектирования вносить в мир новизну [3]. Стратегическое мышление - необходимая составляющая мышления дизайнера. Дизайн - продукт - проект, и, чтобы его создать необходимо собрать информацию, проанализировать, выстроить план действий по созданию продукта и внедрению его в социум, с учетом того, что дизайн - проект должен стать востребованным. Стратегическое мышление - не что иное, как особенный тип системного мышления дизайнера, который объединяет рациональный и творческий компоненты, объективный и субъективный аспекты, основывается на определенных принципах, интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности дизайнера [4].

Цель профессиональной деятельности дизайнера, как стратега творческой деятельности - сформировать образ мыслей направленный на создание дизайн-проекта. Востребованность выпускников-дизайнеров определяется эффективностью высшего профессионального образования, получаемого студентами-

Таблица 1

Ход исследования (исследовательский дизайн)

1. Контент анализ Анализ содержания представлений о востребованности

2. Экспертная оценка Диагностика потенциальной востребованности

3. Методика Е.В. Харитоновой, Б.А. Ясько Объективная (психодиагностическая) оценка востребованности

4. Методика О.С. Анисимова Психодиагностика уровня развития стратегического мышления

5. Статистический ^критерий Стьюдента Анализ различий

Таблица 2

Уровень развитости стратегического мышления у востребованных дизайнеров и студентов

Группа студентов с высокой самооценкой профессиональной востребованности Группа профессионально востребованных специалистов-дизайнеров

Очень высокий - Очень высокий 6

Высокий 5 Высокий 9

Средний 2 Средний 2

Низкий - Низкий -

дизайнерами на базе ВУЗа, а так же комплексом личностно-профессиональных качеств. Наличие высокого уровня стратегического мышления будущих дизайнеров - ресурс потенциальной востребованности выпускников ВУЗов.

Эмпирической выборкой нашего исследования послужили группы студентов-дизайнеров старших курсов N=18, а также выпускников - востребованных дизайнеров, стаж работы которых по специальности от 2 до 7 лет, N=17.

Ниже представлен ход исследования; каждый этап проходил в группах студентов-старшекурсников и востребованных специалистов-дизайнеров (таблица1).

1. Результаты 1 этапа исследования показали: как студенты, так и выпускники в качестве ведущих среди 10 выделили следующие смысловые категории «Необходимость кому-либо» - (26,9%); «Потребность в ком-либо» - (23,1%); «Нужность кому-либо» - (23,1%).

2. Экспертная оценка потенциальной востребованности сту-дентов-дизайнеров была выполнена в форме социометрического опроса. В результате этого среди студентов-дизайнеров были выбраны три группы по уровню потенциальной востребованности. Затем были отобраны контрастные группы - из числа наиболее (группа А) и наименее потенциально востребованных (группа В) студентов-дизайнеров.

3. Результаты психодиагностики с помощью методики социально-профессиональной востребованности Е.В. Харитоновой, Б.А. Ясько и сравнение их с результатами 2-го этапа исследования полностью подтвердили достоверность выводов экспертов [5].

Моделирование результата верифицировало полученные результаты. Оказалось, что студенты-дизайнеры способны объективно оценивать своих однокурсников, и в целом можно сделать вывод, что данные метода экспертной оценки студен-тов-дизайнеров являются надежными. Таким образом, точно были выделены группы более (А) и менее востребованных (В) студентов-дизайнеров.

Обобщая результаты опроса востребованных выпускников-дизайнеров (работающих дизайнеров), мы сделали вывод, что в целом дизайнеры весьма удовлетворены своей профессиональной деятельностью. Удовлетворенность работой акцентируется прежде всего на основных четырех категориях: «осмысленность профессиональной деятельности», «социально - профессиональная ситуация», «график работы», «объем работы». Это говорит о том, что для востребованного дизайнера в работе важно: 1) во имя чего он работает, осмыслена ли она; 2) насколько комфортно ему в профессиональном социуме; 3) достаточно ли верно распределение жизненного ресурса, времени; 4) соответствует ли объем работы профессиональным и личным возможностям.

Библиографический список

4. Итоги психодиагностических данных об уровне развития стратегического мышления личности дизайнера были получены с помощью опросника «Изучение рефлексивно-мыслительных качеств» О.С. Анисимова. Оказалось, что у студентов с более высоким уровнем востребованности (группа А) уровень стратегического мышления существенно выше.

Далее представлены результаты сравнения уровня развития стратегического мышления у студентов группы А и востребованных выпускников-дизайнеров со стажем профессиональной деятельности

Анализ полученных результатов диагностики уровня стратегического мышления выборок студентов из группы А - потенциально самых востребованных из числа студентов-старшекур-сников и востребованных выпускников заключается в следующем: в выборке студентов у семи испытуемых выражен высокий и средний уровень стратегического мышления. В выборке востребованных выпускников у шести преобладает очень высокий уровень стратегического мышления; у девяти испытуемых уровень стратегического мышление имеет высокий показатель; у двух испытуемых выражен средний уровень стратегического мышления.

Результаты сравнительного анализа уровня стратегического мышления студентов-дизайнеров, которые являются наиболее потенциально востребованными и выборки востребованных выпускников, мы выявили, что уровень стратегического мышления выпускников-дизайнеров значительно выше уровня стратегического мышления студентов- дизайнеров, что подтвержден-но статистически. Для проверки достоверности различий был применен ^критерий Стьюдента Щ. Данный критерий соответствует требованиям, поскольку предназначен для несвязных или независимых выборок.

Различия в уровне стратегического мышления оказались достоверными: фактор развитости стратегического мышления является значимым для востребованности на профессиональной уровне. Чем выше уровень стратегического мышления, тем более высоко востребован дизайнер.

Можно констатировать нахождение специфичного исследовательского дизайна, связанного с проблематикой целей профессионального образования, связанных с востребованностью, как его целью, который можно использовать для других специальностей выпускников.

Возможности дальнейшего внедрения положений исследования в образовательный процесс ВУЗа может способствовать развитию стратегического мышления не только студентов-ди-зайнеров, но и студентов различных направлений, не только при подготовке к выпуску, но начиная с первых дней обучения в ВУЗе.

1. Тарасов, В. К. Искусство управленческой борьбы. - М., 2008.

2. Федеральный государственный стандарт образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «магистр»): электронный ресурс.

3. Чернявская, В.С. Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности / В.С. Чернявская, И.И. Поливанов, А.В. Судоргина // Концепт. - 2012. - № 8.

4. Мещанинов, А.А. Дизайн. Точка над i. - СПб., 2008.

5. Харитонова, Е.В. Социально-профессиональная востребованность личности на этапах жизненного и профессионального пути: монография. - Краснодар, 2011.

Bibliography

1. Tarasov, V. K. Iskusstvo upravlencheskoyj borjbih. - M., 2008.

2. Federaljnihyj gosudarstvennihyj standart obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 072500 Dizayjn (kvalifikaciya (stepenj) «magistr»): ehlektronnihyj resurs.

3. Chernyavskaya, V.S. Strategicheskoe mihshlenie buduthego dizayjnera v kontekste psikhologii professionaljnoyj vostrebovannosti / V.S. Chernyavskaya, I.I. Polivanov, A.V. Sudorgina // Koncept. - 2012. - № 8.

4. Methaninov, A.A. Dizayjn. Tochka nad i. - SPb., 2008.

5. Kharitonova, E.V. Socialjno-professionaljnaya vostrebovannostj lichnosti na ehtapakh zhiznennogo i professionaljnogo puti: monografiya. -Krasnodar, 2011.

Статья поступила в редакцию 13.05.13

УДК 378 (075.8)

Alieva R.R. MODEL OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE FUTURE TEACHER TRAINING.

The article presents a model of the organizational culture of the future teacher in the process of training.

Key words: organizational culture, the modeling method, future teacher.

Р.Р. Алиева, аспирант каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: rukisha@bk.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье представлена модель формирования организационной культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Ключевые слова: организационная культура, метод моделирования, будущий учитель.

Современная профессиональная подготовка будущего учителя предполагает становление новой философии педагогического образования, в которой сам учитель выдвигается на первый план. Это связано с осуществлением результативной самоорганизации, соорганизации, организационной культурой, признаки сформированности которой определяются уровнем инновационных знаний, умений и ценностных ориентации, формированием ценностных установок личности, принятием норм, правил, стандартов образовательно-воспитательного учреждения, сопричастности к нему и отношениями в коллективе. Теоретический анализ научно-педагогических исследований в отечественной научной и зарубежной литературе, посвященной проблеме формирования организационной культуры, выявил многообразие и многоаспектность ее направлений. В исследованиях организационной культуры значительное место отводится изучению различных типов модели формирования организационной культур, когда одна модель строится «на понимании исторически сложившихся система общих традиций, ценностей, символов, убеждений» (Соломанидина Т.О., Тихомирова О.Г.); другая - «на формальных и неформальных правилах поведения членов организации, которые выдержали испытание временем» (Буева И.И., Жалило Б., Шендель Т.В., Ясницкая В.Р).

Несмотря на имеющийся материал, к настоящему времени недостаточно разработаны теоретические основы к моделированию процесса формирования организационной культуры личности будущего учителя в условиях профессиональной подготовки в вузе. Автором статьи разработана модель данного процесса (рис. 1).

Ход реализации модели процесса формирования организационной культуры личности будущего учителя в условиях профессиональной подготовки в вузе включает следующие этапы -адаптационный, формирующий, итоговый. Модель представлена следующими блоками.

Первый блок - целевой, включающий государственный заказ на выпускника педагогического вуза, требования ФГОС ВПО, требования к организационной культуре школы, требования работодателей к уровню организационной культуры учителя, суть которого в следующем. Переход средней общеобразовательной школы на профильное обучение диктует и необходимость опережающего развития профессионального педагогического образования. Государственный заказ на выпускника педагогического вуза преследует главную цель - повышение профессионально-

го уровня педагогов и формирование нового состава педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, которое рассматривается как необходимое условие модернизации системы профессионального образования России.

Второй блок отражает требования ФГОС ВПО, суть которого в том, что повышение профессионального уровня выпускников педагогических вузов предполагает усвоение ими определенных знаний, умений и навыков, которые являются основой для формирования следующих компетенций:

• способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

• способность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества образовательного процесса (ПК-3);

• способностью уметь организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

• готовностью использовать систематизированные знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

Третий блок модели отвечает за требования к организационной культуре школы, которая зависит от сформированной организационной культуры каждого ее члена, каждого учителя и каждого сотрудника. В условиях демократизации всех сфер жизнедеятельности общества, современная школа переживает острую потребность в собственной демократизации, обновлении, инновациях, новшествах. Ей необходимо иметь чёткие ориентиры как для учащихся, так и для учителей, администрации школы на систему формальных и неформальных правил и норм конструктивной деятельности. Если эти условия будут соблюдены, то школа будет переживать взлет творческих идей и предложений от педагогов и сотрудников, новое рождение и появление новых школьных обычаев и традиций, которые интегрируют индивидуальные и групповые интересы педагогов. Все перечисленное отпечатывается на особенностях стиля поведения администрации школы, учителей и самих учащихся. Школа приобретает собственный имидж эффективно организованной системы обучения, воспитания и развития. Критерием организационной культуры учителя является уровень удовлетворенности его работой, эффективным сотрудничеством с коллегами, учениками, администрацией школы [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.