Научная статья на тему 'Особенности кросс-технологий как социально-психологического фактора формирования стратегического мышления'

Особенности кросс-технологий как социально-психологического фактора формирования стратегического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРОСС-ТЕХНОЛОГИИ / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / STRATEGIC THINKING / CROSS-TECHNOLOGY / SITUATION CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубочников П. Г.

В работе рассмотрена реализация кросс-технологий как социально-психологического фактора формирования стратегического мышления. Охарактеризованы основные понятия и разработана структурно-функциональная модель кросс-технологии в контексте ее социально-психологического влияния на развитие стратегического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубочников П. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES CROSS TECHNOLOGY AS PSYCHOSOCIAL FACTORS FORMATION STRATEGIC THINKING

The paper deals with the implementation of cross-technology as a socio-psychological factors of strategic thinking. Describes the main concepts and developed structural-functional model of cross-technology in the context of its social and psychological impact on the development of strategic thinking.

Текст научной работы на тему «Особенности кросс-технологий как социально-психологического фактора формирования стратегического мышления»

Рис. 3. Диаграмма «состав - свойство», показывающая влияние составляющих интеллекта по Р. Атмхауэру на уровень сформированности стратегического мышления

Статистические характеристики уравнения регрессии приведены в таблице 1.

Диапазон значений от 0,1 до 0,5 соответствует низкому уровню сформированности стратегического мышления, от 0,51 до 0,7 - среднему, от 0,71 до 1 - высокому.

Построенная в ходе эксперимента диаграмма «состав -свойство», показывающая влияние составляющих интеллекта по Р. Атмхауэру на уровень сформированности стратегического мышления приведена на рисунке 3. Серым цветом показаны неБиблиографический список

рабочие зоны модели. Первая зона соответствует низкому уровню сформированности стратегического мышления, вторая -среднему, третья - высокому.

Вывод. Построенная модель влияния составляющих структуры интеллекта по Р. Атмхауэру позволит разработать модель педагогическую формирования стратегического мышления у студентов вузов и определить условия, при которых этот процесс станет эффективным.

1. Анастази, А.Н. Психологическое тестирование. - М., 1982. - Т. 1.

2. Афиногенов, Ю.П. Фазовые диаграммы многокомпонентных систем. - М., 2001.

3. Куликова, О.М. Проект программного комплекса для построения сценарных стратегий проектных команд ситуационных центров вузов // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3 [Э/р]. - Р/д: http://search.rae.ru/ ?string=%EA%F3%EB%E8%EA%EE%E2%E0+%EE&type=author&mode=search&selino=1

4. Куликова, О.М. Геометрическое моделирование процесса усвоение знания студентами - один из путей оптимизации учебного процесса в ВТУЗах // Межвузовский сборник трудов молодых ученых, аспирантов и студентов. - Омск, 2006. - Вып. 3. - Ч. 2.

5. Сизикова, Т.Э. Рефлексивное управление в организации [Э/р]. - Р/д: http://quality.petrsu.ru/files/file/f_file/145.pdf

Bibliography

1. Anastazi, A.N. Psikhologicheskoe testirovanie. - M., 1982. - T. 1.

2. Afinogenov, Yu.P. Fazovihe diagrammih mnogokomponentnihkh sistem. - M., 2001.

3. Kulikova, O.M. Proekt programmnogo kompleksa dlya postroeniya scenarnihkh strategiyj proektnihkh komand situacionnihkh centrov vuzov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2011. - № 3 [Eh/r]. - R/d: http://search.rae.ru/ ?string=%EA%F3%EB%E8%EA%EE%E2%E0+%EE&type=author&mode=search&selino=1

4. Kulikova, O.M. Geometricheskoe modelirovanie processa usvoenie znaniya studentami - odin iz puteyj optimizacii uchebnogo processa v VTUZakh // Mezhvuzovskiyj sbornik trudov molodihkh uchenihkh, aspirantov i studentov. - Omsk, 2006. - Vihp. 3. - Ch. 2.

5. Sizikova, T.Eh. Refleksivnoe upravlenie v organizacii [Eh/r]. - R/d: http://quality.petrsu.ru/files/file/f_file/145.pdf

Статья поступила в редакцию 11.12.12

УДК 159.955

Lubochnikov P.G. FEATURES CROSS TECHNOLOGY AS PSYCHOSOCIAL FACTORS FORMATION STRATEGIC THINKING. The paper deals with the implementation of cross-technology as a socio-psychological factors of strategic thinking. Describes the main concepts and developed structural-functional model of cross-technology in the context of its social and psychological impact on the development of strategic thinking. Key words: strategic thinking, cross-technology, Situation Centre.

П.Г. Лубочников, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского гос. технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В работе рассмотрена реализация кросс-технологий как социально-психологического фактора формирования стратегического мышления. Охарактеризованы основные понятия и разработана структурно-функциональная модель кросс-технологии в контексте ее социально-психологического влияния на развитие стратегического мышления.

Ключевые слова: фактор, стратегическое мышление, кросс-технологии, ситуационный центр.

Формирование стратегического мышления субъекта выступает важной профессионально-педагогической и психологической проблемой, поскольку в приоритетных направлениях развития России особое место занимают образование и здравоохранение в контексте развития человека.

В соответствии с темой нашей статьи, остановимся на характеристике основных понятий, а именно - стратегическое мышление, кросс-технологии и социально-психологический фактор.

Понятие «стратегическое мышление» выступает видовым по отношению к категории мышления, следовательно, оно сохраняет все родовые признаки, при этом приобретая видовые, к каковым относятся: направленность данного мышления на достижение целей, решение тех или иных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности, и самое главное - связанных с преодолением внешних или внутренних трудностей. Структурными компонентами стратегического мышления выступают основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, отграничение, абстрагирование, аналогия, сравнение), которые в случае описания именно стратегического мышления, начинают комбинироваться в мыслительные стратегии (рефлексия, обогащение, инициирование, гармонизация, ориентирование и другие), направленные на формирование и развитие абстрактных образов, обобщенных категорий (в том числе всеобщих признаков окружающего мира) [1] и выработку совокупности субъективных правил жизнедеятельности в объективном мире с четким формированием жизненных планов личности и реализацией познавательной и преобразовательной функций [2].

В современную психологическую науку вошло новое понятие «кросс-технологии», имеющее родовидовой уровень по отношению понятия «технология». Частица «кросс» заимствована в английском языке, где «cross» обозначает «крест, перекрестье, скрещение, пересечение; пересекать, перечеркивать».

Вместе с тем, некоторые ученые, например, В.А. Филимонов придает этой частице значение взаимодействия [3]. Объединив вышеуказанные точки зрения, мы уточнили понятие кросс-технологии - и обозначили подобным образом такие технологии, внутри которых при взаимодействии субъектов деятельности перекрещиваются (по типу кроссинговера), различные методики (или технологии второго порядка), реализуемые ими консту-тивно, что приводит к синергетически эффективному результату и выполняют когнитивную, эмотивно-аксиологическую и по-веденческо-деятельностную функции. Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что само стратегическое мышление и то пространство, где мы его развиваем (в нашем случае ситуационный центр), по сути, выступают самостоятельными кросс-технологиями, поскольку в них агглютинируются различные процессы.

Понятие фактор в русском языке имеет два значения - первооснова, первопричина чего-либо, или постоянно действующая сила. Отечественная психолого-педагогическая наука советского времени оперировала информацией о трех факторах развития личности: биологическом (который целесообразнее было бы назвать биогенетическим), социальном и педагогическом. Педагогический фактор выделялся отдельно, поскольку считался основным для формирования всесторонне развитой личности, способным скорректировать влияние остальных факторов. Исследуя факторы развития воображения субъекта в процессе когнитивной деятельности, В.С. Нургалеев объединил социальный и педагогический факторы и выделил внутренне психологический (личностный) фактор отдельно, поскольку нельзя не учитывать в становлении человека его субъектной активности [4]. На основании этой классификации в рамках второго (социально-педагогического) фактора можно выделить отдельные факторы второго порядка и обозначить их социально-психологическим и психолого-педагогическим.

Поскольку стратегическое мышление формируется в социуме и имеет психологический генезис, то можно утверждать, что его формирование и развитие зависит от ряда социально-психологических факторов, одним из которых может выступить кросс-технология.

Ориентируясь на вышеприведенный анализ понятий, обозначенных в названии статьи, мы разработали структурно-функциональную модель кросс-технологии в контексте ее социально-психологического влияния на тот или иной процесс (рис. 1).

Остановимся на анализе данной модели. Кросс-технология формируется в несколько этапов, условно обозначенных в модели буквами А, Б, В. Поскольку указанная технология формируется из совокупности других технологий или действий, на первом этапе, обозначенном буквой А они представлены как индивидуальные и достаточно разрозненные явления психологического и/или социального плана. Стратегическое мышление на этом этапе формируется из совокупности мыслительных действий, наиболее важным из которых выступает абстрагирование от несущественных признаков предметов или явлений, мысленных в понятиях (образах, суждениях). На этапе, условно обозначенном нами буквой Б, происходит их постепенное сближение и перекрещивание, а также обмен какими-то структурными компонентами (по типу кроссинговера в процессе конъюгации в генетике). На данном этапе в структуре стратеги-

Рис. 1. Структурно-функциональная модель кросс-технологии

ческого мышления наиболее полно раскрыва-

ются и комбинируются с другими мыслительные действия анализа и синтеза внутри процессов обобщения и отграничения понятий. Именно на этом этапе и происходит, по сути, первичное формирование кросс-технологии, но нет еще достаточного технологического развертывания, которое происходит на этапе, обозначенном буквой Б и названном нами синергетическим, поскольку наиболее важным моментом здесь выступает так называемый «синергетический эффект» (обозначен в модели буквой S), способствующий не просто соединению индивидуальных технологий, а превращению их в синергетическую систему.

Библиографический список

На данном этапе элементарные мыслительные действия комбинируются в мыслительные стратегии, которые позволяют человеку в групповом процессе более четко отражать и преобразовывать социальное пространство его жизнедеятельности.

Следовательно, кросс-технологию (в данном случае, ситуационный центр) можно обозначить социально-психологическим фактором развития стратегического мышления субъекта, особенностями которого могут выступить когнитивная направленность (психологический компонент) и синергетическая эффективность (социальный компонент), так как рассматриваемые технологии - результат соместной деятельности субъектов (например, мозгового штурма).

1. Поляруш, А.А. Единство в многообразии. системный подход к учебному процессу: пособие для учителей. - Красноярск, 1994.

2. Лубочников, П.Г. Развитие образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности: монография / П.Г. Лубоч-ников, В.С. Нургалеев. - Красноярск, 2007.

3. Филимонов, В.А. Кросс-технологии ситуационного центра // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе: матер. межвузовской научно-методич. конф. - Омск, 2011.

4. Нургалеев, В.С. Развитие воображения субъекта в процессе когнитивной деятельности. - Красноярск, 2007.

Bibliography

1. Polyarush, A.A. Edinstvo v mnogoobrazii. sistemnihyj podkhod k uchebnomu processu: posobie dlya uchiteleyj. - Krasnoyarsk, 1994.

2. Lubochnikov, P.G. Razvitie obrazno-logicheskogo mihshleniya subjhekta v processe kognitivnoyj deyateljnosti: monografiya / P.G. Lubochnikov, V.S. Nurgaleev. - Krasnoyarsk, 2007.

3. Filimonov, V.A. Kross-tekhnologii situacionnogo centra // Aktualjnihe problemih prepodavaniya matematiki v tekhnicheskom vuze: mater. mezhvuzovskoyj nauchno-metodich. konf. - Omsk, 2011.

4. Nurgaleev, V.S. Razvitie voobrazheniya subjhekta v processe kognitivnoyj deyateljnosti. - Krasnoyarsk, 2007.

Статья поступила в редакцию 12.12.12

УДК 1. 159.955:37.03

Marina I.E., Nurgaleev V.S. EDUCATIONAL SUPPORT STUDENTS IN STRATEGIC THINKING. The paper considers the pedagogical support as a scientific category, and as a set of concrete actions in the context of the development of strategic thinking in the study of technology and cross-situational center as well. Work was performed under the scientific ideas of the psychological school of Siberian State Technological University.

Key words: strategic thinking, cross-technology, Situation Centre, pedagogical support, rendering algorithm.

И.Е. Марина, канд. психол. наук, доц., доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности

Сибирского гос. технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected];

В.С. Нургалеев, д-р психол. н., проф. каф. психологии Российского гос. университета физической

культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ*

В работе рассмотрена педагогическая поддержка как научная категория и как совокупность конкретных действий в контексте развития стратегического мышления в рамках изучения кросс-технологий и ситуационного центра в том числе. Работа выполнена в рамках идей научной психологической школы Сибирского государственного технологического университета.

Ключевые слова: фактор, стратегическое мышление, кросс-технологии, ситуационный центр, педагогическая поддержка, алгоритм визуализации.

Стратегическое мышление как психологическое явление формируется на довольно поздних этапах онтогенеза, поскольку его развитие связано с преобразованием конкретных мыслительных операций в комбинированные стратегии, что требует специальной работы по поддерживанию субъекта в образовательном процессе- то есть педагогической поддержки [1].

Используя основные идеи В.А. Филимонова о ситуационном центре как специфической кросс-технологии [1], рассмотрим психологический аспект педагогической поддержки студентов в процессе стратегического мышления. Для того, чтобы процесс стратегического мышления был наиболее эффективен, запускающим его механизмом является совокупное применение техник логического и образного типа [2]. Этим требованиям отвечает аналитическая визуализация, если ее применять не как метод, а как психолого-педагогическую кросс-технологию.

Аналитическую визуализацию традиционно включают как метод работы в программы личностных тренингов с исследовательской целью. В исследовательских визуализациях обязательно дается установка на запоминание: необходимо собрать материалы (неосознаваемые чувства, побуждения, мотивы; образы фантазии как проекции подсознательных процессов) для

дальнейшего анализа (описание, зарисовка, сбор ассоциаций, «заземление», выводы). И.В. Шевцовой предлагается следующий алгоритм данного метода: 1) подготовка к погружению (расслабление, работа с телом); инструкция на запоминание; 2) перенесение в знакомое, безопасное место; 3) путь к арене, преодоление препятствий; 4) арена - наблюдение за описываемыми событиями или пассивное участие в них; 5) ритуал - совершение выбора, получение подарка, нахождение какого-либо предмета; 6) возвращение в безопасное место; 7) выход на поверхность, осознание позиции «здесь и сейчас» [3, с. 15-17].

Мы предлагаем для проработки какой-либо ситуации (проблемы, задачи) через образ с дальнейшим анализом использовать именно «аналитическую визуализацию» как алгоритмическую технологию, включающую следующие этапы: называние, введение, дыхание, визуализация, медитативная визуализация, выход, обратная связь [4].

Данный алгоритм проведения аналитической визуализации осуществляется посредством «наполнения» каждого из этапов (методов) техниками в зависимости от требующей проработки ситуации (проблемы, задачи). Применяя данную технологию, педагог (психолог) осуществляет роль «тренера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.