КОНЦЕПТ
Чернявская В. С., Поливанов И. И., Судоргина А. В. Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12112. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал 1 гос. р~Тфс 77-
АНТ 12112 УДК 378.2:37.025.7 49965 чям 2304-120Х.
Чернявская Валентина Станиславовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и психологии ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток Ипа [email protected]
Поливанов Игорь Иванович,
доцент кафедры дизайна ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Судоргина Антонина Вячеславовна,
студентка ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности
Аннотация. В статье представлен анализ дизайна как актуальной профессиональной деятельности. Дан обзор исследований в области психологии мышления, стратегического мышления. Обоснована необходимость конструирования профессионального образования в области дизайна с точки зрения развития проектного мышления будущих дизайнеров. Выделены особенности проявления стратегического мышления у дизайнера в соответствии с требованиями государственного стандарта к магистру дизайна.
Ключевые слова: психология, мышление, стратегическое мышление, дизайн, студенты-дизайнеры.
Ум организует мир, организуясь сам.
Жан Пиаже
Современный мир постоянно меняется. К числу причин этих изменений относится не только рост информации, но и изменение предметного пространства. Предметный мир современного человека требует осмысленности форм и пространственного окружения.
Дизайн становится не только крайне популярным видом профессиональной деятельности; в гуманитарном знании растет количество терминов, родственных дизайну (дизайн-программа, дизайн-тренинг, дизайн-мышление в бизнесе и др.). Расширяется диапазон влияния на общество традиционных видов дизайна.
Дизайн как профессиональная деятельность представляет собой проектную формотворческую деятельность; ее реализация, так или иначе, происходит в предметной форме. Выявление смысла и значения форм и особенностей пространства жизнедеятельности являются ключевыми исследовательскими и проектными задачами дизайнера и представляются крайне важными для развития человека и общества. Концептуальность дизайн-проектов как соответствие замыслу, ведущей идее, мысли становится самым актуальным свойством результата профессиональной деятельности дизайнера для человека ХХ1 века.
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12112.htm
КОНЦЕПТ
Чернявская В. С., Поливанов И. И., Судоргина А. В. Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12112. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал копсер1/2о^/т12.И1т. - Гос. р~Тфс 77 АШ 12112 УДК 378.2:37.025.7 49965 -155М2304-120Х.
Нынешнее поколение студентов-дизайнеров будет решать эти задачи в будущем и для будущего. На наш взгляд, значимой представляется постановка проблемы развития этого компонента будущего профессионализма дизайнера, то есть стратегического мышления как компонента профессиональной компетенции в процессе профессионального образования будущего дизайнера.
Конструктивизм как стилевая тенденция стала источником направления социального конструктивизма, этим примером мы можем подтвердить тезис о влиянии дизайна на общество.
Е. Н. Князева пишет, что в содержание понятия «социальный конструктивизм» [1] входит не только сознательное конструирование социальной реальности, социального порядка и социальных организации. В соответствие с ценностными предпочтениями социального субъекта включены креативность социальных институтов, введение ими социальных инноваций, управление рисками социального развития, прохождение кризиса и выход на желаемые пути развития [2].
Социальный конструктивизм, на наш взгляд, можно поставить в основу рассмотрения феномена формирования востребованности выпускника на рынке труда, которое может быть проектом вуза.
В настоящее время критерием эффективности высшего образования стала востребованность выпускников на рынке труда. Этот факт ложится в основу формирования взаимосвязи и взаимозависимости образовательной системы вуза с рынком труда и разработки новых путей и методов образовательной деятельности [3].
Результаты наших исследований говорят о том, что большинство студентов-дизайнеров склонны переоценивать собственные компетенции и личностные ресурсы (77%). При этом в целом объективные показатели исследуемых компонентов профессиональных компетенций, связанные с востребованностью на рынке труда (социальный интеллект), оказались низкими. Это говорит о тенденции к неадекватной самооценке у студентов-дизайнеров и препятствует их личностному и профессиональному развитию. Студенты-дизайнеры, как правило, плохо понимают людей и прогнозируют поведение, это усложняет личные и профессиональные взаимоотношения и существенно снижает возможности адаптации к рынку труда. Рассогласование объективных данных и параметров самооценки затрудняют рефлексию, в том числе профессиональную, осознание проблем в становлении метанавыков, связанных с адаптацией к рынку труда, и стратегическое мышление личности [4].
Профессиональная компетентность является новообразованием, возникающим в результате личностной рефлексии как критического переосмысления личностью первоначальных представлений о себе как носителе интеллектуальных стереотипов, приводящей к построению нового образа «я» как субъекта творчества, и выработки стратегий профессионального развития. Для рефлексивной творческой реализации ценностно-смыслового опыта в проектной деятельности это особенно актуально, поскольку сейчас одним из наиболее значимых является требование концептуальности к результатам проектной деятельности [5].
В настоящее время мероприятия, связанные с адаптацией студента к ситуации рынка на этапе окончания вуза, существенно устаревают. Как правило, студенты, стремящиеся к профессиональной самореализации, к этому периоду уже имеют профессиональный опыт, связанный, а чаще не связанный, со специальностью, ко-
пи пи
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12112.htm
КОНЦЕПТ
Чернявская В. С., Поливанов И. И., Судоргина А. В. Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12112. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал копсер1/2о^/т12.И1т. - Гос. р~Тфс 77 АШ 12112 УДК 378.2:37.025.7 49965 -155М2304-120Х.
торую получает студент (более 65% по данным Центра занятости Приморского края) [6].
По нашему мнению, стратегическое мышление является важным компонентом конкурентоспособности будущего выпускника вуза; компетенции, связанные с его развитием в образовательном процессе вуза, как правило, не является целью, не имеют программного приложения и педагогического сопровождения.
Интуитивное познание близко креативности личности дизайнера, но мы остановимся на рациональной стороне познания и ее когнитивных мыслительных процессах, которые являются основой современного профессионального образования и актуального компетентностного подхода.
Продукты творческого мышления дизайнера определены особенностями мышления автора-творца, для которого возможно изменить проблему, чтобы найти решение. Именно это является особенностью стратегического мышления дизайнера.
Представим обзор психологической литературы относительно мышления и стратегического мышления.
Категория мышления представлена исследованиями самых видных отечественных психологов. С. Л. Рубинштейн раскрыл функции мышления: «Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность» [7, с. 246]. А. В. Брушлинский акцентировал внимание на адаптивной стороне мышления, на деятельности: «В личностном плане мышление выступает, прежде всего, в виде деятельности. То есть со стороны мотивов и целей субъекта, его рефлексии. Осуществляемых им непрерывных умственных действий и операций и т. д., однако, мышление это не только деятельность, но и внутри ее формирующийся непрерывный психический процесс анализа, синтеза и обобщения, постоянно изменяющихся обстоятельств жизни данного субъекта» [8, с.19]. Общим в разработках психологии мышления (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. Д. Шадриков) представляется то, что ученые характеризуют мышление как деятельность, в ходе которой реализуются определенные отношения человека к окружающему миру, и процесс, в ходе которого осуществляется анализ, синтез и обобщение условий.
Процессуальный пласт мышления (мышление как процесс) составляют процессы анализа, синтеза, обобщения и т. д. Мышление как операция (как деятельность) характеризует мыслительные операции (действия) субъекта.
Именно в процессуальном контексте происходит определение тех мыслительных операций (умственных действий), которые должны быть сформированы субъектом, использованы и развиты для решения той или иной мыслительной задачи (А. В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.).
Тематика стратегического мышления наиболее популярна в экономике, управлении. Так, подход В. К. Тарасова базируется на изучении представления о картине мира человека, осознание и коррекция позволяют выигрывать в управленческой борьбе [9].
Рассмотрим имеющиеся предпосылки к исследованию стратегического мышления в психологической науке.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12112.htm
КОНЦЕПТ
Чернявская В. С., Поливанов И. И., Судоргина А. В. Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12112. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал копсер1/2о^/т12.И1т. - Гос. р~Тфс 77-АШ 12112 УДК 378.2:37.025.7 49965 -155М2304-120Х.
Стратегическое мышление дизайнера реализует следующие функции: смыслооб-разования деятельности проектирования; изучение и сравнение особенностей разных вариантов проектных решений; выработка предпроектной идеи в виде определенного креативного суждения; для последующих действий; разработка дизайн-концепции.
Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы.
По мнению Г. Г. Почепцова, стратегическое мышление представляет собой способность и готовность субъекта мыслить, как правило, нестандартно, давая нетипичные интерпретации действительному и потенциальному, используя при этом различные типы стратегий [10].
Ж. Г одфруа выделил три подхода. Первая - «случайная» стратегия проявляется в том, что случайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность, и в случае отрицательной оценки выдвигается новое предположение; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение [11] .
Вторая - «рациональный перебор». При такой стратегии исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска.
Третья - «систематический перебор». При этой стратегии мышления субъект охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за другой, пытаясь прийти, таким образом, к каким-то выводам. Можно сказать, что такая стратегия, разумеется, самая строгая, но в то же время и самая скучная [12, с. 365].
Таким образом, стратегическое мышление, с позиции Ж. Годфуа представляется как некая последовательность фильтров восприятия человека или последовательность мыслительных действий, в результате которых происходит переработка входящей в человека информации в некий результат.
О. С. Анисимов, разрабатывая методологию и технологию развития стратегического мышления, пишет, что в любом типе деятельности, особенно в мыслительно насыщенных типах, к которым, безусловно, относится и дизайн, нужна методологически организованная рефлексия. Основным пространством стратегического мышления ученый видит пространство принятия решений - именно там «разыгрываются мыслительные драмы, включённые в реализацию рефлексивных функций». Он выделяет три вида стратегий по глобальности: миктростратегии, макростратегии, метастратегии.
По мнению О. С. Анисимова, существуют две противоречивые позиции по поводу природы стратегического мышления.
Первая основывается на том, что стратегическое мышление - одно из продвинутых форм аналитического обоснования, которая требует последовательного и точного использования логики и формальных методов [13, с. 232].
Вторая позиция основывается на том, что суть стратегического мышления - способность сломать традиционные представления, что требует использования творческих методов и неформального подхода (креативный аспект стратегического мышления) [14, с. 254]. Это значит, что стратегия без творческого подхода - не стратегия, а план, программа действий, сформированная на основе соответствующего анализа.
О. С. Анисимов полагает, что необходимым является компромисс - конструктивное объединение разных аспектов мышления на ситуативной основе.
rv /j ги
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12112.htm
КОНТ TFTTT
Чернявская В. С., Поливанов И. И., Судоргина А. В. Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12112. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/
научно-методический электронный журнал копсер1/2о^/т12.И1т. - Гос. р~Тфс 77 АНТ 12112 УДК 378.2:37.025.7 49965 чям 2304-120Х.
Как логика, так и формализованные подходы необходимы для выявления набора элементов системы взаимосвязей решаемой проблемы, для обеспечения системного перехода от целей до вариантов решения, обоснованных с учетом выбранных критериев [15, с. 266].
Стратегическое мышление является отчасти наукой и отчасти искусством. Чтобы научится эффективному стратегическому мышлению необходимо использовать как левое, так и правое полушарие мозга; это навык, который требует практики и уверенности.
О. С. Анисимов в своей книге «Мышление стратега: стратегическое управление в схемах» приводит примеры навыков, которыми владеют и ежедневно пользуются самые лучшие стратеги [16, с. 303-318].
По сравнению с бакалаврами дизайна, область профессиональной деятельности магистра дизайна - вид творческой деятельности связанный с проектированием предметного мира, среды обитания; информационного и визуального пространств, а также связанных с ним систем, явлений и процессов, в том числе социальной, культурной и гуманитарной деятельности.
Мы провели сравнительный анализ особенностей проявления стратегического мышления личности (по О. С. Анисимову) с требованиями государственного стандарта к магистру дизайна [17]. Результаты этого анализа представлены ниже (табл. 1).
Таблица 1
Проявления стратегического мышления у дизайнеров
Формулировка качеств людей, обладающих стратегическим мышлением Стратегическое мышление у дизайнеров (стандарт магистра дизайна)
1. Виде- ние Они отлично умеют, как мыслить стратегическими целями, так и формировать видение будущего. В их инструментарии имеются оба этих инструмента, один дополняет другой. Эта форма мышления и представления будущего создает такой образ мышления и развитие стратегии, которые одновременно являются целенаправленными и широкими Образное мышление является базовым элементом профессиональных компетенций для реализации профессиональных (ПК) компетенций для проектной деятельности: в творческом проявлении своей индивидуальности в макетировании, моделировании (ПК1), в синтезе возможных решений в выполнении проекта, разработке проектной идеи (ПК2) трансформации художественных идей (ПК10)
2. Вре- менные ас- пекты: отсут- ствие спешки Ключ к пониманию стратегического мышления заключается в его описании. Стратегическое мышление не имеет отношение к «сегодня», «завтра» или следующей неделе. В тесном сочетании с наличием ясного видения своего будущего, эти два элемента определяют все будущие «завтра». Не только одно «завтра». Это процесс формирования и наладки качественных результатов деятельности на многие годы вперед. Большие мастера-стратеги выделяют время на то, чтобы отлаживать, пересматривать и разрабатывать качественное будущее В общекультурных компетенциях: в совершенствовании и развитии своего интеллектуального и общекультурного уровня (ОК1); способность брать на себя всю полноту профессиональной ответственности за последующий результат (ОК5), этому способствует также ряд профессиональных компетенций: готовность к определению порядка выполняемых работ (ПК5), способность к оценке результатов (ПК4)
PU Г М
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12112.htm
КОНТ ткпт
научно-методический электронный журнал ART 12112 УДК 378.2:37.025.7
Чернявская В. С., Поливанов И. И., Судоргина А. В. Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12112. - 0,5 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12112.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Формулировка качеств людей, обладающих стратегическим мышлением Стратегическое мышление у дизайнеров (стандарт магистра дизайна)
3. Учет всей пол- ноты инфор- мации Понимают и принимают во внимание. В любой жизненной ситуации есть нити, часто очень тонкие, внутренние и внешние, помогающие руководить будущим и обнаруживать новые возможности. Эффективные стратеги хватаются за все эти нити, так чтобы когда они приступят к обдумыванию стратегии, у них был полный набор необходимой информации. Иногда, в определенный момент времени наступает прозрение, что-то вроде момента «эврика», когда они замечают что-то, что захватывает их; произойти такое может во время утренней прогулки, или в тот момент, когда кто-либо им что-либо скажет, например, в кафе Новые знания, умение изменить профиль деятельности, мышления. Внесение новых аспектов, подходов (ОК1) (ОК2) (ОК6). Способность к синтезу возможных решений; владение разнообразными вариантами проектных решений (ПК1-ПК10)
4. Про- верка взаи- мосвя- зей элементов ин-формации Понимают и принимают во внимание. В любой жизненной ситуации есть нити, часто очень тонкие, внутренние и внешние, помогающие руководить будущим и обнаруживать новые возможности. Эффективные стратеги хватаются за все эти нити, так чтобы когда они приступят к обдумыванию стратегии, у них был полный набор необходимой информации. Иногда, в определенный момент времени наступает прозрение, что-то вроде момента «эврика», когда они замечают что-то, что захватывает их; произойти такое может во время утренней прогулки, или в тот момент, когда кто-либо им что-либо скажет, например, в кафе Способность к обобщению, получению новых знаний, умений (ОК6) Навыки научно-исследовательской деятельности, модификация методов (ПК1-ПК10)
5. Про- верка гипотез Часто проверяют. Успешные стратегические мыслители проверяют, оправдалось ли их стратегическое мышление. Сработает ли оно в условиях мира регулярных, постоянных и иногда непостоянных изменений? Проверка гипотез, как деятельность в качестве цели, меняется, поэтому, инструментами оценки результатов стратегического мышления являются обзоры, эталоны и анализ этапов и результатов проектирования (ПК1, ПК3, ПК6)
6. Исполь- зование опыта Учатся на опыте. Стратеги при обдумывании стратегических вопросов пользуются своим опытом, будь он большим или небольшим. Это позволяет наиболее рационально и эффективно использовать выделенное на стратегическое планирование время В проектировании решения художественно-творческих задач опыт служит путем к более формализованному процессу получения результатов стратегического мышления (ОК8; ПК1-ПК8)
7. Опре- деление проме- жуточ- ных этапов Определяют промежуточные этапы. Проводя проверки состоятельности своего стратегического мышления, у них имеется возможность внести в него коррективы. У них есть врожденная способность улавливать необходимые тонкости Понимание коррекция и планирование этапов проектирования у дизайнера основаны как на общекультурных компетенциях, так и на всем перечне профессиональных (ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5, ПК6)
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12112.htm
Чернявская В. С., Поливанов И. И., Судоргина А. В.
Стратегическое мышление будущего дизайнера в контексте психологии профессиональной востребованности // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART
научно-методический электронный журнал 77-
ART 12112 УДК 378.2:37.025.7 49965 -ISSN2304-120Х.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что способность дизайнера мыслить стратегически востребована государственным стандартом и позволяет ему эффективно построить и организовать свою профессиональную проектную деятельность, спланировать и распределить ресурсы и способности, тем самым наиболее удачным образом, повлияв на будущее проекта и его автора.
Ссылки на источники
1. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
2. Князева Е. Н. Эпистемологический конструктивизм. - URL: http://iph.ras.ru/page50344579.htm.
3-4. Чернявская В. С., Кленина А. Н. Дефицит компетенций будущего дизайнера - проблема адаптации на рынке труда // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2010. - № 4 (23). -С.153-155.
5. Кравцова Т. А., Чернявская В. С. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера костюма. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. - 168 с.
6. Чернявская В. С., Кленина А. Н. Указ. соч.
7. Рубинштейн С. Л. Указ. соч.
8. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической пси-
хологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 392 с.
9. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
10. Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. - М: Добрая книга, 2008. - 480ис.
11-12. Почепцов Г. Г. Стратегическая разведка и стратегическое мышление. - URL: www.jurenergo. kiev.ua/statti.php.
13-16. Анисимов О. С. Мышление стратега: Стратегическое управление в схемах. Выпуск 7. - М., 2009. - 421 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) магистр) от 13.10. 2010.
Chernyavskaya Valentina,
Professor of psychology pulpit. Professor Department of the philosophies and psychologies Vladivostok state university of the economy and service, Vladivostok tina [email protected] Polivanov Igor,
Assistant professor Department of the design Vladivostok state university of the economy and service, Vladivostok
[email protected] Sudorgina Antonina,
Student of the Vladivostok state university of the economy and service, Vladivostok [email protected]
Strategic thinking in the context of the future designer psychology professional demand Abstract. The presented analysis of the design, as actual professional activity. Review of the studies is given in the field of psychologies of the thinking, strategic thinking. Motivated need of designing vocational training in the field of design with standpoint of the development of the design thinking future designer. The chosenned particularities of the manifestation of the strategic thinking beside designer in accordance with requirements of the state standard to master of the design.
Keywords: psychology, thinking, strategic thinking, design, students-designers.
nu -7 nu
977230412012808
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12112.htm