Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПЕДАГОГОВ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПЕДАГОГОВ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные дефициты / педагогические кадры / дистанционное обучение / информационно-коммуникационные технологии / электронные образовательные платформы / онлайнанкетирование / дополнительное профессиональное образование / цифровые навыки / professional deficits / teaching staff / distance learning / information and communication technologies / electronic educational platforms / online surveys / additional professional education / digital skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогу необходимо владеть как методикой удаленной деятельности, так и иметь сформированную профессиональную ИКТ-компетентность. Необходимым условием обеспечения качества дистанционного обучения является научнометодическое сопровождение педагогических кадров в рамках курсовой и межкурсовой подготовки. Исследование потребностей в формировании навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, в том числе цифровыми образовательными платформами и путями выявления профессиональных дефицитов, служит инструментом для своевременного устранения затруднений, возникающих у педагогов в процессе реализации дистанционного обучения. Авторская онлайн-анкета содержит вопросы на установление уровня владения респондентами информационно-коммуникационными технологиями и знание перечня цифровых навыков, требующих усовершенствования; возможности использования готовых электронных образовательных платформ при подготовке дистанционного урока и образовательных платформ, по которым есть потребность в обучении. Результаты исследования показали, с одной стороны, что большинство педагогов оценивают свой уровень владения информационно-коммуникационными технологиями как достаточный, а с другой – педагогические работники нуждаются в совершенствовании целого ряда цифровых навыков: создание интерактивной презентации, интерактивного плаката, интерактивного упражнения, онлайн-тестов и опросов, интерактивного видео, интеллекткарт и др. Устранение профессиональных дефицитов возможно через изменение содержания дополнительных профессиональных программ и межкурсовых мероприятий; усиление практической направленности курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL DEFICIENCY OF TEACHERS OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING

When implementing educational programs using e-learning, distance learning technologies in an organization carrying out educational activities, a teacher needs to master both the methodology of remote activity and have a formed professional ICT competence. A necessary condition for ensuring the quality of distance learning is the scientific and methodological support of teaching staff in the course and intercourse training. The study of the needs for the formation of skills in the use of information and communication technologies, including digital educational platforms and ways to identify professional deficiencies, serves as a tool for timely elimination of difficulties that teachers face in the process of implementing distance learning. The author’s online questionnaire contained questions to establish the level of proficiency of respondents in information and communication technologies and knowledge of the list of digital skills that need to be improved; the possibility of using ready-made electronic educational platforms in the preparation of a distance lesson and educational platforms for which there is a need for training. The results of the study showed, on the one hand, that most teachers assess their level of knowledge of information and communication technologies as sufficient, and on the other hand, teachers need to improve a number of digital skills: creating an interactive presentation, an interactive poster, an interactive exercise, online tests and surveys, interactive video, mind maps, etc. Eliminating professional deficits is possible through changing the content of additional professional programs and inter-course events; strengthening the practical orientation of advanced training courses.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПЕДАГОГОВ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 3(44)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

КОВАЛЬ Наталья Николаевна ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ...

VTTK" "37 П1 8 dfi I -—v /5Л |©2023 Контент доступен по шшешии СС BY-NC 4,0

•УД14 J / АЛО.-Ю |(сс) (JjCs) Ifhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 03 08 lfcae^K^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПЕДАГОГОВ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Автор(ы) 2023

КОВАЛЬ Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Донецкий республиканский институт развития образования 283001, Россия, Донецк, nata.koval.70@bk.ru

SPIN: 5708-8048

AuthorlD: 728793

ORCID: 0009-0006-0370-067X

Аннотация. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогу необходимо владеть как методикой удаленной деятельности, так и иметь сформированную профессиональную ИКТ-компетентность. Необходимым условием обеспечения качества дистанционного обучения является научно-методическое сопровождение педагогических кадров в рамках курсовой и межкурсовой подготовки. Исследование потребностей в формировании навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, в том числе цифровыми образовательными платформами и путями выявления профессиональных дефицитов, служит инструментом для своевременного устранения затруднений, возникающих у педагогов в процессе реализации дистанционного обучения. Авторская онлайн-анкета содержит вопросы на установление уровня владения респондентами информационно-коммуникационными технологиями и знание перечня цифровых навыков, требующих усовершенствования; возможности использования готовых электронных образовательных платформ при подготовке дистанционного урока и образовательных платформ, по которым есть потребность в обучении. Результаты исследования показали, с одной стороны, что большинство педагогов оценивают свой уровень владения информационно-коммуникационными технологиями как достаточный, а с другой - педагогические работники нуждаются в совершенствовании целого ряда цифровых навыков: создание интерактивной презентации, интерактивного плаката, интерактивного упражнения, онлайн-тестов и опросов, интерактивного видео, интеллект-карт и др. Устранение профессиональных дефицитов возможно через изменение содержания дополнительных профессиональных программ и межкурсовых мероприятий; усиление практической направленности курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: профессиональные дефициты, педагогические кадры, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные платформы, онлайн-анкетирование, дополнительное профессиональное образование, цифровые навыки.

IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL DEFICIENCY OF TEACHERS OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING

© The Author(s) 2023

KOVAL Natalya Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, head of the department of natural and mathematical

disciplines and teaching methods Donetsk Republican Institute for the Development of Education 283001, Russia, Donetsk, nata.koval.70@bk.ru

Abstract. When implementing educational programs using e-learning, distance learning technologies in an organization carrying out educational activities, a teacher needs to master both the methodology of remote activity and have a formed professional ICT competence. A necessary condition for ensuring the quality of distance learning is the scientific and methodological support of teaching staff in the course and intercourse training. The study of the needs for the formation of skills in the use of information and communication technologies, including digital educational platforms and ways to identify professional deficiencies, serves as a tool for timely elimination of difficulties that teachers face in the process of implementing distance learning. The author's online questionnaire contained questions to establish the level of proficiency of respondents in information and communication technologies and knowledge of the list of digital skills that need to be improved; the possibility of using ready-made electronic educational platforms in the preparation of a distance lesson and educational platforms for which there is a need for training. The results of the study showed, on the one hand, that most teachers assess their level of knowledge of information and communication technologies as sufficient, and on the other hand, teachers need to improve a number of digital skills: creating an interactive presentation, an interactive poster, an interactive exercise, online tests and surveys, interactive video, mind maps, etc. Eliminating professional deficits is possible through changing the content of additional professional programs and inter-course events; strengthening the practical orientation of advanced training courses.

Keywords: professional deficits, teaching staff, distance learning, information and communication technologies, electronic educational platforms, online surveys, additional professional education, digital skills.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Начиная с 2020 года в условиях распространения коронавирусной инфекции и в период активных военных действий на территории Донецкой Народной Республики, было принято решение о переводе общеобразовательных организаций на дистанционный формат работы. На начальном этапе перехода на «удаленку» данный тип обучения для большинства педагогов республики стал новым. За короткий период времени учителям необходимо было перестроиться с очной формы организации образовательного процесса на обучение с использованием дистанционных образовательных тех-

нологий и электронного обучения. Такая перестройка сопровождалась целым рядом проблем [1; 2]:

- управленческая (система управления и обеспечения дистанционного обучения оказалась малоэффективной);

- кадровая (недостаточная готовность педагогов использовать новые модели коммуникации с обучающимися и проведения уроков через различные средства дистанционного обучения);

- техническая (нехватка технических средств для организации дистанционной работы, низкая скорость Интернета);

- дидактическая (перевод в дистанционное обучение привычные для очного обучения формы и методы);

- методическая (нехватка учебных материалов на

KOVAL Natalya Nikolaevna

IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL DEFICIENCY ...

онлайн-платформах для занятий музыкой, изобразительным искусством, предметами дополнительного образования, а также адаптированных пособий для детей с ограниченными возможностями);

- родительская (перераспределение значительной части действий по образованию детей на их родителей);

- психологическая (усиление эмоционального напряжения у всех участников образовательного процесса, увеличение нагрузки учителей и обучающихся) и др.

Педагог, не владеющий методикой удаленной деятельности, не сможет сделать обучение школьников мотивированным. При этом нужно понимать, что образовательные сайты, платформы и цифровые сервисы выступают только лишь средствами обучения, которым отводится не более 20 % всей системы обучения; остальным 80 % соответствуют педагогические технологии, методики обучения, подготовка кадров, система диагностики и оценки результатов, обеспечение и сопровождение процесса и др., подчеркивает А. В. Хуторской [2].

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Чтобы дистанционное обучение стало целенаправленным процессом интерактивного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, педагогу необходимо владеть как методикой удаленной деятельности, так и иметь сформированную профессиональную ИКТ-компетентность.

В профессиональном стандарте Российской Федерации «Педагог» [3] описан перечень трудовых функций, действий, умений и знаний учителя в области информационно-коммуникационной деятельности: применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) и др. Очевидно, что обозначенные в профессиональном стандарте компетенции в области информационно-коммуникационной деятельности являются необходимыми составляющими профессиональной деятельности учителя. Следовательно, для обеспечения качества дистанционного обучения у педагогов общеобразовательных организаций должна быть сформирована методическая компетентность в рамках использования дистанционных образовательных технологий, компьютерная и информационная (цифровая) грамотность.

Однако на сегодняшний день многие педагоги испытывают затруднения в области использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, и, как следствие, происходит накопление ими профессиональных дефицитов.

Считаем, что обозначенную проблему необходимо решать на уровне института развития образования как в курсовой, так и в межкурсовой периоды, выявляя и предупреждая профессиональные дефициты педагогов с последующим определением их точек роста при реализации дистанционного обучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 3(44)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В настоящее время проблеме подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения посвящены многочисленные научные исследования, в том числе Ю. А. Молчановой, Е. В. Терентьевой [4], Н. В. Никуличевой [5], М. Ю. Розума [6], С. Б. Шитова [7] и др. [8; 9].

О. В. Калашникова, А. В. Хон [10], Н. С. Логинова, А. Ю. Бендрикова, С. И. Дегтярев [11], М. Пяо [12], А. В. Хуторской [2] в своих научных работах акцентировали внимание на проблемах управления дистанционным обучением и возможных вариантах их решения.

Особенности подготовки педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий и электронного обучения описаны в исследованиях И. В. Беленковой, Д. М. Гребневой [13], Е. П. Круподеровой, К. Р. Круподеровой [14], Е. Ф. Мазанюк [15] и др. [16; 17].

Л. М. Андрюхина, Д. В. Жаркова [18], И. Ю. Вороткова, А. В. Усачева [19], В. И. Громова [20], Г. А. Кобелева, Е. А. Мамаева [21] и др. [22-33] исследовали вопросы выявления и анализа профессиональных дефицитов педагогов образовательных организаций.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Цель статьи - анализ и обобщение результатов исследования профессиональных дефицитов педагогов Донецкой Народной Республики, проявляющихся в условиях реализации дистанционного обучения.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт развития образования» (далее - ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»).

Для изучения потребностей в обучении владения информационно-коммуникационными технологиями, в том числе цифровыми образовательными платформами, и выявления профессиональных дефицитов нами было осуществлено онлайн-анкетирование 6 531 педагога Донецкой Народной Республики. В опросе приняли участие 1 639 (25%) учителей начальных классов, 949 (14,5 %) учителей русского языка, 710 (11 %) учителей иностранного языка, 683 (10,5 %) учителя математики, 389 (6 %) учителей истории и обществоведения, 334 (5 %) учителя информатики, 313 (5 %) учителей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, 307 (5 %) учителей биологии и химии, 297 (4,5 %) учителей технологии и черчения, 260 (4 %) учителей географии и экономики, 235 (3,6 %) учителей физики и астрономии, 167 (2,6 %) учителей музыки и изобразительного искусства. Также была получена обратная связь от воспитателей групп продлённого дня (91 человек - 1,4 %), педагогов-психологов (90 человек - 1,4 %), педагогов-организаторов (51 человек - 0,8 %), учителей-дефектологов (16 человек - 0,2 %).

В анкете респондентам было предложено указать: свой уровень владения информационно-коммуникационными технологиями (нулевой, начальный, достаточный, эксперт («могу научить других»)); готовые электронные образовательные платформы, используемые при подготовке дистанционного урока; образовательные платформы, по которым есть потребность в обучении; цифровые навыки, которые требуют усовершенствования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Были получены следующие результаты онлайн-анке-тирования педагогов.

Распределение уровней владения информационно-коммуникационными технологиями представлено на

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 3(44)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

КОВАЛЬ Наталья Николаевна ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ...

рисунке 1. Большинство респондентов оценивают свой уровень как достаточный (72 %). При этом к нулевому уровню относят себя 36 педагогов или 0,5 % от общего числа респондентов. Доля педагогов, которые готовы поделиться своими наработками с другими, научить других отдельным аспектам использования информационно-коммуникационных технологий в условиях дистанционного обучения, составляет 7 %._

эксперт; 437;^ нулевой; 36; начальный;

1371; 21%

Рисунок 1 - Уровень владения учителями информационно-коммуникационными технологиями в условиях дистанционного обучения

Наиболее популярной электронной образовательной платформой, используемой педагогами при подготовке к дистанционному уроку, выступил портал Инфоурок (http://infourok.ru). Его возможности использует 86,4 % учителей. Практически одинаковое количество педагогов - 53,3 % и 54,9 % - используют возможности таких цифровых платформ как Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/) и Учи.ру (Ы^://исЫ. ги/) соответственно. Наименее востребованной информационно-образовательной средой среди педагогов является «Мобильное электронное образование» (5,4 %). Результаты предпочтений в использовании электронных образовательных платформ представлены на рисунке 2. При этом 28 % педагогов отметили, что хотели бы подробнее ознакомиться с возможностями платформы «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/)._

■ Российская электронная школа

■ Учи.ру

■ Портал Инфоурок

■ ИнтернетУрок

■ УчительС1иЬ

■ Московская электронная школа Яндекс-Учебник

Мобильное электронное образование

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Другие

эл. образовательные платформы

Рисунок 2 - Использование электронных образовательных платформ педагогами Донецкой Народной Республики

Педагоги заинтересованы в повышении своей профессиональной ИКТ-компетентности и отмечают, что они хотели бы усовершенствовать свои знания, умения и навыки по вопросам:

- использования текстового редактора (8,2 %) и электронных таблиц (29,45 %);

- создания интерактивной презентации (35,7 %), интерактивного плаката (32,2 %), интерактивного упражнения (34,7 %), онлайн-тестов и опросов (35,7 %), интерактивного видео (47,8 %), интеллект-карт (28,5 %);

- применения онлайн доски (т.н. белой доски) (41,8 %);

- осуществления поиска информации в сети Интернет (3,7 %);

- коммуникации в цифровом пространстве (10,1 %);

- проведение вебинаров (ВКС - видеоконференцсвя-зи) (20,6 %).

К трудностям, которые испытывают учителя, они относят, в первую очередь, нестабильный Интернет с низкой скоростью, недостаточное техническое оснащение современной компьютерной техникой образовательных организаций, педагогов и обучающихся. При этом только 2 % респондентов нуждаются в еще большей поддержке в освоении знаний и выработке умений и навыков работы в условиях цифровизации образования.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Низкий процент нуждающихся педагогов в постоянном методическом сопровождении в области использования информационно-коммуникационных, дистанционных технологий и электронного обучения свидетельствует о том, что сотрудниками ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» проводится системная и опережающая работа по выявлению профессиональных дефицитов педагогов в условиях цифровизации образования и реализации дистанционного обучения.

На основе анализа результатов онлайн-анкетиро-вания педагогов было обновлено содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, разработаны содержательные модули с учетом образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов.

Так, были реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по темам:

- Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (1 502 педагога).

- Использование цифровой образовательной платформы в профессиональной деятельности педагога (322 педагога).

На курсах повышения квалификации для педагогов всех категорий и руководителей образовательных организаций реализуются содержательные модули:

- Повышение квалификации по информационно-коммуникационным технологиям.

- Реализация дистанционного обучения и сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

В соответствии с планом ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» проводятся межкурсовые мероприятия (вебинары, семинары-практикумы, мастер-классы, студии и др.) по обеспечению выполнения педагогами основных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Анализ результатов профессиональных дефицитов педагогов включал общие сведения о респондентах согласно анкете, уровни владения информационно-коммуникационными технологиями, предпочтения в использовании готовых электронных образовательных платформ при подготовке к дистанционным урокам, профессиональные дефициты в области использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Результаты исследования показали, что процент педагогов с нулевым уровнем владения информационно-коммуникационными технологиями невелик. Также была выявлена необходимость совершенствования у педагогических работников целого ряда цифровых навыков: создание интерактивной презентации, интерактивного плаката, интерактивного упражнения, онлайн-те-стов и опросов, интерактивного видео, интеллект-карт; применение онлайн-доски; проведение вебинаров; использование электронных таблиц.

Устранить эти затруднения можно через включение в дополнительные профессиональные программы содержательных модулей, целью которых является совер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KOVAL Natalya Nikolaevna

IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL DEFICIENCY .

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 3(44)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

шенствование определенных профессиональных компетенций; усиление практической направленности курсов повышения квалификации; активизацию профессиональной деятельности педагогов в межкурсовой период.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Наиболее перспективными изысканиями в данном направлении являются:

- Реализация новых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по темам: «Проектирование дистанционного урока», «Учебное сотрудничество на основе облачных технологий» и др.

- Изучение динамики затруднений педагогов в условиях дистанционного обучения как в курсовой, так и межкурсовой периоды.

- Поиск эффективных форм и методов работы по совершенствованию цифровых навыков педагогов в межкурсовой период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — Москва : НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с.

— 200 экз. — (Факты образования № 4 (29)).

2. Хуторской А.В. Семь ошибок управления дистанционным образованием /А.В. Хуторской //Народное образование. — № 2. — 2020.

— С. 11-144.

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва. — URL: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.001.pdf.

4. Молчанова Ю.А. Обучение иностранному языку в ЭИОС: дистанционное обучение глазами студентов / Ю.А. Молчанова, Е.В. Терентьева //Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70-3. — С. 75-79.

5. Никуличева Н.В. Обучение студентов педагогических специальностей магистратуры методике преподавания предмета в условиях дистанционного обучения / Н.В. Никуличева // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2022. — № 1(59). — С. 67-81.

6. Розум М.Ю. Особенности дистанционного обучения докумен-товедов и архивоведов в профессиональном обучении /М.Ю. Розум // Человек. Наука. Социум. — 2021. — № 3(7). — С. 198-213.

7. Шитов С.Б. Мультимедиа технологии как средство обучения социального субъекта в условиях систем дистанционного обучения / С.Б. Шитов // Norwegian Journal of Development of the International Science. — 2020. — № 43-3. — С. 62-64.

8. Yadgarova L. Technical means and forms of distance learning in the system of vocational education: synchronous and asynchronous distance learning / L. Yadgarova, S. Ergasheva // Universum: технические науки. — 2023. — No. 5-6(110). — P. 46-48.

9. Крицкая А.А. Дистанционное обучение как современная технология обучения кадров /А.А. Крицкая, И.А. Астанина, В.И. Тычинская //Синергия Наук. — 2019. — № 41. — С. 612-618.

10. Калашникова О.В. Актуальные проблемы обучения РКИ при полном или частичном переходе на дистанционное обучение в условиях вуза / О.В. Калашникова, А.В. Хон // Гуманитарный научный вестник. — 2021. — № 2. — С. 50-55.

11. Логинова Н.С. Дистанционное обучение: проблемы и варианты их решения (на примере обобщения опыта дистанционного обучения в АГМУ) / Н.С. Логинова, А.Ю. Бендрикова, С.И. Дегтярев // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. — 2021. — № 3. — С. 6-19.

12. Пяо М. Особенности дистанционного обучения по сравнению с традиционным обучением (на примере опыта России и Китая) / М. Пяо // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 68-4. — С. 120-124.

13. Беленкова И.В. Подготовка будущих учителей информатики к реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий / И.В. Беленкова, Д.М. Гребнева // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 5. — С. 6-8.

14. Круподерова Е.П. Подготовка педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий с помощью МООК / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71-4. — С. 185-188.

15. Мазанюк Е.Ф. Особенности развития системы подготовки педагога к применению дистанционных технологий и образовательных электронных ресурсов / Е.Ф. Мазанюк // Педагогический вестник.

— 2022. — № 24. — С. 55-57.

16. Сидоркина Н.В. Педагогические условия формирования готовности педагогов иностранного языка к использованию дистанционных образовательных технологий / Н.В. Сидоркина, К.А. Сидоркин // Научное отражение. — 2021. — № 1(23). — С. 41-43.

17. Gogoberidze A.G. Modern Educational Programs for the Training of Preschool Teachers: Experience in the Implementation and Assessment of Educational Results of Students / A.G. Gogoberidze, I.A. Kalabina,

L.Yu. Savinova //Education and Self-Development. — 2021. — Vol. 16, No. 3. — P. 230-237.

18. Андрюхина Л.М. Концептуальные основания определения профессиональных дефицитов педагогов в области развития креативного потенциала студентов / Л.М. Андрюхина, Д.В. Жаркова // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. — 2022. — № 8. — С. 17-28.

19. Вороткова И.Ю. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности / И.Ю. Вороткова, А.В. Усачева // Педагогическое образование в России. — 2022. — № 2. — С. 105-112.

20. Громова В.И. Опыт Саратовской области по оценке и выявлению профессиональных дефицитов педагога /В.И. Громова //Вопросы педагогики. — 2022. — № 8-1. — С. 39-43.

21. Кобелева Г.А. Выявление профессиональных дефицитов педагогов школ с низкими образовательными результатами /Г.А. Кобелева, Е.А. Мамаева // Образование в Кировской области. — 2022. — № 2(62).

— С. 15-19.

22. Лацко Н.А. Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов Сахалинской области / Н.А. Лацко, Е.Н. Авдеева, О.В. Пихота // Сахалинское образование XXI век. — 2020. — № 1. — С. 18-26.

23. Малышева А.В. Диагностика профессиональных компетент-ностных дефицитов как основной фактор оптимизации дополнительного профессионального образования педагогов / А. В. Малышева С.О. Кожакина, О.В. Шрамкова //Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2019. — № 3(19). — С. 112-117.

24. Мозгова Д.А. Диагностика профессиональных дефицитов и компетенций педагогов общего образования: кластерный анализ / ДА. Мозгова, О.М. Замятина, Н.А. Семенова, Л.В. Куровская // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 472.

— С. 189-196.

25. Профессиональные дефициты педагогов в области ИКТ-компетенций, проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования / Е.А. Голодов, И.В. Герлах, И.Е. Копченко [и др.] // Перспективы науки и образования. — 2022. — № 4(58). — С. 58-73.

26. Профессиональные дефициты педагогов в области предметных компетенций (русский язык), проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования / Ю.П. Ветров, Р.А. Галустов, Л.В. Чернова [и др.] //Перспективы науки и образования. — 2022. — № 2(56). — С. 235-255.

27. Сабельникова-Бегашвили Н.Н. Анализ профессиональных дефицитов педагога в области организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся / Н.Н. Сабельникова-Бегашвили, Е.В. Дамианова //Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. — 2022. — № 16. — С. 102-106.

28. Солодкова Е.А. Самоанализ профессиональных затруднений педагогических работников дополнительного профессионального образования как инструмент организации профессионального развития / Е.А. Солодкова, Е.В. Бенко // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2021. — № 3(63). — С. 186-195.

29. Тихомирова О.В. Диагностический инструментарий выявления профессиональных дефицитов педагогов допрофессиональной педагогической подготовки / О.В. Тихомирова, Н.А. Мухамедьярова // Непрерывное образование: XXI век. — 2022. — № 4(40). — С. 142-156.

30. Янова М.Г. Анализ индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных затруднений педагогов образовательных организаций и способов их преодоления /М.Г. Янова, З.Г. Рязанова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). — 2022. — № 3(61). — С. 40-49.

31. Liu, Sh. The relationship between the formation and development of teachers' professional competence and the continuing education of young teachers / Sh. Liu, Z. Cui, A.M. Romanova //Наука, техника и образование. — 2022. — No. 2(85). — P. 100-103.

32. Monitoring and analysis of professional deficits of teachers in the field of psychological and pedagogical competencies, manifested in the conditions of digital transformation of education / R.A. Galustov, I.V. Gerlach, M.N. Egizaryants [et al.] // Perspectives of Science and Education. — 2022.

— No. 5(59). — P. 585-599.

33. Smirnov E.I. Case tests as a tool for identifying of teacher's professional deficits in the interpretation of complex knowledge / E.I. Smirnov, A.Yu. Skornyakova, S.A. Tikhomirov // Perspectives of Science and Education. — 2022. — No. 4(58). — P. 557-577.

Received date: 17.07.2023 Approved date: 31.07.2023 Accepted date: 10.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.