Научная статья на тему 'Выявление проблем развития электронной торговли'

Выявление проблем развития электронной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / САЙТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаева Наталья Николаевна

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что выявление проблем электронной торговли позволит эффективнее управлять процессом развития электронной коммерции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление проблем развития электронной торговли»

Выявление проблем развития электронной торговли Катаева Н. Н.

Катаева Наталья Николаевна /Kataeva Natalia Nicolaevna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и стратегического планирования, экономический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что выявление проблем электронной торговли позволит эффективнее управлять процессом развития электронной коммерции.

Ключевые слова: интернет, сайт, электронная торговля.

Текущий рост электронной коммерции в России составляет 25-30 % в год, текущая доля в ВВП страны — меньше 1 %. И если по числу интернет-пользователей россияне в прошлом году обогнали Германию и заняли первое место в Европе (68 млн. - 48 %), то по числу интернет-покупателей наша страна существенно отстает - 23 млн. (34 %) против немецких 41 млн. (61 %). Таким образом, существуют все признаки того, что на рост интернет-пользователей наслоится, как это происходит в Китае, рост доли покупателей и частоты покупок. Рост электронной коммерции может составить 40-60% [2].

В 2013 году рынок увеличился на 30-40 % и по темпам роста намного опередил традиционный ритейл, который вырос только на 5-7 %. Однако, несмотря на столь впечатляющий рост, пока онлайн-сегмент занимает в общем обороте розничной торговли России всего 1,6 %. Это немного по сравнению с некоторыми другими европейскими странами, например, Великобританией, где онлайн-торговля составляет 10 % от общего оборота розницы, Германией (8 %) или США (6,5 %). В то же время в Европе есть страны, в которых интернет-торговля развита не так сильно, и ее доля в обороте сопоставима с российскими показателями (например, в Италии - 1,2 %, в Испании - 1,3 %) [2].

Среди основных тенденций развития рынка электронной коммерции называются «сращивание» оффлайна и онлайна; внимание к продажам через мобильные приложения (пока они дают не более 10 % оборота российской электронной торговли). По мнению игроков рынка, перейти в ближайшее время на новый уровень взаимодействия с клиентом Интернет-магазинам позволит сочетание ретаргетинговых технологий, SMM-маркетинга и CRM-систем.

По каким причинам покупатели предпочитают покупать товары, используя интернет, и почему многие жители России не доверяют и очень неохотно обращаются к новым альтернативам оплаты товаров. Причин много, выделим наиболее важные.

В таблице 1 мы рассмотрим преимущества и недостатки on-line торговли для покупателей в Кировской области и России в целом.

Таблица 1. Преимущества и недостатки развития электронной торговли

Преимущества Недостатки

1. Экономия времени 1. Низкий уровень доверия

2. Широта ассортимента 2. Отсутствие опыта интернет покупок

3. Ценовая альтернатива 3. Отсутствие электронного счета

4. Удобство 4. Низкая информированность

5. Доставка

Для России характерны высокие цены за счет того, что импортированные товары значительно дорожают по причине того, что в цену товара входит таможенный налог и сертификация. При заказе товара с зарубежных сайтов напрямую, выгода для покупателя может доходить до 50 %.

Хотелось бы подробно остановиться на недостатках, которые выделяют пользователи в ходе опроса (таблица 1).

1. Низкий уровень доверия - аргументируется тем, что есть сайты, которые могут прислать совершенно не тот товар, который был заказан или не прислать вообще.

2. Отсутствие опыта интернет-покупок - для неопытных пользователей интернета On-line покупки являются сложной операцией, чаще всего такие пользователи знакомятся с ассортиментом для того, чтобы приобрести товары в обычном магазине.

3. Отсутствие электронного счета - создание электронного кошелька также тесно взаимосвязано с тем, что отсутствие навыков владения компьютером затрудняет использование этого сервиса. Как альтернатива существуют кредитные карты, с помощью которых можно осуществлять покупки.

4. Низкая информированность - перед покупателем всегда встаёт вопрос, услугами какого ресурса лучше всего воспользоваться, где более выгодные цены, где доставка займёт меньше времени. Сомневаясь в своём выборе, покупатель может отложить покупку товара.

Что в рамках электронной торговли используется малым, средним и крупным бизнесом в России и Кировской области? Ответив на этот вопрос, можно будет оценить участие электронной торговли в этих сегментах. Анализируя данные таблицы 2, можно утверждать, что Кировская область существенно отстаёт по всем показателям в сравнении с показателями по России.

Таблица 2. Элементы электронной торговли, в % от общего числа предприятий

Элементы электронной торговли Россия | Кировская область

Размер предприятия

Крупное Среднее Малое Крупное Среднее Малое

1. Использование электронной платежной системы 50 40 25 20 15 5

2. Банковские расчеты 45 50 55 70 60 15

3. Наличный расчет 5 10 20 10 25 75

4. Наличие собственного сайта 95 70 50 50 35 5

5. Реклама 80 65 50 50 20 10

Проблемы развития малого бизнеса в Кировской области заключаются в следующем: очень мало операций производится средствами электронной платежной системы, малые предприятия практически не используют интернет-сайты для реализации своей продукции.

Литература

1. Рейтинг сайтов. [Электронный ресурс]: http://www.liveintemet.ru/rating/ru/833/regions/month.html (дата обращения 31.05.2015).

2. Тенденции онлайн-ритейла в России. [Электронный ресурс]: http://www.marketing.spb.ru/mr/social/retail_online.htm (дата обращения 01.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.