УРАЗАЕВА Елизавета Рамилевна
Аспирант кафедры мировой экономики
Государственный университет управления
109542, РФ, г. Москва, Рязанский пр., 99 Контактный телефон: (915) 055-95-05 е-таИ: [email protected]
Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Казахстан
Ключевые слова: Казахстан; страны Единого экономического пространства (ЕЭП); уровень развития; потенциал; технологическая готовность; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); электронная торговля; компоненты электронной торговли; интернет-магазины; интернет-реклама; интернет-эквайринг; госзакупки.
Аннотация. Рассмотрены национальные аспекты и современное состояние электронной торговли в Республике Казахстан. Исследованы: технологический уровень электронной торговли; региональные аспекты внедрения; уровень проникновения Интернета и его влияние на объемы рынка. Изучена структура рынка, факторы, влияющие на развитие электронной торговли, ее перспективы.
Одним из динамично развивающихся сегментов экономики Республики Казахстан является электронная торговля. На сегодняшний день объем данного рынка оценивается приблизительно в 240 млн дол. при ежегодном приросте не менее 10% в течение последних лет [1]. Развитие электронной торговли в стране обусловлено как динамичным развитием информационных технологий, так и ростом доходов населения.
По результатам 2010 г. в рейтинге МВФ «ВВП на душу населения», в котором участвовали 184 страны, Казахстан располагается на 64-й строке с показателем 9 009 дол. по паритету покупательной способности (ППС). Таким образом, уровень благосостояния страны в рамках Единого экономического пространства характеризуется небольшим отставанием от России (58-я позиция в рейтинге - 10 356 дол.). В то же время показатели Республики Казахстан значительно превышают показатели Республики Беларусь, находящейся на 83-й строке рейтинга, ВВП которой равен 5 771 дол. (табл. 1).
Таблица 1
ВВП (номинал) на душу населения по России, Белоруссии и Казахстану за 2009-2010 гг. и прогноз на 2011-2013 гг., дол. США
Страна Место 2009 2010 Прогноз
2011 2012 2013
Россия 58-е 8 545,385 10 355,668 13 235,633 14918,141 16 559,313
Казахстан 64-е 1118,531 9 008,10 10 951,020 12 145,89 13 651,248
Белоруссия 83-е 5 119,86 5 110,82 6 118,04 6 939,806 1 121,15
Примечание. Составлено по: World Economic Outlook Database [2].
С учетом развития высокотехнологичных секторов экономики Казахстан всегда можно было расценивать как одну из наиболее перспективных стран-членов СНГ. Прежде всего, это следует из уровня и характера развития традиционных секторов, которые
© Уразаева Е. Р., 2012
выступают как потенциальные заказчики высоких технологий и выбранного курса государственной экономической политики, стимулирующего приток иностранных инвестиций и пополнение уже созданного экономического задела новыми технологиями.
В последние годы мир стал свидетелем непрерывного расширения сферы услуг ИКТ и ускорения темпов их внедрения в мировой экономике. В соответствии с результатами исследования Международного союза электросвязи был определен индекс развития ИКТ - ГОІ, являющийся полезным инструментом для определения контрольных показателей и отслеживания общего прогресса, достигнутого странами в условиях перехода к информационному обществу (табл. 2).
Таблица 2
Индекс развития ИКТ - IDI России, Белоруссии и Казахстана в 2008 и 2010 гг.
Страна Рейтинг 2008 IDI 2008 Рейтинг 2010 IDI 2010
Россия 49 4,42 41 5,38
Казахстан 12 3,39 68 4,02
Белоруссия 58 3,93 52 5,01
Примечание. Составлено по: Доклад Measuring the Information Society 2011 [3].
Согласно индексу IDI в период 2008-2010 гг. все 152 страны, участвовавшие в рейтинге, в том числе страны ЕЭП, улучшили свои показатели. Например, в 2010 г. Казахстан поднялся на четыре места в рейтинге, т.е. до 68-й строки, по сравнению с 2008 г. (72-е место).
В докризисный период ИТ-сектор Казахстана отличался крайне высокими темпами роста на уровне 40-50% в год. Причем в период кризиса темпы роста за 2008-2009 гг. не только не снизились, но даже выросли с 38,7% в 2007 г. до 48,4% в 2008-м и 44% в 2009-м годах 4]. Однако вклад ИКТ-сектора в экономику Казахстана, как и в РФ и РБ, пока не слишком заметен.
К концу 2009 г. в мире насчитывалось около 1,4 млрд интернет-устройств, что означает, что, как минимум, такое же количество человек, населяющих Земной шар, выходят в Сеть не менее одного раза в месяц. Около 547 млн интернет-пользователей мира обеспечили доход в сумме 6,2 трлн дол. в сегменте В2В и около 690 млрд дол. в сегменте В2С [5].
Анализ международного опыта позволил выделить следующую тенденцию: интернет-торговля становится прибыльной после того, как в Интернет получат доступ хотя бы 30% населения. По данным Министерства связи и информации Казахстана [6], количество интернет-пользователей в стране к середине 2011 г. превысило 5 млн чел. (34% общего количества населения); при этом до 1 млн чел. имеют широкополосный доступ в Сеть. Для сравнения: в Белоруссии Интернетом пользуются не более 2 млн чел. (менее 21%), и здесь предложение значительно превышает платежеспособный спрос. Однако качество доступа в Сеть в Белоруссии выше - до 50% пользователей имеют широкополосный доступ. В России же ситуация несколько лучше, чем в Казахстане и Белоруссии: в РФ Интернетом пользуются более 42% жителей (60 млн пользователей).
Таким образом, судя по темпам развития ИКТ-рынка Казахстана, можно заключить, что базовые потребности предприятий региона в услугах связи и информационных технологиях пока далеки от насыщения. Наравне с мировыми тенденциями здесь также наблюдается быстрая динамика роста сектора.
В региональном разрезе модель информатизации Казахстана значительно напоминает российскую: регионы находятся на более или менее одинаковом уровне по освоению информационных технологий, причем наиболее развитой традиционно выступает столица. По количеству абонентов сети Интернет в Казахстане аутсайдером является Кызылординская область - 19,8 тыс. абонентов, лидером же является Карагандин-
ская область - 108,6 тыс. абонентов. По предварительным данным, количество интернет-пользователей на конец октября 2011 г. составляло 6,5 млн чел. Общее количество абонентов городов Астаны и Алматы - 348,5 тыс. чел., на долю столицы приходится 26% (93,6 тыс. абонентов) [7].
Несмотря на значительный оборот, казахстанский рынок интернет-торговли пока находится в самом начале своего развития и не выдерживает никакой конкуренции в сравнении со странами с развитой 1Т-сферой. Как было отмечено выше, объем рынка интернет-торговли в Казахстане оценивается в 240 млн дол. Для сравнения: в России данный показатель составляет около 5 млрд дол., а в стране с самой развитой интернет-экономикой - США - он равен 150 млрд дол.
Доля электронных продаж в общем товарообороте Казахстана на данный момент составляет не более 0,25%, в то время как в России - 1,6%, в США - 6,4% (причем здесь темпы роста электронной торговли опережают темпы офлайн-торговли почти в 5 раз с момента снижения налога на продажу в Сети, и несмотря на то, что в стране рынок электронной торговли практически заполнен, он растет более активно, чем в России, и тем более в Казахстане) 8]. В России 48% покупателей интернет-услуг проживает в столичных регионах (28% всей интернет-аудитриии страны), и на их долю приходится 58% всего товарооборота электронной торговли.
Уровень проникновения сети Интернет, т.е. численность пользователей, и объем рынка интернет-торговли Казахстана, отстают в развитии от России более чем в 2 раза. В 2011 г. размер рынка интернет-торговли в РФ на одного пользователя составлял около 100 дол., тогда как в Казахстане - около 42 дол. Если сравнить этот показатель с развитыми странами, то, к примеру, от Соединенных Штатов Америки Казахстан отстает практически в 20 раз: в США, по статистике, на 1 интернет-пользователя приходится около 1 тыс. дол. онлайн-товарооборота.
Большинство казахстанских пользователей традиционно используют Интернет для поиска информации в образовательных и коммуникативных целях, при этом не более 9% населения прибегают к услугам Интернета для покупок-продаж товаров и услуг.
В мировой практике наиболее популярными товарами, приобретаемыми в Сети, являются книги, одежда, аудио- и видеопродукция, билеты на транспорт, бытовая техника (информация дана в порядке уменьшения показателя). В Казахстане же покупатели предпочитают приобретать, в первую очередь, программное обеспечение, аудио-и видеозаписи (35% покупателей), книги (33% населения) (рис. 1).
ШВ мире □ Казахстан
%
Рис. 1. Сравнение товарной структуры покупок в сети Интернет (показатели мировые и по Республике Казахстан), % покупок1
Наравне с популярными покупками программного обеспечения (ПО) в Казахстане набирает обороты онлайн-торговля книгами. Согласно исследованию Книжной палаты РК на сегодняшний день емкость казахстанского книжного рынка составляет от 5-7 до
1 Источник: Анализ рынка электронной коммерции Казахстана [1].
50 млн дол. [9]. В целом, по оценке экспертов, доля продажи книг в Интернете от всего объема продаж книжной продукции составляет 2%, что при учете низкого уровня обеспеченности Интернетом является существенным показателем (рис. 2).
12
35
□ ПО, аудио-, видеоаппаратура
Ш Книги
Ш Билеты
□ Косметика, парфюмерия □Лекарства
Ш Одежда
7
Рис. 2. Структура интернет-покупок в Республике Казахстан, % покупок1
Если показатели покупки билетов в интернет-магазинах примерно равны мировым тенденциям (около 24%), то низкая популярность покупки одежды (36% в мире и только 9% в Казахстане) связана с менталитетом населения и отсутствием потребности в покупке недорогих вещей (футболки, носки и т.д.) в большом количестве. Что касается приобретения бытовой техники (7% покупок в Казахстане против 23% в мире), то низкий процент покупок обусловлен большими рисками, связанными с высокой стоимостью продукции, что, в свою очередь, увеличивает недоверие населения к покупке данной категории товаров через Сеть.
Развитию интернет-торговли в наибольшей степени способствуют регулирующие правовые акты и качественная законодательная база страны. Следует назвать недавно принятый Правительством РК Закон от 21.07.2011 г. № 466-4 «О внесении изменений и дополнений в законодательство по вопросам электронных денег», регулирующий рынок электронных денег (ЭД). (Электронные деньги - денежная стоимость, представленная требованием эмитента, которая хранится на электронном устройстве, эмитируется по получении средств эмитентом в размере, не менее внесенной в качестве предоплаты денежной суммы, и принимается в качестве средства платежа иными институтами (помимо эмитента) [10 ). Целью принятия Закона является создание правовых условий для использования электронных денег на территории Казахстана как нового инструмента оплаты торговых сделок, в том числе для совершения покупок в интернет-среде. Благодаря принятию Закона рынок электронных денег получил развитие и дальнейшее расширение в стране. В будущем электронные деньги могут стать наиболее популярным средством платежа, как это уже происходит в развитых странах, поскольку с их появлением совершение покупок в Сети определенно станет более удобным для населения.
Одним из набирающих обороты перспективных проектов в Казахстане становится формирование систем электронных государственных закупок (ЭГЗ). Перевод госзакупок в электронный формат инициировало Министерство финансов Казахстана. Такая система функционирует в стране с 2008 г. Благодаря электронной системе государственных закупок только за три квартала 2011 г. Правительство Казахстана уже сэкономило порядка 23 млрд тенге бюджетных средств. В целом за три года работы электронной площадки экономия по электронным государственным закупкам способом запроса ценовых предложений составила более 60 млрд тенге. По мнению экспертов, система уже
1 Источник: Анализ рынка электронной коммерции Казахстана [1].
окупила себя в S1 раз - и это только на сегодняшний день, и только по одному виду электронных государственных закупок! Между тем на данный момент на веб-портале государственных закупок зарегистрировано более 107 тыс. пользователей. Всего на вебпортале государственных закупок государством было размещено более 8 млн лотов и более 2,З млн объявлений [11].
К концу 2012 г. в Казахстане планируется запуск нескольких интернет-экварингов (прием к оплате карт через Интернет с использованием специально разработанного web-интерфейса, позволяющего проводить расчеты в интернет-магазинах). Если учесть, что более половины казахстанцев являются держателями платежных карточек (таких, как «Виза», «Мастеркард»), то теперь у пользователей не возникает трудностей с оплатой товара, купленного через интернет-магазин. Подобные инновации в перспективе способны значительно повысить доступность финансовых услуг для физических лиц с использованием современных технологий.
Перспективным в Казахстане также является рынок интернет-рекламы (по итогам 2010 г. - 4,7 млн дол. против 1 млн в 2007 г. и 3,3 млн в 2008 г.). По мнению заместителя председателя Правления АО «Казконтент» Тимура Кубекова, в ближайшее время продажи интернет-рекламы вырастут практически в 2 раза. «В дальнейшем рынок будет также расти, - считает он, - потому что люди осознали, что интернет-реклама становится хорошим инструментом в продвижении бренда, в увеличении продаж компании и при этом не требует больших вложений». Рост продаж рекламы в Сети эксперты связывают с проникновением новых технологий и повышением компьютерной грамотности населения. По мнению участников рынка, основные преимущества интернет-рекламы - ее эффективность и сравнительно низкие цены. Кроме того, компания может выбрать свою целевую аудиторию (таргетинг) - механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только удовлетворяющую заданным критериям (например, по региону, полу, возрасту).
В США по итогам 2010 г. доходы от интернет-рекламы уже превысили доходы от размещения в печатных СМИ. В Казахстане цены на интернет-рекламу с начала 2011 г. увеличились в 2 раза. Этот феномен эксперты объясняют увеличением бюджета крупных компаний на интернет-рекламу. В частности, казахстанская компания Processing.kz, способствующая продвижению электронной коммерции, в 2010 г. потратила на рекламу в Интернете не более 1S тыс. дол., а в 2011 г. - более 30 тыс. дол.
На конец прошлого года в Казахстане насчитывалось порядка 7 тыс. активных сайтов, половину из которых составляли коммерческие. На рынке действует порядка 70 крупных интернет-магазинов, осуществляющих денежные транзакции, среди них: «Air Astana», «Казахтелеком», «Казахстан Темир Жо-лы», «К-cell». Крупнейший авиаперевозчик Республики Казахстан Air Astana (пассажиропоток до 3 млн чел. в год) запустил продажу билетов онлайн в июне 2007 г. В компании отмечается ежегодный рост продаж билетов через Интернет до 50%, а по итогам 2009 г. посредством электронной торговли онлайн было продано более 46 тыс. билетов. Компания не собирается останавливаться на достигнутых результатах и постоянно проводит акции в поддержку электронных продаж [12]. И все же на долю электронных транзакций пока приходится около 3% общего оборота компании Air Astana, и только не менее чем через пять лет перевозчик планирует довести данный показатель до 30%. Для сравнения: зарубежные авиаперевозчики Lufthansa и British Airways продают через Интернет 80-90% билетов.
Помимо рассмотренных «традиционных» секторов интернет-торговли, в Республике Казахстан онлайн-торговля начинает распространяться на рынки новых товаров. К примеру, набирают обороты онлайн-продажи продуктов и напитков. В ближайшее время планируют выйти на рынок такие крупные игроки, как Beeline, национальные гостиничные сети. Ожидается дальнейшее расширение секторов деятельности электронного правительства (оплата налогов через сеть Интернет, получение справок и др.).
Основными факторами, положительно влияющими на интернет-торговлю в Казахстане, являются:
• рост численности интернет-пользователей: Интернет становится быстрее и доступнее, вследствие чего и растет интернет-аудитория Казнета;
• рост численности и разнообразия интернет-магазинов: интернет-торговля ищет новые формы, новые продукты, новую географию влияния;
• рост численности платежных карточек: по данным национального банка Республики Казахстан, на 1 февраля 2011 г. количество платежных карточек составляло 8,5 млн штук, а число держателей - 7,8 млн чел., что выше аналогичных показателей 2009 г. на 10,2 и 8,7% соответственно;
• улучшение правовой среды интернет-торговли (пример тому - недавно принятый в Казахстане Закон об электронных деньгах, упомянутый выше);
• создание различных институтов, помогающих развитию IT-сферы в стране.
В то же время факторами, по-прежнему сдерживающими рост интернет-торговли в Казахстане, являются: недоверие пользователей к данному виду коммерческих операций; неосведомленность и неготовность населения его использовать; географические ограничения существующих в Казахстане интернет-магазинов (большинство из них работает только в Алматы и Астане). Вполне закономерными для молодого рынка являются недостаточная отлаженность механизмов финансовых транзакций и непонимание таких операций как со стороны администрации сайта, так и потребителей. Должно пройти определенное время для оптимизации всех операций и процессов на данном рынке.
Большая часть казахстанского трафика (около 80%) все еще приходится на зарубежные сайты, что обусловлено малым количеством качественных, интересных и полезных сайтов. Важной характеристикой, влияющей на динамику контента в Сети, является глобальная конкуренция. В Интернете глобальная конкуренция достигает практически чистой формы. Находясь в Казахстане, потенциальный потребитель может пользоваться не только национальными сервисами или сайтами, но и ресурсами других стран. Запуск нового проекта в Сети Казахстана трудновыполним именно из-за высокой глобальной конкуренции. Существуют многие международные аналоги, которые будут заведомо лучше, вследствие их транснационального уровня. Казахстанским же разработчикам необходимо в большей степени использовать территориальное преимущество страны.
Современное положение с развитием электронной торговли в Республике Казахстан указывает на то, что казахстанский Интернет находится в стадии первоначального роста. Предпосылками развития на ближайшее будущее являются рост доступности Интернета для населения, повышение уровня проникновения в отстающие регионы, внедрение новых каналов выхода в Интернет. Скорее всего, казахстанский Интернет выйдет на новую стадию развития через 3-4 года, когда дальнейший рост будет возможен лишь через качественные изменения.
На международной конференции Digital Communications Kazakhstan 2011 министр связи и информации Республики Казахстан А. Жумалиев обозначил планы по дальнейшему развитию интернет-торговли в стране: к 2014 г. ожидается рост объема электронной торговли до 1,2 млрд дол. [13]. Но несмотря на огромные перспективы интернет-торговли в Казахстане, необходимо помнить: Казахстан - страна с относительно небольшим населением и большой территорией, и невозможно добиваться постоянного роста простым увеличением количества клиентов, как это происходит в настоящее время. Для Казахстана с его расстояниями и низкой плотностью населения интернет-торговля могла бы стать действенной альтернативой торговле традиционной. Стране необходимо выйти на новый качественный уровень торговли товарами и услугами в Интернете, а также развивать здоровую конкуренцию на интернет-рынке.
Источники
1. Анализ рынка электронной коммерции Казахстана. Режим доступа : http://kzcontent.kz/rus/kaznet_1.
2. World Economic Outlook Database (September. 2011). NY : IMF, 2011.
3. Measuring the Information Society 2011 // Международный союз электросвязи ООН. 2011.
4. Карачаровский В. Объем и динамика ИТ-затрат предприятий Казахстана : не замечая кризиса // CNews Analytics. Режим доступа : http://www.cnews.ru/reviews/free/ asia2010/articles/articles2.shtml?print).
5. Шатерникова А. Для активизации развития электронной коммерции Казахстану предстоит серьезно поработать над законодательной базой в вопросах налоговой политики и использования электронных денег. Режим доступа : http://profit.kz/articles.
6. Министерство связи и информации Республики Казахстан.
7. Интернет-пользователей в Казахстане становится больше // Проект Business Resource, 2011. Режим доступа : http://profinance.kz/2011/07/27/internet-polzovatele-v-kazastane-stanovits-bole.html.
8. Джалилова А. Объем рынка интернет-торговли оценивается в 240 млн дол. // Панорама, 2011. Режим доступа : http://profit.kz/news/7412-Obem-rinka-elektronnoj-torgovli-v-Kazahstane-ocenivaetsya-v-240-mln.
9. Шатерникова А. Обзор книжного рынка РК // Панорама, 2011. Режим доступа : http://www.business-kazakhstan.com/obzor/4S-obzor-knizhnogo-rynka-rk.html.
10. Об учреждении и деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, и о пруденциальном надзоре за их деятельностью : директива Европейского парламента и Совета № 2000/46/ЕС от 18 сентября 2000 г. Режим доступа : http://base.garant.ru/2S69190.
11. Internet World Stats. Режим доступа : http://www.internetworldstats.com/asia /kz.htm.
12. Годовые отчеты компании «Air Astana» (2009-2011). Режим доступа : http://www.airastana.com/kaz/ru/Annual-Reports.aspx.
13. Объем казахстанского рынка электронной коммерции к 2014 г. достигнет 1,2 млрд дол. - Минсвязи РК // Агентство международной информации «Новости - Казахстан», 2011. Режим доступа : http://www.newskaz.ru/economy/20110914/1888S26.html.