УДК 339.92
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
© 2017
Астахова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и финансов Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 4l, e-mail: [email protected]) Абасова Юлия Николаевна, практикант ООО «Априори-консалтинг» (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 39, e-mail: [email protected])
Аннотация. Электронная коммерция является результатом информационной глобализации на современном этапе международной экономики. Ее следствием стало возникновение виртуальной составляющей системы мирохозяйственных связей с характерной для нее дистанционностью операций, позволяющей продавцам и покупателям заключать сделки, находясь на существенном расстоянии друг от друга, не пересекая национальные границы. Авторы подчеркивают актуальность электронной коммерции в условиях информатизации, интеллектуализации и глобализации общественного производства как важного направления расширения международного сотрудничества. В статье рассмотрены преимущества сетевой организации торговли, определены особенности, структура и динамика рынка электронной торговли. Возможности электронной коммерции удобны как потребителям, так и производителям, позволяя снижать трансакционные издержки. Для электронной коммерции характерны более высокие темпы роста, что позволяет ей расти более быстро по сравнению с классической торговлей. Статья посвящена анализу современного состояния электронной коммерции как в международном масштабе, так и на уровне Приморского края. Авторами проанализировано современное состояние международного сотрудничества государств в рамках электронной коммерции. Выявлены основные тенденции развития рынка электронной коммерции в России, а также проблемные вопросы, требующие государственного урегулирования и тормозящие функционирование и наращивание доли электронной коммерции в международном сотрудничестве.
Ключевые слова: электронная коммерция, внешнеэкономическая деятельность, Приморский край, Дальний Восток, международное сотрудничество, импорт, экспорт, регулирование, международный бизнес, мировая торговля, интернет торговля
THE ELECTRONIC COMMERCE IMPACT TO THE INTERNATIONAL BUSINESS COOPERATION OF PRIMORSKY REGION ENTERPRISES DEVELOPMENT
© 2017
Astakhova Kateryna Victorovna, PhD of economic Sciences
Vladivostok state University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street 41, e-mail: [email protected]) Abasova Ulia Nicolaevna, Intern Company «Apriori Consulting» (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The Electronic Commerce is the result of information globalization at the present stage of the international economy. Its consequence was the emergence of the virtual component of the world economic system relations, which is an integral part of Electronic Commerce with its characteristic remoteness of the operations, allowing buyers and sellers to make deals, being at a considerable distance from each other without crossing national borders. The authors emphasize the relevance of e-Commerce in the conditions of informatization, intellectualization and globalization of social production as an important area of international cooperation expansion. The article discusses the benefits of network organization of trade, the features, structure and dynamics of the market of electronic Commerce. E-Commerce is convenient for consumers and producers to reduce transaction costs. E-Commerce is characterized by a high growth rate that allows it to grow more quickly compared to classic trade. The article is devoted to analysis of the current state of electronic Commerce in the international level and at the level of the Primorsky Krai region. The authors analyzes the current state of international cooperation in the framework of e-Commerce. The basic tends of Russian e-commerce market development and the problematic issues in international cooperation that require state settlement are determinated.
Keywords: e-commerce, trade, Primorsky Krai, Far East, international cooperation, import, export, management, international business, international trade, online trade
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами Исследования свидетельствуют о высоких темпах роста электронной коммерции во всем мире. Стабильная положительная динамика отрасли привлекает все новых участников, ориентированных на инновационные решения и новые формы ведения бизнеса. темпы роста показателей электронной коммерции в странах Азии составил более 70%, в Европе - более 40%. Высокая экономическая активность отмечается на электронных рынках РФ. По прогнозам влиятельных аналитических агентств, рынок отечественной электронной коммерции имеет большие перспективы. Подтверждением этому является его инвестиционная привлекательность и инновационная активность. Более 50% венчурных инвестиций в России в области информационных технологий и Интернет приходятся на новые проекты в сфере электронного бизнеса. Наблюдаются тенденции активной конвергенции электронного и традиционного бизнеса, увеличивается вовлеченность современного потребите-
ля в сферу дистанционной торговли.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время электронная коммерция является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в экономике многих стран. Так, по некоторым оценкам , в 2015 году рынок продаж в электронной коммерции в мире достиг 1,8 трлн долларов США. Ожидается, в 2017 году он составит 2,4 трлн долларов США. Обсуждение тематики ЭК происходит практически на всех международных площадках - ВТО, АТЭС, G20, ОЭСР, БРИКС. Однако, несмотря на широкое обсуждение данной темы, нет единого понимания, что же считать «электронной коммерцией», «электронной торговлей», «цифровой торговлей», не выработано и единой терминологии по данному вопросу[1].
Кроме того, учитывая возрастающую роль электронной коммерции в национальной и мировой экономике,
многие страны при заключении региональных торговых соглашений (РТС) включают в текст соглашений положения об электронной коммерции, которые выходят за существующие рамки ее обсуждения на многосторонних площадках и, тем самым, используют механизм РТС для продвижения своих инициатив в этой области. Анализу электронной коммерции посвящены работы многих авторов Кубкина Ю. С. Царева В.В., Кантаровича А. А. Юрасова А. В. Воробьева К.Ю., Алексунина, В.А., Родигина, В.В. , Савельева А. С., Дик В.В., Лужецкого М.Г., Родионова А.Э. [2-5].
Формирование цели статьи. Растущий в последние годы интерес к электронной коммерции во многом связан со стремлением упростить и облегчить процесс совершения внешнеторговых сделок Электронная коммерция позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность, расширить до- и послепродажную поддержку, заказчик, в свою очередь, получает возросшее качество обслуживания, персонализация товаров и услуг. Слабая теоретическая и методологическая разработанность создания систем электронной коммерции не позволяет полноценно решить множество сопутствующих электронной коммерции наиболее важных вопросов: уточнение основных категорий и понятий, применяемых в системе управления электронной коммерцией; • разработка основных научных принципов построения системы электронной коммерции; систематизация • структурной модели рынка электронной коммерции, что подчеркивает актуальность данной статьи [6].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов:
Растущий в последние годы интерес к электронной коммерции во многом связан со стремлением упростить и облегчить процесс совершения внешнеторговых сделок. Убытки, которые наносятся внешнеторговым компаниям из-за задержек партий товаров на границе, сложных и запутанных требований к представляемой документации, слабого уровня автоматизации при осуществлении таможенных и других процедур, часто могут превышать суммы таможенных пошлин и прочих официальных сборов.
Развитие рынков e-commerce происходит под воздействием культурных, региональных и технологических факторов. В условиях падения реальных доходов населения покупатели начали активно экономить на транс-акционных издержках при осуществлении сделок, поиска товара. Такая динамика объясняется стремлением потребительского сектора покупать товары и услуги по более низким ценам, а операторов ритейла - минимизировать затраты и максимизировать клиентский капитал.
Сегодня электронная коммерция стремительно набирает обороты, однако не достигла преобладающую долю по сравнению с классическими методами ведения бизнеса. По оценкам экспертов HSBC, в 2014 г. продажи в секторе электронной коммерции в мире были на уровне 1,5 трлн. долл. по сравнению с 28 трлн. долл. объема сделок в сфере международной торговли с использованием традиционных методов. Однако, для электронной коммерции характерны более высокие темпы роста, что позволяет ей расти более быстро по сравнению с классической торговлей (рост составляет 12-20% в год) [7].
Среди развивающихся стран и стран с растущей экономикой все страны с самым высоким значением индекса расположены в Восточной Азии: Республика Корея, Гонконг (Китай) и Сингапур. В электронной коммерции в целом на региональном уровне лидирует по уровню расходов Китай .Список десяти ведущих стран в данной области представлен в таблице 1 [8].
Наибольший удельный вес на рынке электронной коммерции имеют три основных мировых региона: Азиатско-Тихоокеанский регион, Северная Америка и Западная Европа. Среди государственной струткуры рынка электронной торговли, следует отметить Китай, который занимает первое место по объему рынка элек-
тронной коммерции. Россия находится лишь на девятом месте. Доля интернет-торговли в общем объеме российского ритейла в 2015 году составила 4%[9]. Рост внутреннего рынка составил 35%, с учетом покупок в зарубежных интернет-магазинах — 42%. Объем рынка увеличился преимущественно за счет повышения роста цен, реальный рост рынка составил около 17.
Таблица 1- Десять стран с самым высоким объемом рынка электронной коммерции, 2016 г.
Страна Объем рынка Электр онной коммерции, млрд. долл.
США
Китай 562.66
США 349,06
Великобритания 93,85
Япония 79,33
Германия 74,46
Франция 42 s;
ЮжнаяКорея 36 76
Канада 2S.77
Россия 2030
Бразилия 18,80
Современные тенденции развития электронной коммерции являются весьма перспективными. Китай переживает настоящий расцвет электронной коммерции. Согласно докладу Китайского исследовательского центра по электронной торговле, объем рынка электронной торговли Китая в 2014 году составил 2.2 трлн долл. США, увеличившись на 31.4 % по сравнению с предыдущим годом, объем розничной онлайн-торговли составил 447 600 млн долл., с приростом на 49 %. В 2014 году более 2.5 млн человек были заняты в сфере электронной торговли напрямую и более 18 млн - косвенно. Электронная коммерция уже является новым стимулом роста китайской экономики. Благодаря ценовому преимуществу китайской электронной коммерции, развитие трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией имеет колоссальные перспективы.
В последние годы наблюдается заметное повышение популярности онлайн-магазинов КНР среди россиян. Как свидетельствует статистика «Алибаба», по состоянию на этот год количество зарегистрированных пользователей AliExpress на территории РФ превысило 5 млн человек. Ежедневно через эту площадку в РФ отправляются товары на сумму не менее 2 млн долл. США. в праздничные дни число удваивается [2]. Российские клиенты в онлайн-магазинах КНР чаще всего приобретают одежду и обувь, детские товары, мобильные телефоны и планшетные компьютеры. Следует отметить, что в России наблюдается дисбаланс в развитии рынка электронной торговли по регионам. Более 60 % онлайн-мага-зинов сконцентрированы в Москве и Санкт- Петербурге. где проживает около 15 % населения РФ[10].
Согласно данным центра аналитики и статистики Китая, доля электронной торговли в ВВП Китая составила 7%, кроме того в 2014 г. объем экспорта-импорта КНР достиг 4,16 трлн. долларов, из которых 0,59 трлн. приходится на трансграничную торговлю, при этом 80% из которых составляет экспорт. По итогам периода с января по август 2014 г. доход КНР от интернет-торговли составил 1,5 трлн. долларов, что на 25% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В сентябре розничный оборот интернет-торговли вырос на 36,2% и достиг 2,59 трлн. юаней. [11]
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рисунок 1 - Динамика объемов электронной ком_мерции 2010-2015гг., трлн. долларов_
Доля интернет-торговли в ВВП России в 2014 г. составила порядка 2 %, в общем объеме розничной торговли России доля электронной торговли составила 3 %. Более половины всех затрат (51,1%) приходится на товары из Китая. Популярность китайских товаров с каждым годом все больше возрастает. Это связано с их дешевизной и большим ассортиментом, часть которого не может быть завезена в Россию классическим каналом розницы. 90% почтовых отправлений приходят из Китая. Остальные 10% из других стран, в том числе 2% из США. Сумма покупок у китайских онлайн - ретей-леров составила около 110 миллиардов рублей. По прогнозам, к 2018 г. доля онлайн-торговли в общем объеме розничной торговли составит 12 %. [12]
Китай является крупнейшим рынком электронной коммерции в мире, не в последнюю очередь из-за численности населения. В стране насчитывается более 600 миллионов интернет-пользователей. Шоппинг является самой быстрорастущей онлайн активностью в Китае. 33% покупок происходят с планшетов и смартфонов, 67% - со стационарных компьютеров. При этом большой успех на китайском рынке электронной коммерции имеет email-маркетинг.
В США 13% покупок происходят с планшетов, 15% - со смартфонов, 72% - со стационарных компьютеров. Несмотря на то, что в стране насчитывается около 191,1 миллиона онлайн-покупателей, только 28% малых предприятий продают свою продукцию через Интеренет. В целом же в онлайне работает 57,4% американских магазинов. В Великобритании 12,1% покупок происходят с планшетов, 16,5% - со смартфонов, 71,4% - со стационарных компьютеров. Онлайн-торговля составляет 30% экономики страны. Онлайн-продажи в Великобритании составляют более 13% от общего числа розничных продаж. Большинство британцев для оплаты товаров в интернете используют PayPal, дебетовые и кредитные карты.
зарубежных аналогов.
В Канаде 7,5% покупок происходят с планшетов, 8,7% - со смартфонов, 83,8% - со стационарных компьютеров. 45% покупок происходят на иностранных сайтах. Причиной тому служат высокие цены на местные товары, которые при схожем качестве не могут конкурировать с более дешевыми американскими и уж тем более китайскими товарами. В России 12% покупок происходят с планшетов, 8% - со смартфонов, 80% - со стационарных компьютеров. Лишь около 13% россиян совершают покупки в интернете. Наиболее популярными категориями товаров являются электроника, одежда и обувь.
Для оценки наличия в странах условий для электронной торговли в докладе ЮНКТАД «Об информационной экономике» представлен новый Индекс электронной торговли В2С ЮНКТАД, охватывающий данные по 130 странам и четырем показателям: пользование интернетом, обеспеченность безопасными серверами, распространенность расчетов по кредитным картам и развитие услуг доставки почтой. Индекс позволяет странам сопоставлять свою степень готовности к электронной торговле с другими странами, а также указывает на их относительно сильные и слабые стороны по различным элементам процесса электронной торговли, таким как качество инфраструктуры интернета и наличие решений по оплате и доставке.
Значение индекса электронной торговли В2С ЮНКТАД демонстрирует высокую положительную корреляцию с вариацией доли покупателей, совершающих покупки в сети. Этот индекс указывает на то, что самую высокую готовность к электронной торговле демонстрируют Люксембург, Норвегия и Финляндия [13].
Таблица 2 - Десять стран с самым высоким значением индекса электронной торговли В2С ЮНКТАД в 2015 г. в разбивке по регионам
Веа"°1р Развивающиеся страны Африка Страны с переходной
Люксембург Республика Корея Маврикий Македония
Норвегия Гонконг ЮАР Сербия
Финляндия Сингапур Египет Россия
Канада Бахрейн Тунис Боснияи Герцеговина
Швеция Турция Марокко Албания
Австралия Чили Сьерра-Леоне Грузия
Дания Уругвай Замбия Украина
Республика Корея Тринидади Тобаго Мадагаскар Армения
Великобритания Малайзия Зимбабве Беларусь
Израиль Бразилия Мали Молдова
Рисунок 1 - Товарная структура интернет-покупок потребителями России
В Японии 6% покупок происходят с планшетов, 46% - со смартфонов, 48% - со стационарных компьютеров. Почти вся японская интернет-аудитория (97%), которая составляет 80% от общей численности населения, совершает покупки в онлайн-магазинах. Во Франции 8,1% покупок происходят с планшетов, 11,1% - со смартфонов, 80,8% - со стационарных компьютеров, 19% покупок совершаются на иностранных сайтах. Только 68% из 66,2 миллионов жителей Франции являются пользователями интернета, что значительно меньше, чем в Великобритании, США, Германии и Китае. В результате на онлайн-шоппинг французы тратят меньше денег, чем жители указанных стран. В Южной Корее лишь 1% покупок происходят с планшетов, 50% - со смартфонов, 49% - со стационарных компьютеров. Большинство людей совершают покупки с 10 до 12 вечера. Жители Южной Кореи обожают распродажи и акции, а самый быстрый интернет только способствует онлайн-шоп-пингу. Жители Южной Кореи часто покупают иностранные товары. По всей вероятности, это связано с тем, что местная южнокорейская продукция в девять раз дороже
Электронная коммерция в России на сегодняшний момент слаборазвита и ее рост в целом заторможен. В настоящее время доля ИТ в России составляет около 3-4 % от общего объема ритейла страны, и как мы видим этот показатель очень низкий. Сравним показатель России с данными по зарубежным странам: в Германии этот показатель равен 8-9 %, в США - 10 %, в Великобритании - свыше 12 % [10].. Атмосфера на отечественном рынке электронной коммерции вызывает у местных игроков чувство растерянности, но многие аналитические агентства прогнозируют, что к 2020 году доля e-commerce в России может достигнуть 10 %. Доля Alibaba на китайском рынке в 2015 г. сократилась до 78,5%. В 2014 г. она составляла 81,1% Это произошло, несмотря на рост продаж примерно на 43,4% ежегодно в последние несколько лет. Хотя Alibaba продолжает сохранять лидирующие позиции на рынке Китая, агрессивные конкуренты вроде JD.com растут быстрее. В США доля eBay в последние годы стабильно снижается на фоне слабеющих продаж [14].
Доминирование крупнейших игроков рынка онлайн-продаж может быть проблемой для многих интернет-магазинов, борющихся за свою долю на рынке. Правда, некоторые из них решили эту проблему просто - начали сотрудничать с ними.
Приморский край - стратегически важный субъект Российской Федерации, непосредственно граничащий со странами Северо-Восточной Азии, стремящийся стать новым мощным центром социально-экономического развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Внешнеэкономическая деятельность Приморского края является существенным фактором для социально-экономического развития городов края и региона в целом. Положение Приморского края на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим районам позволяет ему активно участвовать в международном обмене. Положительная динамика развития международных связей Приморского края, говорит о заинтересованности иностранных партнеров и их серьезном намерении в долгосрочном сотрудничестве, что благоприятно влияет на экономический фон края и страны.
Быстрый экономический рост и усиление разносторонних связей стран Восточной и Центральной Азии требуют создания здесь единого торгового, финансового и информационного центра. Эти предпосылки в условиях изменившегося политического климата в регионе повлекли за собой появление в Японии, Республике Корея, КНР и России проектов кооперации и сотрудничества в Восточной Азии. Предприятия Приморского края обладают традиционными преимуществами в сферах научных исследований, новых материалов и фармацевтики. Китай, в свою очередь, обладает проверенными технологиями и опытом в сферах легкой текстильной промышленности. Стороны имеют большой потенциал в формировании сотрудничества на уровне среднего и малого бизнеса, что является также ключом для улучшения двусторонней торгово-экономической структуры. В России китайские компании могут создавать совместные производственные предприятия, что помогает российским партнерам сформировать целостную цепочку индустрии и увеличить возможности трудоустройства. Российские ведомства должны проводить льготную политику и совершенствовать законы и законодательные акты, стимулировать информирование обеих сторон для создания эффективной платформы сотрудничества предприятий [15].
В 2015 году стороны добились немалых успехов в торгово-экономическом сотрудничестве. Прежде всего, это бурное развитие транснациональной электронной коммерции, формирование сотрудничества по торговле сельскохозяйственной продукцией и экологической сельскохозяйственной продукцией, продвижение научно-технического и инновационного сотрудничества. Но китайские предприятия должны уделять больше внимания подаче и брендовой репутации своей продукции, чтобы успешно адаптироваться к новому рынку и соблюдать местные законы и правила, глубже осознать важность экологической охраны и страхования, придавать больше значения развитию деятельности компаний на месте в целях достижения взаимного выигрыша. [16].
Китай придает большое значение развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества, Приморский край становится одним из основных направлений китайских инвестиций. Китай и Приморье в настоящее время демонстрируют высокую степень взаимного доверия в политике, мощную взаимодополняемость в экономике, страны имеют протяженную общую границу на Дальнем Востоке, такие сферы как сельское хозяйство, энергетика, перерабатывающая промышленность, логистика и др. являются перспективными направлениями для сотрудничества между двумя сторонами.
Развитие трансграничной электронной коммерции непосредственно стимулирует развитие логистической индустрии Китая и России. В Китае, кроме больших компаний «Таобао» и «Алибаба», Провинция Хэйлунцзян (Харбин) становится крупным центром электронной торговли между Китаем и РФ. Протяженность границы провинции Хэйлунцзян с Россией составляет 2981 км. 15 контрольно-пропускных пунктов, расположенных на ней, стали главными условиями быстрого развития местной электронной торговли. Эти изменения отража-20
ются на количестве посылок. Хэйлунцзян активно развивает ведущие предприятия и платформу трансграничной электронной торговли с Россией, создан логистический центр, через который ежедневно можно оформлять почти 30 тыс. заказов, услуги которого охватят всю территорию России. В 2014 году из Харбина в Россию было выполнено в общей сложности 213 грузовых чартерных и более 300 грузопассажирских рейсов, отправлено более 250 млн посылок ежемесячно. Город Харбин превратился в воздушный логистический канал для электронного бизнеса с Россией [17].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Общими преимуществами функционирования торговых сетей являются: пространственная мобильность, что позволяет разместить товар в соответствии с территориального размещения сегментов целевых рынков; способность объединять функции оптовой и розничной торговли; мобильность ассортимента в соответствии с потребительскими предпочтениями; эффективность в области осуществления диверсифицированных видов деятельности; способность обеспечить высокий уровень менеджмента за счет привлечения квалифицированных руководителей и специалистов; снижение затрат на единицу товара за счет экономии на масштабе, упрощению получения маркетинговой информации, снижения затрат на внешние коммуникации, действия сетевых эффектов [18].
Общими проблемными вопросами в рамках развития рынка электронной коммерции ка в России в целом, так и Приморского крае в частности остаются : отсутствие законодательной практики регулирования нового рынка; недоверие населения к электронным системам платежей, а также невысокая доля людей, владеющих электронными кредитными картами; невозможность обеспечения достаточно высокого уровня безопасности обмена данными между участниками электронной торговли; отсутствие практики защиты прав потребителя при осуществлении электронной коммерции; отсутствие информированности потребителя о возможностях использования зарубежных платежных систем [19].
Отсутствие инфраструктуры в России является наиболее сдерживающим фактором для развития трансграничной электронной торговли. При быстром росте электронной коммерции присутствует такие проблемы, как серьезная нехватка мощностей транспортной инфраструктуры и логистической системы доставки товаров, отсутствие трансграничных проектов сотрудничества, в результате чего большое количество товаров задерживается на таможне и, как следствие, цикл оборота груза занимает более 15 дней
Назревает потребность развития в Приморском крае России инфрастуктуры товарообращения, чтобы уменьшить трансграничные расходы компаний электронной торговли на логистику. При высоком уровне приграничной логистической системы компании электронной торговли можно будет полностью решить транспортную проблему, достичь максимального грузооборота, увеличить скорость оборота капитала и значительно повысить эффективность торговых онлайн центров в России; время доставки посылок в Россию займет от 5 до 10 дней [20].
Развитие электронной торговли является главным способом превращения современной глобальной торговой системы в более прозрачную и открытую. Электронная коммерция на данный момент относится к одной из наиболее успешных и развитых отраслей в РФ. в 2011 году Россия обошла Германию - в стране насчитывалось наибольшее в Европе количество Интернет-пользователей. Есть мнение, что к 2020 году РФ может стать крупнейшим в мире рынком электронной коммерции для КНР. [18]. Это повлияет на модель экономического сотрудничества между КНР и РФ. даже на урегулирование и обновление отраслевой структуры в стране, электронная коммерция станет двигателем роста АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)
потребительского рынка КНР и РФ. Развитие электронной торговли между КНР и РФ откроет больше возможностей для малого и среднего бизнеса и улучшит соответствующую инфраструктуру. Предприятия малого имеющуюся инфраструктуру, культурно-историческим наследие). Особенно важным моментом является скорейшая выработка Россией своей национальной стратегии в области электронной коммерции, которая учла бы интересы всех вовлеченных в этот процесс сторон и дала бы возможность занимать грамотную позицию при обсуждении проблем электронной коммерции на международной арене.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Савельев А. Электронная коммерция в России и за рубежом. М.: Статут, 2014. 544 с.
2. Калужский М. Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка. М.: Издательство «Экономика». 2014. 328 с.
3. Юрасов А. В. Электронная коммерция: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 408 с.
4. Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э., Электронная коммерция. / Московская финансово-промышленная академия. М. 2005. 376 с.
5. Царев В.В., Кантарович А. А. Электронная коммерция. СПб: Питер. 2002. 320с.
6. Россияне смогут рассчитываться за китайские товары при помощи электронных кошельков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mssian. dbw.cn/system/2015/05/02/000966350.html
7. Статистика интернет-торговли в странах мира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/
8. Кубкина Ю. С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития. terra economicus. 2012.№
2-2. том 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.Warticle/n/elektronnaya-kommertsiya-rol-ponyatie-napravleniya-razvitiya
9. Alii Express в России пользуются более 4 млн человек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.essdd.com/thread-15645-1 -1 .html
10. Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей Российский внешнеэкономический вестник.2015. № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: / 2015: http://cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-elektronnoy-kommertsii-v-sisteme-mezhdunarodnyh-torgovyh-svyazey#ixzz4ZzpgSgaQ
11. Кравчук М. Н. Тренды в электронной коммерции // Интернет-маркетинг. 2014. № 4. С. 240-247.
12. Земскова А. В. Детерминанты совершения покупок в сети Интернет // Интернет-маркетинг. 2013. № 5. С. 302-307.
13. Доклад об информационной экономике. Обзор 2015.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// unctad.org/en/PublicationsLibrary/ier2015overview_ru.pdf
14. Литвишко Н. О. Интернет-молл как инструмент электронной коммерции. Сравнение российской и китайской практики // Интернет-маркетинг. 2014. № 2. С. 70-76.
15. Зыбин О. С., Цупсман В. С. Особенности организации торгового бизнеса в сети Интернет // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2012. № 7. С. 47-50.
16. Цветкова Т. Б. Формы электронной торговли на российском рынке и основные проблемы современных интернет-магазинов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. С. 53-58.
17. Алексунин, В.А., Родигина, В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: Учебное пособие.
3-е изд.М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К », 2008. - 214 с.
18. Трансграничная электронная коммерция активизирует логистический поток между Китаем и Россией
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian. china.org.cn/exclusive/txt/2014-12/04/content_34226399. htm
19. Шмидт М. А. Экономическое обоснование моделей интернет-обслуживания кредитных организаций // Интернет-маркетинг. - 2014. - № 6. - С. 362-370
20. Крутякова А. С. Проблемы и тенденции развития удаленной розничной торговли // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. Т. 2. №. 119. С. 182-186.