Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 171.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 171.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЯВЛЕНИЕ / НЕЗАКОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕЗАКОННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ / АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПЕРАТИВНЫЙ СОТРУДНИК / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / IDENTIFYING / ILLEGAL ORGANIZATION / ILLEGAL CONDUCT / GAMBLING / GAMBLING BUSINESS / PLANNING / AN OPERATIVE (DETECTIVE) / LAW ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евстифеева Екатерина Петровна

Выявление предполагает установление фактов совершения прежде всего латентных преступлений. Незаконные организация и проведение азартных игр относятся к преступлениям, информация о которых крайне редко поступает в правоохранительные органы по официальным каналам. В настоящее время организаторами незаконной игорной деятельности применяется комплекс маскировочных мер, преступная деятельность совершается хорошо законспирированными организованными группами. При этом отсутствуют эффективные методические рекомендации по выявлению и раскрытию преступлений данной категории. В результате сотрудники оперативных и следственных подразделений сталкиваются с множеством проблем различного характера. Сложность задач борьбы с преступлениями в указанной сфере требует определенной специализации оперативных сотрудников, а также всестороннего изучения, анализа и оценки оперативной обстановки, тщательного планирования, сбора и систематизации известной информации о фактах нелегального игорного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евстифеева Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING CRIMES PROVIDED BY ARTICLE 171.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In author’s opinion identifying crimes presupposes establishing the facts of the commission of crimes, first of all, latent ones. Illegal organizing and conducting gambling is a crime to be reported to the law enforcement bodies extremely rarely in official way. At present the organizers of illegal gambling business use a number of camouflage measures whereas criminal activity is carried out by organized well-disguised criminal groups. At the same time there are no effective guidelines to identify and solve crimes of such category. As a result officers of operative and investigative units face a variety of problems of different nature while detecting illegal organizing and conducting gambling. Complexity of the problems related to fighting crimes of such category at present requires certain special skills of the operative staff as well as a comprehensive study, analysis and evaluation of the operative conditions, thorough planning, collecting and systematizing known information about the facts of illegal gambling business.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 171.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.102

ББК 67.410.212 DOI 10.25724/VAMVD.GDEF

Е. П. Евстифеева

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 171.2

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выявление предполагает установление фактов совершения прежде всего латентных преступлений. Незаконные организация и проведение азартных игр относятся к преступлениям, информация о которых крайне редко поступает в правоохранительные органы по официальным каналам. В настоящее время организаторами незаконной игорной деятельности применяется комплекс маскировочных мер, преступная деятельность совершается хорошо законспирированными организованными группами. При этом отсутствуют эффективные методические рекомендации по выявлению и раскрытию преступлений данной категории. В результате сотрудники оперативных и следственных подразделений сталкиваются с множеством проблем различного характера. Сложность задач борьбы с преступлениями в указанной сфере требует определенной специализации оперативных сотрудников, а также всестороннего изучения, анализа и оценки оперативной обстановки, тщательного планирования, сбора и систематизации известной информации о фактах нелегального игорного бизнеса.

Ключевые слова: выявление, незаконная организация, незаконное проведение, азартные игры, игорный бизнес, планирование, оперативный сотрудник, правоохранительные органы.

E. P. Evstifeeva

IDENTIFYING CRIMES PROVIDED BY ARTICLE 171.2

OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In author's opinion identifying crimes presupposes establishing the facts of the commission of crimes, first of all, latent ones. Illegal organizing and conducting gambling is a crime to be reported to the law enforcement bodies extremely rarely in official way. At present the organizers of illegal gambling business use a number of camouflage measures whereas criminal activity is carried out by organized well-disguised criminal groups. At the same time there are no effective guidelines to identify and solve crimes of such category. As a result officers of operative and investigative units face a variety of problems of different nature while detecting illegal organizing and conducting gambling. Complexity of the problems related to fighting crimes of such category at present requires certain special skills of the operative staff as well as a comprehensive study, analysis and evaluation of the operative conditions, thorough planning, collecting and systematizing known information about the facts of illegal gambling business.

Key words: identifying, illegal organization, illegal conduct, gambling, gambling business, planning, an operative (detective), law enforcement bodies.

Термин «выявление преступлений» в настоящее время широко используется в законодательных [1]; [2] и подзаконных нормативных актах, литературных источниках[3]; [4]; [5], он звучит в выступлениях высших должностных лиц правоохранительных органов, в том числе при оценке состояния дел в борьбе с преступностью.

Выявление преступлений как самостоятельная задача оперативно-разыскной деятельности предполагает установление фактов совершения прежде всего латентных преступлений, информация о

которых в правоохранительные органы по официальным каналам не поступает. В частности, в основной массе оперативным путем выявляются преступления, сопряженные с незаконной организацией и проведением азартных игр.

Организационно-тактические меры по выявлению незаконного игорного бизнеса, других преступлений экономической и коррупционной направленности путем проведения оперативно-разыскных мероприятий в структуре полиции осуществляются подразделениями экономической безопасности

и противодействия коррупции (далее — подразделения ЭБиПК), которые в полном объеме наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Опрошенные в ходе настоящего исследования сотрудники подразделений ЭБиПК отметили, что выявление незаконной игорной деятельности и лиц, причастных к ней, имеет определенные трудности, что в первую очередь обусловлено следующими обстоятельствами:

— высокой латентностью противоправной деятельности, связанной с незаконным игорным бизнесом — мнение 35,7 % респондентов;

— существованием нелегальных и полулегальных игорных заведений, агентурное проникновение в которые затруднено, — 25,8 %;

— применением комплекса конспиративных мер со стороны организаторов незаконной игорной деятельности: системы специальных сигналов, физической охраны, видеонаблюдения за прилегающей территорией и игровыми залами — 84,3 %;

— сложностью проведения оперативно-технических мероприятий, связанных с проникновением в нелегальные игорные заведения, которая обусловлена наличием физической и технической охраны, — 81,6 %;

— тщательной подготовкой преступной деятельности, ее маскировкой, том числе под легальный бизнес — 21,7 %;

— совершением преступлений хорошо законспирированными организованными группами — 14,6 %;

— наличием коррумпированных связей организаторов незаконной игорной деятельности с правоохранительными структурами [6] — 9,6 %;

— отсутствие эффективных методических рекомендаций по выявлению и раскрытию преступлений данной категории — 11,8 % .

В связи со сказанным нельзя отрицать, что без покровительства чиновников и участия отдельных должностных лиц органов внутренних дел данный вид незаконного предпринимательства не может существовать и получать развития. Так, в 2014 г. в Республике Татарстан передано в суд уголовное дело об организации крупным преступным сообществом из Набережных Челнов подпольного игорного бизнеса. Согласно материалам дела оно было создано выходцем из местной группировки предпринимателем У. под покровительством сотрудников администрации, полковника полиции и депутата. Сообщество держало сеть из более двух десятков казино и за время деятельности получило не менее 100 млн руб. дохода. На скамье подсудимых оказались шесть человек, среди которых депутат горсовета и бывший начальник отдела полиции «Автозаводский» городского УВД,

а также бывшие сотрудники местных администраций. В зависимости от их роли им предъявлены обвинения в создании и участии в преступном сообществе (ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)), незаконных азартных играх (ст. 171.2 УК РФ), мошенничестве (ст. 159 УК РФ), получении взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотреблении полномочиями (ст. 285 УК РФ) [7].

К сказанному следует добавить, что в настоящее время организаторами незаконной игорной деятельности в целях противодействия сотрудникам полиции все чаще стали использоваться жилые помещения для проведения азартных игр. Обследование таких помещений возможно только по судебному решению в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

При выявлении рассматриваемой категории преступлений необходимо также учитывать:

— большой круг и разнообразие характеристик лиц, имеющих возможности по незаконной организации и проведению азартных игр;

— скрытый характер нелегальных игорных заведений, организуемых вне установленных игорных зон;

— субъекты данных преступлений, как правило, образованы и грамотны не меньше, чем следователи и оперативные сотрудники.

Организация выявления незаконной игорной деятельности должна основываться на всестороннем изучении, анализе и оценке оперативной обстановки на обслуживаемой территории, тщательном планировании сбора и систематизации известной информации о фактах нелегального игорного бизнеса, что обеспечит:

— формирование базы данных о фактах незаконной организации и проведения азартных игр и лицах, причастных к ней;

— изучение состояния и эффективности использования оперативно-разыскных сил, средств и методов в борьбе с данными преступлениями;

— принятие организационно-управленческих и оперативно-тактических решений, направленных на повышение эффективности выявления, пресечения и раскрытия преступлений рассматриваемой группы (например, о закреплении оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК, формировании и расстановке источников оперативной информации; уточнении криминогенных объектов и контингента, требующего усиленного оперативного обслуживания, и др.).

Сложность задач борьбы с незаконным игорным бизнесом на современном этапе требует определенной специализации оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК. Такая специализа-

ция, во-первых, позволяет получать и анализировать в значительно большем объеме оперативно значимую информацию, важную как для выявления, так и для раскрытия этих преступлений; во-вторых, облегчает взаимные консультации оперативных сотрудников и обмен опытом оперативной работы, тем самым создает условия для повышения их профессионального мастерства.

Представляется, что при решении вопроса о специализации оперативных сотрудников на региональном уровне необходимо учитывать следующие основные факторы:

— количество букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок, интернет-кафе, компьютерных клубов на обслуживаемой территории, требующих организации их оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК;

— степень распространенности преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ, с учетом уровня их латентности;

— штатные возможности подразделений ЭБиПК регионального уровня, способных решать задачи по борьбе с экономическими преступлениями указанной категории.

Показательна практика ГУ МВД России по Волгоградской области. Основными задачи первого отдела управления ЭБиПК является организация мероприятий по борьбе с экономическими преступлениями на потребительском рынке, в кредитно-финансовой системе, с незаконным оборотом алкогольной продукции, фальшивомонетничеством и незаконным игорным бизнесом.

Среди составных элементов организации выявления незаконной организации и проведения азартных игр особое место занимают объекты и направления оперативного поиска. По нашему мнению, применительно к указанной категории преступлений можно выделить следующие из них:

— нелегальные игорные заведения (подпольные залы и казино), в которых при проведении азартных игр используются игровые автоматы, покерные столы и иное игровое оборудование;

— игорные заведения, функционирующие под видом проведения лотерей, в том числе с использованием модифицированных игровых автоматов;

— интернет-кафе, компьютерные клубы, использующие при проведении азартных игр компьютерные технологии интернет-казино, включая специальные программы с выходом в сеть «Интернет»;

— букмекерские конторы, которые под видом законной букмекерской деятельности используют модифицированные игровые автоматы;

— лица, кто по своей квалификации, навыкам и социальной ориентации могут быть склонны

к незаконной организации и проведению азартных игр;

— лица, которые могут принять участие в подготовке и совершении рассматриваемых преступлений в связи с их криминальным прошлым (ранее судимые за аналогичные преступления), профессиональными навыками (сотрудники игровых заведений), наличием связей с преступными элементами (организаторами незаконных азартных игр);

— лица, вовлекаемые в проведение азартных игр.

Целью оперативно-поисковой деятельности является формирование информационной базы, способствующей выявлению незаконной игорной деятельности, лиц, причастных к ней, и условий, созданных для совершения данной противоправной деятельности.

Согласно положениям п. 2.1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Важной предпосылкой своевременного выявления преступлений, связанных с незаконной игорной деятельностью, служит получение в ходе поисковой деятельности информации о признаках, указывающих на подготовку или совершение указанных преступлений. Данные признаки позволяют определить сферу использования оперативно-разыскных сил и средств, что, в свою очередь, сделает работу по выявлению незаконной организации и проведению азартных игр более эффективной.

Организация и проведение азартных игр — два самостоятельных действия. Объективная сторона преступления может быть образована как организацией или проведением азартных игр, так и совместно организацией и проведением азартных игр, совершенными способами, указанными в Федеральном законе № 244-ФЗ, соответственно, можно выделить: а) признаки незаконной организации азартных игр; б) признаки незаконного проведения азартных игр. При этом организация азартных игр может быть реализована одним субъектом, а проведение азартных игр другим, что означает возможность независимого осуществления как организации, так и проведения игорной деятельности.

На основе результатов исследования уголовных дел, данных анкетирования практических работников к признакам, указывающим на возможность незаконной организации азартных игр вне действующих игорных зон, можно отнести:

— создание незаконного игорного заведения (казино, зала игровых автоматов и др.);

— набор штата сотрудников игорного заведения, обеспечивающего проведение азартных игр (администраторы игрового зала, крупье, охрана и др.);

— привлечение лиц, желающих принять участие в азартной игре;

— действия, обеспечивающие возможность функционирования незаконного игорного заведения;

— организацию азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», либо средств связи, в том числе подвижной связи.

К признакам незаконного проведения азартных игр вне действующих игорных зон можно отнести:

— проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны;

— проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», либо средств связи, в том числе подвижной связи [8, с. 18—19].

Соответственно, к признакам незаконного проведения азартных игр в игорных зонах относятся:

— организация и проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление данной деятельности в игорной зоне;

— организация и проведение азартных игр до наступления даты указанной в соответствующем разрешении;

— организация или проведение азартной игры после отказа в получении соответствующего разрешения;

— организация или проведение азартной игры после аннулирования разрешения.

Для эффективного выявления фактов незаконной игорной деятельности следует использовать разведывательные возможности лиц, конфиденциально содействующих или сотрудничающих с органами внутренних дел. Именно от них сотрудники подразделений ЭБиПК могут получить оперативно значимую информацию о лицах, тщательно маскирующих свое противоправное поведение, а также о возможном составе организованной группы, занимающейся незаконной игорной деятельностью, характеристике преступных связей и т. п.

При рассмотрении источников получения оперативно значимой информации нельзя не остано-

виться на таком важном моменте, как получение сведений из других служб, подразделений органов внутренних дел. Сотрудники различных служб и подразделений наряду со значимой для них информацией могут получать сведения, прямо или косвенно указывающие на факты незаконной игорной деятельности. Однако, на практике поступающая информация часто недооценивается с точки зрения потребностей иных подразделений и даже других сотрудников в собственном отделе внутренних дел. В результате она не доходит до адресата. Данное обстоятельство подтвердили результаты опроса сотрудников подразделений ЭБиПК, по результатам которого информация из других служб и подразделений органов внутренних дел составляет 5 % ее общего объема. Сказанное можно объяснить тем, что сотрудники других служб стараются не принимать информацию, не представляющую для них интереса, а если и принимают, то не всегда проверяют и передают в соответствующие подразделения.

Большой объем работы возлагается на участковых уполномоченных полиции, которые при выполнении своих обязанностей проводят работу в жилом секторе и с помощью населения могут выявлять нелегальные игорные заведения, в том числе маскируемые под интернет-кафе, лотерейные и ночные клубы, а также лиц, вовлекающих других в незаконную игорную деятельность.

Эффективность выявления незаконной организации и проведения азартных игр зависит от тактически грамотного планирования, согласованного взаимодействия оперативных сотрудников полиции с государственными органами, осуществляющими надзорные функции в области игорной деятельности. Это, в свою очередь, позволит использовать полученные данные в качестве оснований для возбуждения уголовного дела, а также как доказательство при расследовании незаконной организации и проведения азартных игр. Так, налоговые органы осуществляют следующие функции в рассматриваемой области:

— контроль и надзор за исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

— федеральный государственный надзор за проведением лотерей;

— лицензионный контроль в сфере организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

— проверку технического состояния игрового оборудования;

— государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

— направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Примечание

* Сумма ответов превышает 100 %, в связи с тем что респонденты давали несколько вариантов ответов на поставленный вопрос.

1. Об оперативно-розыскной деятельности: фе-дер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 03.07.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 07.03.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Бертовский Л. В., Образцов В. А. Выявление и расследование экономических преступлений: учеб.-практ. пособие. М., 2003.

4. Иванова О. Г. Выявление и расследование неправомерного доступа к компьютерной информации: дис. ...канд. юрид. наук. Красноярск, 2007.

5. Шибанова Е. В. Выявление и расследование преступлений, связанных с проституцией. М., 2007.

6. Никульшин Л. Н. Противодействие незаконному игорному бизнесу // Экономический вестник правоохранительных органов «Экономическая безопасность». 2014. № 4. С. 48—52.

7. Преступное сообщество доигралось. URL: https://www. kommersant.ru/doc/2810272 (дата обращения 11.12.2018).

8. Лихолетов А. А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия незаконному игорному бизнесу: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2013.

© Евстифеева Е. П., 2019

1. Federal Law No 144-FZ of 12 August 1995. "On Operative and Search Activity" (ed. 3 July 2016). Available from: reference legal system "Consultant Plus".

2. Federal Law № 3- FZ of 7 February 2011 "On the Police" (ed. 7 March 2018). Available from: reference legal system "Consultant Plus".

3. Bertovsky L. V., Obraztsov V. A. Identifying and Investigating Economic Crimes: Educational and Practical. Moscow; 2003.

4. Ivanova O. G. Identifying and Investigating Illegal Access to Computer Information. Krasnoyarsk; 2007.

5. Shibanova E.V. Identifying and Investigating Crimes Related to Prostitution. Moscow, 2007.

6. Nikulshin L. N. Counteracting Illegal Gambling Business // Economic Vestnik of Law Enforcement Agencies "Economic Security". 2014; 4: 48—52.

7. Criminal Community Came to a Head. Available from: https: //www.kommersant.ru/doc/2810272. Accessed: 11 December 2018.

8. Likholetov A. A. Criminal, Legal and Crimino-logical Problems of Counteracting Illegal Gambling Business. Saratov; 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Evstifeeva E. P., 2019

Евстифеева Екатерина Петровна, адъюнкт адъюнктуры Волгоградской академии МВД России; e-mail: evstifeeva-vamvd@mail.ru

Evstifeeva Ekaterina Petrovna, associate postgraduate of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: evstifeeva-vamvd@mail.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.