Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО РЕЕСТРА КАТЕГОРИЙ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА ФГОС ВО 3++ И ПРОФСТАНДАРТАХ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО РЕЕСТРА КАТЕГОРИЙ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА ФГОС ВО 3++ И ПРОФСТАНДАРТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Виктория Олеговна

В данной работе выявляется целесообразность создания единого реестра неповторяющихся категорий «знать» и «уметь», сформированных из Федерального государственного образовательного стандарта, профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. Также в работе выявляется потребность в автоматизации процесса закрепление за дисциплинами данных категорий.In this paper, the expediency of creating a unified register of non-repeating categories of "know" and "be able", formed from the Federal State Educational Standard, professional standards and exemplary educational programs, is revealed. The paper also reveals the need to automate the process of assigning these categories to disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО РЕЕСТРА КАТЕГОРИЙ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА ФГОС ВО 3++ И ПРОФСТАНДАРТАХ»

УДК 378; 004.62

Технические науки

Шутова Виктория Олеговна, студентка 3 курса направления подготовки

«Информационные системы и технологии», ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»,

г. Абакан

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО РЕЕСТРА КАТЕГОРИЙ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА ФГОС ВО 3++ И

ПРОФСТАНДАРТАХ

Аннотация: В данной работе выявляется целесообразность создания единого реестра неповторяющихся категорий «знать» и «уметь», сформированных из Федерального государственного образовательного стандарта, профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. Также в работе выявляется потребность в автоматизации процесса закрепление за дисциплинами данных категорий.

Ключевые слова: формирование основных профессиональных образовательных программ, компетенции, индикаторы.

Abstract: In this paper, the expediency of creating a unified register of nonrepeating categories of "know" and "be able", formed from the Federal State Educational Standard, professional standards and exemplary educational programs, is revealed. The paper also reveals the need to automate the process of assigning these categories to disciplines.

Keywords: formation of the main professional educational programs, competencies, indicators.

Рассмотрим особенности процесса формирования основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) с учетом требований

ФГОС ВО 3++ [1].

Известно, что в этих стандартах требования к результатам образования представлены универсальными компетенциями, общепрофессиональными компетенциями и профессиональными компетенциями.

Универсальные компетенции (УК) для большинства технических направлений подготовки имеют сходные наименования и направлены на формирование у обучаемых следующих навыков:

— системное и критическое мышление,

— разработка и реализация проектов,

— командная работа,

— лидерство и коммуникация,

— межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие.

Общепрофессиональные компетенции для каждого направления

подготовки устанавливают требования к фундаментальной, теоретической, профессиональной подготовке, управлению качеством, информационной культуре и т.п. Их количество насчитывает 5-10 наименований в зависимости от направления подготовки [2].

В соответствии с ФГОС ВО 3++ все профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, должны формироваться на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников.

Так, например, в приложении к ФГОС ВО 3++ для направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» перечень профессиональных стандартов насчитывает 10 наименований [3].

Из каждого профессионального стандарта учебное заведение может выделять одну или несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников. ОТФ может выделяться полностью или частично.

В качестве примера рассмотрим содержание профессионального стандарта «Специалист по информационным системам». Он содержит две обобщенные трудовые функции. Каждая обобщенная трудовая функция содержит от 20 до 50 трудовых функций. Для выполнения каждой трудовой функции необходимы соответствующие знания и умения [4]. Их перечень приведен в профстандарте. Так, например, для выполнения трудовой функции «Распространение информации о ходе выполнения работ», входящей в состав обобщенной трудовой функции «Выполнение работ по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы» [5], необходимо:

— знать виды отчетности,

— знать инструменты и методы коммуникаций,

— знать каналы и модели коммуникаций,

— знать технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии, основы конфликтологии,

— знать технологии подготовки и проведения презентаций,

— знать источники информации, необходимой для профессиональной деятельности,

— знать современный отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности,

— знать правила деловой переписки,

— уметь проводить презентации,

— уметь разрабатывать документы.

Рассмотрение различных профессиональных стандартов показывает, что в каждом из них индикаторы «знать» и «уметь» являются основополагающими понятиями.

В примерных основных образовательных программах (ПООП), разрабатываемых федеральными учебно-методическими объединениями (УМО) для каждого направления подготовки, УК и ОПК декомпозированы до

уровней «знать» и «уметь». Например, в ПООП по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» универсальная компетенция УК-1 «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» декомпозирована до следующих понятий (категорий):

— знать методики поиска, сбора и обработки информации,

— знать актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности,

— знать метод системного анализа,

— уметь применять методики поиска, сбора и обработки информации,

— уметь осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников,

— уметь применять системный подход для решения поставленных задач.

Общепрофессиональная компетенция ОПК-8 «Способен применять

математические модели, методы и средства проектирования информационных и автоматизированных систем» декомпозирована на следующие категории:

— знать методологию и основные методы математического моделирования,

— знать классификацию и условия применения моделей,

— знать основные методы и средства проектирования информационных и автоматизированных систем,

— знать инструментальные средства моделирования и проектирования информационных и автоматизированных систем,

— уметь применять на практике математические модели,

— уметь применять методы и средства проектирования и автоматизации систем.

Из вышеизложенного следуют выводы:

— требования к ОПОП для любого направления подготовки представляются в виде совокупностей понятий «знать» и «уметь». Их наименования приведены в ПООП и соответствующих профстандартах;

— совокупность понятий «знать» и «уметь» является исчерпывающими требованиями к дисциплинам, входящим в ПООП.

При разработке ОПОП целесообразно закреплять за дисциплинами, входящими в учебный план не просто компетенции (УК и ОПК), а индикаторы «знать» и «уметь». Те же действия необходимо выполнять и для индикаторов, выявленных при работе с профессиональными стандартами.

Сравнение наименований знаний и умений, входящих в состав различных трудовых функций профстандартов, показывает, что некоторые названия повторяются [6]. Некоторые знания и умения повторяются и в ПООП.

Кроме того, сходные по смыслу категории «знать» и «уметь», входящие в состав профессиональных стандартов и ПООП, необходимо объединять с редактированием формулировки.

На основе изложенного представляется целесообразным создание единого реестра неповторяющихся категорий «знать» и «уметь», сформированных из ПООП и профессиональных стандартов. Затем каждое такое базовое понятие следует связать с дисциплиной, в которой предполагается его формирование.

Для каждой категории «знать» и «уметь» экспертным путем целесообразно определять трудоемкость формирования. При таком подходе оценка трудоемкости дисциплины окажется более объективной, т.к. она будет вычисляться как сумма трудоемкостей формирования базовых (наиболее простых) понятий «знать» и «уметь», входящих в состав дисциплины.

Заключение

В ходе проведенной анализа было выявлено, что закрепление за дисциплинами всех этих многочисленных категорий «знать» и «уметь» является рутинной работой, требующей больших временных затрат. Данную

работу необходимо автоматизировать, иначе на практике реализация такого подхода просто невозможна.

Библиографический список:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 15.06.2021).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 19.06.2021).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (уровень бакалавриата): Утв. приказом Минобрнауки России от 19.09.2017 № 926. (ред. от 08.02.2021).

4. Коваленко М.И., Ступина М.В. Подготовка будущих инженеров ИТ-профиля в условиях ФГОС // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 18-26.

5. Борисова Е.В., Соболь Б.В., Ступина М.В. Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС во 3+ и ФГОС во 3++ по направлению подготовки "Информационные системы и технологии" // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №1-2 (29-30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-obrazovatelnyh-standartov-fgos-vo-3-i-fgos-vo-3-po-napravleniyu-podgotovki-informatsionnye-sistemy-i-tehnologii (дата обращения: 20.06.2021).

6. Мишин Игорь Николаевич Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС во 3 + + // Высшее образование в России. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskaya-otsenka-formirovaniya-perechnya-kompetentsiy-v-fgos-vo-3 (дата обращения: 25.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.