Научная статья на тему 'Автоматизация формирования требований к дисциплинам в условиях ФГОС во 3++ и профессиональных стандартов'

Автоматизация формирования требований к дисциплинам в условиях ФГОС во 3++ и профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФГОС ВО 3++ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНДИКАТОРЫ ОСВОЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / FSES HE 3 ++ / PROFESSIONAL STANDARD / DEVELOPMENT INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеев Пётр Викторович

В статье показана целесообразность создания единого реестра неповторяющихся индикаторов «знать» и «уметь», сформированных из ФГОС, профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. Описана информационная технология формирования требований к дисциплинам в виде совокупностей индикаторов освоения «знать» и «уметь». Преимуществом предлагаемого решения является повышение производительности и качества разработки образовательных программ за счёт автоматизации процесса и более детального представления данных. Показана применимость решения для любых направлений и уровней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеев Пётр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF FORMING REQUIREMENTS TO ACADEMIC DISCIPLINES UNDER CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION FEDERAL STANDARDS 3 ++ AND PROFESSIONAL STANDARDS

The article shows expediency of creating a single register of unique indicators “to know” and “to be able to”, formed on the basis of the Federal State Educational Standard, professional standards, and exemplary educational programs. The author describes information technology of developing requirements to academic disciplines as blocks of indicators showing the development of "to know" and "to be able to". The advantage of the proposed solution is to increase the productivity and quality of the educational programs development by automating the process and more detailed presentation of the data. The author also shows applicability of the solution to any areas and levels of training.

Текст научной работы на тему «Автоматизация формирования требований к дисциплинам в условиях ФГОС во 3++ и профессиональных стандартов»

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.05.2019).

2. О федеральных государственных образовательных стандартах: Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470/ (дата обращения: 03.08.2019).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии: Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 № 926 (Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2017 № 48535). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=280601&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.9699957020866521#02455458930851775 (дата обращения: 25.09.2019).

4. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 03.08.2019).

5. Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. -URL:http://window.edu.ru/resource/623/69623/files/ElearningPracticeUsingMoodle.pdf (дата обращения: 02.05.2019).

6. Rice, W. Moodle E-Learning Course Development: A complete guide to successful learning using Moodle / W. Rice. - Packt Publishing. - 256 p.

7. Анисимов, А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие / А. М. Анисимов. - 2-е изд. испр. и доп. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.

© Мельникова О. Л., Колмакова З. А., Гиманова И. А., 2019

УДК [004.891:81'322]:378.14

АВТОМАТИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ФГОС ВО 3++ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Минеев Пётр Викторович,

кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и систем Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье показана целесообразность создания единого реестра неповторяющихся индикаторов «знать» и «уметь», сформированных из ФГОС, профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. Описана информационная технология формирования требований к дисциплинам в виде совокупностей индикаторов освоения «знать» и «уметь». Преимуществом предлагаемого решения является повышение производительности и качества разработки образовательных программ за счёт автоматизации процесса и более детального представления данных. Показана применимость решения для любых направлений и уровней подготовки.

Ключевые слова: информационная технология, ФГОС ВО 3++, профессиональный стандарт, индикаторы освоения.

AUTOMATION OF FORMING REQUIREMENTS TO ACADEMIC DISCIPLINES UNDER CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION FEDERAL STANDARDS 3 ++ AND PROFESSIONAL

STANDARDS

Mineev Petr Viktorovich,

Ph. D. in Engineering Science, Associate Professor, the Department of Information Technologies and Systems, Katanov Khakass State University (Abakan)

The article shows expediency of creating a single register of unique indicators "to know" and "to be able to", formed on the basis of the Federal State Educational Standard, professional standards, and exemplary educational programs. The author describes information technology of developing requirements to academic disciplines as blocks of indicators showing the development of "to know" and "to be able to". The advantage of the proposed solution is to increase the productivity and quality of the educational programs development by automating the process and more detailed presentation of the data. The author also shows applicability of the solution to any areas and levels of training.

Key words: information technology, FSES HE 3 ++, professional standard, development indicators.

Рассмотрим особенности процесса форми- ваний ФГОС ВО 3++. Известно, что в этих рования основных профессиональных образо- стандартах требования к результатам образовательных программ (ОПОП) с учётом требо- вания представлены универсальными, обще-

профессиональными и профессиональными компетенциями [1].

Универсальные компетенции (УК) для большинства технических направлений подготовки имеют сходные наименования и направлены на формирование у обучаемых следующих навыков:

- системного и критического мышления;

- разработки и реализации проектов;

- командной работы;

- лидерства и коммуникации;

- межкультурного взаимодействия, самоорганизации и саморазвития.

Общепрофессиональные компетенции для каждого направления подготовки устанавливают требования к фундаментальной, теоретической, профессиональной подготовке, управлению качеством, информационной культуре и т. п. Их количество насчитывает 5-10 наименований в зависимости от направления подготовки.

В соответствии с ФГОС ВО 3++ все профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, должны формироваться на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Например, в приложении к ФГОС ВО 3++ для направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» перечень профессиональных стандартов насчитывает 10 наименований, для направления подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» - 20 наименований, 08.03.01 «Строительство» - 62 наименования [1].

Из каждого профессионального стандарта учебное заведение может выделять одну или несколько обобщённых трудовых функций (ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников. ОТФ может выделяться полностью или частично.

В качестве примера рассмотрим содержание профессионального стандарта «Специалист по информационным системам» [2]. Он содержит четыре обобщённые трудовые функ-

ции. Каждая обобщённая трудовая функция содержит от 20 до 50 трудовых функций. Для выполнения каждой трудовой функции необходимы соответствующие знания и умения. Их перечень приведён в профстандарте. Так, для выполнения трудовой функции «Распространение информации о ходе выполнения работ», входящей в состав обобщённой трудовой функции «Выполнение работ по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы», необходимо:

- знать виды отчётности;

- знать инструменты и методы коммуникаций;

- знать каналы и модели коммуникаций;

- знать технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии, основы конфликтологии;

- знать технологии подготовки и проведения презентаций;

- знать источники информации, необходимой для профессиональной деятельности;

- знать современный отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности;

- знать правила деловой переписки;

- уметь проводить презентации;

- уметь разрабатывать документы.

Рассмотрение различных профессиональных стандартов показывает, что в каждом из них индикаторы «знать» и «уметь» являются основополагающими понятиями.

В примерных основных образовательных программах (ПООП), разрабатываемых федеральными учебно-методическими объединениями (УМО) для каждого направления подготовки, УК и ОПК декомпозированы до индикаторов освоения «знать» и «уметь». Например, в ПООП по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» универсальная компетенция УК-1 «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных

задач» декомпозирована до следующих индикаторов освоения:

- знать методики поиска, сбора и обработки информации;

- знать актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;

- знать метод системного анализа;

- уметь применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- уметь осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников;

- уметь применять системный подход для решения поставленных задач.

Общепрофессиональная компетенция ОПК-8 «Способен применять математические модели, методы и средства проектирования информационных и автоматизированных систем» декомпозирована на следующие индикаторы:

- знать методологию и основные методы математического моделирования;

- знать классификацию и условия применения моделей;

- знать основные методы и средства проектирования информационных и автоматизированных систем;

- знать инструментальные средства моделирования и проектирования информационных и автоматизированных систем;

- уметь применять на практике математические модели;

- уметь применять методы и средства проектирования и автоматизации систем.

Из вышеизложенного целесообразно сделать следующие выводы:

1) требования к ОПОП для любого направления подготовки представляются в виде совокупностей индикаторов освоения «знать» и «уметь». Их наименования приведены в ПООП и соответствующих профстандартах;

2) совокупность индикаторов «знать» и «уметь» является исчерпывающим требованием к дисциплинам, входящим в ПООП.

При разработке ОПОП целесообразно закреплять за дисциплинами, входящими в учебный план, не просто компетенции (УК и ОПК), а индикаторы освоения «знать» и «уметь» [3]. Те же действия необходимо выполнять и для индикаторов, выявленных при работе с профессиональными стандартами.

Сравнение наименований знаний и умений, входящих в состав различных трудовых функций профстандартов, показывает, что некоторые названия повторяются. Повторяемость индикаторов наблюдается и в ПООП. Следует отметить, что сходные по смыслу индикаторы «знать» и «уметь», входящие в состав профессиональных стандартов и ПООП, рекомендуется объединять с редактированием формулировок.

На основе изложенного представляется целесообразным создание единого реестра неповторяющихся индикаторов «знать» и «уметь», сформированных из ПООП и профессиональных стандартов. Затем каждый индикатор следует связать с дисциплиной, в которой предполагается его формирование.

Для каждого индикатора «знать» и «уметь» экспертным путём целесообразно определять трудоёмкость формирования. При таком подходе оценка трудоёмкости дисциплины окажется более точной, так как она будет вычисляться как сумма трудоёмкостей формирования всех индикаторов «знать» и «уметь», входящих в состав дисциплины.

Закрепление за дисциплинами всех этих многочисленных индикаторов «знать» и «уметь» является рутинной работой, требующей больших временных затрат. Данную работу необходимо автоматизировать, иначе на практике реализация такого подхода просто невозможна [3].

Нетрудно заметить, что требования к ОПОП, представленные в виде совокупности индикаторов «знать», «уметь» и трудоёмко-стей их формирования, имеют табличные структуры. Наиболее распространённым путём автоматизации в таких случаях является соз-

дание реляционной базы данных. С помощью запросов можно относительно просто формировать разнообразные выборки (запросы) и автоматизировать с их помощью процесс формирования требований к дисциплинам ОПОП.

Для формирования единого реестра базовых структур «знать» и «уметь» создаётся реляционная база данных из шести таблиц (её схема показана на рисунке).

Все таблицы базы данных связаны отношениями «один - ко многим». Таблица «Знать уметь» содержит следующие поля:

- ГО_знать_уметь (код категории «знать» или «уметь»);

- знать_уметь (наименование индикатора «знать» или «уметь»);

- id_компетенции_ФГОС (код компетенции ФГОС ВО 3++);

- id_трудовой _функции (код трудовой функции);

- id_дисциплины (код дисциплины);

- трудоёмкость_формирования (трудоёмкость формирования категории «знать» или «уметь»).

Предлагается следующая информационная технология формирования требований к дисциплинам образовательной программы.

В таблицу «Профстандарты» оператор записывает перечень всех профессиональных стандартов, индикаторы «знать» и «уметь», которые будут входить в состав требований к ОПОП. Соответствующие записи вносятся в таблицы «Обобщённые трудовые функции», «Трудовые функции», «Знать Уметь». Данные о компетенциях (УК и ОПК) соответствующего ФГОС ВО 3++ вводятся в таблицу «Компетенции ФГОС».

Далее в таблицу «Знать уметь» оператор вводит все индикаторы освоения «знать» и «уметь» из соответствующей ПООП. Напомним, что ПООП разрабатываются федеральными УМО на основе ФГОС ВО 3++. Для каждой записи заполняется поле ^_компетенции_ФГОС».

После ввода всех исходных данных оператором удаляются записи, в которых дублируются поля «знать_уметь». Данная операция реализуется путём организации запросов на выборку и удаление записей. Подсчёт показал, что для профстандарта «Специалист по информационным системам» доля записей с повторяющимися значениями поля «знать_уметь» составляет примерно 15 %.

Схема базы данных

Далее аналитик (разработчик ОПОП) рассматривает отсортированные записи на предмет выявления сходных по смыслу индикаторов. В случае выявления двух таких записей одной из них дается обобщающая формулировка и удаляется вторая как избыточная.

После выполнения всех указанных действий будет сформирована таблица «Знать уметь» с неповторяющимися значениями поля «знать_уметь» (наименование «знать» или «уметь»). После этого разработчик ОПОП экспертным путём задаёт трудоёмкость формирования каждого индикатора «знать» и «уметь».

Далее для каждой записи таблицы аналитик назначает дисциплину, в которой предполагается формирование данного индикатора. И, наконец, после выполнения последней операции с помощью многотабличного запроса формируется перечень дисциплин со списками соответствующих индикаторов освоения «знать» и «уметь». Результат запроса при необходимости можно экспортировать в Word

или Excel для использования при разработке рабочих программ дисциплин.

Следует отметить, что трудоёмкость формирования любого индикатора «знать» и «уметь» в таблице «Знать уметь» при необходимости может быть изменена аналитиком. Также для её формирования можно назначить любую другую дисциплину.

Таким образом, проведённое исследование наглядно демонстрирует полезность и эффективность предлагаемой информационной технологии формирования требований к дисциплинам образовательной программы. Преимуществом предлагаемого решения является повышение производительности и качества разработки образовательных программ за счёт автоматизации процесса и более детального представления данных. Предлагаемое решение применимо для любых направлений и уровней подготовки, для которых имеются ФГОС ВО 3++, профессиональные стандарты и примерные основные образовательные программы.

Библиографический список

1. ФГОС ВО 3++ / - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 27.08.2019).

2. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.015.pdf (дата обращения: 27.09.2019).

3. Минеев, П. В. Автоматизация разработки компетентностно-ориентированных профессиональных основных образовательных программ средствами офисных приложений / П. В. Минеев // Информатизация образования и науки. - 2017. - № 3(35). - С. 50-62.

© Минеев П. В., 2019

УДК [004.77+37.064.1]:[373.3:376.7]

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Мустафаева Севиндж Али кызы,

аспирант кафедры дошкольного и профессионального образования, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» (г. Абакан) Научный руководитель — К. И. Султанбаева, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и профессионального образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Основное внимание в предлагаемой статье уделяется изучению сетевого взаимодействия педагогов с семьёй младшего школьника в поликультурной образовательной среде. На основе аналитического изучения теоретических источников раскрыта сущность понятий «сетевое взаимодействие» и «поликультурная образовательная среда». Представлены краткие результаты проведённого опроса учителей начальной школы МБОУ «СОШ № 22» города Абакана Республики Хакасия. Сделаны выводы о необходимости включения родителей в сетевое общение с педагогами на принципах взаимного уважения, толерантности и готовности к взаимодействию.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, педагогическое взаимодействие, младший школьник, толерантность, поликультурная образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.