Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА ВЛАДИМИР: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА ВЛАДИМИР: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЖКХ / энергоэффективность / тариф / водоснабжение / капремонт / модернизация / управление МКД / housing services / energy efficiency / tariff / water supply / major repairs / modernization / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лакиза И.А., Посаженников А.А.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является одной из ключевых областей, обеспечивающих комфорт и качество жизни населения. В городе Владимир, как и в любых других населенных пунктах, актуальны вопросы состояния инфраструктуры, качества предоставляемых услуг и их доступности. Данный анализ позволит выявить основные потребности в сфере ЖКХ и предложить направления для улучшения системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING NEEDS IN FIELD HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF VLADIMIR: CHALLENGES AND PROSPECTS

The sphere of housing and communal services (HCS) is one of the key areas that ensures the comfort and quality of life of the population. In the city of Vladimir, as in any other settlements, the issues of the state of infrastructure, the quality of services provided and their accessibility are relevant. This analysis will identify the main needs in the housing and communal services sector and suggest areas for improving the system.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА ВЛАДИМИР: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 332.87 Лакиза И.А., Посаженников А.А.

Лакиза И.А.

студент института экономики и туризма Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

(г. Владимир, Россия)

Научный руководитель: Посаженников А.А.

доцент, кандидат экономических наук института экономики и туризма Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

(г. Владимир, Россия)

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА ВЛАДИМИР: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является одной из ключевых областей, обеспечивающих комфорт и качество жизни населения. В городе Владимир, как и в любых других населенных пунктах, актуальны вопросы состояния инфраструктуры, качества предоставляемых услуг и их доступности. Данный анализ позволит выявить основные потребности в сфере ЖКХ и предложить направления для улучшения системы.

Ключевые слова: ЖКХ, энергоэффективность, тариф, водоснабжение, капремонт, модернизация, управление МКД.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) на федеральном и региональных уровнях, особенно во Владимирской области, сталкивается с многослойными и системными проблемами, которые приводят к общей деградации отрасли. Основными из них являются изношенность

инфраструктуры и высокая долговая нагрузка предприятий. Эти проблемы вызывают взаимное недоверие между всеми участниками системы — инвесторами, поставщиками услуг, потребителями и регуляторами — что ещё больше усугубляет ситуацию.

Одной из главных проблем ЖКХ является сильная изношенность инфраструктуры. Магистральные сети водоснабжения, тепловые сети, канализационные системы и другие элементы коммунальной инфраструктуры устарели и требуют капитального ремонта или полной замены. Отказы оборудования и аварийные сбои становятся всё более частыми, что негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг. Для решения этой проблемы необходимо разработать и утвердить долгосрочную программу капитального ремонта и модернизации объектов ЖКХ, подкрепленную устойчивым финансовым планом. Привлечение современных технологий и материалов для реконструкции и строительства позволит увеличить долговечность и эффективность инфраструктуры.

Кроме того, высокая задолженность предприятий ЖКХ перед бюджетами всех уровней и поставщиками ресурсов является критической проблемой. Во Владимирской области из 348 организаций, работающих в системе ЖКХ, 77 находятся на различных стадиях банкротства, что заметно ухудшает ситуацию. Для решения этой проблемы может быть проведен независимый аудит для детального анализа причин задолженности и разработки плана по реструктуризации долгов. Необходимо также внедрить системы учета и контроля задолженности с целью улучшения системы взыскания долгов.

Отсутствие доверия между инвесторами, поставщиками услуг и потребителями является ещё одним серьезным препятствием для привлечения новых инвестиций и эффективного функционирования системы ЖКХ. Для устранения этого барьера стоит создать прозрачные и понятные правила игры для всех участников рынка, включая внедрение договоров концессии и государственно-частного партнерства. Внедрение систем учета и отчетности,

которые обеспечат прозрачность процессов, также поможет снизить уровень недоверия.

Кроме того, долги конечных потребителей оказывают дополнительное давление на предприятия ЖКХ. Во Владимире, горожане задолжали водоканалу 150 млн рублей, что является значительной суммой для предприятия. Для решения этой проблемы можно разработать программы социальной поддержки, которые помогут наиболее уязвимым слоям населения справляться с оплатой услуг ЖКХ. Важно также внедрить программы лояльности и стимулирования для добросовестных плательщиков, а также ужесточить меры по взысканию задолженности.

Муниципальные унитарные предприятия (МУП) остаются крупнейшими должниками в сфере ЖКХ. Их задолженность превышает 80 млн рублей, что негативно влияет на финансовое состояние поставщиков услуг и общее состояние ЖКХ. Для решения этой проблемы нужна реформа системы управления МУПами, с внедрением передовых методов управления и повышения эффективности работы. Создание условий для привлечения частных инвестиций, в том числе через концессионные и арендные соглашения, также может сыграть ключевую роль.

Необходимо отметить, что просроченная задолженность потребителей перед поставщиками электроэнергии во Владимирской области за 2022 год выросла на 40 млн. рублей. Возможно, это связано с недовольством потребителей к повышению тарифов на коммунальные услуги, с 1 июля 2022 года тарифы снова повысились. Это неудивительно, поскольку тарифы на услуги ЖКХ с каждым годом повышаются, а доходы населения и платёжеспособность граждан остается прежней. Населению трудно находиться в условиях непрерывного роста «коммунального налога». В таблице 1 представлены тарифы на коммунальные услуги.

Стоимость кубометра газа для населения выросла на 7,5%, тарифы на электроэнергию в пределах социальной нормы - на 8,6%, на электроэнергию сверх нормы потребления - на 7,5%, теплоснабжение - на 8,7%, водоснабжение

и водоотведение - на 11,7%. Администрация Владимирской области ссылается на то, что, повышение связано с ростом цен по статьям затрат формирующих себестоимость коммунальных ресурсов, определенных Правительством РФ в прогнозе социально-экономического развития страны.

Вместе с тем, просроченная задолженность потребителей Владимирской области перед компанией «Газпром межрегионгаз Владимир» на 1 июля, составляет 2,1 млрд рублей, населения - 123 млн рублей, теплоснабжающих организаций (ТСО) - 1,6 млрд рублей. В первом квартале 2024 года рост просроченной задолженности ТСО составил 510,8 млн рублей.

Одной из немаловажных проблем, с которыми сталкивается жилищно-коммунальное хозяйство Владимирской области, является сбор и утилизация мусора. На данный момент, к сожалению, приходится констатировать, что проблема утилизации отходов остаётся нерешённой, и значительная часть мусора оказывается в лесах. Стихийные свалки представляют собой одну из главных экологических угроз. Согласно экспертным оценкам, около 30% отходов не проходят через официальные отчеты мусор вывозящих компаний, что способствует увеличению числа несанкционированных свалок. В целях решения данной проблемы администрация Владимирской области в 2014 году начала реализацию программы ликвидации накопленного экологического ущерба, на которую планировалось выделить 321 миллион рублей из федеральных, областных, местных и внебюджетных средств. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, проблема остается актуальной и требует дальнейших усилий.

Все вышеупомянутые проблемы являются сдерживающим фактором устойчивого социально-экономического развития региона. Жилищно-коммунальное хозяйство Владимирской области представляет собой сложный многофункциональный и многоотраслевой производственно-технологический комплекс, имеющий как экономическую, так и социальную значимость. Однако состояние этого комплекса оставляет желать лучшего: оно характеризуется неудовлетворительным финансовым положением отрасли, отсутствием

экономических стимулов для снижения издержек и внедрения инноваций, что в значительной степени обусловлено неразвитостью конкурентных отношений. Как следствие, предприятия ЖКХ работают неэффективно, а качество и стоимость предоставляемых услуг не удовлетворяют потребности жителей региона.

Для решения обозначенных проблем на региональном уровне необходимо сосредоточиться на мероприятиях по созданию конкурентной среды на рынке коммунальных услуг. Демонополизация рынка потенциально позволит повысить качество предоставляемых услуг и стимулировать предприятия к совершенствованию своих процессов. Внедрение конкурентных механизмов также может стать катализатором для внедрения инноваций и более эффективного использования ресурсов.

Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года предусматривает всестороннее развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) региона. Целью развития ЖКХ является создание условий, обеспечивающих безопасное и комфортное проживание граждан, устойчивое развитие и надежность предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышение эффективности функционирования отрасли на основе современных технологий.

Основные задачи развития жилищно-коммунального хозяйства включают:

1. Создание региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: организация и реализация долгосрочной программы капитального ремонта, направленной на поддержание и улучшение состояния недвижимого имущества.

2. Обеспечение информационной прозрачности: внедрение современных информационных систем и технологий для повышения прозрачности работы ЖКХ и доступности информации для граждан.

3. Эффективное управление жилищным фондом: разработка и внедрение методов и механизмов, способствующих повышению эффективности управления жилыми зданиями и комплексами.

4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья: реализация программ и мероприятий по переселению и предоставлению новым жильем гражданам, проживающим в небезопасных условиях.

5. Реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: внедрение инновационных технологий и подходов, направленных на снижение энергопотребления и повышение эффективности использования ресурсов.

6. Обеспечение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг: создание стандартов и контрольных механизмов для обеспечения высокого качества предоставления услуг населению.

7. Модернизация коммунальной инфраструктуры: обновление и модернизация инженерных сетей и систем, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и других элементов инфраструктуры.

8. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП): использование механизмов ГЧП для реализации инвестиционных проектов и повышения эффективности управления ЖКХ.

9. Модернизация системы водоснабжения и водоотведения: обновление технологий и оборудования для улучшения качества и надежности подаваемой питьевой воды и системы водоотведения.

10. Внедрение комплексной схемы очистки территории от отходов производства и потребления: разработка и реализация комплексной схемы утилизации отходов с учетом современных экологических стандартов.

11. Совершенствование нормативно-правового обеспечения ЖКХ: актуализация и развитие законодательной базы для поддержки реформ и новаций в сфере ЖКХ.

12. Организация общественного контроля в ЖКХ: создание механизмов и платформ для активного участия граждан в контроле и оценке работы коммунальных служб.

13. Обеспечение социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг: внедрение мер социального обеспечения для поддержки малоимущих и уязвимых слоев населения в вопросах оплаты услуг ЖКХ.

14. Создание региональной системы утилизации отходов потребления: разработка и реализация программ и систем, направленных на эффективное и экологически безопасное утилизацию бытовых и промышленных отходов.

Несмотря на имеющиеся проблемы, можно выделить и сильные стороны ЖКХ Владимирской области: Потенциальная привлекательность для частного бизнеса, безвозмездное предоставление земельных участков, комплекс мер по снижению доли ветхого и аварийного жилищного фонда, программы строительства малоэтажного и экономичного жилья, региональные программы обеспечения населения качественной питьевой водой, региональная система капитального ремонта многоквартирных домов.

Эти сильные стороны, при правильном использовании, могут значительно способствовать успешной реализации стратегии развития ЖКХ во Владимирской области и улучшению качества жизни граждан.

Таким образом, в сфере жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области необходимо выделить следующие перспективные направления: последовательная разработка и реализация в региональных целевых программ, направленных на модернизацию сферы ЖКХ, внимание государства к развитию и проблемам реформирования сферы ЖКХ, развитие во Владимирской области механизмов ГЧП, разработка и реализация программ строительства малоэтажного жилья и жилья эконом-класса с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, внимание государства к проблемам повышения энергетической эффективности, развитие энергоэффективных и энергосберегающих технологий и их применение при капитальном ремонте многоквартирных

домов, переход на долгосрочное тарифное регулирование. По подведённым итогам года в РФ, согласно данным социологических исследований, работой жилищно - коммунальных служб довольны 42% взрослого населения крупных и средних российских городов (таблица 1).

Следовательно, исходя из данных таблицы, можно констатировать, что работа в сфере жилищно - коммунальном хозяйстве ведется, хоть и малыми темпами и качество услуг, оказываемых организациями отрасли, постепенно растет. фонд жилищный коммунальный стратегия

Таблица 1. Социологический опрос по результатам работы служб ЖКХ.

2022г. 2023г. 2024г.

Состоянием дома, в котором проживает семья (внешний вид, коммуникации, состояние подъездов, лифтового хозяйства и т.п.) 59% 61% 62%

Доля тех, кто полностью или в основном доволен благоустройством своего города 67% 66% 70%

Работой жилищно-коммунальных служб - сроками, качеством обслуживания жилья 36% 39% 42%

На основе рассмотренных проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области вырисовывается ряд экономичных механизмов и мер, которые могут существенно улучшить качество предоставляемых услуг.

Во-первых, внедрение энергоэффективных технологий является приоритетной задачей. Применение качественных утеплителей, предизолированных труб и специальных скорлуп для систем теплоснабжения способно сократить теплопотери на 20-30%. Дополнительная экономия электроэнергии до 15% становится возможной за счет эксплуатации энергоэффективных насосов и систем частотного регулирования. Введение приборного учета в системах теплоснабжения позволит точно определить

потери тепла и наладить эффективный учет, что в свою очередь создаст предпосылки для дальнейшего снижения затрат.

Системы водоснабжения и водоотведения также требуют значительных улучшений. Внедрение автоматики и частотного регулирования в этих системах позволяет сократить расход воды вдвое. Разработка и внедрение систем контроля качества воды могут значительно улучшить этот важный аспект, снижая количество жалоб от населения.

Для обеспечения стабильности и прозрачности в вопросах тарифной политики необходимо отойти от использования так называемых "тарифных качелей" и перейти к долгосрочному тарифному регулированию. Анализ и корректировка тарифов с учетом доходов населения позволят достичь сбалансированного подхода, что станет важным шагом к экономической устойчивости региона.

Поддержка инициатив граждан также играет немаловажную роль в развитии ЖКХ. Создание платформ для активного участия граждан в управлении многоквартирными домами и жилищно-коммунальным хозяйством в целом может осуществляться через общественные советы или рабочие группы. Повышение информационной прозрачности благодаря онлайн-сервисам и приложениям даст возможность жителям быть в курсе актуальных вопросов и новостей в этой сфере.

Необходимо также уделять должное внимание ремонту и модернизации жилого фонда. Значительная доля зданий во Владимирской области имеет возраст более 40 лет, что требует выделения дополнительных средств на капитальный ремонт. Регулярные проверки состояния зданий и коммунальной инфраструктуры помогут выявить проблемы на ранних стадиях и оперативно принимать меры по их устранению.

Важным аспектом остается социальная поддержка и улучшение платежной дисциплины. Разработка программ социальной поддержки для уязвимых групп населения обеспечит им возможность своевременной оплаты услуг ЖКХ. Внедрение механизмов стимулирования и мер ответственности,

таких как скидки за своевременную оплату или санкции за задолженности, будет способствовать улучшению платежной дисциплины среди граждан.

Не менее значимым является обучение и информирование. Проведение информационных кампаний о важности энергосбережения и ресурсосбережения, их экономической и экологической выгоде, а также организация обучающих семинаров и курсов для сотрудников ЖКХ по современным технологиям и методам управления помогут повысить общую осведомленность и квалификацию.

В заключение можно сказать, что для достижения целей устойчивого развития ЖКХ во Владимирской области необходимо комплексное применение всех вышеупомянутых мер. Важно учитывать социальный аспект, обеспечивая доступность и качество услуг для всех слоев населения. Только при таком системном и всестороннем подходе можно обеспечить безопасное, комфортное и экономически устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства в области.

На основе проведенного анализа были сформулированы рекомендации для улучшения ситуации: модернизация коммунальных систем, реализация программ капитального ремонта, оптимизация управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, а также введение новых технологий для повышения эффективности обслуживания. Мониторинг реализации этих мероприятий позволит муниципальным властям своевременно корректировать действия и обеспечивать высокий уровень качества жизни в городе Владимир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кислякова Ю.Г., Казакова О.Ю. Инновационные технологии «Умного города» в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Социально-экономическое управление: теория и практика. №3 (38). 2019. С.57-58;

2. Лычагина А.А., Деменев А.В. Оптимизация сферы ЖКХ посредством технологических инноваций // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т14. №5. С.164-174;

3. Открытые данные электронного портала «Мировые инновационные проекты и стартапы» - https://www.Crunchbase.com;

4. Рахманова О. Технологии «умных» городов и прогнозы их развития // https://vc.ru/future/26713-smart-city

Lakiza I.A. Posazhennikov A.A.

Lakiza I.A.

Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs

(Vladimir, Russia)

Scientific advisor: Posazhennikov A.A.

Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs

(Vladimir, Russia)

IDENTIFYING NEEDS IN FIELD HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF VLADIMIR: CHALLENGES AND PROSPECTS

Abstract: the sphere of housing and communal services (HCS) is one of the key areas that ensures the comfort and quality of life of the population. In the city of Vladimir, as in any other settlements, the issues of the state of infrastructure, the quality of services provided and their accessibility are relevant. This analysis will identify the main needs in the housing and communal services sector and suggest areas for improving the system.

Keywords: housing services, energy efficiency, tariff, water supply, major repairs, modernization, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.