Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОТРАСЛЬ / HOUSING AND UTILITIES / REGION / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / SECTOR OF THE ECONOMY / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рокотянская Виолетта Валерьевна

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет важнейший жизнеобеспечивающий комплекс отраслей экономики любой страны. Работа системы ЖКХ в государстве должна осуществляться эффективно и бесперебойно, а состояние отрасли всегда должно быть оптимальным. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в России отрасль ЖКХ находится в тяжелом положении уже достаточно большой промежуток времени. Данная ситуация вызывает серьезные опасения, так как ЖКХ является одной из важнейших составляющих отраслей экономики страны и от его состояния зависит вся жизнедеятельность населения. В статье выявлены особенности системы управления ЖКХ. В работе рассмотрено понятие и сущность жилищно-коммунального хозяйства, выявлены особенности зарубежного опыта управления ЖКХ, определены проблемы ЖКХ в России, рассмотрены механизмы и методы управления отраслью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING HOUSING AND PUBLIC UTILITIES MANAGEMENT IN RUSSIA: TRENDS AND PROBLEM

The housing and utilities sector is one of the most important areas of the economy of any country. The housing and communal services should be safe and efficient, and the situation throughout the industry should be optimal. The current study is relevant due to a crisis situation in the public utilities sector of the Russian Federation that lasts very long time. This raises serious concerns, since the housing and utilities sector constitutes one of the critically important areas of the national economy and all the vital activities of the population depend on its state. The article identifies the main features of housing and utilities management. It considers the essence and concept of housing and utilities, analyzes the specifics of foreign experience in managing housing and utilities, identifies the problems of housing and utilities services in Russia, and considers the mechanisms and methods for this sector’s management.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ»

ISSN 2541-8025 Том XV 6-2019 Проблемы экономики

и юридической практики

2.6. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ

©Рокотянская Виолетта Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Место работы: ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева»

rokotyanskay_V_V@mail.ru

Аннотация: жилищно-коммунальное хозяйство представляет важнейший жизнеобеспечивающий комплекс отраслей экономики любой страны. Работа системы ЖКХ в государстве должна осуществляться эффективно и бесперебойно, а состояние отрасли всегда должно быть оптимальным. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в России отрасль ЖКХ находится в тяжелом положении уже достаточно большой промежуток времени. Данная ситуация вызывает серьезные опасения, так как ЖКХ является одной из важнейших составляющих отраслей экономики страны и от его состояния зависит вся жизнедеятельность населения. В статье выявлены особенности системы управления ЖКХ. В работе рассмотрено понятие и сущность жилищно-коммунального хозяйства, выявлены особенности зарубежного опыта управления ЖКХ, определены проблемы ЖКХ в России, рассмотрены механизмы и методы управления отраслью. Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, регион, социально-экономическая система, отрасль.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложная и важная социально-экономическая система, которая необходима для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны и которая обеспечивает функционирование предприятий и организаций, специализирующихся на оказании различных услуг. Чем выше уровень развития ЖКХ в стране, тем он сильнее влияет на благополучие граждан: повышается качество потребляемых населением услуг, создаются всё более благоприятные бытовые условия, что способствует повышению производительности труда; внимательно и качественно контролируются санитарно-эпидемиологические условия, проводится модернизация, в связи с чем улучшается качество эксплуатации специального оборудования, и т.д.

В состав комплекса ЖКХ входят жилые и нежилые здания и помещения, инженерные сети, различная техника и оборудование, эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонтно-строительные работы. Правильная эксплуатация всего этого комплекса крайне важна, поскольку обеспечивает эффективное использование и сохранение жилищного фонда, а также общий санитарный контроль на уровне муниципальных образований.

Основная особенность системы ЖКХ заключается в социальной природе данного сектора экономики. Сложно представить жизнь в современных городах без служб городского благоустройства, к которому относятся: коммуникации, утилизация мусора, озеленение, обустройство городской среды и т.д. Поэтому жилищная сфера является очень важным направлением социально-экономической политики государства.

Государственная политика в сфере ЖКХ является системой различных политических и социально-экономических факторов, действия которых направлены на обеспечение населения жизненно важными услугами.

Среди основных свойств ЖКХ можно выделить следующие:

1. Общедоступность. В услугах ЖКХ нуждаются абсолютно все люди, независимо от их социального статуса и материального достатка; объем потребления обусловлен не ценой, а процессом пользования услугой.

2. Обязательность. Услуги ЖКХ нужны не только населению страны и различным организациям, но и конкретным объектам в городах и населенных пунктах.

3. Индивидуальность. Услуги ЖКХ являются регулярными, периодическими и неравномерными.

4. Утилитарность. В течение всей деятельности ЖКХ его услуги не теряют спрос и приносят пользу.

5. Уникальность. ЖКХ является незаменимым комплексом услуг, от которого потребитель не может отказаться или сократить их пользование в случае повышения цен на них.

6. Неотложный характер. Услугами ЖКХ потребитель может воспользоваться всегда, как только ощутит их необходимость.

Услуги ЖКХ бывают двух видов: коммунальные и жилищные.

Жилищно-коммунальные уыуги

Коммунальные услуги

водоснаожение

водоотведение

электроснабжение

газоснаОжение

оытовоигаз в баллонах

—► отопление твердое

топливо

Жилищные услуги

— предоставление жилья по д оговору найма

содержание и ремонт жилья

—* капитальный ремонт

вывоз твердых бытовых отходов

разовые услуги

Рисунок 1. Виды жилищно-коммунальных услуг. Источниками финансирования затрат на развитие и содержание комплекса ЖКХ являются:

1. Средства из бюджетов. Пожалуй, самый основной источник финансирования отрасли. Выделяются за счет регионального и местного бюджета, или из более высоких по уровню бюджетов. Эти ресурсы направляются на социальное и экономическое развитие региона, а именно: на облагораживание территорий населенных пунктов, на уборку и утилизацию мусора, на комплекс дорожного хозяйства, на пассажирский транспорт, на энергию, необходимую для отопления и осве-

щения зданий, улиц и т.д. Дотации, в свою очередь, выделяются предприятиям и организациям для покрытия их расходов на ЖКХ, а также на оплату их работы и для покрытия разницы между расходами и доходами.

2.Бюджет фирм, организаций, предприятий, работающих в сфере ЖКХ.

3. Доход организаций, фирм и предприятий, который они получают за свою работу.

ЖКХ выступает в качестве одной из главных отраслей в сфере городского хозяйства. ЖКУ являет собой целый комплекс работ по доведению коммунального сервиса до потребителя и по обслуживанию жилищного фонда, а именно по его ремонту и содержанию.

На данный момент в отрасли ЖКХ России наблюдается много различных проблем и противоречий, которые необходимо разрешить как можно быстрее. К этим проблемам относятся: постоянный рост цен за услуги при отсутствии роста доходов населения, что с каждым разом осложняет оплату; застой в структурном развитии отрасли; низкий уровень производительности труда и ко всему прочему достаточно высокая фондоёмкость, устаревшая нормативно-правовая база.

Ниже представлен рисунок с факторами, которые непосредственно влияют именно на социально-экономическую доступность услуг [1, 2].

Рисунок 2. Факторы, определяющие социально-экономическую доступность услуг ЖКХ.

Повышение тарифов за услуги - пожалуй, самая актуальная тема для большинства населения. Плата за услуги ЖКХ с каждым разом увеличивается, что в свою очередь становится ощутимой проблемой для граждан. У многих людей большое количество финансов уходит на оплату ЖКХ, из-за чего они живут от зарплаты до зарплаты. Помимо высоких тарифов, недовольство и озабоченность у населения так же вызывают «непрозрачность» тарифов и формирование цен за услуги ЖКХ.

Доступность услуг ЖКХ в социально-экономической системе неразрывно связана с динамикой и статистикой федеральных стандартов доли платежей граждан на покрытие расходов по предоставлению услуг, с повышением цен. Социально-экономическая доступность для различных категорий населения и разного рода услуг делится на определенные направления: специфическая (создание благоприятных условий для людей с инвалидностью) и общая (все необходимое для нормального функционирования и жизнедеятельности населе-ния).Для более эффективного функционирования отрасли ЖКХ необходимо снижение затрат на предоставление услуг. Есте-

ственно, в этом должны быть заинтересованы сами работники организаций и предприятий.

В 90-ые годы, когда в России начался переход с плановой экономики на рыночную, началась либерализация цен на товары и ресурсы, вследствие чего предприятия ЖКХ начали испытывать нехватку финансов на дальнейшую работу. В дальнейшем, финансирование этих организаций было переложено на местные власти, в собственности которых находились жилищный фонд, организации, технические сооружения и т.д. Начался рост цен на энергоносители. Увеличился ростиздер-жек производства, зарплаты. Все это значительно начало опережать темпы роста средств, которые собирались за предоставляемые услуги ЖКХ. В итоге тарифы на услуги были искусственно снижены, и стали своего рода амортизаторами социальных последствий переходного периода. Именно поэтому формируемые со сборов за услуги ЖКХ финансовые средства не могли являться основным источником финансирования отрасли [1]. Наравне с этим в местных бюджетах стал наблюдаться дефицит. Необходимо было выходить из этого состояния, что, однако, привело к сокращению количества отчислений, необходимых для поддержки отрасли ЖКХ.

В тот же период во время реформирования отрасли ЖКХ была кардинально изменена структура жилищного фонда по формам собственности. Появились собственники жилья, как социальная база реформы ЖКХ. С 1994 по 2018 произошла тенденция к увеличению доли частного жилищного фонда с 33% до 84%, в то время как доля муниципального и государственного жилищного фонда была сокращена с 67% до 16% соответственно.

Большинство задач, которые возлагаются на отрасль ЖКХ на сегодняшний день, не выполняются совсем либо выполняются не в полной мере - отрасль просто не справляется с определенными проблемами, что наносит сильный удар по уровню жизни населения. Поэтому реформа ЖКХ в настоящее время является как никогда насущной для нашей страны. Реформирование отрасли продолжается уже не один десяток лет, а результаты далеки от необходимых. Качество предоставляемых услуг во многих регионах так и осталось на низком уровне. Износ основных фондов продолжает увеличиваться, а тарифы непрерывно растут. Уже в 2019 году гражданам России пообещали двойное увеличение тарифов - зимой и летом. При проведении реформ возникло противоречие, заключающееся в несоответствии целей социальным последствиям реформирования. В отрасли отмечается низкая инвестиционная привлекательность, что также затрудняет ход преобразований.

Проблемы в реформировании ЖКХ

Социальные льготы населению не соответствуют возможностям бюджета страны

Отсутствуют конкретные целевые показатели определенных результатов от реформы и индикаторов по отдельным мероприятиям Недостаточная системность для качественного реформирования Плохо отрегулированная и непроработанная тарифная политика Слабая информированность о реформе физических и юридических лиц и их

неподготовленность к ней Высокая коррумпированность в отрасли, тормозящая ее реформирование Отсутствие конкуренции в ЖКХ Сложившаяся неэффективная система управления отраслью, которая сильно

затрудняет ее выход из тяжелого кризисного состояния Недофинансирование эксплуатационных расходов и недостаток средств, которые должны направляться на модернизацию объектов ЖКХ как в советский период, так и в современной России На отрасли ЖКХ негативно сказываются неотрегулированные межбюджетные отношения

Рисунок 3. Проблемы в реформировании ЖКХ России.

Факторы, определяющие социально-экономическую доступность услуг ЖКХ

Факторы террито- Факторы экономической доступности Факторы организа-

риальной доступности ционной доступности

- Характер систе- - Уровень экономического - Доступность ин-

мы расселения развития муниципального формации об услу-

(мелкодисперс- образования; гах, способах их

ный и крупнодис- - Средний уровень доходов получения (в т.ч.

персный); граждан; подключения к

- Плотность насе- - Уровень тарифов на услуги объектам комму-

ленных пунктов, ЖКХ; нальной инфра-

выполняющих - Доля расходов на ЖКУ в структуры);

функции админи- совокупном доходе семьи; - Гарантии равного

стративного - Доля населения с доходами доступа к услугам

центра; ниже прожиточного миниму- для всех групп насе-

- Размер эконо- ма; ления и социальных

мически освоен- - Уровень социальной под- слоев при условии

ной территории и держки населения; оплаты ими получа-

др. Уровень конкуренции в сфере ЖКХ и др. емых услуг и др.

Еще одной важной проблемой в отрасли ЖКХ является большое количество должников. Сумма долга по состоянию на 2018 год составляет почти 1,5 трлн. рублей. Выделяется несколько категорий должников. К первой категории относятся люди с низким денежным доходом. Тарифы настолько выросли, что некоторые граждане в силу своего финансового положения просто не могут заплатить полностью за услуги. К другой категории относятся люди, которые имеют достаточный финансовый капитал и, как правило, имеющие средства на покупку инвестиционных квартир, но по различным причинам не оплачивают услуги вовремя. Еще одну категорию составляют юридические лица. Это управляющие компании и другие организации, выступающие посредниками между потребителями коммунальных услуг и поставщиками [3].

Если говорить о социальной поддержке населения, то Рос-стат оценивает число получателей субсидий на ЖКХ в 36 млн человек в 2018 году, что составляет 25% от общей численности населения. Однако необходимо отметить, что по сравнению с 2000 годом число таких льготников сократилось. 18 лет назад социальную поддержку на ЖКХ получали 45,6 млн человек, 31% населения [3].

В России к тому же много льготных категорий граждан, и это прежде всего ветераны труда, которые получают квоты на оплату коммунальных услуг. На эти квоты государство тратит около 300 млрд рублей [3].

Трансформация отечественного ЖКХ как социально-экономической системы (появление новых субъектов, изменение экономических отношений между ними) требует создания новых условий. Необходимо формирование инновационной среды, позволяющей перераспределить и упорядочить взаимные экономико-правовые полномочия в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ. В этой связи использование модели инновационного развития ЖКХ с одновременным созданием государственно-частных партнерств позволит вывести указанный комплекс на траекторию эффективного развития в долгосрочной перспективе, обеспечить условия для притока частных инвестиций, создать действенные механизмы ответственности за количество и качество оказываемых услуг [4].

Оценка эффективности инвестиционных программ в сфере регулирования естественных монополий и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры показала, что проводимые в последние годы реформы не дали настолько качественных результатов, насколько хотелось бы [5]. Большинство субъектов России относятся к депрессивным регионам по уровню развития и функционирования ЖКХ. Уровень износа коммунальной инфраструктуры остается в большинстве регионов России на уровне 50-70%. Инвестиционная привлекательность предприятий коммунального комплекса имеет низкие показатели, а кредиторская задолженность увеличивается каждый год. Акционирование организаций проходит очень медленно, тогда как доля имущества государства и муниципалитетов, отданная частному бизнесу на правах концессии, недостаточна. Данная ситуация требует коренных изменений в части совершенствования нормативно-правовой базы взаимоотношений государства и бизнеса, а также использования эффективных инструментов государственного регулирования [4].

Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение ее технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием класса реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома. Повышение личной заинтересованности граждан в содержании жилищного фонда способствует повышению требований к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги. Большая часть жилищного фонда нашей страны находится в собственности граждан, при этом в частной собственности находится лишь приватизированная квартира, а само здание, лифты, площадки, лестницы и придомовая территория находятся в совместной собственности граждан. В современных экономических условиях механизм управления жилищной сферой основывается на усилении вовлеченности населения в процесс управления своей собственностью. Муниципальным органам власти нужно поощрять создание товариществ собственников жилья, оказывать юридическую и экономическую поддержку их деятельности [1].

Должна быть решена проблема с качеством предоставления услуг. Все организации, занимающиеся предоставлением услуг, должны быть финансово устойчивыми, иметь профессиональных и высококвалифицированных специалистов и должны быть готовы нести ответственность перед населением страны. Ограниченность предприятий в финансах не дает в полной мере проводить работы.

Важно проанализировать рейтинг проблем ЖКХ в стране, который четко даст понять, чем недовольно в настоящий момент население. Необходимо также учитывать желания и требования населения. Рейтинг проблем ЖКХ представлен ниже на рисунке 4.

Рейтинг проблем ЖКХ в РФ

■ Непрозрачность тарифов 23%

■ Капитальный ремонт 13%

■ Качество предоставляемых услуг 8?й

■ Проблемы с приборами учета 3%

■ Аварийное жилье 10 3-п

■ Качество работы управляющих организаций 19% Состояние многоквартирных домов 12%

■ Обустройство прилегающих территорий

■ Бездействие уполномоченных органов 1,5%

■ Иные проблемы 16%

Рисунок 4. Рейтинг проблем ЖКХ.

На рисунке 4 мы видим, что наибольшую озабоченность вызывают непрозрачность тарифов (23%), качество работы управляющих организаций (19%), капитальный ремонт (13%), состояние многоквартирных домов (12%), аварийное жилье (10%) и качество предоставляемых услуг (8%).

Важным показателем является общая высокая задолженность населения по оплате услуг ЖКХ, что также усложняет ситуацию как в самой отрасли, так и в экономике страны.

Общая задолженность по оплате жилищно-коммуна л ьн ых услуг (с у ч етом дол го в управляющих компаний перед поставщиками)

2000 1860

1SOO

1600 ^^Н изо

H . jfü. I—|

1200 шш ^^Я

1000 --931 ШЖметьди^^^™

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц ■■■■■[ I

всего млрд. (с 2015 трлн.) руб.

П 2010 □ 2013 1 2014 Ü 2015 1 2016 Ü 2017 1201В

Рисунок 5. Общая задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг (с учетом долгов управляющих компаний перед поставщиками)[6].

Из рисунка 5 видно, что в период с 2010-2016 года долги в отрасли постоянно увеличивались. Сейчас ситуация в принципе не изменилась. В 2017 произошло снижение задолженности на 520 млрд. руб., однако в 2018 году долги населения за ЖКХ выросли на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Они достигли 1,4 трлн рублей, как следует из данных Росстата. Объём долгов граждан и юридических лиц за услуги ЖКХ увеличился в 2018 году на 72 млрд рублей по сравнению с 2017 годом. Таким образом, общий объем задолженности в отрасли достиг 1,4 трлн рублей. Объем неоплаченных счетов за водоснабжение составляет 86 млрд рублей (+5,7%), водоотведение - 63,9 млрд рублей (+6,6%), электричество -247,5 млрд рублей (+9,7%). Неуплата за жилищные услуги увеличилась на 14,6% до 234,3 млрд рублей, за тепло - на 6,7% до 569,3 млрд рублей. В газоснабжении задолженность, напротив, сократилась на 9,2%, до 195,2 млрд рублей.

В числе должников не только люди с финансовыми трудностями, но и владельцы квартир в новостройках, юридические лица и состоятельные граждане, которые просто откладывают оплату на потом.

Изучение зарубежной практики в сфере ЖКХ демонстрирует высокий уровень значимости сектора управления коммунальными услугами, в оказании которых государство принимает активное участие.

Зарубежный опыт управления ЖКХ показывает: чтобы получать коммунальные и жилищные услуги высокого качества, собственники должны объединяться, создавая некоммерческие потребительские организации. Цель подобных объединений - управлять недвижимостью, проводить качественную эксплуатацию и обеспечивать целесообразное пользование имущественным фондом. Услуги ЖКХ предоставляются населению во всех цивилизованных странах, поэтому международный опыт ценен, а аналогичные методы управления коммунальным хозяйством должны вводиться в практику и в нашей стране. Законодательно утвержденные правила работы частных предприятий стоят на защите прав потребителей и гарантируют качественное исполнение услуг. В большинстве стран Евросоюза жильцы многоквартирных домов сами выбирают поставщиков услуг, которые предлагают различные выгодные тарифы.

Рыночные отношения дают возможность осуществлять передачу жилищного фонда от одной управляющей компании к другой, либо от одного поставщика услуг - другому. При такой передаче важно предусмотреть возможность и передачи информационной поддержки, которая необходима для выполнения всех функций в этой сфере.

Объединения собственников жилья - это различные формы жилищных кооперативов. В таких государствах, как США и Канада, это могут быть: совместное владение, жилищные кооперативы, территориальные сообщества. В Украине - это объединение собственников жилья многоквартирных домов, во Франции - синдикаты, в Финляндии - квартирные акционерные общества.

Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что при управлении жилищно-коммунальным комплексом в России целесообразно перенимать лучший международный опыт, проверенный и отработанный десятилетиями. Однако необходимо помнить, что такая страна, как Россия, имеет и свой опыт развития объединений собственников жилья (далее - ОСЖ), накопленный в дореволюционный период и в период СССР. С 1970-ых по 1990-ые годы Советском Союзе были распространены молодежные жилищные кооперативы - МЖК, а в дореволюционной России существовали жилищно-арендные кооперативные товарищества - ЖАКТ и жилищные кооперативы - ЖК. Лучший опыт, накопленный за вышеуказанные периоды, не должен быть утерян, учитывая существующие поныне коммуникационные и инженерные сооружения, продолжающие находиться в эксплуатации.

В зависимости от доли издержек на ЖКУ в общем объёме потребительских затрат в домашнем хозяйстве происходит оценка социальной ориентированности рынка коммунальных предприятий. Именно величина этой доли обуславливает субсидии из бюджета малоимущим семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг. Государство предоставляет поддержку в виде субсидий семьям, где расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22%. Субсидии на оплату услуг ЖКХ могут получить следующие категории граждан: молодые семьи, обладающие правами на выплату пособий; семьи, в которых низкий уровень доходов; не имеющие постоянного места работы; инвалиды (в обязательном порядке).

На сегодняшний день в некоторых странах граждане практически не оплачивают услуги ЖКХ. Такая ситуация наблюдается в Кувейте, ОАЭ. Однако в ОАЭ такие привилегии действуют только для местных жителей. Иностранцы, которые приезжают в страну на заработки, должны полностью оплачивать услуги, также как и аренду жилья. Стоит отметить, что иностранцев в Эмиратах - 80% от общего количества потребителей. В Ливии же такое было в эпоху Муамара Каддафи - люди не платили за электроэнергию, квартирная оплата так же отсутствовала. Это стало возможным благодаря тому, что у этих стран есть большое количество природных ресурсов, дающих возможность обеспечивать людей такими благами.

Во многих странах, например, в США, Сингапуре, Малайзии, Канаде, Франции, Польше, Голландии, Мексике, Словакии, Чехии и др., управление в жилищно-коммунальном комплексе является отдельным видом предпринимательской деятельности, за счёт чего управляющая кампания получает гонорар от домовладельцев, а объединение собственников жилья несет ответственность перед ними за ремонт и содержание домов.

Подробный анализ опыта ЖКХ за рубежом позволяет приобрести полезные знания и выработать новые методы управления многоквартирными домами. Российские и иностранные органы власти имеют различные подходы к эксплуатации жилых зданий, в результате чего наши муниципальные власти заимствуют практические наработки у других стран.

Управляющие организации функционируют в условиях, которые формирует рынок жилищно-коммунальных услуг. Если

эти условия не соблюдаются, то организации становятся неконкурентоспособными. Поэтому необходимо использовать опыт жилищно-коммунального хозяйства других стран, чтобы обладать свежей информацией об инновациях в этой сфере.

Например, в Германии многоквартирные дома работают по подобию отечественных товариществ собственников жилья. Ежемесячно жильцы выплачивают установленные на общих собраниях взносы. После этого, определенная сумма направляется на обслуживание и ремонт здания, уборку и утилизацию мусора, а также на капитальный ремонт.

Собственник жилья самостоятельно заключает договор с частной фирмой о поставках электроэнергии, водоснабжения и газоснабжения. Зачастую отопление обеспечивается собственными силами с помощью частных бойлерных.

Тариф по электроэнергии имеет 2 показателя. Первый - это цена за кВ/ч. Второй - это фиксированная плата за доставку. Государство контролирует поставщиков и обязывает их предоставлять населению возможность платить по тарифам, зависящим от времени суток. Днем - цена умеренная, вечером и утром (в это время потребление самое высокое) - более высокая. Ночью - самая низкая.

В Германии также существуют расходы, которые направляются на эксплуатацию и содержание жилья. Данные расходы ложатся на плечи владельца дома или квартиры, однако квартиросъемщик обязан возместить эти расходы по договору аренды. Существует и практика, когда владелец квартиры сам устанавливает цену за жилую площадь, при этом ориентируясь на среднюю цену в определенном месте за квадратный метр. С этой же суммы арендодатель выплачивает подоходный налог.

В Германии существует множество компаний, предоставляющих услуги ЖКХ. Все они ведут ожесточенную борьбу за клиентов, поэтому каждая компания выдвигает уникальные и выгодные предложения, а также различные премии. Если выгодно заключить договор, то благодаря этому получится сэкономить до 20% стоимости услуг.

В конце года в дома приходит сотрудник, который фиксирует данные счетчиков (газ, вода и т.д.) и после этого производится перерасчет. Если заплачено больше, чем использовано, деньги возвращаются потребителю, а если же меньше, то приходится доплачивать.

В целом, цена за услуги ЖКХ в Германии достаточно высокая. К примеру - оплата за квартиру в среднем 300 евро в месяц. В среднем, немцы за год платят 1200 евро за 20 000 кВт/ч. Однако стоит понимать, что качество услуг жилищно-коммунальных услуг - достаточно высокое. Вода из-под крана чистая и может спокойно употребляться как питьевая, а внезапного отключения света не будет.

Вопрос по уборке мусора и очистке территорий в Германии требует отдельного рассмотрения. На собраниях жильцы договариваются о порядке поддержания чистоты на придомовых территориях и в подъездах. При желании люди могут нанять специалиста по уборке. Отходы сортируются и распределяются по соответствующим контейнерам для мусора. Сделаны эти контейнеры таким образом, чтобы отходы не превышали определенный оплаченный объем мусора. Если человек выбросит мусор в контейнер, не предназначенный для такого типа отходов, то на него накладываются санкции в виде денежного штрафа. В Германии очень тщательно следят за уборкой и утилизацией мусора. Хотелось бы, чтобы и наша страна взяла на вооружение такую стратегию.

Рассмотрения достоин и опыт Великобритании. Там частные организации имеют в своем распоряжении электросети и водоканалы. После приватизации стоимость всех услуг стала ниже, хотя потом тарифы начали расти. Сейчас оплата за электроэнергию и газоснабжение каждый год увеличивается на 610%. Минимальный счет за услуги по электроэнергии в месяц составляет 30-40 фунтов. Для сокращения расходов строятся дома с солнечными батареями. Правда, энергии от таких батарей не так много и хватает лишь на подогрев воды. В Великобритании также очень много компаний, которые занимаются предоставлением коммунальных услуг, что обеспечивает высокую конкуренцию.

Жители Лондона могут с легкостью перейти от одного поставщика электроэнергии к другому. Граждане также имеют право пользоваться услугами сразу нескольких поставщиков. Как это происходит: первый поставщик предоставляет услугу днем по цене, выгодной для потребителя, а второй предоставляет услугу ночью по еще более выгодному тарифу.

В Великобритании дополнительно к оплате услуг ЖКХ требуется также оплачивать муниципальный налог и размер его зависит от престижа района, соответственно, жителям центра Лондона приходится платить более высокие суммы. Оплата муниципального налога - вынужденная и важная мера. Муниципалитеты поддерживают чистоту и порядок на улицах за счет всех этих поступлений, эти деньги также идут на пожарные и полицейские учреждения.

В Великобритании предусмотрен определенный порядок обслуживания. Например, дозвониться до диспетчера можно в течение пол минуты. Определенное время отводится и на решение проблемы.

В целом, ЖКХ в Великобритании функционирует достаточно хорошо, без ощутимых сбоев. Однако, расходы на услуги достаточно высоки. Принципиальным недостатком является наличие старых зданий, которые давно должны быть модернизированы и реконструированы. Большой плюс состоит в том, что возможна оплата услуг потребителем непосредтвенно поставщикам, к примеру, в сети Интернет. Средняя зарплата британца примерно 1700 ев-ро,поэтому от его зарплаты более 22% уходит на оплату услуг ЖКХ, что составляет примерно 375 евро.

Франция отличается своим подходом к ЖКХ. Коммунальная инфраструктура в основном не находится в частной собственности. Газоснабжение и энергетика являются национализированными отраслями, поэтому существует много частных компаний, предоставляющих другие услуги. Инфраструктура ЖКХ передается муниципалитету сразу после строительства объекта. Муниципалитет, в свою очередь, политически ответственен перед населением за качество оказываемых услуг. Фирмы, которые занимаются поставкой электроэнергии, воды, газа, сбором и утилизацией мусора работают по контракту с муниципальными властями.

Во Франции службы сферы ЖКХ, как правило, муниципальные. Частные предприятия и фирмы функционируют в соответствии с договором концессии. Согласно этому договору, предприятия ЖКХ передаются частной фирме в эксплуатацию. Концессионер занимается производством услуг, а также он вправе взимать с потребителей плату за услуги. Частные предприятия и компании так же функционируют в соответствии с этим договором. Частные службы главенствуют в сфере утилизации отходов и водоснабжении.

Во Франции важную роль играют объединения собственников жилья. Собственники объединяются в неправительственные организации (НПО) с целью создания кондоминиума. В их полномочиях: обеспечение его эксплуатации, а также распоряжение имуществом, использование площадей. Жильцы вправе заниматься строительством мансард, созданием декораций, строительством объектов на придомовой территории.

Управление многоквартирным жильем во Франции имеет различные формы. Наряду с частными и муниципальными предприятиями этой сферы существуют также и общенациональные предприятия. Жилец дома может сдавать квартиру в аренду и продавать ее. В тех домах, где происходит продажа квартир, создаются общества владельцев. Эти общества заключают договора с компаниями, специализирующимися на оказании услуг. Также заключаются договора с муниципалитетом на оказание услуг газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения и т.д.

Управляющая компания является как административным органом, управляющим зданием, так и посредником между поставщиками, собственниками жилья и страховой компанией, с которой на 10 лет заключаются договоры на случай неполадок в строительстве.

Жильцы частных домов вправе обслуживать сами свои дома. Естественно, они также заключают договоры на поставку услуг ЖКХ. Разрешен небольшой ремонт, а фирм, предоставляющих ремонтные услуги, очень много.

Любой одинокий гражданин имеет право просить муниципальное жилье. В Париже это возможно, если доход человека менее 2100 евро. В других же городах 1900 евро.

Интересно рассмотреть систему управления ЖКХ в Швеции, где существует ШОС (Шведский Союз Квартиросъёмщиков). Участники этого объединения ставят перед собой задачи контролировать цены и качество жилищно-коммунальных услуг; взаимодействовать с государственными и муниципальными органами власти; отстаивать свои интересов в судах. Этот Союз занимает сильную позицию и насчитывает 635 000 членов - а это более половины всех квартиросъемщиков в стране. Союз имеет свои штабы, местные и региональные отделения. Число участников этого объединения в последнее время увеличивается, так как в Швеции полным ходом идет продажа муниципального жилищного фонда частным фирмам.

Но одна из самых важных задач данного объединения - стимулировать людей, снимающих квартиры, принимать верные и адекватные решения по вопросам ЖКХ. Шведский опыт показывает, что в такой системе нередки различные скидки на оплату услуг. Благодаря скидкам, люди, снимающие квартиры, выбирают более выгодные для них тарифы, и на этом принципе рассчитывается вся квартплата. Также распространен принцип амортизации, согласно которому, чем аккуратнее будет обращение с жильем, тем меньше будет сумма за услуги.

Важно знать, что в Швеции существует Жилищный суд. Благодаря ему, каждая структура отрасли и ее работа становятся очень прозрачными, то же самое касается тарифов на услуги. Этот опыт вполне может быть примером для других стран, а в России он был бы крайне необходим.

В Швеции в сфере ЖКХ не наблюдается такого явления, как коррупция, а уровень обслуживания потребителей достаточно высок. Среди граждан имеет широкое распространение обращение в суд на монополиста, и чаще всего суд становится на сторону простых граждан.

Опыт Японии в управлении ЖКХ отличается активным использованием энергосберегающих технологий. В 1979 году был принят закон «Об энергосбережении», который содержит нормативы энергопотребления для всех секторов экономики. С принятием этого закона все предприятия и организации страны должны ежегодно отчитываться по использованию электроэнергии, а также сообщать, какие мероприятия они проводят для недопущения повышения положенного объема. Также во всех организациях присутствует должность менеджера, который ответственен за энергетику. Правительство Японии обязывает всех каждый год понижать потребление электроэнергии за счет эффективности на 1%. Кроме отчетов по энергетике, власти поддерживают организации и предприятия путем проведения определенных проверок и помогают им различными рекомендациями. Однако, если в результате проверок замечены неэффективная работа и различные недочеты, то сведения о допустивших нарушения предприятиях или организациях озвучиваются на всю страну, тем самым очень сильно подрывая их авторитет. Стоит заметить, что центр энергосбережения Японии (открыт в 1978 году) доступен абсолютно для всех стран и уже за последние 10 лет в нем обучились более 3000 стажеров из других государств. В настоящее время Япония планирует к 2030 году сократить потребление энергетики на 13% путем повышения энергоэффективности на 35%.

В Японии также проводятся меры по обеспечению населения солнечной энергией. Уже в конце 90-ых солнечные батареи были установлены в 8 тысячах жилых домах. По последним данным, в 2016 году солнечные батареи были установлены на 1 миллион жилых домов. При этом важно уточнить, что власть оплачивала треть стоимости установки солнечных батарей. Для сравнения, в 1973 году 1 ватт солнечной энергии обходился примерно в 30 тысяч иен, а уже в 2000 году 1 ватт стоил 140 иен. Впечатляющая разница.

Была разработана еще одна система по энергосбережению в частных домах. Устанавливаются специальные датчики в комнатах, которые отслеживают расход электричества. Если в комнатах никого нет, то система сама автоматически отключает свет. Еще одна интересная особенность: режим работы кондиционеров воздуха изменяется с помощью организаций, предоставляющих услуги, посредством телефонной связи с потребителем. Статистические данные свидетельствуют о том, что данная система сокращает потребление электричества на целых 20%.

Об утилизации мусора в Японии также необходимо упомянуть. К примеру, использованная бытовая техника полностью не утилизируется. Из выброшенной техники извлекаются только сталь и медь. На данный момент в Японии налаживается система повторного использования стеклянных трубок из-под кинескопов. Из автомашины также утилизируются и повторно используются около 75% деталей, а 25% идут на свалку. Бытовые отходы в Японии сжигаются, это около 75%, то есть большинство. Перерабатывается для повторного использования около 12%, а остальные 13% подвергаются захоронению. Стоит отметить, что благодаря переработке бытовых отходов появился новый материал - экоцемент. Его можно использовать для изготовления разного рода соединительных блоков или материалов для береговых укреплений. В Японии за обеспечение водой отвечают государственные органы власти, а не частные компании.

Исходя из вышесказанного, целесообразно будет задаться вопросом: как зарубежный опыт ЖКХ можно использовать в

России? Применение зарубежного опыта не исчерпывает себя исключительно имитацией системы и структуры ЖКХ. Вот некоторые меры, которые, на наш взгляд, можно позаимствовать у зарубежных государств с целью улучшения состояния отрасли ЖКХ в России:

1. Изменение менталитета собственников жилья, а именно, стимулировать граждан брать на себя ответственность за сохранность и надлежащий вид собственного жилья, как это делают иностранцы.

2. Узкая специализация обслуживания многоквартирных домов. Как показывает иностранный опыт, жильцы многоквартирных домов объединяются в товарищества с правами юридического лица и самостоятельно решают актуальные вопросы по жилью. Полномочия, в свою очередь, передаются управляющей компании согласно договору. Руководство многоквартирными домами по данной системе является эффективным вариантом управления, поскольку услуги ЖКХ приобретают высокий уровень качества, тем самым удовлетворяя потребности жильцов. За счет демократического принципа осуществляется профессиональная управленческая деятельность. При этом денежные средства контролируются самими членами кооперативов. России необходимо перенять такую систему, поскольку она является оптимальной для решения проблем, связанных с ЖКХ, таких как задолженность, качество услуг и оборудования и т.д.

3. Страхование деятельности управляющих компаний. Опыт иностранных государств в области ЖКХ свидетельствует о том, что управленческое функционирование в этой сфере выступает как отдельный вид предпринимательской деятельности со страхованием рисков. Обслуживающая фирма утрачивает конкурентоспособность в случае, если она не отвечает требованиям потребителя. Управляющая компания занимается страхованием гражданской и финансовой ответственности, возникающей при ущербе потребителю. Введение подобного метода на уровне законодательства в нашей стране позволило бы улучшить качество услуг ЖКХ. Наличие сертификатов и лицензий, подтверждающих высокий уровень профессионализма и финансовую устойчивость, наделит компании наибольшей конкурентоспособностью и зарекомендует их на рынке ЖКХ. При этом компании должны работать, руководствуясь определенными стандартами.

4. Модернизация системы государственных дотаций. Одной из важных проблем в России на сегодняшний день является недостаток денежных средств, а также задолженность по оплате услуг. Несвоевременная оплата, в свою очередь, снижает качество обслуживания и работа отрасли дает сбой. Зарубежная практика показывает, что такого понятия, как «массовая задолженность», не существует, при этом там также действуют различные субсидии, льготы и т.д. Однако стоит помнить, что уровень жизни людей зависит не только от функционирования структур ЖКХ, но и от доходов населения, что наглядно демонстрируют развитые страны.

5. Системная подготовка специалистов. Для того чтобы существенно повысить уровень качества обслуживания жилых домов в России, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран. Они наглядно демонстрируют эффективность грамотной и тщательной подготовки специалистов по работе в сфере ЖКХ. Потребность в профессионализме работников и высокие требования, предъявляемые управляющим организациям, способствовали появлению множества курсов и учебных заведений (колледжей и ВУЗов), повышающих квалификацию и

дающих базовые навыки управления в сфере ЖКХ. В качестве наиболее яркого примера можно выделить Германию, где управляющий обязан иметь высшее образование, а также социальную, юридическую, экономическую или инженерную квалификацию. В Венгрии же, к примеру, был принят закон «О товариществах собственников жилья», в соответствии с которым должность управляющего может занимать лишь прошедший профессиональную подготовку специалист. Таким образом, опыт зарубежных стран показывает, что специалист ЖКХ должен быть компетентным и коммуникабельным.

6. Устранение коррупции. Коррупция является очень актуальной проблемой для нашей страны. Грамотно составленное законодательство, несомненно, повлияет на устранение коррупционных связей между управляющими компаниями, властями и поставщиками услуг. Зачастую УК неправомерно устанавливает собственные тарифы и вынуждает людей под угрозой долгов переплачивать за услуги. Такие организации уверены в том, что они вправе распоряжаться деньгами жильцов на свое усмотрение. Это серьезное нарушение законодательства РФ. В связи с этим должен осуществляться четкий контроль над организациями, а также необходимо разработать закон, запрещающий «расщепленный платёж» за услуги ЖКХ. Иначе под угрозу попадает обслуживание всего жилого фонда в стране.

Размышляя над решением проблемы коррупции, будет не лишним изучить опыт Сингапура - государства, которому лучше других удалось снизить её уровень, несмотря на то что ещё в 1965 году, в процессе освобождения страны ситуация там складывалась не лучшим образом. В Сингапуре были учреждены наделённые крупными полномочиями конторы, призванные рассматривать жалобы граждан на государственных служащих с требованием возмещения компенсации. Кроме того, были введены строгие экономические санкции за взяточничество и за отказ от участия в антикоррупционном расследовании.

Также нельзя оставить без внимания и практику борьбы с коррупцией в Швеции, выработавшей собственный подход к решению данной проблемы. Помимо прочих мер, в этой стране распространено сильное влияние общественности и духовенства. В Швеции поведение чиновника должно соответствовать установленным этическим нормам. Предприниматель, заработавший за короткий срок миллионы, внушает чувство недоверия и презрения, как и наделённое властью лицо, расходы которого превышают доходы.

Итак, отрасль ЖКХ является одной из самых важных в российской экономике. Она поддерживает жизнедеятельность населения, обеспечивает работу различных инженерных сетей, зданий и сооружений, коммуникаций, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, сбор и утилизацию мусора, благоустройство территорий и т.д.

От работы ЖКХ зависит всё производство, жизнедеятельность и уровень жизни населения, транспорт, здравоохранение, связь и многие другие важнейшие отрасли. Поэтому государству необходимо очень внимательно, грамотно и профессионально отслеживать ситуацию в ЖКХ.

Финансовая поддержка отрасли со стороны органов власти очень важна, она должна осуществляться стабильно и всегда быть на достаточно высоком уровне. Это нужно для того, чтобы избежать износа основных фондов, который в нашей стране имеет критический характер и нередко становится причиной различных аварий, чрезвычайных ситуаций, снижению

качества услуг ЖКХ и другим негативным последствиям. Грамотно, с учетом всех аспектов и интересов населения должна быть проработана и хорошо отрегулирована нормативно-правовая база ЖКХ, и, если в ней обнаруживаются какие-то определенные нарушения, из-за которых наносится вред отрасли, например, коррупция, мошенничество по отношению к потребителям, подделка документов и т.д., законодательство необходимо срочным образом скорректировать. Если же в отрасли планируется проводить глобальную реформу, то она должна осуществляться с учетом интересов народа, с привлечением профессиональных экспертов, с логично вытекающими из этой реформы положительными последствиями. Также не стоит забывать о том, что Россия имеет хороший пример опыта других стран, где отрасль ЖКХ работает более стабильно. Обязательно регулярное проведение грамотного анализа опыта зарубежных партнеров в управлении ЖКХ с последующим внедрением наиболее полезных и эффективных методов и механизмов.

Тем не менее, при заимствовании любого зарубежного опыта необходимо учитывать экономические и социальные условия, аспекты и общую ситуацию внутри страны, а также грамотно адаптировать практические наработки ведущих мировых экономик к текущим условиям развития России, с тем чтобы перенимаемый опыт действительно способствовал эффек-

тивной реформе системы жилищно-коммунального хозяйства России.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,37%.

Список литературы:

1. Краева, О.В. Социально-экономическое обеспечение доступности услуг ЖКХ для населения регион : диссертация канд.экон.наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: ...http://dlib.rsl.ru03. Дата обращения: 29.09.2019

2. Реформы начала 90-х: шок как плата за рыночную экономи-ку[Электронный ресурс]. Режим доступа:р1Я^://па.ш/20111226 /527008949.html

3. За ЖКХ не платят и бедные, и богатые [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/articles/37434963 /?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

4. Мартынова, А.А. Финансово-экономические механизмы реформирования ЖКХ в регионе: диссертация канд.экон.наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: ...http://dlib.rsl.ru03. Дата обращения: 29.09.2019

5. Сазонов, С.П. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и решения / С.П. Сазонов, Д.Ю.Завьялов // Финансы. - 2006. - № 6. - С.19-21.

6. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru. - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 10.09.2019).

REFORMING HOUSING AND PUBLIC UTILITIES MANAGEMENT IN RUSSIA: TRENDS AND PROBLEM

©Rokotyanskaya Violetta V., PhD in Economics, associate professor, associate professor of department of state and municipal government

Work place: «Russian State Agrarian University named after K.A. Timiryazev»

rokotyanskay_V_V@mail.ru

Annotation: the housing and utilities sector is one of the most important areas of the economy of any country. The housing and communal services should be safe and efficient, and the situation throughout the industry should be optimal. The current study is relevant due to a crisis situation in the public utilities sector of the Russian Federation that lasts very long time. This raises serious concerns, since the housing and utilities sector constitutes one of the critically important areas of the national economy and all the vital activities of the population depend on its state. The article identifies the main features of housing and utilities management. It considers the essence and concept of housing and utilities, analyzes the specifics of foreign experience in managing housing and utilities, identifies the problems of housing and utilities services in Russia, and considers the mechanisms and methods for this sector's management.

Keywords: housing and utilities, region, socio-economic system, sector of the economy, industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.