Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Е.Н.

Аннотации: Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы и экономики, поскольку оно оказывает воздействие как на отдельного гражданина, так и на состояние населения всего государства Статья посвящена: изучению опыта управления жилищно-коммунальной сферы в зарубежных странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE HOUSING AND COMMUNAL SECTOR IN THE COUNTRIES OF WESTERN EUROPE

Housing and communal services is one of the most important sectors of the social sphere and the economy, as it affects both the individual citizen and the population of the state as a whole The article deals with: studying of experience of management of housing and utilities sphere in foreign countries

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ»

соискание ученой степени доктора экономических наук / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2011.

УДК 332.871.3

Журавлева Е.Н.

студент 1 курса

факультет «Государственного и муниципального управления»

Уральский институт управления научный руководитель: Васильева Е.И.

Россия, г. Екатеринбург ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ

ЕВРОПЫ

Аннотации: Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы и экономики, поскольку оно оказывает воздействие как на отдельного гражданина, так и на состояние населения всего государства

Статья посвящена: изучению опыта управления жилищно-коммунальной сферы в зарубежных странах

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные услуги, жилищные кооперативы, объединения собственников жилья, тарифы

Zhuravleva E. N.

Student

1 course, faculty of "State and municipal

Management" Ural Institute of management Russia, Ekaterinburg Supervisor: E. I. Vasilyeva EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE HOUSING AND COMMUNAL SECTOR IN THE COUNTRIES OF WESTERN EUROPE Summary: Housing and communal services is one of the most important sectors of the social sphere and the economy, as it affects both the individual citizen and the population of the state as a whole

The article deals with: studying of experience of management of housing and utilities sphere in foreign countries

Keywords: housing and communal services, public utilities, housing cooperative, the Associations of homeowners, tariffs

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы и экономики, поскольку оно оказывает воздействие как на отдельного гражданина, так и на состояние

населения всего государства. Целевая задача данной социальной сферы - это реализация непрерывного обеспечения населения коммунальными услугами, которые нужны для жизнедеятельности каждого человека.

В Российской Федерации управление жилищно-коммунальным хозяйством возложено на органы местного управления, которое представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1, ст. 1].

Однако на настоящий момент комплекс жилищно-коммунального хозяйства в России пребывает в кризисном состоянии и требует существенных изменений, которые бы повлияли на качество предоставляемых услуг. Поэтому представляется целесообразным изучить опыт управления жилищно-коммунальной сферы в зарубежных странах, и на основе данного анализа определить пути реформирования рассматриваемой отрасли в Российской Федерации.

Последние десятилетия многие страны мира переводят сферу ЖКХ на рыночные «рельсы». Основу данной реформы составляет привлечение частного капитала к деятельности, которая занимается снабжением граждан водой и другими услугами жилищно-коммунального хозяйства. За счет этого происходит сокращение расходов государства на коммунальный сектор экономики. Данную реформы поддержали также и различные всемирные организации, например, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Международный и Европейский банк реконструкции и развития и др. [2, с.2].

Кроме того, в европейских странах жилищно-коммунальная сфера отличается большим разнообразием форм собственности. Например, там присутствуют жилищные кооперативы, где проживают собственники и арендаторы; частные многоквартирные дома, где квартиры предоставляются в аренду; муниципальные дома для социально незащищенных слоев населения; многоквартирные дома - кондоминиумы, в которых проживают собственники квартир, объединенные в соответствии с законом как Ассоциации собственников жилья [3, с.171].

Европейский закон, в отличие от российского, содержит такое понятие, как «ассоциация собственников жилья», целью которой является управление кондоминиумом. Наибольший процент в составе жилищного фонда кондоминиумы занимают в Мексике, США и Западной Европе, как было обозначено выше. В таких странах, как Польша, Венгрия, Словения, бывших странах СНГ, кондоминиумы появились только в конце XX века. Ниже рассмотрим подробнее жилищно-коммунальную сферу в некоторых

зарубежных странах.

Франция. Во Франции, как и во многих странах Западной Европы, значительная часть жилищно-коммунальной сферы передана в руки частных лиц, так в конце XX века произошла приватизация водоснабжения, служб по уборке улиц, мусора, отдельные автобусные маршруты. Управление рассматриваемой мной сферы в основном осуществляется коммунами, которые представляют собой наименьшую и в то же время наиболее устойчивую административно-территориальную единицу, которая наделена определенными правами и обязанностями.

История развития ЖКХ Франции утверждает, что два века назад, во время Революции, Учредительное собрание Франции приняло решение о создании на основе церковных приходов новых административно-территориальных образований - коммун. На сегодняшний день во Франции насчитывается более 36000 коммун, расположенных в основном в сельской местности [4, с.19].

В ведении коммуны находятся следующие вопросы: градостроение и строительство, обеспечение граждан водоснабжением, канализация, вывоз и переработка твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и освещение улиц и дорог, соблюдение санитарно-гигиенических требований, обеспечение общественного порядка и безопасности. Круг полномочий коммуны, на мой взгляд, достаточно широкий, однако коммуна подлежит управлению Муниципальным советом, который выбирается каждые шесть лет посредством всеобщего голосования.

Также важную роль в предоставлении коммунальных услуг во Франции осуществляют объединения собственников жилья (далее - ОСЖ). Они образуются некоммерческую потребительскую организацию -объединение собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков, создаваемое с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения имуществом. Таким образом, данные собственники распоряжаются своим общим имуществом. Также жильцы вправе надстраивать мансарды, строить на земле дома различные здания, разбивать клумбы и т. д.

Финляндия. В данной стране управление жилищно-коммунальной сферой осуществляется либо непосредственно собственниками, либо передается специальным операторам - управляющим компаниям. Между управляющей компанией и собственниками, которые объединяются в акционерные общества, подписывается договор, в котором обговариваются все условия управления ЖКХ и расценки предоставления данных услуг [5, с.86].

При этом оператор (управляющая компания) выбирает подрядную эксплуатирующую организацию, для небольших объектов члены товарищества выбирают ее сами. Эксплуатирующая организация предоставляет жилищно- коммунальные услуги либо самостоятельно, либо

по договору со специализированными компаниями (ремонтно-строительные, уборка территории, снега, охрана, вывоз мусора и пр.).

Если отдельно рассматривать опыт города Хельсинки, то в нем все коммунальные системы подвластны только городу. Таким образом, мэр предотвращает случайное или беспричинное отключение отопления. Однако в других регионах множество электростанции принадлежат частным владельцам, но это не препятствует качественно и бесперебойно предоставлять услуги ЖКХ.

Надёжное функционирование ЖКХ обеспечивается за счёт того, что система управления строится по одинаковым правилам: минимизация издержек, устранение потерь и использование передовых технологий. Например, для выработки электроэнергии и тепла можно использовать три источника - уголь, газ и гидроэнергию. Выбирается то, что дешевле. А на случай сильных морозов (-30° и ниже) в городе есть резервные станции, которые работают на масле [6, с.105].

Также в Финляндии для управления объектами жизнеобеспечения городов активно привлекаются ресурсы частных предпринимателей с помощью концессий.

Германия. Законодательство Германии закрепляет следующие основополагающие принципы работы жилищных кооперативов: внутренняя демократия, экономическая поддержка членов кооператива, самоорганизация и взаимопомощь, солидарная ответственность и некоммерческая деятельность. Особенностью германских кооперативов является то, что каждый гражданин, который приобрел квартиру в собственность, обязан вступить в товарищество, и ни один из собственников не имеет права отказаться от данного вступления.

Каждый многоквартирный дом в Германии имеет своего управдома и домоуправление, которые решают организационные вопросы по управлению домом. Кроме того, интересной особенностью Германии является то, что на каждой лестничной площадке вывешиваются нормативы и правила совместного проживания жильцов, чаще всего они касаются соблюдения порядка и чистоты в подъездах и придомовых территориях.

Если подобное домоуправление отсутствует, то все обязанности по решению вопросов оказания коммунальных и жилищных услуг, уборке снега и мусора ложатся непосредственно на жильцов дома.

Каждый год Правительство Германии устанавливает тарифы на предоставление коммунальных услуг (отопление, газ, холодная и горячая вода и т.д.). В конце текущего года осуществляется перерасчет фактически употребленных коммунальных услуг согласно показаниям счетчиков. Если, на основе полученных данных, был потрачен больший объем коммунальных услуг, потребителю необходимо доплатить образовавшуюся разницу. Если было потрачено меньше, чем оплачено, остаток возвращается. А на следующий год формируются новые тарифы, исходя из объемов потребления в предыдущем году.

Таким образом, на основе произведенного анализа зарубежного опыта Западной Европы в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг можно сделать вывод, что реально построить «здоровые» и эффективные взаимоотношения между органами местного самоуправления и непосредственно гражданами.

Опыт реформ в сфере ЖКХ в других странах показал, что для управления данной сферы могут быть задействованы различные формы владения жильем, что позволяет уменьшить затраты на его обслуживание и развивать конкурентные отношения в техническом обслуживании и в сфере управления жильем. Российская Федерация также может встать на путь реформ, заимствовав опыт зарубежных стран и внедрив новые формы и способы управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Использованные источники:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 40-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Крюкова Е. М. Зарубежный опыт финансирования жилищно-коммунального хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №24. С. 45-54.

3. Проваленова Н. В. Зарубежный опыт управления объектами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2011. №6 (7). С. 170-182.

4. Великанов Н.А. Французский опыт ЖКХ // ЖКХ. 2008. - № 5. стр. 19-25.

5. Иванченко Е.Н. Финляндия: муниципальный сектор // ЖКХ. 2009. - № 7. стр. 86-91.

6. Макаров Г. Отечественный и зарубежный опыт самоуправления в городских многоквартирных домах // Хозяйство и право. 2011. № 6. С. 105108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.