Научная статья на тему 'Современные аспекты реформирования ЖКХ'

Современные аспекты реформирования ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / MANAGEMENT COMPANY / HOMEOWNER / SOCIAL PARTNERSHIP / TOOLS AND MECHANISMS OF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыткин Александр Николаевич, Зарипова Гузель Минибаевна

В статье рассмотрены ключевые тенденции, перспективы, негативные последствия реформирования ЖКХ на уровне многоквартирных домов. Среди современных проблем отрасли выделены такие, как: отсутствие реальной конкуренции в менеджменте отрасли; отсутствие единых стандартов, регламентов и методик управленческой деятельности УК; правовая неграмотность и безынициативность как населения, так и общественных институтов; социальная конфликтность и напряженность собственников и органов управления. Рассмотрены такие формы управления, как управляющая компания, товарищества собственников жилья. Предложены механизмы и инструменты контролирующего воздействия со стороны государственного и муниципального управления на внутриотраслевые процессы. Одним из важнейших инструментов регулирующего процесса реформирования, по мнению авторов, должно стать развитие системы социального партнерства, объединяющего интересы всех субъектов отрасли, вариативности в выборе должных механизмов и инструментов менеджмента, государственного регулирования всех сторон жилищно-коммунального хозяйства и контроля со стороны собственников и жильцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspects of housing and communal services reform

The article considers the key trends, prospects, negative consequences of the reform of housing and communal services at the level of apartment houses. Among modern industry issues such as: the absence of real competition in the management of the industry; lack of unified standards, procedures and methods of administrative activity of the criminal code; the legal illiteracy and too show lack of initiative of both the General public and public institutions; social conflicts and tensions owners and management bodies. Considered such form of management as the management company of associations of proprietors of habitation. Proposed mechanisms and instruments for controlling influence on the part of state and municipal administration for industry-specific processes. One of the most important instruments of the regulatory reform process, according to the authors, should be the development of a system of social partnership, which brings together the interests of all industry players, flexibility in the choice of appropriate mechanisms and tools of management, state regulation of all parties housing and public utilities and control from the side of owners and tenants.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты реформирования ЖКХ»

Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities reform

теринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. - 87 с.

2. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности / А.И. Та-таркин, А.Ф. Суховей. - М.: ЗАО Из-во «Экономика», 2002. - 231 с.

3. Дурнев В.Н., Лопасов В.П., Мальцев Д.Б. Кризис жилищно-коммунального хозяйства в России: есть ли выход? // Вестник Российской академии наук. - 2004. - Т. 74. - № 2. - С. 130-137.

4. Шерешовец С.В. Управление по-европейски // Коммунальный комплекс России. - 2005. - № 2.

5. Либоракина М.И., Сиваев С.Б. Местное са-

моуправление и реформа жилищно-коммунального хозяйства// Общественные науки и современность. -2004. - № 3. - С. 46.

6. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: учеб. пособие. - М.: ГУ ВЭШ, 2003. - 367 с.

7. Молодчик А.В. Теория и практика формирования саморазвивающейся организации. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2001. - 248 с.

8. Шеломенцев А.Г., Бронштейн С.Б. Теоретико-методологические основы разработки инновационной стратегии. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2007. - 44 с.

Пыткин А.Н.

Пермский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия, г. Пермь

Зарипова Г.М.

Уфимский филиал Федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Уфа

УДК338.46:334.012

современные аспекты реформирования жкх

В статье рассмотрены ключевые тенденции, перспективы, негативные последствия реформирования ЖКХ на уровне многоквартирных домов. Среди современных проблем отрасли выделены такие, как: отсутствие реальной конкуренции в менеджменте отрасли; отсутствие единых стандартов, регламентов и методик управленческой деятельности УК; правовая неграмотность и безынициативность как населения, так и общественных институтов; социальная конфликтность и напряженность собственников и органов управления. Рассмотрены такие формы управления, как управляющая компания, товарищества собственников жилья. Предложены механизмы и инструменты контролирующего воздействия со стороны государственного и муниципального управления на внутриотраслевые процессы. Одним из важнейших инструментов регулирующего процесса реформирования, по мнению авторов, должно стать развитие системы социального партнерства, объединяющего интересы всех субъектов отрасли, вариативности в выборе должных механизмов и инструментов менеджмента, государственного регулирования всех сторон жилищно-коммунального хозяйства и контроля со стороны собственников и жильцов.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, управляющая компания, товарищество собственников жилья, социальное партнерство, инструменты и механизмы регулирования.

modern aspects of housing and communal

services reform

The article considers the key trends, prospects, negative consequences of the reform of housing and communal services at the level of apartment houses. Among modern industry issues such as: the absence of real competition in the management of the industry; lack of unified standards, procedures and methods of administrative activity of the criminal code; the legal illiteracy and too show lack of initiative of both the General public and public

Bulletin USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014

71

Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ _

Humanitarian aspects of the housing and utilities reform =

institutions; social conflicts and tensions owners and management bodies. Considered such form of management as the management company of associations of proprietors of habitation.Proposed mechanisms and instruments for controlling influence on the part of state and municipal administration for industry-specific processes. One of the most important instruments of the regulatory reform process, according to the authors, should be the development of a system of social partnership, which brings together the interests of all industry players, flexibility in the choice of appropriate mechanisms and tools of management, state regulation of all parties housing and public utilities and control from the side of owners and tenants.

Key words: housing and communal services, the management company, the homeowner, social partnership, tools and mechanisms of regulation.

Современная сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Российской Федерации - это отрасль, которая сегодня наиболее ярко отражает позитивные тенденции в реформировании системы управления, с одной стороны, а с другой стороны, все те негативные последствия, характерные для процессов приватизации государственного и муниципального имущества, наблюдаемые в постсоветский период развития экономики.

Нормативными документами к услугам, оказываемым в сфере ЖКХ, относят деятельность по содержанию в соответствии с требованиями технических и санитарных стандартов жилых домов, коммунальных сетей и инженерной инфраструктуры, а также вывоз отходов, поставка тепло- и энергоносителей, питьевой и горячей воды, благоустройство окружающей дома территории, освещение, автостоянки и так далее.

То есть сфера ЖКХ включает услуги по эксплуатации жилых зданий и помещений, ресурсообеспе-чению и ресурсосбережению.

Постсоветские преобразования общественных отношений в Российской Федерации привели к изменению структуры муниципальной собственности в сторону ее уменьшения, в процессе массовой приватизации жилого фонда. Осторожность и инертность населения привели к тому, что темпы приватизации муниципального жилья отставали от темпов разгосударствления в других сферах экономики страны.

Тем не менее политика органов государственного управления по ограничению сроков бесплатной приватизации на практике привела к тому, что сегодня значительно большая часть жилья находится в собственности граждан. При этом неизбежно возник вопрос определения форм управления и обслуживания жилых помещений, находящихся как в муниципальной, так и в частной собственности.

По состоянию на 2013 г. средний уровень износа жилищного фонда в Российской Федерации составил порядка 60% (в некоторых регионах до 80%). Примерно одна треть основных фондов находится за пределом нормативных сроков эксплуатации. Объем финансовых средств, необходимых на восстановление коммунальной инфраструктуры, - 4,1 трлн. руб. [2].

Задумывая реформу управления жилищно-коммунального хозяйства, законодательные органы страны исходили из желания перейти от централизованного управления к системе рыночного регулирования, основанного на праве выбора собственниками жилых помещений форм и методов непосредственного регулирования общественных и имущественных отношений в данной сфере.

Реформа предполагает:

- создание для населения безопасных и комфортных условий проживания;

- становление институтов собственников жилья;

- возрастание осознанного понимания собственников за сохранность общедомового имущества;

- достижение установленных стандартов качества в предоставлении коммунальных услуг;

- выработку инструментов общественного контроля за деятельностью управляющих компаний (УК) и органов управления товариществ собственников жилья (ТСЖ) и др.

В мае 2013 г. Президентом Российской Федерации был утвержден перечень поручений по развитию ЖКХ страны:

- в течение семи лет мероприятиями по модернизации коммунальной инфраструктуры привести износ основных фондов до нормативного уровня;

- в течение трех лет передать частным операторам в концессионное управление все объекты ЖКХ неэффективных государственных и муниципальных предприятий;

- в течение четырех лет в полтора раза уменьшить аварийность при транспортировке, а также распределении коммунальных ресурсов;

- доведение до нормативного уровня технологических потерь;

- подготовка и повышение квалификации кадров в сфере ЖКХ;

- совершенствование антимонопольного и антикоррупционного законодательства применительно к данной отрасли.

Показатели степени охвата современными способами управления жилыми помещениями в городе Перми приведены в таблице.

__Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ

= Humanitarian aspects of the housing and utilities reform

Формы управления многоквартирными домами в городе Перми

Формы управления Количество многоквартирных домов

Управление управляющими компаниями 4888

Управление ТСЖ, ЖСК, ЖК 1089

Непосредственное управление 90

Управление МБУ «Жилищная служба города Перми» 277

Доля многоквартирных домов в городе Перми, в которых собственниками жилых помещений реализованы различные способы управления, составляет 95,6% - 6067 из 6344[1]. По состоянию на 01.01.2013 г. количество управляющих компаний достигло 80. Последними образовано три саморегулируемые организации:

• «Ассоциация управляющих компаний»;

• «Управляющие компании в сфере ЖКХ»;

• «Гильдия управляющих и эксплуатирующих организаций и компаний».

К функциям, закрепленным за управляющими компаниями, отнесены взаимодействия:

• мониторинг оплаты коммунальных услуг;

• капитальный ремонт общедомового имущества;

• подготовка к отопительному сезону;

• взаимное консультирование и обмен информацией и т. д.

Следует отметить, что процесс становления новых форм регулирования общественных отношений в сфере ЖКХ сопровождается значительными издержками, к которым относятся:

• высокая коррумпированность и криминализация;

• нарастающая задолженность в управляющих компаниях и ТСЖ перед централизованными поставщиками коммунальных услуг;

• нецивилизационная конкуренция между основными игроками в сфере ЖКХ;

• хроническая нехватка квалифицированных специалистов.

Так, по информации органов внутренних дел Пермского края, в 2013 г. в регионе было выявлено 73 экономических преступления в сфере ЖКХ, из них 49 - коррупция, взяточничество, оцениваемые Уголовным кодексом РФ как тяжкие. Только за период с июня 2010 г. по июнь 2011 г. одна из управляющих компаний г. Перми совершила хищение 485 млн. руб., аккумулировав оплату жильцов за коммунальные услуги на своих счетах, не перечислив при этом поставщикам тепло- и электроэнергии оплату за предоставленные носители.

В 2013 г. долг управляющих компаний только по

водоснабжению и водоотведению составил 776 млн. руб. При этом отдельные компании перечислили средства по счетам только в пределах 25%, в то время как собираемость платежей населения в среднем по городу составляет 94%. Используются различные мошеннические схемы:

• изменения численности проживающих по подушевым тарифам;

• перерегистрация обанкротившихся компаний;

• аффилированность и монополизм.

Значительные проблемы испытывают и жильцы-собственники домов, избравшие вид управления в виде ТСЖ. Связано это, в первую очередь, с низкой квалификацией и подготовкой председателей товариществ собственников жилья. Как правило, ТСЖ распространяется на один многоквартирный дом, что ограничивает его финансовые возможности не только для качественного оказания услуг, но и при выборе профессионального управленца (особенностью ТСЖ является то, что председатель ТСЖ должен быть одним из собственников жилых помещений дома). Средний размер официальной зарплаты председателя ТСЖ в г. Перми не превышает 6-10 тыс. руб. в месяц, что обуславливает такие тенденции, как выбор на эту должность людей пенсионного возраста, а также многочисленные злоупотребления «компенсационного» характера.

Анализ судебной практики показывает значительный объем дел, посвященных превышению служебных полномочий со стороны председателей и членов правления ТСЖ, нарушений уставов, хищений и т. п.

В то же время органами муниципального управления города прилагается немало усилий в реализации государственной политики реформирования ЖКХ. Сформирован Пермский Фонд содействия ТСЖ при Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми. К задачам фонда отнесены вопросы содействия в управлении многоквартирными домами. Оказывается широкий перечень консультационных и информационных услуг. ТСЖ снабжаются необходимыми нормативными документами и методическими материалами,

В^^т USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014

73

Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities

посвященными содержанию общей собственности, капитальному ремонту, установке коллективных и индивидуальных приборов учета и т. п.

Рассмотренные тенденции и проблемы жилищно-коммунального хозяйства на примере г. Перми позволяют выделить общесистемные издержки реформирования отрасли. К таким издержкам можно отнести:

• отсутствие реальной конкуренции в менеджменте отрасли;

• отсутствие единых стандартов, регламентов и методик управленческой деятельности УК;

• правовую неграмотность и безынициативность как населения, так и общественных институтов;

• социальную конфликтность и напряженность собственников и органов управления.

По нашему мнению, формирующийся рынок жилищно-коммунальных услуг обуславливает в числе задач достижения нового уровня реформирования следующие:

• совершенствование нормативно-правового обеспечения отраслевого развития и безусловное следование ему на практике;

• усиление общественного контроля за деятельностью управляющих компаний и ТСЖ со стороны собственников жилья, в том числе посредством формирования советов многоквартирных домов, контролирующих оперативные вопросы обеспечения жизнедеятельности и контроля не только денежных средств, но и технического состояния коммуникаций и общедомовой собственности;

• формирование социального партнерства путем объединения интересов собственников, управленцев и поставщиков носителей;

• обучение действующих членов совета дома и их председателей, берущих на себя функции представительства жильцов при выработке планов во временной дефрагментации.

По сути, мы предлагаем отойти от позиции невмешательства органов государственного и муниципального управления в рыночные отношения отрасли к механизму государственного регулирования, направленного на обеспечение прав и обязанностей субъектов. Необходимо на муниципальном уровне обеспечить должный жилищный контроль, в том числе на вневедомственном уровне, позволяющем не только разграничивать, но и консолидировать функции и полномочия различных элементов системы

reform

менеджмента. При этом основными задачами контролирующих органов должны стать вопросы нелегитимного образования ТСЖ, незаконных действий управляющих компаний, законности формирования договорных отношений. В то же время вопросы оперативной деятельности по содержанию многоквартирных домов, капитального ремонта должны оставаться компетенциями собственников жилья.

Выработка современных концептуальных подходов государственного регулирования управления жилищным фондом должна основываться на методах анализа текущего состояния, выделении приоритетов, разработке инструментов, механизмов финансирования, консолидирующих бюджетные и внебюджетные источники, а также средства населения.

Таким образом, сложная дилемма и проблематика совершенствования действующих моделей управления отраслью ЖКХ на уровне многоквартирных домов обуславливает развитие системы социального партнерства, объединяющего интересы всех субъектов отрасли, вариативности в выборе должных механизмов и инструментов менеджмента, государственного регулирования всех сторон жилищно-коммунального хозяйства и контроля со стороны собственников и жильцов.

Список литературы:

1. Целевая программа «Построение эффективной системы управления многоквартирными домами в городе Перми на 2010-2012 гг. » // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета по вопросам ЖКХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gkh-perm.ru/.

List of literature:

1. The target program «building of an efficient system of management of apartment houses in the city of Perm for 2010-2012 » // Information-reference system «Consultant Plus»

2. Approved list of instructions of the President of the Russian Federation on results of session of the state Council on housing and communal services [Electronic resource]. - URL: http://gkh-perm.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.