Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОТЕРЯХ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ (1941 - 1944 ГГ.)'

ВЫЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОТЕРЯХ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ (1941 - 1944 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТА ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ / АВИАЦИЯ / СБИТЫЕ САМОЛЕТЫ / АВИАЦИЯ 1941 Г / ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ ЛЕТЧИКИ / УСТАНОВЛЕНИЕ ИМЕН / АВИАЦИЯ ЗАПОВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киенко Д.Г.

Проблемой реконструкции событий, связанных с участием авиации в боевых действиях на территории Беларуси в начале Великой Отечественной войны, является практически полное отсутствие документальных свидетельств о боях приграничных авиадивизий. В таких условиях важное значение приобретают комплексные исследования, включающие в себя выявление и анализ максимального количества документальных источников (советских и немецких) и проведение полевых исследований в местах дислокации авиационных частей и падения самолетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCHING FOR NEW INFORMATION ON AVIATION LOSSES ON THE TERRITORY OF BELARUS BY LOCALIZING THE SITES OF AIRCRAFT CRASHES (1941 - 1944)

The problem of reconstruction of the events related to the participation of aviation in hostilities on the territory of Belarus at the beginning of the Great Patriotic War is the almost complete absence of documentary evidence of the battles of the border air divisions. In such conditions, complex research is of great importance, including the identification and analysis of the number of documentary sources (Soviet and German) and field research in the locations of aviation units and aircraft crashes.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОТЕРЯХ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ (1941 - 1944 ГГ.)»

УДК 358.4(476)(091)«1939/1941»

ВЫЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОТЕРЯХ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ (1941 - 1944 гг.)

Д.Г. КИЕНКО

(Центр военной истории Института истории НАН Беларуси, Минск)

Проблемой реконструкции событий, связанных с участием авиации в боевых действиях на территории Беларуси в начале Великой Отечественной войны, является практически полное отсутствие документальных свидетельств о боях приграничных авиадивизий. В таких условиях важное значение приобретают комплексные исследования, включающие в себя выявление и анализ максимального количества документальных источников (советских и немецких) и проведение полевых исследований в местах дислокации авиационных частей и падения самолетов.

Ключевые слова: места падений самолетов, авиация, сбитые самолеты, авиация 1941 г., пропавшие без вести летчики, установление имен, авиация ЗапОВО.

Вступление. Единственным свидетельством гибели самолета зачастую является запись в документе «не вернулся с боевого задания». Поэтому установленное место падения самолета и факта гибели экипажа, подтвержденное различного рода источниками, является неопровержимым фактом, позволяющим установить неизвестные условия и обстоятельства ведения боевых действий, а также трагические судьбы экипажа. На протяжении последних 15 лет автор проводил системные архивно-документальные и полевые исследования в данном направлении, где предметом изучения были места падений сбитых самолетов в период 1941 - 1945 гг. В результате проведенной работы сложилась определенная методика, позволяющая выявить и изучить источники, определить достоверность фактов, провести мероприятия по популяризации подвига и увековечиванию памяти погибших советских летчиков (в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий) [20; 18].

Основная часть. Проведение исследований в большинстве случаев начинается с локализации места падения самолета на местности, опроса свидетелей из числа местных жителей, установление направления полета. Все это является определением контекста находки, значение которого не менее важно, чем в классической археологии, так как позволяет встроить событие в локальную историю, более широко взглянуть на обстоятельства свершившегося. Обнаруженные элементы самолета (номера двигателей, заводской номер, элементы фюзеляжа и оборудования), а также «привязка» места падения к немецким заявкам на победы по времени и месту находки позволяет установить имена экипажа и принадлежность самолета к полку.

Особенностью нашего опыта исследований участия авиации в боевых действиях является тот факт, что в большинстве случаев поиск начинается не с записей в документе, а с определения места падения самолета, установления его типа, принадлежности и восстановления имен членов экипажа. Это вызвано тем, что самолеты в условиях реального воздушного боя в большинстве случаев отставали от группы и падали «в одиночестве». В результате вернувшиеся экипажи, в лучшем случае, могли указать лишь примерное место, где последний раз видели в строю пропавший самолет. Очень редко в документах бывают указаны точные места или районы падения самолетов, как правило, имеется запись «пропал без вести» или «не вернулся с боевого задания».

Следующий этап состоит в работе по выявлению имен и судеб летчиков, обстоятельств гибели и возможного места захоронения (в случае, если оно имело место быть, так как примерно в 30% случаев костные останки членов экипажей остаются на месте падения). На последнем этапе на основе собранных объективных данных ведется работа с документальными источниками в белорусских и зарубежных архивах.

Важным этапом является привязка данных, полученных в полевых исследованиях и содержащихся в документах и других источниках, посредствам геолокации к современному административно-территориальному делению. Несмотря на то, что территория поисков ограничена административными границами современных областей, исторические события требуют рассматривать территории именно как регион, административное деление помогает лишь локализовать место падения применительно к современным условиям.

Использование термина «регион» вызвано несколькими факторами. Во-первых, оно позволяет проецировать сферу поиска на «приграничные» территории соседних областей и стран. Зачастую, исторические события, приведшие к падению того или иного самолета, начинались в современных административных границах одной области, а затем локализировались в другой, как это имело место во время атак на немецкие мотомеханизированные колонны у Слонима и Барановичей. Имели место и более сложные ситуации, когда самолет был атакован в воздушном пространстве Слонимского района Гродненской области,

упал на территории Барановичского района Брестской области, а летчиков похоронили в ближайшей деревне, которая снова оказалась на территории Гродненской области.

Во-вторых, термин позволяет применять его к более мелким административным единицам: городам, поселкам, деревням и их окрестностям, так как в их административных границах имели место события, аналогичные вышеупомянутому случаю. Поэтому, в случае локализации места падения и его географической привязки, используются координаты в соответствии с современными административными границами районов и областей и употребляется термин «область». При описании боевых действий и событий, которые происходили динамично в различных территориальных образованиях, возникших позднее, используется термин «регион», как более соответствующий событиям и описаниям свидетельств на местах, которые воспринимают локальную территорию без административных границ, именно как окрестный «регион».

На сегодняшний момент автором собрана достоверная информация о местах падений более 150 самолетов на территории Гродненской и Минской областей. При этом, в пределах Гродненской области по периоду 1941 - 1945 гг. находится 41 объект, из которых 7 - немецкие и 34 - советские самолеты, в пределах Минской - 102, из которых 26 - немецкие и 76 - советские (Таблица 1, 2).

Таблица 1. - Количество и тип установленных безвозвратно потерянных самолетов на территории Минского региона (по результатам исследований автора за период 2013 - 2019 гг.)

Год Немецкие Советские Итого

1941 5 45 50

1942 1 - 1

1943 3 1 4

1944 15 30 45

не установлено 2 - 2

Всего 26 76 102

По типу самолета

Немецкие Советские

Fi-156 1 СБ 18

He-111 3 А-20 2

Ju-88 7 И-15бис 3

Ju-87 4 Ил-2 9

Fw-58 2 Ил-4 18

Me-110 1 Ли-2 6

Fw-190 3 С-47 6

Fw-189 1 Пе-2 1

Ме-109 1 Як-9 1

неизвестный 3 неизвестный 12

Всего 26 Всего 76

Таблица 2. - Количество и тип установленных самолетов периода 1941 - 1945 гг. на территории Гродненской области (по результатам исследований автора за период 2007 - 2019 гг.)

ВВС РККА Люфтваффе

Тип Количество Тип Количество

СБ 9 Ме-109 1

Пе-2 2 Do-17 1

И-153 9 Ме-110 3

Ил-4 8 Ju-87 2

Ли-2 1

B-25 2

А-20 2

Ил-2 1

Всего 34 Всего | 7

Наибольшая концентрация мест падений и вынужденных посадок логично вытекает из характера боевых действий авиации в 1941 г. Основная масса объектов сконцентрирована на западе Гродненской области, в пределах Гродненского, Щучинского и Мостовского районов, в Минской области - на севере (Молодеченский, Логойский районы) и на юге (Стародорожский, Копыльский) (рисунки 1, 2).

Несмотря на проделанную работу, имеющаяся информация не всегда является полной и требует дополнений, так как по другим выявленным местам падений и экипажам (потери 1941 г.) все еще не имеется достаточно достоверных сведений. Так, например, в районе Гродно - Новы Двур - Августов, 22 июня 1941 г.

вели воздушные бои на самолетах И-16 пилоты 122 истребительного авиационного полка (далее - ИАП) [6; 7; 10; 12-15]. Однако, кроме констатации факта, что те или иные летчики не вернулись с боевого вылета, в документах и отчетах о результатах полевых исследований каких-либо сведений о месте их падения на сегодняшний день не выявлено. В то же время сомнений в том, что они должны быть, нет, так как имеются немецкие заявки на победы над И-16, сбитых в указанном районе, с указанием времени, но без указания места [16; 17; 20]. Аналогичная ситуация связана с вылетами бомбардировщиков СБ из состава 12 и 13 бомбарди-ровочнных авиационных дивизий (далее - БАД) в район Гродно - Индура для поддержки контрудара «группы Болдина» [8; 9]. Имеется информация о предположительных местах падений нескольких машин, в том числе с возможным нахождением костных останков членов экипажей в районе Гродно. В силу невозможности идентификации в настоящее время имен и типа самолетов, они в базу данных пока не включены.

Рисунок 1. - Установленные безвозвратно потерянные самолеты на территории Гродненского региона

Рисунок 2. - Установленные безвозвратно потерянные самолеты на территории Минской области

По результатам исследований боевых действий авиации в 1941 г. в небе над приграничной территорией в районе Гродно автором были достоверно установлены места гибели всех девяти летчиков 127 ИАП, погибших 22 июня 1941 г. Среди них выявлено место падения самолета И-153. По обнаруженному номеру двигателя установлена фамилия летчика, и этот самолет оказался первым сбитым советским самолетом в Великой Отечественной войне, так как пилот погиб в 4.20 утра 22 июня [2].

Результатом исследований и последующей популяризации в научно-популярной литературе и средствах массовой информации 11-й САД и 127 ИАП стала установка в д. Каменка Щучинского района памятного знака, посвященного девяти летчикам 127 ИАП, погибшим 22 июня 1941 г. (рисунок 3) [3-5].

Минская область, в силу своего географического положения, оказалась в зоне противодействия атакам немецкой авиации советских бомбардировщиков в ходе наступления немецких войск после прорыва границы. Наибольшая концентрация мест падений советских бомбардировщиков (при полном отсутствии мест падений истребителей) находится на севере и юге Минского региона. Это объясняется тем, что обе танковые группировки наступающих немецких войск пересекали Минский регион именно на севере и юге.

Соответственно, потери советских бомбардировщиков были понесены вдоль основных дорог, по которым двигалась техника противника в июне 1941 г.

Лётчики 127 истребительного авиационного полка базировавшегося на полевом аэродроме «Лесшце» погибшие в первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в воздушных боях в небе над Гродно:

СТ. я" Кузьмин Пётр Александрит ст. л-т Михайлов Николай Николаевич л-т Грибакин Афанасий Васильевич л-т Ерошин Николай Павлович л-т Пачин Александр Иванович л-т Петькун Александр Дмитриевич л-т Разумцев Михаил Данилович л-т Филиппов Михаил Семёнович мл. л-т Марков Иван Григорьевич

Рисунок 3. - Памятник летчикам 127 ИАП в д. Каменка. Фото автора.

Значительная часть информации по Гродненской области, Молодеченскому и Логойскому районам Минской области была получена благодаря поискам краеведа Вячеслава Бриштена, который с середины 80-х гг. ХХ в. проводил полевые и архивные исследования, вел переписку с ветеранами. Сегодня его сын Дмитрий продолжает дело отца и является заместителем руководителя научно-исследовательской группы «Рубон». Регулярные полевые выезды позволили наладить контакты и сотрудничество с краеведами в регионах. Особенно следует отметить помощь краеведов Крупского, Логойского и Молодеченского районов.

Наибольшее количество обнаруженных мест падений самолетов находится на территории Щучин-ского, Молодеченского и Логойского районов (таблицы 3, 4). Это вызвано несколькими факторами: исследования в Щучинском районе начались еще в 2002 г., а в Логойском и Молодеченском все места были обнаружены в результате интенсивных полевых исследований, проведенных на его территории научно-исследовательской группой «Рубон» в период 2015 - 2019 гг. по инициативе и активной поддержке краеведов А. Павлюковича, Д. Снытко, Д. Бриштена, за что автор высказывает им искреннюю благодарность.

Таблица 3. - Распределение установленных безвозвратно потерянных самолетов по районам Гродненской области (по результатам исследований автора за период 2007 - 2019 гг.)

Местоположение Количество Местоположение Количество

Волковысский 1 Новогрудский 3

Гродненский 7 Островецкий 1

Дятловский 1 Ошмянский 1

Кореличский 2 Свислочский 1

Лидский 2 Слонимский 2

Мостовский 8 Сморгонский 2

Щучинский 10 - -

Всего 41

Таблица 4. - Распределение безвозвратно потерянных самолетов по территории Минской области (по результатам исследований автора за период 2013 - 2019 гг.)

Местоположение Количество Местоположение Количество

Березинский 1 Любанский 2

Борисовский 9 Червеньский 2

Вилейский 4 Стародорожский 4

Воложинский 3 Минский+Минск 18

Дзержинский 1 Молодеченский 18

Копыльский 2 Слуцкий 4

Клецкий 5 Смолевичскй 1

Крупский 12 Солигорский 2

Логойский 14 Червеньский 2

Всего 102

Результаты исследований сводятся в единую (региональную) базу данных. Информация собиралась следующими методами: опрос свидетелей из местного населения, поиск материальных доказательств, анализ публикаций в прессе, архивных документов и воспоминаний свидетелей или участников боев. Основными критериями включения сведений в базу данных являются:

- достоверность фактической информации, которая подтверждается материальными свидетельствами на месте падения самолета, позволяющими идентифицировать его тип;

- показания свидетелей из числа местных жителей или участников боя;

- архивные или иные документальные указания на обстоятельства, место падения и гибель экипажа.

В базе данных учитывались также оставленные экипажем самолеты, которые не разбились и не сгорели при посадке, но тем не менее были безвозвратно потеряны, так как оставались в тылу противника. На сегодняшний день подтверждены три таких факта. Материалы публикуются на сайте научно-исследовательской группы «Рубон», в научных и научно-популярных изданиях Республики Беларусь, Российской Федерации [1; 3-5; 18; 19; 21].

По состоянию на 1 июля 2019 г. в базе данных имеется 102 места падения самолетов (за период 1941 -1945 гг.) на территории Минской области, в Гродненской области - 41. Исходя из имеющихся данных, потенциально может быть установлено еще не менее 50 мест падений.

Советские самолеты, значащиеся как «неизвестные», относятся к 1941 г. (см. таблицу 1). По предварительным данным, в большинстве своем, это самолеты СБ, однако дополнительных сведений, позволяющих установить экипаж или принадлежность к полкам, пока не имеется. Наличие такого количества самолетов СБ вполне сопоставляется с интенсивностью и общим направлением их вылетов в данный регион, а также «заявками на победу» с немецкой стороны. Источники пока не позволяют точно локализовать места их падений, так как с советской стороны имеется только указание на цели и время вылета, а с немецкой -время атаки. При отсутствии исходной документальной информации установить места падений самолетов и узнать о событиях, которые этому предшествовали или имели место после падения самолета, помогает работа с местным населением. Как правило, местные жители полностью подтверждали факт падения или посадки советских многомоторных самолетов с экипажем в составе от 2 до 3 человек в 1941 г., в случае если это происходило в пределах 3-5 км от населенного пункта.

Примером может служить ситуация в Городокском сельсовете Молодеченского района. На окраине деревни имеется безымянная могила советских летчиков, место падения самолета которых было локализовано группой «Рубон» в 2017 г. Тип и принадлежность самолета к полку, на данный момент, не установлены ввиду отсутствия значимых находок, однако, исходя из информации свидетелей, учитывая множество косвенных факторов, по всей вероятности, это был самолет СБ.

В другом случае, в Логойском районе, на 4-5 день войны, советский двухмоторный самолет, преследуемый немецким истребителем, загоревшись в воздухе упал на лес. Погибли два лейтенанта и сержант. Деревня Боровые, в 200 м от которой погиб экипаж, была сожжена немецкими полицейскими частями во время войны вместе с жителями и не восстанавливалась после войны. Свидетелей нет, тем не менее, опросом было установлено, что экипаж первично был захоронен рядом, однако в течение трех лет поисков и дополнительного опроса жителей соседних деревень, оказалось, что в 50-е гг. ХХ в. их как безымянных перезахоронили на кладбище в д. Беларучи. Нашелся даже свидетель, который вспомнил, что, будучи школьником, помогал учителю по труду в Беларучской школе заливать цемент для памятника безымянным летчикам. По найденным элементам двигателей и дюраля было установлено, что это был СБ, однако имена летчиков до сих пор неизвестны.

В базе данных учитывались также оставленные экипажем самолеты, которые не разбились и не сгорели при посадке, но, тем не менее, были безвозвратно потеряны, так как оставались в тылу противника. Так, один из СБ поздних серий, выпуска 1940 г., совершил посадку у д. Антополь. Через месяц после посадки 13 детей, возвращаясь со сбора грибов, залезли в стоявший на поле самолет. Один из них, не зная с чем имеет дело, расстопорил блестящую «вертушку» взрывателя ФАБ, раскрутил ее, приведя взрыватель в боевое состояние. Раздался взрыв, все дети погибли от детонации бомб, находившихся в бомболюке [7].

В ходе многолетней работы удалось установить принадлежность 70% самолетов и выявить фамилии более 80 членов экипажей. По немецким потерям самолетов в Беларуси ведется активное сотрудничество с исследователями из Германии.

Заключение. Таким образом, проводимые комплексные исследования позволяют реконструировать события начального периода Великой Отечественной войны и являются важным источником, который может использоваться в дальнейшем ввиду частого отсутствия документальных свидетельств. Наработанные материалы включают в себя уточнение и дополнение документальных сведений об обстановке на западном театре военных дейстаий; установление фактов в действиях авиации, остававшихся ранее неизвестными; выяснение судеб экипажей, погибших или пропавших без вести в Беларуси; проведение системной работы по выявлению, изучению, популяризации и мемориализации фактов участия авиации в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киенко, Д.Г. Гродненский регион как объект исследования мест падений самолетов 1941 - 1945 гг. / Д.Г. Киенко // Беларусь i Германш: псторыя i сучаснаць : матэрыялы Мжнарод. навук. канф., Мнск, 7 крас. 2017 г. / рэдкал.: А.А. Кава-леня (адк.рэд.) [i ihm.]. - Мшск, 2017. - Вып. 16. - С. 155-159.

2. Киенко, Д.Г. Каролин (Гродно) первый аэродром Беларуси / Д.Г. Киенко. - Минск : «Рубон»; Смоленск : «Хар-текс», 2018. - 82 с.

3. Киенко, Д.Г. Крылья над Гродно: боевые действия 127 ИАП 22-23 июня 1941 г. / Д.Г. Киенко. - Гродно : «Хата», 2009. - 37 с.

4. Киенко, Д.Г. Крылья над Лидой: боевые действия 122 ИАП 22-23 июня 1941 г. / Д.Г. Киенко. - Гродно : «Хата», 2009. - 56 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Киенко, Д.Г. Крылья над Нёманом : трагедия 16 СБАП 22 июня 1941 г. / Д.Г. Киенко. - Гродно : «Хата», 2010. - 64 с.

6. Киенко, Д.Г. Аэродром Лида - сто лет полетов / Д.Г. Киенко, В.Н. Сливкин. - Смоленск : «Хартекс», 2013. - 168 с.

7. Павлюкович, А. Случай в Загорье. (Антопольская трагедия) [Электронный ресурс] / А. Павлюкович // Рубон - сайт военной археологии Беларуси. - 2019. - Режим доступа: http://rubon-belarus.com/avia-history/423-sluchaizagorie.html. - Дата доступа: 18.10.2008.

8. Боевое донесение и оперсводки частей и дивизии с 22.06.41 г. по 15.08.41 г. // Центральный архив министерства обороны РФ (ЦАМО) - Ф. 13 БАД. Оп.1. Д. 2. Л. 8-14.

9. ЦАМО. - Ф. 20056. Оп. 1. Д. 8.

10. Донесения о боевом составе 11 САД // ЦАМО. - Ф. 11 САД. Оп. 1. Д. 24. Л. 3.

11. Донесения о наличии личного состава, матчасти, безвозвратных потерях // ЦАМО. - Ф. 11 САД. Оп. 2. Д. 5. Л. 2.

12. Донесения о потерях // ЦАМО. - Ф. 11 САД. Оп. 2. Д. 6. Л. 2.

13. Выписки из журнала боевых действий // цАмО. - Ф. 122 ИАП. Оп. 143365. Д. 2. Л. 2.

14. Исторический формуляр // ЦАМО. - Ф. 122 ИАП. Оп. 342220. Д. 1. Л. 1-8.

15. История 122 истребительного авиационного Будапештского ордена Суворова 3 степени полка // ЦАМО. - Ф. 122 ИАП. Оп. 342246. Д. 1. Л. 2-14.

16. Prien, J. Jagdfliegerverbände der deutschen Luftwaffe 1934 - 1945. Teil 6/I. Unternehmen «Barbarossa» Einsatz im Osten -22.06. bis 05.12.1941 / J. Prien. - London : Axis, 1998. - 279 р.

17. Prien, J. Jagdgeschwader 53 - A History of the «Pik As» Geschwader / J. Prien - London : Axis, 1998. - 196 p.

18. Киенко, Д.Г. Минская область, как объект исследования мест падений самолетов 1941 - 1945 гг. / Д.Г. Киенко // Военная археология. - 2019. - № 2. - С. 18-20.

19. Киенко, Д.Г. Минская область, как объект исследования мест падений самолетов 1941 - 1945 гг. Статистический обзор / Д.Г. Киенко // Авиация и космонавтика. - 2020. - № 6. - С. 21-23.

20. Киенко, Д.Г. Гродненский регион как объект исследования мест падений самолетов 1941 - 1945 гг. / Д.Г. Киенко // Беларусь i Гермашя: псторыя i сучаснаць : матэрыялы Мiжнарод. навук. канф., Мшск, 7 крас. 2017 г. / Рэдкал.: А .А. Каваленя (адк. рэд.) [i шш.]. - Мшск, 2017. - Вып. 16. - С. 155-159.

21. Киенко, Д. Под крылом - Беларусь / Д. Киенко - Минск : «Рубон», Смоленск : «Хартекс», 2020. - 144 с.

Поступила 13.11.2020

SEARCHING FOR NEW INFORMATION ON AVIATION LOSSES ON THE TERRITORY OF BELARUS BY LOCALIZING THE SITES OF AIRCRAFT CRASHES (1941 - 1944)

D. KIENKO

The problem of reconstruction of the events related to the participation of aviation in hostilities on the territory of Belarus at the beginning of the Great Patriotic War is the almost complete absence of documentary evidence of the battles of the border air divisions. In such conditions, complex research is of great importance, including the identification and analysis of the number of documentary sources (Soviet and German) and field research in the locations of aviation units and aircraft crashes.

Keywords: aircraft crash sites, aviation, downed aircraft, aviation of 1941, missing pilots, identification of names, aviation ZapOVO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.