Научная статья на тему 'Авиаархеология в Гродненском регионе'

Авиаархеология в Гродненском регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авиаархеология в Гродненском регионе»

Киенко Д.Г.

Авиаархеология в Гродненском регионе

Территория современной Гродненской области Беларуси во все времена являлась театром военных действий между различными враждующими сторонами. Предметом публикации является исследование мест падения военных самолетов в период Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. как источника информации об истории применения авиации на территории Беларуси.

Гродненский регион на сегодняшний момент является наиболее комплексно исследованной автором территорией. На протяжении 15 лет автор вел как полевые, так и документальные исследования в данном направлении, систематизируя полученные данные.

В основу анализа легли сведения, основанные на результатах исследований данных по местам падения и вынужденных посадок сбитых или поврежденных в боях самолетов, не вернувшихся из боевых вылетов. Информация собиралась методом опроса свидетелей из местного населения, полевыми поисками материальных доказательств, анализом публикаций в прессе и воспоминаний участников боев, архивных документов.

Особенностью «работы» с «авиацией» является то, что в большинстве случаев поиск ведется не от «документа», а от места падения самолета к установлению его типа, принадлежности и восстановлению имен членов экипажа. Далее следует исследовательская работа по выявлению

судьбы экипажа, обстоятельств гибели и возможного места захоронения, в случае если оно имело место быть. Таким образом, архивные документы в большинстве случаев используются на последнем этапе, уже на основе имеющихся объективных данных.

В весьма редких случаях поиск ведется «от документов», это вызвано тем, что по объективным причинам очень редко в документах бывают указаны точные места или районы падения самолетов. В большинстве случаев имеется запись «пропал без вести» или «не вернулся с боевого задания».

Иногда в документах встречаются такие свидетельства, как, например, в случаях гибели самолетов 36-й авиационной дивизии дальнего действия: «в ночь на 8 июля восточнее Лиды наблюдали горящий падающий самолет» [ЦАМО, ф. 20121, л. 85]. Факт падения не вызывает сомнения, однако место исходя из документов локализовать невозможно. В данном случае необходимо обращение к немецким «заявкам на сбитые», т.к. в этом случае район атаки и возможного падения будет более конкретным.

Использование термина «регион» в проводимом исследовании вызвано несколькими факторами. Прежде всего оно позволяет проецировать сферу поиска на «приграничные» территории соседних областей и стран. Зачастую исторические события, приведшие к падению того или иного самолета, начинались в современных административных границах одной области, а затем переходили в другую. Имели место и более сложные ситуации, когда, например, самолет был атакован в воздушном пространстве Слонимского района Гродненской области, упал на территории Барановичского района Брестской области, а летчиков по-

хоронили в ближайшей деревне, которая снова оказалась на территории Гродненской области.

Использование автором термина «регион» позволяет использовать его и применительно к более мелким административным единицам: городам, поселкам, деревням и их окрестностям, т.к. в их административных границах имели место события аналогичные вышеописанному случаю.

Темой данной публикации выступает территория, ограниченная административными границами современной Гродненской области, однако исторические события требуют рассматривать эту территорию именно как регион, т.к. административное деление помогает лишь локализовать место падения применительно к современным условиям.

К настоящему времени автором собрана достоверная информация о местах падения более 200 самолетов на территории Гродненской, Брестской и Минской областей. При этом в пределах Гродненской области по периоду 1941-1944 гг. находится 60 объектов, из которых 16 являются местами падения немецких и 44 — советских самолетов.

Наибольшая концентрация мест падения или вынужденной посадки логично вытекает из характера боевых действий авиации как 1941, так и 1944 г. Основная масса объектов сконцентрирована на западе региона, в пределах Гродненского, Щучинского и Мостовского районов.

Особенностью объектов 1944 г. является то, что это места гибели бомбардировщиков. В семи из девяти случаях мест падения самолетов Ил-4 они оказались сбитыми осенью-зимой 1944 г. на посадке после возвращения с боевых

заданий. Судьбы и обстоятельства их гибели отражены в исследовании автора «Гром ночного неба», изданном в 2018 г., где восстановлены имена всех погибших летчиков [Киенко 2018].

Необходимо отметить, что в 1944 г. бомбардировочной авиацией проводились массированные налеты на тыловые объекты войск противника, одним из которых был аэродром и ж.-д. узел Барановичи. Из общего количества потерь только незначительная часть сбитых самолетов, в силу современного административного размежевания районов, оказалась в пределах Гродненского региона. Применительно к атакам на Барановичи, для проведения поисковых работ безвозвратно потерянных советских самолетов, Барановичский регион можно рассматривать как самостоятельный объект исследования.

Количество установленных безвозвратно потерянных самолетов на территории Гродненского региона по состоянию на 01.02.2019 г.

ВВС РККА Люфтваффе

Год Истребители Бомбардировщики Штур-мови-ки Всего Истребители Бомбардиров-щики Трансп./ разведчики Всего

1941 9 16 25 5 2 2 9

1942 1 1

1943

1944 15 3 18 2 4 6

1945 1 1

Итого 44 16

Количество установленных самолетов, упавших на территории Гродненского региона в период Великой Отечественной войны, по типам по состоянию на 01.01.2017 г.

ВВС РККА Люфтваффе

Тип Количество Тип Количество

СБ 15 Ме-109 3

Пе-2 2 Do-17 1

И-153 9 Ме-110 4

Ил-4 9 Ju-87 4

Ли-2 1 Fi-156 1

В-25 2 Ju-52 1

А-20 2 Ju-88 1

Ил-2 3 Fw-190 1

ТБ-3 1

Всего 44 Всего 16

Установленные безвозвратно потерянные самолеты на территории Гродненского региона (распределение по районам) по состоянию на 01.01.2017 г.

Волковысский 1

Гродненский 12

Дятловский 2

Кореличский 3

Лидский 2

Мостовский 13

Новогрудский 3

Островецкий 3

Ошмянский 2

Свислочский 1

Слонимский 4

Сморгонский 2

Щучинский 12

Всего 60

Представленная информация является еще не полной и требует дополнений.

Особенно это относится к потерям 1941 г., т. к. по ним имеется мало достоверных и проверенных данных. Например, в районе Гродно — Новы Двур — Августов 22 июня 1941 г., где воздушные бои на самолетах И-16 вели пилоты 122-го иап [Киенко 2009, с 14], на сегодняшний день в документах и отчетах по результатам полевых исследований, кроме констатации факта, что те или иные летчики не вернулись с боевого вылета, каких-либо сведений о местах их падения не выявлено. В то же время сомнений в том, что они должны быть, — нет.

Аналогичная ситуация связана с вылетами бомбардировщиков СБ из состава 12-й и 13-й бад в район Гродно — Индура для поддержки контрудара «группы Болдина» [ЦАМО РФ, ф. 13, ф. 20056, ф. 20060]. Имеется информация о предположительных местах падения нескольких машин, в том числе и с возможным нахождением костных останков членов экипажей. Из-за невозможности их идентификации в настоящее время имен и типа самолетов они в таблицу пока не включены.

Вполне объяснимым является наибольшее количество самолетов СБ и И-153, сбитых или совершивших вынужденные посадки ввиду повреждений в 1941 г.

То же относится и к некоторым потерям 1944 г., которых было немного в силу скоротечности боевых действий на территории региона, а истребительных потерь в результате боев не выявлено вообще. Имеются сведения о нескольких достоверных местах падения и гибели экипажей штурмовиков Ил-2, которые к настоящему времени не локализованы на местности и внесены в базу данных в статусе « проверяемые ».

Кроме того, в таблицу не включены заявленные победы над дальними разведчиками Люфтваффе }и-88 1944 г. Это связано с тем, что на данный момент достоверно не установлены места их падения, а для заявок советских летчиков характерна некоторая «расплывчатость» в указании районов падения [Киенко 2015]. Отметим, что в указанных обстоятельствах как летчики, так и командование имели все возможности для установления факта падения самолета противника. Возможно, в силу сложности атак и перехвата высотных скоростных целей истребители могли выдавать желаемое падение противника, за действительное — уход поврежденного самолета и его падение на своей территории. Этим может объясняться как «расплывчатость» формулировок с указанием района падения, так и отсутствие фактических мест падения.

По результатам исследований боевых действий авиации в 1941 г. на указанной территории в период 2009-2011 г. помимо указанной выше книги «Гром ночного неба» автором были изданы книги: «Крылья над Гродно», «Крылья над

Лидой», «Крылья над Неманом». Каждая из них описывает боевые действия полков 11-й смешанной авиадивизии, находившейся в Гродненском регионе [Киенко 2009, Киенко 2010]. Достоверно установлены места гибели всех девяти летчиков 127-го иап, погибших 22 июня 1941 г. [ЦАМО, ф. 127-й иап]. Выявлено место падения и обнаружен двигатель самолета И-153, по которым удалось установить фамилию летчика. Его И-153, по всей вероятности, был первым сбитым советским самолетом ЗапОВО. 11 июля 2014 г. в д. Каменка Щучинского района по результатам исследования автором судеб летчиков 127-го иап открыт памятник с указанием всех имен.

Отдельно следует отметить результат исследований, который прояснил судьбы и места гибели летчиков, родственники которых были оповещены. Таковых на сегодняшний день более 30 семей. Например, в Липецке (РФ) нашелся внук летчика 127-го иап Разумцева, погибшего в первые минуты войны у Гродно, и его сослуживца по полку Пачина, сбитого и погибшего в тот же день над р. Неман в Гродно. Также в России были оповещены родственники воздушного стрелка-радиста 109-го авиаполка дальнего действия Оболевича, погибшего в 1944 г., проживающие в Санкт-Петербурге. Найденный под Лидой самолет Ил-4 позволил установить судьбу штурмана Зырянова, сбитого летом 1944 г., племянник которого также был оповещен о месте гибели и захоронении. Публикация на сайте и в издаваемых книгах научно-исследовательской группы «Рубон» фамилий летчиков по результатам установленных мест их гибели в процессе изучения позволяет предполагать, что в ближайшее время будут оповещены еще около 30 семей.

Из представленного 41 объекта в 80% случаев установлены имена членов экипажей.

Основным принципом включения сведений в базу данных является:

• достоверность фактической информации, которая подтверждается материальными свидетельствами на месте падения самолета, позволяющими идентифицировать его тип,

• объективные показания свидетелей из числа местных жителей или участников боя,

• архивные или иные документальные указания на обстоятельства, место падения и гибели экипажа.

Работа по изучению, систематизации и учету обстоятельств и мест гибели экипажей является необходимой и составной частью в восстановлении и увековечивании имен пропавших без вести летчиков. Она же является важным элементом исследования истории авиации Беларуси как составной части истории Вооруженных Сил Республики Беларусь в частности и военной истории Беларуси в целом.

Источники и литература:

1. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). Ф. 20121 Оп.1 Д.111. Журнал боевых действий 36-й Смоленской БАД ДД.

2. ЦАМО. Ф. 20056. Оп.1 Д. 8. Отчеты о боевой работе 22.06.4131.12.42 г.

3. ЦАМО. Ф. 20060. Оп. 1 Д. 3. История боевых действий 13 БАД, с. 3.

4. ЦАМО. Ф. 13 БАД. Оп. 1. Д. 2. Боевое донесение и опер. сводки частей и дивизии с 22.06.41 г. по 15.08.41 г. Оп. 1. Д. 2.

5. ЦАМО. Ф. 20060. Оп. 1 Д. 3. Сведения о численном, боевом составе, потерях частей 13 бад, с. 6.

6. ЦАМО. Ф. 127-й ИАП. Оп. 299458. Д. 1. Журнал боевых действий 127 ИАП. С. 4.

7. Киенко Д.Г. В Гродненском небе // Белорусская военная газета, 3 сентября 2015 г.

8. Киенко Д.Г. Крылья над Лидой: боевые действия 122 ИАП 22-23 июня 1941 г. Гродно: Хата, 2009.

9. Киенко Д.Г. Крылья над Неманом: трагедия 16 СБАП 22 июня 1941 г. Гродно: Хата, 2010.

10. Киенко Д.Г. «Гром ночного неба: 8-й авиакорпус дальнего действия: вылеты из Беларуси (сентябрь 1944 — март 1945 гг.)». Минск: Рубон, Смоленск: Хартекс, 2018. 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.