Научная статья на тему 'ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ 1941-1944 Г. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ 1941-1944 Г. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИААРХЕОЛОГИЯ / «СУРАЖСКИЕ ВОРОТА» / БШПД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киенко Д.Г.

Статья посвящена исследованию мест падений самолетов в Витебской области в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Киенко Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ 1941-1944 Г. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

Киенко Д.Г.

Витебская область как объект исследования мест падений самолетов 1941-1944 г. Статистический обзор

Статья посвящена исследованию мест падений самолетов в Витебской области в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: авиаархеология, «Суражские ворота», БШПД.

Витебская область занимает особое место в рамках авиаархеологии, как наиболее насыщенная местами падений самолетов, это обусловлено целым рядом факторов:

1) в начале 1942 г. часть населенных пунктов северо-востока были освобождены, однако через семь месяцев немецкий контрудар быстро восстановил положение и захлопнул т.н. «Суражские ворота»;

2) наибольшее количество потерь в этом регионе приходится на сентябрь 1943 — апрель 1944 г. Они были вызваны неудачными наступательными операциями Красной армии на территории области. В период с сентября 1943 до апреля 1944 г. было проведено 11 наступательных операций, ни в одной из которых не была прорвана линия фронта противника хотя бы на ее тактическую глубину [ОсвобождениеБеларуси... 2014, с. 226];

3) на территории области находились два партизанских аэродрома и несколько крупных площадок для выброса грузов, через которые шло подавляющее количество доставки грузов, выброски парашютистов, а также эвакуации раненых и вывоза грузов от партизан;

4) наличие большого количества немецких аэродромов, обеспечивавших ведение боевых действий и доставку грузов;

5) высокая концентрация авиации, что напрямую обуславливало ее потери в этом регионе.

Таблица 1. Общие потери авиации на территории Витебской области в годы Великой Отечественной войны

Потери авиации в период войны Послевоенные потери Всего

Число советских самолетов Число немецких самолетов Принадлежность не установлена

62 47 3 6 118

Собранная и обобщенная в ходе наших многолетних исследований база данных содержит информацию по сбитым самолетам, являясь систематизированным источником, в котором содержится дата, тип самолета, принадлежность к полку, место падения с привязкой к населенному пункту и координатам, а также административный район (на сегодняшний день), фактические сведения о месте падения, его точные координаты в системе глобального позиционирования, имена и контакты свидетелей и обстоятельства аварии, ссылка на источник полученных сведений.

Важным источником информации являются фонды Национального архива Республики Беларусь (НАРБ), работа в которых ведется более пяти лет. Фонд 1450, включающий в себя материалы партизанского движения, позволяет выявить в нем сведения по авиации, имевшей отношение к партизанам. На сегодняшний день по Витебской области выявлено 18 безвозвратных потерь авиации. В это число входят как советские самолеты, сбитые немецкими истребителями, так и потерпевшие аварии, и катастрофы при вылете для доставки грузов в партизанские зоны, и сбитые партизанами самолеты противника, а также немецкие самолеты, совершившие вынужденные посадки на территории, контролируемой партизанами. Наличие систематизированных данных позволяет выделить и отдельно рассматривать самолеты, которые имели прямое или косвенное отношение к партизанам.

Работа в фондах национального архива продолжается, поэтому количество потерянных самолетов, обслуживавших

партизан, может увеличиться. На данный момент, согласно собранной информации, их потенциально может быть не менее 30.

Рисунок 1. Схема мест падений на территории Витебской области

В процессе работы с указанным «партизанским» фондом НАРБ следует тщательно анализировать данные, так как зачастую один и тот же самолет заявляли сбитым сразу несколько отрядов, что приводило к тому, что в отчётных документах БШПД число самолетов противника вырастало в несколько раз! Эти же цифры потом появлялись в официально утвержденных материалах и дальнейших публикациях в качестве доказательств партизанских «побед» над авиацией противника.

Например, оперсводка №9 Северо-западной группы ЦК КП(б)Б от 1 августа сообщает, что объединившиеся в бригаду «За советскую Беларусь» отряды Росонского, Дриссенского и Освейского районов в период с 1 по 15 июля 1942 сбили ]и-52 [НАРБ. Фонд 4п. Оп. 33а Д. 191. Л. 26-27]. Автором уста-

новлено, что данный самолет действительно был сбит. Но не в результате организованных действий вышеуказанных отрядов, а оружейным огнем отделения разведки под командованием Мариненко Калистрата Савельевича из отряда Тищенко, за что последний был представлен к награждению (но так его и не получил). С немецкой стороны подтверждается потеря Ju-52 в этом же регионе, но 17 июля [Личный архив Д. Киенко]. Сомнений в том, что речь идет об одном и том же самолете, нет. Проведя анализ рукописных партизанских документов, можно прийти к выводу, что в данном случае путаница с датами сбития самолета вызвана тем, что цифра «7» в рукописной дате 17 июля была в последующем воспринята как «2», таким образом получилось «12 июля». Манера подачи информации в итоговой оперсводке свидетельствует о желании выдать частный пример успеха конкретного партизана и отряда за общий успех всего соединения.

Таблица 2. Потери советской и немецкой авиации по типам самолетов на территории Витебской области в годы Великой Отечественной войны

Советские самолеты

Р-39 1

А-20 1

Ил-2 12

Ил-4 4

Ла-5 2

Ли-2 (С-47) 14

ПЕ-2 3

Планер 1

Р-5 1

По-2 3

Немецкие самолеты

>-88 6

Fw-189 2

Fw-190 19

>-52 4

Do-17 1

>-87 4

№-126 1

Ме-109 1

Тип не установлен 9

Всего 47

Советские самолеты

СБ 4

Як-9 2

Як-7б 2

Тип не установлен 12

Всего 62

В данной таблице привлекает к себе внимание пункт «Тип не установлен». Следует сказать, что в таких случаях известен район падения и обстоятельства, однако для установления типа самолета необходимо проводить дополнительные исследования. Для иллюстрации приведем несколько примеров.

Пример 1: Бригада Прохоменко сообщала, что в январе 1944 г. залповым огнем сбит немецкий транспортный самолет [Оперативные сводки Белорусского штаба партизанского движения... 2019, с. 59]. В классическом варианте это, конечно, может указывать на Ju-52, однако необходимо подтверждение его потери с немецкой стороны. Но отсутствие точной даты в документе пока не позволяет проверить потерю по немецким источникам, что, в свою очередь, требует обращения к оперативным документам бригады для ее уточнения.

Пример 2: Архив КГБ БССР сообщает, что в июне 1941 г. «в 8 часов утра над одной из ж.д. ст. в Меховском районе появился один германский двухмоторный самолет. Подбит огнем из воинского эшелона и совершил вынужденную посадку на территории колхоза» [НАРБ. Фонд 1450. Оп. 1. Д. 19]. Учитывая место события и его удаленность от немецких аэродромов, есть основания полагать, что это мог быть Ме-110, однако «двухмоторных самолетов» в Люфтваффе было много, что также требует уточнения.

Пример 3: «Бригадой им. Заслонова 23.2.44 партизанами Козловским и Жолудь пулеметным огнем сбит немецкий самолет-бомбардировщик».

Приведенные примеры указывают на факт потери самолетов, однако установление их типов делает необходимым обращение к немецким коллегам, располагающим сведениями о потерях немецкой техники и экипажей, и такая работа постоянно ведется.

Наличие большого числа сбитых Ли-2 (С-47) объясняется тем, что через территорию региона проходил т.н. «северный коридор» снабжения партизанского движения, через который проходила доставка подавляющего количество грузов в Беларусь.

Большое число Fw-190 объясняется наличием линии фронта и боям вдоль нее в период попыток прорвать подготовленный рубеж немецкой обороны. В рамках исследования потерь этого типа самолетов удалось выявить факт и обстоятельства гибели двух испанских летчиков в Оршанском районе, служивших в добровольческой «испанской» эскадрилье.

Таблица 3. Распределение потерь советской и немецкой авиации в годы Великой Отечественной войны на территории Витебской области по районам

Распределение по районам

Бешенковичский район 2

Браславский район 8

Верхнедвинский район 3

Витебский район 9

Городокский район 3

Докшицкий район 2

Дубровенский район 3

Лепельский район 5

Лиозненский район 4

Миорский район 1

Оршанский район 3

Распределение по районам

Полоцкий район 19

Поставский район 1

Рассонский район 3

Сенненский район 6

Толочинский район 2

Ушачский район 4

Чашницкий район 1

Шумилинский район 2

Район устанавливается 31

Всего 112

Систематизированная в базе данных информация позволяет увидеть «общую картину» в регионе, а в совокупности с ранее опубликованными материалами о Гродненском и Минском [Киенко 2017, с. 155-159; Киенко 2020, с. 21-23] регионах — и более полную картину на белорусском участке фронта. Системный подход позволяет избежать «дублей», когда разные свидетели и документы описывают один и тот же уже выявленный случай, планировать дальнейшие исследования, не искать «второй раз» ранее обнаруженные места падений, закрывает «белые пятна» в мозаике действий авиации и судеб экипажей, пропавших в небе в Беларуси (особенно это актуально для раскрытия вопроса и темы «1941 г.», где значительная часть невернувшихся самолётов считается пропавшими без вести) [Киенко 2021, с. 101-107].

С учетом собранных материалов, еще не внесенных в базу данных, и планированием поисковой работы в Витебском регионе потенциально может быть не менее 300 мест потерь авиатехники в период 1941-1944 гг.

Источники и литература:

1. Освобождение Беларуси 1943-1944 г. Минск: Беларуская на-вука, 2014. С. 226.

2. НАРБ. Фонд 4п. Оп. 33а. Д. 191. Л. 26-27.

3. Личный архив Д. Киенко.

4. Оперативные сводки Белорусского штаба партизанского движения: январь-июль 1944 г. Минск, 2019.

5. НАРБ. Фонд 1450. Оп. 1. Д. 19.

6. Киенко Д. Гродненский регион как объект исследования мест падений самолетов 1941-1945г. // Беларусь i Германия: псто-рыя i сучаснаць: матэрыялы Мiжнароднай навуковай канфе-рэнцьи, Мшск, 7 красавша 2017 г. Мшск, 2017. Вып. 16.

7. Киенко Д.Г. Минская область как объект исследования мест падений самолетов 1941-1945 гг. Статистический обзор // Авиация и космонавтика. 2020. № 6.

8. Киенко Д.Г. Выявление новой информации о потерях авиации на территории Беларуси в процессе поиска мест падений самолетов (1941-1944 гг.) // Вестник Полоцкого университета Сер. А. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.