Научная статья на тему 'ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ 1941 - 1944 ГГ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ 1941 - 1944 ГГ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МЕСТА ПАДЕНИЯ САМОЛЕТОВ / БАЗА ДАННЫХ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киенко Д.Г.

Представлен статистический обзор исследования Витебской области как места падения самолетов в период Великой Отечественной Войны (1941 - 1944 гг.). Удалось установить дату, тип самолета, принадлежность к полку, место падения с привязкой к населенному пункту и координатами, а также административный район (на сегодняшний день), что позволило создать соответствующую базу данных. Основным источником, помимо данных авиаархеологии, послужили материалы фондов Национального архива Республики Беларусь. На основе имеющихся сведений и предварительных исследований, автором делается предположение о наличии на территории Витебской области не менее 300 мест падений авиатехники периода Великой Отечественной Войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Киенко Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VITEBSK REGION AS AN OBJECT OF RESEARCH PLACES OF AIRCRAFT CRASHES IN 1941-1944. STATISTICAL REVIEW

A statistical review of the study of the Vitebsk region as a crash site during the Great Patriotic War (1941 - 1944) is presented. It was possible to establish the date, type of aircraft, belonging to the regiment, the crash site with reference to the locality and coordinates, as well as the administrative district (today), which allowed creating an appropriate database. The main source, in addition to the data of aviation archeology, was the materials of the funds of the National Archive of the Republic of Belarus. Based on the available information and preliminary studies, the author makes an assumption that there are at least 300 places of aircraft crashes during the Great Patriotic War on the territory of the Vitebsk region.

Текст научной работы на тему «ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ 1941 - 1944 ГГ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

2021

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия А

УДК 358.4(476)(091)«1941/1944»

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТ ПАДЕНИЙ САМОЛЕТОВ 1941 - 1944 гг. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Д.Г. КИЕНКО

(Центр военной истории Беларуси Института истории НАН Беларуси, Минск)

Представлен статистический обзор исследования Витебской области как места падения самолетов в период Великой Отечественной Войны (1941 -1944 гг.). Удалось установить дату, тип самолета, принадлежность к полку, место падения с привязкой к населенному пункту и координатами, а также административный район (на сегодняшний день), что позволило создать соответствующую базу данных. Основным источником, помимо данных авиаархеологии, послужили материалы фондов Национального архива Республики Беларусь. На основе имеющихся сведений и предварительных исследований, автором делается предположение о наличии на территории Витебской области не менее 300 мест падений авиатехники периода Великой Отечественной Войны.

Ключевые слова: Витебская область, Великая Отечественная Война, места падения самолетов, база данных, статистический обзор.

Введение. Витебская область занимает особое место в рамках авиаархеологии, как наиболее насыщенная местами падений самолетов, это обусловлено целым рядом факторов:

1) в начале 1942 г. часть населенных пунктов северо-востока были освобождены, однако через семь месяцев немецкий контрудар быстро восстановил положение и захлопнул т.н. «Суражские ворота»;

2) наибольшее количество потерь в этом регионе приходится на сентябрь 1943 - апрель 1944 г. Они были вызваны неудачными наступательными операциями Красной армии на территории области. В период с сентября 1943 до апреля 1944 г. было проведено 11 наступательных операций, ни в одной из которых не была прорвана линия фронта противника хотя бы на ее тактическую глубину [1, с. 226];

3) на территории области находились два партизанских аэродрома и несколько крупных площадок для выброса грузов, через которые шло подавляющее количество доставки грузов, выброски парашютистов, а также эвакуации раненых и вывоза грузов от партизан;

4) наличие большого количества немецких аэродромов, обеспечивавших ведение боевых действий и доставку грузов;

5) высокая концентрация авиации, что напрямую обуславливало ее потери в этом регионе.

Общие потери авиации на территории составили 118 единиц техники (таблица 1).

Таблица 1. - Общие потери авиации на территории области

Послевоенные Периода войны Всего

советские немецкие принадлежность не установлена

6 68 47 3 118

Собранная и обобщенная в базе данных информация по сбитым самолетам является систематизированным источником, в котором содержится дата, тип самолета, принадлежность к полку, место падения с привязкой к населенному пункту и координатам, а также административный район (на сегодняшний день), фактические сведения о месте падения, его точные координаты в системе глобального позиционирования, имена и контакты свидетелей и обстоятельства аварии, ссылка на источник полученных сведений.

Важным источником информации являются фонды Национального архива Республики Беларусь (НАРБ), работа в которых ведется более пяти лет. Фонд 1450, включающий в себя материалы партизанского движения, позволяет выявить в нем сведения по авиации, имевшей отношение к партизанам. На сегодняшний день по Витебской области выявлено 18 безвозвратных потерь авиации. В это число входят как советские самолеты, сбитые немецкими истребителями, так и потерпевшие аварии и катастрофы при вылете для доставки грузов в партизанские зоны, сбитые партизанами самолеты противника, а также немецкие самолеты, совершившие вынужденные посадки на территории, контролируемой партизанами. Наличие систематизированных данных позволяет выделить и отдельно рассматривать самолеты, которые имели прямое или косвенное отношение к партизанам. Работа в фондах национального архива продолжается, поэтому количество потерянных «партизанских» самолетов может увеличиться (их потенциально не менее 30) (рисунок).

В процессе работы с «партизанским» фондом следует тщательно анализировать данные, так как зачастую один и тот же самолет заявляли сбитым сразу несколько отрядов, что приводило к тому, что в отчётных документах БШПД число самолетов противника вырастало в несколько раз. Эти же цифры потом появлялись в официально утвержденных материалах и дальнейших публикациях в качестве доказательств партизанских «побед» над авиацией противника.

ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ. Исторические науки

№ 9

Рисунок. - Схема мест падений на территории Витебской области

Например оперсводка № 9 Северо-западной группы ЦК КП(б)Б от 1 августа сообщает, что объединившиеся в бригаду «За советскую Беларусь» отряды Росонского, Дриссенского и Освейского районов в период с 1 по 15 июля 1942 г. сбили 1и-52 [2, лл. 26-27]. Автором установлено, что данный самолет действительно был сбит. Но не в результате организованных действий вышеуказанных отрядов, а оружейным огнем отделения разведки под командованием Мариненко Калистрата Савельевича из отряда Тищенко, за что последний был представлен к награждению (но он его так и не получил). С немецкой стороны подтверждается потеря 1и-52 в этом же регионе, но 17 июля [2]. Сомнений в том, что речь идет об одном и том же самолете нет. Проведя анализ рукописных партизанских документов, можно прийти к выводу, что в данном случае путаница с датами сбития самолета вызвана тем, что цифра «7» в рукописной дате 17 июля была в последующем воспринята как «2», таким образом получилось «12-е июля». Манера подачи информации в итоговой оперсводке свидетельствует о желании выдать частный пример успеха конкретного партизана и отряда за общий успех всего соединения.

Потери советских самолетов

Р-39 о < Ил-2 Ил-4 Ла-5 Ли-2 (С-47) Пе-2 Планер По-2 м о Як-9 ю |> и Ы Тип не установлен Всего

1 1 12 4 2 14 3 1 1 3 4 2 2 12 62

Потери немецких самолетов

.Ти-88 Fw-189 Fw-190 .Ти-52 Бо-17 .Ти-87 Ш-126 Ме-109 Тип не уста- Всего

новлен

6 2 19 4 1 4 1 1 9 47

В таблице привлекает к себе внимание пункт "Тип не установлен". Следует сказать, что в таких случаях известен район падения и обстоятельства, однако для установления типа самолета необходимо проводить дополнительные исследования. Для иллюстрации приведем несколько примеров:

Пример 1. Бригада Прохоменко сообщала, что в январе 1944 г. залповым огнем сбит немецкий транспортный самолет [4, с. 59]. В классическом варианте, это конечно может указывать на 1и-52, однако необходимо подтверждение его потери с немецкой стороны. Но в отсутствие точной даты в документе пока не позволяет проверить потерю по немецким источникам, что в свою очередь требует обращения к оперативным документам бригады для ее уточнения.

Пример 2. Архив КГБ БССР сообщает, что в июне 1941 г. «в 8 часов утра над одной из ж. д. ст. в Меховском районе появился один германский двухмоторный самолет. Подбит огнем из воинского эшелона и совершил вынужденную посадку на территории колхоза» [5]. Учитывая место события и его удаленность от немецких аэродромов, есть основания полагать, что это мог быть Ме-110, однако «двухмоторных самолетов» в Люфтваффе было много, что также требует уточнения.

2021

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия А

Пример 3. «Бригадой им. Заслонова 23.2.44 партизанами Козловским и Жолудь пулеметным огнем сбит немецкий самолет-бомбардировщик».

Приведенные примеры указывают на факт потери самолетов, однако установление их типов делает необходимым обращение к немецким коллегам, располагающим сведениями о потерях немецкой техники и экипажей, и такая работа постоянно ведется.

Наличие большого числа сбитых Ли-2 (С-47) объясняется тем, что через территорию региона проходил т.н. «северный коридор» снабжения партизанского движения, через который проходила доставка подавляющего количество грузов в Беларусь. Большое число Р"^190 объясняется наличием линей фронта и боями вдоль нее в период попыток прорвать подготовленный рубеж немецкой обороны. В рамках исследования потерь этого типа самолетов удалось выявить факт и обстоятельства гибели двух испанских летчиков в Оршанском районе, служивших в добровольческой «испанской» эскадрильи (таблица 2).

Таблица 2. - Общее распределение потерь самолетов по районам

Бешенковичский район 2 Лиозненский район 4 Ушачский район 4

Браславский район 8 Миорский район 1 Чашницкий район 1

Верхнедвинский район 3 Оршанский район 3 Шумилинский район 2

Витебский район 9 Полоцкий район 19 Лепельский район 5

Городокский район 3 Поставскй район 1 Толочинский район 2

Докшицкий район 2 Рассонский район 3 Район устанавливается 31

Дубровенский район 3 Сенненский район 6 Всего 112

Систематизированная в базе данных информация позволяет увидеть «общую картину» в регионе, а в совокупности с ранее опубликованными материалами о Гродненском и Минском [6, с. 155-159; 7, с. 21-23] регионах -и более полную картину на белорусском ТВД. Системный подход позволяет избежать «дублей», когда разные свидетели и документы описывают один и тот же уже выявленный случай, планировать дальнейшие исследования, не искать «второй раз» ранее обнаруженные места падений, закрывает «белые пятна» в мозаике действий авиации и судеб экипажей, пропавших в небе в Беларуси (особенно это актуально для раскрытия вопроса и темы «1941г.», где значительная часть не вернувшихся самолётов считается пропавшими без вести) [8, с. 101-107].

Согласно «наработкам», которые еще не внесены в базу данных и «видам на будущее» в Витебском регионе потенциально может быть не менее 300 мест потерь авиатехники периода войны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Освобождение Беларуси 1943-1944 г. - Минск, «Беларуская навука», 2014. -226 с.

2. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). - Ф. 4п. Оп. 33а. Д. 191.

3. Личный архив Д. Киенко.

4. Оперативные сводки Белорусского штаба партизанского движения: январь-июль 1944 г.: док. и материалы / сост. В.Д. Селе-менев, С.В. Кулинок, М.Н. Скоморощенко. - Минск : НАРБ, 2019. - С. 59.

5. НАРБ. - Ф. 1450. Оп. 1. Д. 19.

6. Киенко, Д. Гродненский регион как объект исследования мест падений самолетов 1941-1945 г. / Д. Киенко // Беларусь i Гермашя: псторыя i сучаснаць : матэрыялы Мiжнар. нав. канф., Мшск, 7 крас. 2017 г. / рэдкал.: А.А. Каваленя (адк. рэд.), С.Я. Новкау (нам. адк. рэд.) [i шш.]. - Мшск, 2017. - Вып. 16. - С. 155-159.

7. Киенко, Д.Г. Минская область, как объект исследования мест падений самолетов 1941 - 1945 гг. Статистический обзор / Д.Г. Киенко // Авиация и космонавтика. - 2020. - № 6. - С. 21-23.

8. Киенко, Д.Г. Выявление новой информации о потерях авиации на территории Беларуси в процессе поиска мест падений самолетов (1941 - 1944 гг.) / Д.Г. Киенко // Вестн. Полоц. ун-та. Сер. А. Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - С. 101-107.

Поступила 03.06.2021

VITEBSK REGION AS AN OBJECT OF RESEARCH PLACES OF AIRCRAFT CRASHES IN 1941-1944. STATISTICAL REVIEW

D. KIENKO

A statistical review of the study of the Vitebsk region as a crash site during the Great Patriotic War (1941 - 1944) is presented. It was possible to establish the date, type of aircraft, belonging to the regiment, the crash site with reference to the locality and coordinates, as well as the administrative district (today), which allowed creating an appropriate database. The main source, in addition to the data of aviation archeology, was the materials of the funds of the National Archive of the Republic of Belarus. Based on the available information and preliminary studies, the author makes an assumption that there are at least 300 places of aircraft crashes during the Great Patriotic War on the territory of the Vitebsk region.

Keywords: Vitebsk region, the Great Patriotic War, crash sites, database, statistical review.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.