14
ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (226)
ВЫЯВЛЕНИЕ НОВОГО ОЧАГА КЛЕЩЕВОГО РИККЕТСИОЗА
В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
И.Е. Самойленко1, Т.А. Решетникова1, Е.В. Шаламова3, Л.В. Кумпан12, М.А. Лебедева12
IDENTIFICATION OF A NEW HOTBED OF TICK TYPHUS IN WESTERN SIBERIA
I.E. Samoylenko, T.A. Reshetnikova, E.V. Shalamova, L.V. Kumpan, M/A/Lebedeva 'Омский НИИ природно-очаговых инфекций, 2Омская государственная медицинская академия,
3МУЗ «Называевская ЦРБ»
Начиная с 2003 г., в Называевском районе Омской области стали отмечаться случаи заболеваний с характерными для клещевого риккетсиоза (КР) клинико-эпидемиологическими данными. Всего за период с 2003 по 2011 гг. из 13 населенных пунктов района в центральную районную больницу поступило 66 пациентов c типичной для КР клинической картиной. Полученные положительные результаты при исследовании клещей на риккетсиофорность, а также изоляция двух штаммов рик-кетсий группы клещевой пятнистой лихорадки из клещей D.marginatus свидетельствует о формировании нового эпидемически активного очага клещевого риккетсиоза. Ключевые слова: клещевой риккетсиоз, иксодовые клещи, новый очаг КР.
Since 2003, in the Nazyvaevsk district of Omsk region cases of tick-borne rickettsiosis (TBR) have observed. Total for the period from 2003 to 2011 years 66 patients with typical clinical picture of the TBR went to the district hospital from 13 settlements. Detection of rickettsiae in the ticks and isolation of two strains of rickettsiae of spotted fever group from ticks D.marginatus indicates the formation of a new epidemically active focus tick-borne rickettsiosis. Keywords: tick-borne rickettsiosis, ticks, a new focus of TBR.
Природные очаги клещевого риккетсиоза (КР) охватывают 18 административных территорий южных регионов Сибири и Дальнего Востока. Из семи административных территорий Западной Сибири КР до последнего времени не выявляли только в двух (Омской и Томской) областях [1].
В современный период продолжается формирование ареала R. sibirica, что проявляется, наряду с уменьшением эпидемической активности и даже угасанием отдельных очагов, процессом формирования новых эпидемически активных очагов клещевого риккетсиоза [2]. Начиная с 2003 г. в Называевском районе Омской области стали отмечаться случаи заболеваний с характерными для клещевого риккетсиоза клинико-эпидемиологическими данными. В 2009 г. впервые серологически (РСК с антигеном R. sibirica) подтвержден случай клещевого риккетсиоза в Называевском районе Омской области. Заболеваемость КР регистрируется на территориях, примыкающих к Называевскому району: в Сладковском районе Тюменской области и Северо-Казахстанской области, с наиболее высоким уровнем заболеваемости данной инфекцией в Республике Казахстан.
Цель данной работы: дать эколого-эпиде-миологическую характеристику нового очага КР на территории Омской области.
Материалы и методы. Иксодофауна этого района представлена двумя видами клещей — степной клещ (Dermacentor marginatus Shulz.) и луговой клещ (Dermacentor reticulatus Fabr.). Сбор иксо-довых клещей осуществлялся на стандартную волокушу (флаг) по общепринятым методикам в период сезонного пика численности в августе 2009 г. и в начале мая 2010 и 2011 гг. в окрестностях населенных пунктов Князево и Дурбет, откуда поступало наибольшее количество больных с клинической картиной, типичной для клещевого риккетсиоза. Всего было собрано 873 экземпляра иксодид: в 2009 г. 85 экземпляров D. reticulatus и 38 экземпляров D. marginatus; в 2010 г. 211 экземпля-
ров D. marginatus и 134 экземпляра D. reticulatus; в 2011 г. — 315 экземпляров D. marginatus и 90 экземпляров D. reticulatus. Идентификация клещей была проведена научным сотрудником ОмскНИИПОИ А. К. Танцевым при консультативной помощи д. б. н. М.Г. Мальковой. Инфицированность переносчиков риккетсиями определялась с помощью стандартного гемоцитового теста с последующей микроскопией мазков, а также методом полиме-разной цепной реакции (ПЦР) с использованием праймеров RP877p (GGG GAC CTG CTC ACG GCG G) и RP1258n (ATT GCA AAA AGT ACA GTG AAC A), амплифицирующих фрагмент gltA гена, и праймеров190.70 (ATG GCG AAT ATT TCT CCA AAA), 190.180 (GCA GCG ATA ATG CTG AGT A) и 190.701 (GTT CCG TTA ATG GCA GCA TCT), амплифицирующих фрагмент ompA гена [3].
Изоляцию штаммов риккетсий проводили в биопробах на морских свинках-самцах с дальнейшим пассированием полученного материала на культуре клеток Vero. Выращивание монослоя клеток и их заражение выполняли как описано ранее [4].
Результаты и обсуждение. Весной в сборах преобладали клещи D. marginatus — 61,16 % в 2010 г. и 77,78 % в 2011 г. Осенью в сборе доминировал вид D. reticulatus — 69,1 %. По результатам изучения инфицированности переносчиков, собранных весной 2010 г. с помощью гемоцитово-го теста риккетсии группы КПЛ содержались в (49 ± 0,7) % клещей.
Из клещей D. marginatus, собранных в окрестностях населенных пунктов Князево и Дурбет Называевского района в мае 2010 г., в биопробе на морских свинках выделены 2 штамма неиден-тифицированных до вида риккетсий группы клещевой пятнистой лихорадки (КПЛ) — по одному из каждой точки наблюдения. При внутрибрю-шинном заражении морских свинок-самцов весом 300—350 гр. 10 % суспензией из иксодид (по 50 экземпляров на одну биопробу) на 4—5-й день отмечалось повышение температуры и на-
ЯНВАРЬ №1 (226)
15
личие скротального феномена. При вскрытии наблюдалась типичная для клещевого риккетсиоза патолого-анатомическая картина: увеличение и гиперемия паховых лимфоузлов и тестикул, увеличение и зернистость печени и селезенки. Накопление риккетсий в мазках-отпечатках различных органов (лимфоузлы, тестикулы, селезенка, печень, мозг) от единичных до 75 экземпляров в поле зрения, наибольшее количество риккетсий отмечалось в тестикулах и селезенке. Исследование сывороток крови зараженных животных в РСК с коммерческим антигеном R.sibirica выявило сероконверсию в титрах 1 : 20+++, в РСК с антигеном R. tarasevichiae (риккетсии предковой группы) сероконверсия не выявлена.
В дальнейшем 20 % суспензиями органов биопробных животных (селезенка и мозг) заражали культуру клеток \ёго. Для определения уровня накопления риккетсий после каждого пассажа из зараженной культуры клеток готовили препарат-мазок с последующей окраской по методу Здро-довского. При первичном заражении и инкубации материала в течение 7 дней в мазках наблюдались единичные риккетсии в поле зрения, в последующем культивирование материала проводили в течение 3-х недель, накопление риккетсий при этом наблюдали в каждом поле зрения в количестве от 20 до 40 микробных тел. В ПЦР с праймерами, ам-плифицирующими фрагмент gltA гена, получены положительные результаты в изолятах обоих штаммов, накопленных на клеточных культурах. Кроме того, в органах морской свинки № 28, зараженной суспензией из клещей D. marginatus, собранных в окрестностях с. Дурбет, получены положительные результаты в ПЦР с праймерами, амплифицирую-щими фрагмент ompA гена.
Были исследованы на наличие ДНК риккет-сий в ПЦР с праймерами, амплифицирующими фрагмент гена цитратсинтазы 133 экземпляра клещей D. marginatus и 39 экземпляров D. reticulatus из полевого сбора 2011 г. ДНК риккетсий выявлена в 25 экземплярах D. marginatus (18,8 + 3,4 %) ив 2 экземплярах D. reticulatus. С праймерами, ампли-фицирующими фрагмент ompA гена, исследовано 69 экземпляров клещей D. marginatus и 2 экземпляра D. reticulatus (исследовались только образцы положительные по gltA гену). Положительными из них оказались 18 экземпляров D. marginatus (26,1+5,3 %) и 1 экземпляр D. reticulatus.
В Называевском районе впервые в 2003 г. выявлен единичный случай острого лихорадочного заболевания, возникшего после присасывания клеща. Пациент в возрасте 40 лет поступил на 5-й день заболевания с температурой до 39 °С, обильной петехиальной сыпью на всем теле и первичным аффектом в месте присасывания клеща. Инкубационный период составил 4 дня, после чего через 3 дня появилась сыпь. С 2006 г. случаи подобного заболевания регистрируются ежегодно. Всего за период 2003—2011 гг. из 13 населенных пунктов Называевского района в ЦРБ поступило 66 пациентов с характерной для КР
клинической картиной. У взрослых пациентов преобладала среднетяжелая форма заболевания, у детей и молодых людей — лёгкая, 5 пациентов из всех поступивших отрицали факт присасывания или укуса клеща. Инкубационный период составил в среднем от 2 до 5 дней, длительность лихорадки до 10 дней, но при раннем обращении сокращалась до 5—7 дней, розеолёзные высыпания в 70 % случаев появлялись на 3-й день болезни, при позднем обращении (на 5—7-е сутки лихорадки) сыпь имела розеолёзно-петехиальный характер. Практически у всех пациентов обнаружен первичный аффект (корочка с инфильтратом) с регионарным лимфоденитом. Основным клиническим симптомом у детей являлся регионарный лимфаденит (лимфоузлы умеренно-болезненные, плотные), сопровождавшийся субфебрильной или нормальной температурой, при своевременно начатой антибактериальной терапии — высыпания не обнаруживались, лимфаденит сохранялся до 2 недель.
Таким образом, в результате проведенных исследований установлено существование в На-зываевском районе Омской области ранее не выявленного очага КР, эпидемическое проявление которого отмечается с 2003 г. Места заражения людей находятся в ареале D. marginatus и D. reticulatus, чем объясняется весенне-осенняя сезонность заболеваний. Положительные результаты лабораторного исследования клещей этих видов на инфицированность риккетсиями, а также выделение двух штаммов риккетсий группы КПЛ из клещей D. marginatus свидетельствуют, что они являются вероятным источником и переносчиком риккетсий в выявленных очагах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рудаков Н.В. Клещевой риккетсиоз /Н.В. Рудаков, А.С. Оберт. Омск: ОмГМА, 2001. 120 с.
2. Новые данные о клещевом риккетсиозе в Новосибирской области /Н.В. Рудаков [и др.] //Мед. паразитология и паразитар. болезни. 1990. № 3. С. 54—55.
3. Raoult D. and Roux V. Rickettsioses as paradigms of new or emerging infectious diseases. Clin Microbiol Reviews. 1997 Vol. 10. № 4. P. 694—719.
4. Кумпан Л.В. Изучение биологических свойств риккетсий в культуре клеток /Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков И.Е. Самойленко, С.Н. Шпынов //Актуальные проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Материалы VIII межрегион. научно-практ. конф. с междунар. участием. Омск, 20 ноября 2008 года. Омск, 2008. Том II. С. 184—190.
Контактная информация:
Самойленко Ирина Евгеньевна, тел.: 8 (381-2) 65-14-77, e-mail: [email protected]
Contact information:
Samoylenko Irina Evgenyevna, phone: 8 (381-2) 65-14-77, e-mail: [email protected]