Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА'

ВЫЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
508
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАРКЕРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НАБЛЮДЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коповая Оксана Владимировна, Коповой Андрей Сергеевич, Липницкий Казимир Иванович, Локтионова Полина Александровна, Михайлова Марина Петровна

В статье рассмотрено наблюдение как один из основных методов получения диагностической информации, необходимой для своевременного выявления отклонений в поведении обучающихся общеобразовательной организации. Педагог имеет больше возможностей для наблюдения изменения в поведении обучающегося, чем педагог-психолог. Но для повышения эффективности коррекционно-профилактической работы результаты наблюдения должны быть систематизированы, что позволяет оценить динамику поведенческих изменений. Авторы статьи представляют инструментарий для организации процесса наблюдения, а также обоснование его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коповая Оксана Владимировна, Коповой Андрей Сергеевич, Липницкий Казимир Иванович, Локтионова Полина Александровна, Михайлова Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTING DEVIANT UNDERAGE STUDENTS IN ORGANIZATIONS OF GENERAL EDUCATION: OBSERVATION AS THE MAJOR INSTRUMENT OF A TEACHER

The article considers observation as one of the main methods of obtaining diagnostic information necessary for the timely detection of deviations in the behavior of students of a general educational organization. Teachers have more opportunities to observe changes in students’ behavior than educational psychologists, but in order to increase the effectiveness of correctional and preventive work observation results should be systematized, which allows to assess the dynamics of behavioral changes. To organize observation, the authors propose an appropriate set of tools and the rationale for its use.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА»

УДК 37.013; 37.015.3

О. В. Коповая, А. С. Коповой, К. И. Липницкий, П. А. Локтионова, М. П. Михайлова

Выявление несовершеннолетних с отклоняющимся поведением

в условиях общеобразовательной организации: наблюдение как основной инструмент педагога

Аннотация

В статье рассмотрено наблюдение как один из основных методов получения диагностической информации, необходимой для своевременного выявления отклонений в поведении обучающихся общеобразовательной организации. Педагог имеет больше возможностей для наблюдения изменения в поведении обучающегося, чем педагог-психолог. Но для повышения эффективности коррекционно-профилактической работы результаты наблюдения должны быть систематизированы, что позволяет оценить динамику поведенческих изменений. Авторы статьи представляют инструментарий для организации процесса наблюдения, а также обоснование его применения.

I Ключевые слова: медиазависимое поведение; суицидальное поведение; маркеры отклоняющегося поведения; отклоняющееся поведение несовершеннолетних; наблюдение; диагностика.

O. V. Kopovaya, A. S. Kopovoy, K. I. Lipnitsky, P. A. Loktionova, M. P. Mikhailova

Detecting deviant underage students in organizations of general education: observation as the major instrument of a teacher

Abstract

The article considers observation as one of the main methods of obtaining diagnostic information necessary for the timely detection of deviations in the behavior of students of a general educational organization. Teachers have more opportunities to observe changes in students' behavior than educational psychologists, but in order to increase the effectiveness of correctional and preventive work observation results should be systematized, which allows to assess the dynamics of behavioral changes. To organize observation, the authors propose an appropriate set of tools and the rationale for its use.

I Keywords: media addiction; suicidal behavior; markers of deviant behavior; deviant behavior of minors; observation; diagnostics.

Сегодня во всех сферах российского общества

происходят глобальные трансформации, которые обусловливают увеличение социальных противоречий, возникновение новой системы ценностей, рост новых социально опасных видов и форм отклоняющегося поведения. В стремительно меняющемся обществе наиболее незащищенной перед социальными вызовами категорией граждан, в силу этого склонной к отклоняющемуся поведению, становятся несовершеннолетние. Поэтому своевременное выявление деструктивного поведения несовершеннолетних выступает актуальной задачей профилактики, стоящей перед современной системой общего образования.

В настоящее время существует различный диагностический инструментарий, позволяющий осуществлять мониторинг и исследование специфики отклонений в поведении обучающихся, который может использовать в работе педагог-психолог. Вместе с тем современный педагог, и в первую очередь классный руководитель, имеет в своем арсенале ограниченный набор диагностического инструментария для выявления обучающихся с отклоняющимся поведением, особенно в ситуациях, когда эти отклонения не очевидны и не имеют выраженных внешних проявлений (медиазависимое поведение, суицидальное и т. д.). Однако именно классный руководитель обладает необходимыми ресурсами для взаимодействия со всем классным коллективом и каждым обучающимся в отдельности и может непосредственно и опосредованно наблюдать за изменениями в ученическом сообществе, оперативно реагировать на отклонения в поведении несовершеннолетних.

Наблюдая за обучающимися в привычных для них условиях, педагог отслеживает вербальное и невербальное поведение, межличностные отношения в диадах «ученик — педагог», «ученик — ученик», «ученик — взрослый»; поведение обучающихся в урочное и внеурочное время, их отношение к учебной деятельности, к своим обязанностям и пр. Для получения объективных результатов организованное педагогом наблюдение должно быть целенаправленным, систематичным, планомерным и фиксирующим результаты на основе четких индикаторов.

С целью соблюдения названных выше условий нами были разработаны две карты наблюдения, которые позволят педагогу оперативно выявлять обучающихся, имеющих отклонения в поведении. Карты составлены на основе маркеров, сгруппированных по видам отклонений в поведении и выведенных интегративных индикаторов риска (табл. 1). Классному руководителю предлагается использовать экспресс-карту наблюдения (табл. 2), в содержание которой включены инте-гративные индикаторы риска; педагогу-психологу и социальному педагогу — карту наблюдения на основе маркеров различных видов отклоняюще-

гося поведения (суицидального, аддиктивного, виктимного, медиазависимого и агрессивного) (табл. 3).

Карта наблюдения, разработанная для экспресс-диагностики отклоняющегося поведения, в том числе суицидального, заполняется один раз в полугодие классным руководителем. Такая карта поможет определить риски неблагополучия обучающегося, даст возможность педагогу-психологу и социальному педагогу определить те группы обучающихся, которые требуют дополнительного внимания со стороны субъектов профилактики.

Необходимо определить выраженность каждого индикатора, ориентируясь на следующие значения:

0 баллов — признак отсутствует;

1 балл — минимальная степень выраженности;

2 балла — не систематичный, но фиксируемый характер;

3 балла — систематичный характер наблюдаемого признака.

После определения степени выраженности каждого индикатора подсчитывается общая сумма баллов.

1-я группа — от 0 до 18 баллов — низкая степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

2-я группа — от 19 до 36 баллов — умеренная степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

3-я группа — от 37 до 54 баллов — значительная степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

4-я группа — от 55 до 74 баллов — высокая степень риска отклоняющегося поведения обучающегося.

Важный параметр наблюдения — изменение суммы баллов в динамике (в первом и во втором полугодии). Необходимо также обращать внимание на количество баллов, приближающихся к границе групп (например, 34-36 баллов, 53-54 балла), так как они свидетельствуют о возможном переходе обучающегося в группу риска. Обучающиеся, попавшие в 3-ю и 4-ю группы, требуют повышенного внимания со стороны классного руководителя и нуждаются в дополнительной социально-психологической диагностике, на основании результатов которой педагогом-психологом и социальным педагогом составляется профиль обучающегося.

Карта наблюдения, разработанная для раннего выявления обучающихся с признаками отклоняющегося поведения (в том числе суицидального), заполняется социальным педагогом и педагогом-психологом с привлечением классного руководителя. Эта карта поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка и станет основой для разработки плана индивидуально-профилактической работы и определения степени ее эффективности.

Таблица 1

Ц1

го

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивное Суицидальное Агрессивное Медиазависимое Виктимное

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

1. Снижение интереса к учебе и прежним увлечениям, ухудшение успеваемости.

2. Увеличение числа пропусков занятий и прогулов.

3. Снижение когнитивных функций (рассеянность, забывчивость и т. д.).

4. Изменение прежнего круга общения: потеря старых друзей, отсутствие желания находить новых.

5. Проведение свободного времени в компаниях асоциального типа.

6. Замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье, классе.

7. Лживость: версии обмана либо абсолютно примитивны и однообразны, либо, наоборот, слишком витиеваты и непонятны.

8. Частая и беспричинная смена настроения: добродушие и покладистость при скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.

9. Неконтролируемая агрессия (вербальная и физическая).

10. Возникновение интереса к лекарственным препаратам, литературе по фармакологии, ассортименту аптек [8; 12]

1. Раздаривание другим вещей, имеющих большую личную значимость, окончательное приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.

2. Пропуски занятий из-за нежелания ходить в школу, невыполнение домашних заданий, избегание общения с одноклассниками, нежелание посещать кружки, самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности.

3. Ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что раннее было другое).

4. Аффективные изменения: раздражительность, угрюмость, резкие перепады настроения (ощущает то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния).

5. Проявление неадекватной реакции на слова, негативизм, плаксивость.

6. Замкнутость в отношениях с семьей и друзьями.

7. Демонстрация чрезмерной активности или, наоборот, безразличия к окружающему миру.

8. Проявление склонности к риску и неоправданным, опрометчивым поступкам.

9. Характерна неадекватная самооценка и уровень притязаний.

10. Проявление конформности, зависимости от чужих оценок и суждений [2; 3; 9]

1. Проявление раздражительности, резких перепадов настроения.

2. Поведенческие реакции несоразмерны с причинами их вызывающими.

3. Стремление к доминированию в любой ситуации.

4. Низкий уровень эмпатии к окружающим.

5. Регулярные беспричинные конфликты с окружающими.

6. Стремление к нарушению установленных правил поведения.

7. Высокая степень чувствительности к негативному отношению со стороны окружающих.

8. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствие чувства вины либо слабая степень ее проявления.

9. Внешний локус контроля.

10. Ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.

11. Неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

12. Жестокость по отношению к людям и животным (намеренное причинение физической боли).

13. Низкий самоконтроль [4; 11]

1. Отказ проводить время с друзьями офлайн.

2. Снижение самоконтроля.

3. Неспособность планировать время.

4. Постоянные опоздания.

5. Низкая эмоциональная вовлеченность в деятельность офлайн, отсутствие интересов вне информационного пространства.

6. Регулярное/постоянное присутствие в социальных сетях.

7. Эмоциональная реакция на отклик в социальных сетях (реакция на лайки и комментарии).

8. Постоянный мониторинг аккаунтов в сетях и лент сообщений.

9. Негативная реакция на критику поведения.

10. Отрицание проблем в офлайн.

11. Низкий уровень включенности в любую деятельность офлайн [6; 10]

1. Малая подвижность, слабая эмоциональная реакция.

2. Упорное нежелание раздеться в присутствии других, например перед уроком физкультуры.

3. Внезапное снижение успеваемости, отсутствие мотивации к учебе.

4. Частые опоздания в школу, прогулы, особенно связанные по времени с появлением синяков и других признаков травм.

5. Попрошайничество еды у посторонних или воровство.

6. Избегание физических контактов.

7. Страх при приближении родителя; нежелание возвращаться домой; уходы из дома.

8. Употребление психоактивных веществ.

9. Провоцирующее, агрессивное поведение.

10. Применение насилия в отношении других детей, животных.

11. Избегающее поведение, недоверчивость.

12. Псевдовзрослое поведение.

13. Навязчивость в отношениях с взрослыми в поисках внимания и тепла [1; 5; 7]

Интегративные индикаторы риска

1. Потеря интереса к школе, снижение успеваемости.

2. Пропуски занятий без уважительной причины или «по болезни».

3. Снижение когнитивных функций.

4. Эмоциональная нестабильность.

5. Нарушение межличностных коммуникаций.

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аддиктивное Суицидальное Агрессивное Медиазависимое Виктимное

6. Появление специфических интересов. 7. Склонность к риску. 8. Неустойчивая моральная система («плохо» и «хорошо»), 9. Жестокость к окружающим. 10. Самовольные уходы из дома.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

1. Изменение словаря: появились незнакомые слова (жаргонизмы), термины из фармакологии, оперирование названиями лекарственных препаратов, высказывания о бессмысленности и тягости жизни, серьезное отношение к лозунгам типа «живи быстро, умри молодым» и пр. 2. Интерес к разговорам о наркотиках. Убежденное отстаивание «права человека на употребление наркотиков», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними» 1. Прямые и явные разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой...»; «Я не могу так дальше жить...» 2. Косвенные намеки о намерении уйти из жизни: «Я больше не буду ни для кого проблемой...»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться...» 3. Шутки на тему самоубийства. 4. Проявление нездоровой заинтересованности вопросами смерти: появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т. п. 1. Беспричинные словесные нападки на окружающих: проклятия, оскорбления, угрозы. 2. Склонность к жалобам на окружающих, ябедничеству. 3. При возникновении конфликтных ситуаций использование крика, визга 1. Появление в речи специфических терминов (названий из компьютерных игр или терминов из па-бликов, тематических форумов). 2. Отрывистая, односложная речь. 3. Избегание ситуаций общения офлайн 1. Затруднение и путаность в объяснениях о происхождении травм. 2. Трудности в словесном выражении пережитого, чувств и мыслей. 3. Сексуально окрашенные рисунки и разговоры. 4. Способность в деталях описать различные действия сексуального характера

Интегративные индикаторы риска 1. Специфический словарь. 2. Особая жизненная философия

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ

1. Невнятная, растянутая речь. 2. Нездоровый сероватый цвет кожи, иногда — «мраморная» окраска кожи рук (мелкие бледные пятна на фоне застойной гиперемии); волосы и ногти ломкие. 3. Одутловатое лицо, бросается в глаза отечность переносицы. 4. Красная кайма вокруг губ и в уголках рта, рыхлый се-ро-желтый налет на языке. 5. Нарушение координации движений и мелкой моторики: пошатывание, спотыкание, тремор пальцев рук и пр. 6. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды. 1. Изменение цвета волос (яркие, экстравагантные цвета). 2. Наличие пирсинга в ушах и на лице: от четырех и более суммарных проколов у девочек, от двух и более проколов у мальчиков. 3. Телесные повреждения: порезы, царапины и синяки, которые появляются на теле подростка чаще двух раз в месяц. 4. Медленная и маловыразительная речь. 5. Радикальные перемены во внешнем виде — неряшливость. 1. Телесные самоповреждения: порезы, ссадины, онихофагия и пр. 2. Покраснение лица или ушных раковин перед вспышкой агрессии. 3. Расширение зрачков перед вспышкой агрессии. 1. Логотипы, эмблемы известных медиа продукте в на одежде и личных вещах. 2. Выбор одежды, брендов, популярных в той или иной группе медиапотребите-лей. 3. Подражание героям компьютерных игр и других медиапродуктов. 1. Нанесение самоповреждений и суицидальные попытки. 2. Необъяснимые повторяющиеся травмы: - гематомы (кровоизлияния, синяки), в том числе в виде следов от ударов ремнем, палкой, шнуром, рукой и т. п.; - ожоги, в том числе круглые от сигареты, повторяющие форму горячего предмета (например, утюга), ожоги с аккуратными границами в виде перчатки или носка от окунания конечности в горячую воду; - травмы головы (тошнота, рвота, головные боли, потеря сознания); - следы от связывания;

3 2?

§ §

I §

5 03

со

I р

I р

э=> о

ол"

ол 5

7. £

п

о ■о

И ь ол о

ь я

5

<0 он

* £

ш л

о I

о 2

о, 5

5< о

I £

° -Я

I 1

1 = га I

з §

3 3

в

X

я »

ш о

5 В

г

о

Ц1

00

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивное Суицидальное Агрессивное Медиазависимое Виктимное

7. Наличие следов инъекций, ожогов, ссадин по ходу локализации вен. 8. Нарочитая экстравагантность или эпатажность; на более поздних стадиях зависимости — неряшливость, неопрятность: на одежде могут быть видны пятна засохшего клея, черные пятна от краски «Карат» или оставшиеся после жирных растворителей (в центре пятна ткань более чистая, по краям — грязная кайма). - повреждения, находящиеся на разных стадиях заживления, на разных частях тела; - участки кожи на голове без волос. 3. Ношение неподходящей к погодным условиям одежды с целью скрыть травмы. 4. Грязная одежда, одежда, несоответствующая сезону; плохой запах. 5. Опухшие, «заспанные» глаза. 6. Бледное лицо. 7. Всклокоченные волосы. 8. Случайные травмы по неосторожности. 9. Запущенные заболевания: педикулез; сыпь

Интегративные индикаторы риска 1. Телесные повреждения и самоповреждения. 2. Изменения скорости речи и движений. 3. Неопрятность и неряшливость внешнего вида. 4. Экстравагантность внешности

СОМАТИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

1. Периодическая смена цвета глаз. 2. Слишком узкие или слишком широкие зрачки. 3. Неестественный блеск глаз. 4. Нарушение сна: возможно, ребенок слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели с утра, что может проявляться возросшим числом опозданий на занятия; сонливость на уроках. 5. Нарушение аппетита: периодически много ест или совсем теряет аппетит. 6. Частые простудные заболевания, иногда — хронический кашель, насморк и пр. 1. Нарушение аппетита: ест слишком много или слишком мало. 2. Нарушение сна: спит много или мало. 3. Нарушения в состоянии здоровья: частые простуды, частые головные боли и др. 1. Повышенный мышечный тонус 1. Повышенная утомляемость. 2. Сниженная работоспособность. 3. Быстрая смена настроения. 4. Снижение остроты зрения. 5. Сухость в глазах 1. Анорексия (отказ от еды) или булимия (патологический голод). 2. Постоянное чувство голода. 3. Хроническая усталость, сонливость во время игр, уроков. 4. Регрессивное поведение — возвращение к более ранним формам поведения, которые уже были преодолены с возрастом (например, возвращение ночного энуреза в старшем возрасте). 5. Кожная сыпь. 6. Боли в животе. 7. Головные боли. 8. Тики, заикание

Интегративные индикаторы риска 1. Нарушение аппетита. 2. Нарушение сна. 3. Нарушения в состоянии здоровья

Ц1 ■Рь

1В 1>Э

1>Э 1>Э

Таблица 2

Экспресс-карта наблюдения Фамилия, имя учащегося___________________________________Класс_____Дата______________

№ п/п Индикаторы наблюдения Никогда Иногда Часто Всегда

1 Нарушение аппетита 0 1 2 3

2 Нарушение сна 0 1 2 3

3 Нарушения в состоянии здоровья: частые простуды, кашель, насморк и пр. 0 1 2 3

4 Потеря интереса к школе, снижение успеваемости 0 1 2 3

5 Пропуски занятий без уважительной причины или «по болезни» 0 1 2 3

6 Снижение когнитивных функций 0 1 2 3

7 Эмоциональная нестабильность; резкие перепады настроения: ощущает то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния 0 1 2 3

8 Нарушение межличностных коммуникаций: замкнутость в отношениях с семьей и друзьями; изменение прежнего круга общения: потеря старых друзей, отсутствие желания находить новых 0 1 2 3

9 Появление специфических интересов: к лекарствам, оружию, шок-контенту и пр. 0 1 2 3

10 Склонность к риску 0 1 2 3

11 Неустойчивая моральная система («плохо» и «хорошо») 0 1 2 3

12 Жестокость к окружающим людям или животным 0 1 2 3

13 Самовольные уходы из дома 0 1 2 3

14 Специфический словарь: специфические слова и словосочетания насильственного содержания, жаргонизмы, термины из фармакологии, прямые или косвенные высказывания о намерении ухода из жизни и пр. 0 1 2 3

15 Особая жизненная философия: оправдание убийств, нездоровая заинтересованность вопросами смерти, идеализация смерти, право человека на употребление наркотиков и пр. 0 1 2 3

16 Телесные повреждения и самоповреждения: синяки, ссадины, порезы, следы от инъекций, ожоги и пр. 0 1 2 3

17 Изменения скорости речи и движений 0 1 2 3

18 Неопрятность и неряшливость внешнего вида 0 1 2 3

19 Экстравагантность внешности: крашеные волосы, пирсинг, татуировки, одежда с агрессивными надписями и изображениями 0 1 2 3

20 Проявление большего, чем свойственно данному возрасту, интереса к оружию 0 1 2 3

21 Отсутствие контакта со сверстниками/одноклассниками 0 1 2 3

22 Отсутствие увлечений, соответствующих возрасту, вне Интернета 0 1 2 3

23 Наличие специфических символов/логотипов на одежде и личных вещах 0 1 2 3

24 Семья в социально опасном положении 5

Результат наблюдения:

Общая сумма баллов__________Группа__________________

Примечание __

Классный руководитель

Таблица 3

Карта наблюдения

Фамилия, имя учащегося____________________________Класс_____Дата_________

№ п/п Индикаторы наблюдения Никогда Иногда Часто Всегда

I. Учебная деятельность

1.1 Равнодушное отношение к учебе 0 1 2 3

1.2 Нежелание учиться (негативное отношение) 0 1 2 3

1.3 Низкая успеваемость 0 1 2 3

1.4 Затруднения в освоении учебных программ 0 1 2 3

1.5 Систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам 0 1 2 3

1.6 Пропуски без уважительной причины 0 1 2 3

1.7 Невыполнение домашних заданий 0 1 2 3

1.8 Низкий самоконтроль, снижение концентрации внимания, неспособность сосредоточиться 0 1 2 3

1.9 Наличие системы оправдания собственной учебной неуспешности 0 1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Положение в классе и взаимоотношения со сверстниками

11.1 Игнорирование сверстниками 0 1 2 3

11.2 Аутосегрегация (самоизоляция в классном коллективе) 0 1 2 3

11.3 Противопоставление себя коллективу 0 1 2 3

11.4 Положение дезорганизатора 0 1 2 3

11.5 Жестокое обращение со слабыми и младшими 0 1 2 3

11.6 Пренебрежительное отношение к сверстникам 0 1 2 3

11.7 Принадлежность к деструктивной группе (девиантные субкультуры, политические движения экстремистской направленности, секты и пр.) 0 1 2 3

11.8 Восприимчивость к негативному влиянию со стороны 0 1 2 3

11.9 Положение стороннего наблюдателя в классе 0 1 2 3

III. Взаимоотношения с взрослыми

111.1 Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями 0 1 2 3

111.2 Негативное отношение к педагогическим воздействиям 0 1 2 3

111.3 Нарушение субординации 0 1 2 3

111.4 Наличие стремления к нарушению границ в общении 0 1 2 3

111.5 Отсутствие доверительных отношений хотя бы с одним значимым взрослым (родитель, тренер, учитель и др.), невозможность делиться переживаниями 0 1 2 3

111.6 Избегание общения 0 1 2 3

IV. Свободное время

!У.1 Отсутствие устойчивых социально одобряемых интересов 0 1 2 3

!У.2 Неорганизованность досуга (не посещает секции, кружки, студии) 0 1 2 3

!У.3 Проведение свободного времени в уличной компании 0 1 2 3

!У.4 Проведение свободного времени в сети Интернет 0 1 2 3

V. Особенности поведения

У.1 Нарушение устава школы: недисциплинированность, срыв уроков, драки, порча школьного имущества и пр. 0 1 2 3

№ п/п Индикаторы наблюдения Никогда Иногда Часто Всегда

У.2 Раздаривание другим вещей, имеющих большую личную значимость, окончательное приведение в порядок дел, примирение с давними врагами 0 1 2 3

У.3 Резкие перепады настроения — от внезапной эйфории до приступов отчаяния; настроение часто не соответствует ситуации: добродушие и покладистость при скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации 0 1 2 3

У4 Демонстрация неадекватной реакции на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь 0 1 2 3

У5 Проявление раздражительности, угрюмости, нахождение в подавленном настроении, дистанцирование от семьи и друзей 0 1 2 3

У6 Чрезмерная активность или, наоборот, безразличие к окружающему миру 0 1 2 3

У7 Пренебрежение правилами личной гигиены: неопрятность и отсутствие эстетики во внешнем виде 0 1 2 3

У8 Демонстрирование склонности к риску, неоправданным и опрометчивым поступкам 0 1 2 3

У.9 Симпатия к антисоциальным группам и ситуациям 0 1 2 3

У10 Употребление ПАВ: алкоголь, наркотики, никотин и пр. 0 1 2 3

У.11 Отсутствие жизненных целей, радости от достижений, планов на будущее 0 1 2 3

У.12 Агрессивная или болезненная реакция на критику; неспособность к психической саморегуляции (неумение контролировать импульсы, спонтанные реакции) 0 1 2 3

У.13 Изворотливость, лживость, уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы 0 1 2 3

У.14 Наличие специфических символов/логотипов на одежде и личных вещах, предпочтение в одежде отдается отдельным брендам, популярным среди представителей субкультур 0 1 2 3

VI. Вербальные реакции

У1.1 Прямые и явные рассуждения о смерти: «Я собираюсь покончить с собой...»; «Я не могу так дальше жить.» 0 1 2 3

У1.2 Косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой.»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться.» 0 1 2 3

У1.3 Интерес к разговорам о наркотиках; убежденное отстаивание «права человека на употребление наркотиков», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними» 0 1 2 3

У1.4 Нездоровая заинтересованность вопросами смерти: появление литературы по этой теме, переписка в Интернете и т. п. 0 1 2 3

У1.5 Низкая способность к осознанию, вербализация эмоций 0 1 2 3

У1.6 Излишняя критичность по отношению к себе 0 1 2 3

У1.7 Потеря энтузиазма, появление высказываний о бессмысленности и тягости жизни, серьезное отношение к лозунгам типа «Живи быстро, умри молодым», безразличие к делам, безынициативность 0 1 2 3

У1.8 В неформальном общении обсуждение событий в социальных сетях и/ или разговоры о компьютерных играх с использованием специфических терминов 0 1 2 3

VII. Особенности семьи

У11.1 Отсутствие родителей 5

Опекунская семья 4

Мать и отчим 3

Неполная семья 2

Отец и мачеха 1

№ п/п Индикаторы наблюдения Никогда Иногда Часто Всегда

У!!.2 Асоциальный образ жизни родителей или одного из них 0 1 2 3

У!!.3 Сложное материальное положение 0 1 2 3

У!!.4 Конфликтные отношения между родителями 0 1 2 3

У!!.5 Конфликтные отношения между ребенком и родителями / одним из родителей 0 1 2 3

VIII. Дополнительные характеристики

У!!!.1 Физиологические реакции: бледность или покраснение кожи; расширенные или суженные зрачки; покрасневшие или мутные глаза; кашель; изменение координации движений (пошатывание или спотыкание) и пр. 2

У!!!.2 Предпринимал ранее попытки суицида 5

У!!!.3 Самоубийство совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи 4

У!!!.4 Перенес тяжелую психологическую травму: - смерть кого-то из близких; - развод родителей; - физическое, психическое или сексуальное насилие 5 3 3

У!!!.5 Изменение пищевого поведения, режима сна, состояния здоровья, внешнего вида (радикальный цвет волос, татуировки специфической тематики, следы самоповреждений на руках, пирсинг и пр.) 2

Результат наблюдения:

Общая сумма баллов__________Группа__________________

Примечание

Педагог-психолог, социальный педагог

Наблюдение охватывает учебную деятельность, положение в классе и взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения с взрослыми, свободное время, особенности поведения, вербальные реакции, особенности семьи, а также дополнительные характеристики обучающегося. В каждой из сфер выделены индикаторы рисков деструктивности и степень их выраженности у обучающегося. Необходимо определить выраженность каждого индикатора, ориентируясь на следующие значения:

0 баллов — признак отсутствует;

1 балл — минимальная степень выраженности;

2 балла — не систематичный, но фиксируемый характер;

3 балла — систематичный характер наблюдаемого признака.

Оценивая показатель «П.7. Принадлежность к деструктивной группе (девиантные субкультуры, политические движения экстремистской направленности, секты и пр.)», ориентироваться следует на такие значения:

0 баллов — не принадлежит к деструктивной группе, сообществу;

1 балл — демонстрирует симпатию, интерес к девиантным субкультурам, политическим движениям экстремистской направленности, сектам и пр.;

2 балла — наличие отдельных признаков принадлежности к деструктивным группам (во внешнем виде, манере поведения, вербальных реакциях, выборе источников информации и пр.);

3 балла — открыто причисляет себя к той или иной субкультуре, политическому движению экстремистской направленности, секте и пр.

После определения степени выраженности каждого индикатора подсчитывается общая сумма баллов.

1-я группа — от 0 до 50 баллов — низкая степень неблагополучия обучающегося. Для обучающихся данной группы характерны незначительные затруднения (или их отсутствие) в сфере учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, в организации досуга, а также незначительные нарушения норм поведения, вербальных реакций.

2-я группа — от 51 до 97 баллов — умеренная степень неблагополучия обучающегося: характерны отдельные затруднения в сфере учебной деятельности, не позволяющие отнести их к кате-

гории отстающих, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, незанятость полезной деятельностью в свободное время, эпизодические нарушения поведения, семейное неблагополучие.

3-я группа — от 98 до 140 баллов — значительная степень неблагополучия обучающегося: характерны заметные трудности в сфере учебной деятельности, низкий статус в классе и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, бесконтрольное проведение свободного времени, девиации поведения, со склонностью к деструк-тивности, семейное неблагополучие.

4-я группа — от 141 до 202 баллов — высокая степень неблагополучия обучающегося: характерны трудности в сфере учебной деятельности, позволяющие констатировать систематическое отставание в освоении образовательной программы, нестабильное положение в классе и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, неорганизованность свободного времени, проявления асоциальности в поведении, указывающие на склонность к деструктивному поведению, значительные проблемы в семье.

Важный параметр наблюдения — изменение суммы баллов в динамике (в первом и во втором полугодии). Необходимо также обращать внимание на количество баллов, приближающихся к границе групп (например, 50-51 балл, 97-98 баллов, 140-141 балл), так как это свидетельствует о возможном переходе обучающегося в группу риска. Обучающиеся, попавшие в 3-ю и 4-ю группы, требуют повышенного внимания со стороны классного руководителя, педагога-психолога и социального педагога, а также привлечения к профилактической деятельности специалистов других ведомств — субъектов профилактики.

Необходимо обращать внимание на соотношение баллов, набранных в разных сферах. Например, если обучающийся попал во 2-ю группу, но при этом набрал высокий суммарный балл в таких сферах, как особенности поведения, вербальные реакции, особенности семьи и ситуативные характеристики, то он требует повышенного внимания со стороны педагогов.

Сумма балов по сферам наблюдения:

V. Особенности поведения — от 0 до 42 баллов.

VI. Вербальные реакции — от 0 до 24 баллов.

VII. Особенности семьи — от 0 до 20 баллов.

VIII. Дополнительные характеристики — от 0 до 27 баллов.

Обучающиеся, попавшие в 3-ю и 4-ю группы неблагополучия (карта наблюдения), проходят дополнительную социально-психологическую диагностику, на основании результатов которой педагогом-психологом и социальным педагогом составляется профиль обучающегося.

Функционал социального педагога: • проведение социального обследования семьи

обучающегося — статуса, материального поло-

жения, воспитательного потенциала, условий проживания и пр.;

• изучение ближайшего окружения обучающегося;

• взаимодействие с социальными службами в соответствии с профилем обучающегося. Функционал педагога-психолога:

• психологическая диагностика обучающегося — тип акцентуации характера, уровень тревожности и агрессивности, адекватность самооценки и уровня притязаний, ценностные ориентации, характер мотивации подростка, статус в группе сверстников и др.;

• проведение психологической диагностики семьи обучающегося;

• индивидуальные и групповые мероприятия в соответствии с профилем обучающегося — консультирование, коррекция, профилактика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• консультирование родителей обучающегося группы риска;

• взаимодействие с психологическими службами в соответствии с профилем обучающегося. В рамках психолого-педагогического консилиума, педагогического совета и совета профилактики происходит обсуждение социально-психологического профиля обучающегося; разрабатывается план индивидуально-профилактической работы с обучающимся группы риска; решается вопрос о целесообразности постановки обучающегося группы риска на внутришкольный учет.

Реализация плана индивидуально-профилактической работы осуществляется усилиями классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога. При этой работе важно использовать ресурсы межведомственного взаимодействия: органов социальной защиты населения, психологических центров, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, лечебно-профилактических учреждений, органов опеки и попечительства.

Алгоритм сопровождения обучающихся группы риска отклоняющегося поведения, в том числе суицидального, отображен на схеме.

Своевременное выявление отклонений в поведении на этапе их возникновения — важное условие организации эффективной коррекци-онно-профилактической работы. Очевидно, что ранняя коррекционно-профилактическая работа гораздо эффективнее коррекционно-реабилита-ционной работы, проводимой с обучающимися, для которых модели деструктивного, отклоняющегося поведения стали привычными. Школьник, входящий в группу несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, со временем приобретает социальные связи, поведенческие привычки, в значительной степени усложняющие работу педагога с ним. Таким образом, сложно переоценить значение раннего выявления отклонений в поведении обучающихся.

Алгоритм сопровождения обучающихся группы риска отклоняющегося поведения

I этап — пропедевтическое выявление обучающегося группы риска

III этап — анализ и обсуждение социально-психологического профиля обучающегося группы риска

IV этап — разработка плана ИПР для обучающегося группы риска

Классный руководитель

( 1 II этап — составление профиля обучающегося группы риска - Педагог-психолог

Социальный педагог

Психолого-педагогический консилиум

"S Педагогический совет

Совет профилактики

V этап — реализация плана ИПР для обучающегося группы риска

Т

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

ж

Психологические центры

_t

I

с N

Органы

социальной

защиты

населения

ч У

Органы опеки и попечительства

Литература

1. Алексеева, И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. — Москва: Генезис, 2006. — 256 с. — ISBN 5-98563-054-4.

2. Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция / М. А. Алимова. — Барнаул, 2014. — 100 с. — URL: https://docplayer.ru/429003-Suicidalnoe-povedenie-podrostkov.html (дата обращения: 10.03. 2021).

3. Бакланов, В. В. Методические рекомендации по профилактике и работе в кризисных состояниях у детей / В. В. Бакланов, Ж. Е. Коротаева. — URL: http://xn--90arpd.xn--p1ai/data/documents/MR_po_ profilaktike_i_rabote_v_krizisnykh_sostoyan.pdf (дата обращения: 10.03. 2021).

4. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 352 с. —

ISBN 5-887-82294-5.

5. Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение / И. Н. Григович. — Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. — 184 с.

6. Ерофеева, М. А. Культура потребления медиаинфор-мации: учебно-методическое пособие / М. А. Ерофеева, А. А. Плеханов. — Москва: Экон-Информ, 2011. — 173 с.

7. Кузьмина, З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами / З. Г Кузьмина. — Санкт-Петербург: Врачи детям, 2010.- 92 с. — URL: https://www.berezovo.ru/

upload/documents/spravochnik.pdf (дата обращения: 10.03. 2021).

8. Менделевич, В. Д. Наркозависимость и коморбид-ные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) / В. Д. Менделевич. — Москва: МЕДпресс-информ, 2003. — 327 с. — ISBN 5-901712-67-6.

9. Погодин, И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие / И. А. Погодин. — 2-е изд., стереотип. — Москва: Флинта: МПСИ, 2011. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-0297-0 (Флинта); ISBN 978-5-9770-0266-0 (МПСИ).

10. Смирнов, В. М. Специфика негативного воздействия современных информационных технологий

на личность старшеклассника в контексте трансформации характера социального взаимодействия / В. М. Смирнов, А. С. Коповой // Пензенский психологический вестник. — 2016. — № 1 (6). — С. 78-86. — DOI: 10.17689/psy-2016.1.5.

11. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — 4-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 160 с. — ISBN 5-222-03591-3.

12. Старшенбаум, Г. В. Аддиктология: учебное пособие / Г. В. Старшенбаум. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-496-02272-9.

1. Alekseeva, I. A. & Novoselsky I. G. (2006). Zhestokoe obrashchenie s rebenkom. Prichiny. Posledstviya. Po-moshch. [Child abuse. Causes. Consequences. Help]. Moskva: Genezis.

2. Alimova, M. A. (2014). Suitsidalnoe povedenie po-drostkov: diagnostika, profilaktika, korrektsiya [Suicidal behavior in teenagers: diagnostics, prevention, correction]. Barnaul. Available at: https://docplayer. ru/429003-Suicidalnoe-povedenie-podrostkov.html (accessed 10 March, 2021).

3. Baklanov, V. V., Korotaeva Zh. E. & Baklanov V. V. (2012). Metodicheskie rekomendatsii po profilaktike i rabote v krizisnykh sostoyaniyah u detej [Methodological recommendations for prevention and work with children in crisis]. Syktyvkar: Ministerstvo zdravookhraneniya respubliki Komi. Available at: http://xn--90arpd.xn--p1ai/data/documents/MR_po_ profilaktike_i_rabote_v_krizisnykh_sostoyan.pdf (accessed 10 March, 2021).

4. Baron, R. & Richardson D. (2001). Agressiya [Agression]. Tr. from English. Sankt-Peterburg: Piter, 2001. (Original work Human aggression)

5. Grigovich, I. N. (2012). Sindrom zhestokogo obrash-cheniya s rebenkom. Diagnostika. Pomoshch. Predupre-zhdenie [Child abuse symptom. Diagnostics. Help. Prevention]. Moskva: Natsionalniy fond zashchity detej ot zhestokogo obrashcheniya.

6. Erofeeva, M. A. & Plekhanov, A. A. (2011). Kultura potrebleniia mediainformatsii: uchebno-metodicheskoe posobie [Culture of information consumption]. Moskva: Ekon-inform.

References

7. Kuzmina, Z. G. (2010). Spravochnik po vyiavleniiu i okazaniiu pomoshchi nesovershennoletnim, postra-davshim ot zhestokogo obrashcheniia i prenebrezheniia ikh nuzhdami [Handbook for identifying and treating abused and neglected juveniles]. Sankt-Peterburg: Vra-chi detiam. Available at: https://www.berezovo.ru/up-load/documents/spravochnik.pdf (accessed 10 March, 2021).

8. Mendelevich, V. D. (2003). Narkozavisimost i komorbid-nye rasstroistva povedeniia (psikhologicheskie i psikho-patologicheskie aspekty) [Drug addiction and comorbid behavioral disorders (psychological and psychopatho-logical aspects)]. Moskva: MEDpress-inform.

9. Pogodin, I. A. (2011). Suitsidalnoe povedenie: psikhologicheskie aspekty: uchebnoe posobie [Suicidal behavior: psychological aspects]. 2-e izd. [2nd edition]. Moskva: Flinta: MPSI.

10. Smirnov, V. M. & Kopovoi, A. S. (2016). Specifics of negative impact of modern information technologies for personality senior pupils in the context of the transformation of social interaction character. Penza psychological newsletter, 1, 78-86.

11. Smirnova, T. P. (2007). Psikhologicheskaia korrektsiia agressivnogo povedeniia detei [Psychological correction of aggressive behavior in children]. 4-e izd [4th edition]. Rostov-na-Donu: Feniks.

12. Starshenbaum, G. V. (2017). Addiktologiia: uchebnoe posobie [Addictology]. Sankt-Peterburg: Piter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.