Современные технологии в образовании
УДК 37.012.85
А. С. Коповой, О. С. Ткачук, Д. А. Давыдов
Роль педагога в раннем выявлении медиавовлеченности обучающихся
Аннотация
В статье рассмотрена необходимость организации педагогом наблюдения за поведением обучающихся в информационном пространстве. Именно информационное пространство, по мнению авторов, стало основной площадкой социального взаимодействия обучающихся вне образовательной организации, и именно оно предоставляет материал для изучения, способный выявить на ранних стадиях проявления деструктивного поведения: аддиктивного, суицидального, агрессивного, медиазависимого, виктимного.
I Ключевые слова: медиапотребление; типы медиапотребления; отклоняющееся поведение; деструктивное поведение.
A. S. Kopovoy, O. S. Tkachuk, D. A. Davydov
The role of the teacher in early detection of media involvement in
schoolchildren
Abstract
The article considers the necessity for the teacher to organize observation of students' behavior in the information space. It is the information space, according to the authors, that has become the main platform for social interaction of students outside the educational organization, and it is this space that provides material for study that can reveal in the early stages the manifestations of destructive behavior: addictive, suicidal, aggressive, media-dependent, victimized.
| Keywords: media consumption; types of media consumption; deviant behavior; destructive behavior.
66
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2021
Информатизация современного общества экспансивно нарастает, и этот процесс не мог не повлиять на характер социализации современного подростка. Информационное пространство сегодня становится значимым фактором социализации, процесс которой сопровождается снижением степени влияния на подростка традиционных институтов социализации, таких как школа, религия и даже семья. Кроме того, на социализацию подростков накладывают отпечаток социально-демографические и экономические проблемы российского общества, в первую очередь трансформация института семьи и брака.
При ослаблении влияния традиционного института социализации и при сохранении необходимости в удовлетворении своих социальных потребностей человеку свойственно искать замену [1; 2]. Так, снижение уровня эмоциональной вовлеченности в общении с членами семьи и изменение состава самой семьи подросток замещает общением в социальных сетях или тематических форумах в Интернете. Отметим, что современные компьютерные игры тоже предоставляют возможность общения игроков, и оно часто достаточно значимо для подростка, так как строится вокруг общей деятельности. Вместо того чтобы ориентироваться на отношение близких к своим поступкам, соотнося их с нормами, принятыми в семье, подросток ориентируется на отношение членов интернет-сообщества, которое проявляется в различных формах одобрения или неодобрения, выражающихся в высказывании или так называемых «лайках». Причем значение отношения интернет-сообщества для подростка настолько велико, что иногда является определяющим его поведение в некоторых сферах жизни.
По результатам наших исследований, проводимых в Саратовской и Московской областях в период с 2009 по 2020 год в ряде общеобразовательных организаций, мы можем выделить несколько типов медиапотребителей среди обучающихся (в возрасте до 18 лет) как по возрасту, так и по стратегиям медиапотребления.
К первому типу можно отнести подростков и юношей в возрасте 14-18 лет. Для этой возрастной категории характерно использование в повседневной жизни смартфонов как средств связи и средства выхода в Интернет, использование персонального компьютера или ноутбука, использование телевизора. Основные цели использования технических средств получения информации — общение (переписка в мессенджерах и социальных сетях); развлечение (компьютерные игры на ПК, в ноутбуках и смартфонах, просмотр фильмов, видеороликов и различных изображений в социальных сетях, избирательный просмотр телепередач); образование (поиск информации при подготовке к экзаменам и при выполнении домашнего задания). Цели потребления информации с помощью техни-
ческих средств являются в той или иной степени общими для всех возрастных групп, однако различаются приоритеты в использовании источников информации и в структуре потребления.
Ко второму типу относятся подростки в возрасте 11-14 лет. По сравнению с первой группой у них преобладает использование смартфона для удовлетворения своих потребностей в медиапо-треблении. Телевизор используется крайне редко, преимущественно в качестве фонового источника информации. Обучающиеся данного типа медиапотребления в большей степени склонны к интроецированию информации и к большей эмоциональной включенности в медиапотребление. Вследствие этого получаемый в информационном пространстве отклик на свои действия значим для них в большей степени, чем для старших медиапо-требителей. У подростков этого типа медиапотре-бления в большей степени выражено стремление к самоутверждению в Сети посредством видеобло-гинга, привлечения подписчиков в социальных сетях или за счет статуса в среде геймеров (игроки в компьютерных играх).
В третью группу входят дети младшего школьного возраста. В этом возрасте не отмечено выраженных гендерных отличий в стратегиях ме-диапотребления, но есть гендерные отличия в содержании информации. Самостоятельность в выборе медиапродуктов и свобода в выборе технических средств у младших школьников меньше, чем в старших возрастных группах. Роль родителей также определяет разнообразие в использовании средств получения информации и предпочтениях по ее содержанию. Это можно объяснить значимостью для младших школьников норм поведения, принятых в семье.
В дошкольном возрасте стратегии медиапо-требления в большей степени зависят от тех норм, которые установлены в семье, и определяются либо родителями, либо лицами их замещающими. Возраст начала активного медиапотребления тоже различный. Некоторые дети становятся активными медиапотребителями с самого раннего возраста, и основным источником информации для них чаще всего является телевизор. Иногда родители сами подкрепляют хаотичное медиапотребление, допуская пользование смартфоном или компьютером с раннего возраста и не контролируя время просмотра телевизора. В некоторых семьях действует система запретов и ограничений в медиапо-треблении.
Печальная статистика роста случаев деструктивного поведения, проявляющегося в подростковой среде, подтверждает наличие рисков избыточного медиапотребления, и, прежде всего, контента ресурсов сети Интернет. Учитывая возрастные и гендерные особенности подросткового возраста, а именно демонстративность, категоричность и подверженность влиянию группы сверстников,
Коповой А. С., Ткачук О. С., Давыдов Д. А.
Роль педагога в раннем выявлении медиавовлеченности обучающихся
мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях становится эффективным инструментом в профилактике отклоняющегося поведения, включая в себя общую безопасность в Интернете, осуществление родительского контроля и анализ контента аккаунтов обучающихся различных возрастных групп. Раннее выявление признаков формирующегося отклоняющегося поведения позволяет организовать своевременную диагностику и разработать комплекс мер по предотвращению развития деструктивных тенденций в поведении подростка. В данном случае в полной мере проявляется верность утверждения, что ранняя и успешная профилактика гораздо эффективнее коррекции.
Специалисты маркетинговых служб телевидения, мессенджеров и социальных сетей регулярно анализируют контент и целевую аудиторию, находят самые популярные темы, выделяют лидеров мнений в обсуждениях, отслеживают наиболее распространенные реакции, подсказывают темы, особенно интересные подписчикам, и предлагают оптимальное время для публикации и выхода в эфир [3]. Таким образом медиаконтент, особенно размещенный в сети Интернет, развивается экспансивно и всё чаще содержит информацию, которая может негативно влиять на стратегию медиапотребления и способствовать росту деструктивных проявлений в образовательной среде.
По данным установочного исследования проекта WEB-Index Mediascope, в феврале-ноябре 2020 года Интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались в среднем 95,6 млн человек или 78,1% населения всей страны старше 12 лет. В среднем за день в Интернет выходят 87,1 млн человек или 71,1% населения России. Проникновение Интернета в России среди более молодого населения (до 44 лет) в 2020 году превысило 90%, а среди самых молодых россиян (12-24 лет) приблизилось к 100% [4].
В период карантина увеличился интерес пользователей к онлайн-сервисам, выросла также доля детей, использующих мобильные приложения. Таким образом, дети могут практически круглосуточно пользоваться соцсетями, эмоциональная вовлеченность в использование специфического медиаконтента растет, а влияние традиционных институтов социализации всё более ослабевает.
ВКонтакте — ресурс, который может дать достаточно информации для косвенной оценки психоэмоционального состояния ребенка, — по оценкам Mediascope, входит в Топ-10 ресурсов в России по охвату аудитории, находясь на 5-м месте с охватом аудитории более чем в 73 млн человек. Более 5,2 млн обучающихся ежедневно пользуются социальной сетью ВКонтакте, выходя в Интернет с различных устройств — компьютера, ноутбука, смартфона, планшета, Смарт-ТВ и др. [5].
Мы предлагаем алгоритм анализа аккаунта ВКонтакте, включающий в себя последовательность взаимодополняющих действий:
• анализ имени пользователя, главного фото, «подробной информации»;
• анализ фото со страницы пользователя (лайки, комментарии);
• анализ записей на стене (закрепленные записи, авторы, комментарии);
• анализ состава раздела «друзья»;
• анализ перечня подписок на личные аккаунты пользователей и сообщества;
• анализ музыкальных предпочтений;
• анализ видеозаписей;
• анализ подарков.
В первую очередь необходимо осуществлять анализ аккаунтов детей и подростков, требующих повышенного педагогического внимания — с повышенной тревожностью, относящихся к различным субкультурам, с зависимым и отклоняющимся поведением, проявляющим агрессию, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.
Изучая аккаунты в социальных сетях, можно выявить признаки следующих видов отклоняющегося поведения: аддиктивного, суицидального, агрессивного, медиазависимого, виктимного.
При выявлении случаев деструктивных проявлений в соцсетях (наличие на странице «подозрительных» фотографий, лайков на деструктивных форумах и др.), а также при констатации внешних, поведенческих, соматических и физиологических признаков отклоняющегося поведения необходимо организовать соответствующую индивидуальную работу с обучающимся.
Для организации и повышения эффективности процесса анализа аккаунтов в социальных сетях мы предлагаем использовать карту наблюдений (табл.).
Карта наблюдения за аккаунтами обучающихся в социальных сетях составлена на основе индикаторов, позволяющих выявить прямые и косвенные признаки деструктивного поведения. Карта позволяет систематизировать процесс наблюдения и своевременно выявить изменения, свидетельствующие о возникновении и развитии негативных тенденций в поведении обучающегося. Карта заполняется классным руководителем и специалистами социально-психологической службы.
Подсчитывается общая сумма баллов в зависимости от наличия индикаторов и степени их проявления:
0-3 балла — низкая степень риска деструктивного поведения;
4-9 баллов — умеренная степень риска деструктивного поведения;
10-20 баллов — значительная степень риска деструктивного поведения;
21-32 балла — высокая степень риска деструктивного поведения.
68
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2021
Карта наблюдения за активностью обучающегося в социальных сетях
Ф.И. учащегося_Класс_Дата
№ п/п Индикаторы наблюдения Отсутствует Слабо выражено Значительно выражено
1 Наличие специфического изображения вместо главного фото. Замена личных данных — фамилии, имени, даты рождения и т.п. — на вымышленные (1 балл). Главное фото, имя, даты имеют деструктивный (символический) характер (2 балла) 0 1 2
2 Наличие личных комментариев под фото и постами обучающегося, указывающих на эмоциональную нестабильность, резкие перепады настроения. Наличие «статуса» неоднозначного смысла (1 балл), деструктивного характера (2 балла) 0 1 2
3 Небольшое количество друзей, отсутствие общения со сверстниками/ одноклассниками; в случае повторного анализа — изменение прежнего круга общения (1 балл) 0 1 —
4 Фото на «стене» и в альбомах, демонстрирующие факты употребления ПАВ и склонность к риску (на крыше, на железной дороге и т.п.), жестокое обращение с животными: без собственного участия (1 балл), с собственным участием (2 балла) 0 1 2
5 Наличие записей на «стене» с использованием специфического словаря: специфические слова и словосочетания агрессивного содержания, жаргонизмы (1 балл); термины из фармакологии, прямые или косвенные высказывания о намерении ухода из жизни и пр. (2 балла) 0 1 2
6 Нездоровая заинтересованность вопросами смерти, в частности, подписка на сообщества, содержащие истории совершения суицидов, истории серийных убийств, изображения кладбищ, гробов и т.п. 0 — 2
7 Наличие специфических интересов к лекарствам и психоактивным веществам (видео с людьми в момент воздействия наркотиков, подписка на сообщества, репосты изображений конопли, шприцев и т.п.) 0 — 2
8 Заинтересованность фактами нанесения телесных повреждений и самоповреждения (изображения синяков, ссадин, шрамов, порезов, ожогов и т.п.) 0 — 2
9 Подписка на сообщества, публикующие посты о расстройствах пищевого поведения (анорексии и булимии) 0 — 2
10 Наличие повышенного внимания к оружию (1 балл) и к применению и изготовлению оружия вне компьютерных игр и исторического, познавательного контекста (2 балла) 0 1 2
11 Повышенный интерес к сообществам нацистской, фашистской тематики, позиция оправдания убийств 0 — 2
12 Подписка и комментарии в пабликах околополитического содержания, призывающих подростков к нарушениям закона 0 — 2
13 Отсутствие увлечений, соответствующих возрасту 0 1 —
14 Чрезмерное увлечение комиксами и аниме (1 балл), особенно хентай манга (порнокомиксы) (2 балла) 0 1 2
15 Подражание героям компьютерных игр, активная вовлеченность в сообщества, связанные с компьютерными играми 0 — 2
16 Размещение материалов, свидетельствующих о наличии конфликтов с близкими людьми, родителями, сестрами/братьями 0 — 2
17 Наличие неодобрительных, оскорбительных и уничижительных комментариев под фото и постами (признаки троллинга и буллинга) (1 балл), от значимых людей (2 балла) 0 1 2
Коповой А. С., Ткачук О. С., Давыдов Д. А.
Роль педагога в раннем выявлении медиавовлеченности обучающихся
Необходимо заполнять карту периодически, так как для своевременного выявления рисков деструктивного поведения важно учитывать динамику изменений. Обучающиеся с высокой степенью риска требуют дополнительной диагностики психоэмоционального состояния, уровня тревожности, агрессивности и т. д.
Предложенные алгоритм анализа аккаунта ВКонтакте и карта наблюдений за активностью обучающихся в социальных сетях дают возможность педагогу образовательной организации сформировать общее представление о степени
включенности и эмоциональной значимости для обучающегося его аккаунтов, а также о структуре медиапотребления в целом. Анализ динамики активности и специфики контента в аккаунте обучающегося группы риска или обучающегося, требующего повышенного педагогического внимания, позволяет своевременно выявить признаки аддик-тивного, суицидального, агрессивного, медиаза-висимого, виктимного поведения и организовать работу по первичной профилактике деструктивных проявлений.
Литература
1. Смирнов, В. М. Основные подходы к проблеме нейтрализации деструктивного влияния виртуальных социальных сетей / В. М. Смирнов, А. С. Коповой // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 5 (72). — С. 381-383.
2. Ерофеева, М. А. Культура потребления медиаин-формации: учебное пособие / М. А. Ерофеева, А. А. Плеханов. — Москва: Экон-информ, 2011. — 173 с.
3. Ерофеева, М. А. Опыт формирования культуры ме-диапотребления в организациях профессионального образования / М. А. Ерофеева, С. В. Шанин,
О. В. Коповая // Человеческий капитал. — 2020. — № 9 (141). — С. 37-49.
4. Mediascope.net. Аудитория Интернета в России в 2020 году. — URL: https://mediascope.net/ news/1250827/ (дата обращения: 15.01.2021).
5. Mediascope.net. Т0П-10 крупнейших ресурсов России и их аудитория: период исследования — февраль-декабрь 2020, регион исследования — Россия 0+, исследуемая аудитория — население в возрасте 12-24 лет, род занятий — учащиеся, тип источника данных — Desktop & Mobile. — URL: https://webindex.mediascope.net/top-resources (дата обращения: 16.03.2021)
1. Smimov, V. M. & Kopovoi, A. S. (2018). The main approaches to the problem of neutralization of destructive influence of virtual social networks. The world of science, culture and education, 5 (72), 381-383. (In Russian)
2. Erofeeva, M. A. & Plekhanov, A. A. (2011). Kulturapo-trebleniia mediainformatsii: uchebnoe posobie [Culture of media consumption]. Moskva: Ekon-inform.
3. Erofeeva, M. A., Shanin, S. V. & Kopovaya, O. V. (2020). Experience of forming culture of media consumption in vocational education organizations. Human capital, 9 (141), 37-49. (In Russian)
4. Mediascope.net. Auditoriia Interneta v Rossii v 2020 godu [Internet audience in Russia in 2020]. Available at: https://mediascope.net/news/1250827/ (accessed 15 January, 2021).
References
5. Mediascope.net. T0P-10 krupneishikh resursov Rossii i ikh auditoriia: period issledovaniia — fevral-dekabr 2020, region issledovaniia — Rossiia 0+, issleduemaia auditoriia — naselenie v vozraste 12-24 let, rod zani-atii — uchashchiesia, tip istochnika dannykh — Desktop & Mobile [Top 10 largest internet resources in Russia and their audience; period of study February — December, 2020, region of study — Russia 0+, audience under study aged 12-24, occupation — students]. Available at: https://webindex.mediascope.net/top-re-sources (accessed 16 March, 2021).