Научная статья на тему 'Выявление направлений совершенствования образовательного процесса в системе высшего образования: формирование профессиональных компетенций специалистов по международному туризму'

Выявление направлений совершенствования образовательного процесса в системе высшего образования: формирование профессиональных компетенций специалистов по международному туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный туризм / геополитическая нестабильность / профессиональная деятельность / специалист международного туризма / профессиональное туристское образование / компетенция / ранжирование / international tourism / geopolitical instability / professional activity / international tourism specialist / professional tourism education / competence / ranking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсений Роман Михайлович

Туризм подвержен колебаниям, связанным с геополитической нестабильностью в мире. Экономические санкции в отношении России позволили переориентировать рынок выездного туризма на внутренний. Появилось множество направлений внутри страны: одни нарастили потоки туристов, другие сформировали их с нуля. Несмотря на то, что путешествия за границу резко ограничились, часть российских туристов по-прежнему предпочитает отдыхать за границей. Туроператоры хоть и переориентировались на формирование внутреннего туристского продукт, все же предлагают и международные программы, находят новые рынки и направления. Для этого в условиях геополитической нестабильности специалисту в сфере международного туризма важно быть гибким и оперативно реагировать на быстро изменяющиеся условия. В статье приводится ранжирование компетенций в подготовке будущих специалистов и подходы к их формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF DIRECTIONS FOR IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM: FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN INTERNATIONAL TOURISM

Tourism is subject to fluctuations due to geopolitical instability in the world. Economic sanctions against Russia have made it possible to reorient the outbound tourism market to the domestic one. Many destinations have emerged within the country: some have increased the flow of tourists, others have created them from scratch. Despite the fact that travel abroad has been sharply limited, some Russian tourists still prefer to vacation abroad. Although tour operators have refocused on creating a domestic tourism product, they still offer international programs and find new markets and destinations. To do this, in conditions of geopolitical instability, it is important for a specialist in the field of international tourism to be flexible and quickly respond to rapidly changing conditions. The article provides a ranking of competencies in the training of future specialists and approaches to their formation.

Текст научной работы на тему «Выявление направлений совершенствования образовательного процесса в системе высшего образования: формирование профессиональных компетенций специалистов по международному туризму»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Выявление направлений совершенствования образовательного процесса в системе высшего образования: формирование профессиональных компетенций специалистов по международному туризму

Арсений Роман Михайлович,

кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой туризма и гостиничного дела Российская международная академия туризма E-mail: arseniy-roman@mail.ru

Туризм подвержен колебаниям, связанным с геополитической нестабильностью в мире. Экономические санкции в отношении России позволили переориентировать рынок выездного туризма на внутренний. Появилось множество направлений внутри страны: одни нарастили потоки туристов, другие сформировали их с нуля. Несмотря на то, что путешествия за границу резко ограничились, часть российских туристов по-прежнему предпочитает отдыхать за границей. Туроператоры хоть и переориентировались на формирование внутреннего туристского продукт, все же предлагают и международные программы, находят новые рынки и направления. Для этого в условиях геополитической нестабильности специалисту в сфере международного туризма важно быть гибким и оперативно реагировать на быстро изменяющиеся условия. В статье приводится ранжирование компетенций в подготовке будущих специалистов и подходы к их формированию.

Ключевые слова: международный туризм, геополитическая нестабильность, профессиональная деятельность, специалист международного туризма, профессиональное туристское образование, компетенция, ранжирование.

Последние годы туризм стремительно меняется под воздействием мировых событий. Существенное влияние оказала пандемия новой коро-навирусной инфекции Covid-19 и ее последствия. Возникающие в различных уголках мира военные и политические события также накладывают отпечаток на организацию туристских потоков. И если в этих условиях в России стремительно стал развиваться внутренний туризм, то международный -испытывает затруднения. Согласно действующему законодательству, международный туризм представляет собой въездной или выездной туризм [12 1]. Несмотря на ограничения интерес российского потребителя туристских услуг к выездным направлениям сохраняется. Как отмечает в своей работе Кабанова Е.Е., организация отдыха за рубежом -еще пока системообразующее направление в отечественном туристском бизнесе. Тем не менее, ряд таких факторов, как высокие цены, экономические санкции, нестабильная геополитическая обстановка ограничивают туристские потоки или вовсе их останавливают [5 2].

После пандемии отдых российских туристов за границей значительно снизился. В 2022 году за рубеж выехало 22,5 млн россиян. Отметим, что до пандемии, в 2019 году этот показатель составлял 45,3 млн. За 9 месяцев 2023 года зарубежный отдых предпочли 19,7 млн туристов. Среди популярных направлений остаются Турция, Абхазия, Египет, ОАЭ, Таиланд [11 3]. К этому списку добавились новые направления - Венесуэла, Маврикий, Хайнань (КНР). Согласно результатам опроса, проведенного Фондом общественного мнения, в нынешних условиях лишь 29% респондентов поехали бы в отпуск за рубеж. Среди направлений, отмеченных участниками опроса, лидируют Турция, Мальдивы и ОАЭ. При этом геополитическая нестабильность повлияла на планы 15% опрошенных россиян: 5% из них отметили, что выросли цены, 3% отменили поездку, еще 3% потеряли работу и не планируют отдых. 2% респондентов считают, что в сложившихся условиях путешествия за рубеж небезопасны, 1% опрошенных заявили, что не смогли поехать отдыхать из-за закрытых аэропортов на южном направлении. При этом 43% участников опроса отметили, что ситуация, в целом, не повлияла на их планы [2 4].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Испытывая то одни, то другие ограничения, туроператоры вынуждены оперативно перестраивать свою работу, отказываться от прежних направлений, открывать новые. Так, в декабре 2023 года туроператор «Tez tour» в условиях ослабления российской валюты и обострения ближневосточного конфликта вынужден был отказаться от блоков мест на авиарейсах в Египет, туроператор «Anex tour» ограничил полетную программу в эту страну из ряда городов [10 5]. Некоторые туристы отказываются в сложившихся условиях проводить отпуск в Египте и перебронируют свой отдых на другие направления. При этом растет количество предложений на остров Хайнань, на Кубу, в Таиланд. Благодаря усилиям властей Шри-Ланки по стимулированию въездных потоков, увеличивается количество рейсов в эту страну из 7 государств, включая Россию.

Специалисты, работающие в сфере международного туризма, при формировании, продвижении и реализации туристского продукта должны обладать целым спектром компетенций, которые предусмотрены в ходе подготовки таких специалистов в учебных заведениях. Перечисленные ранее проблемы оказывают влияние на специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере международного туризма. Ситуация на международном рынке требует от них особой гибкости в формировании туристского продукта, организации обслуживания и продажах.

Современные студенты, обладая телекоммуникационными устройствами и постоянным доступом в глобальную сеть Интернет, легко находят информацию, а в ходе взаимодействия с увлеченным преподавателем обращают внимание на те особенности и тенденции развития туристской индустрии, которые являются ключевыми в условиях геополитической нестабильности. Чтобы выяснить, какие компетенции для самих обучающихся наиболее приоритетны, в декабре 2023 года было проведено исследование, в котором приняли участие 118 студентов Российской международной академии туризма, обучающихся на разных формах по направлению подготовки «Туризм».

Представим универсальные и общепрофессиональные компетенции для подготовки бакалавров направления «Туризм», определенные Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 № 516 [9 6].

Универсальные компетенции:

- УК-1 Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

- УК-2 Способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

- УК-3 Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.

- УК-4 Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

- УК-5 Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

- УК-6 Способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

- УК-7 Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

- УК-8 Способность создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

- УК-9. Способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.

- УК-10. Способность формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности.

Общепрофессиональные компетенции [9 6];

- ОПК-1. Способность применять технологические новации и современное программное обеспечение в туристской сфере.

- ОПК-2. Способность осуществлять основные функции управления туристской деятельностью.

- ОПК-3. Способность обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности.

- ОПК-4. Способность осуществлять исследование туристского рынка, организовывать продажи и продвижение туристского продукта.

- ОПК-5. Способность принимать экономически обоснованные решения, обеспечивать экономическую эффективность деятельности организаций избранной сферы профессиональной деятельности.

- ОПК-6. Способность применять нормативно-правовую базу в соответствии с Законодательством РФ и международного права при осуществлении профессиональной деятельности.

- ОПК-7. Способность обеспечивать безопасность обслуживания потребителей и соблюдение требований заинтересованных сторон на основании выполнения норм и правил охраны труда и техники безопасности.

- ОПК-8. Способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

В качестве профессиональных компетенций представим установленные программой бакалавриата в Российской международной академии туризма, сформированные на основе профессионального стандарта 04.005 Экскурсовод (гид), а также на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.

- ПК-1 Способность организовать работу исполнителей, принимать решения об организации туристской деятельности.

- ПК-2 Способность проектировать объекты туристской деятельности.

- ПК-3 Способность разрабатывать экскурсионные программы для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

- ПК-4 Способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития существующих и новых предприятий (направлений деятельности, продуктов) и оценивать их эффективность.

- ПК-5 Способность разрабатывать и применять технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно-коммуникативных технологий.

- ПК-6 Способность к продвижению туристского продукта с использованием современных технологий.

- ПК-7 Способность организовать процесс обслуживания потребителей на основе нормативно-правовых актов, с учетом запросов потребителей и применением клиентоориентированных технологий.

- ПК-8 Способность к проведению экскурсий с использованием приемов информационно-экскурсионной работы.

- ПК-9 Способность осуществлять внутренние и внешние профессиональные коммуникации.

- ПК-10 Способность находить, анализировать и обрабатывать научную информацию в сфере туризма.

25,0% 20,0% 15,0%

1

1 11,6% 9,1%

1 7,2% 4,2%

1 2,8% 2,2% 1,9% 1 1 1 1 ■ ■ ■

ленческих решении для достижения поставленных профессиональных задач. В учебном плане для формирования этой компетенции могут быть представлены такие дисциплины, как «Философия», «Информатика», «Информационные технологии в туристской индустрии», «Методы исследовательской деятельности», «Инновации в туризме и гостеприимстве». При этом важно учитывать окружающие условия, оценивать уровень безопасности и предпринимать все меры для обеспечения необходимых условий для сохранения жизни и здоровья туристов и экскурсантов, их имущества. Важно в современных условиях рационально использовать ресурсы окружающей природной среды и организации в целях обеспечения устойчивости. В учебном плане данную компетенцию могут формировать дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» или «Обеспечение безопасности туризма», позволяющие создать у выпускника понимание целостной системы безопасности туризма, актуальной в современных условиях [3 8]. Немаловажной компетенцией для специалиста в международном туризме является осуществление деловой коммуникации как на русском, так и иностранных языках. О формировании компетенций в области межкультурной коммуникации у будущих специалистов международного туризма в своих трудах пишут Мошняга Е.В. [7 9], Дже-ненко О.В. [4 10], Пирогова О.В. [8 11] и др. По результатам дополнительного опроса студенты выделили наиболее актуальные, по их мнению, в современных условиях языки. Среди них оказались английский, испанский и китайский языки. В учебном плане Российской международной академии туризма вкупе с практико-ориентированным подходом в обучении студентов предусмотрено изучение не только дисциплины «Русский язык и культура речи», но и дисциплин «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», «Второй иностранный язык», Третий иностранный язык». Кроме того, в формировании данной компетенции участвуют дисциплины «Технологии и организация деловых мероприятий (MICE)», «Дипломатический протокол и этика деловых отношений».

25,0% -22,4%

20,2% 19,9%

СЗ О со "О

Рис. 1. Ранжирование универсальных компетенций

По результатам ранжирования (рис. 1) большинство обучающихся на первые позиции среди универсальных компетенций определили УК-1 (21,6%), УК-4 (20,2%) и УК-8 (19,1%). В сложившихся условиях, по мнению, опрошенных, важно уметь искать достоверную информацию, в том числе визуальную [1 7], осуществлять ее критический анализ и использовать ее в принятии управ-

Рис. 2. Ранжирование общепрофессиональных компетенций

Приоритетными для специалиста по международному туризму из числа общепрофессиональных компетенций студенты отметили ОПК-3 (22,4%), ОПК-4 (20,2%) и ОПК-8 (19,9%). Результаты ранжирования представлены на рисунке 2. Прежде всего, продукт международного туроператора должен быть качественным. Он должен со-

2П А

—I О

СЗ т; о

m О

от

З

to о из

УК-1

УК-4

УК-8

УК-2

УК-5

УК-6

УК-3

УК-10

УК-9

УК-7

ОПК-3

ОПК-4

ОПК-8

ОПК-2

ОПК-6

ОПК-5

ОПК-1

ОПК-7

ответствовать международным стандартам, быть тщательно продуманным, комфортным и безопасным для потребителя. Именно такую компетенцию опрошенные студенты определили на первое место. Для формирования этой компетенции в учебном плане могут быть предусмотрены дисциплины «Проектирование траектории профессионального развития», «Культура сервиса в туризме и гостеприимстве», «Стандартизация и сертификация в туристской индустрии» и др.

Чтобы продукт соответствовал современным условиям и запросам потребителей, важно досконально изучить рынок, оценить конкурентов и ассортимент уже предлагаемых на рынке продуктов. А для стимулирования продаж важно организовать грамотное продвижение новых предложений, включая технологии digital-продвижения [6 12]. Об этом вторая компетенция в рейтинге. Формирование этой компетенции обеспечивают дисциплины «Основы туризма», «Маркетинговые исследования в туризме и гостеприимстве», «Технологии турагентской деятельности» и др.

На третью позицию среди приоритетных компетенций студенты определили применение современных информационных технологий и инноваций, позволяющих оптимизировать операционную деятельность туристского предприятия. В учебном плане формирование компетенции может быть представлено дисциплиной «Информационные технологии в туристской индустрии» или аналогичными дисциплинами.

Среди профессиональных компетенций (рис. 3) наиболее приоритетными студенты определили ПК-1 (20,3%), ПК-4 (20,8%), ПК-9 (19,2%). В условиях экономической и политической нестабильности главное - гибкость.

25,0% -

20,8% 20,3%.

9,9% _

5,i%

■ ■ ■ ■ 2'9% 2""% 2,1% 1 1 1 1 1 1 ■

О С

U

ПК-4 ПК-1 ПК-9 ПК-2 ПК-5 ПК-3 ПК-6 ПК-7 ПК-10 ПК-8

Рис. 3. Ранжирование профессиональных компетенций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалист по международному туризму должен уметь учитывать ситуацию, организовывать работу исполнителей, оперативно принимать решения по преобразованию бизнеса, выходу на новые рынки, смене контрагентов, туристских направлений и потоков. При этом снова важную роль играют профессиональные коммуникации как внутренние, так и внешние. Опрошенные тесно связали между собой эти три компетенции в обозначенных условиях. Формированию таких компетенций помимо изучения иностранных языков будут способствовать дисциплины «Бизнес-планирование в туризме и гостеприимстве», «Технологии туроператорской деятельности», «Презентация тур-продукта (на английском языке)» и др.

Таким образом, в условиях геополитической нестабильности для достижения эффективных экономических показателей деятельности туристского предприятия специалисту в области международного туризма важны компетенции, связанные со способностью подстраиваться под стремительно меняющиеся условия, умение вести эффективную коммуникацию и оперативно принимать бизнес-решения, чтобы предложить рынку востребованный в сложившихся условиях продукт и качественно организованный отдых.

Литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». URL: http://ivo.ga-rant.ru/#/document/136248/paragraph/234:0.

2. Кабанова Е.Е. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Экономическое развитие России. 2023. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekonomicheskih-sanktsiy-na-razvitie-rossiyskogo-turizma-1;

3. Федеральная служба государственной статистики. Туризм. URL: https://rosstat.gov.ru/statis-tics/turizm;

4. В России 43% опрошенных туристов заявили, что СВО не повлияла на их отдых во время отпуска. URL: https://argumenti.ru/tour-ism/2022/07/781404;

5. Тез тур прекращает чартеры в Египет из-за ситуации на Ближнем Востоке. URL: https://aif. ru/travel/tez_tour_prekrashchaet_chartery_v_egi-pet_iz-za_situacii_na_blizhnem_vostoke;

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. N516 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм»;

7. Афанасьев О.Е. Использование технологий туристской инфографики в образовательном процессе / О.Е. Афанасьев // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2015. Т. 9, № 4. С.55-63;

8. Вобликов В.М. Функционально-компетентност-ная модель содержания обучения в области безопасности туризма в вузе /В.М. Вобликов // Вестник РМАТ, 2021. № 4. С. 77-85;

9. Мошняга Е.В. Концептное пространство межкультурной коммуникации в системе международного туризма: Диссертация доктора философских наук. М., 2011, 525с.;

10. Джененко О.В. Лингводидактический потенциал аутентичных видеоресурсов в формировании профессиональной иноязычной аудитив-ной компетенции в области международного туризма /О.В. Джененко// Педагогика. Вопросы теории и практики. М.: Издательство «Грамота», 2020, Т. 5, № 2, С. 170-175;

20,0%

15,0%

10,0%

5,0%

0,0%

11. Пирогова О.В. Формирование профессиональных компетенций специалистов сферы туризма в соответствии с международными и российскими стандартами / О.В. Пирогова// Вестник Национальной академии туризма, 2020. № 2 (54), С. 38-40;

12. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Стратегия управления адаптацией продвижения тур-продукта к новым трендам туристского рынка /А.А. Клейман, О.А. Кабанчикова// Пятый международный экономический симпозиум. Материалы международных научных конференций. СПб: Скифия-принт, 2021. С. 912-918.

IDENTIFICATION OF DIRECTIONS FOR IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM: FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN INTERNATIONAL TOURISM

Arseniy R.M.

Russian International Academy for tourism

Tourism is subject to fluctuations due to geopolitical instability in the world. Economic sanctions against Russia have made it possible to reorient the outbound tourism market to the domestic one. Many destinations have emerged within the country: some have increased the flow of tourists, others have created them from scratch. Despite the fact that travel abroad has been sharply limited, some Russian tourists still prefer to vacation abroad. Although tour operators have refocused on creating a domestic tourism product, they still offer international programs and find new markets and destinations. To do this, in conditions of geopolitical instability, it is important for a specialist in the field of international tourism to be flexible and quickly respond to rapidly changing conditions. The article provides a ranking of competencies in the training of future specialists and approaches to their formation.

Keywords: international tourism, geopolitical instability, professional activity, international tourism specialist, professional tourism education, competence, ranking

References

1. Federal Law of November 24, 1996 N132-FZ "On the fundamentals of tourism activities in the Russian Federation." URL: http://ivo.garant.rU/#/document/136248/paragraph/234:0.

2. Kabanova E.E. The influence of economic sanctions on the development of Russian tourism // Economic development of Russia. 2023. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/iVvliyanie-ekonomicheskih-sanktsiy-na-razvitie-rossiyskogo-turizma-1;

3. Federal State Statistics Service. Tourism. URL: https://rosstat. gov.ru/statistics/turizm;

4. In Russia, 43% of tourists surveyed said that SVO did not affect their vacation during their vacation. URL: https://argumenti.ru/ tourism/2022/07/781404;

5. Tez Tour ceases charters to Egypt due to the situation in the Middle East. URL: https://aif.ru/travel/tez_tour_prekrashchaet_ chartery_v_egipet_iz-za_situacii_na_blizhnem_vostoke;

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 8, 2017 N516 "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of study 43.03.02 Tourism";

7. Afanasyev O.E. The use of tourism infographic technologies in the educational process / O.E. Afanasyev // Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service, 2015. Vol. 9, No. 4. pp. 55-63;

8. Voblikov V.M. Functional-competence model of training content in the field of tourism safety at a university / V.M. Voblikov // RMAT Bulletin, 2021. No. 4. pp. 77-85;

9. Moshnyaga E.V. Conceptual space of intercultural communication in the system of international tourism: Dissertation of the Doctor of Philosophy. M., 2011, 525 pp.;

10. Dzhenenko O.V. Lingvodidactic potential of authentic video resources in the formation of professional foreign language auditory competence in the field of international tourism / O.V. Jenen-ko // Pedagogy. Questions of theory and practice. M.: Publishing house "Gramota", 2020, T.5, No. 2, pp. 170-175;

11. Pirogova O.V. Formation of professional competencies of tourism specialists in accordance with international and Russian standards / O.V. Pirogova // Bulletin of the National Academy of Tourism, 2020. No. 2 (54), pp. 38-40;

12. Kleiman A.A., Babanchikova O.A. Management strategy for adapting the promotion of tourism products to new trends in the tourism market / A.A. Kleiman, O.A. Kabanchikova // Fifth International Economic Symposium. Materials of international scientific conferences. St. Petersburg: Skifia-print, 2021. pp. 912918.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.