Научная статья на тему 'Влияние мирового экономического кризиса на развитие туризма в России'

Влияние мирового экономического кризиса на развитие туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1309
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭКОТУРИЗМ / ТУРОПЕРАТОРЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ФИРМЫ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / ИНТУРИСТ / ОСВЕЩЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В СМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TOURISM MARKET / ECOTOURISM / TOUR OPERATORS / TRAVEL AGENCIES / DOMESTIC TOURISM / OUTBOUND TOURISM / HOTEL BUSINESS / IMAGE OF A REGION / INTERNATIONAL VISITORS / PRESENTATION OF DOMESTIC TOURISM AREAS IN THE MEDIA / PROFESSIONAL TRAINING OF HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хасбулатова Барият Меджидовна

В статье затронута тема развития туристической отрасли РФ в современных условиях. Автор, основываясь на данных статистики, констатирует факт снижения доли русских туристов, выбирающих в качестве дестинации зарубежные страны, устанавливает причины этого явления (девальвация рубля, сложная геополитическая ситуация). Отмечено уменьшение количества интуристов из США и Европы одновременно с повышением числа посещений из Китая из других азиатских стран. Основное внимание уделено необходимости популяризации внутреннего туризма, определены проблемы, препятствующие эффективному развитию данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the global economic crisis on the development of tourism in Russia

The article discusses development of the tourism industry in the contemporary Russian Federation. Basing upon the statistic data, the author states the fact that there is a decrease of the number of Russian tourists choosing foreign countries as a travel destination, establishes the causes of this phenomenon (devaluation of the ruble, complicated geopolitical situation). The paper notes the decreased number of international visitors from the US and Europe with simultaneous increase of the number of visitors from China and other Asian countries. Special attention is paid to the need for promotion of the domestic tourism, consideration for challenges hindering effective development of this sector.

Текст научной работы на тему «Влияние мирового экономического кризиса на развитие туризма в России»

УДК 339.9

Хасбулатова Барият Меджидовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции Дагестанского государственного института народного хозяйства

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ

Khasbulatova Bariyat Medzhidovna

PhD in Economics, Assistant Professor, Marketing and Commerce Department, Dagestan State Institute of National Economy

THE IMPACT OF THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS ON THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN RUSSIA

Аннотация:

В статье затронута тема развития туристической отрасли РФ в современных условиях. Автор, основываясь на данных статистики, констатирует факт снижения доли русских туристов, выбирающих в качестве дестинации зарубежные страны, устанавливает причины этого явления (девальвация рубля, сложная геополитическая ситуация). Отмечено уменьшение количества интуристов из США и Европы одновременно с повышением числа посещений из Китая из других азиатских стран. Основное внимание уделено необходимости популяризации внутреннего туризма, определены проблемы, препятствующие эффективному развитию данной сферы.

Ключевые слова:

туристический рынок, экотуризм, туроператоры, туристические фирмы, внутренний туризм, выездной туризм, имидж территории, интурист, освещение направлений внутреннего туризма в СМИ, профессиональная подготовка кадров.

Summary:

The article discusses development of the tourism industry in the contemporary Russian Federation. Basing upon the statistic data, the author states the fact that there is a decrease of the number of Russian tourists choosing foreign countries as a travel destination, establishes the causes of this phenomenon (devaluation of the ruble, complicated geopolitical situation). The paper notes the decreased number of international visitors from the US and Europe with simultaneous increase of the number of visitors from China and other Asian countries. Special attention is paid to the need for promotion of the domestic tourism, consideration for challenges hindering effective development of this sector.

Keywords:

tourism market, ecotourism, tour operators, travel agencies, domestic tourism, outbound tourism, hotel business, image of a region, international visitors, presentation of domestic tourism areas in the media, professional training of human resources.

Туризм на протяжении длительного периода времени остается одной из самых перспективных отраслей экономики. Этот факт подтвержден статистикой Всемирной туристской организации (ВТО), согласно которой ежегодный рост туристского рынка в мире составляет около 4 % [1].

Значение туризма наиболее полно проявляется в тех функциях, которые он выполняет в социально-экономической сфере жизнедеятельности современного общества. Среди них выделяются экономическая, социальная, гуманитарная и воспитательная функции [2].

Экономическая функция базируется на таком важнейшем свойстве туризма, как мультипликативный эффект, действие которого обусловливает создание большого количества новых рабочих мест, существенное увеличение налогооблагаемой базы, рост доходов населения.

Социальное значение туризма для жизни общества заключается в;

- восстановлении психофизиологических ресурсов общества, трудоспособности человека и социума в целом;

- рациональном использовании свободного времени;

- росте доходов трудящихся;

- экологической безопасности туризма и направленности его на поддержание и восстановление реакции [3].

Немаловажной является и гуманитарная функция туризма, содержание которой заключается в использовании возможностей туризма для развития личности, расширения интеллектуальных способностей человека путем познания окружающего мира.

Воспитательная функция туризма состоит в расширении объема знаний и интересов подрастающего поколения, формировании его эстетического вкуса, отношения к обществу и окружающей среде.

Таким образом, туризм в современных условиях представляет собой значимый стимул социально-экономического развития общества, мощный механизм оживления экономики и важнейшее направление ее диверсификации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Неуклонно возрастает интерес к туризму внутри региона, не только в нашей стране, но и на Западе. Так, в США, население которых можно назвать «активно путешествующим», более 80 % поездок приходится на путешествия внутри страны. Для этого созданы все необходимые условия, причем при минимальном участии со стороны государства [4].

Сфера внутреннего туризма в Российской Федерации, по нашему мнению, развита недостаточно вследствие существования нерешенных проблем. В настоящее время регулирование туризма осуществляется в рамках узкоотраслевого подхода как координация деятельности отдельных турфирм. Это не позволяет рассматривать туризм как средство достижения социального развития, которое оказывает существенное влияние на повышение качества жизни населения региона, рост его доходов. Не менее важной проблемой является отсутствие мощной системы маркетинговой поддержки. Не осуществляется целенаправленное продвижение туристского потенциала региона на внутренний и внешний рынки, не проводятся мероприятия по созданию или улучшению имиджа территории. Низкий уровень профессиональной подготовки кадров, работающих в сфере туризма, также тормозит развитие рассматриваемой сферы. Эффективным средством преодоления названных выше проблем может стать разработка и реализация программ развития туристической отрасли на всех уровнях [5].

Компании, осуществляющие туристическую деятельность, заявляют о существенном падении спроса на заграничные поездки. Даже самые популярные зоны отдыха среди русских туристов, Турция и Египет, потеряли в 2014 г. до 15-20 % клиентов. И это несмотря на то, что многие отели предлагали россиянам отдых по низкой цене с учетом скидок [6].

Полагаем, что основной причиной сокращения количества россиян, желающих отдохнуть за рубежом, является значительное удорожание отдыха, вызванное девальвацией национальной валюты. Также возросло количество людей, отказывающихся ехать за рубеж из принципиальных соображений, из-за напряженной геополитической ситуации, но патриотическая гордость, скорее, стала побочным фактором.

В результате обвала рубля пострадали не только туроператоры, но и путешественники, сами занимающиеся организацией своих поездок. Выросли цены на авиабилеты, проживание и питание. Тем не менее в этом сегменте процент выезжающих сократился минимально по сравнению с другими направлениями [7].

Массовый отказ от путешествий за границу увеличил объем доходов от туристической отрасли внутри России примерно в полтора раза. С одной стороны, ухудшение международной обстановки существенно снизило положительный эффект, полученный от Сочинской Олимпиады, одной из главных задач проведения которой было создание имиджа РФ как гостеприимного государства. С другой - возникшая у многих россиян нелюбовь к Западу мотивировала их отдыхать в пределах своей страны.

Безусловным лидером среди отечественных курортов является Сочи, в котором теперь созданы все условия не только для летнего, но и для зимнего отдыха. Прекрасно развитая инфраструктура и солидный номерной фонд дает возможность принимать здесь как рядовых туристов, так и участников соревнований, конференций и выставок. Повышенной популярностью в 2014 г. также пользовались Анапа, Минеральные Воды, Казань и Москва.

С недавнего времени россиян стали намного больше интересовать перспективы развития туристической отрасли в Крыму. Несмотря на благоприятные прогнозы, 2014 год можно считать для региона худшим за последнее десятилетие, но это можно списать на переходный период. До тех пор пока не будет налажено полноценное транспортное сообщение с полуостровом, говорить о значительном увеличении потоков отдыхающих не приходится.

Если геополитическая обстановка не начнет разряжаться, туристическую отрасль на протяжении ближайших лет ожидает резкое сокращение «экспорта». К 2016 г. количество россиян, выезжающих за границу, может уменьшиться на 5 млн человек по сравнению с показателем докризисного 2013 г. Ранее ежегодный прирост граждан, выбирающих для отдыха Европу, стабильно превышал отметку 10 % [8].

Что касается внутреннего рынка, то здесь все неоднозначно. Переориентация с зарубежных туров на отдых в России, конечно, даст сектору хороший импульс, однако в нынешних экономических условиях затраты на отпуска и уик-энды будут неизменно сокращаться. Потеря интуристов из ЕС и США компенсируется увеличением числа посещений из Китая и других азиатских стран, но в финансовом отношении эта замена явно неравнозначна.

Перспективы российского туризма заключаются также в развитии совсем нового направления - экотуризма, основанного на путешествиях по национальным паркам. В России такой практики пока нет, так как россиянам трудно определить, чем отличается этот вид туризма от простой прогулки по парку. В основном экотуры совмещают в себе езду на велосипеде, проживание в палатках, знакомство с фольклором разных народов [9].

Недостаточное освещение направлений внутреннего туризма в СМИ, как на федеральном, так и на региональном уровнях, снижает темпы развития отрасли, затрудняет общение туроператоров с целевой аудиторией, лишает потенциальных отдыхающих возможности получить полную и достоверную информацию об объектах туризма. В силу решающего значения данного фактора для эффективного взаимодействия с аудиторией необходимо уделить особое внимание его развитию для лучшего рекламирования отечественных туристических объектов внутри России и за ее пределами.

Таким образом, на основе вышеуказанных фактов делаем вывод о том, что потенциал развития туристической сферы России огромен, база для этого уже заложена. Российский туристический рынок представлен множеством компаний, количество которых с каждым годом сокращается, но, надо сказать, что качество обслуживания от этого не становится хуже. За счет высокой конкуренции в отрасли любой желающий может выбрать понравившийся ему тур, соответствующий запросам и требованиям, а также рассчитанный под уровень платежеспособности клиента.

Хотя россияне и предпочитают отдыхать за границей, вследствие чего показатели выездного туризма ежегодно увеличиваются, тем не менее активно принимаются меры по развитию внутреннего туризма. Однако для того чтобы показатели внутреннего и внешнего видов туризма уравнялись, необходима параллельная перестройка других отраслей РФ: инфраструктуры, гостиничного бизнеса, транспортной системы и т. д. Только выполнение данного условия позволит России выбиться в лидеры в туристической сфере.

Ссылки:

1. Цит. по: Тайгибова Т.Т. Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России //Актуальные вопросы экономики и управления : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). М., 2011. Т. 2. С. 218-223.

2. Дорохова Н.В. Реалии и перспективы развития регионального туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/referats/334972-realii-i-perspektivy-razvitiya-regionalnogo-turizma-v-rossiiskoi-federatsii (дата обращения: 13.04.2015).

3. Функции туризма [Электронный ресурс] // Студопедия. URL: http://studopedia.ru/3_159745_funktsii-turizma.html (дата обращения: 13.04.2015).

4. Тайгибова Т.Т. Указ. соч.

5. Хасбулатова Б.М. Маркетинг территорий как основной фактор повышения социально-экономического уровня региона // Российское предпринимательство. 2010. № 12 (48). С. 97-101.

6. Туристическая отрасль переживает спад [Электронный ресурс] // Деловые новости. 2015. 16 марта. URL: http://delonovosti.ru/business/2979-turisticheskaya-otrasl-perezhivaet-spad.html (дата обращения: 13.04.2015).

7. Там же.

8. Там же.

9. Тенденции развития туристического рынка России [Электронный ресурс]. URL: http://repetitora.com/tendencii-razvitiya-turisticheskogo-rynka-v-rossii (дата обращения: 13.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.