Научная статья на тему 'Определение приоритетных направлений развития регионального туризма в условиях экономического кризиса'

Определение приоритетных направлений развития регионального туризма в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
120
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / TOURISM MARKET / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ФИРМЫ / TRAVEL AGENCIES / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / OUTBOUND TOURISM / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / HOTEL BUSINESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хасбулатова Барият Меджидовна

Состояние российской туристкой индустрии существенно отстает от зарубежного уровня. Экономический кризис наложил свой негативный отпечаток на развитие туризма в России и в ее регионах. В тоже время кризис обусловил и положительные тенденции, связанные с увеличением внутреннего туристского потока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC CRISIS

The state of the Russian tourist industry lags far behind foreign level. The economic crisis has left its negative mark on the development of tourism in Russia and its regions. At the same time, the crisis has led to positive trends associated with the increase in domestic tourist flow.

Текст научной работы на тему «Определение приоритетных направлений развития регионального туризма в условиях экономического кризиса»

УДК 338.484 БКК 65.433

Хасбулатова Б. М. - к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг и коммерция» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Khasbulatova B. M. — Ph.D.Sci., associate professor of marketing and commerce Dagestan State institute of a national economy

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

DETERMINATION OF PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC CRISIS

Состояние российской туристкой индустрии существенно отстает от зарубежного уровня. Экономический кризис наложил свой негативный отпечаток на развитие туризма в России и в ее регионах. В тоже время кризис обусловил и положительные тенденции, связанные с увеличением внутреннего туристского потока.

Ключевые слова: туристический рынок, экономический кризис, индустрия туризма, туристические фирмы, внутренний туризм, выездной туризм, гостиничный бизнес.

The state of the Russian tourist industry lags far behind foreign level. The economic crisis has left its negative mark on the development of tourism in Russia and its regions. At the same time, the crisis has led to positive trends associated with the increase in domestic tourist flow.

Keywords: tourism market, economic crisis, tourism industry, travel agencies, domestic tourism, outbound tourism, hotel business.

Туризм среди других отраслей непроизводственной сферы национальной экономики в большей степени подвержен воздействию внешних факторов. Следовательно, влияние экономического кризиса на национальную туристическую индустрию не является исключением. Кризис затронул туристическую индустрию не только в национальном, но и мировом масштабе.

В индустрии туризма и гостеприимства постоянно происходят динамичные изменения. Поэтому анализ развития туристского рынка в условиях постоянно меняющейся окружающей среды является наиболее актуальной на сегодняшний день задачей.

Половина населения планеты, так или иначе, вовлечена в сферу туризма, и это несмотря на воздействие природных катаклизмов, всплесков терроризма, различных социально-экономических, политических ситуаций на территориях, привлекательных с точки зрения туризма. Хотя, казалось бы, перечисленные негативные тенденции должны ограничить туристские потоки. Такая устойчивость туризма в значи-

тельной степени обусловлена эластичностью спроса на туристские услуги. Спад в туризме имеет ограниченный характер, что служит подтверждением устойчивости туризма в неблагоприятных ситуациях, опирающейся на постоянную потребность в путешествиях и досуге, что характерно для современных потребителей. Если речь идет о неблагоприятной политической ситуации, то происходит переориентация туристских потоков в другие регионы, формирование новых туристических направлений. Если мы говорим о нестабильной экономической составляющей, то в момент экономического спада спрос на дорогостоящие туры падает, но при этом возрастает количество бюджетных поездок. В то же время туризму присущ социальный характер, так как потребность в путешествиях была присуща людям всегда.

Туризм по своей природе связан с конкретными ресурсами, географическими факторами, региональными особенностями, и для повышения конкурентоспособности региона, целесообразно анализировать становление и развитие туризма с позиций регионального подхода.

Значение туризма наиболее полно проявляется в тех функциях, которые он выполняет в социально-экономической сфере жизнедеятельности современного общества. Среди них выделяются экономическая, социальная, гуманитарная и воспитательная функции. Экономическая функция базируется на таком важнейшем свойстве туризма как его мультипликативный эффект. А действие данного эффекта приводит к созданию значительного количества новых рабочих мест, существенное увеличение налогооблагаемой базы, рост доходов населения. Кроме того туризм в современных условиях выполняет важную социальную функцию. Немаловажной является и гуманитарная функция туризма, содержание которой заключается в использовании возможностей туризма для развития личности индивида, тем самым расширяя интеллектуальные способности человека путем познания окружающего мира. Таким образом, туризм в современных условиях представляет собой значимый стимул социально-экономического развития общества, мощный механизм оживления экономики и важнейшее направление ее диверсификации. Все больше и больше повышается интерес к туризму внутри региона. И этот процесс наблюдается не только в нашей стране, но и на западе. Так, в США, население которых можно назвать «активно путешествующим», более 80% поездок приходится на путешествия внутри страны. Для этого созданы все необходимые условия, причем при минимальном участии со стороны государства [1].

В Российской Федерации наряду с интересом к данному направлению, существуют и определенные проблемы. В настоящее время регулирование туризма осуществляется в рамках узкоотраслевого подхода как совокупности деятельности отдельных турфирм. Это не позволяет

рассматривать туризм как средство достижения социального развития, которое оказывает существенное влияние на повышение качества жизни населения региона, рост его доходов. Не менее важной проблемой является отсутствие мощной системы маркетинговой поддержки. Не осуществляется целенаправленное продвижение туристского потенциала региона на внутренний и внешний рынки, создания или улучшения имиджа территории. Немаловажной проблемой является также низкий уровень профессиональной подготовки кадров, работающих в сфере туризма. Важным средством преодоления названных выше проблем может стать разработка и реализация программ развития туристической отрасли на всех уровнях [2].

Компании, которые работают в туристической отрасли, говорят о существенном падении спроса на заграничные поездки. Даже Турция и Египет, в которых количество русских зашкаливало всегда, потеряли в 2014-м до 15-20% клиентов. И это несмотря на то, что многие отели предлагали нашим соотечественникам очень серьезные скидки.

Основной причиной охлаждения россиян к отдыху за рубежом следует признать его значительное удорожание, вызванное девальвацией национальной валюты. Также возросло количество людей, отказывающихся ехать к «буржуям» из принципиальных соображений, но патриотическая гордость была, скорее, вспомогательным фактором.

В результате обвала рубля пострадали не только туроператоры, а и путешественники, сами занимающиеся организацией своих поездок. Выросли цены, как на авиабилеты, так и на проживание с питанием. Тем не менее, в этом сегменте процент выезжающих сократился минимально по сравнению со всеми другими направлениями.

Массовый отказ от путешествий за границу увеличил объем доходов от туристической отрасли в России примерно в полтора раза. С одной стороны, ухудшение международной обстановки существенно снизило положительный эффект от Сочинской Олимпиады, одной из главных задач которой было улучшение имиджа РФ, как гостеприимного государства. С другой, возникшая у многих россиян нелюбовь к Западу стимулировала их отдыхать дома.

Безусловным лидером среди отечественных курортов является Сочи, в котором теперь есть все условия не только для летнего, а и для зимнего отдыха. Прекрасно развитая инфраструктура и солидный номерной фонд дает возможность принимать здесь как обычных туристов, так и участников всевозможных соревнований, конференций и выставок. Повышенной популярностью в 2014-м также пользовалась Анапа, Минводы, Казань и Москва.

С недавнего времени россиян стали намного больше интересовать перспективы развития туристической отрасли в Крыму. Несмотря на

благоприятные прогнозы, 2014 год можно считать для региона худшим за последнее десятилетие, но это можно списать на переходный период. До тех пор, пока не будет налажено полноценное транспортное сообщение с полуостровом, говорить о значительном увеличении потоков отдыхающих не приходится.

Если геополитическая обстановка не начнет разряжаться, туристическую отрасль на протяжении ближайших лет ожидает резкое сокращение «экспорта». К 2016-му количество россиян, выезжающих за границу, может уменьшиться на 5 миллионов человек по сравнению с показателем докризисного 2013 года. Ранее ежегодный прирост в Европу стабильно превышал отметку 10%.

Что касается внутреннего рынка, то здесь все неоднозначно. Переориентация с зарубежных туров на отдых в России, конечно, даст сектору хороший импульс, однако в нынешних экономических реалиях затраты на отпуска и уик-энды будут неизменно сокращаться. Потеря интуристов из ЕС и США компенсируется увеличением посещений из Китая и других азиатских стран, но в финансовом отношении это явно неравнозначная замена.

Перспективы российского туризма заключается также в развитии совсем нового направления - экотуризма. Этот вид туризма основан на путешествиях по национальным паркам. В России такой практики пока нет, так как россиянам трудно определить, чем отличается этот вид туризма от простой прогулки по парку. В основном, экотуры совмещают в себе езду на велосипеде, расширение кругозора, проживание в палатках, знакомство с фольклором разных народов.

В настоящее время очень плохо осуществляется оповещение в средствах массовой информации, как на федеральном уровне, так и на региональном. В перспективах развития российского туризма планируется улучшение этого направления, так как Россия совсем не делает себе рекламы, в отличие от стран с традиционными направлениями.

Таким образом, на основе вышеуказанных фактов, можно сделать вывод о том, что у России огромный потенциал развития туристической сферы, база для её развития уже заложена. Российский рынок представлен множеством компаний, количество которых с каждым годом сокращается, но, надо сказать, что качество обслуживания людей не становится хуже. За счёт высокой конкуренции в отрасли, любой желающий может выбрать понравившийся ему тур, соответствующий всем запросам и требованиям, а также рассчитанный под уровень платёжеспособности клиента. Хотя россияне и предпочитают ездить на отдых за границу, с каждым годом увеличивая показатель выездного туризма, тем не менее, принимаются меры по развитию внутреннего туризма. Однако для того, чтобы показатели внутреннего и внешнего видов туризма

уравнялись, необходима перестройка других отраслей РФ, в частности инфраструктуры, гостиничного бизнеса, транспортной системы и др. Если будут применены все меры, Россия по прогнозам независимых экспертов сможет выйти в лидеры в туристической сфере [3].

Список литературы:

1. Шахшаева Л.М. «Перспективы развития туристического маркетинга в Республике Дагестан» //сборник материалов Международной конференции «Маркетинг: реальность и взгляд в будущее», г. Варна, Болгария.

2. Хасбулатова Б.М. «Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентной устойчивости региона» //сборник материалов международной конференции «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», г. Махачкала.

3. Хасбулатова Б.М. Маркетинг территорий как основной фактор повышения социально-экономического уровня региона // Российское предпринимательство. - 2010. - №12(48). - С.97-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.