♦-♦
Галина Борисовна Бессонова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ЯПОНИИ
В статье анализируются основные направления развития международного туризма в Японии в условиях современной глобализации как части одного из ведущих регионов в сфере торговли туристскими услугами. Особое внимание уделено изучению выездного туризма в Японии, который отличает эту страну от других территорий Азиатско-Тихоокеанского региона. Рассматриваются также некоторые направления государственной туристской политики Японии, направленной на развитие и поддержку внутреннего туризма в стране как приоритетного направления. Сделаны выводы и даны рекомендации по совершенствованию продвижения японского турпродукта на международный рынок, которые позволяют решить существующие проблемы дисбаланса в развитии международного туризма на современном этапе.
Ключевые слова: Япония, выездной туризм, внутренний туризм, туристская политика.
G.B. Bessonova
DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN JAPAN
The paper analyzes the development of international tourism in Japan as a country in one of the leading regions in the field of trade and tourist services in the context of globalization. Particular attention is paid to the outbound tourism in Japan which distinguishes this country from other areas of the Asia-Pacific region. Some of the specific features of the state tourism policy in Japan aimed at the priority development of domestic tourism are considered. The author makes conclusions and recommendations on improving the promotion of Japanese tourism products in the international market that can solve the existing problems of imbalance in the development of international tourism at the present stage.
Keywords: Japan, outbound tourism, domestic tourism, tourism policy.
besson-valent@ya.ru
УДК 338.48(520)
Конец ХХ в. охарактеризовался возникновением такого явления, как глобализация, которая выражается в усилении взаимных связей и зависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни всех стран мира. Основой глобализации является процесс интернационализации мирового хозяйства, которая ведет к развитию международного экономического сотрудничества, его углублению и интенсификации. Наиболее общим показателем роста экономической жизни является рост международной торговли. В этом смысле торговля услугами, в том числе и туристскими, не является исключением. Производство услуг является самой динамичной статьей в структуре ВВП и составляет в развитых странах от 70 до 80% [1, с. 18].
Туризм, как одна из форм международных экономических отношений, приобретает огромные масштабы, и его доля в структуре мирового экспорта услуг неуклонно возрастает, что сказывается на увеличении международных туристских прибытий, которые составили, по данным ВТО, на конец 2014 г. 1 млрд 87 млн человек.
Особенностью глобализации является и регионализация глобальной экономики, о чем свидетельствует неравномерное увеличение числа туристов по регионам мира. Так, М. Кастельс выделяет три региона в сфере торговли международными туристскими услугами: Северная Америка, Европейский союз и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в котором темпы роста туристских прибытий в несколько раз превышают темпы роста в Европе и Америке [2, с. 117]. Мировой экономический кризис и другие геополитические процессы приостано-
вили темпы роста МТП в данном регионе (на начало 2015 г. - 6% роста), а в Европе и США - соответственно 5 и 4% (по данным Ш^О).
Особое место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наряду с Китаем, Сингапуром, Южной Кореей и другими странами, принадлежит Японии. Японская индустрия туризма является одной из самых развитых в мире. Япония вместе с другими державами во многом определяет новые тенденции развития рынка туруслуг, принимает участие в создании глобальных союзов и стратегических альянсов в различных сферах туриндустрии, на рынке авиапутешествий, а также в системе онлайн-бронирования турпродукта. На мировом рынке Япония славится колоссальным преобладанием выездного туризма над въездным, а японский путешественник считается самым «расточительным».
Японское правительство в период с 1987 по 1991 гг. реализовывало специальную программу «Десять миллионов», которая ставила своей целью увеличение выезжающих за границу туристов в два раза (с 5 млн человек до 10 млн человек) и затрат на заграничные путешествия до 20 млрд долл. Такое уникальное направление туристской политики государства, казалось, может нанести огромный ущерб экономике страны, но оно стало возможным, благодаря положительному балансу внешней торговли. Кроме того, японское правительство преследовало важную политическую задачу - изменение негативного имиджа страны, приобретенного в ходе Второй мировой войны. Поставленные задачи были успешно выполнены: в 1990 г. число заграничных по-
♦
♦
ездок превысило 10 млн, а затраты на туризм составили 22,5 млрд долл. [4].
В начале XXI в. наметилось некоторое замедление выездных потоков из Японии. Японские туристы, например, стали реже выезжать в США из-за теракта в 2011 г., а также в арабские страны и Юго-Восточную Азию. С точки зрения безопасности, японцев стал больше привлекать российский Дальний Восток: в период с 2011 по 2013 гг. поток туристов из Японии вырос в несколько десятков раз.
Учитывая глобальные изменения в мировой политике и экономике, японское правительство начиная с 2003 г. стало реализовывать новый проект, который был направлен уже на развитие въездного туризма в Японию. Цель - увеличение потока прибывающих туристов вдвое: с 5 млн человек в 2003 г. до 10 млн человек к следующему десятилетию. Япония учла в своей маркетинговой стратегии тот факт, что основная часть въездных потоков в Японию образовывается в странах Азии (около 67%), затем США и Европе (15,3%), доля России составляет 0,9%, а Австралии и Океании - 4%. Таким образом, японские туроператоры предложили рынку туристский продукт, который отражал предпочтения именно этих регионов и стал недоступен основной массе туристов из России из-за высокой цены на авиабилеты, проживание, питание и транспорт внутри Японии [3, с. 305]. Следует отметить, что 90% иностранных туристов, въезжающих в Японию, проводят в стране не более двух недель по причине высокого уровня внутренних цен в стране. По данным на 2007 г., среди лиц, прибывающих в Японию с туристическими целями на срок от 2 дней до 2 месяцев, преобладают индивидуальные туристы (около 70%), основную массу которых составляют европейцы и американцы. В состав туристских групп, где цена поездки дешевле, входят китайцы и тайваньцы (54-55%) [3, с. 306]. Следует сказать, что в Японии продвижение национального турпродукта на международный рынок - процесс сложный и трудоемкий. Это задача не только туроператоров, но и всего государства в целом: к работе привлекаются японские фирмы других профилей, работающие за рубежом, и дипломатические службы. Туроператоры выездного туризма имеют прямые контакты с министерством иностранных дел, а туристы, выезжающие за рубеж, могут напрямую связываться с сотрудниками дипломатических структур, если возникают существенные проблемы. Представители японского турбизнеса также предпочитают работать только с надежными, проверенными партнерами, чтобы сократить свои риски до минимума. Одним из таких российских партнеров является «Интурист», который был создан еще в 1929 г.
Японское правительство, желая привлечь туристов на свою территорию, упрощает процедуры выдачи виз для иностранных граждан. В частности, с Россией в 2012 г. было подписано соглашение, которое касается упрощения виз для представителей бизнеса, работников СМИ и ученых, но, к сожалению, с февраля 2014 г. эта работа приостановилась из-за событий на Украине.
Международный туризм является одной из отраслей Японии, которые имеют отрицательный баланс доходов и затрат. По доходам от международного туризма страна находится на 31-м месте в мире (3,5 млрд долл.). Что касается доли поступлений от торговли туристскими услугами, то она составляет всего лишь 5%. Однако при этом Япония занимает четвертое место в мире по тратам
на международный туризм (26, 5 млрд. долл.) и второе место после Германии по величине сальдо пассивного баланса доходов и затрат на международный туризм (Япония - 23 млрд долл., Германия - 29 млрд долл.) [5].
Тем не менее правительство Японии продолжает уделять туристской отрасли особое внимание как приоритетной в экономике страны. В 2008 г. при содействии правительства Японское агентство по труизму обнародовало план дальнейшего развития туризма и создания нации, ориентированной на туризм. Этот план был рассчитан до 2015 г. и учитывал такие социально-экономические факторы, как низкую рождаемость в стране, стареющее общество и национальный долг, составляющий 170% ВВП. План должен был активизировать развитие технологий и вовлекать большое количество людей в продвижение туризма в стране, что дает возможность оживить экономику некоторых регионов страны и увеличить количество рабочих мест. Правительство при премьер-министре Хатояма, который пришел к власти в 2009 г., по-прежнему рассматривает туризм как наиболее перспективную отрасль развития экономики страны [4].
Повышение туристской привлекательности Японии является одной из главных задач правительства, которое рассчитывает, что к 2030 г. количество въезжающих туристов должно увеличиться до 30 млн человек, для чего будет принят ряд специальных мер. Прежде всего, это касается увеличения капиталовложений в индустрию туризма, обеспечение мер по повышению качества обслуживания и дальнейшее снижение требований к визовому режиму.
По данным Японской национальной туристской организации (ЛИТО), в 2014 г. Японию посетили 13,41 млн иностранных туристов, что стало рекордным показателем за последние 50 лет. При этом туристский поток из России вырос на 6% и составил 64 тыс. человек, что превысило показатель 2013 г. на 5,9%. Россия занимает теперь 18-е место в общем туристском потоке Японии [5].
Предстоящие Летние Олимпийские игры, которые пройдут в Японии в 2020 г., также будут способствовать привлечению большого количества туристов в страну и увеличению доли прибыли от туризма. Правительству страны необходимо решить ряд серьезных задач, направленных на устранение некоторых причин, которые мешают туристам из многих стран приезжать в Японию, а именно: а) снижение цены туристского продукта; б) предоставление легкодоступной информации для основной массы туристов не только на японском, но и на английском, французском и других языках; в) отмена или упрощение визового режима.
Решение перечисленных задач позволит устранить большую проблему, существующую в японском международном туризме до сих пор: огромный дисбаланс между выездным и въездным туризмом. До настоящего времени туристов из Японии выезжает гораздо больше, чем приезжает в страну. Японию можно назвать уникальной туристской дестинацией, которая обладает огромными достоинствами: благоприятные природно-климатические условия, уникальная самобытная культура с большим количеством историко-архитектурных памятников, политическое положение страны достаточно стабильно, а экономическая политика направлена на развитие туристской инфраструктуры. Кроме того, Япония является страной, безопасной для туризма, что особенно привлекательно для людей. Все эти факторы