Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ГЕОГРАФИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ИЗ ПЕРМСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ'

ТЕНДЕНЦИИ И ГЕОГРАФИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ИЗ ПЕРМСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ОРГАНИЗОВАННЫЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРАГЕНТСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лимпинская Алла Андреевна

Рассматриваются функциональные особенности туроператоров и турагентств на региональном уровне, их роль в трансформации выездного турпотока региона в условиях современных политических и экономических вызовов. Целью исследования являются выявление тенденций развития международного туризма из Пермского края, определение стран, вызывающих туристский интерес дальнего зарубежья, и обоснование выбора мест отдыха в них с максимальным учетом предпочтений жителей региона. На основе мониторинга международных полетных программ, сведений, полученных из опросов жителей и профессионалов туризма и др., определены группы туроператоров по выездному туризму края и особенности их участия в формировании турпотока, выделены основные тенденции развития организованного выездного туризма, представлен портрет международного туриста из Пермского края. Результатом исследования стало обоснование перспективности выбора туроператорами направлений отдыха на примере стран Востока, ориентируясь на предпочтения жителей Пермского края. Предложена авторская методика выбора дестинаций на основе расчета коэффициента предпочтительности места отдыха (PHD - Preference of holiday destination). Факторы выбора предпочтительных мест объединены в три блока - доступности, ресурсно-инфраструктурные и климатические, каждый из которых детально конкретизирован. Предложена систематизация факторов по значимости показателя оценивания - приоритетные, корректирующие и редко определяющие выбор. Приведена формула PHD. Для сохранения выездного международного туризма как массового доступного населению края необходима линейка чартерных туров из Перми с географическим упором на указанные в статье базовые направления и места, отвечающие запросам регионального туриста. Оценку сравнительной предпочтительности отдельных мест отдыха следует рассматривать как ориентир в определении приоритетов при заключении договоров туроператорам с поставщиками туристских услуг, презентаций для турагентств и использовать для других регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRENDS AND GEOGRAPHY OF ORGANIZED OUTBOUND INTERNATIONAL TOURISM FROM THE PERM REGION IN THE CONTEXT OF MODERN CHALLENGES

The paper studies functional peculiarities of tour operators and travel agencies at the regional level and their role in the transformation of the outbound tourist flow in the context of modern political and economic challenges. The research aims to identify trends in the development of international tourism from the Perm region, to identify foreign countries of tourist interest, and to justify the choice of holiday destinations in these countries taking maximum account of the preferences of the region’s inhabitants. Based on the monitoring of international flight programs, on data obtained from surveys of local residents and tourism professionals, etc., the groups of tour operators engaged in the region’s outbound tourism and the peculiarities of their participation in the formation of tourist flow were determined, the main trends in the development of organized outbound tourism were revealed, and a portrait of an international Perm tourist is presented. The result of the research is the justification of the prospects of choosing by tour operators, guided by the preferences of the region’s residents, of Eastern holiday destinations. The author proposes her own method of choosing destinations based on the calculation of the PHD (preference of holiday destination) coefficient. The factors for choosing preferred places are grouped into three blocks - accessibility, resource-infrastructure, and climatic factors. A systematization of the factors according to the significance of the evaluation indicator is proposed: the factors are ranked as priority factors, factors correcting the choice, and factors rarely determining the choice. The PHD formula is given. To preserve outbound international tourism as a mass type of tourism accessible to the population of the region, a line of charter tours from Perm is needed with a geographical focus on the basic directions and places indicated in the article as those meeting the needs of the regional tourist. The estimation of the relative preferability of individual holiday destinations within the same direction should be considered as a guideline for tour operators in determining priorities when concluding contracts with counterparties and making presentations for travel agencies, and it should be used for other regions as well.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ГЕОГРАФИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ИЗ ПЕРМСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ»

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ

Научная статья УДК 338.48

ТЕНДЕНЦИИ И ГЕОГРАФИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ИЗ ПЕРМСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

Алла Андреевна Лимпинская

Пермский государственный национальный исследовательский университет, г.Пермь, Россия alla_sid@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8113-7986, SPIN-code: 9125-2460

Аннотация. Рассматриваются функциональные особенности туроператоров и турагентств на региональном уровне, их роль в трансформации выездного турпотока региона в условиях современных политических и экономических вызовов. Целью исследования являются выявление тенденций развития международного туризма из Пермского края, определение стран, вызывающих туристский интерес дальнего зарубежья, и обоснование выбора мест отдыха в них с максимальным учетом предпочтений жителей региона. На основе мониторинга международных полетных программ, сведений, полученных из опросов жителей и профессионалов туризма и др., определены группы туроператоров по выездному туризму края и особенности их участия в формировании турпотока, выделены основные тенденции развития организованного выездного туризма, представлен портрет международного туриста из Пермского края. Результатом исследования стало обоснование перспективности выбора туроператорами направлений отдыха на примере стран Востока, ориентируясь на предпочтения жителей Пермского края. Предложена авторская методика выбора дестинаций на основе расчета коэффициента предпочтительности места отдыха (PHD - Preference of holiday destination). Факторы выбора предпочтительных мест объединены в три блока - доступности, ресурсно-инфраструктурные и климатические, каждый из которых детально конкретизирован. Предложена систематизация факторов по значимости показателя оценивания - приоритетные, корректирующие и редко определяющие выбор. Приведена формула PHD. Для сохранения выездного международного туризма как массового доступного населению края необходима линейка чартерных туров из Перми с географическим упором на указанные в статье базовые направления и места, отвечающие запросам регионального туриста. Оценку сравнительной предпочтительности отдельных мест отдыха следует рассматривать как ориентир в определении приоритетов при заключении договоров туроператорам с поставщиками туристских услуг, презентаций для турагентств и использовать для других регионов.

Ключевые слова: международный туризм, выездной туризм, организованный туризм, региональный туризм, туроператор, турагентство

Для цитирования: Лимпинская А.А. Тенденции и география организованного выездного международного туризма из Пермского края в условиях современных вызовов // Географический вестник = Geographical bulletin. 2023. № 2(65). С. 122-135.

RECREATIONAL GEOGRAPHY AND TOURISM

Original article

THE TRENDS AND GEOGRAPHY OF ORGANIZED OUTBOUND INTERNATIONAL TOURISM FROM THE PERM REGION IN THE CONTEXT OF MODERN

CHALLENGES

Alla A. Limpinskaya

Perm State University, Perm, Russia

alla_sid@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8113-7986, SPIN-code: 9125-2460

Abstract. The paper studies functional peculiarities of tour operators and travel agencies at the regional level and their role in the transformation of the outbound tourist flow in the context of modern political and economic challenges. The research aims to identify trends in the development of international tourism from the Perm region, to identify foreign countries of tourist interest, and to justify the choice of holiday destinations in these countries taking maximum account of the preferences of the region's inhabitants. Based on the monitoring of international flight programs, on data obtained from surveys of local residents and tourism professionals, etc., the groups of tour operators engaged in the region's outbound tourism and the peculiarities of their participation in the formation of tourist flow were determined, the main trends in the development of organized outbound tourism were revealed, and a portrait of an international Perm tourist is presented. The result of the research is the justification of the prospects of choosing by tour operators, guided by the preferences of the region's residents, of Eastern holiday destinations. The author proposes her own method of choosing destinations based on the calculation of the PHD (preference of holiday destination) coefficient. The factors for choosing preferred places are grouped into three blocks - accessibility, resource-infrastructure, and climatic factors. A systematization of the factors according to the significance of the evaluation indicator is proposed: the factors are ranked as priority factors, factors correcting the

© Лимпинская А.А., 2023

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

choice, and factors rarely determining the choice. The PHD formula is given. To preserve outbound international tourism as a mass type of tourism accessible to the population of the region, a line of charter tours from Perm is needed with a geographical focus on the basic directions and places indicated in the article as those meeting the needs of the regional tourist. The estimation of the relative preferability of individual holiday destinations within the same direction should be considered as a guideline for tour operators in determining priorities when concluding contracts with counterparties and making presentations for travel agencies, and it should be used for other regions as well.

Keywords: international tourism, outbound tourism, organized tourism, tour operators, travel agencies, regional tourism

For citation: Limpinskaya A.A. (2023). The trends and geography of organized outbound international tourism from the Perm region in the context of modern challenges. Geographical Bulletin. No. 2(65). Pp. 122-135.

Введение

Современные процессы, происходящие в сфере выездного международного туризма, демонстрируют высокие адаптационные возможности его организаторов (туроператоров -ТО и турагентств - ТА), быстроту их реакции на воздействия внешней среды, о чем свидетельствуют восстановление полетных программ и возобновление турпотока после кризисных ситуаций. В Пермском крае организованный выездной туризм осуществляется по общефедеральной модели, основу которой составляет деятельность крупных ТО, имеющих развитую представительскую сеть и реализующих туры по популярным международным направлениям. Достоинством модели является возможность, несмотря на сложности и ограничения, посетить зарубежные дестинации, покупать туры на условиях и по ценам текущего момента. Как правило, это дорогостоящие турпродукты, которые могут позволить себе только высокообеспеченные люди, поскольку массовые базовые направления отдыха для регионального потребителя практически исчезли из предложения. Политические условия исключают быстрое восстановление поездок во все приоритетные для жителей края направления и страны, как это было до настоящего времени, но адаптация общефедеральной модели под региональные особенности потребления нужна и возможна. Цель исследования -выявить тенденции развития выездного туризма из региона, определить страны туристского интереса дальнего зарубежья с учётом современных вызовов, обосновать выбор мест отдыха в этих странах с максимально возможным учетом предпочтений жителей Пермского края как ориентир формирования полётных программ ТО.

Степень изученности проблемы

На федеральном уровне организационные и пространственные особенности выездного международного туризма достаточно исследованы и интерпретированы авторами, как в период его становления (1993-2013 гг.), характеризующимся активным ростом числа туристских поездок [6; 16; 20; 23 и др.], так и на современном этапе (2014-2021 гг.), когда влияние неблагоприятных факторов внешней среды (чаще всего геополитических и экономических) сказалось на изменении географии и частоте туристских поездок [1; 2; 3; 7; 15; 17 и др.]. Изучены туристские предпочтения россиян и в отношении отдельных международных регионов [5; 9; 13; 14 и др.]. Такие исследования проводятся периодически, изучаются временные промежутки, события, так или иначе повлиявшие на развитие международного выездного туризма, авторы анализируют динамику, географию турпотоков, туристские предпочтения, дают оценку ситуации и описывают перспективы развития. За основу исследований взяты статистические данные о количестве выездных туристских поездок.

Особенности пространственного выбора жителей отдельных регионов страны менее изучены, и чаще всего исследования посвящены приграничным регионам России, так как связи с соседними государствами, в том числе туристские, являются перспективными для развития с целью устойчивого формирования двустороннего туристского обмена [8; 18; 19 и др.]. Что касается внутренних территорий (Пермский край не исключение), то пространственная организация выездного международного туризма слабо исследована, хотя она имеет специфические особенности, а у жителей регионов сложились свои традиции выезда за рубеж, о чем частично изложено в публикациях автора [10; 11; 21; 22].

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

Исследования об участии и роли ТО в организации выездного международного туризма, влиянии на формирование турпотоков встречаются редко. Возникновение их деятельности обусловливают развитием массового туризма и усложнением туристского продукта, аспекты деятельности раскрываются авторами в учебниках и учебных пособиях, но в географических научных работах организационные особенности международного выездного туризма практически не освещены. Коммерческие организаторы туризма играют значительную роль в процессах формирования и трансформации туристского пространства, так как именно благодаря вовлечению ими большого количества людей в туризм и, как следствие, массовости передвижений сформирована современная туристская картина мира. Их деятельность в регионах определяет географию и объем туристских потоков, периодичность выездов и другие пространственные и организационные особенности.

Материалы и методы исследования

Для определения основных тенденций и географии приоритетных направлений выездного международного туризма в ближайшем будущем автором была собрана и проанализирована информация о региональных особенностях формирования выездных туристских потоков из Пермского края. В качестве достоверных сведений о выездах методом отбора определены и выделены следующие источники:

- данные Федеральной службы статистики Российской Федерации в региональном разрезе [26], которые содержат информацию о числе обслуженных туристов в распределении по странам из Пермского края. Автором произведена выборка по Пермскому краю за весь доступный период (2004-2020 гг.), исключены страны, в которые туристы края не выезжали или посещали их единожды. Статистические данные нельзя рассматривать как исчерпывающие, так как информация о туристских организациях и их названиях скрыта; не учтены те, которые фактически осуществляют деятельность по отправке туристов из региона, однако регистрацию имеют за его пределами. Между тем в регионе с 2007 г. присутствуют крупные федеральные ТО [12], отправляющие значительное число туристов за границу, но эти сведения в статистику не включены;

- сведения об обслуженных в аэропорту пассажирах по международным направлениям. Спецификой организации международных полетов из аэропорта г. Перми является преобладание чартерных перевозок над регулярными, а значит, география полетов характеризует преимущественно направленность организованных турпотоков. Сведения об обслуженных пассажирах в аэропорту Б. Савино г. Перми [25] публикуются на официальном сайте аэропорта, а также на других новостных порталах. Предоставление сведений не систематическое, однако, исходя из длительного исследования темы, автором собраны данные за период с 2008 по 2021 г., опубликованные в свободных Интернет-источниках. Сведения о числе обслуженных пассажирах по отдельным направлениям отсутствуют;

- данные мониторинга полетных программ туроператоров, реализующих туры по международным направлениям из региона. Анализ полученных данных за период с начала 90-х гг. по 2021-2022 гг. позволил не только дать представление об особенностях распределения массовых потоков туристов из региона в пространстве и во времени, но и исследовать продуктовую специфику ТО, роль отдельных участников рынка в организации выездного туризма из Пермского края. Дополнительными источниками о содержании полетных программ послужили профессиональные страницы сайтов ТО, экспертные интервью руководителей региональных представительств;

- сведения, полученные путем проведения социологических опросов жителей региона и профессионалов туристского бизнеса. В рамках анализа приоритетных направлений международного туризма в ПК проведены Интернет опросы «Туристские предпочтения жителей Пермского края» через адресные рассылки анкет, созданные с помощью сервисов Бито и БосюШх среди:

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

- населения региона в период с 13.01-02.02.2016. Получены ответы 406 респондентов. Выборка для генеральной совокупности 3 млн чел. с доверительной вероятностью 95%, доверительным интервалом 5% составила 384 чел;

- профессионалов туризма Пермского края в период с 27.08.2018-17.01.2019. Получены 89 ответов, выборка для генеральной совокупности составила 400 чел. (справочник 2ГИС), с доверительной вероятностью 95%, доверительным интервалом 9%.

Цель опросов: выявить приоритетные направления международного туризма для жителей региона, влияние международной обстановки на выездную активность, величину расходов на отдых за рубежом, удовлетворенность предлагаемой перевозчиками географией полетов из места проживания; описать портрет регионального выездного туриста; определить тенденции развития выездного международного туризма из ПК. Программа опросов включала 14 вопросов, отражающих его цель: 5 открытых и 9 закрытых.

Выбор времени проведения опросов (2016 и 2018-2019 гг.) не случаен и имел цель выявить первоначальную реакцию потребителей на кризисную ситуацию в туризме (20142015 гг.) и изменения в ее восприятии при восстановлении выездного туристского потока из региона.

Изучение данных проводилось методом сравнения совпадений\несовпадений ответов на одни и те же вопросы респондентов-туристов и респондентов-профессионалов туризма.

Результаты и их обсуждения

Анализ полученных сведений позволил установить, что к 2013 году количество туристских зарубежных направлений с прямым вылетом из Перми достигло своего непревзойдённого максимума - 2021-го, была сформирована система туристского сбыта из региона. В период с 2014 г. по настоящее время география и объем перевозки определяются кризисными явлениями, внешними международными факторами и ограничениями; деятельность по выездному туризму в регионе осуществляют две группы ТО - массовых направлений и специализированные (табл. 1).

Таблица 1

Деятельность туроператоров по выездному международному туризму в регионе Tour operators' activities in the region in the field of outbound international tourism

Группа ТО Основное содержание деятельности Организационные аспекты деятельности География туров Название ТО

ТО массовых направлен ий Организация чартерных туров с минимальным набором включенных услуг в турпакет (перелет, проживание, трансфер, страховка) Имеют свою развитую представительскую сеть в России и за рубежом, собственные авиакомпании, отели; многие включены в международные холдинги Массовые международные направления: Турция, Египет, Таиланд, Вьетнам, Индия, ОАЭ Кипр, Болгария, Тунис, Греция Pegas Touristik, Coral Travel, Sunmar, Anex Tour, Библио-Глобус, Fun&Sun (TUI)

ТО специа-лизиро-ванные Организация туров, ориентированных на уникальность; формирование многопрофильных туров Сотрудничают с крупными международными и российскими авиаперевозчиками системно на взаимовыгодных условиях; используют преимущественно GDS Определена индивидуальными запросами туристов по направлениям, которые не охвачены массовыми операторами (остаточный принцип), с неограниченной географией ВедитурГрупп, Pac Group, Русский Экспресс, Европорт

Охарактеризуем особенности их участия в формировании выездного организованного турпотока региона:

- специализированные туроператоры (ВедитурГрупп, Pac Group, Русский Экспресс, Европорт) создают предложение для жителей края преимущественно по индивидуальным запросам, используя регулярную авиаперевозку или динамическое пакетирование -технологию, позволяющую в режиме реального времени формировать любой интересующий турпродукт без специальных знаний, в удобном и интуитивно понятном интерфейсе. Технология даёт возможность широкого выбора авиаперевозчиков по всему миру, отелей из нескольких сотен тысяч, дополнительных услуг (аренды автомобиля или др. вида транспорта, экскурсий, спи пас и пр.). До пандемии на базе системы умного динамического пакетирования региональное представительство ТО Pac Group сформировало различные

Рекреационная география и туризм Лимпинская A.A.

варианты туров на стыковочных рейсах из Перми в несколько десятков стран: Австрию, Азербайджан, Андорру, Бельгию, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Германию, Грецию, Израиль, Индонезию, Ирландию, Испанию, Италию, Катар, Китай, Кубу, Люксембург, Мальдивы, Мальту, Нидерланды, Норвегию, ОАЭ, Португалию, Словению, США, Таиланд, Турцию, Францию, Черногорию, Чехию. Такой подход к формированию турпродукта операторами способствует расширению функций ТА, позволяет не только осуществлять продвижение и продажу готовых туров, но и создавать свои продукты для удовлетворения любых индивидуальных запросов потребителей;

- туроператоры массовых направлений (Pegas Touristik, Coral Travel, Sunmar, Anex Tour, Библио-Глобус, Fun&Sun) формируют турпродукты с минимальным набором услуг: чартерные авиаперелеты из Перми, проживание, питание, трансфер, страховка; отдают предпочтение имеющим выход к теплому морю местам отдыха, где цены на развлечения, экскурсионное обслуживание и др. траты туристов относительно невысокие. Такое наполнение турпродукта делает его доступным по цене и универсальным, подходящим для разных целевых сегментов. Так, по сведениям турфирм, туристы приобретают туры более чем в 70 стран мира ежегодно [26], но абсолютное большинство путешественников (от 61 до 90% в год) выбирают страны с прямой (преимущественно чартерной) авиаперевозкой из Перми (табл. 2), географическая направленность и число которых определяется этой группой ТО.

Таблица 2

Число туристов, отправленных из Пермского края по зарубежным направлениям в 2013-2021 гг. (чел./год). Сост. автором по [26] Tourists sent from the Perm region to foreign destinations in 2013-2021 (people/year) Comp. by the author from [26]

Страна Год

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Болгария 1650 1838 464 1704 1495 1163 917 48 24

Вьетнам - - - 3019 6745 5392 3245 706 19

Германия 1773 298 107 168 199 306 214 14 1

Греция 4792 4108 1712 5909 6072 5271 3201 132 163

Грузия - - - 60 173 1242 1786 35 80

Египет 11567 13023 7804 49 86 150 497 59 11697

Израиль (перелет в а/п Акаба, Иордания) 2518 206 85 118 146 160 112 11 29

Индия 3815 1890 1026 2986 4399 3165 2796 700 59

Испания 3595 3262 1022 1768 1448 1563 1357 68 -

Италия 3623 1733 548 1537 1098 1202 1331 110 -

Кипр 2580 2191 1120 4704 4200 2630 3510 184 3555

Китай 1985 912 115 811 1568 994 2036 238 13

ОАЭ 3386 2266 760 1041 2977 3186 3320 1331 4421

Таиланд 10154 4039 1951 5364 9120 8695 5630 1308 59

Тунис 3814 871 297 4894 10491 9008 3259 143 108

Турция 20769 19372 11386 5477 59334 79596 44606 16180 42359

Черногория 1444 1617 1095 1058 280 276 226 18 12

Чехия 2993 2130 569 1063 1061 1075 1408 322 -

Всего по зарубежным странам 112098 65405 33402 46136 116537 133043 85143 23961 71408

Всего по чартерным направлениям (% туристов от общего числа) 61,8 90,6 80,4 76,1 90,0 89,7 87,3 82,5 86,9

Примечание: серым цветом отмечены чартерные направления из Пермского края. Note: charter destinations from the Perm region are marked in gray.

Согласно представленным в таблице данным (табл. 2), базовыми направлениями являются морские курорты Турции и Египта (вновь появившегося в линейке операторов в 2021 г). Число туристов, отправленных в эти две страны в разные годы, составляло от 36% (2013 г.) до 75% (2021 г) общего числа организованных выездов. Среди других востребованных направлений до 2022 г. преобладали летние - Кипр, Болгария, Тунис, Греция и зимние - Таиланд, Вьетнам, Индия и ОАЭ. Туристы демонстрируют высокую заинтересованность в чартерных турах по зарубежным направлениям и в кризисные периоды, и в условиях ограниченного выбора. Так, в 2021 г., когда из-за пандемии СОУШ-19 были доступны только 4 направления (Кипр, Турция, Египет, ОАЭ), число туристов по ним составило 62 тыс., что лишь на 16,5% меньше в сравнении с 2019 г., когда жители края могли выбрать 11

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

стран с прямой перевозкой из Перми.

Обобщая изменения, происходящие в организованном международном туризме из региона в пространстве и во времени, а также, учитывая ранее выявленные автором туристские предпочтения жителей региона и особенности выбора международных туристских продуктов, можно выделить следующие тенденции его состояния и дальнейшего развития:

- существует и будет сохраняться устойчивая потребность жителей региона в международных выездах по уже освоенным направлениям, туры по которым универсальны, доступны по цене и характеристикам, о чем свидетельствуют заполняемость рейсов по международным направлениям, быстрота восстановления турпотоков после преодоления кризисных ситуаций как в прошлые периоды, так и в настоящее время;

- туристский выбор останется ориентированным на отдых на морском побережье с минимальными затратами в месте отдыха или включенным питанием в пакет услуг. Это подтверждают как география базовых выездных направлений из региона, так и содержание турпродукта по ним;

- сложился портрет международного туриста из ПК1, в основу которого положены сложившиеся за исследуемый период особенности факторов выбора мест путешествий, характер туристских запросов, содержательные характеристики турпродуктов;

- приобретают устойчивый характер изменения в работе региональной системы туристского сбыта (ТО, ТА) в связи с использованием цифровых технологий. Утвердилась практика использования систем динамического пакетирования при обработке индивидуальных, нетипичных запросов туристов;

- уменьшается количество массовых туров из региона доступных по цене и содержанию входящих в них услуг. За последние 9 лет количество туристских направлений из региона на базе прямой чартерной перевозки сократилось более чем в 4 раза.

Сокращение числа выездных направлений из региона в текущее время связано с необходимостью ТО пользоваться услугами зарубежных перевозчиков и является вынужденным, а значит, география полетов из края в перспективе будет расширяться, но набор базовых направлений требует пересмотра.

Реальной перспективой сохранения массового международного выездного туризма из региона с учетом доступности и предпочтений его жителей является установление более прочных и приемлемых в ценовом отношении туристских связей с дружественными нам странами ближнего и дальнего Востока, уделяя при этом внимание подбору в них соответствующих этим требованиями летних и круглогодичных мест отдыха. Заметим, что нужно остановить свой выбор на освоенных пермяками тур. направлениях, ориентируясь на их сложившиеся предпочтения. Учитывая уже сформированные базовые направления выездного туризма и современные вызовы, наиболее перспективными дестинациями будут Таиланд, Вьетнам, Индия и ОАЭ. В будущем для расширения географии можно рассматривать и другие ближне- и дальневосточные направления - Шри-Ланка, Китай, Катар, Бахрейн.

Нужно подчеркнуть, что туристская дестинация - это не только международное направление (страна) турпотока, но и место пребывания, где турист проводит большую часть времени в отпуске, которое является целью его путешествия и определяется по ряду характеристик, максимально соответствующих его предпочтениям. Понятие дестинация

1 Международные туристы из Пермского края - это молодые люди в возрасте 24-35 лет, состоящие в браке, имеющие детей в возрасте до 12 лет. Нуждаются преимущественно в пассивном отдыхе на теплом морском побережье с детьми или друзьями. Выбор тура делают в пользу одного и того же направления/страны, если даже единожды там были, но остались довольны. Требовательность к комфорту отдыха не высокая, но желательно, чтобы условия размещения включали питание и развлечения, была возможность совмещения отдыха с познавательными выездами для знакомства с местной культурой, историей и пр. Предпочитают покупать тур у проверенных ТА, ТО во избежание организационных сложностей. Активны в сравнении с рыночными предложениями по таким критериям, как цена-качество и собственные впечатления. Одним из ключевых требований к туру считают наличие прямой авиаперевозки, даже если она составляет более 8 ч. Географические приоритеты выбора тура - страны Европы, Азии, значительно реже - Америки.

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

наиболее согласуется со стационарными видами туризма, у которых основной район путешествия «локализуется», в том числе к ним относится и пляжный [4]. Для взаимовыгодных и устойчивых туристских связей в будущем, а также в условиях действующих ограничений авиаперевозок необходимо определить не только «дестинации-направления», но и «дестинации-места отдыха», наиболее соответствующие предпочтениям региональных потребителей.

Решение поставленной задачи предлагаем осуществить путем расчета коэффициента предпочтительности выбора места отдыха (PHD - Preference of holiday destination) на основе системного суммирования факторов предпочтительности мест отдыха и показателей их оценивания в баллах (формула):

где PHD - коэффициент предпочтительности выбора места отдыха; С - балл n-го показателя оценивания; S - коэффициент значимости n-го показателя оценки: Si - приоритетные, S2 - корректирующие выбор, S3 - редко определяющие выбор.

Факторы выбора предпочтительных мест отдыха (C) объединены в три блока -доступности, ресурсно-инфраструктурные и климатические (табл. 3,4,5). В каждом блоке факторов определены показатели оценивания и шкала их оценки в баллах, где высший балл присваивается наилучшему показателю по данному фактору выбора места отдыха, а низший балл - наихудшему. По значимости показатели оценивания выделены в 3 группы: приоритетные (Ci—e: способ доставки, вид тура, цена тура, размещение и питание, пляжи, продолжительность пляжного сезона) - коэффициенты значимости Si - 5, б; корректирующие выбор (С7—10: визовый режим, время трансфера до места размещения, продолжительность периода с осадками/экстремально высокими температурами; вероятность стихийных бедствий) - S2 — 3, б и редко определяющие выбор (С11—12: экскурсии и досуг, ежедневные траты в месте пребывания) - S3 - 2, б. Эти коэффициенты отражают роль отдельных факторов в выборе туристской дестинации региональным туристом. Разделение их на группы по значимости составлены на основе рейтинга факторов выбора мест путешествий туристами Пермского края по результатам опросов, а также с учетом характеристики востребованных жителями турпродуктов и региональных традиций выезда за рубеж. Согласно ответам профессионалов туризма, выбор мест отдыха определяют: «вылет из Перми», «наличие моря и солнца» и «цена тура», остальные факторы (международная обстановка, желание побывать в новом месте, экскурсионные возможности и пр.) отмечают лишь 17% опрошенных. Полученные данные подтверждаются ответами туристов. На вопрос о приоритетных факторах выбора места отдыха 66,8% опрошенных ответили, что предпочитают отдыхать там, где есть море и солнце. Имеет значение для путешественников прямой авиаперелет: при его наличии 46,8% опрошенных летали бы чаще; и лишь 14%, летая с пересадками, не считают этот фактор выбора весомым при принятии решении о поездке. Восприятие ценового ценза туров оказалось следующим: на 10-дневный отдых за рубежом 30-50 тыс. руб. на одного человека готовы потратить почти половина респондентов, не более 30 - 28,1%, 50-70 - 17 %, более 70 только 5%. Профессионалы указывают более высокий уровень фактической востребованности туров в диапазоне 30-50 тыс руб. - 74,2%. Перечисленные позиции легли в основу выделения приоритетных факторов выбора отдыха. В случае, если совокупная оценка показателей приоритетных факторов будет минимальной, переориентация на другое направление или отказ от путешествия характерны для преимущественного большинства туристов региона. Список этих факторов нельзя назвать исчерпывающим, учитывая региональные традиции выезда за рубеж и характеристики реализуемых турпродуктов, остальные факторы отнесены к группам корректирующих и редко определяющих выбор туристов. По мнению автора, менее всего при выборе турпродукта туристами учитываются траты в месте пребывания и организация экскурсий и досуга, так как туристы склонны выбирать те средства размещения, которые уже включают питание и развлечения. Это подтверждает многолетний приоритетный

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

выбор выезжающих туристов Пермского края в пользу отдыха на курортах Анатолийского побережья Турции, чья инфраструктура отвечает подобным требованиям. Систематизация факторов в три блока - доступности, ресурсно-инфраструктурные и климатические (табл. 3, 4, 5) и выделение среди них приоритетных, корректирующих и редко определяющих выбор дает возможность составить более полное представление о предпочтительности места отдыха путем расчета предлагаемого коэффициента.

Определение и оценивание факторов регионального выбора туристами предпочтительных мест отдыха.

Таблица 3

Показатели оценивания факторов доступности места отдыха Indicators for assessing the factors of the holiday destination's accessibility

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы доступности / показатели оценивания (C) Балл

Способ доставки (Ci):

Прямой рейс из Перми 5

Прямой рейс из Екатеринбурга, Москвы 3

Стыковочный рейс из Екатеринбурга, Москвы 1

Вид тура (C):

- туры из Перми (чартерная программа) 5

- туры из Екатеринбурга, Москвы (чартерная программа, блоки мест) 4

- динамический пакет из Перми 3

- динамический пакет из Москвы 2

- индивидуальный запрос 1

Цена тура, 7-10 н (тыс. руб./чел) (C3):

- 30-50 5

- 50-70 4

- 70-100 3

- 100-150 2

- 150 и выше 1

Визовый режим (C):

- без визы 5

- по прилету 4

- электронная 3

- в паспорт 2

Трансфер до места размещения (час) (Ca):

- до 2 5

- 2-3 4

- 3-4 3

- 4-5 2

- более 5 1

Показатели фактора доступности места отдыха отражают время и деньги, затрачиваемые туристами до того, как они окажутся на курорте и включают продолжительность и способ доставки, вид и цену тура, визовый режим, а также трансфер до места размещения. Приоритетным для регионального туриста будет то направление отдыха, куда не нужна виза, сформированы туры из Перми на прямой авиаперевозке по цене, не превышающей 50 тыс. руб., и трансфер до места размещения не займет более 2 ч.

Особенностью данного блока факторов является их изменчивость: полетные программы операторов формируются на летний и зимний сезоны, и оценивание показателей должно проводиться не реже двух раз в год, а в периоды нестабильности частота оценки может быть увеличена. Цены туров изменяются в динамике, зависят от спроса, курсовых колебаний, но определение средней цены, вне периодов пика или спада спроса, возможно, однако должно проводиться не реже одного раза в год. Визовый режим пересматривается странами без определения сроков, поэтому пересчет его оценки необходимо осуществлять в случае изменений такового. Время трансфера до места размещения стабильно при условии, что не меняется аэропорт прилета туристов, поэтому оценку уместно актуализировать после формирования ТО полетных программ дважды в год. Показатели оценивания факторов в ресурсно-инфраструктурном и климатическом блоках относительно стабильны и не требуют постоянной актуализации и пересчета (табл. 4, 5).

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

Таблица 4

Показатели оценивания ресурсно-инфраструктурных факторов выбора места отдыха Indicators for assessing the resource-infrastructure factors of choosing the holiday destination

Ресурсно-инфраструктурные факторы / показатели оценивания Балл

Размещение и питание (C4):

- отель, питание включено в проживание (FB, All, UAll) - большая территория/расширенный комплекс дополнительных услуг - досуг для взрослых и детей - первая береговая линия 5

- отель/апартаменты; выбор типа питания (RO, BB, HB, FB, All) - большая территория/расширенный комплекс дополнительных услуг - море в шаговой доступности/организован трансфер 4

- отель; выбор питания ограничен до HB, - отсутствие территории/набор доп. услуг ограничен - до моря пешком/трансфер не более 30 мин 3

- отель; выбор питания ограничен до BB, - отсутствие территории и включенных услуг, - до моря пешком/трансфер не более 30 мин 2

Пляжи (Cs):

- оборудованные песчаные, инвентарь включен в цену турпакета, немноголюдно, чисто 5

- оборудованные песчано-галечные/галечные/ каменистые, инвентарь за доп. плату, немноголюдно, чисто 4

- оборудованные песчаные/ песчано-галечные/галечные/каменистые, инвентарь за доп. плату, многолюдно, м.б.загрязнено 3

- не оборудованные песчаные/ песчано-галечные, галечные, каменистые пляжи 2

- отсутствие оборудованных пляжей (порт в городе, скальные обрывы) 1

Экскурсии и досуг (Си) :

- привлекательные объекты показа; легкодоступные - умеренный вечерний и дневной досуг 5

- привлекательные объекты показа; доступные (экскурсии 5-10 ч) - умеренный вечерний и дневной досуг/отсутствие мест развлечения/чрезмерно активный досуг 4

- объекты показа относительно привлекательны (не для всех категорий туристов/единичны), ограниченно доступны (экскурсии 10-15 ч) - отсутствие мест развлечения или чрезмерно активный досуг 3

- доступные объекты показа слабо привлекательны, доступность привлекательных, ограничена (экскурсии 10-15 ч подходят не для всех категорий туристов) - отсутствие мест развлечения или чрезмерно активный досуг 2

- доступные объекты показа слабо привлекательны, посещение привлекательных объектов невозможно в рамках экскурсии - отсутствие мест развлечения или чрезмерно активный досуг 1

Ежедневные траты в месте пребывания (на питание, развлечения и пр.) на чел., руб. (Си):

- до 2000 5

- 2000-3000 4

- 3000-5000 3

- 5000-8000 2

- более 8000 1

Блок ресурсно-инфраструктурных факторов включает содержательные характеристики места отдыха туристов, среди них - условия размещения и питания, характеристика пляжей, возможности выезда на экскурсии, проведение дневного и вечернего досуга, ежедневные траты в месте пребывания. Ориентация на пассивный отдых региональных туристов определяет их выбор в пользу средств размещения с включенным питанием и развлечениями на территории отеля, что также позволяет избежать дополнительных трат в месте отдыха. Наличие территории и комплекса дополнительных услуг у отелей, предоставляет возможность не покидать средства размещения в течение всего отпуска, т.е. провести его максимально «лениво». Альтернативой выступает размещение в апартаментах, где туристы могут готовить самостоятельно, комфортно размещаться большими семьями. Для отдыха на море предпочтительны песчаные, оборудованные пляжи, где цена основного инвентаря (лежаков, зонтов) уже включена в цену турпакета. Привлекательность экскурсионных программ определяется посещением необычных, выразительных объектов, интересных для разных категорий туристов (взрослых и детей). Важна их доступность, где наилучшим вариантом будет экскурсия, по продолжительности не превышающая 5 ч, и без специальных требований к туристам (связанных с физической подготовкой, опытом, снаряжением, имеющих ограничения по возрасту, полу и пр.). Туристы ценят умеренный дневной и

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

вечерний досуг: парки развлечений, рестораны с живой музыкой и пр. Чрезмерно активный досуг, создающий дискомфорт из-за скопления большого числа людей, равно как и его отсутствие, в меньшей степени привлекут семейных туристов региона.

Таблица 5

Показатели оценивания климатических факторов выбора места отдыха Indicators for assessing the climatic factors of choosing the holiday destination

Климатические факторы Балл

Параметры показателей:

Продолжительность пляжного сезона (Сб):

- круглогодично 5

- 6-12 мес. 4

- 3-6 мес. 3

- до 3 мес. 2

Продолжительность периода с осадками/экстремально высокими температурами (С9):

- до 3 мес. 5

- 3-6 мес. 3

- более 6 мес. 1

Вероятность стихийных бедствий (тайфуны, цунами, землетрясения и пр.) (См):

- низкая 5

- средняя 3

- высокая 1

Блок климатических факторов оценивает продолжительность пляжного сезона и периода с осадками (экстремально высокими температурами), вероятность стихийных бедствий, что позволяет определить, насколько климатические условия благоприятствуют посещению курорта с целью пляжного отдыха, степень безопасности пребывания.

Представив подробное содержание факторов выбора, принципы оценивания с учетом значимости, определим способы интерпретации полученных результатов, рассчитав максимально и минимально возможный балл коэффициента предпочтительности выбора места отдыха (PHD).

При С = 5 (самая высокая оценка места отдыха по всем параметрам оценки показателей):

пиг\ — 5х(5+5+5+5 +5+5) + зх(5+5+5+5)+ 2х(5+5) _ ..„ FHU ~ 6X5+4X3+2X2 " " "

Пороговое максимальное значение показателя

При С = от 1 до 2 (минимальные баллы по всем параметрам оценки показателей)

pfjn _ 5х(1+1+1+2 +1+2) - Зх(2+1+1+1)+ 2х(1+1) _ « уо 6x5+4x3+2x2 ~

Пороговое минимальное значение показателя

Для достоверности необходима дифференциация оценок, которую можно достичь, изменяя комбинацию методом понижения оценки по каждому показателю на одну позицию. Поскольку оценка показателей в баллах возможна в трех вариантах: «5-4-3-2-1», «5-4-3-2» и «5-3-1», то по ряду показателей минимальный балл достигается при снижении на две позиции. Сохранить же характеристику дестинации как предпочтительной можно при условии понижения оценки для факторов выбора мест с приоритетным коэффициентом значимости (Si) только на одну позицию. В результате получаем промежуточные дифференцированные значения PHD: при снижении оценки на один балл всех факторов - 3,76; на один балл для факторов с коэфф. значимости Si и на два с коэфф. значимости S2, S3 - 2,52 (табл. 4).

Представленные в таблице показатели предпочтительности мест отдыха для пермского туриста следует интерпретировать следующим образом:

PHD = 3,77-5,00 - наиболее предпочтительные;

PHD = 3,28-3,76 - допустимые;

PHD = 1,28-3,27 - нежелательные.

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

Таблица 6

Шкала оценивания предпочтительности мест отдыха для регионального туриста с учетом вариативности набора показателей Scale for assessing the preferability of holiday destinations for regional tourists taking into account the variability of the set of indicators

С Факторы выбора мест отдыха Max Max -1 Max - 1 (Si); -2 (82,3) Min S

Cl Способ доставки 5 3 3 1 Si

С2 Вид тура 5 4 4 1 Si

Сз Цена 5 4 4 1 Si

С4 Размещение и питание 5 4 4 2 Si

С5 Пляжи 5 4 4 1 Si

Сб Продолжительность пляжного сезона 5 4 4 2 Si

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С7 Визовый режим 5 4 3 2 S2

Cs Время трансфера до места размещения 5 4 3 1 S2

С9 Продолжительность периода с осадками/экстремально высокими температурами 5 3 1 1 S2

Сю Вероятность стихийных бедствий 5 3 1 1 S2

Cil Экскурсии и досуг 5 4 3 1 S3

С1 Ежедневные траты в месте пребывания 5 4 3 1 S3

PH 5,00 3,76 3,28 1,28 -

Работоспособность представленного подхода оценивания выбора мест отдыха подтверждается оценкой по четырем базовым туристским направлениям - Вьетнам, Индия, Таиланд и ОАЭ для 25 мест отдыха (табл. 7).

Таблица 7

Сравнительная оценка предпочтительности мест отдыха для регионального туриста в Индии, Вьетнаме, Таиланде и ОАЭ Comparative assessment of the preferability of holiday destinations in India, Vietnam, Thailand, and UAE for the regional tourist

Актуальная ситуация, 2022 г. Моделируемая ситуаг ия

Курорт/показатель С, С Сз С4 С, Сб С/ Сз С9 Сю С,, С,2 PHD, балл Г< С, с С2 с сЗ С4 Cs с сб С/ Сз С9 С„ С,, С,2 PHD, балл

Нячанг(Вьетнам) 1 4 3 3 3 5 5 5 5 1 4 4 3,46 5 5 3 3 3 5 5 5 5 1 4 4 4,00

Фанранг, (Вьетнам) 1 2 2 4 5 5 5 4 5 1 3 4 3,35 5 5 2 4 5 5 5 4 5 1 3 4 4,11

Камрань (Вьетнам) 1 4 3 5 5 5 5 5 5 1 4 4 3,89 5 5 3 5 5 5 5 5 5 1 4 4 4,43

Кандолим (Индия, Сев. Гоа) 5 5 4 4 4 3 3 5 3 3 4 3 3,93 1 4 4 4 4 3 3 5 3 3 4 3 3,39

Бага, Калангут, (Индия, Сев. Гоа) 5 5 4 2 3 3 3 5 3 3 2 5 3,61 1 4 4 2 3 3 3 5 3 3 2 5 3,07

Морджим, Ашвем (Индия, Сев. Гоа) 5 5 4 2 4 3 3 5 3 3 3 5 3,76 1 4 4 2 4 3 3 5 3 3 3 5 3,22

Арамболь (Индия, Сев. Гоа) 5 5 4 2 3 3 3 5 3 3 2 5 3,61 1 4 4 2 3 3 3 5 3 3 2 5 3,07

Колва, Беталбатим (Индия, Юж. Гоа) 5 5 4 3 3 3 3 5 3 3 4 5 3,80 1 4 4 3 3 3 3 5 3 3 4 5 3,26

Маджорда, Уторда (Индия, Юж. Гоа) 5 5 4 3 4 3 3 5 3 3 2 5 3,83 1 4 4 3 4 3 3 5 3 3 2 5 3,28

Кавелоссим, Варка, Бенаулим (Индия, Юж. Гоа) 5 5 3 4 4 3 3 5 3 3 3 4 3,83 1 4 3 4 4 3 3 5 3 3 3 4 3,28

Палолем (Индия, Юж. Гоа 5 5 4 2 3 3 3 5 3 3 3 5 3,65 1 4 4 2 3 3 3 5 3 3 3 5 3,11

Ката, Карон (Таиланд) 5 5 3 4 4 3 5 5 3 3 5 3 4,00 1 4 3 4 4 3 5 5 3 3 5 3 3,46

Патонг(Таиланд) 5 5 3 3 3 3 5 5 3 3 4 3 3,74 1 4 3 3 3 3 5 5 3 3 4 3 3,20

Банг Тао (Таиланд) 5 5 2 5 5 3 5 5 3 3 4 3 4,07 1 4 2 5 5 3 5 5 3 3 4 3 3,52

Дубаи город (ОАЭ) 5 5 4 2 4 4 3 5 5 1 4 2 3,78 1 4 4 2 4 4 3 5 5 1 4 2 3,24

Дубаи Палм Джумейра (ОАЭ) 5 5 2 4 5 4 3 5 5 1 4 1 3,85 1 4 2 4 5 4 3 5 5 1 4 1 3,30

Рас-Аль-Хайма (ОАЭ) 5 5 3 5 5 4 3 5 5 1 3 2 4,07 1 4 3 5 5 4 3 5 5 1 3 2 3,52

Шарджа (ОАЭ) 5 5 4 4 4 4 3 5 5 1 3 2 3,96 1 4 4 4 4 4 3 5 5 1 3 2 3,41

Примечание: зеленым цветом отмечены наиболее предпочтительные места отдыха, желтым - допустимые, красным - нежелательные.

Note: green color indicates the most preferred holiday destinations, yellow - acceptable, red - undesirable.

Высокий балл PHD мест отдыха в Индии (Северный и Южный Гоа), Таиланде (о. Пхукет) и ОАЭ в целом во многом обусловлен доступностью регионов, так как зимой 20222023 гг. по данным направлениям реализуются прямые чартерные рейсы из Перми, сформированы пакетные предложения ТО. Дифференциацию в предпочтительности и разную оценку PHD создают содержательные характеристики мест отдыха региона, расположенных даже в незначительной удаленности друг от друга. При оценке мест отдыха в Индии были

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

получены наиболее низкие результаты, и количество оцениваемых мест было увеличено с целью поиска наиболее подходящих дестинаций для регионального туриста. В результате число отличных по содержательным характеристикам групп дестинаций получилось 8, и оценка PHD по ним варьируется от 3,61 до 3,93, что позволяет делить пляжи на «наиболее предпочтительные» и «допустимые», выделяя приоритетность пляжей Южного Гоа для туристов региона. Выбор для оценки направления Вьетнам (Нячанг) не случаен: регион может рассматриваться как круглогодичное направление, лишен визовых формальностей, активно развивается туристская инфраструктура, туристы края знакомы с этим направлением. На данный момент прямая авиаперевозка в Нячанг (а/п Камрань) не восстановлена в целом по стране, туры из Москвы рассчитаны на непрямых рейсах через Алматы или Ташкент, в ряде случаев только динамически, но даже с учетом этих обстоятельств PHD не преодолевает порог допустимости. Содержательно среди курортов Вьетнама выделяется современный курорт Камрань: на курорте преобладают отели категории 5* на берегу оборудованного песчаного пляжа, лежаки и зонты предоставляются гостям бесплатно, на территории есть развлечения для детей (водные горки, детские площадки и клубы) и взрослых (тренажерный зал, spa-центр и пр.), доступен выбор любого типа питания. Удаленность от Нячанга не более 30 км обусловливает для развлечений и экскурсий доступность, а трансфер комфортным.

Предложенную методику следует рассматривать как инструмент ТО в определении приоритетов при планировании чартерных программ из региона. Используя метод моделирования ситуации, рассчитаем коэффициент PHD в условиях организации полетных программ, противоположных текущим: имитируем наличие прямых чартерных перелетов из Перми и пакетных туров по направлению Вьетнам (Ci, С2 = 5) и отсутствие прямых рейсов из России (Ci=1; С2=4) для Таиланда, Индии и ОАЭ. В предложенных условиях PHD курорта Камрань становится равным 4,43, следовательно, в случае наличия прямых чартерных перелетов и пакетных туров по направлению Вьетнам отдых на курорте был бы наиболее предпочтительным для региональных туристов из всех проанализированных мест отдыха. В условиях ограниченной доступности (Ci=1; Сг=4) курортов Индии, Таиланда и ОАЭ наименьшую оценку получили курорты Гоа (на севере: Бага, Калангут, Морджим, Ашвем, Арамболь, на юге: Колва, Беталбатим, Палолем), их PHD варьируется от 3,07 до 3,26, приравнивая к нежелательным. Помимо ресурсно-инфраструктурных характеристик низкую предпочтительность курортов Гоа обусловливают некруглогодичная сезонность, наличие визовых формальностей.

Дополнительно рассчитаем среднее значение PHD всех курортов Индии, Таиланда и Вьетнама при уравнивании значений показателей Ci, С2, прямой авиаперелет при условии организации чартерных программ из Перми по всем четырем направлениям. В этом случае среднее значение PHD курортов Индии, как туристского направления, равно 3,75, о. Пхукет - 3,93, ОАЭ - 3,91, а Вьетнама - 4,18. Такое соотношение коэффициентов позволяет говорить о приоритетности дестинаций Нячанг, Фангранг и Камрань для жителей региона среди оцененных и дает основание рекомендовать включение рейсов по направлению Пермь-Нячанг в чартерную программу ТО предстоящих сезонов круглогодично и необходимость поиска альтернатив направлению Гоа.

Выводы

Для сохранения положительных тенденций выездного международного туризма как массового, доступного широким слоям населения края, необходимо усиление туристского предложения с ориентацией на подходящий по цене и характеристикам туристский продукт. Для решения этой задачи следует расширять линейку чартерных туров из Перми с географическим упором на базовые направления, актуальные для круглогодичных путешествий, а также вести поиск дестинаций, соответствующих предпочтениям регионального международного туриста в таких странах, как ОАЭ, Вьетнам, Таиланд.

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

Оценка сравнительной предпочтительности отдельных мест в рамках одного туристского направления или среди нескольких нужно рассматривать как ориентир в определении приоритетов заключения договоров ТО с контрагентами-поставщиками. Для создания такого достоверного ориентира исследование предпочтений и их оценка должны проводиться в регионах, откуда производится отправка туристов постоянно и комплексно. Информация о предпочтениях актуальна и для продвижения на региональных рынках отдельных направлений, так как презентация мест отдыха с акцентами на потребительские особенности регионального туриста вызовет его доверие и будет способствовать более интенсивному сбыту турпродуктов. ТА важен с позиций предугадывания потребностей потенциальных путешественников и расширения клиентской базы.

Предложенная методика позволит по результатам оценки сделать обоснованный вывод о предпочтительности туристского направления в целом для региональных туристов, если рассчитанное среднее значение PHD всех мест отдыха, которые планируются по конкретному направлению, будет наиболее высокое. Оценивание предпочтительности мест отдыха полезно для обоснования и других управленческих решений по формированию полетных программ из регионов.

Список источников

1. Деточенко Л.В. Меняющаяся региональная география международного выездного пляжно-рекреационного туризма россиян в зимние сезоны 2014-2016 гг. // Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: мат. Межд. науч. конф. (г. Грозный, 20-25 сент. 2016 г.). Ростов н/Д : Изд-во Южного федер. ун-та, 2016. С. 175-180.

2. Деточенко Л.В. Перспективы и география туристского сезона 2015 г. для российских туристов // Антропогенная трансформация геопространства: история и современность: мат. II Межд.. науч.-практ. конф., г. Волгоград. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. С. 55-60.

3. Деточенко Л.В. Туристская отрасль России в условиях кризисного этапа развития экономики 2014-2016 годов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2017. Т. 19. № 2(39). С. 97-107.

4. ЗыряновА.И. География туризма: от теории к практике: монография. Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. исслед. ун-та, 2018. 416 с.

5. Зюляев Н.А. Анализ взаимных туристских потоков между Россией и странами Евросоюза // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 3(85). С. 48-63.

6. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 256 с.

7. Климова Т.Б., ВишневскаяЕ.В., АноприеваЕ.В. Структура и динамика турпотоков: тенденции и определяющие факторы // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 5. С. 6-18.

8. Козырева К.С. Уровневый подход к позиционированию территории в туризме (на примере Забайкальского края) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2011. № 1(36). С. 90-94.

9. Кульгачев И.П. Туристские обмены России и стран Восточной Азии: состояние и перспективы развития // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 1(9). С. 36-52. EDN YJHHMF.

10. Лимпинская А.А. Адаптация международного туристского предложения к современным запросам потребителей (на примере Пермского края) // География и туризм. 2019. № 1. С. 116-120.

11. Лимпинская А.А. Национальные и региональные тенденции современного развития выездного туризма // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах: мат. Межд. науч. конф. в рамках VIII Ежегодной научной ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов, Пермь, 26 сентября 2017 года. Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. исслед. ун-та, 2017. С. 517-524.

12. Лимпинская А.А. Распределение зарубежных туристских потоков из Уральского региона // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2014. № 1. С. 144-149.

13. Манаков А.Г., Иванов И.А. Динамика туристского обмена России с соседними странами Северной Европы в 20042018 гг. // Псковский регионологический журнал. 2019. №3. С. 128-144.

14. Мечковская О.А. Особенности освоения туристского пространства стран Центральной и Восточной Европы // Вестник БГУ. Серия 2, Химия. Биология. География. 2011. № 2. С. 87-97.

15. ОборинМ.С. Особенности динамики туристских потоков в России // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. № 2(80). С. 75-89.

16. Поклонова Е.В. Международный туризм: методические подходы исследования // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 18. С. 82-90.

17. Рындач М.А. Анализ туристских предпочтений международного и внутреннего туризма РФ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 7А. С. 90-98.

18. Степанова С.В. Приграничный туризм на Северо-Западе Российской Федерации: общие тенденции и особенности развития // Балтийский регион. 2014. № 3(21). С. 132-144.

19. Туризм в приграничных регионах: теоретические аспекты географического изучения / А.П. Катровский, Ю.П. Ковалев, Л.Ю. Мажар, С.А. Щербакова // Балтийский регион. 2017. Т. 9. № 1. С. 113-126.

20. Турченко Е.С. География выездного и въездного российского туризма: анализ динамики и основных направлений в 2002-2012 гг. // Псковский регионологический журнал. 2013. № 16. С. 163-168.

21. Харитонова Н.В., Лимпинская А.А. Зарубежный туристский поток из Пермского края: направления, тенденции, проблемы // Туризм в глубине России: сб. тр. III Межд. науч. семинара. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2014. С. 164-167.

Рекреационная география и туризм Лимпинская А.А.

22. Харитонова Н.В., Лимпинская А.А. Состояние и перспективы выездного туризма в Пермском крае // Географический вестник. 2016. № 2(37). С. 139-147.

23. Чхиквадзе Н.А. Анализ динамики основных статистических показателей развития рынка туристских услуг // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3(22). С. 181-191.

24. Всемирный отчет о рисках [Электронный ресурс]. URL: https://weltrisikobericht.de/ (дата обращения: 30.11.2022).

25. Международный аэропорт Пермь [Электронный ресурс]. URL: https://aviaperm.ru (дата обращения: 1.12.2022).

26. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.11.2022).

References

1. Detochenko, L.V. (2015), Prospects and geography of the 2015 tourist season for Russian tourists, Antropogennaya transformaciya geoprostranstva: istoriya i sovremennost' materials of the II International Scientific Conf, Volgograd, Russia, pp. 55-60.

2. Detochenko, L.V. (2016), The changing regional geography of the international outbound recreational tourism of Russians in the winter seasons of 2014-2016, Faktory i strategii regional'nogo razvitiya v menyayushchemsya geopoliticheskom i geoekonomicheskom kontekste, materials of the International Scientific Conf., Grozny, Russia, 20-25 September 2016, pp. 175-180

3. Detochenko, L.V. Lobanova, N.A. (2017), The tourism industry of Russia in the conditions of the crisis stage of economic development in 2014-2016, Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. T. 19, no. 2 (39), pp. 97-107.

4. Zyryanov, A.I (2018), Geografiya turizma: ot teorii kpraktike: monografiya, Perm. Perm state university.

5. Zyulyaev, N.A. (2019), Analysis of mutual tourist flows between Russia and the EU countries, Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], no. 3(85). pp. 48-63.

6. Putrik, Yu.S. and others (2014), Istoriya turizma: uchebnik [History of tourism : textbook], Moscow, Russia.

7. Klimova, T.B., Vishnevskaya, E.V., Anoprieva, E.V. (2017), Structure and dynamics of tourist flows: trends and determining factors, Servis vRossii iza rubezhom [Service in Russia and abroad], vol. 11, no. 5, pp. 6-18.

8. Kozyreva, K.S. (2011), A tiered approach to the positioning of the territory in tourism (on the example of the Trans-Baikal Territory), Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im N.G. CHernyshevskogo, no. 1(36), pp. 90-94.

9. Kul'gachev, I.P., Lepeshkin, V.A., Mantejfel', E.A. (2017), Tourist exchanges between Russia and East Asian countries: state and prospects of development,Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovayapolitika [International trade and trade policy], no. 1(9), pp. 36-52.

10. Limpinskaya, A.A. (2014), Distribution of foreign tourist flows from the Ural region, Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Biologiya. Nauki o Zemle [Bulletin of the Udmurt University. Biology series. Earth sciences], no. 1, pp. 144-149.

11. Limpinskaya, A.A. (2017), National and regional trends in the modern development of outbound tourism, Rossiya i ee regiony v polimasshtabnyh integracionno-dezintegracionnyh processah: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii v ramkah VIII Ezhegodnoj nauchnoj assamblei Associacii rossijskih geografov-obshchestvovedov, Perm, Russia, September 2017, pp. 517-524.

12. Limpinskaya, A.A. (2019), Adaptation of the international tourist offer to modern consumer needs (on the example of the Perm Region), Geografiya i turizm [Geography and tourism], no. 1, pp. 116-120.

13. Manakov, A.G., Ivanov, I.A. (2019), Dynamics of tourist exchange between Russia and neighboring Nordic countries in 20042018, Pskovskij regionologicheskij zhurnal [Pskov Regionological Journal], no. 3, pp. 128-144.

14. Mechkovskaya, O.A. (2011), Features of the development of the tourist space of the countries of Central and Eastern Europe, Vestnik BGU. Seriya 2, Himiya. Biologiya. Geografiya [Bulletin of BSU. Series 2, Chemistry. Biology. Geography], no. 2, pp. 87-97.

15. Oborin, M.S., Saryan, A.A. (2018), Features of the dynamics of tourist flows in Russia, Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 12, no. 2(80), pp. 75-89.

16. Poklonova, E.V. (2007), International tourism: methodological research approaches, Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice], no. 18, pp. 82-90.

17. Ryndach, M.A. (2018), Analysis of tourist preferences of international and domestic tourism of the Russian Federation, Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], vol. 8, no. 7А, pp. 90-98.

18. Stepanova, S.V. (2014), Cross-border tourism in the North-West of the Russian Federation: general trends and features of development, Baltijskij region [Baltic Region], no. 3(21), pp. 132-144.

19. Katrovskij, A.P., Kovalev, Yu.P., Mazhar, L.Yu., SHCHerbakova, S.A. (2017), Tourism in border regions: theoretical aspects of geographical study, Baltijskij region [Baltic Region], vol. 9, no. 1, pp. 113-126.

20. Turchenko, E.S., Visnapu, T.V. (2013), Geography of outbound and inbound Russian tourism: analysis of dynamics and main directions in 2002-2012, Pskovskij regionologicheskij zhurnal [Pskov Regionological Journal], no. 16, pp. 163-168.

21. Kharitonova, N.V., Limpinskaya, A.A. (2014), Foreign tourist flow from Perm Krai: directions, trends, problems, Turizm v glubine Rossii: Sbornik trudov III Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara, pp. 164-167.

22. Kharitonova, N.V., Limpinskaya, A.A. (2016), State and prospects of outbound tourism in the Perm Region, Geograficheskij vestnik [Geographical Bulletin], no. 2(37), pp. 139-147.

23. CHkhikvadze, N.A. (2011), Analysis of the dynamics of the main statistical indicators of the development of the tourist services market, Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], no. 3(22), pp. 181-191.

24. The official site "Global Risk Report" (2021), available at: https://weltrisikobericht.de/ (Accessed 30 November 2022).

25. The official site "Perm International Airport" (2022), available at: https://aviaperm.ru (Accessed 1 December 2022).

26. The official site "Federal State Statistics Service" (2022), available at: https://rosstat.gov.ru/ (Accessed 15 November 2022).

Статья поступила в редакцию: 16.12.2022; одобрена после рецензирования: 29.12.2022; принята к опубликованию: 23.05.2023.

The article was submitted: 16 December 2022; approved after review: 29 December 2022; accepted for publication: 23 May 2023. Информация об авторе Information about the author

Алла Андреевна Лимпинская Alla A. Limpinskaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

старший преподаватель кафедры туризма, Senior Lecturer, Department of Tourism, Perm State University;

Пермский государственный национальный исследовательский

университет;

614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

е-mail: alla_sid@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.