144
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Социально-экономические исследования
УДК 796.5 А.А. Лимпинская
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ ИЗ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
Рассматривается специфика зарубежного рекреационного пространства Уральского региона на материалах летней и зимней полетных программ аэропортов Кольцово (г. Екатеринбург), Большое Савино (г. Пермь), Балан-дино (г. Челябинск), Уфа (г. Уфа). Цель исследования: выявление специфики распределения зарубежных туристских потоков из Уральского региона на основе анализа различий полетных программ. Рассчитаны объемы перевозки по зарубежным туристским направлениям. На основе анализа объемов и направлений авиаперевозок определены особенности и некоторые причины распределения зарубежных туристских потоков из исследуемого региона. Установлено, что лидером по общему объему перевозки, количеству направлений и путешествий не только в летний, но и зимний период является Свердловская область. Туристы из республики Башкортостан, которая занимает второе место по объему перевозки, проявляют повышенный интерес к странам зарубежной Азии. Предпочтения жителей региона в целом сосредоточены на недорогих пакетных турах с возможностью наименьших затрат на месте пребывания. Рекреационные потоки за рубеж распределены преимущественно среди стран, имеющих выход к морю. География выездного туризма из Уральского региона может быть существенно расширена, если корректировка полетных программ будет основываться на мониторинге распределения туристских потоков, анализе предпочтений населения, учитывающего географические, демографические, этнические, религиозные и другие особенности региона.
Ключевые слова: география выездного туризма, зарубежное рекреационное пространство региона, туристские потоки, туристские предпочтения, полетные программы.
Географические различия регионов России всегда проявлялись в туризме. Специфика ресурсов регионов оказывает влияние на формирование туристского профиля территорий и рекреационные традиции жителей. Особенно это проявляется во внутреннем и въездном туризме и выражается в преобладающих видах туризма, специфичности инфраструктуры, особенностях сезонного спроса и т.д.
В выездном туризме в регионах России наблюдается больше общего, чем различий. Это связано преимущественно с северным расположением государства, удаленностью от теплых морей, с высоким уровнем образования и культуры, высоким по отношению к большинству развивающихся стран уровнем доходов. В связи с этим приморское пляжное направление выездного потока является преобладающим, но и культурно-экскурсионные потребности проявляют себя.
Следует отметить, что и по отношению к выездному международному туризму различия в региональных предпочтениях россиян существуют. Чем дальше друг от друга находятся регионы России, тем, по-видимому, значительней отклонения в географии туристских выездных посещений. Действует принцип близости. Так, например, жители Забайкальского края отправляются отдыхать на берега Желтого моря, где в Китае почти специально для них организована инфраструктурно обустроенная пляжная зона [1]. При этом египетские курорты для читинцев далеки и не так популярны. В связи с большой протяженностью России география выездного туризма в крайних западных (Калининградская область, Санкт-Петербург) и восточных (Сахалинская область, Приморский край) или внутренних (Кировская область) и приграничных (Белгородская область) регионов будут различаться значительно.
На наш взгляд, даже среди соседних регионов есть заметные различия в выездных туристских предпочтениях. Попробуем раскрыть этот тезис на примере четырех субъектов Федерации, расположенных на Урале. Они похожи по размерам территорий и по положению на географической карте, по хозяйственному весу и специализации. Тем интереснее сравнить их выездные потоки для понимания межрегиональных различий и сложившейся организации туристской транспортной системы, в частности, Екатеринбургского транспортного узла.
За последнее время, после кризиса 2008-2009 гг., в стране наметился значительный рост туристских выездных потоков. Исключением не стал и Уральский регион. Анализируя изменения на рынке туризма в посткризисных условиях, можно утверждать, что спрос на зарубежные поездки у росси-
ян не только сохранился, но и возрос. Преодолены такие последствия кризиса путем предпочтения людьми более доступных по цене мест отдыха, не требующих дополнительных затрат в месте пребывания, отказ от индивидуальных туров, снижение турпотока европейского направления и др.
Прогнозы о замещении выездного туризма внутренним и уменьшении количества чартерных рейсов и бронируемых мест в гостиницах [2] не подтвердились: уже в 2011 г. количество выезжающих за рубеж из страны с туристическими целями увеличилось на 15 % [3]. Закономерно задаться вопросами: прослеживается ли данная тенденция на региональном уровне, изменяются ли туристские предпочтения жителей регионов, и каким стало их зарубежное рекреационное пространство в 2012-2013 гг.?
Рассмотрим эти вопросы на примере Уральского региона, взяв за основу анализа полетные программы, осуществляемые из аэропортов Кольцово (г. Ектеринбург), Большое Савино (г. Пермь), Балан-дино (г. Челябинск), Уфа (г. Уфа). Выбор пунктов отправления за рубеж обусловлен такими важными для сравнения факторами, как близкое территориальное расположение, сравнимая численность населения, примерно одинаковый образ жизни. Екатеринбургская, Челябинская области, Пермский край и Республика Башкортостан расположены по соседству, относятся к Уральскому экономическому району. Численность населения городов Екатеринбург, Пермь, Челябинск и Уфа, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., колеблется от 999 до 1350 тыс. человек. Они имеют статус городов-миллионеров. Численность населения данных регионов находится в диапазоне 2634-4315 тыс. человек, нижний предел - Пермский край, верхний - Свердловская область [4]. Согласно информации, приведенной на сайтах исследуемых аэропортов, рост пассажиропотока за 2013 г. в международных направлениях увеличился от 14,5 % (аэропорт «Кольцово», г. Екатерибнург) до 31 % (аэропорт «Уфа», г. Уфа). При видимых сходствах регионы имеют отличия в национальном составе и вероисповедании, в социально-экономическом аспекте, особенностях рельефа и климата и др., что оказывает влияние на мотивацию выбора путешественника.
Авиационный транспорт занимает доминирующее место в перевозках туристов на расстояния свыше 500 км. Практика свидетельствует, что фрахтуемые операторами транспортные средства под определенные направления загружаются не менее чем на 90 % , даже если это достигается путем значительных корректировок цен на туры. Следовательно, объем и география перевозок, установленные на основе полетных программ, вполне достоверно отражают реальные потоки путешественников как по количеству, так и по направлениям.
В анализе зарубежных туристских потоков из региона в 2012-2013 гг. были учтены направления выездного туризма, на базе которых сформированы туры операторами, представленными в регионах (табл. 1). Объемы перевозки по каждому направлению рассчитаны с учетом сезонности (зимний период - с октября по март и летний - с апреля по сентябрь), частоты полетов и типа воздушных судов, на которых осуществлялись авиаперелеты. Полученные данные представлены в таблицах: «Турпотоки из аэропортов региональных центров в неделю (зимний период 2012/2013 г.)», «Турпо-токи из аэропортов региональных центров в неделю (летний период 2013 г.)» [5-9].
Данные табл. 1 дают основание считать, что лидером по приему туристов из Урала является Египет. При этом для Пермского края и Челябинской области данное направление является ключевым и составляет соответственно 49,1 % и 41,9 %, в то время как для республики Башкортостан и Свердловской области данное направление актуально лишь для четверти выезжающих туристов. Значителен объем перевозок в страны зарубежной Азии - Таиланд и ОАЭ. Из Башкортостана и Челябинской области в ОАЭ зимой направляется более 20 % общего потока туристов. Популярным зимним направлением региона традиционно является Чехия. Эта страна дает широкие возможности, как для познавательного, так и для санаторно-курортного туризма, кроме того, аэропорт в г. Праге является удобным транзитным пунктом для дальнейшего путешествия по странам Европы. Помимо этого рейс до Праги осуществляется в рамках регулярной авиаперевозки, что дает возможность развития самостоятельного туризма. Исключением здесь является Челябинская область: из аэропорта Баландино не осуществляется авиаперевозка до Праги. В целом, анализируя «зимнюю» полетную программу из г. Челябинска, мы можем сделать вывод, что представлены только приморские страны зарубежной Азии и Африки. Отличительной особенностью Башкортостана является наличие направления Турция (г. Стамбул) с объемом перевозки более чем 16 % , в то время как в Пермском крае и Челябинской области данное направление отсутствует в зимний период, а в Свердловской области объем туристов не превышает 4,5 %.
146 А.А. Лимпинская
2014. Вып. 1 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Зимняя полетная программа Екатеринбурга значительно отличается от соседних регионов множественностью направлений. В списке стран, отличных от остальных регионов, Австрия, Венгрия, Германия, Финляндия, Франция, Испания, Доминиканская республика и Индонезия. Несмотря на небольшой объем каждого направления (не более 3 %), такой набор стран свидетельствует о большем разнообразии туристских предпочтений жителей Свердловской области и прежде всего Екатеринбурга. Этот город, как никакой другой на Урале, позиционирует себя как столичный по ритму и образу жизни.
Таблица 1
Турпотоки из аэропортов региональных центров в неделю (зимний период 2012-2013 гг.)
Направление / количество Челябинск Пермь Уфа Екатеринбург
человек % человек % человек % человек %
Австрия 0 0,0 0 0,0 0 0,0 13 0,1
Венгрия 0 0,0 0 0,0 0 0,0 156 0,9
Вьетнам 141 4,5 138 3,8 141 2,9 503 3,0
Германия 0 0,0 0 0,0 0 0,0 552 3,3
Доминиканская республика 0 0,0 0 0,0 0 0,0 218 1,3
Египет 1307 41,9 1799 49,1 1235 25,2 4444 26,3
Израиль 0 0,0 0 0,0 114 2,3 156 0,9
Иордания 0 0,0 141 3,8 0 0,0 142 0,8
Испания 0 0,0 0 0,0 0 0,0 156 0,9
Италия 0 0,0 0 0,0 13 0,3 332 2,0
Индия 141 4,5 307 8,4 313 6,4 533 3,2
Индонезия 0 0,0 0 0,0 0 0,0 230 1,4
Китай 156 5,0 143 3,9 143 2,9 1288 7,6
ОАЭ 638 20,5 388 10,6 1114 22,7 2235 13,2
Таиланд 737 23,6 592 16,1 572 11,6 2221 13,1
Турция 0 0,0 0 0,0 795 16,2 714 4,2
Финляндия 0 0,0 0 0,0 0 0,0 445 2,6
Франция 0 0,0 0 0,0 0 0,0 6 0,1
Чехия 0 0,0 156 4,3 468 9,5 2557 15,1
ИТОГО 3120 100 3664 100 4908 100 16901 100
Многообразие и интеллектуальный уклон рекреационных потребностей жителей обусловлены высокой занятостью населения в промышленности, самым большим количеством вузов на Урале (в том числе консерватория), наличием таких знаковых организаций, как киностудия, Уральское отделение РАН, консульства целого ряда стран, и, конечно, более высоким уровнем доходов. Здесь востребован отдых на горнолыжных курортах, познавательный, пляжный и другие виды туризма, большее количество заказов на индивидуальные туры. Несмотря на то, что объем перевозок в зимний период снижен, ассортимент направлений не уступает «летним».
Как показали расчеты, основной объем перевозок из Уральского региона осуществляется в «летний» сезон, опережая «зимний» в два раза. Наиболее популярными «летними» направлениями являются страны средиземноморья, среди которых первое место занимает Турция, значительно опережая другие направления. Количество путешественников варьируется от 32 % (Свердловская область) до 58,5 % (Челябинская область) (табл. 2). Основная масса туристов направляется на Анатолийское побережье. Снижения стоимости на туры в Турцию в течение сезона не наблюдается, что свидетельствует о стабильности продаж.
Востребованными являются направления Греции и Испании. Греция обширно представлена на туристском рынке Урала: возможны варианты отдыха как на материковой части Греции, так и островной, наиболее популярен о. Крит. Привлекательность Греции связана с доступной стоимостью на
туры, не превышающей цен на туры в Турцию, минимальным пакетом документов для оформления визы. В Испанию перевозки осуществляется на материковую часть с перелетом до г. Барселоны (исключение - вылеты из Екатеринбурга), количество туристов не превышает 7 % общего объема. Цены на туры в Испанию достаточно высокие, но богатая экскурсионная программа и возможность получения мультивизы, действующей на территории стран Шенгенского соглашения, делает это направление популярным среди туристов.
Таблица 2
Турпотоки из аэропортов региональных центров в неделю (летний период 2013 г.)
Направление Челябинск Пермь Уфа Екатеринбург
человек % человек % человек % человек %
Черногория 156 2,4 91 1,4 274 2,2 385 1,2
Италия 0 0,0 141 2,2 141 1,1 1337 4,3
Чехия 0 0,0 268 4,2 536 4,4 5294 16,9
Израиль 0 0,0 0 0,0 228 1,9 156 0,5
Хорватия 0 0,0 0 0,0 0 0,0 150 0,5
Китай 0 0,0 0 0,0 187 1,5 924 3,0
Вьетнам 187 2,9 0 0,0 141 1,1 144 0,5
ОАЭ 0 0,0 0 0,0 834 6,8 1380 4,4
Болгария 156 2,4 274 4,3 220 1,8 1214 4,0
Греция 741 11,7 742 11,6 901 7,3 3954 12,6
Египет 525 8,2 830 12,9 1238 10,0 1690 5,4
Испания 425 6,6 404 6,3 725 5,9 2005 6,4
Кипр 142 2,2 496 7,7 496 4,0 1288 4,1
Таиланд 187 2,9 187 2,9 143 1,2 947 3,0
Тунис 142 2,2 142 2,2 141 1,1 354 1,1
Турция 3754 58,5 2838 44,3 6131 49,7 10052 32,1
ИТОГО 6415 100 6413 100 12336 100 31274 100
Лидирующую позицию в «летнем» сезоне Уральского региона занимает Египет, куда поток туристов из Перми, Уфы, Челябинска превышает 10 % общего объема перевозки по этому направлению. Современная политическая ситуация, вероятнее всего, внесет коррективы в полетную программу Египта, однако, на сегодняшний момент ясности в данном вопросе нет. Напомним, что в 2011 г. данное направление уже было закрыто для посещения туристами, однако в течение полугода туристские потоки были восстановлены.
Анализ объемов и направлений авиаперевозок позволяет выделить следующие особенности распределения потоков из регионов. Так, в республике Башкортостан в пятерку стран-лидеров по посещению входят Объединенные Арабские Эмираты несмотря на то, что климат региона не в полной мере соответствует комфортному отдыху летом. Можно предположить, что интерес к этой стране обусловлен религиозным составом населения региона, где ведущими религиями являются ислам суннитского толка (67 % от общего количества религиозных организаций).
В Пермском крае лидирующую поточную позицию в 2013 г. занимает Кипр (8 %), куда объем перевозки значительно увеличился в сравнении с 2012 г. Однако в течение сезона наблюдались значительные снижения цен на туры, что свидетельствует о сбоях реализации данного направления.
В Свердловской области вторым по популярности направлением после Египта является Чехия, в «летний» сезон объем перевозки составляет 16,9 %, в то время как в других регионах на Чехию приходится не более 4,5 % общего числа туристов. Интерес свердловчан связываем с тем, что на базе авиаперелета до Праги операторами предложены различные комбинированные программы с возможностью отдыха в Португалии, Франции и других странах Европы. Кроме того, отличительной особенностью Екатеринбурга является широкая линейка направлений, по которой осуществляется авиаперевозка. В списке стран, отличных от других регионов, числится лишь Хорватия, однако количество представленных городов превышает почти в два раза в сравнении с соседними регионами. Можно выделить, например, города Италии: из Екатеринбурга это Ламеция-Терме (регион Калаблия), Калья-
148 А.А. Лимпинская
2014. Вып. 1 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
ри (о. Сардиния), Рим, Римини, в то время как в других регионах представлен один из городов или не представлен совсем; Испании: из Екатеринбурга есть возможность улететь не только на материковую часть Испании, также представлены такие направления, как о. Тенерифе и о. Майорка.
Можно предположить, что подобный набор стран и городов обусловлен, прежде всего, непродолжительной авиаперевозкой, длительностью полета не более 5,5 часов, благоприятным климатом, а также высокой освоенностью регионов со стороны российских туроператоров.
В целом из Уральского региона представлено 25 туристских направлений, 9 из которых являются уникальными для Екатеринбурга. Лидером по общему объему перевозки является Свердловская область: летом количество выезжающих за рубеж в неделю превышает 31 тыс. человек, зимой - более 16 тыс. человек, отсюда же представлено и наибольшее количество направлений. Однако надо учесть, что в Екатеринбург для осуществления выезда за рубеж приезжают жители соседних регионов, в том числе Челябинской области, республики Башкортостан и Пермского края. Количество туристов из Челябинской области и Пермского края, выезжающих за рубеж, практически равно и составляет летом около 6 тыс. человек и зимой около 3-3,5 тыс. человек в неделю. Екатеринбург является центром Уральского региона, что объясняет самое большое количество путешественников, однако Республика Башкортостан также показывает значительные результаты как по объему перевозки, так и по географии мест назначения. Летом количество путешественников достигает 12 тыс. в неделю, зимой - около 5 тыс. в 17 стран. Отличительной чертой потоков из республики Башкортостан является повышенный интерес туристов к странам зарубежной Азии: помимо наибольшего количества путешественников по данным направлениям в сравнении с другими регионами также обращает на себя внимание широкий ассортимент азиатских направлений и наличие круглогодичных рейсов до городов Тель-Авив (Израиль), Санья (Китай), Стамбул (Турция), Шарджа, Дубаи (ОАЭ).
Необходимо отметить, что под влиянием кризиса 2008-2009 гг. туристские предпочтения региона в целом претерпели изменения: наибольшее внимание жителей региона сосредоточено на недорогих пакетных турах с возможностью наименьших затрат на месте пребывания. Этим параметрам в большей степени соответствуют страны Азиатского региона, в частности, основной поток туристов в летний сезон отправляется в Турцию, приобретая пакет питания «Все включено», исключая дополнительные траты на курорте. Зимой популярными азиатскими направлениями являются Таиланд, Индия, особенностью которых являются низкая стоимость питания и проживания на основных курортах. Путешествия в ОАЭ стали базироваться на недорогих гостиницах 2-3* в центре Дубаи и Шарджи, заменив тем самым дорогой в привычном понимании отдых в ОАЭ на весьма экономичные пакетные туры. Важны также легкость получения визы или ее отсутствие, а обозначенные регионы соответствуют этим требованиям.
Значительное увеличение в последние годы международных туристских направлений из Уральского региона также способствует снижению затрат потребителей на туры. Возможность вылета из города проживания позволяет сэкономить на транспортных расходах и увеличивает поток туристов в целом. На территории анализируемых регионов Урала доминируют федеральные туристские операторы, осуществляющие полетные программы из большинства регионов страны, что позволяет корректировать стоимость тура в соответствии со спросом потребителей. В результате стоимость туров по зарубежным направлениям из регионов не выше цен на аналогичные туры из Москвы.
Зарубежное рекреационное пространство Уральского региона распределено преимущественно среди стран, имеющих выход к морю. Летом распределение турпотоков происходит среди стран Зарубежной Европы (Греция, Испания, Черногория, Италия, Хорватия, Болгария, Кипр), Африки (Египет, Тунис) и Азии (Турция, Китай, Вьетнам, ОАЭ, Таиланд, Израиль). Зимой наибольший интерес сосредоточен на странах Зарубежной Азии, сочетающихся также с возможностью отдыха на побережье (Таиланд, ОАЭ, Китай, Индонезия, Индия, Иордания, Израиль, Вьетнам). Таким образом, наибольшее количество направлений зарубежного туризма из регионов Урала ориентировано на пляжный туризм.
Тем не менее нельзя утверждать, что существующая полетная программа в полной мере отражает потребительский интерес. На наш взгляд, основным недостатком планирования полетных программ федеральными операторами является отсутствие учета особенностей региона. Необходим грамотный мониторинг территорий для выявления туристских интересов и предпочтений, что позволит осваивать новые направления в зарубежном рекреационном пространстве Урала. В настоящее время корректировка полетных программ происходит опытным путем, в результате нередки ситуации, ко-
гда операторы несут убытки из-за отсутствия спроса, а население не может в полной мере реализовать свои туристские потребности. Анализ географических, этнических, религиозных и других особенностей регионов может помочь составить более корректную, развивающую туристские потребности жителей полетную программу, в полной мере отвечающую предпочтениям людей, проживающих на конкретной территории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козырева К.С. Территориальные уровни доступности туристских услуг (на примере Забайкальского края): автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Пермь, 2012. 22 с.
2. Ромашкин С.А. Внутренний туризм. Анализ спроса // Туринфо. 2008. № 40 (615). С. 16-17.
3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России. URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 10.08.2013).
4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.08.2013).
5. Профессиональный портал для работников турбизнеса (Уральский регион). URL: http://www.turprofi.ru (дата обращения: 15.08.2013).
6. Официальный сайт международного аэропорта «Кольцово», г. Екатеринбург. URL: http://www.koltsovo.ru/ (дата обращения: 09.2012-08.2013).
7. Официальный сайт международного аэропорта «Большое Савино» г. Перми. URL: http://www.bolshoe-savino.ru/ (дата обращения: 09.2012-08.2013).
8. Официальный сайт международного аэропорта «Баландино», г. Челябинск. URL: http://www.aeroport-74.ru/ (дата обращения: 09.2012-08.2013).
9. Официальный сайт международного аэропорта «Уфа», г. Уфа. URL: http://www.airportufa.ru/ (дата обращения: 09.2012-08.2013).
Поступила в редакцию 28.11.13
А.А. Limpinskaya
DISTRIBUTION OF FOREIGN TOURISTS STREAMS FROM URAL REGION
Specifics of foreign recreational space of the Ural region on materials of summer and winter flight programs of the airports: Koltsovo (Ekterinburg), Bolshoe Savino (Perm), Balandino (Chelyabinsk), Ufa (Ufa) are considered in the paper. Research objective is the detection of specifics of distribution of foreign tourist streams from the Ural region based on the analysis of distinctions of flight programs. The volumes of transportation of foreign tourist destinations were calculated. On the basis of the analysis of volumes and the directions of air transportation the features and some reasons of distribution of foreign tourist streams from the studied region are defined. It is determined that Sverdlovsk region is the leader in the total transportation volume, number of directions and trips not only in summer, but also in winter seasons. Tourists from the Republic of Bashkortostan which takes the second place on transportation volume show keen interest in the countries of Asia. Preferences of inhabitants of the region in general are concentrated on inexpensive package tours with possibility of the smallest expenses on a stay place. International tourist streams are distributed mainly among the countries having an outlet to the sea. The geography of outbound tourism from the Ural region could be significantly expanded if updating of flight programs is based on monitoring of distribution of tourist streams, the analysis of preferences of the population considering geographical, demographic, ethnic, religious and other features of the region.
Keywords: geography of international tourism, international recreational space of region, tourist streams, tourist preferences, flight programs.
Лимпинская Алла Андреевна, ассистент кафедры туризма
Пермский государственный национальный исследовательский университет 614068, Россия, г. Пермь, ул. Генкеля, 8 (корп. 8) E-mail: alla_sid@mail.ru
Limpinskaya A.A., assistant
Perm State National Research University Genkelya st., 8/8, Perm, Russia, 614068 E-mail: alla_sid@mail.ru