рес студентов исследуемых групп к концу эксперимента изменился. В экспериментальной группе существенно увеличилось количество студентов со средним уровнем развития познавательного интереса - на 17,3%, а в контрольной на - 17,8%, увеличилось число студентов с низким уровнем развития познавательного интереса. Процесс развития познавательного интереса более интенсивно протекал в экспериментальной группе, т.к. 37,2% студентов из данной группы перешли на более высокие уровни развития познавательного интереса, а в контрольной группе - это значение составило всего 14,6%. За время эксперимента у большей части студентов экспериментальной группы сформировалось предметное и рефлексивное отношение к учению и будущей профессии, а у студентов контрольной группы отношение приобрело формальный характер. К окончанию эксперимента у студентов экспериментальной группы улучшилась успеваемость, повысилась учебная и коммуникативная активность, на 5% по сравнению с контрольной группой снизилась количество отчислений студентов из вуза после первого курса, уровень удовлетворенности ожиданий стал на 20% выше, чем у студентов контрольной группы.
Проведенное исследование позволило установить, что дидактический диалог позволяет раскрыть скрытые в педагогическом процессе вуза предпосылки к развитию познавательного интереса студентов начальных курсов и может использоваться для организации обучения. Развитие познавательного интереса студентов начальных кур-
сов в дидактическом диалоге позволяет внешние формы познавательного отношения дополнить рефлексивным, что способствует преодолению отчуждения студентов от вуза, повышению эффективности процесса обучения и может использоваться как одно из направлений профессиональной подготовки студентов на начальных этапах обучения в вузе.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного чело-векознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 300 с.
3. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека II Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С. 74-85.
4. Орлов A.A., Исаев Е.И., Федотенко И.Л., Турев-ский И.М. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза II Педагогика. - 2004. - № 3. -С. 53-60.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 672 с.
6. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процесссе обучения (в восьмилетней школе). - М.: Государственное учебно-педагоги-ческое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. - 230 с.
Статья принята к публикации 29.11,06
С.Н. Лосева
Выявление и развитие музыкальной одаренности в хоровой деятельности
Феномен музыкальной одаренности уже давно привлекает внимание исследователей, и сегодня не только музыкантами, педагогами, музыковедами, но и многими психологами, философами разделяется точка зрения, согласно которой музыкальная деятельность представляет собой довольно сложный, многоплановый феномен, синтезирующий в себе многообразие психологических процессов самого различного уровня.
Интерес к интеллектуальной стороне музыкальной деятельности способствовал появлению целого ряда интеркорреляционных исследований, выявляющих связь между музыкальными и общими умственными способностями. Результаты этих исследований противоречивы. Так, в некоторых экспериментальных работах, проведенных в 70-е гг. XX в. на Западе [¿Зирек, 1], были показаны результаты, свидетельствующие, что интеллект не является ведущим показателем в определении музыкальных спо-
собностей, но у большинства музыкально одаренных детей уровень умственного развития все же выше среднего.
К выводу о существовании близкой связи между музыкальностью и умственными способностями пришел D.Phillips. В других зарубежных исследованиях, наоборот, были получены данные, что музыкальная деятельность может одинаково успешно осуществляться людьми с различными показателями интеллекта.
G.Wilson [2], обобщив результаты многих исследований, отмечает, что музыкальные способности проявляются вне связи с общим интеллектуальным уровнем, как его оценивают стандартные тесты. При этом есть небольшая корреляция между музыкальной одаренностью и высоким интеллектом, однако, в целом музыкальный талант в значительной степени независим от других способностей. M.Howe [3] отмечает, что иногда исключи-
тельную музыкальную одаренность проявляют дети с нарушением речевого и социального развития - синдром «аутизма» или так называемой «гениальной идиотии». А другие, с высочайшим коэффициентом интеллекта, оказываются лишены музыкального слуха. Коэффициент корреляции между коэффициентом интеллекта и музыкальными способностями варьируется в весьма широких пределах, но обычно составляет от него 0,3 [Р.ЗЫег-Рузоп, 4].
В последние десятилетия в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей отчетливо обозначилась тенденция рассматривать общую одаренность именно как одаренность творческую. Так, например, согласно концепции творческой одаренности, разрабатываемой А.М.Матюшкиным [5], психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Одаренность рассматривается как общая предпосылка творчества в любой профессии, в науке и искусстве. В то же время, - по замечанию М.С.Старчеус [6], • творческая одаренность в музыке оказывается достаточно расплывчатой характеристикой, если речь идет не о великих именах, а о конкретных музыкальных проявлениях детей и подростков.
Однако в исследовании общетворческих компонентов музыкальной одаренности, проведенном Я.Пономаревым, Т.Галкиной, М.Кононенко [7], были получены данные о высоком уровне некоторых показателей творческого мышления, в частности, оригинальности у музыкально одаренных детей (на материале изобразительной батареи теста творческого мышления П.Торренса), а также о выраженности познавательной потребности у данного контингента детей. Вместе с тем, в работах А.А.Мелик-Пашаева [8] все же отмечается, что ни один из предложенных П.Торренсом параметров креативности не является существенным для оценки художественного произведения.
Нам близка точка зрения Л.И.Ларионовой [9], которая рассматривает креативность как глубинное свойство одаренной личности, позволяющее, с одной стороны, на основе индивидуального опыта развивать свою одаренность, а с другой стороны, экстериоризировать личностный опыт, приобретенный в процессе интериориза-ции культурных ценностей, делать его достоянием социума и способствовать, таким образом, развитию культуры.
Целью нашего исследования было выявление и развитие музыкальной одаренности в хоровой деятельности. Противоречивые данные о связи музыкальной одаренности с общими умственными способностями подтолкнули нас к мысли включения в исследование культурно-свободного теста интеллекта по Р. Кепеллу для выявления общих способностей интеллекта с высокой степенью физиологической (наследственной) детерминированности, проявляемые в деятельности, направленной на приспособление к новым ситуациям. Для исследования ди-
вергентного мышления и личностных творческих характеристик использовались модифицированные креативные тесты Ф.Вильямса. Исследование черт личности детей и подростков проводилось с помощью факторного анализа Р.Кеггелла.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Отмечая, что музыкально одаренный ребенок -это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями [10], в своем исследовании мы опирались на критерий реальных музыкальных достижений (успех в музыкально-исполнительской деятельности внутри музыкального учебного заведения, наличие призовых мест при участии в областных, всероссийских и международных музыкальных конкурсах и фестивалях). Выборку составили учащиеся образцовой хоровой студии «Ангара» дворца детского и юношеского творчества г.Иркутска, хорового коллектива ДШИ № 4, ВИА «Когорта» локомотивного депо ст.Иркутск - Сортировочный в возрасте от 11 до 15 лет.
Общая выборка одаренных музыкантов составила 91 человек. Из них: школьницы 11-12 лет - 46, школьницы 13-15 - 45. Дополнительные исследования проводились на выборках школьниц, не занимающихся пением. Общее количество школьниц в контрольных группах - 100 человек.
В процессе исследования было выявлено, что структура музыкальной одаренности представляет собой сложное личностное многокомпонентное образование, включающее, наряду со специальными музыкальными способностями (звуковысотный слух - основной показатель музыкальной одаренности в хоровой деятельности), интеллектуальную, творческую составляющую и духовность. Критерий отбора компонентов, взятых для исследования структуры музыкальной одаренности - анализ природы музыкальной хоровой деятельности и контент-анализ исследования духовности как компонента структуры музыкальной одаренности.
Диагностика музыкальных способностей - одна из самых актуальных проблем в музыкальной педагогике и психологии. Важнейшей составляющей комплекса музыкальных способностей в хоровой деятельности является музыкальный слух.
Воспитание певческих навыков происходит в тесной связи с музыкальным развитием певца, усовершенствованием его слуховых представлений. Певческая деятельность складывается не стихийно, а на основе и под контролем музыкального слуха: исходя из восприятия музыкального произведения формируется содержание музыкально-слухового образа исполнителя, его замысла и намерения, которые конструируют певческое действие. Голосовой орган выражает только то, что было воспринято через слух. Опыт работы в хоровой деятельности с музыкально одаренными детьми позволяет отметить, что музыкальная одаренность проявляется у детей, прежде
всего, с наличием высокого качества интонирования, как показателя высокого качества звуковысотного слуха,
Известную трудность для точного повторения (хорошего интонирования) в хоровой деятельности представляет отсутствие слухо-вокальных координаций. Формирование слухо-вокальных координаций является одной из сложных проблем музыкального воспитания исполнителей - хористов. Для развития звуковысотного слуха хормейстерами хоровой студии «Ангара», хорового коллектива ДШИ № 4, ВИА «Когорта» локомотивного депо ст.Иркутск - Сортировочный проводится работа по системе В.Емельянова, которая способствует ускорению процесса формирования слухо-вокальной координации и звуковысотного слуха.
В хоровых коллективах проходит кропотливая работа на протяжении длительного времени, позволяющая раскрыться музыкальному дарованию ребенка: после прослушивания учащиеся приглашаются в младшую группу хора, в дальнейшем дети младшей группы переходят в хоровой коллектив старшей группы. Дифференцированный отбор подразумевает не возраст, а уровень подготовки: хор старший - подготовленные учащиеся, хор младший - неподготовленные или мало подготовленные хористы. В диагностике звуковысотного слуха хористов мы придерживались исследования К.В.Тарасовой [11], как одной из наиболее значительных отечественных работ последних лет.
Важнейшее условие раскрытия и развития музыкальной одаренности именно в том, что личность очень рано входит в систему высоких отношений, рождающих постоянные эмоционально-интеллектуальные потрясения (стрессы с положительным знаком), которые становятся материалом для формирования в психике маленького человека нестандартных (с точки зрения традиционного психолого-возрастного их понимания) связей и образований. Рассматривая самоценность каждого возрастного периода, кризисные явления, сопровождающие переход от одного этапа развития к другому, и психологические особенности каждого детского периода в их динамике, необходимо отметить исключи-
тельную важность создания каждому ребенку уже в раннем детстве такой художественной среды, в которой он бы жил и развивался, постигая окружающий мир и через слово воспитателя и других взрослых, и через разнообразие художественных средств познания мира.
Библиографический список
1. Одаренные дети / пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991 - 380 с.
2. Вилсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2001. - 384 с.
3. Howe M.J.A. Fragments of Geniusл the sträng feats of idiots savants. London: Routledg, 1991
4. Shuter-Dyson.R. and Gabriel.C, The Psychology of Musical Ability (2nd edition). London: Methuen.1981.
5. Матюшкин A,M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993 -128 с.
6. Старчеус М.С. Музыкальная одаренность / В сб.: Психология одаренности и подростков. - М.: Академия, 1996. - С. 279 - 318.
7. Пономарев Я., Галкина Т., Кононенко М. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов. -М.: Наука, 1997. - С. 95-113.
8. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству II Вопросы психологии. - 1998. - № 1 - С. 76 - 82.
9. Ларионова Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития. Дис. ... д-ра психолог, наук. - Иркутск, 2002. - 420 с.
10. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б. - М.: Магистр, 1998. - 66 с.
11. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей (Педагогическая наука - реформа школы) / Науч. - исслед. ин - т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М., 1988 - 176 с.
Статья принята к публикации 27.10.06