Научная статья на тему 'Психологическая диагностика музыкальной одаренности'

Психологическая диагностика музыкальной одаренности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1519
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / MUSICAL TALENT / INTELLIGENCE / CREATION / PERSON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лосева С. Н.

В большинстве исследовательских работ недостаточное внимание уделяется изучению общих предпосылок успешной музыкальной деятельности, общим компонентам музыкальной одаренности. Внешние проявления музыкальных способностей, которые могли бы послужить основанием для психодиагностики, изучаются сейчас недостаточно. Методы психодиагностики музыкальной одаренности также недостаточно разработаны, что, конечно, существенно затрудняет работу по её выявлению у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS MUSICAL TALENT

In the majority of research's the unsufficient attention is given to study of the common preconditions of successful musical activity and musical talent. The external displays of musical abilities, which could form the basis for psychological diagnostics, are studied now unsufficiently. The methods of psychological diagnostics musical talent also are unsufficiently developed, that, certainly, essentially complicates job on revealing musical talent of the person at the schoolboys

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика музыкальной одаренности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

С.Н. Лосева (Иркутск)

Аннотация. В большинстве исследовательских работ недостаточное внимание уделяется изучению общих предпосылок успешной музыкальной деятельности, общим компонентам музыкальной одаренности. Внешние проявления музыкальных способностей, которые могли бы послужить основанием для психодиагностики, изучаются сейчас недостаточно. Методы психодиагностики музыкальной одаренности также недостаточно разработаны, что, конечно, существенно затрудняет работу по её выявлению у школьников. Ключевые слова: психологическая диагностика, музыкальная одаренность, интеллект, креативность, личность.

Феномен музыкальной одаренности уже давно привлекает внимание исследователей. В большинстве исследовательских работ недостаточное внимание уделяется изучению общих предпосылок успешной музыкальной деятельности, общим компонентам музыкальной одаренности. Музыкальная деятельность представляет собой довольно сложный многоплановый феномен, синтезирующий в себе многообразие психологических процессов самого различного уровня.

Научные основы исследования музыкальная одаренность получила с зарождением во второй половине XIX в. экспериментальной психологии. К. Штумпф, один из основоположников музыкальной психологии, первым стал изучать отдельные случаи яркой музыкальной одаренности и попытался разработать экспериментальные тесты для определения музыкальных способностей.

К. Сишор, изучая природу «музыкального таланта», разработал учение об иерархии «двадцати пяти музыкальных талантов». В число этих талантов включены были уже такие, как «общая умственная одаренность», «творческое воображение», «способность к музыкальной рефлексии». Анализ системы взглядов Сишора показывает, что здесь речь идет не о широком и комплексном изучении музыкальной одаренности, а о выделении собственно музыкальных способностей в узком смысле. Батарея тестов музыкальной одаренности К. Сишора, после окончательной переработки в 1939 г. получившая известность под названием «серия А», до сих пор пользуется неизменной популярностью в США. Несмотря на свое название, эти 6 тестов (высоты, громкости, ритма, времени, тембра и памяти) не позволяют диагностировать достижения индивида в музыкальной деятельности. Как отмечает Б.Л. Березовский [1], построенные на акустическом материале, они в действительности лишь регистрируют сенсорно-различительные возможности слуха и к музыкальному слуху никакого отношения не имеют.

Представление об одаренности как совокупности способностей, проявляющихся в какой-либо деятельности, легло в основу многочисленных классификаций одаренности. Де Хаан и Хэвихерст (цит. по: [3]) различают: учебную, «умственную исключительность», научную способность, творчество, социальное лидерство, изобретательность. Л. Терстоун рассматривал несколько типов одаренных детей: 1) обладающие общей умственной акселерацией для своих лет, высокий 1Р;

2) превосходящие других в некоторой специализированной области, например в математике или в обучении,

сильно зависящей от словесной беглости; 3) обладающие специальными талантами в искусстве или механической смекалкой; 4) исключительно оригинальные и изобретательные - креативный тип.

Отечественные исследователи также отмечают то, что наличие специальной одаренности не исключает наличие «общей», как сочетания способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.). Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и А.Г. Ковалев подчеркивают, что общая и специальная одаренность неразрывно связаны между собой и что внутри специальной одаренности проявляется общая одаренность индивидуума, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Однако реализация теоретических положений о неразрывной связи общей и специальной одаренности в прикладных исследованиях еще недостаточна.

В зарубежной психологии, в соответствии с традицией, продуктивно развивалась линия поиска общего фактора одаренности, связанного прежде всего с интеллектуальными проявлениями. Спирмен пришел к выводу, что имеется некоторая постоянная связь, между показателями состояния отдельных способностей в виде так называемого общего фактора одаренности. Фундаментальные исследования Термена привели к рассмотрению интеллекта в качестве главного показателя одаренности. Дж. Гилфорд, выдвинувший модель структуры интеллекта <«01», считал, что способности, входящие в структуру интеллекта, важнейшей из которых является дивергентное мышление, определяют общий творческий потенциал человека.

Способности, по мнению исследователей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.), представляют собой процесс, прижизненно формирующееся образование. Именно так подходил к проблеме психологической диагностики Л.С. Выготский. Он считал, что психологическая диагностика - это диагностика развития, имеющая иерархическую структуру. И только по результатам многократных, проходящих из года в год исследований и систематических наблюдений за ребенком можно судить о качественном своеобразии процесса его психического развития.

По нашему мнению, именно такой подход должен быть к психологической диагностике музыкально одаренной личности школьников. Но, к сожалению, в практике музыкально-педагогической диагностики все еще распространен совершенно иной подход: исполь-

Специальная рубрика: психология детской одаренности

зуется разовое обследование детей с целью определения у них уровней развития лишь отдельных компонентов некоторых музыкальных способностей. Внешние проявления музыкальных способностей, которые могли бы послужить основанием для психодиагностики, изучаются сейчас недостаточно. Существующие исследования не всегда опираются на теоретическую базу. Методы психодиагностики музыкальной одаренности недостаточно разработаны. Все это, конечно, существенно затрудняет работу по выявлению музыкальной одаренности личности у школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в нашей стране исследования по идентификации музыкально одаренной личности школьников не проводились, имеются лишь отдельные статьи, посвященные музыкальной одаренности, в основном сводимые к специальным музыкальным способностям (Б.М. Теплов, 1947; В.Н. Мясищев, 1962; Н.С. Лейтес, 2000; А.Л. Готс-динер, 1993; Э. Никулина, 1987 и др.). Поэтому, отмечая недостаточную изученность диагностики музыкальной одаренности, мы опирались на общие подходы к идентификации одаренных детей, разработанные Л.И. Ларионовой [2]. По нашему мнению, чтобы проникнуть в сущность музыкальной одаренности в хоровой или вокальной деятельности, недостаточно опираться только на музыкальный звуковысотный слух, необходимо представить музыкальную одаренность так же, как результат функционирования интеллекта, креативности и духовности как высшего уровня развития личности, так как это позволит избежать односторонности в познании музыкальной одаренности. Но при этом нельзя недооценивать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования музыкальной одаренности в процессе деятельности.

Изучая музыкально одаренную личность школьников в хоровой или вокальной деятельности, мы придерживаемся точек зрения Э. Никулиной и К.В. Тарасовой. В статье «О выявлении музыкальной одаренности на приемных экзаменах по сольфеджио в музыкальном училище» Э. Никулина [4] пишет, что высокое качество интониро-

вания определяется высоким качеством звуковысотного слуха и чистая интонация всегда служит показателем музыкальной одаренности. К.В. Тарасова [6] подчеркивает, что чистота интонирования зависит от специальной работы по постановке детского голоса, которая, облегчая детям процесс вокализации и снимая трудности слуховокальной координации, способствует увеличению диапазона певческого голоса и развитию музыкального слуха.

В основе построения всех наших занятий с детьми лежит принцип формирования и диагностирования звуковысотного мелодического слуха в музыкальной деятельности К.В. Тарасовой. Звуковысотный мелодический слух как основной показатель музыкальной одаренности мы определяем по шестибалльной оценке, разделяя детей на 3 группы, соответствующие низкому, среднему и высокому уровням развития мелодического слуха. С детьми высокого (пятого и шестого) уровня развития мелодического слуха мы проводим дальнейшее исследование:

1) определяем уровень интеллектуального развития, используя тесты интеллектуальных способностей, методы наблюдения, оцениваем реальные достижения (победы на конкурсах и т.д.);

2) определяем уровень творческого потенциала ребенка, используя оценки экспертов, различные виды творческих заданий, специально разработанные тесты творческого мышления;

3) при рассмотрении музыкальной одаренности как качества целостной личности мы исследуем компоненты структуры личности - мотивы, ценностные ориентации, самооценку, широту, устойчивость и глубину интересов, оригинальность, организованность, целеустремленность и др.

В заключение необходимо отметить, что диагностика музыкальной одаренности нужна не только для предварительного распределения детей на «одаренных или не одаренных», она нужна как инструмент определения слаборазвитых структурных компонентов музыкальной одаренности индивида с целью построения обоснованной программы музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности.

Литература

1. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 94-100.

2. Ларионова Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: Автореф. ... д-ра психол. наук. Ир-

кутск, 2002. 43 с.

3. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 176 с.

4. Никулина Э. О выявлении музыкальной одаренности на приемных экзаменах по сольфеджио в музыкальном училище // Вопросы воспита-

ния музыкального слуха: Сб. науч. тр. Л.: ЛОЛГК, 1987. С. 71-103.

5. Пономарев Я., Галкина Т., Кононенко М. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов // Когнитивное обучение: современ-

ное состояние и перспективы / Под ред. Т. Галкиной и Э. Лоарера. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 95-114.

6. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей (Педагогическая наука - реформа школы). М.: Педагогика, 1988. 176 с.

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS MUSICAL TALENT S.N. Loseva (Irkutsk)

Summary. In the majority of research’s the unsufficient attention is given to study of the common preconditions of successful musical activity and musical talent. The external displays of musical abilities, which could form the basis for psychological diagnostics, are studied now unsufficiently. The methods of psychological diagnostics musical talent also are unsufficiently developed, that, certainly, essentially complicates job on revealing musical talent of the person at the schoolboys.

Key words: psychological diagnostics, musical talent, intelligence, creation, person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.