УДК 343.1 ББК 67.4
DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-169-171
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ ЛИЦАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Владимир Михайлович ГОРБАНЕВ, Александр Сергеевич КОРОЛЕВ,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры
преподаватель кафедры специальных специальных дисциплин Ленинградского
дисциплин Ленинградского областного областного филиала Санкт-Петербургского
филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
университета МВД России lof.kafedrasd@yandex.ru
gorbanevv@mail.ru
Научная специальность: 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Рецензент: О.В. Тепляков, кандидат политических наук, доцент
Аннотация. Преступления в сфере экономики оказывают огромное негативное влияние на социальную сферу, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России не могут оставаться в стороне от современных реалий, а должны активно использовать возможности, направленные на выявление и раскрытие преступлений экономической направленности, сведения о которых могут содержаться в распространяемой современными способами информации.
Ключевые слова: преступления, экономика, Интернет, выявление преступлений, преступления экономической направленности.
Annotation. Economic crimes have a huge negative impact on the social sphere, on the creation of conditions that ensure a decent life and free development of a person.
In result of the conducted research the authors comes to the conclusion that economic security and anti-corruption units of the Ministry of internal affairs of Russia, can't stay away from the modern reality and needs to actively use the capabilities at the identification of economic crimes, information about which may be contained in the redistributable modern ways of information.
Keywords: crimes, economy, Internet, detection of crimes, crimes of economic orientation.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации являются целенаправленные меры по противодействию преступности в целом1 и преступлениям экономической направленности, в частности.
Степень развития экономики является индикацией интересов государства, выступая в роли
показателя его престижа как на международной арене, так и в отношении среднестатистического гражданина. Заинтересованность со стороны государства в решении значимых задач и достижении целей, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в стимулировании деятельности субъектов экономических отношений, экономическом росте и разви-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021
тии подвержена постоянному негативному воздействию со стороны преступных элементов.
На минимизацию возможностей осуществлять такое негативное воздействие направлены основные усилия подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее — ЭБиПК МВД России) в качестве уполномоченных оперативных подразделений государственных органов, являющихся отдельным субъектом оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД).
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности2 (далее — Закон об ОРД) и специальными ведомственными нормативными правовыми актами на указанные подразделения возложена задача, направленная на «... выявление... и раскрытие преступлений экономической... направленности.»3.
Задача выявления преступлений экономической направленности имеет три составляющих: обнаружение лиц, их совершивших; установление в их действиях признаков состава уголовно наказуемого деяния, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, и установление потерпевшей стороны.
В основе решения этой задачи лежит необходимость осуществления оперативного поиска — начальной организационно-тактической формы ОРД, при котором производится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступной деятельности и причастных к ней лицах4.
К совершению преступлений экономической направленности могут иметь отношение должностные, материально-ответственные и иные лица, обладающие организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, лица, не наделенные указанными полномочиями, но имеющие доступ к предмету преступного посягательства, лица, выполняющие обязанности по охране имущества или объекта.
Выявление преступлений экономической направленности как отдельная задача оперативных подразделений ЭБиПК МВД России представляет собой осуществление ими ОРД, направленной на установление фактов совершения таких преступлений, информация о которых из официальных источников не поступает.
Преступления экономической направленности характеризуются высокой латентностью, поскольку причиняют ущерб интересам государства, а не отдельным гражданам. К таким преступлениям, прежде всего, относятся хищение
и нецелевое использование бюджетных средств, выделяемых на закупки для государственных и муниципальных нужд, национальные проекты (программы) и федеральные целевые программы. Кроме того, латентная составляющая таких преступлений способствует условиям формирования, а также длительного и устойчивого существования организованных групп и преступных сообществ, увеличению количества профессионально подготовленных преступников.
Одним из самых современных, легких и распространенных способов доступа и получения информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти является использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Положениями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»5, Методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти6, Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти7, приказом Минфина РФ «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в Интернете и ведения указанного сайта8, а также иными нормативными правовыми актами регулируются отношения, связанные с публичностью и открытостью деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, иных государственных органов, организаций — получателей бюджетных средств, должностные лица которых участвуют в процессе использования бюджетных ассигнований, и предусмотрена обязывающая (рекомендуемая) необходимость распространения достоверной информации о такой деятельности.
Использование возможностей сети Интернет для получения ориентирующей (оперативно-значимой) информации для решения задачи по выявлению преступлений экономической направленности подразделениями ЭБиПК МВД России трудно переоценить.
При наличии оснований, предусмотренных Законом об ОРД, руководствуясь Федеральным законом «О полиции», сотрудники подразделений ЭБиПК МВД России могут проводить мониторинг официальных сайтов государственных и муниципальных органов власти, иных органов, чья деятельность направлена на реализацию «прав граждан на пенсионное обеспечение, со-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021
циальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь»9.
Оперативной значимостью, способствующей выявлению преступлений экономической направленности и осуществлению ОРД подразделениями ЭБиПК МВД России, может обладать информация, размещаемая на официальных сайтах в сети Интернет, содержащих официальную и актуальную интересующую информацию.
Выявление преступлений экономической направленности выражается в обнаружении несоответствия фактических результатов деятельности участников бюджетного процесса (получателей бюджетных средств) декларируемым планам по ее реализации.
Закрепление результатов деятельности подразделений ЭБиПК МВД России по выявлению преступлений экономической направленности выражается в осуществлении деятельности, направленной на раскрытие этого рода преступлений. По сути, раскрытие рассматриваемого рода преступлений будет заключаться в установлении лиц, их совершивших, и обеспечении возможности их привлечения к уголовной ответственности посредством сбора информации, имеющей доказательственное значение. Необходимость решения такой задачи возникает в случае совершения неочевидных преступлений, при которых потерпевшей стороне и правоохранительным органам неизвестна личность виновного лица или виновных лиц.
В случае выявления факта преступления экономической направленности неминуемо возбуждается уголовное дело, в рамках которого будут производиться оперативно-розыскные мероприятия по его раскрытию параллельно со следственными действиями. Поэтому задача раскрытия преступлений экономической направленности носит комплексный характер и ее решение невозможно без применения мер уголовно-процессуального характера.
1 Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-Ф3 (ред. от 06.02.2020) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/cdde38fe25c37368 ccc014de994e36cf128d5318/
2 Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-Ф3 (ред. от
02.08.2019) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110165/cdde38fe25c37368ccc014de 994e36cf128d5318/
3 Приказ МВД РФ от 16.03.2015 № 340 «Об утверждении положения о ГУЭБиПК МВД РФ» // URL: https://xn— b1aew.xn-p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glav-noe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop/Polozhenie (Дата обращения: 01.10.2020)
4 Теория ОРД / Под ред. О.А. Вагина, К.К. Горяинова,
A.В. Земсковой, А.П. Исиченко, И.А. Климова,
B.C. Овчинского, А.Л. Осипенко, Г.К. Синилова, А.В. Федорова, В.В. Черникова, А.Е. Чечетина. 4-е изд., перераб. М.: Норма: Инфра-М., 2017. С. 448.
5 Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-Ф3 (ред. от 28.12.2017) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_84602/ (Дата обращения:
22.10.2020)
6 Методические рекомендации по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти (утв. протоколом Правительственной комиссии от 26.12.2013 № АМ-П36-89пр) // URL: https:// legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-printsipov-otkrytosti-v/ (Дата обращения: 02.11.2020)
7 Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р) // URL: http:// static.government.ru/media/files/41d4ba8c720529ed4d5e. pdf (Дата обращения: 02.11.2020)
8 Приказ Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении предоставления информации государственным учреждением, ее размещения на сайте в Интернете» (ред. от 17.12.2015) // URL: https://base.garant.ru/12188232/ (Дата обращения: 22.10.2020)
9 Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 № 293-р «Об утверждении государственной программы РФ «Управление государственными финансами» // URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04032013-n-293-r/#100007 (Дата обращения: 04.11.2020)
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021