МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра оперативно-розыскной деятельности и специальной
деятельности
Научная статья на тему: « ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ».
Подготовили: доцент кафедры ОРД и СТ кандидат юридических наук
С.Ю. Субачев адъюнкт кафедры ОРД и СТ
А.В. Германов
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры ОРДиСТ протокол № 3 от 15.11.2005
КРАСНОДАР 2005
Одним из важнейших факторов развития современной российской экономики является государственная инвестиционная политика. Эффективность деятельности и развития российских предприятий невозможна без постоянного вливания отечественных или зарубежных инвестиционных средств. Практически все развитые государства и некоторые из развивающихся, вошли или постепенно входят в единое международное инвестиционное пространство. Соответственно, Россия также должна занять достойное место в международных инвестиционных процессах. Влияние иностранных инвестиций «из случайного и малозначимого постепенно превращается в постоянно действующий фактор общероссийского и регионального экономического, политического и социального развития».1 В России доля инвестиций в ВВП составляет около 16%, тогда как в других странах она значительно выше: в Германии 22%, в Японии - 30%. В наиболее развитых государствах доля инвестиций и в ВНП остается на достаточно высоком уровне: в Германии 20%, в Японии приближается к
30%. В связи с
этим в России наблюдается недостаток в инвестиционных средствах. Учитывая исчерпанность резервов отечественных инвестиционных источников, возникает необходимость в организации максимально эффективных процессов привлечения и использования иностранных инвестиций. Последовательная интеграция страны в мировой рынок оказала существенное влияние на состояние экономической преступности в России. Расширение контактов не только на межгосударственном уровне, но и частного характера, развитие совместного предпринимательства, рост товарного и валютного оборота - все это оказалось под пристальным вниманием различного рода дельцов как отечественного, так и зарубежного теневого бизнеса. Не вызывает удивления то, что там, где поступают иностранные инвестиции, они сразу же попадают в сферу интересов сопутствующей всем общественным отношениям преступности.
1 Мельников А.Б. Проблемы воздействия иностранных капиталов на экономическую безопасность российских регионов. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001. С. 4.
2 Там же. С. 28.
«Преступление также вечно, как смерть и болезнь, наказание никогда не исчезнет, меры предупреждения никогда не победят преступность, точно так же как величайшее развитие гигиены никогда не победит смерть и болезни» . Эта мысль, высказанная Ф. Листом в Лейпцигском докладе в 1889 году, представляется зловещим приговором. Общество не в силах искоренить преступность, но оно в состоянии удерживать ее на более или менее социально терпимом уровне. Таким образом, актуальность декриминализации сферы иностранного инвестирования для успешного экономического развития страны не вызывает сомнения. А потому необходима стройная система мер по выявлению, раскрытию и предотвращению преступлений в сфере иностранного инвестирования.
Понятие «преступление в сфере иностранного инвестирования» не имеет уголовно-правового закрепления и подразумевает лишь объединение различных видов преступлений, направленных против широкой и важной сферы экономической деятельности - иностранного инвестирования. Большая часть преступлений, совершаемых в данном поле деятельности, уголовным законодательством определена как преступность в сфере экономики или экономическая преступность - раздел 8 УК РФ - «Преступления в сфере экономики». В данный раздел вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности (гл.21 УК РФ): кража, мошенничество, присвоение или растрата, вымогательство и др.), о преступлениях в сфере экономической деятельности (гл.22 УК РФ): незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, контрабанда, уклонения от уплаты таможенных платежей и др.) и против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл.23): злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.
Участие зарубежного капитала в теневом финансовом обороте довольно часто имеет формальный характер и на самом деле преследует цель
3
Лист Ф. Преступление как социально-патологическое явление. СПб., 1900 (перев. с нем).
«отмывания» нелегально полученных доходов. Для этих целей возможно использование «подставной» оффшорной компании, созданной российскими предпринимателями для противоправного перевода денег за рубеж и возврата части их обратно, под видом иностранных инвестиций. В России для инвесторов не существует обязательства предоставлять доказательства легальности источников происхождения капитала. Среди стран с наибольшим объемом привлеченных инвестиций в экономику России лидирующие позиции, помимо таких крупнейших держав как Германия, США, Великобритания и Франция, занимают страны, на территории которых расположены оффшорные зоны: Кипр, Нидерланды и т.д.
Практика показывает, что легализация тесно связана с незаконной банковской деятельностью, незаконной предпринимательской деятельностью, лжепредпринимательством и другими экономическими преступлениями. Поэтому организация, планирование и осуществление первоначальных и последующих оперативно-розыскных действий по раскрытию этого преступления имеет много общего с тактикой и методикой раскрытия «родственных» преступлений. Существует множество способов отмывания денег; например, по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ:
1) доходы, полученные от незаконных операций с наркотиками, показывают в отчетных документах, как законные, получение от законной деятельности и уплачивают налоги с этих доходов;
2) преступные доходы скрывают от уплаты налогов;
3) осуществляют платежи и операции, вуалируя их в банковских документах;
4) обменивают денежные знаки на банковские чеки, аккредитивы, дорожные чеки, скрывая, таким образом, большое количество денежных знаков;
5) вкладывают деньги в недвижимость с помощью подставных иностранных корпораций, или же созданных;
6) приобретают приходящие в упадок предприятия, доходы которых формируются за счет наличных расчетов (отели, рестораны, пункты обмена
валюты, предприятия розничной торговли). Затем, часть доходов от преступного бизнеса показывают в отчетах, а часть присваивают;
7) покупают коллекционные предметы, антиквариат, золото, картины, подготавливая заранее свидетелей (на случай суда), у которых он якобы занимал деньги.
8) открывают банковские счета организациями, зарегистрированными на подставных или вымышленных лиц;
9) ведут двойную бухгалтерию на заказные мошеннические хозяйственно-финансовые операции;
10) переводят иностранную валюту на имя подставной оффшорной компании за рубежом в счет оплаты фиктивной коммерческой сделки;
11) экспортируют из России ликвидное сырье за границу под видом исполнения госзаказа, за который оплата поставщикам не производится (на экспортируемые нефть, газ, алмазы, древесину преступники в сопроводительных документах указывают заниженную их стоимость и разницу присваивают);
12) конвертируют наличные деньги в другое средство платежа (чеки, акции, векселя), скрывающее их собственника или держателя;
13) продают, дисконтируют или торгуют банковскими чеками, векселями, кредитными картами, платежными поручениями;
14) покупают иностранную или российско-зарубежную фирму, открывают ее счет в банке для манипулирования деньгами в виде предоставления кредитов, ссуд, займов, оплаты аккредитивов, выплаты гонораров за консультации, платежей по подложным договорам и др.
Легализация - это заранее тщательно планируемое и осуществляемое, как правило, на территории нескольких государств преступление. В связи с чем наиболее активно в отмывании используются оффшорные зоны -своеобразные экономические пространства в странах Балтии, Каймановых, Бермудских и Вирджинских островов, Панамы, Венесуэлы, Нидерландов, Колумбии, Кипра, Германии и некоторых других, относимых к «группе повышенного риска». Притяжение обуславливается возможностью
регистрации юридического адреса фирмы в оффшорной зоне, не являясь в то же время резидентом (расположение фирмы и производственная деятельность осуществляется по фактическому адресу), а также высокая степень конфиденциальности сведений о денежных средствах на депозитных счетах. Эти банки сохраняют тайну вклада в угоду клиента и с целью получения процентов за размещение, вопреки экономическим интересам государства. Таким образом, денежные средства, размещенные на счету банка оффшорной зоны, практически не достижимы для правоохранительных органов, и зачастую получить какую-либо информацию по ним возможно лишь оперативным путем.
Работа оперативных подразделений по изобличению преступников сопряжена со значительными трудностями, так как легализация (отмывание) незаконно полученных денежных средств, как правило, проходит несколько стадий. На первой стадии преступники стремятся «освободиться» от наличности, на последующей стадии «оторваться» от незаконного источника получения доходов и, наконец, облечь эти средства или имущество в форму законно полученных.
Данные о том, куда расходуются полученные незаконным путем денежные средства, возможно, получить в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, комбинаций. Российское оперативно-розыскное законодательство не ограничивает компетентные органы в проведении необходимых ОРМ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства с соблюдением необходимых процедур санкционирования. При раскрытии и расследовании данной категории уголовных дел широко используются знания специалистов, заключения экспертов, акты документальных проверок и ревизий хозяйственно-финансовой деятельности.
Следует учитывать, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», кредитные организации обязаны обеспечить тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Справки по ним выдаются кроме самих вкладчиков, судам, арбитражным судам, Счетной палате Российской Федерации, органам
налоговой службы и подразделениям по борьбе с налоговыми преступлениями, таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные и иные организации, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.
Следовательно, оперативно-розыскные подразделения аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями не могут получать официально сведения о счетах и о движении по ним денежных средств, и эти вопросы можно решать только в рамках уголовного дела. Практически вопрос о получение сведений о движении денежных средств с определенного счета, данных о лицах и фирмах, открывших счет и других банковских операциях, решается процессуально - путем выемки документов по постановлению следователя или путем обыска с санкции прокурора. В оперативно оправданных случаях в рамках оперативного эксперимента по согласованию с компетентными органами соответствующих государств возможно осуществление контролируемой поставки денежных средств.
Практика борьбы с преступностью в сфере иностранного инвестирования и в целом с экономическими преступлениями свидетельствует, что проблема профилактики, своевременного выявления и раскрытия этих преступлений наиболее сложная и социально важная при обеспечении законности и правопорядка. Недостаточная профилактика, несвоевременное их выявление и раскрытие одна из причин роста экономической преступности, поскольку безнаказанность порождает новые опасные преступления.
Правоохранительные органы должны участвовать в обеспечении безопасности коммерческой деятельности. Однако сама жизнь приводит к распределению функциональных обязанностей по защите частного бизнеса. Коммерческие организации и их службы безопасности осуществляют охрану конкретной собственности в целях недопущения ее хищения, кражи,
противоправного использования и т.п. Государственные органы проводят общепрофилактическую работу по предупреждению преступлений и несут ответственность за их раскрытие и изобличение преступников. Понятие предупреждения преступлений включает в себя несколько взаимосвязанных, но качественно отличных направлений деятельности органов внутренних дел, в том числе аппаратов департамента экономических преступлений. Одно из них состоит в выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятию мер к их устранению в пределах предоставленных прав. Причины и условия, способствующие формированию преступного замысла и его реализации в преступное посягательство, объединяются криминалистами в группы социально-экономического, организационно-хозяйственного, правового и технико-технологического характера. Часть из них носит объективный характер и не зависит от принимаемых органами внутренних дел мер. Однако есть причины и условия, носящие субъективный характер и используемые преступниками для реализации криминальных намерений.
Важнейшее направление профилактической деятельности правоохранительных органов - это целенаправленное воздействие на конкретных лиц, которых условно можно разделить на две основные группы. Первая включает в себя лиц с четко сформировавшимися антисоциальными взглядами и установками. Анализируя поступающую информацию о фактах биографии, образе жизни и деятельности конкретных лиц, можно сделать обоснованные выводы о вероятности совершения ими экономических преступлений (например, неоднократно судимые за мошенничество). Индивидуальное предупреждение в отношении указанных лиц достигается проведением мер, нейтрализующих их возможную преступную деятельность. Как правило, такое предупреждение осуществляется в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий и имеет целью: - отказ проверяемого от осуществления преступных намерений путем устранения имеющихся для этого возможностей, склонения к данному
решению посредством проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий, разложения преступной группы; - привлечение к уголовной ответственности при подготовке или покушении на совершение экономического преступления.
Поэтому основная задача профилактики индивидуального преступного поведения - создание условий, исключающих совершение правонарушений второй и наиболее многочисленной категорией лиц - случайно-ситуационной, не имеющих укоренившихся антиобщественных наклонностей, но готовых воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств. В эту группу объектов индивидуального профилактического воздействия входят лица, имеющие доступ к документам, информации, товарно-материальным ценностям. Анализируя поступающую информацию об особенностях их профессиональной деятельности и образе жизни, могут появиться вполне обоснованные подозрения о подготовке или участии данной категории лиц в совершении преступных посягательств. Анализ информации о совершенных или попытках совершения преступлений на конкретном объекте может указать на тех лиц, кто мог способствовать преступникам в достижении криминальных целей путем предоставления информации о предприятии, ознакомления с порядком осуществления отдельных хозяйственных операций и т.д. Такой анализ, наряду с другими данными, в определенных случаях дает обоснованное подозрение в нечистоплотности того или иного работника.
Наиболее действенным направлением профилактической деятельности сотрудников департамента экономической безопасности является предотвращение и пресечение (на стадии покушения) преступлений - так называемая специальная профилактика. Если общей и индивидуальной профилактикой преступлений и административных правонарушений занимаются в пределах своей компетенции все службы и подразделения органов внутренних дел, то функцию предотвращения и пресечения экономических преступлений наиболее эффективно могут осуществлять лишь оперативные службы, имеющие для этого необходимые полномочия, силы и средства, располагающие оперативной информацией и владеющие
специальными методиками проведения оперативно-розыскных мероприятий профилактической направленности.
Межрегиональный характер действий преступников выдвигает перед оперативными аппаратами органов внутренних дел задачу повышения уровня взаимодействия в выявлении и предупреждении преступности. Огромную роль в предотвращении криминальных фактов играет взаимный и своевременный обмен оперативной информацией. Существенна роль разработки и использование метода выявления поддельных документов ещё на стадии регистрации коммерческих предприятий, в пресечении преступной деятельности мошеннических фирм.
Новые тактические приемы предупреждения преступных посягательств в сфере иностранного инвестирования, позволяющие на ранних стадиях выявлять причастных к ним лиц, своевременно пресекать их преступную деятельность с полным возмещением ущерба потерпевшим, являются дальнейшим творческим развитием разведывательно-поискового направления в организации оперативно-розыскной деятельности аппаратов борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями. Таким образом, повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью в сфере иностранного инвестирования возможно за счет повышения уровня информированности, развития внутреннего и внешнего взаимодействия правоохранительных органов и их подразделений, а также через решение вопросов технического обеспечения и совершенствования тактики данной деятельности.