_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Использование пакета программ Mathcad делает получаемые результаты объективными и не требующими большого количества времени на обработку экспертных оценок. Список использованной литературы:
1. Зотова Т.Б., Сидненко Т.И. Реформа образования в науковедческой традиции либеральной историографии рубежа XIX-XX вв. /Т.Б.Зотова, Т.И. Сидненко //Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. Ежеквартальный научный журнал.- 2015-№39-с.439-443
2. Сидненко Т.И., Зотова Т.Б., Сергеев С.М., Поздеев В.Э. Интероперабельная система энергоэффективности учебного заведения //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности.-2015-№2(010)-с.118-124
3. Боровков М.И., Холявин И.И., Алексеев Г.В. Анализ изменений структуры учебных программ при совершенствовании требований ФГОС. //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2015. № 3. С. 115-117.
4. Алексеев Г.В., Ковязина М.Г., Холявин И.И., Боровков М.И. Возможности повышения эффективности научно-исследовательской работы в образовательном учреждении. //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2016. Т. 20. № 3. С. 62-67.
5. Боровков М.И., Алексеев Г.В., Ковязина М.Г., Пальчиков А.Н., Выбор баланса дисциплин в образовательной программе для успешного формирования необходимых компетенций выпускника. //Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 1. С. 213-218.
© Белов В.В., Зотова Т.Б., 2017
УДК 376
Т.В. Бессонова
Учитель-логопед
ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ
А.А. Долганова Учитель-логопед МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
ВЫЯВЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Аннотация
В статье говорится о раннем выявлении речевых патологий у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предлагаются разработанные и опробованные приемы и методы коррекции нарушений речи.
Ключевые слова
Ранняя диагностика, логопедический массаж, пассивная гимнастика языка.
Как показала практика изучения детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом, задержка развития ребенка наблюдается с самого рождения. Огромная роль в отклонении психического развития детей отводится сенсомоторным и речевым патологиям.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Достаточно часто дети с ДЦП к двум годам еще не могут уверенно держать голову, самостоятельно поворачиваться, удерживать и рассматривать игрушки. Как следствие нарушения общей моторики, является выраженная задержка развития артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. В результате у детей с тяжелыми нарушениями двигательной сферы и артикуляционного аппарата в этом возрасте практически отсутствует доречевая голосовая деятельность. [2, с. 35]. В менее тяжелых случаях лепет и гуление появляется с выраженной задержкой. Результат обследования речевого развития 187 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет показал, что только 11,9 % детей имели норму речевого развития, 15,2% детей не понимали или плохо понимали обращенную речь и не проявляли никакой речевой деятельности, 72,9% детей имели свою собственную речь, но она не соответствовала возрастным нормам развития речи.
В этом возрасте у детей наблюдаются различные изменения мышечного тонуса артикуляционного аппарата. У большинства детей нарушены жевательные процессы, они могут употреблять только протертую, жидкую пищу. Для этих детей характерны гиперкинезы языка, оральные синкинезии, гиперсаливация, бедная мимика, отсутствие подражательных мимических и артикуляционных движений. Во время крика и плача наблюдаются нарушения синхронности голосообразования и дыхания.
Чтобы корректировать создавшиеся неблагоприятные факторы развития ребенка и в дальнейшем компенсировать его отставание потребуется всесторонняя помощь различных специалистов. [1, с. 23]. Три года в нашем областном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями используется практика раннего вмешательства.
Одним из важнейших направлений реабилитации является логопедическая помощь, восстановление коммуникативно-речевых возможностей детей Опыт работы показал, что у детей с ДЦП патологические изменения артикуляционного аппарата, голосообразования и дыхания с возрастом ребенка сами собой не исчезают, а наоборот закрепляются и приводят к тому, что речевой аппарат остается неподготовленным к речевой деятельности.
Спецификой коррекционно-логопедической работы в центре является её сочетание с артикуляционным массажем и гимнастикой, логоритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Логопедическая реабилитация проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выраженности, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Система работы по коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП, включает в себя:
s логопедический массаж;
s пассивную артикуляционную гимнастику;
s плантарный массаж руки, ноги;
s формирование физиологического и речевого дыхания;
s стимуляцию развития импрессивной и экспрессивной речи.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В результате массажа повышается работоспособность мышц, они становятся более подвижными и активными. [2, с. 70].
Удивительный результат дал курс укрепляющего массажа у Вики (2г). У ребенка были нарушены жевательные процессы, вся пища измельчалась на блендере, в активной речи был только усредненный гласный звук «э». Когда девочка поступила на повторный курс реабилитации через 4 месяца, она уже могла есть слегка измельченную пищу, а в речи появились первые общеупотребительные слова.
После массажа проводится пассивная гимнастика языка. Ее целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности, ранее включенных. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объём и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало, фиксация и завершение не зависят от ребёнка.
При тяжёлых поражениях опорно-двигательного аппарата применяется плантарный массаж руки, ноги. Изменение порога чувствительности у неговорящих детей связано с плохой работой заднего мозга и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
нарушением нейродинамики. Работа с ребёнком начинается с развития чувственной базы. При выполнении плантарного массажа руки даются звуковые образы, что является основой для появления звукоподражаний, слогов и даже слов.
Важным разделом логопедической работы при ДЦП является развитие дыхания. Эту работу можно начинать с первых месяцев жизни больного ребёнка, что имеет большое значение для его общего соматического состояния, а также для стимуляции голосовых реакций. Коррекция данных нарушений начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объёма, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Логопед проводит с ребёнком пассивные дыхательные упражнения Разработка дыхания проводится в различных положениях ребёнка: лёжа на спине, сидя, стоя. С детьми младенческого и раннего возраста, а также при тяжёлых двигательных нарушениях дыхательные упражнения необходимо проводить в положении на спине - в «рефлекс -запрещающих позициях».
Мониторинги динамики речевых изменений у детей, прошедших курсы реабилитации в центре за последние 3 года, показали хорошие результаты: у 4% детей речь стала соответствовать возрастной норме; 73% детей значительно улучшили свои показатели. Таким образом мы пытаемся достичь главной цели нашей деятельности - социализации детей с ограниченными возможностями в современном обществе. Список использованной литературы:
1. Гаркуша Ю.Ф. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.,2003.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2008.
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. Учеб.пособие для студ.высш. учебных заведений. / М, Издательский центр «Академия», 2003.
© Бессонова Т.В., Долганова А.А., 2017
УДК 37
О.И. Бучумова
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад N° 69» г. Саранск, Мордовия, Российская Федерация
РОЛЬ ПЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Аннотация
В статье рассматривается необходимость певческого развития в раннем возрасте, влияние обучения вокальному искусству на формирование общей культуры ребенка
Ключевые слова
Педагогика, музыкальные способности, эмоциональное восприятие, вокальная музыка.
В современной психолого-педагогической литературе подчеркивается важность и необходимость раннего музыкального воспитания ребенка, обеспечивающего полноценное умственное развитие. Музыка, транслирующая особую культуру чувств и мышления, воспитывает через тончайшее эмоционально-чувственное восприятие музыкальных звуков. Исследования подтверждают, что отсутствие музыкальных впечатлений в детском возрасте негативно отражается на формировании эмоциональной сферы, на развитии воображения и фантазии.
Занятие пением представляет наиболее доступный вид исполнительской деятельности ребенка, активно участвующий в формировании ценностных ориентиров и влияющий на становление