Научная статья на тему 'Выявление факторов, влияющих на удовлетворенность труда персонала'

Выявление факторов, влияющих на удовлетворенность труда персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5969
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ЭЛЕМЕНТЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ТРУД / ПЕРСОНАЛ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полхова А.В., Одаренко Т.Е.

В статье рассматриваются вопросы удовлетворения сотрудников результатами своего труда, а также факторы, которые влияют на их удовлетворенность. Для исследования степени удовлетворенности труда используются определенные методы, результатами которых может выступать информация об удовлетворенности персонала различными аспектами труда и др. Подчеркнута важность влияния руководства на создание благоприятных условий труда персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление факторов, влияющих на удовлетворенность труда персонала»

УДК: 658.3

Полхова А. В.

студентка 3 курса, направление подготовки «Менеджмент» «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Одаренко Т. Е.

к.э.н., доцент

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

ТРУДА ПЕРСОНАЛА

В статье рассматриваются вопросы удовлетворения сотрудников результатами своего труда, а также факторы, которые влияют на их удовлетворенность. Для исследования степени удовлетворенности труда используются определенные методы, результатами которых может выступать информация об удовлетворенности персонала различными аспектами труда и др. Подчеркнута важность влияния руководства на создание благоприятных условий труда персонала.

Ключевые слова: факторы, элементы, удовлетворенность, труд, персонал, туристские услуги, мотивация.

В современном и прогрессирующем мире в условиях значительного темпа деятельности предприятий управление мотивацией и построение организационной системы становится одной из главных задач функционирования современных компаний. Проблема повышения эффективности использования трудового потенциала работников, а также увеличение производительности труда является насущной и актуальной тематикой нынешнего мира предпринимательской деятельности.

Существенное влияние на поведение сотрудников оказывает удовлетворенность трудом, а также трудовая мотивация, так же это оказывает колоссальное значение на организацию в целом. Проблема удовлетворенности труда играет важную роль в менеджменте, и эта тематика затрагивала не одну работу ученых.

Хотелось бы отметить, что исследованиями в данной области исследования занимались такие ученные как: Э. Лок, В. А. Ядов, Киссель А. А., Д. Макклелланд, Ф. Герцберг, Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин [1-5]. Однако данная тема требует дальнейших исследований.

Исследуя особенности удовлетворенности трудом, следует взять во внимание тот факт, что удовлетворенность своей работой связана с деятельности не только персонала, а со всеми процессами на предприятии.

Проанализировав множество определений, можно сказать, что удовлетворенность трудом — это своеобразный процесс, связанный с восприятием работника организации в целом, а также мотивационные действия руководства по отношению к персоналу предприятия. Таким образом, целью изучения данной темы, является выявление факторов, влияющих на удовлетворенность труда, а также создание способов управляющих ею.

Методика Ф. Тейлора опиралась на то, что росту результативности производства и труда способствует совмещение технико-организационных и социально психологических способов мотивации труда. Исследователь считал, что увеличение эффективности производства вероятно лишь при применении технико-организационных и социально-психологических методов управления.

Также Ф. Тейлор утверждает, что стимуляция персонального труда влияет на продуктивность в целом. Важнейшими средствами, стимулирующими работника, являются

ожидание и получение материального вознаграждения за труд. Значимым при анализе удовлетворенности трудом исследователь считает то, что «если человек был подвержен тщательному отбору, имеет определенные природные задатки и обучен трудовым навыкам — ожидаемые результаты будут максимально эффективны».

К факторам, влияющим на удовлетворенность труда относятся:

1) материальное вознаграждение в организациях;

2) заработная плата работника;

3) оценка заслуг, определенная индивидуальными навыками трудящегося;

4) профессиональное развитие рабочего;

5) отношение среди персонала организации;

6) моральные обязательства перед организацией;

7) психологический комфорт [6].

При проведении исследования удовлетворенности сотрудников своей работой на предприятии, нужно учитывать все факторы, влияющие на нее. При исключении одного из факторов, исследование будет являться не точным. Исходя из этого, руководитель может допустить множество ошибок в сфере управления персоналом. Эти факторы смогут помочь составить управленцу статистический график, который поможет выявить на какой из факторов удовлетворенности труда следует обратить внимание.

Для исследования степени удовлетворенности труда используют такие методы как:

1) интервью;

2) анонимное анкетирование;

3) тестирование;

4) производительность работников.

Результатами таких методов исследований могут выступать:

1) информация об удовлетворенности персонала различными аспектами труда;

2) информация о том, что именно мотивирует, тот или иной персонал;

3) факторы, негативно воздействующие на удовлетворенность работников;

4) рекомендации по росту уровня удовлетворенности работников.

К сожалению, инспекция по труду в Российской Федерации не считает нужным выводить данные об удовлетворенности труда. Однако многим предпринимателям могло бы это помочь в процессе руководства организацией.

На рисунке 1 представлены составляющие элементы удовлетворенности трудом.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ

Характер и содержание работы Возможности карьеры

Руководство Оплата труда

Отношение между сотрудниками

Рисунок 1. — Составляющие элементы удовлетворенности трудом

Следовательно, данная структура играет важную роль в процессе удовлетворенности персонала свое работой. Работодатель обязан по максимуму обеспечить данные элементы удовлетворенности трудом.

Проблема трудовой мотивации в туристской деятельности вызывает огромный интерес научных исследований и в такой же степени практическую деятельность. Связанно это с тем, что в современном мире мотивация является главным фактором повышения результативности в производстве. Проблема мотивации труда, как известно, существует на 80% предприятий Российской Федерации. Это связанно с тем, что руководители предприятия имеют главную цель, получить максимальную прибыль. Тем не менее, они забывают, что движущая сила предприятия — это персонал и именно их максимальная удовлетворенность трудом, поможет руководителю выполнить свою главную цель.

Исходя из выше изложенного, можно согласиться с социологом Ф. Герцбергом, который утверждал, что при наличии неудовлетворенности персонала своей работой, управляющий обязан обратить внимание на вызывающие факторы неудовлетворенности и применить меры для снижения уровня неудовлетворенности или ее устранить. Уже после того, как достигнуто состояние недоступности неудовлетворенности, управляющему необходимо сосредоточить интерес в преобразовании мотивационного процесса, который обеспечит удовлетворение работой.

Таким образом, удовлетворение работой, считается таким условием, которое может воздействовать на результативность деятельности компании. Анализ данного аспекта является довольно перспективным.

Следовательно, проанализировав факторы, влияющие на работоспособность и удовлетворенность персонала своей работой, можно сделать вывод, что, исключая один из них, можно прийти к негативным последствиям на предприятии.

В сфере турбизнеса это является главной проблемой, так как в туристской деятельности первое впечатление от большинства туристских услуг отдыхающие получают именно от общения и контакта с обслуживающим персоналом. Поэтому руководителям организаций стоит обратить большое внимание на благоприятные условия труда персонала для удачного развития бизнеса.

Литература

1. Локк Э. О теории мотивирования и стимулирования целями. — 1968.

2. Ядов В. А., Киссель А. А. Удовлетворенность работой: Анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. — №1. — 1974.

3. Макклелланд Д. Власть великого мотиватора / Д. Макклелланд. — 1976.

4. Херцберг Ф., Майнер М. У. Побуждение к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. — 1990. — № 1. — С. 126-130.

5. Соломанидина Т. О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала // Управление персоналом. — М., 2005.

6. Одаренко Т. Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности // Таврический научный обозреватель. — 2015. — №2. — Ч. 1. — С. 39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.