Научная статья на тему 'Удовлетворенность трудом как объект социологического изучения'

Удовлетворенность трудом как объект социологического изучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5336
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / ТРУД / ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ / ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / SATISFACTION WITH LABOR / LABOR / ATTITUDE TO LABOR / LABOR MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жуйкова Марина Александровна

Показаны и раскрыты особенности исследования удовлетворенности трудом как объекта социологического изучения. Выделены основные определения удовлетворенности трудом. Представлены основные теории и концепции изучения проблемы удовлетворенности трудом. Выявлены основные аспекты содержания термина «удовлетворенность трудом», а также взаимосвязь удовлетворенности с отношением к труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность трудом как объект социологического изучения»

28_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2014. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 331(075.8) М.А. Жуйкова

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Показаны и раскрыты особенности исследования удовлетворенности трудом как объекта социологического изучения. Выделены основные определения удовлетворенности трудом. Представлены основные теории и концепции изучения проблемы удовлетворенности трудом. Выявлены основные аспекты содержания термина «удовлетворенность трудом», а также взаимосвязь удовлетворенности с отношением к труду.

Ключевые слова: удовлетворенность трудом, труд, отношение к труду, трудовая мотивация.

В настоящее время в условиях значительного темпа и прогрессирования деятельности организаций управление мотивацией и построение организационной системы становится одной из главных задач функционирования современных компаний. Проблема повышения производительности труда и эффективности использования трудового потенциала работников является одной из самых актуальных и сложно разрешаемых. Управление требует аналитического обеспечения, и в этих условиях социологические исследования приобретают большое значение. Результаты этих исследований позволяют анализировать удовлетворенность трудом персонала, а также использовать различные методы мотивации для сотрудников, изучая количественные и качественные результаты исследований. Анализ удовлетворенности трудом позволяет руководству выявлять уровни и установки мотивации работников по отношению к выполняемой ими работе и занимаемой должности. Поиск причин изменения уровня удовлетворенности трудом выявляет факторы, влияющие на эти показатели. Важным является вопрос о том, насколько человек удовлетворен своим трудом, от чего зависит его удовлетворенность, в чем заключается ее основа и каковы ее предпосылки, а также каким образом на нее влияет организации труда на предприятии, включая стиль руководства. Актуальность проблемы также связана с тем, каким образом и какими способами осуществлять мотивацию персонала в условиях быстро развивающегося научно-технического обеспечения, каким образом использовать имеющиеся технические возможности для поддержания удовлетворенности трудом. Развитие технического прогресса значительно влияет на изменение трудовой деятельности, не уменьшая при этом роль человеческого фактора. Происходят существенные сдвиги в организации рабочего процесса, в результате чего руководству нужно четко отслеживать подобные изменения с целью поддержания и увеличения эффективности работы персонала в тесной взаимосвязи с разработкой необходимых мер по мотивированию сотрудников. В современных условиях руководство компаний все больше заинтересовано в привлечении высококвалифицированных кадров, мотивированных на достижение целей и задач организации; нацелено на организацию, координацию работы сотрудников, обеспечение необходимыми ресурсами, осуществление системы управления мотивацией, выявляя и используя наиболее адекватные и подходящие способы поддержания мотивации, связанные не столько с финансовым стимулированием, сколько с более сложными нематериальными комплексными методами, находящимися в тесной взаимосвязи друг с другом и представляющими прочно организованную систему. Понятие «удовлетворенность трудом» позволяет раскрыть и проанализировать понятие труда. Таким образом, важным является социологическое изучение проблемы удовлетворенности трудом, включающее в себя разнообразные методики, концепции и теории и позволяющее использовать полученные количественные и качественные данные для более широкого исследования аналитического обеспечения управления организацией.

Удовлетворенность трудом и трудовая мотивация оказывают значительное влияние на поведение сотрудников и, как следствие, непосредственно влияют на деятельность организации в целом. Проблема удовлетворенности трудом играет важную роль в жизни человека, поэтому изучение и разработка этого вопроса затрагивают работы многих социологов уже много лет. Создано множество теорий, методик, концепций, моделей, проведено множество эмпирических исследований. На данный момент существует огромная база и основа для дальнейшего изучения удовлетворенности трудом.

Американский социолог Е. Локк определяет термин «удовлетворенность трудом» как «результат оценки своей работы, позволяющей достичь определенных ценностей, связанных с работой, при условии, что эти ценности дают возможность удовлетворить потребности индивида» [1. С. 118].

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2014. Вып. 1

А.В. Романов определяет удовлетворенность трудом как «внутреннее состояние работника, вызванное трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей обстановкой». [2. С. 157] При этом отправной точкой может быть определение: «удовлетворенность трудом - это состояние сознания, продуцирующее положительные реакции на процесс реализации ожиданий по тем или иным проблемам производственной жизни».

Изучая особенности удовлетворенности трудом, следует принимать во внимание то, что удовлетворенность трудом связана с деятельностью не только отдельно взятого работника, она связана с развитием организационных процессов в целом. И то, каким образом работник будет стараться и стремиться проявить свои способности в ответ на мотивирующие способы руководства, будет прямым образом влиять на деятельность организации.

Рассмотрев множество определений понятия удовлетворенности трудом, можно свести их к тому, что удовлетворенность трудом - это своеобразный уровень восприятия сотрудниками организации материальными и нематериальными способами стимулирования их деятельности руководством компании и сравнение предоставленных способов мотивирования труда с их собственными запросами. Содержание удовлетворенности трудом включает в себя непосредственно само отношение к труду и характеризует стремление работника проявлять свои способности, стремления и силы для достижения определенных показателей и результатов. В свою очередь, отношение к труду складывается из мотивационных ориентиров и реального поведения. То есть проблема удовлетворенности трудом тесно связана с отношением к труду, а также с имеющимися представлениями работников о труде. Таким образом, целью изучения удовлетворенности трудом является выявление факторов, влияющих на эту удовлетворенность и формирование способов управления ей, а также составляющих их.

На формирование социологии труда значительное влияние оказали такие направления классической социологии, как позитивизм, марксизм, экономическая социология, институционализм, эмпирическая и прикладная социология. Основы социологии труда были заложены Г. Зиммелем, который был основоположником экономико-социологической школы. Согласно концепции Г. Зиммеля экономические явления и процессы находятся в тесной взаимосвязи с различными сферами общественной жизни и могут быть изучены посредством социологических методов и подходов.

Г. Зиммель создал ценностную теорию труда, состоящую из умственного и физического труда, которые имеют различную ценность, так как их основой является различный уровень квалификации. Он сформулировал шкалу ценностей различных видов труда, на которой умственный труд занимает более высокий уровень, нежели физический, соответственно, высококвалифицированный труд ценится выше, чем неквалифицированный. Таким образом, Г. Зиммелю удалось охарактеризовать сущность современного ему капиталистического общества.

Ф. Тейлор является основоположником «научного менеджмента», который возник на рубеже XIX-XX вв. в США. Он создал концепцию, согласно которой между управлением производством и управлением трудом существует тесная взаимосвязь. Ф. Тейлор разработал так называемую систему Научной организации труда, которая включала в себя изучение различных факторов, влияющих на повышение производительности и эффективности труда. К таким факторам он относил не только методы материального стимулирования, но и различные методы поощрений, возможности повышения квалификации и переобучения, а также стиль руководства. По мнению Ф. Тэйлора, «наилучший обычно применяемый тип управления предприятиями может быть определен как такой, при котором рабочие проявляют, всю свою инициативу и в обмен получают некоторое специальное поощрение к этому от своих предпринимателей» [3. С. 32].

Таким образом, методика Ф. Тейлора базировалась на том, что повышению эффективности производства и труда способствует сочетание технико-организационных и социально психологических способов мотивации труда. Исследователь полагал, что повышение эффективности производства возможно лишь при использовании технико-организационных и социально-психологических методов управления.

Также Ф. Тейлор утверждает, что стимуляция индивидуального труда влияет на производительность в целом. Основными средствами, стимулирующими работника, являются ожидание и получение материального вознаграждения за труд. Важным при рассмотрении удовлетворенности трудом исследователь считает то, что «если человек был подвержен тщательному отбору, имеет определенные природные задатки и обучен трудовым навыкам - ожидаемые результаты будут максимально эффективны».

2014. Вып. 1

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Одним из направлений социологии труда, создавшим основу для дальнейшего изучения проблемы удовлетворенности трудом, стало возникновение так называемых «теорий трудовой мотивации», основоположниками которых стали Ф. Герцберг, Д. Макклелланд, А. Маслоу. Базой для этих теорий стала цель определения и выявления различных потребностей человека, которые направляют индивида на совершение различных действий в зависимости от складывающихся обстоятельств.

А. Маслоу была создана иерархическая теория потребностей, включающая пять уровней потребностей индивидов: физиологические, которые А. Маслоу называет «физиологическими позывами»; потребность в безопасности; социальные потребности; потребность в уважении - признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств; потребность самовыражения.

А. Маслоу считал, что в удовлетворенности трудом одну из главных ролей играют так называемые вторичные потребности, то есть, другими словами, для работника важны не только материальные основы мотивации, но и нематериальные, находящиеся на более высоком уровне, затрагивающие моральные и духовные ценности человека. Именно поэтому изучение вопросов удовлетворенности трудом персонала должно рассматриваться руководителями компаний многогранно, а не только с одной стороны.

Одним из социологов, изучавшим удовлетворенность трудом, является Ф. Герцберг, который в 1959 г. провел ряд исследований, указавших на факторы, влияющие на нее. По двухфакторной модели Ф. Герцберга, которая была получена в результате проведения многочисленного числа исследований, удовлетворенность трудом работников предприятия зависит от двух факторов: гигиенических, включая физические условия и потребности низшего уровня, и непосредственно мотивационных, определяющих удовлетворенность своей работой и относящихся к содержанию труда, то есть неудовлетворенность работников организаций была связана с гигиеническими факторами, тогда как удовлетворенность трудом, в свою очередь, была связана с мотивационными характеристиками.

В результате своих исследований Ф. Герцберг сделал вывод о том, что существуют две основные категории факторов оценки степени удовлетворенности от выполненной работы: факторы, удерживающие на работе, и факторы, мотивирующие к работе. Ф. Герцберг выяснил, что удовлетворение потребностей не усиливает мотивацию к труду. Он считал, что гигиенические факторы не оказывают заметного влияния на поведение человека, особенно когда они удовлетворены. Исследователь также делает вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором, то есть, согласно концепции Ф. Герцберга, хорошие условия труда мотивируют работников на стабилизацию работы, но не обязательно мотивируют его на повышение производительности труда.

Другой теорией мотивации, также основанной на изучении потребностей, стала мотивационная теория Д. Макклелланда. Как и А. Маслоу, он признавал особую роль в мотивационном процессе потребностей высшего уровня, к которым относил потребности власти, успеха и причастности. Потребность власти представляет собой стремление воздействовать и влиять на людей.

Согласно теории Д. Макклелланда потребность успеха находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремится к власти для самого факта и наличия властвования. Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения различных задач.

Д. Макклелланд придавал особое значение потребностям властвования второго типа. Поэтому он считал, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой-давать возможность им удовлетворять ее. Потребности, согласно концепции Д. Макклелланда, расположены не иерархически, но находятся в тесной взаимосвязи.

Основателем теории человеческих отношений является Э. Мэйо. Эта теория возникла благодаря так называемым Хоторнским экспериментам, проводившимся в течение пяти лет, с конца 20-х годов до начала 30-х, для выявления новых методов стимуляции и мотивации работы персонала. В результате проведенной работы были собраны эмпирические данные, содержащие информацию об отношении работников к труду, а также о факторах, влияющих на работу персонала. В ходе проведения исследований Э. Мэйо ставил задачи повысить уровень мотивации человека к труду, улучшить качество организационных и управленческих решений, способствовать личному развитию работников, развивать сотрудничество внутри коллектива.

По итогам проведенных исследований был сделан вывод о том, что производительность труда будет выше, если мотивация индивида будет основана на коллективном и нематериальном стимули-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2014. Вып. 1

ровании, включая социально-психологические способы. Таким образом, содержание теории «человеческих отношений» Э. Мэйо сводилось к изучению системы взаимоотношений непосредственно внутри коллектива.

Э. Мэйо выяснил, что, наряду с условиями труда, способами его организации и стимулирования, важнейшую роль в обеспечении нормальной производительности труда играют межличностные отношения, система неформальных норм и правил, а также стиль руководства, сложившиеся в данной трудовой группе. Методика Хоторнских экспериментов и в настоящее время пользуется популярностью, и эта концепция широко используется для проведения различных экспериментов в социологии труда.

В соответствии с моделью школы человеческих отношений руководители могут эффективно воздействовать на мотивацию работников, признавая их социальные потребности и давая им возможность чувствовать себя полезными и нужными для организации. Использование этой модели в практике управления подтолкнуло руководителей к предоставлению подчиненным большей свободы в принятии решений относительно их работы, а также к тому, чтобы шире информировать их о намерениях руководителей, о положении дел, о достигнутых успехах и перспективах развития организации.

Развитие социологии труда в России пришлось на конец 50-х - начало 60-х гг. XX в. В этот период произошло признание значимости человеческого фактора в процессе производства. Результатом развития социологии труда стало появление монографии «Человек и его работа», написанной В.А. Ядовым. Проведенные исследования показали важность индивидуальной роли человека, его личности в процессе производства. Значительное место в работе В.А. Ядова занимает проблема удовлетворенности трудом. Характер и факторы удовлетворенности трудом у В.А Ядова зависят от характера труда. Для неквалифицированных рабочих удовлетворенность трудом, зависит от внешних факторов мотивации трудовой деятельности, тогда как на работников, занятых более квалифицированным трудом, действует внутренняя мотивация.

В.А. Ядов утверждал, что «уровень удовлетворенности работой слишком общая характеристика, которую чрезвычайно трудно правильно интерпретировать. С одной стороны, неудовлетворенность свидетельствует о высоких запросах личности, а удовлетворенность - о низких» [4. С. 78]. Также Ядов утверждает, что удовлетворенность работой отражается на результатах труда и, наоборот, результаты труда - на степени удовлетворенности. Таким образом, можно говорить о том, что удовлетворенность носит двойственный характер.

В.А. Ядов отмечал, что состояние удовлетворенности можно рассматривать как самый простой итоговый показатель субъективного аспекта отношения к труду. Под удовлетворенностью можно понимать как отношение людей, так и их эмоциональное состояние. В социологической литературе также нет универсальной трактовки понятия «удовлетворенность трудом». В.А. Ядов, проведя анализ эволюции понятия «отношение к труду» в социологии, пришел к выводу, что эволюция в понимании удовлетворенности трудом является следствием развития социологии труда. Удовлетворенность трудом понимается как удовлетворенность функциональным содержанием труда либо как удовлетворенность психологическим климатом. Таким образом, данная работа послужила попыткой российских ученых развить теорию социологии труда на основе эмпирического опыта.

Можно сделать вывод о том, что существует множество методик и концепций, затрагивающих проблему удовлетворенности трудом. В настоящее время удовлетворенность трудом и трудовая мотивация рассматриваются в качестве важных человеческих ресурсов в организации, которые влияют на организационную структуру и непосредственно на деятельность организации. Так, до настоящего времени основные теории трудовой мотивации не способны объяснить, почему знание не преобразуется в действие во многих сферах деятельности организаций. Изучение удовлетворенности трудом сейчас имеет значительное развитие, подкрепленное многочисленными эмпирическими исследованиями. Однако современные эксперименты и теории базируются на классических концепциях и включают их элементы, несмотря на их различие и многообразие.

На основе развивающихся концепций изучения удовлетворенности трудом, индивидуальной и коллективной мотивации появляется возможность прогнозировать трудовое поведение в организации, результаты выполнения работы, объяснять, интерпретировать и анализировать эти результаты. Степень удовлетворенности трудом определяется ситуацией, существующей в обществе, а также содержанием, условиями труда и потребностями работников. Удовлетворенность трудом характеризуется не только материальными факторами, но и самореализационными, духовными аспектами труда. Рассмотрев различные теории и концепции, затрагивающие проблему удовлетворенности трудом,

2014. Вып. 1

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

можно выявить то, что удовлетворенность трудом представляет собой оптимальную схему отношения работника к содержанию, характеру и условиям труда, а также его зависимость от условий организационной среды. Удовлетворенность трудом складывается, с одной стороны, из требований, предъявляемых работником, и с другой стороны, из предоставляемых ему возможностей. Несмотря на многообразие теорий и методик, очевидно, что предлагаемые подходы к пониманию удовлетворенности противоречивы и не дают однозначного и точного определения данному понятию, то есть до настоящего времени еще не создана концепция (или методика), которая обеспечила бы целостное представление о природе удовлетворенности трудом и давала бы ей однозначное определение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романов О.В. Социология труда. М., 2009. 199 с.

2. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М., 1991. 289 с.

3. Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.,2003. 306 с.

4. Locke E.A. Motivation through conscious goal setting. Cambridge.1996. 167 p.

Поступила в редакцию 02.02.14

M.A. Zhuikova

SATISFACTION WITH LABOR AS SUBJECT OF SOCIOLOGICAL STUDY

Peculiarities of the investigation of satisfaction with labor as subject of sociological study are revealed. The basic definitions of satisfaction with labor are given. The main theories and conceptions of the study of the problem of satisfaction with labor are presented. The main aspects of the content of the term "satisfaction with labor", as well as the interrelation between the satisfaction with labor and the attitude to labor, are revealed.

Keywords: satisfaction with labor, labor, attitude to labor, labor motivation.

Жуйкова Марина Александровна, магистрант

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: mmn@uni.udm.ru

Zhuikova M.A., magister degree student Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk,Universitetskaya, st., 1/6 E-mail: mmn@uni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.