Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРИОРИТЕТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнов Александр Александрович, Ткаченко Александр Викторович, Калинина Ирина Федоровна

Пандемия COVID-19 принесла различные проблемы и изменения в человеческую жизнь по всему миру, очень существенно затрагивая местную и международную экономику. Коронавирусная пандемия повлияла на несколько областей человека в общественной жизни. Реализация ограничений влияет на свободное передвижение, что в конечном итоге приводит к ограниченной физической активности. Основная цель исследования состояла в том, чтобы определить уровень двигательной активности студентов вузов Московской области во время пандемии COVID-19.В статье проводится анализ приоритетных направлений двигательной активности студентов в период пандемии. При помощи анкетирования определялось отношение студентов к здоровому образу жизни и мотивации к двигательной активности во время ограничительных мер.Исследование проводилось методом анкетирования студентов первых, вторы и третьих курсов Технологического университета г. Королев (МГОТУ) и Российского университета кооперации г. Мытищи (РУК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смирнов Александр Александрович, Ткаченко Александр Викторович, Калинина Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF EFFECTIVE TOOLS FOR PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS DURING A PANDEMIC

The COVID-19 pandemic brought various problems and changes to human life around the world, very significantly affecting the local and international economy. Coronavirus pandemic influenced several people in public life. The implementation of restriction affects free movement, which ultimately leads to limited physical activity. The main purpose of the study was to determine the level of motor activity of students of universities in the Moscow region during a Pandemic COVID-19. The article analyzes the priority directions of the motor activity of students during the pandemic period. With the help of the survey, the attitude of students to a healthy lifestyle and motivation to motor activity during restrictive measures was determined. The study was conducted by the method of surveying students of the first, seconds and third courses of the University of Korolev (MGOTU) and the Russian University of Cooperation of Mytishchi (RUC).

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

Выявление эффективных инструментов физической активности студентов в период пандемии

Смирнов Александр Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет» E-mail: s.s.smirnov@mail.ru

Ткаченко Александр Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет» E-mail: weawar@mail.ru

Калинина Ирина Федоровна,

кандидат педагогических наук, доцент, АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации» E-mail: kalininaif@mail.ru

Пандемия COVID-19 принесла различные проблемы и изменения в человеческую жизнь по всему миру, очень существенно затрагивая местную и международную экономику. Коронавирусная пандемия повлияла на несколько областей человека в общественной жизни. Реализация ограничений влияет на свободное передвижение, что в конечном итоге приводит к ограниченной физической активности. Основная цель исследования состояла в том, чтобы определить уровень двигательной активности студентов вузов Московской области во время пандемии COVID-19.

В статье проводится анализ приоритетных направлений двигательной активности студентов в период пандемии. При помощи анкетирования определялось отношение студентов к здоровому образу жизни и мотивации к двигательной активности во время ограничительных мер.

Исследование проводилось методом анкетирования студентов первых, вторы и третьих курсов Технологического университета г. Королев (МГОТУ) и Российского университета кооперации г. Мытищи (РУК).

Ключевые слова: физическая культура, физические упражнения, приоритеты двигательной активности, студенты, здоровье, анкетирование, пандемия.

Введение. С декабря 2019 года коронавирусная инфекция COVID-19, распространился по всему миру и вызвала глобальную пандемию. Рост случаев заболеваемости привели к контрмерам для противодействия болезни, включая ввод дистанционной работы, закрытие образовательных учреждений и возможностей для проведения досуга. Несмотря на то, что эти ограничения быстро замедляли распространение вируса и сдерживали болезнь, они сопровождались негативными последствиями, так как люди пользовались возможностью оставаться дома, что увеличивало риск социальной опасности [1. ^ 94] Ограничение возможностей для отдыха, таких как спорт, также создало барьер для ограничения физической активности, увеличилось время сидячего образа жизни дома, что привело к изменению отношения к здоровому образу жизни людей и двигательной активности.

Пандемия COVID-19 резко снизила физическую активность многих людей. Одной из групп населения, которая особенно сильно повлияла на ограничительные меры, являются молодежь. Физическое воспитание рассматривается одним из привилегированных инструментов развития физической активности молодежи [2. ^122]. Влияния карантина на образовательный процесс в высших учебных заведениях заставило кардинально изменить учебный процесс в области физической культуры, к ее методам обучения и практическим занятиям. Стало превалировать дистанционное обучение, что усугубило процесс гиподинамии и могло привести к изменению физического и психического здоровью молодежи. Отсутствие двигательной активности и общения со своими сверстниками в спортивных залах, также приводило к депрессии, не стало выхода эмоциональной составляющей, что является предпосылкой заболеваний психического характера, ожирение и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Одной из основных задач в вузе стал вопрос, как направлять студентов к занятиям физкультурой вне образовательного учреждения, какие ставить цели, педагогические форматы поведения и обратную связь с ними. Формат дистанционного обучения был не достаточен для полного объема и норм двигательной активности студентов. Уменьшение физической активности снижает механическую нагрузку, скорость метаболизма и расход энергии, что может привести к ухудшению физической формы и избытку энергии. Все они являются хорошо известными факторами риска будущих проявлений болезни, которые ложатся дополнительным экономическим бременем на общество [3. ^ 308].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Актуальность. Разработка согласованного плана измерения физической активности должна стать частью программы перспективных исследований, чтобы иметь возможность отслеживать и сравнивать важные изменения у студентов, возникающих в связи со снижением физической нагрузки.

Цель исследования заключалась в изучении приоритетных направлений и мотивации студентов к двигательной активности вне учебных заведений, а также сравнения эффективности применения физических упражнений в домашних условиях и вне дома. Определить уровень двигательной активности студентов во время пандемии.

Методы и организация исследования. Данные были получены от студентов из двух университетов с разными специализациями. В анкетирование участвовали студенты 1-3 курсов Технологического университета г. Королев и Российского университета кооперации г. Мытищи. Анкетирование касалось образа жизни с вопросами о физической активности. Анкета была распределена с использованием онлайн-систем университетов. На интернет-анкету ответило 628 студентов из них 289 юношей и 339 девушек. Задачи исследования:

- провести анализ количества занятий физическими упражнениями у студентов в неделю во время пандемии, чтобы избежать негативных последствий сидячего образа жизни;

- выявить приоритетные направления занятий физическими упражнениями;

- изучить отношение студентов к здоровому образу жизни во время пандемии;

- определить мотивы студентов к физической активности и их влияние на организм. Результаты исследования. Результаты анкетирования указывают на то, что 38% всех студентов осуществляют двигательную активность 3-4 раза в неделю, в то время как 41% занимаются физическими упражнениями дома 1-2 раза в неделю, а 21% вообще не занимаются тренировками или осуществляют участие в самостоятельной двигательной активности 1-2 раза в месяц.

Из приоритетных направлений занятий физическими упражнениями было выявлено, что 37% студентов предпочитают аэробные упражнения из них 12% студентов предпочитают интервальный тип упражнений, 36% используют силовые упражнения, 28% занимаются гибкостью, 9% развивают ловкость и 6% координацию. По популярности виды двигательной активности выразились следующим образом: фитнес - 34%, игровые виды - 23%, силовые виды - 21%, плавание - 13%, пешие прогулки - 9%. За исключением отмеченных мероприятий по движению, студенты упомянули и другие виды любимой активности движения: 5 Zumba (1,5%), степ (1,4%), походы (1,3%), упраж-5 нения в качестве отжимания, приседания (1,2%), й лыжи (1%), интервальные тренировки (1%), кар° дио (0,8%), скандинавская ходьба (0,76%), вело-Í сипед (0,74%), йога (0,71%), футбол (0,55%), тан-

цы (0, 50%), бокс, айкидо, каратэ (0,46%), катание на коньках (0,42%), теннис (0,34%), баскетбол (0,29%), гольф (0,25%), восхождение (0,25%), терренкур (0,23%).

На вопрос «Каким видом спорта вы занимались?» ответили:

- юноши: игровыми видами спорта занимались 66 студентов, велосипед - 43 студента, фитнес - 22, домашние тренировки - 19, пешие походы - 12, плавание - 9, коньки - 6 студентов, 69 студентов упомянули другие виды спорта, 43 студента не указали ни один вид спорта.

- девушки: 81 студентка в прошлом занимались фитнесом, совершали пешие прогулки - 63, плавание - 40, игровые виды - 34, велосипед -20, домашние тренировки - 15, коньки - 14 студенток, лыжи - 13 занимающихся, 38 студенток упомянули другой вид спорта, 21 студентка не упомянула ни один вид спорта.

Во время пандемии 58% студентов занимались дома, 26% вне дома, так как имели загородные дома, 16% не занимались двигательной активностью из-за отсутствия условий или нежелания.

Восприятие стресса во время пандемии отметили 78% студентов, из них 36% ощущали чрезмерное возбуждение, раздражение и психоз, 33% плохо спали, и 9% имели плохой аппетит. Наиболее чувствительны к стрессу оказались девушки 47%. Остальные 22% не ощущали особых изменений. В исследовании было выявлено, что юноши переносят сложившуюся ситуацию лучше, чем девушки. Стресс - еще один отрицательный фактор, который может способствовать снижению физической активности студентов. Увеличение физической активности может быть полезным фактором для облегчения стресса, вызванного корона-вирусом.

Из-за изменения условий жизни и двигательной активности вырос показатель весовой категории, девушки увеличили вес на 21%, юноши на 15%. Студенты стали много употреблять много калорийной пищи и меньше тратить энергии.

Уменьшение двигательной активности снизило физическую подготовленность студентов, что подтверждается выполнением контрольных силовых тестов - «отжимание», «приседание», «пресс». Тесты выбирались из возможности их выполнения всеми студентами в домашних условиях. Анализ тестирования показал снижение силовых возможностей организма на 18% у женщин и 12% у мужчин.

Основными мотивами, которые побуждают студентов к двигательной активности стали: снижение веса - 42%, улучшение физической подготовленности - 38%, снятие стресса - 12%. Не видят смысла в занятиях физическими упражнениями -8%.

Даже в ограниченном пространстве или при отсутствии специального оборудования, рекомендуется по 150 мин умеренной или 75 мин интенсивной физической активности в неделю. Это вполне достижимо даже дома во время самоизоляции.

Для дополнительного укрепления здоровья рекомендуется 300 минут умеренной или 150 минут интенсивной физической активности в неделю. Для поддержания физической активности во время пандемии рекомендуется сочетание силовых упражнений для основных групп мышц, ходьбы, подъема по лестнице и выполнения домашних дел. Заниматься спортом на улице, конечно, можно, сохраняя дистанцию от других людей. Хотя умеренная физическая активность полезна для здоровья и иммунной функции, риск заболевания может повышаться в периоды необычно тяжелых физических нагрузок.

Заключение. Ограничительные меры были связаны с уменьшением физической активности студентов. Чтобы избежать негативных последствий сидячего образа жизни, необходимо повышать двигательную активность среди студентов вузов.

Физическая активность также играет важную роль в укреплении психического здоровья, поскольку упражнения оказывают положительное влияние на предотвращение и облегчение симптомов депрессии. Следовательно, постоянная физическая активность имеет неоценимое значение для поддержания хорошего физического и психического здоровья при решении текущих проблем, связанных с COVID-19. Физические упражнения в домашних условиях легко выполняются и помогут поддерживать уровень физической подготовки. Кроме того, выполнение домашних дел вносит значительный вклад в общий расход энергии.

Отношение студентов к здоровому образу жизни изменилось из-за условий проживания и изменений привычек в период пандемии. Студентам было тяжело перейти в режим домашней изоляции и поддерживать двигательную активность в обычном режиме. Теоретический и практический объем знаний, который они получали в дистанционном формате, позволял им справляться с данными задачами.

Литература

1. Архипова Т.Н. Анализ физической подготовленности студентов технологического университета. Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 4 (8). С. 94-98.

2. Калинина И.Ф., Шульженко А.В., Иванова Л.В. Анализ состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи. Современное педагогическое образование. 2020.№ 1. С. 122-124.

3. Шульженко А.В., Гаджиметов В.Э., Бе-седин Р.И., Разумеев А.А. Психологические аспекты подготовки спортсменов-легкоатлетов. В сборнике: Общество и личность: гуманистическая идея в современном общественном дискурсе и социальных практиках. 2020. С. 308-311.

IDENTIFICATION OF EFFECTIVE TOOLS FOR PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS DURING A PANDEMIC

Smirnov A.A., Tkachenko A.V., Kalinina I.F.

State Educational Institution of Higher Education Moscow Region «University of technology», Russian University of Cooperation

The COVID-19 pandemic brought various problems and changes to human life around the world, very significantly affecting the local and international economy. Coronavirus pandemic influenced several people in public life. The implementation of restriction affects free movement, which ultimately leads to limited physical activity. The main purpose of the study was to determine the level of motor activity of students of universities in the Moscow region during a Pandemic COVID-19. The article analyzes the priority directions of the motor activity of students during the pandemic period. With the help of the survey, the attitude of students to a healthy lifestyle and motivation to motor activity during restrictive measures was determined. The study was conducted by the method of surveying students of the first, seconds and third courses of the University of Korolev (MGO-TU) and the Russian University of Cooperation of Mytishchi (RUC).

Keywords: physical culture, exercise, motor activity priorities, students, health, iquisition, pandemic.

References

1. Arkhipova T. N. Analysis of physical fitness of students of a technological university. Social and humanitarian technologies. 2018. No. 4 (8). S. 94-98.

2. Kalinina IF, Shulzhenko A.V., Ivanova L.V. Analysis of the health status and lifestyle of student youth. Modern pedagogical education. 2020. No. 1. P. 122-124.

3. Shulzhenko A.V., Gadzhimetov V.E., Beszyn R.I., reason A.A. Psychological aspects of training athletes. In the collection: Society and Personality: Humanistic idea in modern public discourse and social practices. 2020. P. 308-311.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.