Для обоснования наиболее рациональной периодичности и длительности регламентированных перерывов были организованы опытные группы (горновых, рафинировщиков, электроплавильщиков и катодчиков), в которых производились соответствующие производственно-физиологические исследования.
Результаты этих исследований послужили основанием рекомендовать для одних рабочих (горновые, рафинировщики, катодчики) один 30-минутный перерыв, для других (электроплавильщики) — два перерыва по 15 мин. Об эффективности этих режимов можно судить по тому, что, например, введение 30-минутного перерыва и установление твердого графика (начала и окончания) работы катодчиков обусловили, кроме благоприятных функциональных сдвигов, большую организованность их труда. Это положительно повлияло на почасовую динамику его производительности, которая стала более устойчивой на протяжении рабочего дня при увеличении среднечасовой продукции.
Выводы
1. При разработке мероприятий по гигиене и научной организации труда в свинцово-цинковом производстве основное внимание должно быть уделено мероприятиям по предупреждению опасного воздействия на организм загрязнений воздуха и переутомления.
2. Важными мероприятиями являются введение регламентированных перерывов и организация на заводе оборудованных мест отдыха во время них с разработкой дифференцированных режимов труда для рабочих разных профессий и одновременным пересмотром принципов разделения труда и технического нормирования.
Поступила 21/VI 1972 г.
УДК в 12.649:612.388-064:546.11.02.3
Проф. Ю- И. Москалев, А. М. Лягинская, А. Г. Истомина ВЫВЕДЕНИЕ ТРИТИЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ПОТОМСТВА КРЫС
Вопрос о передаче радиоактивных изотопов потомству требует всестороннего изучения. В литературе мало сведений о закономерностях перехода трития через плаценту и с молоком из организма матери в плод.
В настоящем сообщении по результатам эксперимента на крысах оцениваются уровни перехода трития из организма матери к плоду в период постнатального развития потомства и выведение элемента из организма потомства. Для изучения кинетики обмена трития в организме новорожденных крысят окись трития вводили беременным крысам за сутки перед окотом в количестве 2-Ю-4 кюри/г. В этом случае концентрация трития у крысят 1 помета строго одинакова. В среднем по 5 пометам концентрация трития в водной фазе крысят составляла (1,42±0,11)-10~4 кюри/г, в высушенной тушке — (6,8±0,4) • 10_в кюри/г.
Новорожденных крысят для последующего вскармливания подсаживали к интактным самкам. Через 1, 3, 8, 15, 22 и 30 суток от каждой самки забивали по 1 крысенку. Для того чтобы число крысят у кормящей матери было постоянным (т. е. составляло 6), на протяжении всего опыта вместо взятого крысенка к ней подсаживали крысенка из контрольной группы того же возраста и близкого по весу.
Данные об изменении концентрации и содержания трития в организме крысят в различные сроки после рождения приведены на рис. 1. Уменьшение содержания элемента в организме крысенка (кривая 1) происходит с 2 полупериодами — 87,5% с 7",^= 1,8 суток и 12,5% с 7*а= 5,6 суток. Изменение содержания трития во всем организме крысенка (кривая 2) может быть представлено суммой 2 экспонент — 68% с 7\=2,2 суток и 32% с Тг= 7,7 суток.
' При рассмотрении приведенных данных обращает на себя внимание то обстоятельство, что измененне общего содержания трития в организме новорожденных крысят происходит медленнее, чем его концентрации; это свидетельствует о разбавлении трития в организме растущего крысенка вследствие быстрого увеличения его массы.
Для решения вопроса о том, как изменяется кинетика выведения окиси трития у крысят в течение первого месяца жизни, был поставлен специальный эксперимент. Для этого 20 самкам в день окота оставили по 6 крысят. Самок разбили на 4 группы. Крысятам каждой группы в 1 из сроков (1,7, 14 и 22 суток) вводили под кожу окись трития из расчета— 5-Ю-' кюри/г. В разные сроки после этого (через час — нулевая точка—1, 3, 5 и 7 суток) от каждой крысы забивали по крысенку и определяли концентрацию трития в водной фазе. Полученные результаты использовали для определения скорости уменьшения концентрации у крысят каждой группы.
У крысят, получивших тритий в 1-е сутки жизни, изотоп выводился с биологическим полупериодом 2,5 суток, у крысят, получивших тритий в возрасте 1 неделя, Тоиол= = 2,3 суток, а у крысят, получивших тритий на 14-е и 22-е сутки, — 2,4 и 2,2 суток соответственно. Ввиду того что точность измерения составляет 12—15%, по-видимому, кинетика выведения трития у крысят в течение первого месяца жизни оказывается практически одинаковой.
В следующем эксперименте изучали закономерности перехода трития с молоком из организма матери в плод. С этой целью 25 крысам весом 280—295 г вводили окись трития
_1_I_I_I_I_
5 ТО 15 20 25 3 Возраст крысенка (в днях)
Рис. 1. Изменение со временем концентрации (1) и содержания (2) трития в организме крысят при вскармливании неактивным молоком (в % к концентрации и содержанию трития у крысят при рождении).
/00
50 30
4 го И*4®
ш
1И
ч С: л.
30 2.0 /.О 0.5 0.3 0.2 0.1
X \0.05 \ § 0.03
* %
N
ч
V к
\
\ V
к4 ч
\ \
М 20 30 Время с момента ббедения НТО крысам (сутки)
Рис. 2. Изменение со временем удельной активности трития в водной фазе организма крыс (/) и потомства (2) при однократном введении кормящим самкам НТО в количестве 0,3 мюори/г (в % к введенному НТО на 1 г веса крысы).
в первый день окота из расчета 3-Ю-4 кюри/г. Каждой крысе оставляли по 6 крысят. Для определения содержания трития в водной фазе организма и в высушенной тушке крысят у 5 крыс на 1, 3, 8, 15, 22 и 30-е сутки брали по 1 крысенку. Вместо взятого крысенка к крысе подсаживали крысенка из контрольной группы. Для изучения кинетики выведения трития из организма кормящей самки в указанные сроки брали пробы крови (по 0,2 мл) и, кроме того, изучали распределение микроэлемента в ее органах в разное время после введения изотопа. Содержание трития исследовали в мышцах, печени, костях и молочной железе. Результаты экспериментов приведены на рис. 2 и 3. Изменение концентрации трития в водкой фазе кормящей самки (см. рис. 2, кривая 1) происходит экспоненциально с 2 полупериодами: 82,5% с биологическим полупериодом 2,9 суток и 17,5 % с 7биол=0.2 суток. У крысят (см. рис. 2, кривая 2) концентрация окиси трития (НТО) в водной фазе становится такой же, как у матери, через 3 суток. В более поздние сроки на протяжении всего времени наблюдения концентрация вещества у крысят в 1,/1—2Ч2 раза выше, чем у самки. Концентрация трития в структурных элементах крысенка (см. рис. 3) достигает той, которая обнаруживается в сухом остатке печени его матери через 5 суток. После этого на протяжении всего
периода наблюдения количество трития выше, чем в органах кормя щей матери.
На основании данных о концентрации трития в водной фазе и сухом остатке рассчитаны уровни содержания изотопа в организме крысенка и матери на различные сроки молочного вскармливания. Распределение трития между водной фазой и сухим остатком в организме крысенка и матери примерно одинаково. Обращает на себя внимание тот факт, что содержание микроэлемента в организмекры-сенка на 30-е сутки всего в 3 раза ниже, чем у кормящей самки, а у 6 крысят оно в 1,7 раза больше, чем у самки. Очевидно, с молоком матери в организм крысят переходит значительное количество трития. Расчеты показывают, что при постоянном объеме выпиваемого молока в организм крысенка попада-
^«сз 1
!*!-1 ^
| § * 2 0.5 § 0.3
и
И
[
N. ' N
*> ч.. —
N
Время с момента ббедения НТО крысам (сутки)
Рис. 3. Изменение со временем концентрации трития в высушенных тканях крыс и в тушке крысятпри однократном введении кормящим матерям НТО в количестве 0,3 мкюри/г (в % к введенному НТО на
1 г веса крысы). / — тушка крысенка; 2 — мышца; 3 — печепь: 4 — молочная железа; 5 — кость.
ет 2,2% трития (при 6 крысятах — 13%) всего количества изотопа, попавшего к матери.
При введении окиси трития сразу после окота на каждые 1 мк/кюри/г тканевая доза в организме кормящей матери составляет 1,08 рад. Наименьшая доза аккумулируется в костях (0,59 рад), наибольшая — в печени (1,17 рад).
Доза, полученная крысенком за период вскармливания, практически совпадает со средней тканевой дозой, полученной кормящей самкой. Доза, создаваемая тритием, включенным в сухой остаток у крысенка, на 25% выше, чем у крысы, и составляет 8,6% полной суммарной дозы.
Динамика нарастания тканевой дозы у крысенка отличается от нарастания ее в организме матери: за 1-е сутки в организме матери создается 20% суммарной дозы, а в организме крысенка лишь 3%; за 3 суток крыса получает около 50%, крысенок — 20% суммарной дозы; 2/3 всей тканевой дозы крыса получает за 5 суток, крысенок — за 9 суток.
Результаты эксперимента показывают, что гистогематический барьер — молочная железа не препятствует проникновению окиси трития из крови в молоко, в результате чего изотоп быстро и легко попадает из организма самки с молоком к потомству.
Поступила 7/11 1972 г.
УДК в!2.621.5 + 612.ввЗ].ОН.46:615.9.057
Т. Б. Давыдова
BJ1И Я н И Е ТЕТРАМЕТИ Л ТИ У РАМДИСУЛ ЬФ ИДА НА ЭСТРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ И ДЕТОРОДНУЮ ФУНКЦИЮ ЖИВОТНЫХ ПРИ ИНГАЛЯЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ
Свердловский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества Министерства здравоохранения РСФСР
В последнее время все чаще приводятся данные о влиянии низких концентраций промышленных ядов и некоторых пестицидов на половую функцию организма, об их гонадо-тропном и эмбриотропном действии (В. И. Вашакидзе; Г. А. Шевелева; О. П. Шаламбе-ридзе и Н. Т. Церетели и др.). Нашей целью являлось изучение хронического ингаляционного воздействия низких концентраций тетраметилтиурамдисульфида (ТМТД) на эстральный цикл н детородную функцию экспериментальных животных. Исследования проводили на половозрелых белых крысах-самках весом 175—190 г. 1-ю группу животных подвергали воздействию ТМТД в концентрации 3,8± 0,028 мг/м3, которая близка к пороговой при хроническом воздействии (5 мг/м3)-, 2-ю группу — в концентрации 0,45± ±0,058 мг!м3, т. е. на уровне принятой ПДК; 3-я группа была контрольной. Затравку животных проводили динамически по 6 часов в день 5 раз в неделю в течение 41/, месяцев. В эксперимент отбирали здоровых животных с правильным эстральным циклом (влагалищные мазки исследовали в течение месяца). На фоне затравки вагинальные мазки исследовали ежедневно в течение 20 дней каждого месяца.
При оценке нарушений ритма эстрального цикла учитывали среднюю продолжительность цикла в днях, среднюю продолжительность периодов покоя и течки. С целью выявления возможного влияния ТМТД на детородную функцию животных после окончания хронической затравки самок спаривали в период эструса со здоровыми интактными сам-
Таблица 1
Средняя продолжительность фазы «диэструс» при хроническом воздействии ТМТД1
Группа животных Статистический показатель Средняя продолжительность стадии «покоя» (в днях)
исходный показатель срок воздействия (в месяцах)
1 2 3
1-Я М Р 2,1 0,2010 6,8 1,7 <0,05 7,3 3,01 <0,05 2.6 0,61 2,9 0,67
2-я (воздействие ТМТД в концентрации 0,45-ь ±0,058 мг/м3) М +т Р 2,1 0,235 3,9 0,67 <0,05 2,7 0,42 <0,05 2,6 0,42 2,1 0,41
3-я (контрольная) М ±т 2,1 0,2023 2,2 0,213 2.1 0,2023 2,5 0,39 2,4 0,34
1 В каждой группе 20 — 23 животных.