При микроскопическом исследовании животных 2-й группы, которым вводили ПВЫО, в ткани легких через 3 месяца наблюдается гиперплазия перибронхиальных и периваску-лярных фолликулов. Типичных для силикоза узелков нигде нет. В просвете альвеол и альвеолярных ходов видны свободно лежащие, очень светлые клетки с хорошо выраженным ядром и оболочкой, с пенистой протоплазмой, содержащей частицы пыли. Явления некроза и некробиоза пылевых клеток нет. В просвете многих бронхов большое количество подобных светлых клеток, содержащих в протоплазме частицы пыли. Это свидетельствует о хорошем удалении пыли кварца вместе с крупными макрофагами из ткани легких, в основном через бронхиальное дерево.
Через 6 месяцев в ткани легких обнаруживаются очажки из крупных светлых клеток, размножения гистиоцитарных элементов вокруг очажков нет (см. рисунок, б). Часто клеточно-пылевые очажки находятся в лимфатических путях вокруг сосудов и бронхов и в подплевральных лимфатических коллекторах, что свидетельствует о хорошем удалении их и через лимфатические пути. Никакого разрастания аргирофильных волокон в очажках нет (см. рисунок, в). Через 9 месяцев картина остается такой же. Однако в ткани легких меньше встречается клеточно-пылевых очажков, которые по-прежнему состоят из очень крупных светлых клеток с пенистой, иногда имеющей немного железа протоплазмой и содержащей частицы кварца. В очажках совсем не содержится аргирофильных и тем более коллагеновых волокон. Уменьшение количества клеточно-пылевых очажков, а также нахождение пылевых клеток в просвете бронхов и бронхиол говорят о хорошем выведении их через бронхиальное дерево (см. рисунок, г). Часто клеточно-пылевые очажки выявляются в подплевральных лимфатических коллекторах и иногда — в перибронхиальных и пе-риваскулярных лимфатических путях, что свидетельствует об удалении макрофагов с пылью через последние.
Через 12 месяцев в ткани легких остаются единичные клеточно-пылевые очажки. Она имеет нежные тонкие альвеолярные перегородки, что соответствует нормальному строению легких. Последние почти полностью очищаются от пыли. В регионарных лимфатических узлах виден не склероз и не силикотические узелки (как у нелеченых животных), а пенистые пылевые клетки, содержащие полимер и частицы кварца. Распада их нет.
У животных, которым одновременно с запылением вводили ПВМО с молекулярным весом 150 ООО, к 9 месяцам наблюдались 1—2 очажка в среднем на гистологический препарат, а к 12 месяцам — единичные очажки и не во всех препаратах. Размеры очажков при профилактическом введении ПВ1МО в 4 раза меньше, чем у нелеченых животных, и состав их иной. Вес паратрахеальных лимфатических узлов у нелеченых животных во все сроки эксперимента в 3—7 раз больше, чем у леченых. Биохимическое исследование коллагена, определяемого по оксипролину, свидетельствует о резком тормозящем действии ПВ1\Ю на прирост коллагена. К 12 месяцам его количество у нелеченых животных примерно в 4 раза больше, чем у леченых. Наиболее выраженное тормозящее действие оказывает ПВМО с молекулярным весом 150 ООО. несколько слабее —с молекулярным весом 2000, однако статистически достоверной разницы между ними нет.
Выводы
1. Введение подкожно ПВЫО с молекулярным весом 150 000, 50 000 и 2000 с началом ингаляционного запыления животных чистым кварцем предохраняет легочные макрофаги от цитотоксического действия последнего, сохраняет их жизнеспособность, способствуя тем самым хорошему очищению легких от кварцевой пыли в основном через бронхиальное дерево (частично через лимфатические пути) н предотвращая развитие силикоза. Через 12 месяцев легкие этих животных почти такие же, как у крыс, не подвергавшихся запы-лению.
3. Все 3 препарата ПВЫО с разным молекулярным весом обладают выраженным противосиликотическим действием, из них несколько слабее действует полимер с молекулярным весом 2000.
Поступила 25/У 1972 г.
УДК 613.6:669.45
Проф. С. Р. Дихтяр, кандидаты мед. наук И. Б. Бициева, О. Н. Гур-циев, Г. Ф. Океанова и С. Ч. Хоранова, М. Д. Дигоева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В СВИНЦОВО-ЦИНКОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Северо-Осетинский медицинский институт, Орджоникидзе
Опубликованные данные по гигиене труда и профессиональной заболеваемости в свинцово-цинковом производстве в достаточной мере обосновывают мероприятия по оптимизации современных и прогнозируемых условий труда и предупреждению профессиональных заболеваний. Вместе с тем общих гигиенических положений и санитарных норма тивов, разумеется, недостаточно для обоснования мероприятий по гигиене и научной ор-
ганизации конкретного «живого» труда. Необходима социально-гигиеническая характеристика труда лиц различных профессий в конкретных производственных условиях.
Исследования, проведенные нами в свинцово-цинковом производстве (завод «Электроцинк»), показали, что во всех цехах основными неблагоприятными производственными факторами являются загрязнение окружающей среды токсическими веществами (соединения свинца, цинка, мышьяка, сернистый ангидрид и др.), дискомфортный микроклимат и на некоторых производственных участках шум. Многолетние динамические исследования состояния воздушной среды в разных цехах показали, что концентрации химических веществ в воздухе, как и метеорологические условия, подвержены значительным колебаниям.
В основу нашего исследования положена гигиеническая характеристика труда рабочих 10 ведущих профессий: горновых, рафинировщиков, электроплавильщиков (купелятор-щиков), чистильщиков газоходной системы, дробильщиков, агитаторщиков, шихтовщи-ков, дежурных у рукавных фильтров, фнльтрпрессовщиков, катодчиков.
Труд рабочих этих профессий характеризуется физическим (динамическим и статическим) и нервно-психическим напряжением средней и значительной интенсивности. Особенно значительное физическое напряжение характерно для труда катодчиков (сдирщиков цинковых пластин в электролитном цехе), который связан с большими затратами энергии (до 450 кал/час) при постоянном интенсивно напряженном стоячем положении тела. На протяжении всего рабочего дня работники всех цехов подвергаются воздействию указанных выше неблагоприятных для здоровья производственных факторов, о чем свидетельствует анализ фотографий рабочего дня.
Фотографии рабочего дня составляют один из разделов гигиенической характеристики профессий («профессиональной карты»), которая включает данные инструменталь-но-лабораторных исследований производственно-санитарных факторов на рабочих местах, сведения о профессиональных обязанностях и организации труда, составе работающих (пол, возраст, стаж), о применяемых инструментах и других технических приспособлениях, психофизиологические особенности трудовых процессов, показатели заболеваемости.
Изучение динамики заболеваемости работающих в свинцово-цинковом производстве на протяжении 15 лет показало, что ее уровень определяется не только санитарно-гигиеническими условиями труда, но и рядом внепроизводственных факторов. Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие связи между показателями заболеваемости и комбинированным воздействием на организм работающих свинца и других токсических веществ, что имеет место во всех цехах завода в разных сочетаниях с другими производственными факторами. Как показали наши исследования, для гигиенической оценки труда основное значение имеет характер функциональных сдвигов за рабочую смену, который определяли по результатам производственно-физиологических исследований (изменения пульса, артериального давления, работоспособности сердца, ортостатическая проба, скрытый период двигательной реакции, внимание, температура и вес тела).
Функциональные сдвиги за рабочую смену у рабочих всех изучавшихся профессий не выходили за пределы физиологических колебаний величин. Неблагоприятный характер тех или иных функциональных сдвигов свидетельствовал о трудовом перенапряжении в условиях воздействия токсических веществ и дискомфортного микроклимата.
Кроме физиологических исследований, проводили определение некоторых гематологических и биохимических показателей до, в середине и после рабочего дня. У части рабочих определяли фагоцитарную активность лейкоцитов, количество антиэритроцитар-ных аутоантител, количество свободных протопорфиринов в эритроцитах и копропорфи-рина в моче, а также содержание общего белка, белковые фракции и липопротеиды, сульф-гидрильные группы, количество выводимых с мочой витаминов А, В и С.
Наряду с натурными проводили экспериментальные исследования: белых крыс, кроликов и собак подвергали затравке веществами в сочетаниях, соответствующих встречающимся на производстве. И в острых, и в хронических опытах обнаружены некоторые особенности комбинированного воздействия изучавшихся веществ по сравнению с воздействием каждого из них в отдельности.
Результаты исследований послужили основанием для гигиенической оценки труда рабочих основных профессий свннцово-цинкового производства и рекомендации соответствующих мероприятий по гигиене и научной организации труда.
В изучавшихся условиях первостепенное значение имеет санитарно-техиическое благоустройство цехов, производственных участков и рабочих мест. Учитывая применяемые технологию и техническое оборудование свинцово-цинкового производства, планировочно-строительные особенности существующих зданий и рабочих помещений и фактическое состояние в настоящее время санитарно-технического оборудования, следует отметить, что еще не достигнута гарантированная охрана окружающей среды от токсических загрязнений. Поэтому наряду с совершенствованием технологии и техники производства, санитарно-технического благоустройства цехов и средств индивидуальной защиты важное значение имеет гигиеническая рационализация производственных и трудовых процессов.
Важное гигиеническое значение имеет изменение принципов разделения труда (освобождение рабочих от несвойственных их квалификации работ, например уборки помещений), введение регламентированных герерывов с целью использования времени в структуре рабочего дня для предупреждения возможного отрицательного влияния на организм физического и нервно-психического перенапряжения и опасных для здоровья производственных факторов путем организации отдыха вне производственных участков в соответственно благоустроенных местах.
Для обоснования наиболее рациональной периодичности и длительности регламентированных перерывов были организованы опытные группы (горновых, рафинировщиков, электроплавильщиков и катодчиков), в которых производились соответствующие производственно-физиологические исследования.
Результаты этих исследований послужили основанием рекомендовать для одних рабочих (горновые, рафинировщики, катодчики) один 30-минутный перерыв, для других (электроплавильщики) — два перерыва по 15 мин. Об эффективности этих режимов можно судить по тому, что, например, введение 30-минутного перерыва и установление твердого графика (начала и окончания) работы катодчиков обусловили, кроме благоприятных функциональных сдвигов, большую организованность их труда. Это положительно повлияло на почасовую динамику его производительности, которая стала более устойчивой на протяжении рабочего дня при увеличении среднечасовой продукции.
Выводы
1. При разработке мероприятий по гигиене и научной организации труда в свинцово-цинковом производстве основное внимание должно быть уделено мероприятиям по предупреждению опасного воздействия на организм загрязнений воздуха и переутомления.
2. Важными мероприятиями являются введение регламентированных перерывов и организация на заводе оборудованных мест отдыха во время них с разработкой дифференцированных режимов труда для рабочих разных профессий и одновременным пересмотром принципов разделения труда и технического нормирования.
Поступила 21/VI 1972 г.
УДК в 12.649:612.388-064:546.11.02.3
Проф. Ю- И. Москалев, А. М. Лягинская, А. Г. Истомина ВЫВЕДЕНИЕ ТРИТИЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ПОТОМСТВА КРЫС
Вопрос о передаче радиоактивных изотопов потомству требует всестороннего изучения. В литературе мало сведений о закономерностях перехода трития через плаценту и с молоком из организма матери в плод.
В настоящем сообщении по результатам эксперимента на крысах оцениваются уровни перехода трития из организма матери к плоду в период постнатального развития потомства и выведение элемента из организма потомства. Для изучения кинетики обмена трития в организме новорожденных крысят окись трития вводили беременным крысам за сутки перед окотом в количестве 2-Ю-4 кюри/г. В этом случае концентрация трития у крысят 1 помета строго одинакова. В среднем по 5 пометам концентрация трития в водной фазе крысят составляла (1,42±0,11)-10~4 кюри/г, в высушенной тушке — (6,8±0,4) • 10_в кюри/г.
Новорожденных крысят для последующего вскармливания подсаживали к интактным самкам. Через 1, 3, 8, 15, 22 и 30 суток от каждой самки забивали по 1 крысенку. Для того чтобы число крысят у кормящей матери было постоянным (т. е. составляло 6), на протяжении всего опыта вместо взятого крысенка к ней подсаживали крысенка из контрольной группы того же возраста и близкого по весу.
Данные об изменении концентрации и содержания трития в организме крысят в различные сроки после рождения приведены на рис. 1. Уменьшение содержания элемента в организме крысенка (кривая 1) происходит с 2 полупериодами — 87,5% с 7\=1,8 суток и 12,5% с 7*а= 5,6 суток. Изменение содержания трития во всем организме крысенка (кривая 2) может быть представлено суммой 2 экспонент — 68% с 7\=2,2 суток и 32% с Тг=7,7 суток.
' При рассмотрении приведенных данных обращает на себя внимание то обстоятельство, что изменение общего содержания трития в организме новорожденных крысят происходит медленнее, чем его концентрации; это свидетельствует о разбавлении трития в организме растущего крысенка вследствие быстрого увеличения его массы.
Для решения вопроса о том, как изменяется кинетика выведения окиси трития у крысят в течение первого месяца жизни, был поставлен специальный эксперимент. Для этого 20 самкам в день окота оставили по 6 крысят. Самок разбили на 4 группы. Крысятам каждой группы в 1 из сроков (1,7, 14 и 22 суток) вводили под кожу окись трития из расчета— 5-Ю-' кюри/г. В разные сроки после этого (через час — нулевая точка—1, 3, 5 и 7 суток) от каждой крысы забивали по крысенку и определяли концентрацию трития в водной фазе. Полученные результаты использовали для определения скорости уменьшения концентрации у крысят каждой группы.
У крысят, получивших тритий в 1-е сутки жизни, изотоп выводился с биологическим полупериодом 2,5 суток, у крысят, получивших тритий в возрасте 1 неделя, Тоиол= = 2,3 суток, а у крысят, получивших тритий на 14-е и 22-е сутки, — 2,4 и 2,2 суток соответственно. Ввиду того что точность измерения составляет 12—15%, по-видимому, кинетика выведения трития у крысят в течение первого месяца жизни оказывается практически одинаковой.
В следующем эксперименте изучали закономерности перехода трития с молоком из организма матери в плод. С этой целью 25 крысам весом 280—295 г вводили окись трития