ЧЕТВЕРТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»
а
решениями национальных парламентов с учётом их полномочий. Благодаря усилиям Ассоциации евразийских университетов воплощается в жизнь идея нашего форума о подготовке кадров для ЕАЭС на основе сетевых принципов. Совсем недавно, 12 апреля 2016 года, в Москве состоялось расширенное заседание Совета Ассоциации евразийских университетов, на котором был подписан Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета. Этот документ, безусловно, поспособствует развитию человеческого капитала нашего Союза в долгосрочной перспективе.
Уважаемые коллеги, концепция нашего Союза не совместима с политикой изоляции по отношению к кому бы то ни было — ни к третьим странам, ни к экономическим объединениям. И одно из преимуществ ЕАЭС, тоже подтверждённое практикой, это возможность на равных сотрудничать с такими экономическими гигантами как Китай, Юго-Восточная Азия, ЕС. В этой связи, считаю, что самое принципиальное значение будет иметь сопряжение строительства ЕАЭС и «Экономического пояса Шёлкового пути». Мы, парламентарии, уже подробно рассмотрели многие аспекты этой работы на выездном заседании нашего форума, которое прошло в Астане 6 октября прошлого года, говорили и о заключении соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС — КНР. Хотя оно и не будет носить преференциального характера, но создаст хорошую правовую основу для дальнейшей работы. Как раз в эти дни проходит в Сочи саммит «Россия — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)», на полях которого будут обсуждаться и вопросы сотрудничества ЕАЭС И АСЕАН. Фактически оно уже началось, ведь заключено соглашение о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической республикой Вьетнам, но зафиксировано оно лишь в Казахстане и России. Пользуясь случаем, попросил бы ускорить коллег этот важный процесс. Тем более что председательствующий в этом году в ЕАЭС Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил объявить 2016 год годом углублений экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями. Вектор на развитие горизонтов сотрудничества поддержало и недавнее первое совещание спикеров
парламентов стран Евразии: ровно месяц назад по российско-корейской инициативе в Москве встретились руководители законодательных органов 19-ти стран евразийского континента с общим населением 4 миллиарда человек. По сути, мы провели всесторонние консультации по формированию общего экономического пространства, охватывающего ЕАЭС, ШОС, АСЕАН. Все спикеры проявили заинтересованность в создании единого рынка на основе принципов равенства и взаимной выгоды. А некоторые участники прямо выказывали озабоченность в связи с попытками одной страны (США), причём в нарушение правил ВТО, диктовать условия торговли всему мировому сообществу и создавать привилегированные клубы, как Азиатско-Тихоокеанское и Трансатлантическое партнёрство. Клубы со своими союзниками в целях доминирования в процессах глобализации. Кстати, правила их функционирования до последнего скрываются даже для населения и представителей бизнеса стран-участниц. Добавлю, что на совещании спикеров также рассматривались договоры о евразийском сотрудничестве в области культуры, экологии, противодействия международному терроризму. В результате был принят содержательный итоговый документ, а формат совещания решено сделать постоянно действующим — второе совещание пройдёт в следующем году в Республике Корея. Совещание евразийских спикеров в Москве показало всему миру, что, во-первых, никакой изоляции России и наших партнёров нет, а во-вторых, есть большая заинтересованность в сотрудничестве с ЕАЭС у стран ШОС, Юго-Восточной Азии, а также Южной и Передней Азии. Налаживается диалог ЕАЭС с ЕС, можно только приветствовать информацию Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, председательствующего в этом году в ЕАЭС, о проведении осенью совместного форума ЕАЭС и ЕС. Уверен, что со временем ЕС осознает себя неотъемлемой частью более масштабных интеграционных действий, присоединится к ним в качестве ответственного партнёра и тем самым большая Евразия станет не только географической, но и политико-экономической категорией в мировой архитектуре XXI столетия, от этого выиграют как ЕС, так и всё человечество.
Благодарю за внимание.
выступление председателя совета федерации федерального
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ В.И. МАТВИЕНКО
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
Форум «Евразийская экономическая перспектива» проходит уже в четвёртый раз, он успел зарекомендовать себя эффективной площадкой, позволяющей на высоком уровне обсуждать актуальные задачи евразийской интеграции. Хотела бы поблагодарить Вас, Сергей Евгеньевич, и всех организаторов форума за последовательную работу, которую ведёт форум по укреплению интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Евразийский экономический союз — это пока юный, но весьма перспективный интеграционный проект. Важно, что при его создании учитывался как положительный, так и отрицательный опыт других интеграционных объединений, этот Союз строился на равноправной основе, где нет старших, нет младших, где взаимно учитываются интересы всех стран-участниц. Причём предусмотрена разноуровневая и разноскоростная интеграция в зависимости их от возможностей. Крайне важно и то, что ЕАЭС — это не изолированная организация, он открыт для сотрудничества с партнёрами, с другими интеграционными объединениями и государствами, что просто необходимо в современных условиях.
Следует признать, что ЕАЭС начал свою работу в очень непростое время. Неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, прежде всего энергоресурсов, оказала негативное влияние на наши национальные экономики. Но именно в этих, я бы сказала, агрессивных условиях ЕАЭС сыграл роль своего рода стабилизатора, позволившего нам устоять и двигаться вперёд, несмотря на макроэкономическую непогоду. Статистика показывает, что на фоне общего снижения товарооборота с третьими странами взаимный товарооборот государств-участников ЕАЭС сократился значительно меньше.
Для возвращения положительной динамики нам необходимо слаженно и упорно работать, используя все имеющиеся
механизмы взаимодействия. Это касается и развития парламентской составляющей сотрудничества. В мире идёт объективный процесс повышения роли парламентской дипломатии в международных отношениях XXI века. Уровень взаимодействия парламентариев заметно возрос, диалог включает вопросы расширения сотрудничества в политической, экономической, экологической, правовой и гуманитарной сферах, а также защиты общих интересов на международной арене.
Накоплен богатый практический опыт взаимодействия в формате двухсторонних межпарламентских комиссий. Многое сделано в рамках работы Межпарламентской ассамблеи СНГ, очередное заседание которой состоится завтра в Таврическом дворце. Ассамблеей за годы её деятельности принято уже более четырехсот модельных законодательных актов. Это обеспечивает процесс гармоничного сближения национальных законодательств наших стран и, безусловно, содействует дальнейшему развитию интеграционных процессов, созданию единого правового поля. В последние годы как в Евразии, так и в других регионах мира всё больше внимания уделяют проблемам сочетания проектов региональной и межрегиональной интеграции. Предпринимаемые попытки создания замкнутых экономических структур крайне опасны. Важно найти оптимальную модель гармонизации отношений между региональными интеграционными структурами.
В концентрированном виде наш подход к решению этой проблемы был обозначен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. В противоположность политике эксклюзивности он предложил сосредоточить усилия на «гармонизации региональных экономических проектов, так называемой интеграции интеграций, основанной на универсальных прозрачных принципах международной торговли».
а
ЧЕТВЕРТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»
Процессу «интеграции интеграций» было посвящено одно из заседаний Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации, в состав которого входят признанные эксперты в области экономики, политики, культуры. На заседании выступили послы государств ЕАЭС, СНГ, Китая, а также представители Европейского парламента. Все они отмечали необходимость сближения региональных объединений на основе равноправия и уважения интересов друг друга.
В практическом плане речь может идти, в том числе, о поиске точек соприкосновения между различными интеграционными объединениями Евразии. Например, между ЕАЭС, ШОС, АСЕАН.
Эта тема прочно заняла место в повестке дня крупных международных форумов. Как уже здесь говорилось, в эти дни в Сочи проходит 20-й юбилейный саммит Россия — АСЕАН, на котором, в частности, будут рассматриваться возможности расширения взаимодействия ЕАЭС и АСЕАН.
Кстати, Вьетнам, один из участников АСЕАН, стал первым государством, с которым ЕАЭС создаёт зону свободной торговли, и Федеральное Собрание уже выполнило все необходимые государственные процедуры по ратификации этого соглашения. Сегодня интерес к заключению подобных соглашений демонстрирует целый ряд государств, включая Египет, Индию, Израиль. На днях был запущен процесс неформальных консультаций по данному вопросу с Ираном. Это говорит о том, что ЕАЭС, где проживает более 180 миллионов граждан, становится всё более интересным и привлекательным рынком для наших зарубежных партнёров. Безусловно, это расширяет возможности и для стран — участников ЕАЭС.
Перспективным направлением представляется установление связей между отдельными интеграционными и инфраструктурными мегапроектами. Одним из примеров такого подхода является процесс сопряжения ЕАЭС с инициативой наших китайских партнёров по созданию «Экономического пояса Шёлкового пути».
Российскими учёными разрабатывается трансевразийский транспортный мегапроект «Развитие». Он может выступить драйвером экономического роста государств евразийского пространства с учётом их уникального транзитного потенциала. Проект предполагает создание интегральной транспортной системы, соединяющей Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Америкой сетью высокоскоростных железнодорожных, автомобильных магистралей, линий оптоволоконной
связи. Его реализация позволит заложить основу для перехода к принципиально новой модели развития евразийского пространства на основе современной наукоёмкой промышленности и передовых логистических механизмов.
Для такого качественного прорыва в экономическом развитии наших стран необходимо, во-первых, создать хорошую кадровую базу, а во-вторых, стимулировать научно-техническое сотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций на пространствах ЕАЭС и СНГ Обе эти задачи требуют конкретного, я бы сказала, безотлагательного решения.
Знаю, что в рамках форума запланирован «круглый стол», посвящённый развитию взаимодействия в области науки и образования. Уверена, что представители ведущих научных организаций и университетов выступят с интересными предложениями по дальнейшему сближению образовательных систем наших стран и реализации совместных исследовательских проектов. Важно также, что к работе форума привлечены молодые учёные из государств ЕАЭС и СНГ — наша будущая интеллектуальная элита.
Вопросы формирования общего образовательного пространства вызывают живой интерес в университетской среде. Чуть более месяца назад ректорами лучших вузов стран СНГ был подписан знаковый Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета.
Совет Федерации полностью поддерживает эту инициативу. Напомню, что ещё в июне прошлого года состоялось совместное заседание Интеграционного клуба и Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, посвящённое перспективам научно-технического сотрудничества на евразийском пространстве. Создание Евразийского сетевого университета вошло в число рекомендаций, подготовленных по его итогам. Не сомневаюсь, что дальнейшая работа в этом направлении будет продолжена в активном режиме.
Уважаемые участники форума! Решение задач интеграционных процессов — это непростая, кропотливая, повседневная комплексная деятельность, объединяющая исполнительные органы власти и парламенты наших государств, бизнес, общественность, деятелей науки и культуры. Все вместе мы обязаны приложить максимум усилий для того, чтобы тысячи неразрывных нитей, связывающих нас веками, стали ещё крепче, содействуя росту экономики и благосостояния наших граждан.
Хочу пожелать всем вам насыщенных дискуссий, интересной и результативной работы.
Благодарю за внимание.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Б.С. ИЗМУХАМБЕТОВА
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые участники форума, рад Вас приветствовать на открытии пленарного заседания Четвёртого Международного форума «Евразийская экономическая перспектива». Такой формат сотрудничества, поддерживаемый представителями наших стран, уже стал доброй традицией парламентской дипломатии стран ЕАЭС. Совместное обсуждение актуальных вопросов и перспектив развития ЕАЭС на подобных площадках позволяют нам понять и сблизить позицию друг друга, привлечь к обсуждению процессов евразийской экономической интеграции парламентариев, учёных, экспертов, предпринимателей. Уверен, что у нас сегодня состоится содержательный диалог.
Уважаемые коллеги, за период функционирования ЕАЭС сделано уже немало: создана договорно-правовая база, ведётся работа над принятием ряда документов, направленных на дальнейшую институционализацию Союза, определены долгосрочные и среднесрочные перспективы, налажены деловые контакты с рядом международных организаций и зарубежными партнёрами. И сегодня в своём выступлении я хотел бы остановиться на трёх направлениях, которые будут формировать повестку развития евразийской интеграции в ближайшее десятилетие. Во-первых, это проведение согласованной, скоординированной аграрной политики, направленной на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции стран — членов ЕАЭС. По прогнозам ООН, к 2050 году численность населения в мире превысит 10 миллиардов,
соответственно, спрос на продукты питания увеличится на 70 процентов. В настоящее время в мире наблюдается ежегодный рост на экологически чистую продукцию на 20-30 процентов. Как вы видите, вопрос обеспечения продовольственной безопасности будет остро стоять в глобальной повестке дня устойчивого развития. У нас есть и природные ресурсы, и человеческий капитал, для того чтобы занять эту нишу. В настоящее время в Казахстане более 100 миллионов гектаров вовлечены в сель-хозоборот. За последние 10 лет объём производства сельского хозяйства увеличился на 41 процент, в реальном выражении, экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился на 59 процентов, приток инвестиций в аукционный капитал сельского хозяйства увеличился со 149 миллионов долларов в 2005 году до 507 миллионов долларов в 2015 году или почти в 3,4 раза. Но потенциал у аграрного сектора высокий и надо в этом направлении работать. В Казахстане проводится масштабная политика по повышению качества, конкурентоспособности агропромышленного комплекса. В целях создания благоприятных условий для отечественных товаров сельхозпроизводителей совершенствуется законодательная база, так в прошлом году были приняты законы о сельскохозяйственных кооперативах и о производстве органической продукции. Кроме того, в Астане будет находиться офис нового международного объединения — «Исламская организация по продовольственной безопасности». Данная структура будет поддерживать развитие сельского хозяйства и внедрения новых технологий.