Научная статья на тему 'Выступление председателя государственной Думы федерального собрания российской федерации С. Е. Нарышкина'

Выступление председателя государственной Думы федерального собрания российской федерации С. Е. Нарышкина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выступление председателя государственной Думы федерального собрания российской федерации С. Е. Нарышкина»

ПО МАТЕРИАЛАМ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ЧЕТВЕРТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» В САНКТ-ПЕТЕРУРГЕ, 19 МАЯ 2016 г.

выступление председателя государственной думы федерального собрания российской федерации с.е. нарышкина

Добрый день, уважаемые коллеги и друзья! Разрешите открыть пленарное заседание Четвёртого Международного форума «Евразийская экономическая перспектива».

В этот раз мы собрались в историческом Думском зале Таврического дворца, где 110 лет назад, 27 апреля 1906 года, начал работать Парламент Российской империи — Государственная Дума. Выбор места тем более закономерен, что организаторами нашего форума являются национальные парламенты, истоки которых восходят именно к первой российской Государственной Думе. Конечно, на нашем общем большом пространстве и прежде, до 1906 года, были отдельные элементы народовластия. Но истоки и корни парламента в классической его форме создавались именно здесь, в этом зале, и атмосфера этого зала придаёт особое значение и нашей встрече.

За три года, прошедшие после первого Международного форума «Евразийская экономическая перспектива», он стал одной из главных площадок для диалога парламентариев, представителей бизнеса и экспертного сообщества государств-членов Союза, диалога по проблемам евразийской интеграции. Не забудем, что особый вклад в выработку общих подходов по формированию единого экономического пространства, а затем и ЕАЭС внесли выездные заседания нашего форума, прошедшие на базе национальных парламентов в Минске, Ереване, Астане, Бишкеке. Сам ЕАЭС существует более года, не так долго по историческим меркам, но некоторые итоги уже очевидны: прежде всего, отмечу расширение нашего Союза в 2015 году в результате присоединения к нему Армении и Киргизии. Была, как вы знаете, проделана огромная работа по выполнению соответствующих дорожных карт, в том числе по приведению национальных законодательств новых стран-участниц в соответствии с нормативно-правовой базой союза. Евразийская интеграция развивается в крайне непростых условиях, нарастают кризисные явления в мировой экономике: резко упали цены на энергоносители, к тому же есть определённое технологическое отставание, плюс практика незаконных, так называемых, санкций со стороны группы западных стран. Однако создание нашего Союза существенно снижает негативный эффект подобных вызовов, а внешние трудности не только не останавливают, а наоборот, стимулируют евразийскую интеграцию, укрепляют её темп. Пожалуй, самое главное преимущество нашего Союза — это открытый для стран-участниц, шестой по величине в мире рынок товаров, услуг, труда, капиталов. Показательно, что при всех проблемах с курсом национальных валют, а в немалой степени это связано с долларизацией экономик, наш объём взаимной торговли, в натуральном выражении, сохранился. Наибольший же эффект от интеграции получили страны, присоединившиеся к Союзу в 2015 году. Например, экспорт овощей и фруктов, в натуральном выражении, из Армении в Казахстан всего за год вырос более чем в семь раз.

Уважаемые коллеги, мы знаем, что в целом ситуация в экономике остаётся непростой. При этом 70 процентов сокращения стоимостного объёма экспорта стран ЕАЭС обусловлено именно падением цен на нефть и природный газ. Однако полагаю, всё самое сложное позади, с помощью диверсификации и углубления интеграционных связей наши экономики в скором времени вернутся к реальному росту, и он будет всё меньше зависеть от динамики мировых цен на энергоресурсы.

Особое антикризисное значение имеет свобода передвижения рабочей силы, известно, какую важную стабилизирующую роль для экономик наших партнёров играют переводы значительных средств их гражданами, занятыми в других государствах ЕАЭС. Тем, кто желает работать в других странах Союза, не требуется оформлять разрешительные документы, есть возможность применения национального режима в области соцобеспечения, в том числе медицинского обслуживания. Конечно, рынок ЕАЭС пока ещё меньше рынков ЕС, США, Юго-Восточной Азии. Однако он, во-первых, доступен и защищён именно для наших товаров и наших работников, во-вторых, это главный рынок для нашей высокотехнологичной гражданской продукции и, в-третьих, это рынок равноправных участников. Украина и Молдова, выбравшие путь ассоциации с ЕС, при безусловном доминировании последнего, столкнулись с квотами и ограничениями, с финансовыми и технологическими барьерами.

Европейский рынок товаров и труда остался для них малодоступен, то есть эти страны потеряли евразийский рынок, ну и практически ничего взамен пока не приобрели. Убеждён, что привлекательность нашего Союза будет расти, этому помогут расширение и структурная модернизация евразийского экономического пространства.

Так, во второй половине 2016 года, пусть и с некоторой задержкой, должен заработать общий рынок лекарств и медицинской техники, потенциал которого составляет порядка 14 миллиардов долларов. Соответствующие соглашения вступили в силу для четырёх стран. Полагаю, что и парламентарии Киргизии стремятся завершить внутригосударственные процедуры в этой сфере. Важно не затягивать работу и по принятию Таможенного кодекса Союза, здесь задержка вызвана рядом объективных причин, включая сложность адаптации разных условий вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако все спорные вопросы успешно разрешаются и, надеюсь, осенью этот важный документ поступит в парламенты и будет оперативно, по возможности синхронно, ратифицирован. Подчеркну, что транспарентность и ставка на здоровый бизнес — это краеугольные камни будущего Таможенного кодекса Союза. Мы знаем, сколь серьёзную антикризисную помощь оказывает участникам нашего Союза такой современный институт как Евразийский фонд стабилизации и развития. Парламентариям нужно и впредь укреплять правовую основу сотрудничества в финансовой сфере, ориентируясь на формирование единого рынка таких услуг, а в конечном итоге на создание наднационального финансового регулятора. Его отсутствие является пока ещё нашим слабым местом, чем, конечно же, пользуются конкуренты из третьих стран. И сегодня на встрече с председателем Мажилиса Парламента Казахстана Бактыкожа Салахатдиновичем Измухамбетовым мы обсуждали этот вопрос. Ведь именно в Казахстане планируется открыть финансовый центр нашего Союза. Мы договорились активизировать работу в этом направлении, надеюсь, что и другие парламенты поддержат нас.

Уважаемые коллеги, Международный форум вносит свой практический вклад в евразийскую интеграцию. Целый ряд идей, впервые обсуждённых на его площадках, уже претворяются в жизнь. Так, предложение об обязательной евразийской экспертизе новых законодательных инициатив закрепляется

© ПСЭ, 2016

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»

а

решениями национальных парламентов с учётом их полномочий. Благодаря усилиям Ассоциации евразийских университетов воплощается в жизнь идея нашего форума о подготовке кадров для ЕАЭС на основе сетевых принципов. Совсем недавно, 12 апреля 2016 года, в Москве состоялось расширенное заседание Совета Ассоциации евразийских университетов, на котором был подписан Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета. Этот документ, безусловно, поспособствует развитию человеческого капитала нашего Союза в долгосрочной перспективе.

Уважаемые коллеги, концепция нашего Союза не совместима с политикой изоляции по отношению к кому бы то ни было — ни к третьим странам, ни к экономическим объединениям. И одно из преимуществ ЕАЭС, тоже подтверждённое практикой, это возможность на равных сотрудничать с такими экономическими гигантами как Китай, Юго-Восточная Азия, ЕС. В этой связи, считаю, что самое принципиальное значение будет иметь сопряжение строительства ЕАЭС и «Экономического пояса Шёлкового пути». Мы, парламентарии, уже подробно рассмотрели многие аспекты этой работы на выездном заседании нашего форума, которое прошло в Астане 6 октября прошлого года, говорили и о заключении соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС — КНР. Хотя оно и не будет носить преференциального характера, но создаст хорошую правовую основу для дальнейшей работы. Как раз в эти дни проходит в Сочи саммит «Россия — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)», на полях которого будут обсуждаться и вопросы сотрудничества ЕАЭС И АСЕАН. Фактически оно уже началось, ведь заключено соглашение о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической республикой Вьетнам, но зафиксировано оно лишь в Казахстане и России. Пользуясь случаем, попросил бы ускорить коллег этот важный процесс. Тем более что председательствующий в этом году в ЕАЭС Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил объявить 2016 год годом углублений экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями. Вектор на развитие горизонтов сотрудничества поддержало и недавнее первое совещание спикеров

парламентов стран Евразии: ровно месяц назад по российско-корейской инициативе в Москве встретились руководители законодательных органов 19-ти стран евразийского континента с общим населением 4 миллиарда человек. По сути, мы провели всесторонние консультации по формированию общего экономического пространства, охватывающего ЕАЭС, ШОС, АСЕАН. Все спикеры проявили заинтересованность в создании единого рынка на основе принципов равенства и взаимной выгоды. А некоторые участники прямо выказывали озабоченность в связи с попытками одной страны (США), причём в нарушение правил ВТО, диктовать условия торговли всему мировому сообществу и создавать привилегированные клубы, как Азиатско-Тихоокеанское и Трансатлантическое партнёрство. Клубы со своими союзниками в целях доминирования в процессах глобализации. Кстати, правила их функционирования до последнего скрываются даже для населения и представителей бизнеса стран-участниц. Добавлю, что на совещании спикеров также рассматривались договоры о евразийском сотрудничестве в области культуры, экологии, противодействия международному терроризму. В результате был принят содержательный итоговый документ, а формат совещания решено сделать постоянно действующим — второе совещание пройдёт в следующем году в Республике Корея. Совещание евразийских спикеров в Москве показало всему миру, что, во-первых, никакой изоляции России и наших партнёров нет, а во-вторых, есть большая заинтересованность в сотрудничестве с ЕАЭС у стран ШОС, Юго-Восточной Азии, а также Южной и Передней Азии. Налаживается диалог ЕАЭС с ЕС, можно только приветствовать информацию Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, председательствующего в этом году в ЕАЭС, о проведении осенью совместного форума ЕАЭС и ЕС. Уверен, что со временем ЕС осознает себя неотъемлемой частью более масштабных интеграционных действий, присоединится к ним в качестве ответственного партнёра и тем самым большая Евразия станет не только географической, но и политико-экономической категорией в мировой архитектуре XXI столетия, от этого выиграют как ЕС, так и всё человечество.

Благодарю за внимание.

выступление председателя совета федерации федерального

СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ В.И. МАТВИЕНКО

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!

Форум «Евразийская экономическая перспектива» проходит уже в четвёртый раз, он успел зарекомендовать себя эффективной площадкой, позволяющей на высоком уровне обсуждать актуальные задачи евразийской интеграции. Хотела бы поблагодарить Вас, Сергей Евгеньевич, и всех организаторов форума за последовательную работу, которую ведёт форум по укреплению интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Евразийский экономический союз — это пока юный, но весьма перспективный интеграционный проект. Важно, что при его создании учитывался как положительный, так и отрицательный опыт других интеграционных объединений, этот Союз строился на равноправной основе, где нет старших, нет младших, где взаимно учитываются интересы всех стран-участниц. Причём предусмотрена разноуровневая и разноскоростная интеграция в зависимости их от возможностей. Крайне важно и то, что ЕАЭС — это не изолированная организация, он открыт для сотрудничества с партнёрами, с другими интеграционными объединениями и государствами, что просто необходимо в современных условиях.

Следует признать, что ЕАЭС начал свою работу в очень непростое время. Неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, прежде всего энергоресурсов, оказала негативное влияние на наши национальные экономики. Но именно в этих, я бы сказала, агрессивных условиях ЕАЭС сыграл роль своего рода стабилизатора, позволившего нам устоять и двигаться вперёд, несмотря на макроэкономическую непогоду. Статистика показывает, что на фоне общего снижения товарооборота с третьими странами взаимный товарооборот государств-участников ЕАЭС сократился значительно меньше.

Для возвращения положительной динамики нам необходимо слаженно и упорно работать, используя все имеющиеся

механизмы взаимодействия. Это касается и развития парламентской составляющей сотрудничества. В мире идёт объективный процесс повышения роли парламентской дипломатии в международных отношениях XXI века. Уровень взаимодействия парламентариев заметно возрос, диалог включает вопросы расширения сотрудничества в политической, экономической, экологической, правовой и гуманитарной сферах, а также защиты общих интересов на международной арене.

Накоплен богатый практический опыт взаимодействия в формате двухсторонних межпарламентских комиссий. Многое сделано в рамках работы Межпарламентской ассамблеи СНГ, очередное заседание которой состоится завтра в Таврическом дворце. Ассамблеей за годы её деятельности принято уже более четырехсот модельных законодательных актов. Это обеспечивает процесс гармоничного сближения национальных законодательств наших стран и, безусловно, содействует дальнейшему развитию интеграционных процессов, созданию единого правового поля. В последние годы как в Евразии, так и в других регионах мира всё больше внимания уделяют проблемам сочетания проектов региональной и межрегиональной интеграции. Предпринимаемые попытки создания замкнутых экономических структур крайне опасны. Важно найти оптимальную модель гармонизации отношений между региональными интеграционными структурами.

В концентрированном виде наш подход к решению этой проблемы был обозначен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. В противоположность политике эксклюзивности он предложил сосредоточить усилия на «гармонизации региональных экономических проектов, так называемой интеграции интеграций, основанной на универсальных прозрачных принципах международной торговли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.