а
ЧЕТВЕРТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»
Кыргызстана в Россию по нескольким товарным пунктам даже несмотря на сокращение общего объёма продаж киргизских товаров на евразийском рынке. Во-вторых, на сегодняшний день пятнадцать киргизских предприятий уже вошли в единый реестр и тем самым могут поставлять и мясомолочную продукцию в Россию. В-третьих, при материальной поддержке России были переоснащены семь контрольно-пропускных пунктов на внешней границе Кыргызстана, продолжается работа по оснащению восьми пунктов пропуска ветеринарного контроля на внешней границе, а также под оснащение двух ветеринарных лабораторий в городах Бишкек и Ош соответствующим оборудованием по стандартам ЕАЭС. В-четвёртых, достигнута договорённость о снятии таможенного сопровождения киргизских переводчиков по территории Казахстана с 5 февраля 2016 года. Решение данного вопроса положительно отразилось на процедуре прохождения товаров Республики Кыргызстан.
Уважаемые коллеги, присоединение нашей республики к ЕАЭС по времени совпало с известными внешними обстоятельствами — это, прежде всего, западные санкции, к сожалению, до сих пор действующие в отношении нашего главного торгового партнёра, последовавшие за ними ответные меры России, падение мировых цен на нефть и заметное ослабление национальных валют по отношению к доллару. Всё это привело к тому, что реальные заработные платы сокращаются, растёт стремление граждан к сбережению, а потребление снижается на фоне стимулирования государствами — членами Союза внутреннего производства. Согласно статистике, за 2015 год совокупный объём продаж товаров Кыргызской Республики в странах ЕАЭС сократился на 15,4 процента, включая поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Вместе с тем, мы полны решимости и дальше искать пути выхода отечественных производителей на рынке государств — членов Союза. Кыргызстан хотел бы предложить партнёрам свои экологически чистые продукты, выражаем надежду, что процедура отмены ветеринарного контроля на внутренней границе ЕАЭС ровно как признание отечественной системы контроля эквивалентной системе союза будет делом самого ближайшего времени. Рассчитываем на эффективный диалог бизнес сообществ стран Евразийского экономического союза на площадке созданного Делового совета ЕАЭС, призванного стать постоянно действующим каналом оперативной связи между предпринимателями, правительствами и Евразийской экономической комиссией.
Уважаемые коллеги, в настоящее время реальным прорывом интеграции может стать формирование общего электроэнергетического рынка. Кыргызстан обладает большим гидроэнергетическим потенциалом, особую привлекательность
которому придаёт его экологически чистый характер и относительно дешёвые средства производства. Принятие концепции формирования общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа для государств — членов Союза станут ещё одним важным документом в этой сфере. Членство Кыргызстана в ЕАЭС осложняется нашей географической отдалённостью от рынков сбыта, в результате расходы на транспортировку грузов могут составлять, по оценкам Всемирного банка, до 20 процентов от стоимости товаров. Для сравнения, в Казахстане примерно 7-9 процентов, в России — 15 процентов, в странах Европы — 7-8 процентов. Очевидно, что развитие транспортных коммуникаций — это важное условия для достижения поставленных задач в рамках Союза. Для Кыргызстана весьма уникальна скорейшая унификация тарифов для грузов, перевозимых через территорию государств — членов ЕАЭС железнодорожным транспортом. Надеюсь, что наши партнёры по Союзу проявят понимание и пойдут нам навстречу с учётом того, что мы никаких преференций для себя не требуем, а наоборот, выражаем готовность досрочно выполнить свои обязательства в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе.
Принимая во внимание, что основная продукция, идущая из Кыргызстана в страны ЕАЭС — это сельскохозяйственное и минеральное сырьё, важно стимулировать инвесторов на улучшение средств переработки добываемых ресурсов на территории Кыргызстана. В сфере развития промышленности и агропромышленного комплекса на текущий год намечена реализация планов мероприятий по развитию лёгкой промышленности государств — членов ЕАЭС, итогом которого должно стать создание правовой основы для промышленного сотрудничества стран ЕАЭС. Нам важно также использовать преимущество каждой страны. К примеру, 29 января текущего года Кыргызстан получил со стороны ЕС статус «всеобщая схема преференций», плюс в рамках полученных преференций Кыргызстан может осуществлять и экспорт 6000 наименований товаров в страны ЕС по нулевым тарифным ставкам. Государства — члены ЕАЭС могли бы совместно использовать появившиеся у Кыргызстана новые возможности. Уважаемые друзья, ясно, что для полноценной реализации Договора о создании Евразийского экономического союза всем пяти странам необходим скоординированный подход и слаженная работа. Убеждён, что ЕАЭС станет фактором стабильности и благополучия на евразийском пространстве, общим достоянием и благом для наших народов. В заключение своего выступления желаю участникам форума плодотворной работы, интересных дискуссий и конструктивной деятельности во благо дальнейшего поступательного укрепления Союза. Благодарю за внимание.
выступление председателя маджлиси намояндагон маджлиси оли республики таджикистан ш.з. зухурова
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые участники форума, дамы и господа! Позвольте выразить слова искренней благодарности за тёплый приём и создание прекрасных условий для нашей работы. Отрадно, что данный форум является продолжением серии встреч на тему ЕЭП и проходит в атмосфере взаимопонимания и доверия. Таджикистан всецело поддерживает идею обсуждений вопроса сотрудничества по сопряжению строительства ЕАЭС, поскольку мы уверены, что вырабатываемые здесь рекомендации будут способствовать углублению торгово-экономических отношений между нашими странами. Сегодня мы являемся свидетелями того, что глобализирующийся мир подвержен серьёзным экономическим и социальным рискам, в том числе угрозам экономического, гуманитарного и террористического характера. И только посредством глобализации и интеграции совместных усилий наши страны могут противостоять этим вызовам современности.
В современных условиях углубление регионального сотрудничества становится важнейшим элементом формирования многополярного мира и экономической глобализации посредством согласования политических целей развития инфраструктурного потенциала, расширения взаимной торговой деятельности, развития человеческого капитала и расширения гуманитарных контактов. Республика Таджикистан придаёт большое значение региональному сотрудничеству и принимает активное участие в
работе большинства интеграционных объединений. Более чем 20-летний опыт участия Таджикистана в региональных интеграционных процессах на постсоветском пространстве подтверждает, что выбор направленных методов и инструментов интеграции всегда является наиболее обсуждаемым вопросом. Однако выбор наиболее эффективных стратегий в области интеграции требует чёткого обоснования принципов не только политической, но и прежде всего экономической доктрины, создаваемой интеграционной группировки. Действующие сегодня принципы евразийской экономической интеграции, такие как экономический прагматизм, добровольность участия, невмешательство во внутренние дела и открытость интеграционного объединения — несомненно способствуют возможности присоединения дружественных государств к Евразийскому экономическому союзу. Вместе с тем, экономическая доктрина региональной интеграционной группировки должна показать возможности и приемлемые пути согласования интересов государств путём компромисса, как базового отношения евразийской экономической интеграции.
На наш взгляд, на сегодняшнем Международном форуме, который так и называется «Евразийская экономическая перспектива», существует уникальная возможность совместными усилиями сформировать устойчивые обоснования принципов, которые определяют основания экономической доктрины, формируемой в рамках постсоветского пространства интеграцион-
ЧЕТВЕРТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»
а
ного объединения. Это будет способствовать более активному привлечению стран Содружества, не входящих сегодня в Таможенный союз, к идее евразийской экономической интеграции и Евразийского экономического союза в целом и определит направление дальнейшей и эффективной деятельности Евразийской экономической комиссии как постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства в вопросах актуализации возможности присоединения других стран. На наш взгляд, мотивом национальной интеграции может быть только экономический интерес, но для того, чтобы он трансформировался в практическое решение, наряду с единственным экономическим институтом должна функционировать законодательная база на основе общепринятых международных стандартов. В этом отношении роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ (МПА СНГ) как межпарламентского института и межпарламентского измерения интеграционных процессов на постсоветском пространстве
очень высока. Однако выработка эффективных законодательных решений может быть обеспечена только тогда, когда на таких дискуссионных площадках, каким является сегодняшний форум, будет обеспечен широкий обмен мнениями по актуальным вопросам Евразийской экономической перспективы. Поэтому для полноценного функционирования региональной интеграционной группировки необходимы коллективные усилия по формированию устойчивых мультипликационных механизмов интеграции путём создания транспортных, энергетических, информационных и образовательных коридоров, а также гармонизации и унификации законодательства наших государств.
В заключение разрешите пожелать успехов в работе форума и выразить надежду, что мнения, идеи, высказанные на нём, будут способствовать углублению интеграционных процессов и ещё большему укреплению взаимоотношений между нашими странами. Желаю всем нам удачи и благотворной работы.
Благодарю за внимание.
выступление заместителя председателя совета республики национального собрания республики Беларусь а.м. русецкого
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые участники форума! Разрешите приветствовать Вас от имени Национального Собрания Республики Беларусь и выразить слова благодарности за предоставленную возможность выступить на столь высоком собрании.
Проведение подобных мероприятий с широким участием парламентариев, научного сообщества, общественных организаций позволяет обозначить все важные вопросы, с которыми нам приходится сталкиваться, находить совместные решения существующим вызовам и перспективам дальнейшего развития ЕЭИ. Для современного мира интеграция — один из основных экономических приоритетов и несомненно функционирование ЕАЭС предоставляет широкие возможности для углубления межгосударственного сотрудничества в торгово-экономической сфере. Прошло почти полтора года со времени подписания Договора о создании ЕАЭС, сегодня мы можем подводить определённые итоги и анализировать влияние новых хозяйств на экономики государств — членов Союза. К сожалению, мы не можем пока быть удовлетворены результатами взаимной торговли. Я не буду останавливаться на цифрах, но, конечно, существенное влияние на эти результаты оказывают внешние факторы. Однако, как мы видим, далеко не все резервы использованы, не все вопросы нами решены, до сих пор сохраняются барьеры и препятствия взаимной торговли. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы общий евразийский рынок функционировал по прозрачным и понятным правилам. Несомненно, одним из ключевых условий успешного и эффективного развития процесса интеграции является создание соответствующей нормативно-правовой базы. Важное место в этом процессе принадлежит Евразийской экономической комиссии, полагаю, что ЕЭК должна стать центральной площадкой для разрешения возникающих споров в становлении Союза. Большую роль в гармонизации национальных законодательств, в формировании прочной правовой базы, интеграционного строительства играет межпарламентское взаимодействие. В то же время в ЕАЭС отсутствует парламентское измерение. Для придания системности межпарламентскому взаимодействию по вопросам евразийской интеграции представляется оправданным задействовать площадку МПА СНГ для аккумулирования информации о деятельности парламентов по реализации положения Договора о создании ЕАЭС, обмена опытом, создав, возможно, соответствующий парламентский центр. Хотел бы отметить, что одной из эффективных форм интеграции являются межрегиональные сотрудничества. По инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь мы
вот уже третий год проводим форумы регионов Белоруссии и России. В 2014 году мы совместно рассмотрели и обсудили вопросы реализации согласованной политики в области сельского хозяйства, в прошлом, 2015 году, рассмотрели вопросы промышленной политики: в Договоре о создании ЕАЭС говорится о том, что промышленная политика проводится самостоятельно каждым государством, она скоординирована, а не согласована. В этом году мы проводим форум в Минске 7-8 июня, где будут рассмотрены социально-гуманитарные вопросы: это и социальная защита населения и сфера туризма, научно-техническое сотрудничество, вопросы сотрудничества в образовательной сфере, молодёжной политике, СМИ. Форум будет сопровождать целый ряд крупных мероприятий, в том числе международная выставка «Белагро-2016», где будут продемонстрированы достижения агропромышленного комплекса, машиностроения, новейшие образцы импортозамещающей продукции.
Рассмотрение на форуме практических вопросов сотрудничества с привлечением регионов и субъектов хозяйствования позволяет осуществлять своего рода мониторинг и выявлять проблемы, возникающие при реализации принимаемых в интеграционных объединениях решений.
Несомненно, значительные резервы имеются в вопросах взаимной кооперации, прежде всего, в промышленной. Необходимо формировать взаимно дополняемые рынки стран — участниц ЕАЭС и объединять усилия для совместного выхода на рынки третьих стран. Промышленность — важнейшая составляющая экономик наших государств, и мы должны активно способствовать формированию согласованной промышленной политики. ЕАЭС надо наполнить конкретным содержанием, совместными проектами, полагаю, будет полезен опыт союзного государства Белоруссии и России, в котором формируются совместные научно-технические программы, программы по реализации инфраструктурных проектов, по созданию новой конкурентоспособной продукции и технологий. Развитию ЕАЭС будет также способствовать полноценное информационное сопровождение в средствах массовой информации. Необходима площадка для широкого освещения деятельности ЕАЭС.
В заключение хочу сказать, что Договор о создании ЕАЭС подписан, необходимо использовать все механизмы, которые в нём заложены и добиваться чёткого исполнения государствами-участниками положения Договора. Думаю, что обсуждение данных вопросов в рамках форума позволит предложить новые перспективные действия, направленные на дальнейшее сближение наших государств, на разработку новых механизмов интеграции. Благодарю за внимание.
выступление депутата национального собрания республики
армения г.а. багратяна
Здравствуйте, дорогие друзья! Спасибо всем организаторам форума, что нас пригласили сюда выступить от имени председателя Национального Собрания Армении Галуста Саакяна и,
кстати, представить некоторые результаты нашего исследования, которые мы ведём уже 3-4 месяца с группой экономистов, чтобы понять всё-таки, где мы остановились в смысле развития институ-