Научная статья на тему 'Выступление генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Д. Ф. Мезенцева'

Выступление генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Д. Ф. Мезенцева Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выступление генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Д. Ф. Мезенцева»

_СОПРЯЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЕАЭС И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ

выступление генерального секретаря шанхайской организации сотрудничества д.Ф. мезенцева

Прежде всего, разрешите присоединить свой голос к тем искренним словам благодарности в адрес организаторов за создание замечательных условий для совместной работы, за то, что уже, это совершенно понятно сейчас за этим столом, форум состоялся, яркие идеи и предложения, высказанные сегодня участниками, помогут в реализации той повестки дня, значимой и, действительно, актуальной, которая представлена как главная тема для совместного обсуждения.

С учетом того, что столь интересная дискуссия несколько подвинула регламент, я позволю себе кратко предоставить участникам форума информацию о деятельности ШОС, торгово-экономическом и культурно-гуманитарном сотрудничестве на пространстве организации.

10 июля 2015 года в рамках председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества (а такой цикл предусматривает такую работу в течение года) были приняты по-своему исторические решения. Впервые за всю историю ШОС главами государств-основателей принята Стратегия развития-2025, определившая масштабные планы в стратегию на десятилетний период. В рамках этого серьезно подготовленного профессионального документа торгово-экономическому взаимодействию в рамках ШОС уделено особое внимание. Также, в соответствии с решением Совета глав государств, принято решение о начале присоединения в качестве полноправных членов Шанхайской организации сотрудничества Индии и Пакистана. Решение не только историческое и масштабное, решение, которое на ближайшие десятилетия определит по-своему конфигурацию влияния ШОС в регионе, а также участие в международной повестке дня.

Мы также очень были благодарны главам государств за повышение статуса Беларуси, с партнера по диалогу до статуса страны-наблюдателя при ШОС, и предоставление Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу статуса партнеров по диалогу.

Таким образом, в составе «шанхайской семьи» 18 государств, имеющих различный статус в нашей организации.

Уважаемые участники форума! Вопросы обеспечения региональной безопасности и стабильности, совместного противодействия современным угрозам и вызовам остаются приоритетом для ШОС. Но все более и более весомое место в повестке дня организации занимает торгово-экономическое взаимодействие.

В этих целях ведется сторонами последовательная и планомерная работа по обновлению Плана реализации программы торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, имеющего статус межправительственного документа, первый вариант которого был утвержден еще в 2004 году. Сторонами готовится к рассмотрению на заседании глав правительств, которое состоится в декабре текущего года, в китайском городе Куньмине, перечень мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на 2017-2021 годы. Мы полагаем, что главы правительств не просто утвердят этот документ, а еще раз подтвердят, что торгово-экономическое сотрудничество, по-прежнему являясь приоритетом, получит дальнейшее развитие в ближайшие годы.

В сентябре текущего года в городе Сиань в 14-й раз собралось совещание министров государств-членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, на котором рассмотрены реальные вопросы по дальнейшему углублению взаимовыгодного сотрудничества.

Хочу отметить, что по инициативе китайской стороны впервые совещание собрало представителей стран-партнеров по диалогу и наблюдателей. Также по инициативе китайской стороны в рамках VI Евроазиатского экономического форума прошла выставка товаров производителей из 16 стран «шанхайской семьи». Нам кажется, что это не просто задел, который показывает то, что удается производителям из стран ШОС, но это очень серьезный задел к тому, что будут найдены определенные форматы взаимодействия, в том числе и с ЕАЭС.

Мы сегодня с Виктором Борисовичем Христенко обменялись позициями, они единые. К сожалению, ЕАЭС не стал правопреемником ЕврАзЭС, с которым у ШОС сложились вполне успешные многолетние отношения. Но также хочу проинформировать, что в Шанхайской организации сотрудничества идет обсуждение возможного формата взаимодействия с новым интеграционным объединением. Я думаю, что стороны придут к единому решению, и мы в ближайшем будущем полагаем выйти на подписание меморандума о взаимодействии, что также будет работать на реализацию тех планов, которые сегодня в поле зрения участников форума. В этой связи особое значение имеет инициатива Председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина о строительстве Экономического пояса Шелкового пути, которая была представлена, мы хорошо это помним, в 2013 году в «Назарбаев Университете».

В ШОС воспринимают представление этой масштабной китайской концепции как приглашение стран-основателей к совместной работе. При этом также важно помнить, что реализация такого масштабного проекта не должна провоцировать ненужную контрпродуктивную конкуренцию, а должна обеспечить возможно максимальный учет национальных, экономических и торговых интересов.

Мы сегодня отмечаем, что в рамках шанхайского сотрудничества успешно действуют общественные институты — Деловой совет и Межбанковское объединение. Именно по инициативе Делового совета на XIX Петербургском международном экономическом форуме в четвертый раз в июне этого года состоялся деловой форум, на котором обсуждалась и региональная компонента в рамках ШОС.

Я благодарен Борису Александровичу Дубровскому за представление потенциала Челябинской области, как и ряда других руководителей регионов на этом деловом форуме, за поступательное и настойчивое предложение сторонам в рамках ШОС о создании Совета регионального взаимодействия. Это также было подтверждено сейчас на «круглом столе» глав-регионов, которые представляли практически все страны-основательницы организации. Это состоялось в древней столице Сиане. Мы также видели очень масштабные презентации Аты-рауской и Западно-Казахстанской областей, как и представление Правительства Санкт-Петербурга, Башкортостана, Челябинской области и Тульской области, естественно, регионов из других стран-членов нашей организации.

8 июля в городе Уфа в рамках программ саммитов ШОС и БРИКС состоялся финансовый форум. В мероприятии приняли участие не только представители финансовых институтов из нашей организации, но и из БРИКСа и «Группы двадцати», представители деловых и академических кругов, органов власти. Важно отметить, что на этом форуме шел разговор не только о формировании собственных финансовых институтов под эгидой ряда международных объединений, близких и понятных нам в рамках их деятельности. Мы сегодня должны определиться по формату взаимодействия с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, учредителями которого стали представители всех без исключения стран-основательниц Шанхайской организации сотрудничества. Мы видим, как последовательно и куда более активно стал работать Евразийский банк развития со штаб-квартирой в Астане, и мы видим, какой масштаб придает китайское руководство потенциалу Фонда Экономического пояса Шелкового пути. Мне кажется, эти важнейшие финансовые институты — это также инструмент активизации инфраструктурного взаимодействия, и, наверное, в поддержке тех программ, которые вывешены сегодня в этом зале, правда, как сказал Борис Александрович Дубровский: без города Челябинска. Широкое обсуждение экономической повестки дня на крупных международных форумах в Астане, Санкт-Петербурге, Харбине, Урумчи позволяет объединить дискуссионный потенциал ряда международных организаций. Нынешний парламентский форум — еще одно подтверждение того, что это объединение усилий даст новые идеи, сделает ак-

а

СОПРЯЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЕАЭС И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ

центы на тех проблемах, которые еще не решаются, а сочленение усилий органов законодательной власти, исполнительной власти, власти регионов позволит добиться здесь серьезного продвижения.

Уважаемые участники форума, хочу подчеркнуть, что на пространстве Шанхайской организации сотрудничества, как сегодня здесь отмечалось, объединяющей более четверти населения всей планеты и занимающей более двух третей пространства Евразии, развивается содержательное взаимодействие с теми объединениями, с которыми, как правило, в прежние годы отношения не были столь интенсивны и масштабны. Мы благодарны за принятие в рамках 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2014 года масштабной содержательной резолюции «О сотрудничестве ООН и ШОС».

Мы сегодня все более и более активно выстраиваем отношения с АСЕАН, Организацией экономического сотрудничества, штаб-квартира которой находится в Тегеране, с СНГ Мы в декабре текущего года в рамках встречи глав правительств планируем подписать обновленный Меморандум о взаимодействии с Комиссией Организации Объединенных Наций по вопросам развития Азии и Тихого океана, ЭСКАТО ООН. Мы налаживаем сегодня на совершенно другом уровне взаимодействие с Комиссией Организации Объединенных Наций по программам развития. Это все, действительно, работает на экономическую повестку дня в рамках ШОС. Но я хочу также подчеркнуть, сегодня и Кабибулла Кабенович, и Сергей Евгеньевич, и ряд других выступающих говорили о том, что важно найти формулу и формат взаимодействия концепции Председателя КНР Си Цзиньпина с деятельностью Евразийского экономического союза. Мы заявляем в этом плане о воз-

можном формате с потенциалом Шанхайской организации сотрудничества.

Виктор Борисович Христенко привел очень яркий пример о том, что в свое время во взаимодействии и дискуссии с Европейским союзом была реальная перспектива о создании единого энергопространства, но итоги переговоров не привели к этим результатам, появились энергопакеты второй, третий, что усложнило и по-прежнему усложняет энергопереговоры. Мне кажется, что одна из причин этому — это нехватка доверия, нехватка убежденности в том, что партнер будет тебя слышать, понимать и будет действовать в поле взаимных интересов и взаимной выгоды.

Когда главы государств в 2001 году в Шанхае подписывали Хартию ШОС, там были обозначены принципы шанхайского духа как основы взаимодействия государств-основателей, тогда их было только шесть, а сегодня в нашей «семье» восемнадцать. Но по-прежнему ШОС отличает пространство учета взаимных интересов, взаимной выгоды, доверие и формирование совместного будущего.

Убежден в том, что экономические вопросы без открытости, без протянутой партнером руки, без последовательного доверия и учета интересов не дадут тех результатов, на которые рассчитывают экономисты, финансисты, представители органов власти. Я убежден в том, что эта встреча на парламентской площадке также работает не только на сопряжение конкретных экономических, торговых, финансовых планов, а работает на укрепление доверия, что есть фундамент на дальнейшее будущее стран и ЕАЭС, и СНГ, и ШОС. Пусть так будет, я думаю, что у нас есть все основания верить в это и желать друг другу совместной работы. Спасибо большое.

итоговый документ международного форума «евразийская

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» (6 октября 2015 года, г. Астана)

6 октября 2015 года в г. Астане по инициативе Мажилиса Парламента Республики Казахстан и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации состоялся очередной Международный форум «Евразийская экономическая перспектива».

В Международном форуме приняли участие парламентарии Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также главы приграничных регионов, представители государственных органов, представители авторитетных международных организаций, Евразийской экономической комиссии, ученые и эксперты, представители СМИ, дипломатического корпуса, аккредитованного в Республике Казахстан.

В рамках Международного форума состоялось обсуждение вопросов сопряжения строительства Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути, формирования общей позиции относительно потенциала подобного взаимодействия и направлений всестороннего сотрудничества на Евразийском континенте.

По итогам проведения Международного форума его участники:

подтверждают свою приверженность принципам международного права, Устава Организации Объединенных Наций, а также нормам и правилам Всемирной торговой организации;

считают необходимым соблюдение принципов взаимоуважения, открытости и взаимовыгодного сотрудничества;

поддерживают инициативу сопряжения строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути;

считают, что сопряжение строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути откроет новые перспективы сотрудничества в различных областях между странами, участвующими в этих проектах;

приветствуют предстоящие переговоры между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве;

поддерживают усилия, предпринимаемые Шанхайской организацией сотрудничества в способствовании созданию Экономического пояса Шелкового пути;

будут способствовать обеспечению поступательного и устойчивого экономического роста в евразийском и азиатском регионах, развитию экономического партнерства посредством согласованных усилий по сопряжению процессов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути в интересах наших стран;

будут содействовать развитию сотрудничества путем запуска диалогового механизма по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.

Принято 6 октября 2015 года участниками Международного форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.