Научная статья на тему 'ШОС: Актуальные вопросы евразийского экономического сотрудничества'

ШОС: Актуальные вопросы евразийского экономического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / Евразийский экономический союз / транспортный коридор / инфраструктурные проекты / механизмы финансового сопровождения проектной деятельности / концепция «Экономического пояса Шелкового пути» / SCO / Eurasian Economic Union / transport corridor / infrastructure projects / financial support mechanisms for project activities / “Silk Road Economic Belt” concept

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимов Рашид Кутбиддинович

В статье анализируются современные проблемы экономического сотрудничества в Евразии в контексте ШОС. Обосновывается предположение, что инициатива совместного сооружения Экономического пояса Шелкового пути в перспективе может выступить «платформой» для активизации регионального экономического взаимодействия. Отмечено, что ключевым вектором углубления евразийского экономического сотрудничества и реализации инициативы совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути, бесспорно, является транспортная кооперация. Рассматриваются возможности новых финансовых институтов для реализации проектов, включенных в Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алимов Рашид Кутбиддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCO: CURRENT ISSUES OF REGIONAL ECO NOMIC COOPERATION IN EURASIA

The article is devoted to the analysis of urgent problems of economic coopera tion in Eurasia in the context of the SCO. It substantiates the assumption that in the future, the initiative of the joint construction of the Silk Road Economic Belt may become a “platform” for the economic cooperation strengthening. It is noted that transport cooperation is an unquestionable key vector of both regional economic co operation and implementation of joint initiatives of the Silk Road Economic Belt construction as well. The author also considers facilities of new financial institutions for the implementation of projects included in the Program of multilateral trade and economic cooperation of the SCO member states.

Текст научной работы на тему «ШОС: Актуальные вопросы евразийского экономического сотрудничества»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КНР

Р.К. Алимов

ШОС: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. В статье анализируются современные проблемы экономического сотрудничества в Евразии в контексте ШОС. Обосновывается предположение, что инициатива совместного сооружения Экономического пояса Шелкового пути в перспективе может выступить «платформой» для активизации регионального экономического взаимодействия. Отмечено, что ключевым вектором углубления евразийского экономического сотрудничества и реализации инициативы совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути, бесспорно, является транспортная кооперация. Рассматриваются возможности новых финансовых институтов для реализации проектов, включенных в Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС.

Ключевые слова: ШОС, Евразийский экономический союз, транспортный коридор, инфраструктурные проекты, механизмы финансового сопровождения проектной деятельности, концепция «Экономического пояса Шелкового пути».

В настоящее время Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) становится все более влиятельной и привлекательной международной структурой. За короткий — в полтора десятилетия — ис-

торический период ШОС обрела статус, позволяющий ей играть значимую роль в региональной и мировой политике. Определились и главные приоритеты Организации: эффективное противодействие глобальным вызовам и угрозам, обеспечение устойчивого социально-экономического развития и углубление культурно-гуманитарных обменов в Евразии.

Важно, что ШОС служит положительным примером построения новой модели регионального экономического взаимодействия и межгосударственных отношений как на коллективном, так и на двустороннем уровнях.

За 15 лет «семья ШОС» расширилась в три раза, объединив в себе 18 государств от Восточной Европы и Персидского залива до Центральной и Южной Азии. Пространство Организации без преувеличения можно отнести к наиболее динамично развивающемуся сегменту мира. Так, согласно статистическим данным стран ШОС1:

• общая территория Организации ныне составляет около 40 млн кв. км или 26,6 % общей площади земного шара;

• численность населения стран ШОС достигла 3 млрд человек, что составляет 41 % населения мира;

• совокупный объем ВВП в 2015 г. превысил 21 трлн долл., что является 27,1 % общемирового ВВП;

• суммарный объем товарооборота в 2015 г. составил более 6 трлн долл., или 18,3 % мировой торговли.

Экономическое сотрудничество между государствами-членами ШОС ныне строится на базе успешно функционирующих механизмов, число которых достигло 20. Это, в частности — регулярные совещания и встречи руководителей министерств и ведомств, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, финансов, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, культуры, образования, председателей центральных (национальных) банков и др.

Весьма важно, что сложившиеся между государствами-членами ШОС отношения конструктивного партнерства, базирующиеся на принципах доверия и взаимного уважения, позволяют использовать преимущества, обусловленные географической близостью и взаимодополняемостью экономик стран-участниц, стимулируют дальней-

ший активный поиск совместных проектов сотрудничества и кооперации. Государства-члены выступают за широкое международное сотрудничество в деле преодоления технологического и социально-экономического разрыва между странами на основе обеспечения всем государствам равного и недискриминационного доступа к преимуществам экономической глобализации.

Кроме этого, определенное воздействие на повестку дня ШОС оказывают и проблемы мировой экономики. Продолжается спад темпов роста глобального хозяйства, что влияет на динамику развития всех стран Организации, включая и страны-лидеры — Китай и Россию. Ввиду этого, весьма уместными и конструктивными представляются договоренности, достигнутые на саммите ШОС в Уфе в 2015 г., прежде всего, в интересах улучшения инвестиционного климата и развития малого и среднего бизнеса на пространстве Организации. Это касается и совершенствования моделей экономического развития отдельных стран ШОС.

В инвестиционном взаимодействии государств-участников продолжают доминировать двусторонние начинания (прежде всего, стран-лидеров) с другими странами Организации (в основном, стороной-инициатором здесь выступает КНР). Общий объем китайских инвестиций в государства-члены ШОС Центральной Азии по состоянию на март 2016 г. достиг 34,56 млрд долл.2 В то же время накопленные инвестиции России в Центральной Азии составили 16,1 млрд долл. (в том числе 47 % — в ТЭК, 22 % — цветную металлургию, 15 % — телекоммуникации)3. Однако системное коллективное сотрудничество в экономической сфере продолжает отставать.

В свете принятых на Уфимском саммите новых программных документов ШОС, а именно — Стратегии развития ШОС до 2025 года, а также ввиду корректировки таких документов, как Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС и Перечень мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС, принципиально важной становится практическая реализация принятых решений.

На наш взгляд, появляется новая перспективная тема экономического сотрудничества стран ШОС, а именно — производственная

кооперация, или международное промышленное сотрудничество, особенно в Центрально-Азиатском регионе, да и в Евразии в целом. Такое сотрудничество шире по своему охвату, чем простое кооперирование производства, и включает в себя многообразные формы деятельности в области производства, прикладной науки, техники, торговли и т. п. Это позволит стимулировать всемерное расширение потенциала рынка ШОС. Также целесообразно и ускорение модернизации промышленных мощностей.

Еще одним важным направлением деятельности стран ШОС становится реализация концепции совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Концепция представляет собой программу резкой интенсификации всей внешнеэкономической активности КНР на обширном пространстве евразийского континента. Она адресована, прежде всего, постсоветским республикам Центральной Азии, многие из которых задействованы также в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и являются членами ШОС.

Исходя из этого, принципиально важным обстоятельством, с точки зрения координации интересов международных акторов в Евразии, видится попытка сближения всех трех смежных проектов — ЕАЭС, ШОС и ЭПШП. В частности, важен поиск путей сопряжения линий национальных стратегий развития государств-членов ШОС как с ЭПШП, так и с приоритетами ЕАЭС.

Фактически речь идет о проекте формирования долговременной евразийской политики ШОС.

Пока три проекта (ШОС, ЕАЭС и ЭПШП) развиваются параллельно, независимо друг от друга, создавая даже определенную конкуренцию в транспортных, энергетических и торгово-экономических сферах. В экспертных кругах рассматриваются различные варианты дальнейшего развития событий. Среди них предпочтительным является вариант создания структуры взаимодействия, в которой бы ШОС играла ключевую роль «евразийского моста» между проектом ЭПШП и ЕАЭС.

Характер интеграционных инициатив — ШОС, ЕАЭС и проекта ЭПШП — пока до конца не определен, перспективы их слияния или соразвития тоже не ясны. Однако само выдвижение этих проектов

свидетельствует о наличии нескольких версий региональной интеграции как в рамках ШОС, так и вокруг нее.

Особенно стоит отметить важность позиций двух ведущих акторов Организации — Китая и РФ и их сочетаемость.

В мае 2015 г. лидеры России и КНР подписали совместное заявление о сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Созданная позднее российско-китайская рабочая группа уже сформулировала приоритеты сотрудничества двух стран в формате сопряжения. Движение идет в следующих направлениях: инфраструктурные проекты; устранение барьеров в торговле и прежде всего — в таможенных процедурах; формирование систем защиты взаимных инвестиций и механизмов решения разного рода споров.

Весьма важно, что документом предполагается разработка инвестиционных проектов на евразийском пространстве, которые будут получать взаимную поддержку сторон. При этом для выработки консенсуса целесообразно использование площадки ШОС.

Важно отметить, что глобальный проект Китайской Народной Республики «Один пояс, один путь», включающий в себя сухопутный и морской маршруты Шелкового пути, сможет поспособствовать активизации экономической деятельности ШОС как таковой. Сегодня предложенная председателем КНР Си Цзиньпином инициатива совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути активно обсуждается и на площадке Шанхайской группы. Так, в «Совместном заявлении о региональном экономическом взаимодействии», принятом Советом глав правительств государств-членов ШОС 15 декабря 2015 г. в г. Чжэнчжоу, подтверждена поддержка инициативы строительства Экономического пояса Шелкового пути и отмечено совпадение ее целей с устремлениями ШОС.

Фактически инициатива совместного сооружения Экономического пояса Шелкового пути в перспективе может выступить «платформой» для активизации регионального экономического взаимодействия. Еще предстоит масштабное обсуждение, анализ роли каждой из стран в практике углубленного взаимодействия с тем, чтобы синергия подходов, предложенных как китайской стороной, так и РФ и центрально-азиатскими партнерами, обрела принципиально

новые качества, благоприятствующие развитию регионов и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе. Очень важным условием здесь является успешность сочетания национальных стратегий государств-членов ШОС, их приоритетов развития с инициативой совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути.

Подключение «шосовской семьи» к масштабной взаимовыгодной работе по возрождению Шелкового пути, несомненно, послужит дальнейшей консолидации Организации, расширению горизонтов торгово-экономического сотрудничества, откроет новые точки роста, новые движущие силы в Евразии. Полагаем, что механизмы регионального экономического взаимодействия позволят эффективно реализовать естественные конкурентные преимущества стран ШОС.

Ключевым вектором углубления регионального экономического сотрудничества и реализации инициативы совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути, бесспорно, является транспортная кооперация. Она призвана содействовать инфраструктурному развитию, формированию крупных транспортных коридоров и логистических центров, облегчению передвижения товарных потоков на пространстве ШОС. Именно в рамках «шестерки» на протяжении более десяти лет предпринимались усилия по налаживанию взаимодействия в области автомобильного транспорта, транзитных перевозок, а также по линии таможенных служб. В последние годы активность ШОС в транзитно-транспортной сфере стала обретать все более ощутимый характер.

Ярким примером этому служит разработанное при содействии ЭСКАТО ООН межправительственное Соглашение государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, подписанное 12 сентября 2014 г. на Душанбинском саммите ШОС. Соглашение рассматривается как первый конкретный вклад ШОС в развитие и реализацию идеи построения современного Шелкового пути. Документ обусловливает создание сквозных автомобильных маршрутов на всем маршруте от Тихого океана (Ляньюньган, КНР) до Атлантики (Санкт-Петербург, Россия) с применением унифицированных процедур, открывает новый этап взаимовыгодного торгово-экономического партнерства в ареале ШОС. При этом основные маршруты как традиционного, так

и современного Шелкового пути пролегают именно через территорию Организации: северный — через Казахстан и Россию; центральный — через Центральную Азию; южный — через Индию, Афганистан, Пакистан, Иран и Турцию. Все эти страны имеют соответствующий статус в ШОС и заинтересованы в стабильности и процветании ее пространства.

Межправительственное Соглашение государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок является естественным дополнением к межправительственному Соглашению о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, подписанному 2 ноября 2007 г. в рамках встречи Совета глав правительств государств-членов ШОС в Ташкенте. В соответствии с Соглашением таможенные службы принимают меры по упрощению таможенного оформления, признают таможенные средства идентификации и бланки таможенных документов друг друга, а при необходимости — накладывают собственные таможенные опознавательные знаки на перемещаемые товары, взаимно упрощают порядок и условия транзитной перевозки товаров и движения транспортных средств через территории государств-членов ШОС.

Следует отметить, что реализация концепции «Один пояс, один путь» уже кардинальным образом изменила атмосферу в сегменте ШОС, придав дополнительный импульс расширению взаимодействия в сфере автомобильного, железнодорожного и воздушного сообщения, в области строительства и эффективного использования современных мультимодальных транспортно-логистических комплексов на территориях государств-членов Организации. Нет сомнений в том, что усиление экономического потенциала стран вдоль нового Шелкового пути приведет к дальнейшему укреплению влияния ШОС на мировой арене. Видится целесообразным и полезным подключение к такой работе государств-наблюдателей и партнеров по диалогу.

Не менее важным предстает комплекс вопросов сотрудничества в сфере финансов и кредитно-денежной политики, предметное обсуждение которых продолжится в 2016 г. в Кыргызской Республике на встрече министров финансов и руководителей центральных (на-

циональных) банков государств-членов ШОС. Считаем архиважным развитие взаимодействия в банковской сфере в целях поощрения инвестиций, прежде всего в инфраструктурные проекты. В данном контексте активную роль в работе на экономическом и инвестиционном направлениях играют неправительственные структуры Организации — Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС. Они призваны помогать созданию благоприятных условий для деловых контактов по различным направлениям и привлечению возможностей различных финансовых институтов для реализации проектов, включенных в Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС. Стоит отметить, что один только общий объем китайских льготных кредитов, предоставленных государствам-членам ШОС (включая Россию), по состоянию на конец 2015 г. достиг 27,1 млрд долл.4

На площадке Организации уделяется серьезное внимание созданию механизмов финансового сопровождения проектной деятельности. Экспертная работа в последнее время идет здесь более интенсивно. И мы рассчитываем, что именно в ближайшее время появится новый финансовый институт, который будет содействовать развитию инфраструктуры государств-членов ШОС, позволит объединить потенциал их экономик и станет реальным механизмом поддержки торгово-экономического развития. В 2014 г. благодаря усилиям правительства Китая создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом в 100 млрд долл. В него вошли все шесть государств-основателей ШОС, четыре (по состоянию на то время) государства-наблюдателя — Индия, Иран, Монголия и Пакистан и пять партнеров по диалогу — Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Кроме того, сформирован Фонд Шелкового пути с капиталом в 40 млрд долл. Все эти финансовые институты создают мощную финансовую базу для практической реализации солидных региональных субпроектов Шелкового пути, в том числе на пространстве ШОС.

Сегодня государствами-членами осуществляется активная подготовка к центральному событию юбилейного года — Ташкентскому саммиту ШОС. Лидеры стран-участниц планируют подвести итоги деятельности Организации за полтора десятилетия ее существования

и определить дальнейший вектор развития многопланового взаимодействия в рамках ШОС. По итогам саммита будет принята Ташкентская декларация 15-летия ШОС, в которой найдут отражение ключевые вопросы региональной и глобальной повестки. Ожидается принятие ряда важных политических и экономических решений. Каждый саммит — это особое событие в жизни Организации, значимый шаг в деле ее укрепления и развития. Мы убеждены, что юбилейный саммит в Ташкенте внесет свой особый вклад, став важной вехой в процессе дальнейшего совершенствования деятельности ШОС.

Можно заключить, что последовательное развитие совместной интеллектуальной деятельности непременно поднимет на качественно новый уровень многостороннее взаимовыгодное экономическое взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Примечания

1 Сайт ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/news/20160511/89028.html

2 Подсчитано автором на основании данных Министерства коммерции КНР.

3 Подсчитано автором на основании данных российской официальной статистики и СМИ.

4 Подсчитано автором на основании данных китайской официальной статистики и СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.