Научная статья на тему 'Выставочный бизнес как элемент содействия инновационному развитию экономики'

Выставочный бизнес как элемент содействия инновационному развитию экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставочный бизнес как элемент содействия инновационному развитию экономики»

ВЫСТАВОЧНЫЙ БИЗНЕС КАК ЭЛЕМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ

А.В. САДОВНИЧАЯ,

заместитель генерального директора ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР»

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте выразить вам свою благодарность за возможность принять участие в Конгрессе и поделиться своими мыслями об актуальном состоянии и проблемах той отрасли, которую я и мои коллеги здесь представляем. Речь идет о выставочно-ярмарочной деятельности - отрасли уникальной, дающей возможность наблюдать в динамике срез всех отраслей экономики.

Как долго продлится глобальный финансово-экономический кризис - год, два или более?

Сегодня те производители и поставщики товаров и услуг, разработчики новых технологий, которые нацелены на будущее, стремятся к тому, чтобы кризисный период не обернулся для них полосой одних лишь потерь и упущенных возможностей. Активная выставочная деятельность призвана помочь им избежать этого.

Выставки, и прежде всего крупные международные отраслевые смотры, предоставляют участвующим в них экспонентам и посетителям-специалистам реальные возможности для поиска новых партнеров и рынков сбыта своей продукции, налаживания прямых деловых контактов и заключения коммерческих сделок.

Они стимулируют продвижение новых технологий, способствуют принятию смелых, нестандартных решений по поддержке и развитию бизнеса с учетом сложных экономических условий.

Позвольте прежде всего обратить ваше внимание на макроэкономические показатели развития выставочно-ярмарочной отрасли в Российской Федерации. Выставочный рынок сегодня насчитывает около 450 операторов, которые ежегодно проводят

более 2500 выставочных мероприятий, где принимают участие порядка 150 тыс. предприятий и фирм из более чем 100 стран мира. Выставки собирают более 20 млн посетителей, из которых около 6 млн являются отраслевыми специалистами. Годовые темпы роста объемов реализации выставочных услуг за последние 10 лет (вплоть до 2009 года) составляли порядка 15%, и объем рынка достиг порядка 0,4 млрд долларов США.

Для сравнения, ежегодно в мире проходит около 30 000 выставочных мероприятий, в которых принимает участие 33 млн экспонентов, а посещает около 300 млн посетителей.

Что касается географии российских выставок - более 70% выставочного бизнеса сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, на долю регионального выставочного рынка России приходится около 30%.

Основная доля выставок приходится на выставки строительной тематики, далее следуют отраслевые выставки промышленной продукции, технологий и средств производства. Рядом с ними стоят выставки отраслей, связанных с производством товаров народного потребления.

Выставочная отрасль, безусловно, является инфраструктурной составляющей продвижения российских товаров на новые рынки, следовательно, необходимо определить взаимоотношения государства и конкретных игроков этого рынка.

Зарубежные страны широко используют различные формы государственной поддержки выставочной индустрии, а в ряде стран - Германии, Италии, Франции, Испании - установлены формы контроля за выставочной деятельностью.

В Германии выставочные центры, как правило, акционерные общества, основными акционерами которых являются власти земель и муниципалитетов. Обеспечение участия немецких производителей в выставочных мероприятиях за рубежом является стержнем внешнеэкономической политики Германии. Особое внимание уделяется выходу малых и средних предприятий на внешний рынок - более 90% предприятий пользуются федеральными субсидиями для участия в выставках.

Показательна статистика по Дюссельдорфу: оборот 1 евро на выставке дает городу в среднем 4 евро, полученных от экспо-

нентов или посетителей (гостиницы, питание, аэропорт и др.). Проведение выставок обеспечивает Дюссельдорфу и землям в радиусе 50 км ежегодный оборот от 1,5 до 2 млрд евро.

В Италии управление выставками разделено между провинциями и центральным правительством. Во Франции государственные органы владеют или управляют выставочными центрами в Париже и Лионе. Действует ряд законодательных актов, постановлений и декретов правительства по этому вопросу.

В Великобритании государственный контроль над выставочной деятельностью не является всеобъемлющим. Практически не существует нормативного регулирования торговых выставок. В то же время государство владеет главной выставочной структурой страны - Национальным выставочным центром в Бирмингеме.

В США действует Закон об участии Соединенных Штатов в международных выставках, содержащий положения по вопросам участия Правительства США в международных выставках, проводимых на территории США. В законе установлен порядок осуществления правительственной поддержки выставочно-ярмарочных мероприятий.

Закон «О торговых ярмарках» определяет режим ввоза экспонентов для выставок, проводимых на территории США. Законами о ежегодных ассигнованиях предусматривается выделение средств на финансирование отдельных выставок и ярмарок для федеральных органов и организаций США.

Кроме того, Минторг США спонсирует участие частных фирм в 80 ярмарках ежегодно, а также поощряет участие иностранных импортеров примерно в 20 торговых выставках на территории США. В ряде американских штатов действуют местные программы поддержки выставочного бизнеса.

Среди стран Юго-Восточной Азии выставочный бизнес имеет наиболее развитые традиции в Японии. Организацией и контролем за планированием и проведением выставок занимаются специализированные торговые ассоциации под руководством Японской торговой организации (ДЖЕТРО).

Как известно, самую активную экспортно-выставочную политику ведет наш традиционный партнер Китай. В целях содей-

ствия развитию китайского экспорта на внешние рынки правительство компенсирует расходы китайских фирм-экспонентов по участию в зарубежных выставках, включая даже поездки отраслевых специалистов. Как результат - высокие темпы развития китайского экспорта и проникновение его на рынки практически всех стран.

На постсоветском пространстве наиболее интересен опыт Литвы, где правительство компенсирует порядка 70% всех затрат, связанных с проведением выставок литовских производителей за рубежом. Это осуществляется в рамках специальной программы по развитию литовского экспорта.

К сожалению, существующие в России механизмы содействия развитию промышленного экспорта весьма несовершенны, нет независимой оценки их реальной эффективности.

Выставочно-ярмарочная индустрия является проводником экономической политики государства - это очевидно. Следовательно, государство должно определить степень своего участия в этом процессе.

Нам, как организаторам выставочного бизнеса, хотелось бы, чтобы исходя из приоритетов своей экономической политики государство определяло ключевые тематики выставок, ресурсно их обеспечивало; совместно с профессиональным объединением выставочных операторов вырабатывало национальную стратегию выставочно-ярмарочной деятельности; чтобы выбор операторов национальных российских выставок, а соответственно и финансирование, осуществлялись на конкурсной основе; нормативно-правовыми нормами обеспечивалась бы добросовестная конкуренция среди операторов российского выставочного рынка.

Большое число проблем нормативно-правового обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности остаются нерешенными. Остановлюсь лишь на некоторых.

В мировой практике оказание услуг иностранным компаниям рассматривается как «экспорт услуг» и в условиях, когда зарубежная компания зарегистрирована не на территории РФ и ее деятельность оказывается также не на территории РФ, НДС с оказанных услуг не взимается.

У нас такое положение не нашло отражение в налоговом законодательстве. Соответствующие предложения с поправками в

Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены в Минэкономразвития России, но никаких реальных решений не принято.

Второе. Вопросы, связанные с таможенной политикой в области оформления выставочных грузов. Несмотря на соответствующие нормы Таможенного кодекса, до сих пор не отрегулированы на уровне нормативного акта вопросы упрощенного ввоза и вывоза грузов во время проведения выставочных мероприятий.

Упрощение процедуры состоит в том, что для целей контроля таможенные органы должны использовать сформированные отправителем списки (с элементами идентификации) выставочных товаров и расходуемых материалов, а не заполнять огромное количество деклараций на каждый вид товара. Ведь выставочные грузы отличаются крайне широким ассортиментом.

Третье. Организация и проведение международных выставок требует создания системы подготовки квалифицированных кадров. Необходимо разработать и утвердить в Минобразовании России федеральный образовательный стандарт по специальности «Выставочное дело». Надеемся, что в 2010 году эта задача будет решена.

С одной стороны, несомненно, выставочная отрасль является самодостаточной, развивается самостоятельно, не требуя государственной «опеки» или прямого государственного субсидирования. С другой стороны, именно кризисный год продемонстрировал потребность во внимании государства к развитию отрасли, к созданию работающих механизмов поддержки российских производителей и экспортеров товаров и услуг.

Хотелось бы немного рассказать теперь о нашей компании -«Экспоцентре». 2009 год заставил многих, в том числе и нас, по-новому взглянуть на бизнес, сформировать и предложить экспоненту инновационные решения, которые позволили бы ему выиграть, а не проиграть.

В 2008 году компания достигла наивысших результатов в истории своей деятельности. Валовой доход компании составил треть всех поступлений выставочного сообщества России.

В 2009 году Центральный выставочный комплекс «ЭКСПОЦЕНТР» отметил свое 50-летие, стал лауреатом ряда

международных премий и был удостоин премии Правительства Российской Федерации в области качества. Это - большая редкость для компаний, работающих в сфере услуг.

Сейчас общая выставочная площадь Экспоцентра составляет 150 тыс. кв. м. В 2009 году в Экспоцентре проведено 111 выставочных смотров, в которых приняли участие более 30 тыс. экспонентов из 108 стран. Их стенды посетили свыше двух миллионов человек. Кроме того, за этот год в ЦВК состоялось более 600 конференций и конгрессных мероприятий, связанных с выставочной программой.

Всего с 1959 года мы организовали и провели 6357 выставок по тематикам, охватывающим все отрасли экономики России.

Мы ведем отсчет своей официальной истории именно с 1959 года, когда в парке «Сокольники» состоялась выставка промышленной продукции США. Тогда на площади в 41 тыс. кв. м была представлена бытовая техника, оборудование для предприятий городского и коммунального хозяйства, транспортные средства и многое другое. Открывали выставку Н.С. Хрущев и вице-президент США Р. Никсон.

Среди множества выставочных проектов, реализованных в 1960-1970-х годах, следует отметить международный отраслевой смотр «Химия», впервые проведенный в 1965 году по инициативе министра химической промышленности СССР Л.А. Костандова. Именно «Химия» первой из российских выставок получила в 1975 году Знак Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFT).

За успешной премьерой выставки «Химия» последовали не менее значимые и масштабные смотры: «Связь», «Лесдревмаш», «Электро», «Нефтегаз», «Инлегмаш» и другие.

Значительное увеличение числа выставок потребовало расширения выставочных площадей, укрепления материальной базы. В середине 1970-х годов по инициативе министра внешней торговли СССР Н.С. Патоличева Торгово-промышленная палата СССР обратилась в Правительство с предложением о возведении на берегу Москвы-реки, рядом с парком «Красная Пресня», нового современного выставочного комплекса.

Первый выставочный павильон появился в 1977 году, и уже в январе 1978 года он принял одну из крупнейших отраслевых выставок - «Деревообработку».

Все наши выставки проходят процедуры официального выставочного аудита по международным стандартам. Такой аудит -это реально работающий маркетинговый инструмент, позволяющий любой компании узнать точные параметры любой выставки, а именно:

• число специалистов, посетивших выставку;

• число компаний-участников;

• число и перечень стран участников выставки;

• площадь выставки нетто и брутто и т.д.

Мы, как никто другой, понимаем, что любая выставка должна делаться на стыке взаимодействия выставочника-профессионала и отраслевика - будь то представитель крупной компании или отраслевого министерства или ведомства. Только тогда она будет эффективной, сможет стать «зеркалом» отрасли и даст возможность всем участникам почувствовать «точки роста» отрасли.

Сегодня на первый план выходят маркетинговые коммуникации, в основе которых заложены прямые, личные коммуникации с клиентом профильной среды с целью построения взаимоотношений и получения прибыли.

Для поддержки участников выставок и снижения их затрат Экспоцентр разработал и внедрил ряд инструментов, инновационных решений.

Снижению затрат на участие в выставках российских экспонентов способствует организация с помощью наших специалистов объединенных стендов регионов под эгидой территориальных торгово-промышленных палат.

Еще одно направление поддержки участников - формирование Экспоцентром для своих экспонентов пакетных льготных предложений, предусматривающих скидки на проживание в гостиницах, на транспортные и таможенные расходы.

Сегодня международные смотры Экспоцентра представляют собой полнокровные профессиональные форумы, насыщенные конгрессной деятельностью, специальными мероприятиями в формате «В2В», такие как, например, «Центры закупок сетей», зарекомендовавшие себя серьезным антикризисным ресурсом выставок.

«Центр закупок сетей» дает возможность производителям и поставщикам продовольственных и других товаров предлагать

свою продукцию напрямую руководителям отделов закупок российских и международных сетей. Поставщиками проводятся индивидуальные переговоры и блиц-презентации за рабочими столами закупщиков сетей.

На выставках Экспоцентра работают консалтинговые центры, где экспоненты и посетители могут получить консультации по интересующим их отраслевым, правовым и финансовым вопросам у юристов, адвокатов и аудиторов.

Растущей популярностью пользуются бесплатные для экспонентов обучающие семинары, в рамках которых участники выставок получают подробный профессиональный инструктаж о том, как эффективно подготовиться к выставке и с наибольшей для себя отдачей использовать весь набор предлагаемых услуг и технических возможностей. В течение трех лет работы по этому проекту в наших тренингах приняли участие более 4000 компаний из различных регионов России.

Востребованным новым сервисом на отраслевых выставках Экспоцентра стала организация центров профессионального образования и карьеры. В их задачу входит подготовка кадров для различных отраслей промышленности, оценка уровня знаний и профессиональных навыков студентов профильных вузов. Все затраты, связанные с этой услугой, Экспоцентр берет на себя.

Заранее спланировать свою выставочную работу, сделать ее более плодотворной экспоненты и приходящие на смотры специалисты могут через нашу электронную систему предварительного назначения деловых встреч - Ма1;сЬМак1^. Дело в том, что руководители предприятий и крупных проектов - люди занятые, и встретиться с ними для участников и посетителей весьма затруднительно. Экспоцентр через систему Ма1;сЬМак1^ организовывает эту работу и назначает встречи прямо на выставке.

Еще один удобный сервис - оп 1те-регистрация, которая также осуществляется через Интернет: гости выставки, в первую очередь из других регионов и стран, заблаговременно через Интернет могут получить для ее посещения пригласительный билет с индивидуальным штрих-кодом. Сегодня посетитель-специалист, в котором

заинтересованы экспоненты и от которого зависит количество заключенных сделок, становится главным объектом внимания организаторов выставок.

В этом году Экспоцентром участникам нескольких выставок была предложена специальная Байерская программа - уникальный инструмент, позволяющий решить основную задачу, стоящую перед каждым экспонентом, - увеличение сбыта. Благодаря прямому и постоянному контакту с байерами в регионах России и странах СНГ, профессиональной и индивидуальной работе с региональными компаниями и СМИ Экспоцентр обеспечит достаточно полное присутствие целевой аудитории и установление эффективных контактов между производителями и потребителями.

Одним из агрегированных показателей эффективности выставочного проекта является оценка байерского потенциала выставки, которая в количественном выражении определяет покупательную способность посетителей выставки, а также дает независимую оценку соответствующего отраслевого рынка.

Итак, мы полагаем, у нас есть все основания утверждать, что одним из самых эффективных способов заявить о себе на рынке, найти партнера и инвестора остается участие в специализированных выставках.

Именно выставки привлекают внимание потенциальных покупателей, именно на коммуникационной платформе выставки идет целенаправленная работа по поиску выгодного партнера или инвестора.

Едва ли какой-нибудь из инструментов маркетинга, как не выставка, обладает способностью представить во всей полноте предприятие и его продукцию, одновременно предоставляя возможность личного контакта с клиентами. И если раньше деятельность предприятия на выставках была направлена непосредственно на обеспечение сбыта продукции, то в настоящее время участие в выставке для предприятия - это одно из важнейших средств коммуникации с потенциальными партнерами и инвесторами.

Как и во всем мире, в России выставка все чаще воспринимается как инструмент для установления обратной связи с

потребителем, а также используется в качестве площадки для изучения конкурентов, определения своего положения на рынке, исследования новинок и т.д.

В целом выставки, будучи уникальным маркетинговым инструментом и эффективным связующим звеном между производителем и потребителем, обладают серьезными возможностями как для стимулирования деловой активности, так и для вывода на рынок новой продукции, выпускаемой на основе прогрессивных технологий.

На нашей выставочной площадке количество инновационных проектов составляет порядка 20% от общей выставочной программы. Смотры, относящиеся к разряду инновационных, - это выставки «Связь-Экспокомм», «Фотоника», «Здравоохранение», «Химия», «Металлообработка», «Лесдревмаш», «Нефтегаз», «Электро», «Высокие технологии XXI века». Инновационным является уникальный проект - «Навигационные системы, технологии и услуги».

Пожалуй, никакие иные шаги предприятий на рынке не способны обеспечить столь же широкий спектр возможностей продвижения продукции и услуг.

Свою роль в этом сыграл и тот фактор, что организационные формы выставочно-ярмарочных мероприятий весьма широки и способны удовлетворить любые маркетинговые запросы субъектов рынка.

Это также актуально и для экспонирования образцов интеллектуальной собственности. Парижская конвенция по охране промышленной собственности, охраняя незаявленные в патентное ведомство изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки, создает для изобретателей возможность показать на выставке свои изобретения и другие инновационные решения и не быть ущемленным в правах при последующем их оформлении для патентования.

Временная правовая охрана дает возможность изобретателям осуществлять на выставках прямой маркетинг своих новых разработок, оценивать интерес к ним рынка, находить потенциальных лицензиатов, заинтересованных предпринимателей, определиться в целесообразности и географии патентования.

Экспоцентр планирует ввести в постоянную практику реализацию нормы Парижской конвенции по охране промышленной собственности, к которой СССР присоединился 1 июля 1965 года (Российская Федерация - правопреемница), о «временной охране изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков на определенных международных выставках».

С этой целью впервые в нашей стране Экспоцентр начал работу по созданию такой услуги, как предоставление по заявкам экспонентов специального Свидетельства об экспонировании новых разработок. Наличие такого официального документа поможет участникам выставок отстаивать свои права на стадии патентования, позволит инновационным фирмам и индивидуальным изобретателям активнее использовать прямой маркетинг новых разработок на выставках - без ущерба оформления своих исключительных прав на них на последующем этапе.

В декабре 2009 года на территории Экспоцентра с успехом прошел первый форум, посвященный этой проблематике, -Ехроргюгйу.

Сегодня многие компании часто не могут выйти на рынок, поскольку их товары и технологии не имеют необходимой правовой охраны, что способствует снижению наших экспортных возможностей в сфере наукоемкой продукции.

Защита прав интеллектуальной собственности позволяет авторам изобретений эффективно их коммерциализировать, что, в свою очередь, создает стимулы для инвестиций в изобретательскую деятельность.

В период экономического кризиса высказываются мнения о необходимости сокращения маркетингового бюджета предприятия, и прежде всего за счет отказа от участия в выставках. Однако мы знаем, что грамотно выстроенная маркетинговая стратегия по участию в выставочно-конгрессных мероприятиях может не только улучшить имидж компании на рынке, но и дать возможность для нового витка развития бизнеса. Более того, это удобный момент для того, чтобы составить представление о текущей ситуации в среде, где находится сфера интересов, исследовать конъюнктуру, гибко подстраивать необходимую тактику и стратегию на рынке.

В заключение позвольте выразить благодарность руководителям Международного Союза экономистов за организацию такого масштабного мероприятия, которое, несомненно, способствует эффективному обмену мнениями и выработке конкретных мероприятий по преодолению негативных последствий экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.