Научная статья на тему 'Общественная и экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности: методология и практика'

Общественная и экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности: методология и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА / РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ВЫСТАВОЧНЫЙ ОРГАНИЗАТОР / ВЫСТАВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / STRATEGIC INTERESTS / PRIORITIES / EXHIBITION AND FAIR ACTIVITY / INTERNATIONAL EXHIBITION / ROLE OF TRADE FAIRS IN ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE SUPPORT FOR EXHIBITORS / EXHIBITION ORGANIZER / FAIRGROUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовничая А.В.

Выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД), прежде всего международные выставки, не только важнейший инструмент коммуникации, но и форма продвижения новых технологий, товаров и услуг на национальные и международные рынки. Стратегическая ценность ВЯД определяется ее функцией как драйвера экономики. Для эффективного использования этого механизма недостаточно долгосрочных планов действий. Стратегия отрасли должна формироваться исходя из национальных интересов и государственных приоритетов, которые могут и должны реализовываться через ВЯД. В числе таких приоритетов развитие технологического потенциала страны, цифровизация экономики, реализация интересов в сфере международного сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic efficiency of exhibitions and fairs: methodology and practice

Exhibition and trade-fair activities and, above all, international exhibitions are not only an important communication tool, but a form for advancing and promoting new technologies, products and services to national and international markets. The strategic value of the exhibition and trade-fair activities is determined by its function of an economy powerhouse. Long-term action plans are not enough to use this mechanism effectively. The sectoral strategy should be formed on the basis of national interests and those state priorities that can and should be implemented by means of the exhibition and trade-fair activities. These priorities include, among others, the development of the country’s technological potential, the digitalization of its economy, and the protection of interests in the field of international cooperation

Текст научной работы на тему «Общественная и экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности: методология и практика»

А. В. Садовничая1

ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД), прежде всего международные выставки, -не только важнейший инструмент коммуникации, но и форма продвижения новых технологий, товаров и услуг на национальные и международные рынки. Стратегическая ценность ВЯД определяется ее функцией как драйвера экономики. Для эффективного использования этого механизма недостаточно долгосрочных планов действий. Стратегия отрасли должна формироваться исходя из национальных интересов и государственных приоритетов, которые могут и должны реализовываться через ВЯД. В числе таких приоритетов - развитие технологическо -го потенциала страны, цифровизация экономики, реализация интересов в сфере международного сотрудничества.

Ключевые слова: стратегические приоритеты, выставочно-ярмарочная деятельность, международная выставка, роль в развитии экономики, государственная поддержка, выставочный организатор, выставочная площадка.

УДК 334.02

Введение

На глобальном рыночном пространстве наблюдается процесс формирования новой экономической отрасли - выставочно-ярмарочной (ВЯО), тесно взаимодействующей со всеми отраслями народного хозяйства. Согласно «Концепции развития выста-вочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации», одобренной в 2014 г. распоряжением Правительства Российской Федерации, «.. .в настоящее время выставочные мероприятия обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Конгрессы, выставки и ярмарки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют расширению и диверсификации промышленного и высокотехнологичного экспорта» [1]. Ведущее аналитическое агентство в области ивент-индустрии AMR International в своем прогнозе за 2018 г. отмечает, что развитие выставочной отрасли предполагает ее ежегодный рост на уровне 5 %: с 26,9 млрд долларов в 2017 г. до 34,5 млрд долларов к 2022 г. В наибольшей степени на рост ВЯО как сферы мировой экономики влияют стремительные темпы ее развития на рынках США и Китая [2, 3]. Доход десяти ключевых мировых организаторов выставок в 2017 г., по оценке AMR, достиг 5,5 млрд долларов (рис. 1).

1 Анна Викторовна Садовничая, заместитель генерального директора ЦВК «Экспоцентр».

Informa Reed Exhibitions Messe Frankfurt Clarion CFTC Comexposium Emerald Expositions Messe Cologne (Koelnmesse) Messe Basel/MCH Group Messe Dusseldorf Deutsche Messe ITE CCPIT Messe Munich HKTDC GL events dmg events Easyfairs Tarsus Jaarbeurs

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 Рис. 1. Доход ведущих мировых организаторов выставок в 2017 г., млн долл. [4]

Сложные экономико-технологические тренды, воздействующие на мировую выставочно-ярмарочную индустрию, привели к ряду стратегических структурных сдвигов, крупным слияниям и поглощениям, освоению новых рынков традиционными крупнейшими игроками и повышенному вниманию к динамике развития отрасли в новых выставочных регионах мирового хозяйства. Основными трендами 2018 г., согласно оценке Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI, стали: изменение модели торговых отношений в условиях повышающейся волатильности мировой экономики; усиление факторов обработки и защиты данных; отказ от стандартных форм проведения выставок в связи с меняющимися потребительскими ожиданиями клиентов; нарастание инвестиций в индустрию и диверсификация навыков, стран происхождения и квалификаций управляющих команд [5].

Для российского выставочного рынка (четвертого по величине среди развивающихся выставочных рынков в мире) 2017 г. стал первым годом стабилизации и относительного роста после кризиса; его объем достиг 700 млн долларов [2]. Тем не менее он еще на треть продолжал отставать от уровня рекордного для него 2013 г. По итогам шести месяцев 2018 г. отрасль продемонстрировала некоторое падение в натуральных показателях по основным параметрам (выставочная площадь-нетто, количество экспонентов и посетителей) [6]. Вместе с тем ряд крупных организаторов выставок заявили о росте своих международных промышленных проектов [7-12].

Стратегическое значение ВЯО

Выставочно-ярмарочная деятельность является важнейшим инструментом и компонентом экономической стратегии любой промышленно развитой страны. В США, Германии, а также в других промышленно развитых европейских странах выставочная отрасль играет роль катализатора экономики на стадии интенсификации ее роста. Правительства этих стран активно субсидируют выставочно-конгрессную деятельность, рассматривая ее как инструмент поддержки национальных экспортно-ориентированных производств.

Роль и значение этой отрасли в значительной мере отражается в стратегиях ряда стран азиатских регионов. В частности, Китай, взяв на вооружение лучшие мировые выставочные технологии и достижения, прилагает большие усилия для реализации национальной стратегии глобального экономического прорыва.

Понимание и оценка выставочной деятельности как стратегического механизма экономического развития страны, содействующего подъему отечественной промышленности на основе ее модернизации, опирающейся на инновации и новейшие мировые технологии, сегодня есть и в России. Однако такой подход пока не отражен в ее национальных стратегиях. Так, после длительного перерыва на повестке дня вновь стоит вопрос о принятии закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В октябре 2018 г. в Минпромторге России состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам ВЯД [13]. В работе комиссии приняли участие представители федеральных органов власти и общественных организаций (Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), Росконгресса, Национального конгрессного бюро и др.). Стратегической для российской выставочной отрасли является программа масштабной поддержки государства, начатая несколько лет назад и реализуемая через Российский экспортный центр (РЭЦ) [14]. РЭЦ запустил также программу продвижения российских товаров и услуг под единым страновым брендом «Made in Russia» [15].

Механизмы регулирования и государственной поддержки ВЯО должны быть разнообразными: выработка государственных стандартов для этой отрасли или профессиональных стандартов в области обучения специалистов-выставочников; различные способы информационной (патронат и другие формы) или финансовой (на национальном, отраслевом или региональном уровнях) поддержки экспонентов или предоставление определенных льгот для выставочных площадок. Но для эффективного развития выставок, реализации национальных стратегических приоритетов с помощью выставочных механизмов необходим системный и последовательный подход к разработке и реализации государственной стратегии ВЯО.

Стратегические интересы и принципы оценки эффективности ВЯО

На всех этапах разработки и реализации стратегии ВЯО участники процесса должны обосновывать формы и методы оценки эффективности выставок и выставочной отрасли в целом с учетом стратегических интересов участников ВЯД. Рассмотрим несколько основных типов участников (сторон) выставочного процесса и опишем возможные подходы к методологии оценки эффективности для каждого из них.

Согласно подходу, разработанному профессором В. Н. Лившицем, необходима комплексная оценка эффективности любого проекта, в основе которой лежат принципы оценки совокупных затрат по проекту и совокупных результатов - методологические, методические, операциональные. «Методологические..., применение которых обес-

печивает рациональное поведение экономических субъектов независимо от характера и целей проекта. Методические, обеспечивающие экономическую обоснованность оценок эффективности проектов... Операциональные, соблюдение которых ... обеспечит необходимую точность оценок» [16].

Экономическая деятельность будет эффективна, если системная совокупная оценка результатов окажется не меньше результатов оценки затрат. Кроме того, проект должен быть эффективен для каждого из его участников. На наш взгляд, при выработке подхода к оценке эффективности ВЯД целесообразно использовать следующие принципы оценки стратегически важного проекта из числа предложенных [16]:

• согласования интересов (методологический принцип). Применяя этот принцип, мы должны учесть наличие разных участников выставочного проекта и необходимость согласования их интересов: каждому субъекту выставочно-ярмарочной отрасли должно быть более выгодно участвовать в выставке, чем отказаться от ее проведения или участия в ней;

• сравнения (методический). Применительно к ВЯД речь может идти о сравнении затрат и доходов каждого участника отрасли в ситуации реализации выставочного проекта и в ситуации отказа от него;

• уникальности проекта (методический). Этот принцип при оценке эффективности ВЯД сущностно и стратегически является одним из определяющих. Специфика отрасли в целом, как и отдельных международных промышленных выставок, охватывающих все сферы экономики - от ТЭК до индустрии детских товаров и от металлообработки до рекламных технологий, непосредственно влияет на рентабельность мероприятия и отдачу от инвестиций для каждой из сторон;

• организационный (относится к операциональным). При изменении организационного механизма реализации проекта может измениться и оценка его эффективности. Например, учет фактора софинансирования государством затрат экспонентов на участие в выставках становится важнейшим элементом выставочного процесса и в корне меняет весь механизм финансирования выставок;

• учета национальных приоритетов (также операциональный). Для любого государства механизм ВЯД - это способ реализации собственных национальных стратегических приоритетов. Поддержка экспортеров, демонстрирующих новейшие технологии на выставках, патронат важнейших отраслевых выставок, создаваемое информационное поле, обеспечение участия представителей министерств и ведомств в деловой программе выставок - все это формы реализации стратегии государства.

Рассматриваемый в настоящем исследовании проект (процесс) - это проведение, прежде всего, международной (промышленной) выставки в формате В2В («бизнес для бизнеса»). Как правило, выставка устраивается один раз в год, реже - два раза в год или раз в два года. За рубежом некоторые выставки проводятся один раз в два или три года. Длительность самой выставки (без учета времени на монтаж и демонтаж) составляет 3.5 дней. Длительность периода подготовки выставки - год и более. Длительность цикла жизни выставки зависит от множества факторов (трендов развития отрасли, конкурентного окружения, государственной поддержки участников, необходимости выставки как стратегического отраслевого канала коммуникации и пр.) и может составлять от года до нескольких десятилетий [17].

С точки зрения роли и стратегических интересов, а также для оценки эффективности ВЯО можно выделить следующих основных участников процесса ВЯД:

1. Государство или органы власти (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях) заинтересованы в расширении экспорта, развитии приоритетных отраслей, укреплении своего имиджа, развитии международных связей, поступлении денег в бюджеты всех уровней (в виде налогов от выставочной деятельности и от сопутствующих деловому туризму услуг).

2. Экспонент - компания, демонстрирующая на международной выставке свои товары, услуги, технологии с целью их продвижения на новые рынки и поиска потребителей.

3. Профессиональный посетитель - представитель компании, заинтересованный в установлении контактов на выставке с целью приобретения товаров, услуг или технологий. Кроме того, он является активным реципиентом информации деловой программы выставки.

4. Организатор выставки - владелец бренда выставки, инвестирующий средства в привлечение на нее экспонентов и профессиональных посетителей; вкладывающий средства в рекламу, развитие сервисов для экспонентов и посетителей, деловую программу (конференции, конкурсы, «круглые столы», публикации и т. п.); обеспечивающий присутствие на выставке заинтересованных представителей министерств, ведомств, региональных органов, отраслевых ассоциаций и союзов, как национальных, региональных, так и зарубежных. Кроме того, организатор, если он не является владельцем выставочной площадки, арендует ее и покупает у владельца площадки (или третьих лиц) сервисы для экспонентов (коммунальные услуги, интернет, переводчиков, организацию регистрации и т. д.), а также заказывает оборудование (видео-, аудио-и пр.).

5. Выставочная площадка (комплекс) предоставляет площади и услуги в аренду организаторам выставок; услуги могут предоставляться непосредственно экспонентам и посетителям.

Теоретически и методологически целесообразно оценивать два типа эффективности ВЯД, имеющих различную экономическую природу и качественные характеристики: общественную и экономическую (или бюджетную и коммерческую). Рассмотрим общественную эффективность с позиции стратегических интересов на макроэкономических уровнях, а экономическую эффективность проанализируем с учетом стратегических интересов каждого из участников индустрии.

Общественная эффективность: страновой и региональный уровни

Проводимые в стране (регионе) выставочные мероприятия, в том числе международные, оказывают прямое влияние на их имидж, укрепление дружеских и деловых связей, уровень образования населения и на скорость распространения инноваций. На выставки приезжают экспоненты и специалисты национальных и международных компаний. При этом выставки посещают, главным образом, ведущие отраслевые эксперты, руководители компаний, большинство из которых оказывают сильное влияние на формирование общественного мнения. Посещение такими специалистами ведущих выставок содействует восприятию города/региона как центра бизнес-коммуникаций, что позитивно отражается на его имидже.

Таким образом, проведение выставок обеспечивает региону макроэкономический, инвестиционный, имиджевый и мультипликативный эффект.

Экономическая эффективность

1. Бюджетная эффективность для страны и региона

Выставочная деятельность как один из важнейших инструментов реализации стратегии государства и регионов способствует продвижению товаров и услуг, внедрению высокотехнологичных производств, росту производственного экспорта, привлечению инвестиций и укреплению экономического потенциала государства и регионов.

Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность вносит значительный косвенный вклад в валовой региональный продукт региона. Помимо платежей от собственной деятельности выставочные центры генерируют денежные поступления от широкого спектра сервисных услуг, связанных с расходами экспонентов и посетителей на услуги городской инфраструктуры: гостиницы, транспорт, связь, питание, досуг и т. д. Проведение выставок положительно сказывается на увеличении выручки транспортных и логистических компаний: их услугами пользуются более 60 % компаний - участниц выставок для доставки на стенды оборудования, образцов продукции, рекламных и прочих материалов. В качестве примера можно привести суммарные доходы от проведения мероприятий на выставочной площадке «Messe Frankfurt» в Германии, которые, по оценкам экспертов, ежегодно приносят в казну города порядка 3 млрд евро, в том числе более 0,5 млрд евро поступает непосредственно от деятельности выставочного комплекса [18].

В целом, по оценкам специалистов, в России 1 рубль, вложенный в развитие выставочной деятельности, приносит до 5-6 рублей в бюджеты всех уровней [19].

Уровень занятости населения является важным фактором экономической и социальной стабильности. Проведение выставок стимулирует увеличение занятости постоянного персонала (сотрудников компаний - поставщиков услуг), а также предоставляет временную работу монтажникам, промоутерам, переводчикам, грузчикам и другим категориям, что позитивно отражается на динамике платежеспособного спроса региона. Помимо этого, выставочная индустрия сама является работодателем, привлекающим специалистов в самых разнообразных областях. В мире около 50 тысяч человек непосредственно заняты проведением выставок [20].

Важными параметрами, используемыми для оценки эффективности на макроуровне, могут стать количество проводимых выставочно-конгрессных мероприятий в стране (регионе), общее количество фирм-экспонентов, количество национальных и зарубежных экспозиций, общее количество посетивших мероприятия (за год) профессионалов, общий объем нетто-площади выставочных мероприятий, количество профильных выставок по отраслям народного хозяйства страны (региона) и некоторые другие.

Таким образом, государство на национальном или региональном уровнях несет затраты, связанные с поддержкой экспортеров, продвигающих свои товары и услуги с помощью выставочных механизмов. Кроме того, могут быть предоставлены льготы по аренде земли для выставочных комплексов или регион может взять на себя их обеспечение необходимой инфраструктурой (дорогами, электричеством и др.).

При этом решаются важнейшие задачи поддержки экспорта в целом, развития приоритетных отраслей промышленности, реализации национальных приоритетов, укрепления имиджа [15] и международного сотрудничества.

Необходимо обосновать и методологические подходы к оценке эффективности мероприятия ВЯД с позиции его организатора (устроителя) и выставочного комплекса (площадки проведения).

2. Коммерческая эффективность для организатора выставки

Расходы организатора выставки целесообразно подразделить на следующие группы: реклама и продвижение выставки; организация деловой программы выставки; аренда выставочной площадки; маркетинговые акции по привлечению профессиональных посетителей; прямые и агентские расходы на привлечение экспонентов и др.

Организатор выставки получает доходы от аренды стенда, от застройки, от продажи услуг, от участников деловой программы и др.

Затраты выставочной площадки включают в себя коммунальные платежи, плату за землю и здания, оплату обслуживающего персонала, расходы на охрану, ремонт и реконструкцию, налоги и др.

При этом выставочные площадки получают следующие выгоды: доходы от аренды, от предоставления дополнительных услуг (инженерных, телекоммуникационных, кейтеринга и пр.) и др.

Ниже предлагается примерный состав затрат и доходов, которые могут быть включены в методики оценки эффективности участия в выставочном мероприятии экспонента и посетителя.

Экспонент решает следующие задачи:

• найти новых байеров/заказчиков, расширить географию продаж;

• продемонстрировать и продвинуть на рынок весь спектр продукции и услуг;

• ускорить сбыт продукции и товаров, заключив сделки и осуществив прямые продажи;

• получить отклик рынка на коммерческие предложения по представляемым образцам продукции;

• позиционировать компанию, поднять ее авторитет, сделать бренд более узнаваемым, укрепить РЯ-компанию;

• привлечь интерес СМИ и представителей государственных структур;

• ознакомиться с ситуацией на рынке (тенденции, новинки, проблемы и т. д.);

• более детально изучить рынок, собрать информацию о конкурентах;

• провести кадровый поиск;

• поддержать репутацию стабильной и надежной компании. («Кто есть на выставке - тот есть на рынке!»).

3. Коммерческая эффективность для экспонента

Затраты экспонента складываются из расходов на аренду стенда, застройку стенда, аренду оборудования, оплату регистрационных взносов на участие в выставке, дополнительные услуги для работы на выставке (персонал, интернет, вода, уборка стенда, охрана, кейтеринг и пр.), транспортные услуги, доставку и обработку грузов, подготовку и печать рекламных материалов, проживание и питание сотрудников, их представительские, визовые и другие расходы и пр.

Доходы экспонента представляют собой доходы от заключенных контрактов.

К качественным критериям эффективности выставки для экспонента относятся [21]:

• интерес посетителей к представленным продуктам и услугам;

• мнение о стенде и представленной информации;

• собранная информация о конкурентах;

• новые каналы распространения;

• потенциальные новые деловые партнеры и т. д.

Количественные критерии включают в себя:

• анализ бюджета (сопоставление расходов и доходов);

• количество посетителей на стенде и новых контактов;

• количество договоров о продаже, подписанных во время и после выставки, и объем совершенных сделок;

• количество информационных материалов, переданных посетителям;

• количество материалов, вышедших в СМИ, и т. д.

4. Коммерческая эффективность для профессионального посетителя

Среди расходов профессионального посетителя отметим транспортные, затраты на проживание и питание, на участие в деловой программе и др.; к доходам можно отнести установление новых контактов, возможность заключения контрактов и др.

Выполненные исследования показывают, что выставочно-ярмарочная деятельность становится мощной индустрией, обеспечивающей коммуникацию между участниками различных отраслей экономики и продвижение государственных интересов на национальный и международный рынки. Темпы развития ВЯД непосредственно связаны с уровнем ВВП (рис. 2).

20

10

0

-10

-20

-30

-40

Рис. 2. Выставочная площадь (ВП) и экспоненты в сравнении с ВВП и ИПП России [5] (темпы прироста ВП-нетто и количества экспонентов выставок членов РСВЯ (год к году, по сопоставимым данным, показатели округлены до целых значений) в сравнении с темпами прироста ВВП и индексом промышленного производства России

за 2006-2017 гг., %)

Разработка и последующее функционирование системы стратегического управления выставочными процессами, их мониторинг требуют детальной оценки эффективности ВЯД.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 № 1273-р (ред. от 14.04.2016) «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» (вместе с Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации) // Собрание законодательства РФ. 21.07.2014. № 29. Ст. 4177. http://www.uefexpo.ru/userfiles/concept.pdf (дата обращения 15.01.2019).

2. Globex. The global exhibition organizing market: assessment and forecast to 2022. Режим доступа: https://www.amrinternational.com/globex-2018-global-exhibitions-market-forecast-to-grow-5-to-2022/ (дата обращения 15.01.2019).

3. Йохен, В. Инвестиции в событийную инфраструктуру эффективны / В. Иохен. Режим доступа: http://expobr.ru/biznes-i-lyudi/biznes-i-ludi/glavnoe_1833.html (дата обращения 15.01.2019).

4. The AMR Top 20 exhibition organisers by revenue 2018. Режим доступа: https:// www.amrinternational.com/just-released-new-amr-top-20-exhibition-organisers-by-revenue-2/ (дата обращения 15.01.2019).

5. Hattendorf, K. Пять тенденций, которые будут наблюдаться в индустрии выставок и бизнес-мероприятий в 2019 году / K. Hattendorf. Режим доступа: https://www.expoclub.ru/ press/50670/ (дата обращения 15.01.2019).

6. РСВЯ: Что происходит на выставочном рынке? Режим доступа: http://www.uefexpo.ru/ ?id=82464 (дата обращения 15.01.2019).

7. «Агропродмаш-2018» демонстрирует достижения мирового и отечественного пищепрома. Режим доступа: http://www.expocentr.ru/ru/news/index.php?id4=11369 (дата обращения 15.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. «ПРОДЭКСПО-2018»: 25 лет в интересах отрасли. Режим доступа: https://www.prod-expo.ru/ru/press/press/index.php?id4=10435 (дата обращения 15.01.2019).

9. Выставка WASMA 2018. Рост участников на 30 %, рост посетителей на 15 %. Режим доступа: https://www.to-inform.ru/index.php/obzory/7722-vistavka-wasma-2018-obzor (дата обращения 15.01.2019).

10. Пост-релиз выставки «Мир климата-2018». Режим доступа: https://www.c-o-k.ru/ market_news/postreliz-vystavki-mir-klimata2018 (дата обращения 15.01.2019).

11. Пост-релиз выставки «Передовые технологии автоматизации. ПТА-2008». Режим доступа: https://www.pta-expo.ru/moscow/2008/postreliz08/ (дата обращения 15.01.2019).

12. Пост-релиз выставки Beviale Moscow 2018 - рекордный рост показателей. Режим доступа: https://beviale-moscow.com/pressroom/press-releases/closing-report-2018 (дата обращения 15.01.2019).

13. В Минпромторге обсудили принятие закона о выставочно-ярмарочной и конг-рессной деятельности. Режим доступа: https://www.expoclub.ru/press/49556/ (дата обращения 15.01.2019).

14. Официальный сайт Российского экспортного центра. Режим доступа: https:// www.exportcenter.ru/ (дата обращения 15.01.2019).

15. Официальный сайт программы «Made in Russia» https://www.madeinrussia.com/ru/ (дата обращения 15.01.2019).

16. Валенский, П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учеб. пособие. / П. Л. Валенский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Поли Принт Сервис, 2015. - 1300 с.

17. Kirchgeorg, Dornscheidt, Giese, Stoeck Trade Show Management, Gabler, 2005. - P. 440.

18. Выставочный центр Франкфурта Frankfurt Messe. Режим доступа: https://www. sokolniki.com/ru/exhibitions/expocenters/de/frankfurt-messe#tab3 (дата обращения 15.01.2019).

19. Инвестиции в строительство региональных выставочных центров. Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/investment_innovation/news/106443/ (дата обращения 15.01.2019]).

20. Официальный сайт Всемирной выставочной ассоциации УФИ. Режим доступа: https:/ /www.ufi.org/about/ (дата обращения 15.01.2019).

21. Участие в выставках: краткие рекомендации УФИ. Режим доступа: http://www.ruef.ru/ ?id=60327 (дата обращения 15.01.2019).

A. V. Sadovnichaya. Social and economic efficiency of exhibitions and fairs: methodology and practice. Exhibition and trade-fair activities and, above all, international exhibitions are not only an important communication tool, but a form for advancing and promoting new technologies, products and services to national and international markets. The strategic value of the exhibition and trade-fair activities is determined by its function of an economy powerhouse. Long-term action plans are not enough to use this mechanism effectively. The sectoral strategy should be formed on the basis of national interests and those state priorities that can and should be implemented by means of the exhibition and trade-fair activities. These priorities include, among others, the development of the country's technological potential, the digitalization of its economy, and the protection of interests in the field of international cooperation.

Keywords: strategic interests, priorities, exhibition and fair activity, international exhibition, role of trade fairs in economic development, state support for exhibitors, exhibition organizer, fairground.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.