Научная статья на тему 'ВЫСТАВКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ'

ВЫСТАВКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИИ. ЕФРЕМ ЗВЕРЬКОВ И ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА ПЕЙЗАЖА ИМЕНИ Е.И. ЗВЕРЬКОВА

В Российской академии художеств 16-28 февраля 2021 года состоялась выставка произведений народного художника СССР, академика РАХ, лауреата Государственных премий, почетного гражданина Тверской области Ефрема Ивановича Зверькова (1921-2012) и работ лауреатов Конкурса пейзажа имени Е.И. Зверькова «Связь поколений». Экспозицию составили более 50 произведений живописи.

Наше время дойдет до потомков прежде всего в произведениях искусства. Имя Ефрема Ивановича Зверькова, выдающегося мастера живописи, создавшего свое направление в искусстве национального пейзажа, прочно вошло в историю отечественного и мирового искусства, получило широкое признание в России и за рубежом. Его многогранное творчество — целая эпоха в художественной культуре нашей страны. Он был среди

тех лидеров, кто в 1960-е годы прокладывал новые пути в отечественном искусстве. Ефрем Иванович первым из московских художников стал осваивать Русский Север. В конце 1950-х — 1960-е годы он совершил шесть длительных творческих поездок в Республику Коми и Архангельскую область. Являясь преемником культурной традиции, генетическим носителем национальной ментальности, в своих пейзажах он претворял традиционную систему духовных ценностей, передавая идею общности генезиса человека и мироздания. Северный край оказал важное влияние на его творчество и на характер «взаимодействия» с природой. Одним из первых Зверьков стал выразителем «сурового стиля» в пейзажной живописи. Работая на Севере, он сумел проявить свой огромный талант пейзажиста.

В 1972 году по решению советского правительства с большой выставкой в Италию были посланы пять живописцев — лидеров своего поколения: Д.Д. Жилинский, В.И. Иванов, ПМ. Коржев, П.П. Ос-совский и Е.И. Зверьков. Эта масштабная выставка с большим успехом была показана в Риме, а затем в столицах ряда зарубежных стран. Так начиналось международное признание искусства этих выдающихся мастеров живописи. Уроженец Тверского края, Ефрем Иванович тонко чувствовал поэзию природы Средней полосы России, мастерски передавал ее изменчивый облик, ее атмосферные и временные состояния. Художник, используя особенности масляной живописи, многообразием переходных тонов и оттенков достигал единства объема, цветового, тонального и пространственного решений. Он сумел привнести новое дыхание в искусство лирического пейзажа, соединяя национальные традиции с оригинальным авторским началом. Его персональные выставки были показаны в лучших залах нашей страны: Российской академии художеств, Московском Кремле, Государственной Третьяковской галерее. Современники отмечали особую философию, музыкальность, поэзию его пейзажной живописи. Многие произведения мастера — в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в более чем 50 музеях России, в государственных и частных коллекциях разных стран мира.

Полотна, собранные на выставке, раскрывают основную философскую идею творчества художника-фронтовика, прошедшего дорогами Великой Отечественной войны с первого дня и до победных дней мая: «Каждый, самый маленький уголок родной земли бесконечно драгоценен, и людям нужно беречь этот грандиозный мир, невероятную планету под названием Земля».

При жизни признанный классиком изобразительного искусства, Е.И. Зверьков своим творчеством, масштабной и многогранной деятельностью активно влиял на развитие художественной жизни России.

Творческое наследие Ефрема Ивановича востребовано новыми поколениями. Ретроспективная выставка произведений мастера соединена с экспозицией живописных работ лауреатов Конкурса пейзажа имени Е.И. Зверькова, студентов Тверского государственного художественного колледжа имени А.Г Венецианова. Этот конкурс был организован в 2006 году по инициативе Е.И. Зверькова и Н.Г Сиротиной, директора колледжа, почетного члена Российской академии художеств. Участие в конкурсе способствует профессиональному росту студентов, их нравственному и духовному развитию. Невозможно переоценить значение этого конкурса для сохранения и развития уникальных традиций отечественной школы живописи. Каждый конкурс — важный этап на трудном пути восхождения к вершинам мастерства.

Живописное наследие Е.И. Зверькова, произведения студентов-лауреатов конкурса пейзажа расширяют представление о национальном своеобразии, исторической ценности и уникальности искусства России.

Текст подготовлен академиком РАХ Л.В. Ширшовой.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

АКАДЕМИЧЕСКИМ РИСУНОК В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ГЕННАДИЙ ОВЧАРЕНКО (МАРХИ)

Российская академия художеств с 17 по 23 февраля 2021 года представила выставку «Академический рисунок в архитектурном образовании: Геннадий Овчаренко (МАРХИ)». Экспозиция открывает собой обширную программу Российской академии художеств «Академический рисунок в образовании», в которой предполагается участие ведущих творческих вузов и художественных училищ России. Инициатива всемерной поддержки великих отечественных традиций академического рисунка, исторически возникшая в Академии художеств в XVIII столетии, исходит от президента Академии Зураба Константиновича Церетели.

По предложению Отделения искусствознания и художественной критики РАХ серия выставок и публикаций начата с Московского архитектурного института, где сохранилась академическая традиция

творческого образования, сформированная вице-президентом Академии В.И. Баженовым еще в эпоху императрицы Екатерины Великой.

Первая выставка посвящена творчеству лучшего современного мастера архитектурного рисунка, выдающегося педагога, профессора Геннадия Геннадиевича Овчаренко. Он подготовил на основе классических образцов многие поколения архитекторов. Благодаря его таланту рисовальщика и преподавателя его ученики — отечественные зодчие — остаются убежденными сторонниками классического искусства.

В экспозицию вошло более 40 произведений Г Овчаренко разных лет: пейзажи и портреты, выполненные в технике пастели, сепии, карандашного рисунка, рисунка углем, масляной живописи, несколько образцов учебных рисунков.

Геннадий Геннадьевич Овчаренко родился в 1964 году. Окончил Московский архитектурный институт в 1986 году. Работал архитектором в ЦНИИП Градо. Член Союза архитекторов, Творческого союза художников России, Союза пастелистов. Преподаватель кафедры «Рисунок» МАРХИ с 1989 года, профессор. Участник многочисленных групповых выставок в залах МАРХИ, ЦДА, ЦДХ (Кузнецкий мост, 20). Персональные выставки прошли в МАРХИ, Музее экслибриса.

Текст составлен на основе статьи вице-президента РАХ Д.О. Швидковского.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

«РАВНОДЕНСТВИЕ». ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИКТОРА

И ИРИНЫ КАЛИНИНЫХ В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Российская академия художеств 25 февраля — 21 марта 2021 года представила выставку произведений заслуженного художника России, первого вице-президента и академика РАХ Виктора Григорьевича Калинина и его супруги, члена-корреспондента РАХ Ирины Павловны Калининой «Равноденствие». Экспозицию составили избранные живописные произведения художников, а также графические работы, созданные преимущественно в 2020 году в дни карантина.

Виктор Калинин принадлежит к поколению художников, которые громко заявили о себе в 1970-е годы. Картины выпускника Московского

высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское), ученика Гелия Коржева, находятся в зоне повышенного внимания зрителей и профессиональной среды и во многом задают вектор развития современного искусства. В своих произведениях художник соединяет классические основы русской школы живописи и современные искания, художественные открытия ХХ века, глубину понимания образов с мощным живописно-пластическим обобщением.

Графические произведения, впервые демонстрируемые широкому зрителю в выставочных залах Российской академии художеств, выполнены

в сложной смешанной авторской технике. Подобные быстрым зарисовкам, эти совсем небольшие работы охватывают широчайший круг тем, несут ощущение исповедальности. Эмоции, раздумья, переживания, воплощенные в красках, линиях, сопровождающиеся авторскими текстами,— своеобразный документ времени, живописно-поэтическая летопись непродолжительного, но содержательно емкого периода творческой жизни В.Г Калинина. Сам автор так характеризует свое творчество:

«...Периодически возникает потребность сменить формат работ, технику. То ты подчиняешь себе материал, то он тебя ведет. Иногда заводит совсем не туда, куда ты его первоначально направлял. Последнее время много работаю на бумаге. Когда оставляешь большие холсты и начинаешь работать в малом формате листа, то возникает ощущение, что ты полностью владеешь этим малым пространством. То безжалостно "взрезая" его твердым карандашом, то "милуя" мягкой масляной пастелью. То полностью перекрашиваешь плотным слоем темперы, то пытаешься сохранить его свечение сквозь акварельные плави.

Постепенно становится ясно, что в любом раскладе бумага, сохраняя свою "бумажность", начинает приобретать свойства несокрушимой стены, как бы вызывая ей соответствовать. Как будто не она является легкой, уязвимой, обреченной на мимолетное существование, а твоя попытка внедриться в нее приобретает эти свойства. Отсюда и сюжетные линии, и возникновение тех или иных персонажей, которые то призрачно скользят по поверхности листа, то пытаются изо всех сил удержаться от соскальзывания в небытие...

Подобный опыт работы в малом формате пригодился мне во время изоляции 2020 года. И помимо работы с графическими материалами, у меня появилась потребность в их живописном прочтении. Живопись как таковая и в малом формате имеет свои преимущества и особенности.

В результате было создано около 200 работ, объединенных в один цикл, и появилась возможность осуществить эту серию в печатном варианте. Была издана книга "В затворе". А теперь мои работы в малом формате экспонируются в залах академии...»

Ирина Калинина — лиричный художник, умеющий видеть красоту в повседневной жизни. Классическая художественная школа стоит за каждым произведением выпускницы Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское). Своими учителями в искусстве она также называет живописца С. Федорова, скульптора-анималиста В. Ватагина, живописца В. Калинина, ставшего супругом.

Художественные образы Ирины Калининой всегда эмоциональны, а произведения прочно связаны с народными традициями. Автор считает, что изучение народного искусства и интуитивные озарения пробуждают в душе память о том, что не должно было быть утраченным и становится осознанно необходимым.

«Русское народное искусство вошло в мою жизнь с юных лет — сначала просто как естественная среда обитания, а с годами стало обретать таинственный универсальный смысл...

.. .Солярная орнаментика на предметах быта, зооморфные мотивы в детских игрушках, охранно-благожелательная символика на орудиях труда, идеограммы воды, земли на крестьянских вышивках — все это вызывало и вызывает жгучий, непрекращающийся интерес»,— рассказывает Ирина Павловна.

Творчество Виктора Григорьевича и Ирины Павловны Калининых дает представление о сложном восприятии окружающего мира, острой реакции на окружающую действительность, которые они органично и масштабно воплощают в своих произведениях.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

ВЫСТАВКА «ОЛИМП И СИОН. АНТИЧНЫЙ И ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ МИФ В СКУЛЬПТУРАХ ГРИГОРИЯ ЗЛАТОГОРОВА»

В МВХ РАХ

Российская академия художеств и галерея «Веллум» 3-21 марта 2021 года представили выставку «Олимп и Сион. Античный и древнееврейский миф в скульптурах Григория Златогорова». В экспозицию вошло около пятидесяти произведений, созданных скульптором в 2008-2020 годах.

Олимп и Сион — символы двух древних цивилизаций, чье наследие постоянно присутствует в нашей действительности. Миф античности и миф древнееврейской цивилизации трансформируются и переосмысливаются в работах Григория Златогорова. Он вдохновляется греческой скульптурой, размышляет о героях мифов и трагедий. Скульптор путешествует по античным городам и участвует в раскопках античного города Китей, находящегося в ста километрах от легендарного Пантикапея,

на месте которого потом появился город Керчь. Подобно скульпторам Эллады Златогоров работает в бронзе, то полируя ее, то оставляя ее поверхность шероховатой, как будто только что извлеченной из-под земли, и античные сюжеты в его скульптурных сериях происходят «здесь и сейчас».

Григорий Златогоров родился в 1965 году. Окончил Театральное художественно-техническое училище и Московский полиграфический институт; член Союза художников. В начале своего творческого пути Григорий Златогоров получил известность как художник-иллюстратор, способный тонко и изобретательно воплощать сказочные, библейские и поэтические образы. Одна из самых известных его работ — иллюстрации к книге «Алиса в стране чудес».

Заинтересовавшись историей и традициями своей семьи, Григорий стал изучать технику бронзового литья, создавать скульптуру малых форм, привнося в нее поэзию и дух прошлого. Семейная память проявляется в сюжетах, связанных с традициями и мифологией еврейского народа, навеянных также и литературным творчеством Шмуэля Агнона и Шолома-Алейхема. Создавая скульптуры на библейские и исторические темы, выполняя серии фигур, такие как «12 колен Израиля», «Еврейские праздники», «Клейзмеры», Григорий Златогоров ищет символические обобщения, оставляя место для тайны и недосказанности.

В условном разделе выставки «Сион» — знаковые образы древнееврейской мифологии. Здесь «Ной», жаждущий спасения герой одноименной работы, изо всех сил сам дует в парус своего дырявого, едва держащегося на плаву, ковчега. Ной знает о том, что его миссия — благодаря договору со Всевышним — завершится благополучно, но понимает необходимость самому наполнить свой парус.

Композиция скульптуры «Отпусти народ мой» строится как театральная сцена. Огромная голова фараона нарочито контрастирует с небольшими фигурками Моисея и Аарона, с крохотными воинами войска фараона. Подобный художественный прием напоминает о свойственном египетскому искусству принципе, когда статус и могущество персонажа подчеркивались масштабом изображения, его грандиозностью.

Скульптура «Бецалель из местечка» — это, по сути, архитектурный портал, к которому ведут три ступени. В открывающемся проеме мы видим еврея из местечка, который сосредоточенно работает над величественным семисвечником. Это не просто ремесленник, делающий менору для синагогального пространства (большие меноры, выполненные из камня, стали помещать в синагоги еще в поздней античности, а в средние века их начали делать из металла). Создавая что-то для синагоги, он устанавливает важнейшую для еврейской культуры связь между синагогой и утраченным в 70 году Иерусалимским Храмом. Потому-то сам художник и становится Бецалелем (Веселиилом в русском переводе Библии) — знаменитым первым еврейским художником, который по прямому божественному откровению делал Божественную скинию с ее предметами и Ковчег Завета.

Среди произведений Златогорова, представленных на выставке в разделе «Олимп»,— работа «Оракул»: здесь магическая лестница-антенна, увенчанная бюстом прорицательницы-Пифии, улавливающей отзвуки воли богов, вырастает из головы древнего божества, которая могла бы быть найдена удачливым археологом где-нибудь между Кипром и царством этрусков. Внутри головы,

словно поврежденной веками ожидания раскопок, видны фрагменты еще более таинственных артефактов. Узор на шлеме загадочно улыбающегося божества напоминает одновременно и линии археологического раскопа, и микросхему, улавливающую сигналы, идущие на Землю.

Скульптура «Миф» — это динамичный стоп-кадр, объединяющий сюжеты истории любви Европы и Зевса, с одной стороны, и предательства Ариадной своего единоутробного брата Минотавра из-за любви к герою Тесею, с другой. Стремительное движение Зевса-Минотавра сковывает опутавшая его нить Ариадны. Нарочито грубо выполненная черно-зеленая «шкура» Зевса-Минотавра контрастирует с тонко проработанной, прочеканенной женской фигуркой, которая либо пытается удержать чудовище, либо развлекается, словно качаясь на чувственных качелях.

Скульптура «Атлант» — могучий герой, удерживающий на своих плечах тяжесть небесного свода, каким видели его древние греки. Атлант Григория Златогорова держит круг неба, в центре которого, подвешенная внутри круга,— земля, каменная твердь. Глаз знатока увидит в златого-ровском «Атланте» отражение великого Ахилла, героя Троянской войны, персонажа противоречивого — потому и круг небес, который он держит,— это не спокойная твердь с небесными светилами. Это обрывки и обломки, среди которых лошади из процессии эфебов Фидия, фрагменты греческой архитектуры, лица других героев. И во главе этого круговорота — Медуза Горгона, демон, чья ужасающая улыбка парит над поверхностью видимого мира. Вместо неба — человеческая история и цивилизация, вместо бесстрастного героя — человек, напряжением воли удерживающий тяжесть. Это круговорот бытия, ответственность за которое берет на себя человек, герой, Атлант.

Григорий Златогоров сегодня — один из немногих мастеров, работающих в классической манере, основы которой были заложены еще Евгением Лансере. Златогоров отливает свои композиции в единственном экземпляре, что делает произведения раритетными (возможные повторы всегда вариативны). Его работы отличает тончайшая проработка деталей и декоративная насыщенность. В бронзовых работах скульптора видна особая пластическую выразительность, тщательная проработка форм, обилие тонких деталей и подробностей, буквально завораживающих зрителя.

Материал подготовлен галереей «Веллум».

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

ВЫСТАВКА «О, ГАВАНА! ТРАНЗИТ...»

В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

В залах Международного центра искусств «Главный проспект» в Екатеринбурге с 6 марта по 4 апреля состоялась выставка, посвященная 500-летию Гаваны и юбилею дипломатических отношений между СССР, Российской Федерацией и Республикой Куба.

Выставка «О, Гавана! Транзит...» в Екатеринбурге является продолжением академического, трансконтинентального художественно-просветительского проекта, организованного Отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств и «Бюро творческих экспедиций». Проект поддержан Министерством иностранных дел РФ, Министерством культуры Республики Куба, Министерством культуры РФ, Посольством РФ в Республике Куба, Министерством туризма Кубы, Посольством Республики Куба в РФ, Россотрудничеством, Кубинским институтом дружбы с народами (ИКАП), Национальным комитетом содействия экономическому сотрудничеству

со странами Латинской Америки НК СЭСЛА, Бюро творческих экспедиций.

На выставке в Екатеринбурге было представлено 163 художественных произведения, созданных за всю историю дружественных отношений между странами. Открывали экспозицию работы В.В. Верещагина. Помимо этого, в экспозицию вошли произведения академиков РАХ П.П. Оссовского и В.И. Иванова; Б.Г Коржевского, П.Ф. Судакова, В.И. Переяславца, ГГ Поплавского, Л.Е. Кербеля. Важную роль в культурно-художественном диалоге стран сыграли творческие экспедиции под руководством художника, культуролога и общественного деятеля В.Н. Анисимова. Их осуществлению содействовали С.К. Шойгу, в те годы возглавлявшего Российско-кубинскую комиссию по экономическому и культурному сотрудничеству, В.И. Матвиенко (тогда первый заместитель Председателя Правительства России), президент

РАХ З.К. Церетели, который также принял участие в выставке серией своих натюрмортов. И в настоящее время, уже работая в качестве Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, В.И. Матвиенко поддержала творческие инициативы художников, связанные с Кубой, прислав свое приветствие, открывающее прекрасно изданный альбом «О, Гавана! Транзит...». Также на выставке демонстрировались работы академиков РАХ А.М. Белашова, С.М. Никиреева, С.А. Щербакова, В.Н. Анисимова, В.А. Бубнова, членов-корреспондентов РАХ М.К. Кабыш, А.П. Рыбкина, М.В. Переяславец, Я.Я. Яковлева, народных художников РФ В.А. Суровцева, В.Б. Попова, заслуженных художников РФ Н.В. Буртова, ГА. Глахтеева и И.К. Макаровой, членов СХ России А.Ю. Боско и Е.К. Мач, К.М. Дроновой и А.М. Дроновой, А.А. Ми-лосердовой.

Темы произведений разнообразны: от пафоса революции до кубинских пейзажей и карнавала, от портретов выдающихся деятелей Кубы до скульптурной композиции, запечатлевшей встречу Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, проходившую в 2016 году в одном из залов аэропорта имени Хосе Марти. Выставка совершит тур по городам Урала, Сибири, Дальнего Востока. От Нижнего Тагила до Владивостока. Кроме того, в мае 2021 года церемония открытия выставки пройдет в Гаване. Итоговая выставка состоится в 2022 году в одном из центральных столичных выставочных комплексов.

Выставка в Екатеринбургском музее изобразительных искусств — третья по счету из восемнадцати запланированных в проекте «О, Гавана! Транзит..».

Торжественная церемония открытия первой экспозиции проекта проходила в залах Государственного музея современной истории России. На церемонии с приветствием выступили Чрезвычайный и полномочный посол Республики Куба

в Российской Федерации Хулио Гармендия Пеня, вице-президент Российской академии художеств Виктор Григорьевич Калинин, президент Общества дружбы Россия-Куба генерал Михаил Маркович Макарук, посол по особым поручениям МИД РФ Кирилл Михайлович Барский, советник Министра культуры РФ Михаил Аркадьевич Кожемякин и др.

На церемонии открытия выставки «О, Гавана! Транзит..» в Международном центре искусств «Главный проспект» с приветственным словом выступили: учредитель Международного центра искусств Олег Андреевич Гусев, председатель Законодательного собрания Свердловской области Владимир Александрович Власов. Приветствие Чрезвычайного и полномочного посла Республики Куба в РФ Хулио Гармендия Пеня зачитал представитель Министерства иностранных дел России в Екатеринбурге Александр Владимирович Харлов. С теплыми словами приветствия выступила министр культуры Свердловской области Светлана Николаевна Учайкина. Приветствие президента Российской академии художеств З.К. Церетели зачитал член президиума Российской академии художеств академик Михаил Юрьевич Шишин. Куратор выставки, академик Российской академии художеств Владимир Николаевич Анисимов рассказал об истории создания коллекции художественных произведений, экспонирующихся на выставке. С заключительным словом перед собравшимися выступил руководитель регионального отделения Российского общества дружбы с Кубой по Свердловской области Кирилл Владимирович Збыковский.

Кураторы выставки: академик Российской академии художеств М.Ю. Шишин, академик Российской академии художеств, президент «Бюро творческих экспедиций» В.Н. Анисимов.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

«АНГЕЛ МОЙ, ИДИ СО МНОЙ.» ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕЛЕНЫ МУХИНОЙ

В МВК РАХ

Российская академия художеств 10 марта — 11 апреля 2021 года представила выставку заслуженного художника России, члена-корреспондента РАХ Елены Федоровны Мухиной «Ангел мой, иди со мной.». Экспозиция выставки включала в себя около 100 произведений, среди которых известные живописные серии «Портреты друзей», «Адам и Ева», «Бабье лето», «Большие Ню», а также новейшие работы циклов «Я — семь Я», «Ангелы» и другие.

Творчество Елены Мухиной — яркая страница современной культуры. Ее живописные полотна удивительным способом существуют на грани камерного жанра и монументального панно и являются своего рода «живописной песнью» щедрой чувственности и полнокровной красоте бытия русской женщины. Каждая картина неоспоримо свидетельствует о яркой поэтике, индивидуальности манеры, мощности живописного языка, смелости творческих поисков мастера.

Елена Федоровна Мухина родилась в 1954 году в Ярославле в семье художника Ф.В. Новотельнова. Профессиональное образование получила в Ярославском художественном училище, где ее педагогами были ученики известного живописца А. Ос-меркина — В. Леонтьев, Ю. Дружинина и др. Елена Федоровна участник многих областных, республиканских, международных и зарубежных выставок — с 1975 года, а персональных — с 1996 года. Работы художника находятся в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Франции, Японии, США, в художественных музеях Ярославля, Рыбинска, Норильска, Эксетера (Великобритания), в Московском музее современного искусства.

Искусство Елены Мухиной хорошо знакомо москвичам. Семнадцать лет назад она буквально ворвалась в художественное пространство столицы, поразив энергией своих полотен и графических листов, не оставив места для равнодушия. Что же

тогда на первой персональной выставке в Москве привлекло в искусстве известного ярославского художника? Оригинальность видения мира? Своеобразная трактовка образов? Их неожиданная открытость чувств? Смелость формальных решений? Вероятно, всё вместе взятое, а еще — искренность, увлеченность профессией и особый свет — свет любви, который буквально тогда заворожил и заинтриговал зрителя.

Время не стерло и не умалило этих качеств. Образы серий «Большие Ню», «Танец», «Материнство», отмеченные величием бытия прекрасного пола, воплощают некую сокровенность и одновременно повседневность мира современной женщины. Следуя традиции русского лубка, Е.Ф. Мухина нередко использует в этих работах прием введения в изображение словесных пояснений. Живописные циклы «Бабье лето», «Баня», «Летние забавы», «Ангел мой, будь со мной», «Я — семь Я» пронизаны

необыкновенным ощущением тепла, ритма жизни. Свобода и фантазия композиционного мышления художника, решительность, стремительность в рисовании и тонкая гармоничность живописной организации холста рождают волнующие и запоминающиеся образы. В них мы находим и узнаем проявления, столь свойственные людям в жизни: страстность или застенчивость, нервное напряжение на уровне истощения или обволакивающая всё мягкость и нежность.

Важной, привлекательной и незабываемой является самобытность дарования Елены Мухиной, ее индивидуальность и совершенно явный огромный творческий потенциал.

Текст составлен на основе статьи члена-корреспондента РАХ Н.С. Кутейниковой.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

«ПРОСТРАНСТВО ДУХА И ВРЕМЯ ТАТУ».

ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАРИНЫ НАЗАРОВОЙ В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

В выставочных залах Российской академии художеств 10-21 марта 2021 года состоялась выставка произведений московского живописца, члена-корреспондента РАХ Карины Назаровой «Пространство духа и время тату». В экспозицию вошло около 30 произведений, созданных за несколько последних лет. Работы на библейские сюжеты, полотна из авторской «шекспирианы», живописные образы сегодняшней эпохи, натюрморты, портреты представляют основные линии творчества мастера. Объединенные заданной темой, они одновременно и продолжение, и еще один аспект диалога художника со зрителем.

Имя Карины Назаровой хорошо известно современному зрителю и профессионалам. Персональные выставки художника, проходившие

на протяжении ряда лет, открыли глубоко интеллектуального, мыслящего, многогранного мастера, обладающего высокой живописной культурой, обостренным чувством времени. К. Назарова родилась в 1949 году в Баку. В 1973-м окончила Московский полиграфический институт. С 1977 года — член живописной секции МОСХ. Работы мастера находятся в собраниях музеев России, Украины, Грузии, в частных коллекциях Великобритании, США, Ирландии и Польши. За годы творчества сформировался ее живописный стиль, выразительный и узнаваемый, сочетающий характерные лаконизм и экспрессию композиции, своеобразную динамику и ритмику линий, острый пластический контраст.

Исследователи отмечают, что обращение К. Назаровой к библейским образам и трагическим

героям Шекспира, к крупным творческим личностям былых времен и обитателям современного города — глубоко осознанный и, одновременно, интуитивный выбор художника между зачастую безликой и примитивной средой нынешних клерков и носителями больших страстей, острых моральных коллизий, мужественных борений с собственной судьбой.

За последние годы ею создан ряд значительных работ на евангельские сюжеты — композиции «Благовещенье», «Лик», «Пьета», «Апостол Петр», «Поцелуй Иуды», «Иосиф и его братья», «Христос и Пилат», «Встреча Марии и Елизаветы» и созвучная ей великолепная серия «ангелов». Обращение к этой теме для художника — утверждение высокого и вечного, незыблемых духовных констант: подвижничества, любви, добра, бескорыстного служения, всеобщего спасения, поисков божественного в человеке. Это рождает и особый художественный язык, выразительные средства, пластику фигур, пространства, цвета и света, как бы замедленный ритм картины, монументальную фресковость образа. Произведения этого цикла доминируют в экспозиции, становясь ее эмоциональным и содержательным камертоном.

«Шекспириана» Карины Назаровой — также заметный и важный тематический пласт в ее творчестве. Из персонажей великого автора художник выбирает в основном могучие фигуры, архетипиче-ские личности. Как и в библейском цикле, в работах часто возникают сюжетные дуэты, насыщенные трагическими эмоциями. Автору хорошо удаются многофигурные сцены, как в одном из вариантов «Короля Лира», работе «Ричард Третий». В этом цикле усилена линия театральности, откровенная иллюзия сценического действия. Неслучайно и композиционно эти полотна созданы по законам сценографии, фоновые элементы пейзажа со средневековыми замками представляют собой сценические задники, своеобразную колоритную декорацию.

Карина Назарова умеет хорошо видеть и точно чувствовать реалии современности. Это подтверждают ее новые полотна на темы «Брейк-данс», вариации сюжета «Время тату». Здесь совсем иная типажность — расчеловеченная, «униформная», удивительно безликая, стертая и при этом парадоксально живая, устойчивая, напористая. В этих работах другая морфология символов, жестов, телодвижений, физических характеристик.

Среди любимых жанров К. Назаровой — композиционные портреты Ван Гога, Эль Греко, Джотто, Эгона Шиле, образы которых в ее художественной интерпретации становятся своеобразным живописным исследованием творческой судьбы, исторического времени. Глубокая содержательность характерна и для авторских натюрмортов, в которых мир вещей становится отражением и символом личностных исканий, жизненных приоритетов. Ей дано «слышать» время, личность и найти созвучные своим ощущениям средства выразительности.

Экспозиция, построенная на взаимодействии нескольких тематических линий, позволяет не только осмыслить проблематику творчества автора, но и прочувствовать ее как «пульсацию» живописно-пластических решений. Произведения К. Назаровой с их мощной энергетикой, острым, драматическим видением мира сразу притягивают к себе взгляд, заставляют думать и сопереживать. Погружая зрителя в живописный мир автора, ведя сквозь эпохи, стихии человеческих страстей они убеждают в непреходящем значении подлинных человеческих ценностей, утверждая главенство гармонии и любви.

Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Никиты Иванова.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.