Научная статья на тему 'ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ СЕРГЕЯ ГАЛБЕНА'

ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ СЕРГЕЯ ГАЛБЕНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕРГЕЙ ГАЛБЕН / ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ / КОЛОРИТ / ГАРМОНИЯ / ЦВЕТ / ЭКСПРЕССИЯ / ДЕКОРАТИВНОСТЬ / СВЕТОИЗЛУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тома Л. А.

В статье освещены этапы жизни и творчества молдавского живописца Сергея Галбена, известного c 1970-х годов по многим республиканским и международным выставкам. Его достижения отмечались победами в конкурсах, многие полотна хранятся в музеях и частных коллекциях. В 2020 году на ретроспективной выставке его произведений в Национальном художественном музее Молдовы с презентацией альбома «Сергей Галбен» наиболее полно раскрылось своеобразие творческой личности. Картины, разнообразные по мотивам и экспрессивным средствам, выявили гармоническое единение автора с природным миром, открытость эмоций и умение придать живописи свободное дыхание. Творческий путь художника до недавнего времени не исследовался, и автор статьи восполнил этот пробел, изучив его многочисленные работы и документальные материалы. Сергей Галбен утверждает ценность эмоциональности искусства, жизнеспособность традиций пластической культуры, давая пример их глубинного освоения и индивидуального претворения. Труд этого мастера достоин введения в широкий искусствоведческий оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIABLE TRADITIONS IN THE PAINTING OF SERGEI GALBEN

The article highlights the stages of the life and work of the artist from the Republic of Moldova - Sergei Galben, who asserts the value of the emotionality of fine arts and viability of traditions of plastic culture, offering an example of their deep development and individual implementation in his works. Though his achievements were marked by awards in different competitions, being also appreciated by critics in press, and many paintings were purchased by museums and private collectors, the artist's creative way wasn't investigated. The author of the article fills this gap, having studied his numerous works and documentary materials. Most of S. Galben's paintings are connected with the images of Moldavian village. Genre motifs are interpreted as a part of the eternal course of life. His inclination for lyrical expression of feelings helps to reflect the spiritual purity and spontaneity of emotions in his portraits of rural residents, painted with great sympathy. Panoramic views and fragmentary sketches recreate the image of Moldova, “breathing” and emitting a soft light. The “landscape vision” of the artist, who lives in harmony with Nature, is also reflected in those rare semi-abstract compositions, characterized by well considered architectonics and correlation of color spots that express the mobility of the atmosphere. The integrity of the creative personality of Sergei Galben is largely due to the organic connection with the land on which he grew up. The artist is close to the ethical basis of the life of the people and the traditions preserved in everyday life, in the forms of folklore.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ СЕРГЕЯ ГАЛБЕНА»



ч

àl

fi

Toma, Lyudmila Anatolyevna

Тома Людмила Анатольевна

Academy of music, theater and fine arts,

Chisinau, Moldova

Академия музыки, театра и изобразительных искусств, г. Кишинев, Республика Молдова

VIABLE TRADITIONS

IN THE PAINTING OF SERGEI GALBEN

ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ СЕРГЕЯ ГАЛБЕНА

о о

о сч

со <

ОС

э ш

I-

Œ <

OD

N

(О СО

О

О Q

О

ю

АННОТАЦИЯ

В статье освещены этапы жизни и творчества молдавского живописца Сергея Галбена, известного с 1970-х годов по многим республиканским и международным выставкам. Его достижения отмечались победами в конкурсах, многие полотна хранятся в музеях и частных коллекциях. В 2020 году на ретроспективной выставке его произведений в Национальном художественном музее Молдовы с презентацией альбома «Сергей Галбен» наиболее полно раскрылось своеобразие творческой личности. Картины, разнообразные по мотивам и экспрессивным средствам, выявили гармоническое единение автора с природным миром, открытость эмоций и умение придать живописи свободное дыхание. Творческий путь художника до недавнего времени не исследовался, и автор статьи восполнил этот пробел, изучив его многочисленные работы и документальные материалы. Сергей Галбен утверждает ценность эмоциональности искусства, жизнеспособность традиций пластической культуры, давая пример их глубинного освоения и индивидуального претворения. Труд этого мастера достоин введения в широкий искусствоведческий оборот.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Сергей Галбен; живопись; композиция; колорит; гармония; цвет; экспрессия; декоративность; светоизлучение.

ABSTRACT

The article highlights the stages of the life and work of the artist from the Republic of Moldova — Sergei Galben, who asserts the value of the emotionality of fine arts and viability of traditions of plastic culture, offering an example of their deep development and individual implementation in his works. Though his achievements were marked by awards in different competitions, being also appreciated by critics in press, and many paintings were purchased by museums and private collectors, the artist's creative way wasn't investigated. The author of the article fills this gap, having studied his numerous works and documentary materials.

Most of S. Galben's paintings are connected with the images of Moldavian village. Genre motifs are interpreted as a part of the eternal course of life. His inclination for lyrical expression of feelings helps to reflect the spiritual purity and spontaneity of emotions in his portraits of rural residents, painted with great sympathy. Panoramic views and fragmentary sketches recreate the image of Moldova, "breathing" and emitting a soft light. The "landscape vision" of the artist, who lives in harmony with Nature, is also reflected in those rare semi-abstract compositions, characterized by well considered architectonics and correlation of color spots that express the mobility of the atmosphere. The integrity of the creative personality of Sergei Galben is largely due to the organic connection with the land on which he grew up. The artist is close to the ethical basis of the life of the people and the traditions preserved in everyday life, in the forms of folklore.

KEYWORDS:

Sergei Galben; traditions; painting; composition; color; harmony; expression; decorativeness; light emission.

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

Путь Сергея Галбена в искусстве наполнен поисками и усложнением средств художественной выразительности. Краткие характеристики его дарования в сопровождении иллюстраций содержатся в исследованиях процессов в изобразительном искусстве Молдавии [3, с. 158-159; 4, с. 116, 168, 216]. Репродукции с его известных картин можно увидеть в альбомах [1, с. 59; 5, с. 77; 6, с. 44], они сопровождают обзорные статьи в периодических изданиях [2, с. 48, 52; 7, с. 66-69]. Но эволюция этого мастера ранее не изучалась, о ней не давали ясного представления и персональные выставки, включающие произведения лишь текущего периода. Ранние работы Сергея Галбена, хранящиеся в Национальном художественном музее, в Союзе художников Республики Молдова и в мастерской, давно не экспонировались. Ситуация изменилась осенью 2020 года, когда состоялась презентация альбома «Сергей Галбен» [8] на фоне ретроспективной экспозиции произведений живописца в Национальном художественном музее Молдовы. Впервые с достаточной полнотой раскрылось своеобразие личности мастера для тех, кто увидел эту выставку и альбом (местное издание небольшим тиражом). Более широкому кругу специалистов и любителей искусства предлагается данная статья, цель которой — осветить задачи Сергея Галбена на разных творческих этапах, используя в качестве примеров не только популярные, но и давно забытые произведения или малоизвестные из новых работ.

Сергей, третий из четырех сыновей Ивана Галбена, крестьянина из молдавского села Сэнэтаука Сорокского уезда (ныне Флорештский район), родился в период мировой войны — 1 мая 1942 года. Детство было тяжелым, он рано стал помогать семье, пас корову. Способности к искусству проявились в школьные годы: мальчик оформлял стенгазету, а для себя делал зарисовки детей и крестьян за работой или дремлющих на вокзале, в ожидании поезда. Его рисунки, посылаемые почтой в Кишинев, воспроизводились в газете «Юный ленинец», и после окончания десятого класса юноша отправился в столицу обретать профессию в Республиканском художественном училище. Занятия, начатые в 1959 году, завершились лишь в 1968 из-за призыва на воинскую службу. Оказавшись в черноморском флоте, Сергей Галбен в свободные часы делал зарисовки, в основном портреты моряков, которые принимались в газету Севастополя. Поэтому четырехлетний перерыв в учебе не помешал ее успешному завершению.

В 1960-е годы, известные напряженными поисками новых путей в советском искусстве, старшекурсники училища не ограничивались учебными программами, стремились к образной выразительности. Сергей Галбен в дипломной композиции

«Весна» (1968) интерпретировал этнографический мотив путем стилизации в духе народного искусства, по примеру опытных мастеров — Михаила Греку, Валентины Руссу-Чобану, Игоря Виеру,— не подражая творческой манере кого-либо. Он испробовал разные стилистические принципы, варьируя средства живописи в зависимости от жизненных впечатлений. В ряде натюрмортов гранением предметных форм на основе кубизма достигается конструктивное единство и монументальность композиции (рис. 2). А в пейзажах смягчение контуров способствует взаимодействию цветовых масс и пространственной характеристике.

Тематические картины Сергея Галбена обычно связаны с молдавским селом. В лучших из них жанровые мотивы трактованы как неспешные действа, причастные к извечному ходу обыденной жизни. В произведении «Юные рыбаки» (1970; рис. 3) простой сюжет обретает значимость благодаря размеренности композиции, тяготеющей к симметрии, сближению планов, наклону голов и сплетению рук мальчиков над корзиной с уловом с рыбой в центре картины. Приемы декоративной живописи здесь дополнены объемностью форм под влиянием кубизма.

Разнообразны пути создания портретных образов. Этюд «Отец» (1972; рис. 4) впечатляет глубоким психологизмом, а композиция «Мальчик в саду» (1973) — лирическим настроем. Образы работниц — «Девушка-строитель» (1972), «Звеньевая В. Васи-лаки» (1974; рис. 5) — отмечены благородным достоинством, ощутимым в просветленном облике, в пластике форм. Душевной чистоте звеньевой

1. Сергей Галбен.

2012.

Фотография из архива художника

2. С. Галбен. Натюрморт.

1970.

Картон, масло. 69 х 50.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

3. С. Галбен. Юные рыбаки.

1970.

Холст, масло. 81 х 80. Национальный художественный музей Молдовы (далее — НХММ). Фото: Ю. Фока

соответствует умиротворение природы, гармония приглушенных цветовых пятен. Те же типичные свойства тружеников художник акцентировал в картине «Табаководы» (1972, рис. 6), где фигуры, приближенные к первому плану, объединены золотистым свечением листьев и сама живописная структура вызывает ощущение солнечного света.

Известность за пределами республики С. Галбен получил благодаря картине «В тракторной бригаде» (1975, рис. 7), где представлены отдыхающие после работы механизаторы,— ее отметили премией на выставке «Молодость страны» (1976, Москва). Подобные работы, с несколькими жанровыми мотивами в одной среде, нередко появлялись в семидесятые годы, но для живописи Молдавии они не типичны. Диплом лауреата премии, воспроизведение картины в журнале «Юность» и на обложке журнала «Искусство» не подтолкнули автора к дальнейшей разработке многосюжетных композиций, так как не соответствовали его устремлениям.

Персонажи произведений С. Галбена обычно крепко спаяны ритмикой пятен и единым эмоциональным настроем. Почти все фигуры композиции

«Праздник в селе» (1972) вовлечены в волнообразное движение танца. А в картине «Свадьба» (1981, рис. 8) акцентирована торжественность события, его традиционное значение усилено изображением персонажей в центре сельского двора, под деревом, ассоциирующимся с «древом жизни», типичным для народного искусства.

Произведения Сергея Галбена отражают грани жизни колхозников, но немногие из них посвящены трудовой деятельности, теме, востребованной в советском изобразительном искусстве. В решении сюжетных композиций молдавский художник придает особое значение природной среде. «Осень в полях» (1977, рис. 9) включает моменты сбора урожая, которые заметны в отдалении, а весь первый план занимают волнами вздымающиеся груды очищенных кукурузных початков.

С течением лет Сергея Галбена всё более привлекает природный мир, живущий по своим законам. В картине «Июльский дождь» (1984, рис. 10) группы работающих колхозников поглощаются общей панорамой полей, светом облачного неба, которое занимает половину полотна. В произведении «Поле под-

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

Фото: Ю. Фока

солнухов» (1984, рис. 11) вовсе нет персонажей, хотя настрой пейзажа связан с темой сельского труда.

В открытом пространстве художник изображает и массовые празднества («Спортивный праздник в селе», 1983, рис. 12; «Праздник на Днестре», 1986), не мешающие восприятию эпического покоя холмов, реки и неба.

Необычным решением выделяется композиция «Молодые футболисты» (1988, рис. 13), где без конкретизации места действия представлена

тренировка подростков. Не только ритмикой движений мальчиков и мячей, но и нежностью колорита, легкостью письма автор создает эффект «парящих» форм.

В годы «перестройки», когда художники смелее обновляли язык пластики, была создана и картина «Музыканты» (1990, рис. 14). Из живописной структуры наиболее ясно выступают формы труб, а персонажи почти сливаются с абстрактным фоном. Разнонаправленное чередование пятен,

7. С. Галбен.

В тракторной бригаде.

1975.

Холст, масло. Фото: Юность, 1977, № 4, цв. вкл.

8. С. Галбен. Свадьба.

1981.

Холст, масло. 115 х 94. НХММ.

Фото: Ю. Фока

9 11

9. С. Галбен. Осень в полях.

1977.

Холст, масло. 129 х 165. НХММ.

Фото: Ю. Фока

10. С. Галбен. Июльский дождь.

1984.

Холст, масло. 104 х 118. НХММ.

Фото: Ю. Фока

10 12

11. С. Галбен. Поле подсолнухов.

1984.

Картон, масло. 57 х 83.

Союз художников Молдовы

12. С. Галбен. Спортивный праздник в селе.

1983.

Холст, масло. 78 х 90. НХММ.

Фото: Ю. Фока

золотистых, красноватых и бело-серых, образует своего рода цветомузыку. В этих произведениях автор достигает образной экспрессии строгим отбором средств живописи, сжимая сюжетную основу, отказываясь от элементов повествовательного значения, даже от пейзажного фона.

Любовь Сергея Галбена к природе выражается в композициях, не связанных с тематическим подтекстом. В совокупности они воссоздают многоликий образ молдавской земли. Это и типичные панорамные виды, и фрагментарные этюды — все с тонким проникновением в состояние природного мира («Осень», 1990, рис. 15; «Жаркий день», 1992, рис. 16). Полупрозрачная

структура полотна «Весенний пейзаж» (1993, рис. 17), возникающая из сложно нюансированных пятен оливковых тонов, передает благодатное летнее омовение сельской окраины. В полотне «Зимний пейзаж» (1995, рис. 18) доминирует нежность серебристого снежного покрывала, выделенная теплотой закатного неба.

Излюбленный мотив в творчестве живописца— ряды виноградника со штакетником, столбики которого позволяют четко структурировать композицию, придавая значительность этюду. Монументальность обретают и удлиненное полотно с весенними кустами между белых опор, поднимающимися по склону к высокому горизонту («Пейзаж», 1990, рис. 19),

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

13 14 1 16

17

18

и почти квадратная картина, в которой голые темные ветки, сцепленные на крутом откосе холма, кажутся драматически напряжёнными в контрасте с низинной плантацией, дремлющей под огромным

13. С. Галбен. Молодые футболисты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1988.

Холст, масло. 92 х 114. НХММ.

Фото: Ю. Фока

14. С. Галбен. Музыканты.

1990.

Холст, масло. 80 х 118. НХММ.

Фото: Ю. Фока

15. С. Галбен. Осень.

1990.

Холст, масло. 88 х 100. НХММ.

Фото: Ю. Фока

16. С. Галбен. Жаркий день.

1992.

Холст, масло. 63 х 76. НХММ.

Фото: Ю. Фока

17. С. Галбен. Весенний пейзаж.

1993.

Холст, масло. 75 х 90. НХММ.

Фото: Ю. Фока

18. С. Галбен. Зимний пейзаж.

1995.

Холст, масло.

облаком («Виноградники в Яловенах», 1992, рис. 20).

«Симметрия» (1997, рис. 21) — точно назван пейзаж 46 х 60.

со светлой дорожкой в центре, перпендикулярной Коллекция художника.

к рядам темно-багряных кустов. Фото: Л. Тома

20

19 21

19. С. Галбен. Пейзаж.

1990.

Холст, масло. 60 х 84. НХММ.

Фото: Ю. Фока

20. С. Галбен. Виноградники в Яловенах.

1992.

Холст, масло. 85 х 98. НХММ.

Фото: Ю. Фока

21. С. Галбен. Симметрия.

1997.

Холст, масло. 70 x 90. НХММ.

Фото: Ю. Фока

Тяга художника к лаконичным, уравновешенным решениям с четкой ритмикой форм проявляется периодически с конца девяностых годов в картинах разных жанров: в пейзажах («Яблони», 1996, рис. 22; «Источник», 2017, рис. 23), натюрмортах («Розы, 2004»; «Сельский мотив»,

2017, рис. 24), бытовых сюжетах («Большая рыба», 2009; «Музыкант-самоучка», 2017, рис. 25). Однако приемы декоративного порядка не приводят автора к линейной стилизации, колорит сохраняет трепетность, адекватную дыханию воздушной среды. Образная идея определяет цветовое

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

22 24

23 25

22. С. Галбен. Яблони.

1996.

Холст, масло. 75 х 90. Фото: Ю. Фока

23. С. Галбен. Источник.

2017.

Холст, масло. 73 х 60.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

24. С. Галбен. Сельский мотив.

2017.

Холст, масло. 59 х 72.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

25. С. Галбен. Музыкант-самоучка.

2017.

Холст, масло. 87 х 82.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

звучание и манеру письма. Эффект натюрморта «Подсолнухи» (2003, рис. 26) — сияние нежных лепестков, от которого их контуры размываются, тогда как в композиции «Трубы» (варианты 2006 и 2010, рис. 27) переливы приглушенного цвета меди не скрывают изящества форм.

С большой симпатией художник пишет портреты сельских жителей — загорелого подростка («Мальчик», 2005), девушку с петухом («Петух с голой шеей», 2010, рис. 28), самоучку-музыканта («Костикэ-музыкант», 2018, рис. 29),— проявляя в облике типичную чистоту души, трогательную непосредственность эмоций. Моменты отдыха сельской молодежи С. Галбен трактует с мягким юмором, утрируя жесты и мимику персонажей, усиливая цветовые контрасты,— пишет в духе

наивного искусства, характерного для детей и художников-самоучек (несколько композиций на тему «Танец», 2010-2017). Доля самоиронии присутствует в автопортрете под названием «Вдохновение» (2016, рис. 30), где живописец представил себя у мольберта, с пучком кисточек в руке, с попугаем на плече, усилив экспрессию картины включением в гамму сдержанных тонов звонкого пятна — зеленого оперения птицы.

В последние годы расширяются творческие интересы Сергея Галбена. Наряду с видами родной природы и сельскими мотивами («Осень», 1986, рис. 31; «Амбары», 2017, рис. 32; «Охрана поля», 2017, рис. 33; «Кладовая», 2017, рис. 34) он пишет старые улочки Кишинева в разное время года, выделяя белые, залитые солнечным светом

26. С. Галбен. Подсолнухи. 2003. Холст, масло. 70 х 52. Фото: Л. Тома

27. С. Галбен. Трубы. 2010. Холст, масло. 71 х 65. Фото: Л. Тома

28. С. Галбен. Петух с голой шеей. 2010. Холст, масло. 98 х 50. Коллекция художника. Фото: Л. Тома

29. С. Галбен. Костикэ-музыкант. 2018. Холст, масло. 50 х 60. Фото: Л. Тома

30. С. Галбен. Вдохновение. 2011. Холст, масло. 60 х 58. НХММ. Фото: Ю. Фока

26 27

28

29

30

Искусство Евразии

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

31

32

33

стены лиловыми тенями на дороге («Улица Г. Уре-ке», 2011; «Армянская улица», 2012, рис. 35) или находя тональные контрасты внутри мягкой цветовой мелодии («Спокойствие», 2017, рис. 36). По впечатлениям от поездок в города Румынии, Болгарии, Австрии написаны пейзажи, воссоздающие дух минувшего времени с чувством грусти от сознания хрупкого бытия строений.

Изредка С. Галбен проявляет воображение, создавая полуабстрактные образы. Но его «пейзажное видение» сказывается даже в четко структурированных работах, которые можно было бы реализовать в технике гобелена («Старый виноградник», 1994, рис. 37; «Отлив», 2019, рис. 38). В композиции «Июль» (2016, рис. 39) едва намечены силуэты деревьев, но соотношения цветовых пятен выражают подвижность воздушной атмосферы.

Идея о непрочности жизни угадывается в картине «Гнездо» (2012, рис. 40), где сложное сплетение лучеобразных форм и поперечных линий вызывает тревогу. Но в целом произведения С. Галбена отражают потребность в гармонии с природным миром, в лирическом выражении чувств. При всём

34 35 36

разнообразии творческих задач его живопись «дышит», излучая свет, адекватный душевной теплоте.

Пытливое познание экспрессивных возможностей живописи и совершенствование мастерства в течение десятилетий у Сергея Галбена сопрягается с неизменной искренностью в искусстве, как и в жизни. Этому способствовало общение с детьми в художественной школе им. А. Щусева, где он до недавних лет преподавал, проявляя любовь и терпение. Многие из бывших выпускников школы, уже члены Союза художников Молдовы, с благодарностью вспоминают занятия в его классе.

Целостность творческой личности Сергея Галбена во многом объясняется органичной связью с землей, на которой он вырос. Художнику близка этическая основа жизни народа и традиции, сохраненные в быту, в видах фольклора. В наше время неограниченной творческой свободы, когда выставки демонстрируют самые разные тенденции и включают эпатажные работы, Сергей Галбен остается в числе тех живописцев, кто верен избранному пути претворения традиций пластической культуры и утверждает ценность эмоциональной основы искусства.

31. С. Галбен. Осень.

1986.

Холст, масло. 86 х 113.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

32. С. Галбен. Амбары.

1917.

Холст, масло. 70 х 70.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

33. С. Галбен. Охрана поля.

2017.

Холст, масло. 75 х 90.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

34. С. Галбен. Кладовая.

2017.

Холст, масло. 75 х 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

35. С. Галбен. Армянская улица.

2012.

Холст, масло. 54 х 73. Фото: Л. Тома

36. С. Галбен. Спокойствие.

2017.

Холст, масло. 74 х 52.

Коллекция художника. Фото: Л. Тома

37. С. Галбен. Старый виноградник.

1994. Холст, масло. 96 х 70.

Коллекция художника Фото: Л. Тома

38. С. Галбен. Отлив.

2019.

Холст, масло. 72 х 59 Коллекция художника Фото: Л. Тома

39. С. Галбен. Июль.

2016.

Холст, масло. 72 х 59.

Коллекция художника Фото: Л. Тома

Искусство Евразии

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

Литература

1. Изобразительное искусство Молдовы: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. Москва: Галарт, 2013. 207 с.: цв. ил.

2. Тома Л.А. Молдавская школа современной пейзажной живописи II Архитектура. Строительство. Дизайн. 2005. № 4. С. 47-52.

3. Тома Л.А. Портрет в молдавской живописи (1940-1970-е гг.) I Отв. ред. М.Я. Лившиц. Кишинев: Штиинца, 1983. 183 с.: ил.

4. Тома Л.А. Художественный процесс в Республике Молдова (1940-2000): Живопись. Скульптура. Графика I

пер. и ред. англ. текста В. Федоренко; фото Ю. Фока [и др.]. Кишинев: Национальный музей искусств Молдовы, 2018. 246 c.: ил.

5. Ciobanu C. Muzeul National de Artá al Moldovei. Colectia Picturá Nationalá. Chi§ináu, Muzeul National de Artá al Moldovei, 2014. 200 p.

6. Moldova. Artá contemporaná: picturá, graficá, sculpturá, artá decorativá, obiect I Resp. de ed. Tudor Zbârnea; Art. inrod. L. Toma. Chi§ináu: Atelier, 2006. 80 p.

7. Stavilá T. Sergiu Galben si expozitiile sale aniversale II Panoramic ART 2017-2018. Chi§ináu, 2019. P. 66-69.

8. Toma L. Sergiu Galben I traducere: din limba rusá Irina Nechit; în limba englezá Victoria Fedorenco. Chi§ináu: S. n., 2020. 79 p.

References

1. Arta contemporana din Moldova [Fine Arts of Moldova]. Album. Moscow, Galart Publ., 2013. 207 p. (In Russian and Romanian).

2. Toma L.A. Moldavskaya shkola sovremennoi peizazhnoi zhivopisi [Moldavian school of modern landscape painting]. Arkhitektura. Stroitel'stvo. Dizain - Architecture. Construction. Design, 2005, No. 4, pp. 47-52. (In Russian).

3. Toma L.A. Portret v moldavskoizhivopisi (1940-1970-e gg.) [Portrait in Moldavian painting (1940-1970s)]. Ed. by M.Ya. Livshits. Chisinau, Shtiintsa, 1983. 183 p.: il. (In Russian).

4. Toma L. Khudozhestvennyi protsess v Respublike Moldova (1940-2000): Zhivopis'. Skul'ptura. Grafika [Toma L. Art process

in the Republic of Moldova (1940-2000): Painting. Sculpture. Graphics]. Chisinau, National Museum of Art of Moldova, 2018. 246 p.: (In Russian and English).

5. Ciobanu C. Muzeul National de Arta al Moldovei. Colectia Pictura Nationala [National Art Museum of Moldova. National Painting Collection]. Chisinau, National Museum of Art of Moldova, 2014. 200 p. (In Romanian and English).

6. Moldova. Arta contemporana: pictura, grafica, sculptura, arta decorativa, obiect [Moldova. Contemporary Art: Painting, Graphic, Sculpture, Decorative Art, Object]. Art criticism introduction by L. Toma. Chisinau, Atelier, 2006. 80 p. (In Romanian and English).

7. Stavila T. Sergiu Galben si expozitiile sale aniversale [Sergei Galben and his anniversary exhibitions]. Panoramic ART 2017-2018. Chisinau, 2019. P. 66-69. (In Romanian and English).

8. Toma L. Sergiu Galben [Sergei Galben]. Transl. by Irina Nechit, Victoria Fedorenco. Chisinau, S. n., 2020. 79 p. (In Romanian, in Russian and English).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Тома Людмила Анатольевна - доктор искусствоведения, доцент, Академия музыки, театра и изобразительных искусств, г. Кишинев, Республика Молдова. Заслуженный деятель искусств, член секции критики Союза художников Молдовы, член Ассоциации искусствоведов (АИС). E-mail: [email protected]

ABOUT AUTHOR: Toma, Lyudmila Anatolyevna - D.Sc. (Art Studies), Associate Professor, Academy of music, theater and fine arts, Chisinau, Moldova. Honored Artist, Member of the Criticism Section of the Union of Artists of Moldova; Member of the Association of Art Critics. E-mail: [email protected]

Для цитирования

For citation:

Тома Л.А. Жизнеспособные традиции в живописи Сергея Галбена // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 1 (20). С. 50-63. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.004 URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/159

Toma L.A. Viable Traditions in the Painting of Sergei Galben. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2021, No. 1 (20), pp. 50-63. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.004 Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/159 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.