Научная статья на тему 'Вестник академии'

Вестник академии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вестник академии»

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

Открытие

скульптурной композиции

«Петр Великий» работы З.К. Церетели

в ЖК «Петровский парк» в Москве

На территории жилого комплекса «Петровский парк» (Москва, ул. Юннатов, 4) 3 сентября 2020 года состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Петр Великий» работы народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств, посла доброй воли ЮНЕСКО Зураба Константиновича Церетели.

В мероприятии приняли участие автор скульптуры, руководство компании «РГ-Девело-пмент», представители научно-творческого коллектива Российской академии художеств.

Презентация проекта прошла в феврале 2020 года в МВК РАХ — Галерее искусств Зураба Церетели.

Композиция выполнена в бронзе, ее высота 5,7 метра. Она станет своеобразной пластической и содержательной доминантой комплекса.

Самозабвенно преданный России, Петр Великий до сих пор остается для потомков ярким примером служения Отечеству. Его образ воплощен в многочисленных произведениях изобразительного искусства, литературе, кинематографе. Памятники российскому императору установлены во многих городах нашей страны и за рубежом. Президентом Российской академии художеств З.К. Церетели созданы монументальные скульптурные композиции «300 лет Российскому флоту. Петр I» в Москве (1997), памятник Петру I в Санкт-Петербурге (2006).

«Для меня большая честь и творческая радость снова обратиться к образу Петра Великого. Его яркая, сложная личность вдохновляет каждого из художников. Я верю, что этот памятник станет еще одной главой в истории увековечивания памяти императора и его славных дел», — сказал Зураб Церетели.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

Выставочный проект «Нетленное наследие»

Российская академия художеств представляет выставку «Нетленное наследие», которая является частью художественного образовательного проекта, приуроченного к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Экспозиция открыта в Музейно-выставочном комплексе РАХ—Галерее искусств Зураба Церетели с 14 июля до 4 октября 2020 года. По задумке куратора, этот знаковый проект знакомит зрителей с художественным наследием старообрядчества, в первую очередь с иконописанием и литьем, и показывает реальное значение старообрядчества в отечественной истории и культуре.

Аввакум Петров (1620-1682), сын священника из села Григорово под Нижним Новгородом, отличался бескомпромиссностью убеждений и строгостью духовной жизни. В другой исторической ситуации он, скорее всего, пользовался бы общим почитанием как аскет и подвижник. Однако в середине XVII столетия назрела необходимость в редактировании текстов богослужебных книг, поскольку они иногда не совпадали ни друг с другом, ни с греческими оригиналами. Протопоп Аввакум и его сторонники призывали править книги по древним русским рукописям, а патриарх Никон — по греческим изданиям, отпечатанным

в Италии. Это противоречие положило начало расколу Русской Церкви. Претерпев неоднократные ссылки и заточение в Пустозерске на Печоре, Аввакум не отрекся от своих убеждений и был сожжен.

Протопопу Аввакуму приписывают 43 сочинения, в которых он проповедовал свои взгляды. Он и его соратники, невзирая на жестокие репрессии, заложили основы мощного духовного течения, успешно противостоявшего официальной Церкви. Выставка, которая носит в первую очередь просветительский характер, познакомит зрителей с историей старообрядчества, с основными его направлениями в их историческом формировании (старообрядцы, приемлющие священство: беглопо-повцы и белокриницкая иерархия; старообрядцы, не приемлющие священство,— поморцы, федосеевцы, филипповцы, часовенные, нетовцы и пр.).

Структура экспозиции позволяет охватить это сложное и обширное явление. Старообрядцы активно развивали книжную и музыкальную культуру, печатное дело (гравюры), литье и ико-нописание. Акцент в подаче материала сделан именно на иконописании разных старообрядческих центров. Каждый центр представлен несколькими показательными произведениями, с характеристикой стилистических особенностей и с развернутыми экспликациями. Основными экспонатами,

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

производящими наиболее сильное художественное впечатление, станут три крупноформатных иконы: Господь Вседержитель (Спас в силах), созданный до начала раскола или в его первые годы (собрание В. А. Бондаренко); Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни и Св. митрополит Алексий, в житии, из храма Рождества Христова Рогожского кладбища — эталонные образцы старообрядческого искусства, которым подражали в других центрах. Также экспонатами этого уникального проекта станут подлинные книги из собрания Московской Митрополии Русской Православной Старообряд-

ческой Церкви и частных собраний, документы и фотографии (копии), а также отдельные подлинные предметы, характеризующие историю и быт российских старообрядцев.

Материал подготовлен на основе статьи куратора проекта — доктора искусствоведения, члена-корреспондента Российской академии художеств Ирины Леонидовны Бусевой-Давыдовой. Фото: Иван Новиков-Двинский. Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

Открытие мемориальных досок академикам АХ СССР Г. М. Коржеву и А. М. Грицаю в Москве

В историческом Доме художников (Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 3) 27 августа 2020 года состоялось торжественное открытие мемориальных досок выдающимся мастерам, действительным членам Академии художеств СССР Гелию Михайловичу Коржеву и Алексею Михайловичу Грицаю. Именно в этом здании долгое время находились мастерские художников и создавались их самые известные произведения. Тут же были установлены мемориальные доски таким художникам и скульпторам, как Е. А. Кибрик, С. А. Чуйков, М. Ф. Бабурин, А. А. Пластов, Е. И. Зверьков.

«Они были не только великими художниками, они были великими учителями!», — отметил ученик Г М. Коржева, Первый вице-президент Российской академии художеств Виктор Григорьевич Калинин.

На церемонии также выступили народные художники СССР, академики Российской

академии художеств Виктор Иванович Иванов и Валентин Михайлович Сидоров, Анастасия Ге-левна Коржева, авторы памятной композиции — скульптор Иван Коржев и архитектор Константин Арабчиков. На открытии присутствовали родственники и ученики А. М. Грицая и Г М. Коржева, московские художники и скульпторы, научно-творческий коллектив Российской академии художеств.

Гелий Михайлович Коржев-Чувелев (1925— 2012) — советский и российский живописец, представитель «сурового стиля». Первый секретарь Союза художников РСФСР (1968-1975). Академик АХ СССР (1970; член-корреспондент, 1962). Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1966). Среди важных произведений: «Влюбленные», «Егорка-летун», «Опрокинутый», «Обреченная», «Заслон», «Художник», «Дезертир», «Последний звонок», «Дополнительный урок», «Достоевский на каторге», «К своим», «Маруся», «Искушение», «Распятие», «Мутанты».

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

Алексей Михайлович Грицай (1914-1998) — советский живописец, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1964; член-корреспондент, 1957). Народный художник СССР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1978) и двух Сталинских премий третьей степени (1951, 1952). Его кисти принадлежат картины: «Вручение Государственного акта на пользование землёй», «Электропечи», «В Жигулях. Бурный день», «Над Волгой»,

«Вечером», «Портрет жены с сыном», «Ленинград. Летний сад», «Подснежники. Осинник», «Первая зелень. Стадо», «Ночная веранда», «Туман. Телята», «Пора весны», «Чёрная вода», «Весенние сумерки. Овраг», «Ледоход».

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств. Фото: Борис Сысоев.

Выставка

«Павел Никонов. Живопись наблюдений»

В выставочных залах Российской академии художеств 1-27 сентября 2020 года состоялась выставка произведений народного художника РФ, академика Российской академии художеств Павла Федоровича Никонова «Живопись наблюдений», посвященная 90-летию мастера. В экспозицию вошло около 100 произведений последнего двадцатилетия.

Сегодня известность имени Павла Никонова в широком смысле продолжают ассоциировать с давно минувшими событиями культурной жизни страны конца 1950-1960-х годов — «оттепелью», «суровым стилем», выставкой «30 лет МОСХ» и другими чрезвычайно важными самими по себе явлениями. Кураторы выставки предлагают осмыслить творчество мастера не только и не столько как свидетеля и участника эпохи, а как действующего художника, пребывающего в непрестанном развитии и авторском поиске.

В последние годы возникло стремление отойти от вектора мысли, где живопись художника неразрывно связывают с «суровым стилем» и приобретенным символическим статусом некоторых его ранних картин. Художественная критика и профессиональное сообщество сразу отметили

Никонова, пересмотревшего собственный подход к картине и разрабатывающего тему деревенской жизни с начала 1970-х годов. Для более широкой аудитории, к сожалению, этот период, насчитывающий уже полвека постоянного поиска и труда, остается незримым.

Ряд персональных выставок художника последних лет, выставка «Тогда и теперь» (2013) в галерее «Ковчег» и «Новый Никонов» (2018-2019) — проект в ГМИИ им. А. С. Пушкина подчеркивают различие периодов творческой биографии художника и раскрывают одновременно мировоззренческую цельность Никонова и потенциал внутреннего развития его живописи.

Выставка «Живопись наблюдений» продолжает эту уточняющую линию, но расходится с прошедшими выставочными проектами по ряду основополагающих понятий и способов описания живописи Павла Никонова. Кураторы пытаются отойти от контекста четкой периодизации развития творчества художника, обратиться к его сущностной основе. По их мнению, «Картины Никонова— это "душа" за работой!». Не в религиозном или мистическом смысле, но в социальном приобщении себя к труду, укрытом и автономном по отношению к экономическим факторам и стандартам рынка искусства. Сегодня, когда речь заходит об обретении души и собственного имени через

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

профессиональную художественную практику, нельзя не отметить, что сетевая и корпоративная организации общения в среде и цифровые технологии становятся орудиями порабощения человеческих душ.

Деревня Алексино с 1972 года служит для Павла Никонова прибежищем и местом, где возможна смена ориентиров. Информационный шум города сменяется планомерным сбором материала, своего рода экспериментом, где зримый и обособленный образ становится предметом наблюдения, изучения. Осязаемый мир более не выразительная реальность, но живая, резонирующая ткань для будущего холста. Поэтому основа работы Никонова не имеет ничего общего с репрезентативной, реалистической традицией, но в своих эстетических задачах близка «трудоемкой», экспрессивной работе души в духе, например, Ван Гога и Филонова, где заключенное в теле намерение открыто в направлении всякого Другого, где встреча с Другим облечена страданием и наслаждением, а возможность стать этим Другим — есть рефлексия, сознание и чувствительность.

Выставка предоставила зрителю возможность еще раз пережить, осмыслить творчество одного из ведущих мастеров российской живописи, погрузившись в проблематику профессиональных исканий искусства ХХ — начала XXI веков, взглянув под новым углом зрения на роль, особенности бытия искусства, художника в современном мире.

Павел Федорович Никонов родился 30 мая 1930 года в Москве. Войну пережил вместе с семьей в эвакуации на Урале. В 1956 году окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Участник культурных событий «оттепели», знаменитой выставки «30 лет

МОСХ» в 1962-1963 годах в Манеже, на которой его картина «Геологи» стала одной из главных мишеней критики.

Эпоха 1960-х, время интенсивных живописно-пластических исканий в искусстве, стала для П. Никонова мощным импульсом к развитию собственного изобразительного языка. Являлся членом группы «Девять». К концу 1970-х годов деревенская тема стала одной из основных в произведениях художника. В 1998-2006 годы руководил мастерской станковой живописи в МГАХИ им. В. И. Сурикова.

П.Ф. Никонов удостоен высоких государственных и профессиональных наград. Он лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер ордена Почета. Удостоен золотой медали на Всесоюзной художественной выставке 1957-1958 гг. за картину «Октябрь» (1954), первой премии на V международной выставке реалистической живописи в Софии (Народная Республика Болгария, 1985) за картину «Деревенские похороны» (1985), за эту же картину—премии по живописи им. П. П. Кончаловского (1991), золотой медали Академии художеств СССР за работы, представленные на персональной выставке 1990 г. в Москве (1991), ордена «За служение искусству» Российской академии художеств (2015).

Произведения мастера представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Вологодской картинной галерее, Софийском музее современной живописи, других музеях России, а также за рубежом.

Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Александра Саленкова. Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

The Art of Eurasia

No. 3 (18) 2020

«России светлая печаль» Выставка произведений Григория Чайникова (1960-2008)

В залах Российской академии художеств 9-17 сентября 2020 года прошла выставка произведений заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики, члена-корреспондента Российской академии художеств Григория Чайникова (1960-2008), посвященная 60-летию со дня рождения художника. В экспозицию вошли живописные произведения, созданные мастером в последние десятилетия творческой деятельности.

Григорий Леонтьевич Чайников родился 28 ноября 1960 года в селе Грахово в Удмуртии. После окончания в 1976 году Волошской средней школы поступил в Удмуртский государственный университет на художественно-графический факультет. Вскоре перевелся в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, где учился в мастерской профессора В. Г Цыплакова. В 1988-1991 годах обучался в Творческих мастерских живописи Академии художеств СССР под руководством академиков РАХ братьев А.П. и С. П. Ткачевых. Работал в Доме творчества им. И. Е. Репина «Академическая дача», где была создана большая часть его произведений.

Произведения Григория Чайникова отличаются высоким профессиональным мастерством

и объединены единым лейтмотивом—любовью к своей стране, вне которой, по признанию самого автора, он не мыслил ни себя, ни своего творчества. Мастер запечатлел отдаленные уголки России, ее нетронутую природу и традиционный быт русской деревни. На картинах художника можно увидеть живописные виды Тверской, Рязанской, Архангельской областей, а также святые места на Соловках и Валааме.

Особое место в творчестве П Чайникова занимает жанр портрета. Яркие, характерные типажи на его полотнах отличаются цельностью, гармоничным соответствием между внешним и внутренним содержанием. Перед зрителем предстает не просто портрет, а целый рассказ о человеке и его прожитом опыте.

Всю свою недолгую творческую жизнь П Чайников сохранял верность тем принципам, которыми руководствовались его учителя — народные художники СССР А.П. и С. П. Ткачевы: следовать реалистическим традициям русского искусства, отражать правду жизни и воспевать красоту родной земли. Григорий Чайников видел жизнь в ее многообразии, умел подниматься от обыденного до высокого обобщения, от натурного восприятия природы до ее художественного осмысления.

Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

Выставка «Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени»

Выставка из фондов Музея имени Андрея Рублева в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств 30 сентября — 15 ноября 2020 года посвящена теме копирования выдающихся древнерусских храмовых росписей в 1920-1980-е годы. На выставке представлены копии росписей самых знаменитых памятников древнерусской монументальной живописи: от Софийского собора в Киеве до стенописей знаменитого мастера Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Некоторые из оригиналов не сохранились до нашего времени, что делает выполненные с них копии особенно ценными.

В экспозицию включено около семидесяти работ авторства десяти художников. Для некоторых из них, таких как Н. И. Толмачевская, М. В. Ломакина, Н. В. Гусев, копирование древней живописи стало делом всей жизни. Другие — С. С. Чураков, А. П. Греков, Г З. Быкова, А. И. Ма-рампольский, А. Н. Овчинников — известны, прежде всего, как исследователи и реставраторы памятников древнерусского искусства. Их работы

не только документируют древние стенописи, но и отражают взгляд на них человека той эпохи, демонстрируют разные подходы к копированию.

Копирование на протяжении веков служило важным способом овладения навыками профессии художника: ученик, копируя работы мастера, постигал основы ремесла. С XVII века в Западной Европе копирование общепризнанных шедевров входило в процесс художественного обучения. Им занимались не только ученики, но и профессиональные художники, изучая живописные приемы своих великих предшественников.

В России школа копирования произведений изобразительного искусства начала складываться с открытием в Санкт-Петербурге Академии художеств (1757 г.) и, согласно европейской системе художественного образования, стала одним из методов обучения будущих живописцев. Тогда же в научных кругах возникла идея тщательного воспроизведения собственно русских древностей, в первую очередь храмовых росписей. Так, М. В. Ломоносов указывал на необходимость с «имеющихся в церквах изображений государских иконописною и фресковою работою... снять точные копии величиною и подобием, на бумаге водяными красками.». Им же была сформулирована задача сохранения через копии древних образов для отечественной истории. Заметный импульс

к его развитию для потомков: «...от съедающего времени отнять лики и память.». По замыслу ученого, копии также помогли бы познакомить с русскими древностями жителей других государств.

Целенаправленный характер копирование древней русской живописи получило значительно позднее, в конце 1820-х годов, когда в обществе зародился интерес к публикациям академика живописи Ф. Г Солнцева, посвященным русским древностям и включавшим сотни хромолитографий с их точным воспроизведением. Конец XIX века был отмечен появлением среди художников первых энтузиастов копирования древнерусских стенописей.

В XX столетии копирование средневековой монументальной живописи стало выполнять также и научно-исследовательские задачи. Возникло понятие научного копирования, а его метод был разработан в 1920-х годах художницей Л. А. Дурново, основавшей в Ленинграде специальную школу. К началу 1940-х годов её многочисленные ученики и последователи выполнили огромный комплекс работ, запечатлевших памятники древней монументальной живописи Киева, Чернигова, Ярославля, Старой Ладоги, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, новгородских храмов. Среди последних — разрушенные в годы Великой Отечественной войны церкви Спаса на Нередице (1199 г.) и Успения на Волотовом Поле (1363-1380).

Художники-копиисты советского периода успешно копировали как отдельные композиции, так и целые храмовые ансамбли монументальной живописи. В первую очередь это были знаменитые росписи, созданные великими живописцами Феофаном Греком в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 г.), Андреем

Рублевым и Даниилом в Успенском соборе во Владимире (1408 г.), Дионисием в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.), которые на протяжении многих лет последовательно копировал Н. В. Гусев. Художником-реставратором А. Н. Овчинниковым выполнен корпус копий стенописей Георгиевской церкви в Старой Ладоге (последняя четверть XII века) и Успения Богородицы в селе Мелётове под Псковом (1465 г.).

Многие из созданных в советскую эпоху копий приобрели значение подлинников, поскольку оригинальная живопись с годами претерпела изменения и понесла утраты. Таким образом, задача сохранения древнего культурного наследия России, поставленная М. В. Ломоносовым, была реализована художниками, обладавшими настойчивостью исследователя и знаниями реставратора.

Копии древнерусских стенописей, хранящиеся в собрании Музея имени Андрея Рублева, позволяют собрать в едином экспозиционном пространстве самые выдающиеся, географически разобщенные памятники древнерусской монументальной живописи.

На выставке также демонстрируется фильм о восстановлении художником и реставратором А. П. Грековым росписей церкви Спаса Преображения на Ковалеве, разрушенной во время Великой Отечественной войны. К выставке подготовлен полный каталог.

Кураторы выставки—ведущий научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Л. И. Антонова, научный сотрудник Т. А. Жукова. Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.