Научная статья на тему 'ВЫСТАВКИ НЕФОРМАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЯКУТСКЕ: ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА'

ВЫСТАВКИ НЕФОРМАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЯКУТСКЕ: ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ЯКУТИИ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ / ИНСТАЛЛЯЦИИ / ГРУППА «УЗКИЙ ВЗГЛЯД»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Наталья Васильевна

В статье рассматриваются выставки неформального искусства в 2000-2010-х годах в Якутске, организованные арт-сообществом, а также опыт творческого объединения «Узкий взгляд», формы работы художников, такие как использование приемов акционизма, тотальные инсталляции и др. Исследуются средства выразительности художественного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITIONS OF INFORMAL ART IN YAKUTSK: AN ARTIST'S VIEW

The article discusses the exhibitions of informal art in the first decade of the XXI century in Yakutsk, organized by the art community. The article considers the experience of the creative association "Narrow View", the forms of artists' work, such as the use of actionism techniques, total installation and other. The means of expressiveness of artistic language are investigated.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВКИ НЕФОРМАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЯКУТСКЕ: ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА»

H: v

;' Wmmm

* Щ. %..•я .ж':;

О. Рахлеева, А. Петрова. Перекрестки памяти. Знаки не говорят. Выставка «Обратная перспектива». Инсталляция. 200jL-Ткань, веревка, машина для стрижки, мяч, кувшин, колесо, мясорубка, бумажный самолетик, прожектор. 200x160

Собственность автора

О. Rakhleëya, A. Petrova&ÊÊ Crossroads of memory. The signs don't •' § speak. The exhibition "Reverse Perspective". Installation. 2004. fabric, rope, clipper, ball, jug, wheel, meat grinder, paper airplane, spotlight. 200x160

Author's property

1 1

[ ..

\

■ • - л v ■ v' .-..V4

mm

¡¡шШшШШшЩ

ш

BW

ikvizÊ

\ ' . \ V

1 V

\ • ■ ;

1: л ' 1 P

■ V

... \

■ "I

■ :• Ш

i

DOI: 10.17516/2713-2714-0023 УДК 7.01

EXHIBITIONS OF INFORMAL ART IN YAKUTSK: AN ARTIST'S VIEW

Natalia V. Nikolaeva

Arctic State Institute of Culture and Arts Yakutsk, Russian Federation

Abstract: The article discusses the exhibitions of informal art in the first decade of the XXI century in Yakutsk, organized by the art community. The article considers the experience of the creative association "Narrow View", the forms of artists' work, such as the use of actionism techniques, total installation and other. The means of expressiveness of artistic language are investigated.

Keywords: contemporary art of Yakutia; informal exhibitions; installations; "Narrow view" group.

Citation: Nikolaeva, N.V. (2022). Exhibitions of informal art in Yakutsk: an artist's view. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 2 (11), p. 24-31.

H. В. Николаева

Арктический государственный институт культуры и искусств Якутск, Российская Федерация

ВЫСТАВКИ НЕФОРМАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЯКУТСКЕ: ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА

В статье рассматриваются выставки неформального искусства в 2000-2010-х годах в Якутске, организованные арт-сообществом, а также опыт творческого объединения «Узкий взгляд», формы работы художников, такие как использование приемов акционизма, тотальные инсталляции и др. Исследуются средства выразительности художественного языка.

Ключевые слова: современное искусство Якутии; неформальные выставки; инсталляции; группа «Узкий взгляд».

Художники, объединенные в арт-группу «Узкий взгляд», принадлежат к одному поколению, можно сказать, одной формации - «рожденных в СССР», учившихся в высших учебных заведениях во времена перестройки, распада великой страны, расстрела Белого дома, смены приоритетов, перехода от романтического восприятия к трезвой оценке того, что искусство,

потеряв идеологический статус, оказалось предоставленным самому себе.

Смена парадигмы требовала нового осмысления действительности, что и отразилось в немногих выставках неформального искусства, которые с 2001 года были инициированы самими художниками, в частности группой «Узкий взгляд» в арт-галерее «Ургэл» (Якутск). Рождению объе-

динения сопутствовала выставка «Узкий взгляд» проекта «АРкТ-навигация», которая состоялась в 2007 году в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге при поддержке АК «АЛРОСА» ЗАО.

Название арт-группы (упоминается в статье Ю.В. Луценко вместе с объединением «Флогистон», созданным в 1993 году [3]) можно объяснить как зрительное восприятие художника, который наблюдает мир через прищур своих глаз, и если в этот момент заметен прищуренный глаз (или оба сразу), то, скорей всего, человек максимально сконцентрирован на какой-либо идее, которую только он может видеть своим «внутренним, узким взглядом»: происходит концентрация на собственных мыслях, и информация из внешнего мира не важна. Этот прищуренный взгляд - верный признак витальной энергии, которую художник чувствует, она наполняет его сознание, что может вылиться в эстетическое чувство переживания действительности. И, если внутренний локус контроля совпадает с внешними раздражителями, формируется общественно значимое высказывание.

Так группа «Узкий взгляд» начала формирование направления деятельности, в котором в сознании творчески преобразовывались объекты реальности, появлялась художественная образность у бытовых на первый взгляд процессов, будь то выставка, вечеринка, ремонт, приготовление еды, празднование дня рождения, приносящих радость от общения друг с другом и художественным сообществом Якутии.

Мощнейшее по своему содержанию, емкое, ставшее уже классическим искусство старшего поколения художников Якутии не могло не оказать влияния на весь художественный процесс настоящего времени. Оно задало определенную планку, явилось точкой отсчета. Несмотря на трансформацию восприятия, обусловленную ходом времени и социальными переменами, художественная сторона работ вызывает восхищение мастерством и глубоким философским содержанием, способностью быть вне времени, что учитывает и молодое поколение.

Духовными скрепами, объединяющими авторов в единую творческую группу, являются понимание целостности и последовательности академического художественного обучения, обновления художественного языка регионального искусства, поддержка традиций многонациональной культуры народов Якутии. Художники

группы «Узкий взгляд» работают, опираясь на богатейшее наследие профессионального искусства, а также опыт исследования нового изобразительного языка, средств взаимодействия со зрителем, предлагающих не только визуальное восприятие, но и обращающихся к чувственным и интеллектуальным образам, основанным на этническом своеобразии народов, живущих в Якутии. И именно коллективные практики группы формировались на основе единения индивидуальностей, где различия художественного языка становятся основой опыта, в котором голос каждого звучит ясно и вплетается в творческий диалог.

Основной костяк группы составили Ольга Скорикова (дизайнер), сестры Екатерина Шапошникова (художник театра) и Туйаара Шапошникова (график) и живописцы Евдокия Романова и Наталья Николаева, также в выставках активное участие принимали Ольга Рахлеева, Анна Петрова, Надежда Федулова, Михаил Старостин и другие художники, чьи эстетические интересы совпадали с концепцией той или иной выставки.

Выставки начала 2000-х годов носили стихийный характер, больше походили на карнавальные действа, поиск новых средств коммуникации со зрителем, когда художника интересует, какой эмоциональный отклик находят те или иные работы, носящие экспериментальный характер. В ход шли предметы обихода, находящиеся в непосредственной близости, те, что можно подобрать во дворе или мастерской, комбинировались различные элементы, становясь способом исследования окружения художника.

Например, на выставке «Метаморфозы» было инспирировано создание якобы скульптурной

В. Петров.

НЗ. Выставка

«Обратная

перспектива».

2004. Реди-мейд.

40x50

Утрачена

V. Petrov. NZ.

The exhibition "Reverse

Perspective". 2004.

Ready-made.

40x50

Lost

H. Николаева.

Дона, иди кушать.

Выставка

«Обратная

перспектива».

2004.

Ткань, шитье,

прорезка.

165x150

Собственность автора

N. Nikolaeva. Daughter, come eat. The exhibition "Reverse Perspective". 2004.

Fabric, sewing,

cutting.

165x150

Author's property

композиции «Статуя Свободы» выдуманного скульптора Гавриила Чемхоева из заимствованного у ничего не подозревающих соседей-скульпторов деревянного объекта, напоминающего фаллический предмет: поставив его на задрапированный тканью пьедестал, жестко стянули канатами, символизируя табуированные условности непобежденного эроса.

Неожиданно пророчески прозвучала работа Александры Иннокентьевой-Бочкаревой «Эволюция пространства и времени. Сияющие горизонты: немой крик», в которой как будто были предвидены глобальные катаклизмы. Лето 2021 года запомнилось пожарами в Якутии, которые охватили леса и заволокли дымом небо на долгие месяцы, катастрофическим загрязнением реки Вилюй, в водах которой было зафиксировано высокое содержание марганца, алюминия, никеля, титана, хрома, стронция. В целом тема экологии очень волнует художников: работы Галины Око-емовой, Михаила Старостина, Натальи Николаевой напрямую апеллируют к общественному мнению.

К свободному продуцированию интеллектуальных смыслов относит инсталляция Павла Федорова и Ольги Скориковой «Искушение Адама», в которой исследуется понятие глубинных подсознательных желаний. Одним из элементов стало настоящее яблоко, олицетворяющее

плод познания добра и зла, искушающее зрителя съесть его. Запретный плод оказался цел до конца выставки, лишь сморщился от времени и тяжести нагрузки смыслов (шутили художники). Все воспринималось как игра, поиск новой формы выражения некоей внутренней потребности отразить спонтанную событийность. Об этом методе как об инструменте актуализации творческого потенциала личности писала Я.Б. Частокол ен ко [4].

Здесь даже присутствовал намеренный отказ от индивидуального авторства. В то время это ощущалось естественным и логичным, так все воспринималось этаким коллективным действом, произведенным единым организмом, который дышал, смеялся, шутил над собой и окружающими. Вспоминается принесенный диван, на котором, как говорили, спал один из участников выставки, отдыхая от шума общежития, в котором на тот момент он проживал. Диван как один из символов повседневности, предмет вещного мира и специфический культурный знак неоднократно фигурировал в смысловом поле повседневности (об этом пишет Н.Л. Чулкина [5]). В данной ситуации диван выступил в качестве определителя студенческой среды обитания. Конечно, сегодня, по прошествии значительного времени, остается сожалеть о том, что не фиксировали эти прекрасные моменты, которые сейчас, увы, исчезли из памяти.

Весной 2004 года состоялась выставка «Обратная перспектива». В художественной практике при обратной перспективе линии сходятся не на горизонте, а концентрируются внутри, на зрителе. Поэтому в экспозиции активно использовались зеркала, которые, искажая пространство галереи, создавали новую реальность, давая новое качество восприятия. Помимо пространственных построений, инсталляции независимо друг от друга приобрели временное исчисление.

Так, работа Ольги Рахлеевой и Анны Петровой «Перекрестки памяти. Знаки не говорят» представлена следующим образом: «Замысел работы отличает стремление распознать модели будущей социальной жизни сквозь призму "дриф-та" - неопределенного путешествия в прошлое, настоящее и будущее. Тем самым разыгрывается некая игра, вовлекающая посетителя проекцией представления внешней узнаваемости предметов и внутренней расшифровкой воспроизведения образцов в обратном направлении...» [2, с. 120].

Художники в процессе творчества резонируют с другими людьми, исследуя всевозможные оттенки чувств, тайных желаний, страхов, фантазий - всего того, что хранится в памяти любого человека.

В инсталляции Ольги Скориковой и Павла Федорова «Ускользающие радости» авторы делятся личными мгновениями счастья со зрителем.

Личное кредо творческого дуэта дизайнеров выражено работами Ольги Скориковой, названными «Я люблю радость, радость любит меня...» В этих словах зашифровано видение мира, в котором живут художники, то, что объединяет их в жизни и в творчестве. В столь необычной фор-

жественной идентификации выставок неформального искусства, где плоскость картины рассматривается с различных точек зрения.

Так, Евдокия Романова исследует жизнь линии. В ее полотнах линия пульсирует ритмом, свободно очерчивая силуэты мифических животных, людей, цветы и все то, что рождается в воображении художника. Эскизы к картинам можно отнести к самостоятельным художественным произведениям, где рисунок создается легким, словно летящим росчерком.

Живопись Екатерины Шапошниковой изысканно лаконична, символизирует особую эстетику чувственности. Многие знают Екатерину Шапошникову как театрального художника, и на

Н. Николаева. Бронзовый век. Триптих. 2007. Холст, рельефная паста, масло. 90x220

Сахалинский областной

художественный музей (Южно-Сахалинск)

N. Nikolaeva. The Bronze Age. Triptych. 2007. Canvas, relief paste, oil. 90x220

Sakhalin

Regional Art Museum (Yuzhno-Sakhalinsk )

ме выражается глубинная приязнь возможности быть с теми людьми, с кем хочется быть и творить, и благодарность им.

Валерий Петров (дизайнер) впервые в истории художественных практик Якутии представил объекты в технике реди-мейд в чистом виде, где перевод «готовый к употреблению» напрямую связан с работами «НЗ», «Портрет друга», «Объект ПБ». В проекте есть оттенок черного юмора: так, объект «НЗ» поделен на 2 части, в которых рассматривается «неприкосновенный запас» советского и постсоветского человека. Как объясняет сам художник, «у каждого свой НЗ...»

Наряду с инсталляциями, живописные практики являются основным компонентом худо-

выставке «Отсюда и досюда», прошедшей в выставочном зале Национального художественного музея в 2005 году, она показала художественные произведения «Рифф-1», «Рифф-2».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство авторов преподают в различных учебных заведениях Якутска, в связи с чем данные выставки рассматривались в качестве площадки для формирования молодежного творческого сообщества в различных сферах, что решает проблемы социализации и обучения молодых художников. Путем совместных экспериментальных выставок ставится вопрос о формах сотворчества учителя и ученика в едином выставочном пространстве, где дистанционная составляющая предельно сокращается и созда-

H. Николаева.

Чаут. 2008. Холст, масло. 90x85

Собственность автора

N. Nikolaeva. Chaut. 2008. Canvas, oil. 90x85

Author's property

ется новая форма общения в процессе обучения студентов.

В мае 2005 года в выставочном зале Национального художественного музея РС(Я), в здании Комдрагмета, была проведена кратковременная выставка «Отсюда и досюда» с тотальной инсталляцией «Серый перечень. Хроники цивилизации мамонта». Конечно, это было чистой воды мифотворчество: изобретение параллельной цивилизации, в создании которой использовались «фрагменты» доисторического животного - ноги мамонта. Гигантские ноги, буквально вылепленные из целлофановых мешков для мусора, были заполнены бумажной продукцией (по версии автора идеи Туйаары Шапошниковой, это были статьи о находках якутского мамонта, в те годы заполонившие все полосы средств массовой информации). Структура пластического мышления Т. Шапошниковой позволяет свободно соединять глаз внутреннего наблюдателя с изучением окружающего мира, где исследователь транслирует свои ощущения в художественные образы, в концентрированной форме отражающие события сегодняшнего дня. Буффонадность концепции придавал фон, в качестве которого использовались тексты-повествования «Серый перечень. Хроники цивилизации мамонта» (ныне утрачены), полные утопического энтузиазма в транслируемом потоке бессознательного; автор, Наталья Николаева, симулировала новую реальность создания Иного мира - рождения и уничтожения цивилизации мамонтов.

Основная идея инсталляции Анны Петровой и Ольги Рахлеевой «19 строчек» выражена в строчках авторов: «Надо только убедиться самим, какая огромная сила таится на кончиках пальцев каждого из нас» [2, с. 136]. Авторы убедительно демонстрируют, что текстовая игра смыслами отражает многослойность восприятия: не

только совершенствование художественной ремесленной составляющей, но и владение словом - одно из требований, предъявляемых сегодня художнику. Новый виток во взаимодействии со зрителем был предложен на открытии выставки, где зритель открывал ее в прямом смысле, разрывая бумагу с завернутых в нее картин, становясь прямым участником художественного действия. Этот прием был впервые применен в художественной практике Якутска, и зритель очень бережно и осторожно открывал для себя новые чувства сопричастности к выставке.

Недавно, разбирая архив, автор данной статьи совершенно случайно обнаружил текст открытия этой выставки «Отсюда и досюда», по которому можно представить, что же там происходило. Приведем его: Начало... 3-2-1. Тишина. 3-2-1. Начать с точки отсчета. Уважаемые товарищи, не создавайте хаоса. Двигайтесь. Двигайтесь. А теперь думайте. Думайте и ничего не трогайте! Художники - наследники пластических традиций. Фиксируем в сознании пространственный образ. Фиксируем. Фиксируем. Зафиксировали. Осознаем момент перехода на другой пространственный уровень. Изменение пространства несет в себе элемент коллапса, происходящего в сознании зрителя, возможно даже не зафиксированный в момент происходящего, но осознанный им позднее в непоколебимой устойчивости бытия. Художник всегда увидит и запомнит что-нибудь такое, мимо чего пройдут многие, увидит и нам покажет.

Танцует «Гулун»1 в белых костюмах на белом фоне.

3-2-2. Уважаемые господа, подойдите к своим объектам. Займите исходные позиции. Внимание. Внимание. Начинаем изменение пространства. Приступить к освобождению объектов. Освободили? А теперь радуйтесь. Радуйтесь.

Делитесь радостью с соседом. Легко любить все человечество, а ты соседа полюби. Для современной художественной культуры характерно выделение особой роли динамики мгновенного визуального восприятии. Это не сон. Онейрос2 таит в себе опасность - встречу с собой.

3-2-3. Общение с предметами - казалось бы, бессмысленное - на самом деле имеет глубокий смысл. Более глубокий, чем мы привыкли думать. Это вербальное познание себя и установление тонкой взаимосвязи с миром. Через общение с предметами ты проникаешь в глубину своего подсознательного. Строя свои взаимоотношения с предметом, определяешь свою точку. Которая продуктивна для тебя и твоего творчества. Мы ничего вам не навязываем.

3-2-4. Главное не бояться быть смешным. Выпасть из общественных представлений. Если появится идея, то нужно, чтобы порог для ее реализации был как можно короче. Жестких правил нет. Всё на грани ускользания. Раздуваться до бесконечности нет смысла. Твори здесь и сейчас. Надеюсь, это всем понятно. Быть или не быть - вот в чем вопрос. Успокоились. Успокоились. Конечно, вопросов всегда больше, чем ответов. Не на каждый ответ можно задать вопрос. Возможно, мы сами запутываем себя. Это легальная выставка.

3-2-5. Человеку в современном мире проходится проходить уплотненные временные рамки. Техническая революция, или НТР, та, чем бредили наши родители, наконец свершилась.

Танцует «Тулун» уже в цветных костюмах во 2 зале.

3-2-7. Информация доступна любому, кто желает ее иметь. Информационные волны захлестывают нас, мы тонем в них, и сами уже не рады. Мир кажется сложнее и сложнее. Сложнее, сложнее, да он и так не прост. Мы за чистоту помыслов! Не мусорьте нам мозги.

3-2-8. Никем не пренебрегайте и не считайте никого лишним, ибо нет человека, у которого не было своего часа. Трактат «Поучение отцов».

3-2-10. А теперь еще о чем-то. Хватит выражаться словесно. Надо действовать! Вводить в культурный обиход...

Конечно, многое забылось с той поры, но вот ощущение какого-то феерического момента, когда все сложилось, эксперимент удался и выставка «Отсюда и досюда» получилась так, как была задумана, не оставляет до сих пор.

Если прошедшие выставки неформального искусства не вызывали какой-либо негативной реакции, то выставка «Черно-белая цивилизация» 2011 года, подготовленная к 70-летию Союза художников Якутии, вызвала бурную полемику и неприятие со стороны старшего поколения, что явилось неожиданностью для авторов выставки, не подозревающих о внутренних конфликтах и противоречиях, существующих в сообществе художников.

Сейчас, по прошествии значительного времени, эта реакция воспринимается как «буря в стакане воды», ведь процессы, возникающие в художественной среде, в каком-то смысле отражают глубинные изменения, происходящие в культуре в целом, и требуют того, чтобы вылиться в ту или иную форму. Столкновение мнений означает конфликт поколений, который неизбежен, как пишет Джулиан Варне в книге «Открой

Е. Шапошникова. Рифф-1. 2005. Холст, масло. 100x100

Частная коллекция

Е. Shaposhnikova. Riff-1. 2005. Canvas, oil. 100x100

Private collection

E. Шапошникова. Рифф-2. 2005. Холст, масло. 100x110

Частная коллекция

Е. Shaposhnikova. Riff-2. 2005. Canvas, oil. 100x110

Private collection

глаза»: «То, что одному поколению кажется грубым, мерзким, нехудожественным, холодным, другое сочтет правдивым и даже прекрасным, жизнью, как ее и следует изображать - или, скорее, концентрировать...» [1, с. 328]. Для молодых это своего рода поиск нового художественного языка, новых форм, выражения некоей внутренней потребности творчества. Выставки неформального искусства ориентируются, скорее, не на реалистический инструментарий - это опыт исследования нового изобразительного языка, средств взаимодействия со зрителем.

Тема «черного и белого» в обсуждениях и разговорах о выставках возникала не раз, отражая поиск формы, наполненной внутренним драматизмом, а не только противопоставлением цвета и отказа от цветности. Эмоциональный накал, символическое наполнение образов прочитывается в антитезе: черное - белое, свет - тьма, радость - печаль.

«Крекс-пекс-фекс. Жажда обладания» - центральная инсталляция выставки «Черно-белая цивилизация». Фигуры из полиэтиленовых пакетов, сидящие вокруг «поля чудес», ждущие исполнения своих желаний, - образ гротескный во многом, если присмотреться, похожий на персонажей из реальной жизни, среди фигур есть оптимисты, пессимисты, гордецы, хвастуши, т. е. каждая фигура наделена своей условной индивидуальностью. В начале фигуры бодро держались, в конце выставки многие, будто устав от ожидания «чуда», слегка прилегли, понурили головы, словно поняв, что в этой жизни желания не сбудутся, если для этого не предпринимать усилий. Зрителям также предлагалось выбрать свое желание, закопав его на «поле чудес», ждать его исполнения.

Вообще такой «иронический акционизм» стал отличительной чертой группы «Узкий взгляд», позволяющей относиться к искусству как к художественному процессу, вызывающему те или иные эмоции, честно искать свой путь в искусстве, пытаясь подобрать «золотой ключик» к сердцу якутского зрителя.

Рубеж ХХ-ХХ1 веков, требования нового времени вносят перспективы в развитие региона; осознавая это, чувствуя глубинную связь с «местом жизни», художники ищут новые пути интеграции глобальной мировой культуры в региональный контекст. Подводя итог, скажем, что группа внесла свой вклад в формирование современного искусства Якутска, обозначив новые горизонты развития национального пластического языка.

Примечания

1. «Гулун» - народный ансамбль малочисленных народов Севера. Создан при Республиканском доме народного творчества в 1990 году заслуженным работником культуры PC (Я) Л. А. Никитиной. Исполняет эвенские, эвен-скийские, юкагирские, чукотские, долганские, ительменские, корякские танцы.

2. Онейрос - греч. сон

Литература

1. Варне, Дж. Открой глаза / пер. с англ. В. Бабкова, А. Борисенко, Д. Горяниной, И. Мокина и др. - Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 352 с.

2. Кириллина, Л.Г. Неповторимый мир искусства. -Якутск, 2006. - 144 с. : ил.

3. Луценко, Ю.В. Современное изобразительное искусство Якутии: традиции и новаторство // Гуманитарные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. - Владивосток, 2011. - № 1 (13). - С. 31-32.

4. Частоколенко,Я.Б. Спонтанное художественное творчество как средство актуализации творческого потенциала личности // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2007. - № 300-1. - С. 209-214.

5. Чулкина, Н.Л. Семиотика «вещного мира» повседневности: «вещи-символы» и «вещи-операторы» (ценностная переориентация на рубеже веков) // Ценности и смыслы / Российский ун-т дружбы народов. - Москва,

2010.-№6(9).-С. 48-63.

References

1. Barnes J. Otkroj glaza [Keeping an eye open]. Transl. from English V. Babkov, A. Borisenko, D. Goryanina, I. Mokin and others. Saint Petersburg, Azbuka, Azbuka-Attikus, 2019, 352 P-

2. Kirillina L. G. Nepovtorimyj mir iskusstva [A unique world of art], Yakutsk, 2006,144 p.

3. Lucenko Yu. V. Sovremennoe izobrazitel'noe iskusstvo Yakutii: tradicii i novatorstvo [Contemporary fine art of Yakutia: traditions and innovation]. Gumanitarnye issledovaniya v Sibiri i na Dal'nem Vostoke. Vladivostok,

2011, no. 1 (13), pp. 31-32.

4. Chastokolenko Ya. B. Spontannoe hudozhestvennoe tvorchestvo kak sredstvo aktualizacii tvorcheskogo potenciala lichnosti [Spontaneous artistic creation as a way to actualize a person's creative potential]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Tomsk, 2007, no. 300-1, pp. 209-214.

5. Chulkina N. L. Semiotika "veshchnogo mira" povsednevnosti: "veshchi-simvoly" i "veshchi-operatory" (cennostnaya pereorientaciya na rubezhe vekov) [Semiotics of the "world of things": things as symbols and things as operators (reorientation of values at the turn of the centuries)]. Values and meanings. People's Friendship University of Russia. Moscow, 2010, no. 6 (9), pp. 48-63.

Об авторе

Николаева Наталья Васильевна - старший преподаватель кафедры живописи и графики Арктического государственного института культуры и искусства, художник-живописец, член Союза художников России E-mail: nikolaevanv64@mail.ru

Nikolaeva Natalia Vasilyevna

Senior lecturer at the Department of Painting and Graphics of the Arctic State Institute of Culture and Art, painter, member of the Union of Artists of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.