Научная статья на тему 'Современное изобразительное искусство Якутии: традиции и новаторство'

Современное изобразительное искусство Якутии: традиции и новаторство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1205
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ЯКУТИИ / ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ / ГРУППА "ФЛОГИСТОН" / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА / YAKUT ART / YAKUT ARTISTS UNIONS / FLOGISTON GROUP / REGIONAL EXHIBITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Луценко Юлия Владимировна

Рассматривается творческая деятельность художников Республики Саха (Якутия), а также их профессиональные объединения (рубеж ХХ-ХХI вв.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern fine arts of Yakutia: traditions and innovations

The article deals with the creative activities of the professional artists unions of the Republic of Sakha (Yakutia) of the late 20th early 21st centuiries.

Текст научной работы на тему «Современное изобразительное искусство Якутии: традиции и новаторство»

УДК 7.036(571.56)

Ю. В. Луценко

СОВРЕМЕННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЯКУТИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

Рассматривается творческая деятельность художников Республики Саха (Якутия), а также их профессиональные объединения (рубеж ХХ-ХХ1 вв.).

Ключевые слова: искусство Якутии, объединения художников, группа «Флогистон», региональная выставка.

The modern fine arts of Yakutia: traditions and innovations. YULIA V. LUTSENKO (The State Museum Art Complex «The National Fine Arts Museum of the Republic of Sakha (Yakutia)»).

The article deals with the creative activities of the professional artists unions of the Republic of Sakha (Yakutia) of the late 20th - early 21st centuiries.

Key words: Yakut art, Yakut artists unions, Flogiston group, regional exhibition.

Оживление культурной жизни Якутии 1980-1990-х годов имело ярко выраженный национальный колорит. Появляется генерация новых живописцев, свободных от штампов предшествующих десятилетий. Молодые художники, пришедшие в искусство в 1990-е годы, стараются освободиться от обыденного, сюжетного пересказа, найти новые способы обобщения реальности и ее живописного осмысления. В 1993 г. они объединились в группу «Флогистон» (от phlogistos - горючий, воспламеняемый), созданную по инициативе М.В. Ханды, О.А. Рахлеевой, О.А. Скориковой, С.В. Ивановой при поддержке своих единомышленников в Союзе художников Якутии [2].

Вокруг «Флогистона» сгруппировались несхожие творческие индивидуальности, свободно мыслящие личности с разным жизненным, творческим и профессиональным опытом. Основной костяк составили якутские художницы А.Л. Соргоева, Е.К. Атласова, Е.П. Романова, Г.Е. Окоёмова, И.А. Мекумянова, Н.Е. Федулова, Л.Л. Попова, Т.Е. Шапошникова, Ж.П. Хунгеева. В разные годы к объединению примыкали И.Е. Капитонов, В.С. Парников, Ю.И. Ханды, Е.П. Саввин, А.Д. Васильев, Г.Н. Решетников, М.Г. Старостин. Большинство из «флогистоновцев» получили профессиональное образование в художественных институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Владивостока и в Якутском художественном училище. Их искусство, при всем различии индивидуальных почерков, несло в себе «генетический» код пластической и живописной культуры северного края: преобладание линии над цветом, декоративность и монументальность, слабо выраженный

социально-политический контекст. Разнообразие стилей и художественных пристрастий сцементировано общей духовной тягой к истокам национальной культуры, желанием уйти от выработанных десятилетиями таких стереотипов художественной деятельности, как повество-вательность, литературная иллюстративность, жесткая зависимость от натуры. Художники стремились перейти в своем творчестве от прямолинейного миметизма к ассоциативному отображению реальности. Этим отчасти и объясняются их шумные «игровые вернисажи» и введение шаманских и загадочных атрибутов в экспозиции выставок. При этом они не стремились разрушать созданное старшим поколением, не выступали с эпатирующими манифестами - просто сосуществовали рядом, уважая право каждого на творческую свободу. Вернисажи выставок («Флогистон-93», «Ню-проект», «Пятая нога») имели характер перформансов и мини-спектаклей.

В живописи «Флогистона» причудливо переплелись черты русского и европейского искусства с этническим мировидением и фольклором, его знаково-символическим мышлением. И все же художники этого объединения осознают себя не только представителями якутского искусства, но и частью вселенского содружества творцов конца ХХ века. Отсюда их желание избавиться от региональной ограниченности и посредством искусства выразить себя в проблематике, актуальной для современного человека.

В этом отношении симптоматично название выставки бывших флогистоновцев - «Узкий взгляд», которая состоялась в рамках проекта «АркТ-НАВИГАЦИЯ»,

ЛУЦЕНКО Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела (Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Якутск). E-mail: [email protected] ©Луценко Ю.В., 2011

2011 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

31

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

представленного арт-группой «Алгыс»1 в 2007 г. в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), затем в апреле 2008 г. в Национальном художественном музее (Якутск). Проект «АРкТ-НАВИГАЦИЯ» задуман как поступательная демонстрация современного искусства Республики Саха (Якутия) в различных регионах России и за рубежом. Выставка познакомила с работами семи якутских художников: Туйаары и Екатерины Шапошниковых, Евдокии Романовой, Ольги Ско-риковой, Натальи Николаевой, Ирины Мекумяновой и Галины Окоемовой. «Узкий взгляд» - это прищуренный взгляд художника, пристально всматривающегося в мир в поисках нового и прекрасного, исключающий из поля зрения темные и негативные явления жизни. «Узкий взгляд» характеризуется демонстративным отказом от агрессии в изобразительном искусстве, будь то жесткие эксперименты с формой или сюжетом. Художники работают в разных стилистических системах: абстракция, реализм, примитивизм, но их роднит глубинная связь с родной культурой. В произведениях авторы пытаются выразить свое мировоззрение, сложившееся в переплетениях этнического своеобразия и опыта мирового искусства.

Подобные тенденции в изобразительном искусстве якутских художников проявились и на выставке 2008 г. «Кочующие свитки. Хабар-Саха» в рамках международного проекта «Кочующие свитки. Хабар», в котором участвуют художники тюркского мира разных стран. Произведения живописи и графики в форме свитков удобны для передвижных выставок, отсюда название - кочующие свитки. Авторами проекта стали Наталья Николаева из Якутска и Альфия Ильясова из Казани. В своих работах участники выставки широко используют символику, орнаментальные мотивы, композиционно-пластические решения, традиционные для тюркских народов. «Хабар» демонстрирует растущий интерес авторов к древней тюркской и монгольской культуре, ее своеобразию и художественным кодам [1].

Начиная с 1960-х годов, деятельность многих якутских художников неразрывно связана с регулярно устраиваемыми выставками «Дальний Восток». В 1964 г. в Хабаровске состоялась первая выставка произведений художников огромного Дальневосточного края. А выставочный марафон «Дальний Восток-2008» объединил уже более 400 участников. В экспозиции было представлено 1500 произведений - почти вся жанрово-видовая система изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, народное декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство, плакат. Отличительной особенностью этой юбилейной выставки стал принцип показа творческих достижений каждого союза на отдельном выставочном пространстве. Экспозиция художников Республики Саха (Якутия) вызвала интерес специалистов и зрителей именно потому, что творчество якутских

1 Алгыс в переводе с якутского - благословение.

мастеров органично вписывается в характерную для современного регионального искусства тенденцию, связанную с художественно-философским выражением в условно-символических формах этнического сознания. Крупным событием выставки, где преобладали живописные произведения, стали сюжетно-тематические полотна народного художника СССР и Якутии, действительного члена Российской академии художеств А.Н. Осипова, народного художника Якутии, член-корреспондента Российской академии художеств А.Д. Васильева, произведения якутских графиков и скульпторов.

В целом показ искусства республики, несмотря на то, что недоставало многих имен, получился очень качественный. Участников выставки разных поколений с их приверженностью разным техникам, разной степени известности объединяло ярко выраженное своеобразие, которое позволяет говорить о национальной школе, формирование которой было положено в 1960-е годы.

«Минусы» у X региональной художественной выставки «Дальний Восток-2008» тоже были: мало больших, значимых тематических произведений, буквально единицы - скульптуры, несвоевременное освещение событий.

Итак, при всех различиях в изобразительных системах, творческих манерах художников, ярко прослеживается общий реалистический корень. Частичная изоляция от мировых и отечественных художественных процессов позволила дальневосточным авторам сохранить искренность самовыражения, пластическую независимость, творческую самобытность. Однако, как отметил искусствовед В.П. Сысоев (Москва), у художников региона, работы которых отличает чувство, темперамент, существуют определенные образовательные пробелы, их общая беда - падение уровня академического рисунка.

В целом экспозиции художников Республики Саха (Якутия) ярко иллюстрируют особенность современного самосознания. Их искусство рождает новые формы, которые включают как вненациональные элементы, так и скрытые этнические символы. Эта эволюция способствует сохранению качественного уровня изобразительной культуры Дальневосточного региона и определенную преемственность поколений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международный художественный проект «Кочующие свитки. Хабар-Саха»: [альбом / авт. текста Петрова А.]. Якутск, 2008.

2. SAKHA ART: the young Artists of Yakutia: the new perspective = Саха Арт: молодые художники Якутии: новый взгляд: [альбом / авт. текста З.И. Иванова-Унарова; пер. Г. Семеновой]. [Б. м., б. и.], 1994. 52 с.: репрод.

32

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.